Научная статья на тему 'Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс социализации'

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс социализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1064
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / INFORMATIZATION CONSCIOUSNESS / INFOSOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авдеева Анна Владимировна, Жилкин Владимир Владимирович, Юрина Ирина Анатольевна

Рассмотрен новый тип социализации инфосоциализации, складывающийся под влиянием информационно-коммуникационных технологий.Der Artikel ist dem neuen Typ der Sozialisierung der Infosozialisierung, der unter dem Einfluß der Informationsund Kommunikationstechnologien gebildet wird, gewidmet.Cet article est consacré à un nouveau type de socialisation infosocialisation se formant sous l'influence des technologies dinformation et de communication.The article is devoted to a new type of socialization, namely, infosocialization. The author examines the phenomenon of infosocialization as a modern social trend. The necessity of forming a specific individual consciousness, i.e. informatization consciousness has been stressed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Авдеева Анна Владимировна, Жилкин Владимир Владимирович, Юрина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс социализации»

Экономические и гуманитарные науки

УДК 316.61:004

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ А.В. Авдеева1, В.В. Жилкин2, И.А. Юрина1

Кафедры: «Связи с общественностью» (1),

«Архитектура и строительство зданий» (2), ФГБОУВПО «ТГТУ»; licakr_umu@nnn.tstu.ru

Представлена членом редколлегии профессором В. Ф. Калининым

Ключевые слова и фразы: информатизационное сознание; информационно-коммуникационные технологии; инфосоциализация.

Аннотация: Рассмотрен новый тип социализации - инфосоциализации, складывающийся под влиянием информационно-коммуникационных технологий.

Информационная революция конца ХХ века обусловлена появлением и распространением информационно-коммуникационных технологий. Это явление можно сравнить с созданием паровой машины, предопределившей промышленную революцию, начавшуюся в конце XVIII века. Результаты анализа темпов развития информационных технологий и возрастания их значимости легли в основу разработанной М. Кастельсом информационной парадигмы, суть которой можно свести к превалированию технологии в жизни общества (технологический детерминизм) и появлению сетевых структур, являющихся одновременно средством и результатом глобализации. Следует отметить, что понятия «сеть», «сетевая организация» являются ключевыми в работе М. Кастельса. Известно, что М. Кастельс на обвинения в технологическом детерминизме отвечал своим оппонентам, что «технология есть общество, и общество не может быть понято или описано без его технологических инструментов» [1, с. 29]. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предлагают новые инструменты взаимодействия с информацией, новые коммуникации между факторами информационного пространства, которые вполне реально изменяют сложившуюся систему ценностей и вносят свои коррективы в социализацию.

С момента своего появления в природной среде человечество осознавало роль информации (или информированности) в собственной жизни, задумывалось над закономерностями ее появления и функционирования. Потребность в информации об окружающей человека действительности складывалась в процессе его социального становления. Необходимость в ней первоначально была связана с обеспечением безопасности индивидов и их групп - наблюдение за внешней средой и анализ информации о ее состоянии постепенно становились важнейшими видами человеческой деятельности. Однако определяющим фактором в формировании потребности в информации стал совместный труд: даже исходные формы

его разделения предполагали общение людей в процессе первобытного взаимодействия. Постоянные контакты обеспечивали возможность понимать друг друга, обмениваться информацией, согласовывать цели и средства совместных действий. Коммуникация превратилась в неотъемлемую составляющую человеческого бытия, объединяя людей в сообщества различных уровней организации: род - племя -союз племен. При этом содержание коммуникации непосредственно связывалось с человеческими отношениями. Проблема функционирования информации в рамках общественной жизни, создания информационного общества на протяжении долгого времени волнует большое количество исследователей, ученых и философов. Наибольший вклад в теорию информационного общества внес американский ученый Дэниел Белл, который в 1973 году предложил для развитого западного общества парадигму социальной организации, основанной на ИКТ, создающих возможности для развития государства, общества и его культуры, отдельного гражданина [2]. По мнению Д. Белла, грядущее общество структурно и функционально должно быть напрямую зависимо от науки и техники, организация которых становится главной проблемой. Он впервые предложил рассматривать информацию и научные знания не только как актуальную часть современного производства, сервисных и социальных технологий, а как их фундаментальную основу, однозначно утверждая, что информация - это власть, а доступ к информации является условием свободы [3].

