меньше (7,82±1,24 мкмоль/л) (р<0,01). Изменения концентрации нитритов при возрастании степени тяжести данного заболевания мы не выявили (I степенью - 7,67±1,27 мкмоль/л, II степень -7,82±1,24 мкмоль/л).
Таким образом, выявлено снижение оксида азота у больных с ХОБЛ. При изучении обмена оксида
азота другими исследователями было обнаружено, что оксид азота снижается при гипоксии и курении, что характерно для больных ХОБЛ. Вероятно, это связано с активацией окислительных процессов, при которых происходит повышенная генерация свободных радикалов, способных повреждать клетки, синтезирующие оксид азота.
simonova I.N., Hodosova К.К., Bobrovnik E.A.
THE CONTENT OF NITRIC OxIDE IN THE BLOOD OF PATIENTS wITH CHRONIC OBSTRUCTIVE PULMONARY DISEASE
The branch «the far Eastern scientific center of physiology and pathology of water-chania WiTH Russian Academy of medical Sciences - research Institute of medical climatology and rehabilitation treatment, Vladivostok.
Keywords: obstructive pulmonary disease, nitrogen oxide.
Citation: Simonova I.N., Hodosova K.K., Bobrovnik E.A. The content of nitric oxide in the blood of patients with chronic obstructive pulmonary disease. Health. Medical ecology. Science. 2014; 2(56): 120-121. URL: http://yadi.sk/ d/9CKUellUSaNwT.
Сведения об авторах
Симонова Ирина Николаевна - к.м.н., м.н.с. лаборатории восстановительного лечения; Владивостокский филиал ФГБУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» СО РАМН - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, 690105, Владивосток, ул. Русская, 73г. 8 (423) 2788-201, e-mail: [email protected];
Ходосова Кира Константиновна - зав. клинико-диагностической лабораторией; Владивостокский филиал ФГБУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» СО РАМН - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, 690105, Владивосток, ул. Русская, 73г. 8 (423) 2788-201, e-mail: [email protected];
Бобровник Елена Александровна - врач клинической диагностики диагностической лаборатории; Владивостокский филиал ФГБУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» СО РАМН - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, 690105, Владивосток, ул. Русская, 73г. 8 (423) 2788-201, e-mail: [email protected].
© Коллектив авторов, 2014 г УДК 616.12- 008. 331.1- 084
Е.В. Зорина, Л.А. Мудрова, Д.С. Каскаева, С.А. Бахшиева, Т.М.Осипова
влияние информационно-обучающих профилактических программ
НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ БОЛЬНыХ С АРТЕРИАЛЬНОЙ гИПЕРТЕНЗИЕЙ
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. г. Красноярск, Россия. Сибирский клинический центр ФМБА России, г. Красноярск.
В статье отмечаются негативные последствия длительной медикаментозной терапии больных с АГ. поэтому необходимо проводить информационно-обучающие профилактические программы по выявлению факторов риска АГ и самоконтролю за течением заболевания АГ. Выделены оценочные критерии для самоконтроля за заболеванием. Однако эти программы не находят развития, т.к. проводятся врачами в стационарах. Предлагается проведение этих программ в поликлиниках для использования средним медицинским персоналом.
Ключевые слова: артериальная гипертония, факторы риска, профилактика, критерии обучения.
Цитировать: Зорина Е.В., Мудрова Л.А., Каскаева Д.С., Бахшиева С.А., Осипова Т.М. Влияние информационно-обучающих профилактических программ на восстановление здоровья больных с артериальной гипертензией // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №2(56). С. 121-124; URL: http://yadi.Sk/d/V2V3VwPXSaPAs.
В связи с эпидемической распространённостью заболеваемостью артериальной гипертензией (АГ) и довольно пристальным вниманием к медикаментозному
лечению этих больных отмечается несколько второстепенное применение других более мягких, безвредных методов традиционного лечения и профилактики АГ [2].
Современная медицина в лечении артериальной гипертензии использует в основном фармакотерапию, применяя большой арсенал различного класса препаратов. Но как они взаимодействуют в организме больного трудно предсказать, хотя их действие описываются в огромных, мелко написанных аннотациях к лекарственным препаратам. Приём этих препаратов может дать массу побочных эффектов, а длительное применение медикаментозной терапии АГ вызывает системные нарушения в организме человека (сахарный диабет, гиперхолестеринемию и др.), которые могут привести к летальному исходу, раньше, чем само заболевание [3].
Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в РФ превышает аналогичный показатель европейских стран в 2-2,5 раза: за один год в нашей стране умирает 839 человек на 100 000 населения, а в Европе только 354 человека [1], что еще раз подчеркивает актуальность проблемы профилактики и лечения АГ, поэтому на сегодняшний день назрела острая необходимость в проведении серьезной целенаправленной работы по применению профилактических мероприятий и восстановительного лечения больных с АГ [3]. К конкретным структурным информационно-обучающим программам воздействующих на больных с АГ и на лиц с факторами риска её следует отнести программы по:
- обучению больных в школах по АГ,
- обязательной информации населения о факторах развития заболевания АГ,
- обучение пациентов самоконтролю за состоянием своего здоровья и самооздоровлению.
- внедрению методов количественного определения резерва здоровья, которые разрабатываются и внедряются в нашей стране.
Всё это меры по профилактике и восстановлению здоровья больных с АГ.
цель работы: изучить осведомленность населения о факторах возникновения АГ и методах контроля за состоянием своего здоровья, а также определить возможности дальнейшего развития Школ для больных с АГ в восстановлении здоровья и трудоспособности.
Материалы и методы: в исследовании участвовало 100 больных страдающих АГ 1-Ш ст. терапевтического отделения СКЦ ФМБА в 2012 г. по информационному согласию. Мужчин - 46 респондентов, женщин 54, средний возраст - 57,5 лет. Применялись методы: наблюдения, анкетирования, интервьюирования и сравнительного анализа. В содержание анкеты было предложено назвать известные факторы, способствующие развитию АГ и выбрать один из вариантов ответа: «Повышает АД», «Снижает АД», «Не влияет на АД» или «Не знаю», а также определить наиболее эффективный метод обучения для контроля за оптимальным АД у исследуемых больных.
Результаты и обсуждение. При анализе анкетных данных было установлено:
- не могли назвать ни одного фактора риска в развитии у них АГ - 27% больных. При этом ни одного фактора риска АГ чаще не могли указать мужчины (73%), нежели женщины (27%). Называли хотя бы один фактор риска АГ - 34,0% респондентов, что указывает на низкую осведомлённость о факторах риска у исследуемой группы больных, которая не зависела от возраста и социального положения.
- при выявлении факторов риска у респондентов, наиболее частыми факторами, способствующими развитию АГ, указывались: психоэмоциональные стрессы (65,0%), прием алкоголя (13,0%), избыточная масса тела (12,0%), избыточное употребление поваренной соли (9%), курение и др. Изучение осведомленности населения о факторах риска АГ выявило низкую осведомленность о причинах заболевания. Информированность в вопросах профилактики АГ также была низкой. Наряду с широким распространением факторов риска АГ и низкой осведомленность населения о них возникла необходимость в проведении информационно-обучающих мероприятий по первичной и вторичной профилактике АГ, которые необходимо начинать с повышения уровня знаний населения по проблеме АГ.
В марте 2012 г. была организована «Школа» для обучения больных с АГ на базе СКЦ ФМБА г. Красноярска. Было обучено 80 больных, составлявших группу структурированного (группового) обучения, а 20 обучалось обычным информационным методом. Программа для школы разработана на основании общепринятой программы обучения больных с АГ. Существует несколько методов терапевтического информационного обучения больных: чисто информационная модель, групповое обучение и модель индивидуальной работы с больным. Информационный метод терапевтического обучения предполагал самостоятельное изучение больными специальной печатной продукции, аудио- или видеоматериалов, посвященных АГ, которых в настоящее время достаточно в печати и интернете.
Среди 100 больных было проведено сравнительное исследование эффективности лечения АГ с применением различных моделей информационного терапевтического обучения. Все больные были разделены на две группы. Первую группу составили 20 больными с 1-Ш ст. АГ, которые лечились по общепринятой методике с применением информационного метода обучения о заболевании АГ. Вторую группу составили 80 больных с 1-Ш ст. АГ, которые также лечились по общепринятой методике, но получившие структурированное (групповое) обучение. Из них была выделена подгруппа из 10 больных для индивидуального обучения.
Сравнение эффективности различных методов терапевтического обучения проводили по следующим выделенным критериям готовности к самоконтролю:
1. Изменение информированности больных о заболевании;
2. Формирование в процессе обучения навыков и умений, необходимых для измерения и контроля АД;
3. Определения клинической эффективности обучения (модификация факторов риска и достижение целевого АД больными);
4. Выявление мотивации к здоровому образу жизни.
Один из важных компонентов информированности
больных АГ - это понимание ими серьезности заболевания и его прогноза. До начала терапевтического обучения все больные знали о наличии у них повышенного АД. Самой сложной проблемой обучения больных оказалась оценка уровня целевого АД. Наиболее успешно эти трудности были преодолены при групповом и индивидуальном обучении. При самостоятельном изучении литературы 9 больных (45%) из первой группы не смогли разобраться с нормами АД. Тем не менее, знание факторов риска сердечнососудистых заболеваний является самым простым уровнем информированности, без которого невозможно освоить методы изменения образа жизни.