Российский исследователь трудов Д. Белла В.Л. Иноземцев отмечает, что «основанием классового деления современного социума становятся образованность людей, обладание знаниями». Сосредоточенность значимых знаний в относительно узком круге людей В. Л. Иноземцев объясняет интеллектуальными возможностями человека как главным фактором приобщения к информации. Исходя из этого положения, движущей силой человеческой цивилизации на этапе информационного общества является образование как основной путь к вхождению в «элиту знающих людей», в круг «подлинных владельцев информации» [7]. Анализ концепций информационного общества позволяет определить его как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Вместе с тем нельзя не признать, что ожидаемые перемены институциональной структуры, вызванные технологическими изменениями в обществе, не происходят, что позволяет усомниться в реализации самой идеи информационного общества. Теоретики информационного общества сочли возможным отождествлять информацию и знание, но обилие информации (чаще оцениваемой количеством байт, а не качеством контента) и особенности ее тиражирования в современном обществе скорее опровергают данный тезис.

Становление информационного общества, усиленное и ускоренное процессами глобальной информатизации, ведет к качественному изменению роли информационных процессов в эволюции существующих социальных систем. Интеллектуальные факторы начинают играть превалирующую роль в жизнедеятельности общества по сравнению с факторами материальными. Таким образом, интеллектуальный аспект информационной деятельности современного общества становится ведущим фактором социального прогресса. При этом основные проблемы информатизации обусловлены, прежде всего, противоречием между необходимостью своевременного использования в большинстве сфер человеческой деятельности больших информационных объемов высокого качества, и невозможностью оперативно формировать такие объемы в силу отсутствия навыков применения информационных средств и технологий и, самое главное, неготовности массового и индивидуального сознания к такого рода деятельности.

Проблема неумения и невозможности получения и использования имеющейся информации в условиях изменения общей социализации обусловливает необ-

ходимость формирования специфического сознания личности - информатизаци-онного сознания. Информатизационное сознание представляет собой специфическую форму отражения социальной реальности, направленную на информационные процессы и ИКТ [6].

В середине ХХ века К. Ясперс отметил, что с появлением современной техники изменилось все: она резко усилила социальную динамику и явилась принципиально новым фактором мировой истории, вызвавшим изменения, не сравнимые ни с чем, что известно людям за последние 5000 лет. Опыт многих стран свидетельствует о том, что как только услугами компьютерных сетей начинают пользоваться более чем 15 % населения страны, проявляются резкие качественные изменения роли этих сетей в жизни общества. После этого вопросы существования и развития личности в измененных условиях сводятся к вопросу социализации человека в условиях информатизации общества. Высокая динамика информационных процессов в современном обществе предполагает существование принципиального отличия социализации личности, которая не должна происходить в условиях стихийного воздействия на нее различных обстоятельств жизни и случайных факторов социализации (как в индустриальном обществе). Личность необходимо целенаправленно воспитывать и готовить к жизнедеятельности в современных условиях.

Модель социализации, рассчитанную на пользователей ИКТ в рамках киберпространства, предлагает С.В. Бондаренко, в работах которого процесс социализации предполагает «освоение пользователями технологий межличностной коммуникации, социальной навигации и правил поведения в компьютерных сетях, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований, существующих как в конкретных виртуальных сетевых сообществах, так и в социальной общности киберпространства в целом» [4].

Автор указанного исследования делит процесс первичной социализации в социальной реальности киберпространства на два этапа: архетипический и инструментально-когнитивный. Архетипический этап подразумевает формирование у личности субъективной реальности киберпространства на основе восприятия социальных мифов, связанных с его функционированием, где в качестве агентов социализации выступают сверстники, родители, преподаватели соответствующих учебных дисциплин. Социальные мифы в данном случае выполняют компенсаторную функцию и способствуют формированию мотивов продолжения процесса социализации. На этом этапе происходит первоначальное знакомство пользователя с социальными нормами киберпространства и усвоение базовых элементов сетевой этики.

Следующий этап социализации - инструментально-когнитивный - по мнению С.В. Бондаренко, начинается после подключения пользователя к телекоммуникационным сетям, где он сталкивается с альтернативными образцами мышления и поведения, усваивая при этом конкретные ролевые ориентации, нормативные модели социальных взаимодействий, получая навыки навигации в киберпространстве и взаимодействия с другими пользователями и с контентом, ощущая на себе действие механизмов социального контроля.

Анализируя процесс социализации в рамках социальной системы киберпространства, С.В. Бондаренко ведет речь об усвоении личностью основной структуры ролей и ценностей, доминирующих в рамках той или иной общности киберпространства, подчеркивая, что «кроме освоения норм и ценностей киберпространства, пользователю приходится корректировать свое поведение под влиянием эволюционных изменений, которые происходят в сообществе, в котором он ранее социализировался». В заключение своих рассуждений исследователь отмечает, что предложенная модель социализации пользователей разработана применительно к социальным взаимодействиям, осуществляемым только в глобальных телекоммуникационных сетях общего пользования [4].

По мнению А.И. Ковалевой, процесс становления и развития личности состоит в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе [8, с. 445]. В информационном обществе движущей силой развития станет производство и потребление информационного продукта, что потребует изменения не только производства, но жизненного уклада и системы ценностей - трансформации сознания в целом. Из этого следует, что социальнозначимая информация в достаточно большой степени трансформируется и становится частью опыта, накопленного человечеством. Таким образом, в современном обществе к содержанию процесса социализации априори добавятся процесс и результат усвоения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуальной составляющей информационного опыта современного общества, включающего навыки работы с информацией и ИКТ, то есть инфосоциализация [5].

Сущность инфосоциализации состоит в том, что это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение личностью значимого для нее информационного опыта путем приобщения к информационному пространству (информационной инфраструктуре), системе информационных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы информационных связей за счет собственной информационной деятельности, активного включения в информационное пространство. Другими словами, личность не просто усваивает информационный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, в собственную информационную культуру. Факт преобразования информационного опыта предполагает активность личности в применении такого преобразованного опыта, то есть в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему информационному опыту, но его воспроизводство, продвижение его на новую ступень.

Первая сторона процесса инфосоциализации - усвоение информационного опыта - это характеристика того, как информационное пространство воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на информационное пространство с помощью информационной деятельности. Активность позиции личности в данном случае обусловлена тем, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии информационной деятельности [5].

Стремительные изменения в современной общественной жизни, рост ИКТ позволяют утверждать, что инфосоциализация по своему содержанию есть процесс информационного становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Это становление осуществляется, прежде всего, в двух сферах: информационная деятельность и информационные коммуникации.

На протяжении всего процесса инфосоциализации личность осваивает все новые виды информационной деятельности. Параллельно с этим происходят три важных процесса: 1) ориентация в системе информационных связей, присутствующих в каждом виде информационной деятельности и между ее различными видами; 2) выбор основного вида информационной деятельности; 3) освоение в ходе реализации информационной деятельности новых ролей, их осмысление и осознание их значимости. Сущность этих преобразований в системе информационной деятельности развивающейся личности сводится к процессу расширения возможностей личности именно как субъекта информационной деятельности. Информационная деятельность, опосредованная ИКТ, на современном этапе носит скорее развлекательно-игровой характер, чем креативно-познавательный. Тем не менее, сам факт применения ИКТ стимулирует личность к более активной жизненной позиции [5].

В современном обществе инфосоциализация осуществляется как формальными (семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, профессиональные группы, социальный институт власти, средства массовой информации, общественные организации), так и неформальными агентами, что обусловливается доступностью и привлекательностью транслируемых ценностей для объектов инфосоциализации. Так, на стадии первичной инфосоциализации в российских условиях формальными ее агентами выступают прежде всего семья, в какой-то степени дошкольные учреждения, затем основными формальными агентами последовательно становятся школа, вуз, профессиональная группа, а на послетрудовой стадии - снова семья и отчасти общественные организации.