Проведение информационно-обучающей программы больным с АГ, находящимся на лечении в нашем отделении значительно активизировало их по применению восстановительных методов лечения. Однако, создание Школы для больных с АГ не всегда возможны из-за отсутствия кадров медицинских работников в стационаре. Наша школа просуществовала в течение года и затем перестала функционировать, т.к. была организована на добровольных началах и не поддерживалась мотивационными мероприятиями. Поэтому предлагаем использовать для этого вида профилактической работы не врачей, а фельдшеров и выпускников с высшим сестринским образованием с введением их в структуру деятельности поликлиники, а не стационара. Возможно, это
будет способствовать уменьшению очередей к врачам первичного звена при посещении поликлиник. Поликлиники наиболее часто посещаются больными, и организация при них школ по заболеваниям отвлечёт их от посещения кабинетов врачей
Выводы:
- внедрение информационно-обучающих программ усиливает профилактическую деятельность медицинских работников, способствует повышению внимания по контролю самого больного за своим заболеванием, делает его активным участником восстановления своего здоровья;
- создавать информационно-обучающие Школы лучше в поликлиниках, а не в стационарах, потому что поликлиники пациенты посещают чаще, чем находятся на лечении в стационаре;
- донесение информации больным об их заболевании в школах могут не обязательно врачи, а также фельдшера и медсёстры с высшим образованием. Создание такой организационной структуры, как центры здоровья пока не привело к сокращению посещаемости пациентами поликлиник.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубнова М.Г., Аронов Д.М., Красицкий В.Б. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца после эндоваскулярных вмешательств на постстационарном (диспансерно-поликлиническом) этапе. Учебное пособие для послевузовского образования. Москва. 2011. 132 с.
2. Концевая А.В., Калинина А.М., Романенко и др. Оценка потребности в профилактике факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в организованных коллективах работников умственного труда // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2008. №7. С. 15-21.
3. Оганов Р.Г., Калинина А.М., Поздняков Ю.М. и др. Организация школ здоровья в первичном звене здравоохранения // Организационно-методическое письмо Минздрава РФ. М., 2002. 30 с.
Zorina E.V., Mudrova L.A., Kaskaeva D.S., Bahshieva S.A., Osipova T.M.
THE IMPACT OF EDUCATIONAL PREVENTION PROGRAMS ON THE RESTORATION
OF THE HEALTH OF PATIENTS wITH ARTERIAL HYPERTENSION
Krasnoyarsk state medical University. Professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia. Siberian clinical center FMBA of Russia, Krasnoyarsk.
The article notes the negative consequences of long-term drug therapy of patients with hypertension. Therefore, it is necessary to conduct information and educational prevention programs to identify risk factors of hypertension and self-control for disease AG. Dedicated evaluation criteria for self-control of the disease. However, these programs do not find development, as are carried out by doctors in hospitals. We offer these programs in clinics to use the average medical personnel.
Keywords: arterial hypertension, risk factors, prevention, criteria of training.
Citation: Zorina E.V., Mudrova L.A., Kaskaeva D.S., Bahshieva S.A., Osipova T.M. The impact of educational prevention programs on the restoration of the health of patients with arterial hypertension. Health. Medical ecology. Science. 2014; 2(56): 121-124 ; URL: http://yadi.sk/d/V2V3VwPXSaPAs.
Сведения об авторах
Зорина Екатерина Вячеславовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ. 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391); e-mail: [email protected];
Мудрова Лариса Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ. 660037, г. Красноярск, ул. Коломенская, д. 26; тел. 8(391)2620256; e-mail: [email protected];
Каскаева Дарья Сергеевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, руководитель отделения Общей врачебной практики. 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1 Е; тел. 8(391) 228 00 17; e-mail: [email protected];
Бахшиева Светлана Алексеевна - ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ. Адрес: 660037, г. Красноярск, ул. Коломенская, д. 26; тел. 8(391)2620256; e-mail: [email protected];
Осипова Татьяна Михайловна - и.о. зам. ген. директора по организации медицинской помощи ОАР Сибирский клинический центр ФМБА России. 660037, г. Красноярск, ул. Коломенская, д. 26; тел. 89607677171; e-mail: о[email protected];
Данилова Людмила Кальевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, врач отделения Общей врачебной практики. 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1 Е; тел. 8(391) 228 00 17; e-mail: [email protected].