При рассмотрении процесса социализации традиционно выделяют две фазы: социальную адаптацию и интернализацию (интериоризацию). Специфика процесса инфосоциализации заключается в том, что личность не только не всегда готова и способна включить в свой внутренний мир нормы и ценности современного социума, трансформированного ИКТ, но подчас отказывается от них при первой же возможности. Тем не менее, вероятное отсутствие выраженной фазы интернализации не означает отсутствия самого процесса и результата инфосоциализации. Для рассмотрения инфосоциализации представляется важным выделение ее этапов, фаз, отслеживаемых по критериям инфосоциализации, иллюстрирующим саму процессуальность данного явления - инфоадаптацию (приспособление к информационному пространству, требованиям и законам функционирования информационных потоков), инфоинтеграцию (включенность и самостоятельные интеракции индивида в информационном пространстве, сознательный выбор личностью видов и форм информационной деятельности) и инфоактивность (способность личности вносить перемены в информационное пространство, когда в этом есть необходимость и целесообразность) [6].

Если рассматривать процесс инфосоциализации с точки зрения двух составляющих - трансляции соответствующих ценностей как целенаправленного воздействия социальных институтов с целью формирования адекватного требованиям современного общества уровня информационной культуры личности и стихийного воздействия информационного пространства, что также относится к ин-фосоциализации, - то управлять первым процессом более целесообразно. Что же касается процесса стихийного воздействия на личность информационного пространства [9], то эффективность инфосоциализации будет определяться реальным использованием и развитием ИКТ и информационными процессами в сфере экономики, политики, культуры, а именно тем, насколько эти структуры и процессы будут создавать предпосылки развития личности, условия для ее самореализации.

Список литературы

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М. : Изд. дом Гос. ун-та Высш. шк. экономики, 2000. - 606 с.

2. Bell, D. The Coming of Post Industrial Society: A Venture in Social Forecasting / D. Bell. - Harmondsworth : Penguin; Peregrine, 1973. - Р. 126-127.

3. Bell, D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea / D. Bell // Survey. (Ind). - 1971. - No. 79. - Р. 158.

4. Бондаренко, С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / С.В. Бондаренко. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 2004. - 320 с.

5. Жилкин, В.В. Инфосоциализация в образовании / В.В. Жилкин. - СПб. : Наука, 2007. - 192 с.

6. Жилкин, В.В. Инфосоциализация в условиях информатизации сознания личности / В.В. Жилкин // Актуал. инновац. исслед.: наука и практика. - 2009. -№ 2. - С.46-50.

7. Иноземцев, В.Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции / В.Л. Иноземцев. - М. : Academia - Наука, 1999. - 724 с.

8. Ковалева, А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Социологич. энциклопедия : в 2 т. / под ред. В.Н. Иванова. - М. : Мысль, 2003. - Т. 2. - 863 с.

9. Жилкин, В.В. Безальтернативность информационно-коммуникационного тренда в современном обществе / В.В. Жилкин // Вестн. Адыг. гос. ун-та. - 2011. -№ 4. - С. 185-191.

The Influence of Information and Communication Technology on the Process of Socialization

A.V. Avdeeva1, V.V. Zhilkin2, I.A. Yurina1

Departments: “PublicRelations” (1),

“Architecture and Construction of Buildings” (2), TSTU; licakr_umu@nnn.tstu.ru

Key words and phrases: information and communication technology; informatization consciousness; infosocialization.

Abstract: The article is devoted to a new type of socialization, namely, infosocialization. The author examines the phenomenon of infosocialization as a modern social trend. The necessity of forming a specific individual consciousness, i.e. informatization consciousness has been stressed.

Einfluss der Informations- und Kommunikationstechnologien auf den Prozess der Sozialisierung

Zusammenfassung: Der Artikel ist dem neuen Typ der Sozialisierung - der Infosozialisierung, der unter dem Einfluft der Informations- und Kommunikationstechnologien gebildet wird, gewidmet.

L’influence des technologies d’information et de communication sur le processus de socialisation

Resume: Cet article est consacre a un nouveau type de socialisation -infosocialisation se formant sous l'influence des technologies d’information et de communication.

Авторы: Авдеева Анна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью»; Жилкин Владимир Владимирович -кандидат философских наук, профессор кафедры «Архитектура и строительство зданий»; Юрина Ирина Анатольевна - аспирант кафедры «Связи с общественностью», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Смирнов Вадим Владимирович - кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Тамбовского филиала НОУ ВПО «РосНОУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.