Научная статья на тему 'Влияние игры на агрессивное поведение младших школьников'

Влияние игры на агрессивное поведение младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АГРЕССИЯ / ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Ф.М., Макарова И.А.

Рассматриваются вопросы агрессивное поведение младших школьников, становления личности ребёнка в младшем школьном возрасте. Показан процесс формирования духовно-нравственных ценностей школьников. Огромным преимуществом пользуются групповые формы обучения, игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние игры на агрессивное поведение младших школьников»

- Встроенная флэш-память DataFlash емкостью 2 Мбит для энергонезависимого хранения данных.

Заключение

Таким образом мы получаем стенд, где подключать перечисленные компоненты можно будет в любой свободный порт на отладочной плате, в зависимости от написанной программы, что делает та-

кой стенд более универсальным и позволяет гораздо удобнее осваивать принципы программирования микроконтроллеров и использования внешней периферии.

На основе отладочного комплекта БТК500 мы в итоге получаем недорогостоящий многофункциональный лабораторный учебный стенд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крюков А.И., Кузнецов А.В., Тройков С.М., Шубникова И.С., Бебенин В.Г., Палагута К.А. Применение программной среды LabView для разработки и исследования систем управления летательными аппаратами. «Надежность и качество» Т1. 2014г.

2. Имамутдинов А.И., Емашкина Т.С., Юрков Н.К. Информационные технологии и процесс обучения. «Надежность и качество» Т1. 2017г.

3. Куликова М.А. Сравнение языков C++ и C#. «Надежность и качество» Т2. 2016г.

4. Трусов Е.В. О модульном тестировании на C++. «Надежность и качество» Т2. 2016г.

5. Шпак. Ю.А. Программирование на языке Си для AVR и PIC микроконтроллеров. 2006г.

УДК 37.015.3

Осипов Ф.М., Макарова И. А.

НОУ ВПО «Институт психологии», Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматриваются вопросы агрессивное поведение младших школьников, становления личности ребёнка в младшем школьном возрасте. Показан процесс формирования духовно-нравственных ценностей школьников. Огромным преимуществом пользуются групповые формы обучения, игры

Ключевые слова:

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, АГРЕССИЯ, ИГРЫ

21 век принес много новых проблем в области воспитания детей. В сложной социально-экономической и культурной обстановке, дети оказались под властью агрессии. Ученые, практики ищут пути воспитания миролюбия у детей.

Агрессивное поведение современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей -родителей, воспитателей, учителей, сверстников, оно создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон [1].

Необходимость оказания эффективной психологической помощи агрессивным детям служит причиной того, что особую значимость приобретают научные исследования, посвященные истокам агрессивного поведения и его коррекции [2]. Так как наиболее актуальна коррекция агрессивности на ранних этапах развития ребенка, когда формируются основные личностные характеристики, то особенную роль играет исследование проблемы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Проблемами в области изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: З. Фрейд, А.Фрейд, Э. Фромм, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко, И.Ю. Млодик, Р. Бэрон, К. Бютнер, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Н. Миллер, Д. Зильманн и другие.

Так как физический и психический компоненты в играх тесно связаны, проведение игровых упражнений с детьми весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения. В подвижных и спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой - умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

Авторы, занимающиеся вопросами коррекции агрессивного поведения, предлагают большое количество различных игр и рекомендаций, но мало кто в школе применяет их на практике [3].

Специально организованные игры в работе с детьми могут помочь не только контролировать детям свое поведение в процессе общения, но и выражать свои эмоции. По мнению Д.Б. Эльконина, в игре ребенок может преодолеть эгоцентризм, что обеспечивается механизмом принятия на себя роли

и выполнением этой роли. Таким образом, игра способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной децентрации, что, в свою очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации. В ходе выполнения той или иной роли ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания, связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смыслы и значения своей деятельности, а также формируют новые социальные мотивы деятельности.

Игра в жизни младшего школьника все еще занимает значительное место. Игры - это всегда интересно и познавательно, потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Воспитательное воздействие игровой деятельности общепризнанно.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов [4], но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.

Анализ различных подходов отечественных и зарубежных исследователей позволяет выделить следующие причины агрессивного поведения младших школьников. Агрессия:

1. Как естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность, а не устойчивая пока еще черта характера.

2. Как следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавления взрослыми инициативы ребенка.

3. Как ярко выраженная направленность на других (экстраверсия), как черта характера.

4. Как проявление Эдипова комплекса (направленность агрессии на взрослого человека одного пола с ребенком).

5. Как проявление соперничества между детьми (в семье, в классе, в школе, во дворе).

6. Как проявление комплекса неполноценности, стремление доказать свою состоятельность.

7. Как результат депривации и фрустрации, т. е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели.

8. Как результат негативного влияния семейного воспитания.

9. Как результат наказаний.

Различные методологические и концептуальные подходы отечественных и западных ученых не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения детской агрессивности. Однако, становится ясно, что детская агрессивность имеет комплексную этиологию, причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родитель-ских отношений, особенности стиля воспитания) [5, 6].

Игра - это эмоционально насыщенный вид деятельности, в котором ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность.

С каждым годом растет число детей с различными трудностями в поведении. Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение игровой терапии. Игра наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили

слова, ценности и правила взрослых. Цель игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В результате проведённого нами экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что правильно подобранные игры и их проведение значительно влияют на снижение агрессивного поведения младших школьников.

Программа игровых занятий по профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников имеет свою специфику и носит системный характер.

Нами разработана и предложена программа поэтапных игровых занятий с младшими школьниками по профилактике и коррекции агрессивного поведения «Час игры».

Эффективность игровых занятий по коррекции агрессивного поведения выражается: в повышении мотивации к изменению неадекватного поведения; в осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; в повышении уровня межличностных взаимоотношений между учащимися; в снижении уровня агрессивного поведения; в повышении культуры общения.

Наибольший эффект достигается, когда в игры активно включаются взрослые члены семьи младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипов, Ф.М. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2015, Т. 2. - С. 273-275.

2. Макарова, И.А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 1. С. 334-335.

3. Макарова, И.А. Ваше величество творчество. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 2. С. 311-312.

4. Быков, В.В. Итоговая государственная аттестация: учеб. пособие // В.В. Быков, В. Ю. Прохоров, И. Г. Голубев и др. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. - 211 с.

5. Аронов, И.З. Основные вопросы технического регулирования : монография /И.З. Аронов, В.В. Быков, В.Ю. Прохоров. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.

6. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий: учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.

УДК 337.5

Прохоров В.Ю., Макарова И.А.

ГБПОУ МО «Пушкинский лесо-технический техникум», Московская обл., Пушкинский р-н, п. Правдинский ПОМОЩНИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Анализируются современные проблемы среднего профессионального обучения. Эффективная организация внеурочной деятельности обучающихся является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации. Одним из направлений организации педагогического процесса, способствующих формированию общих компетенций и реализующих требования ФГОС СПО можно по праву считать внеурочную деятельность, в частности кружковую работу

Ключевые слова:

ПОДГОТОВКА КАДРОВ, СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КРУЖОК, КАРТИН ИЗ СОЛОМКИ

Время стремительно... Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Новые условия порождают образовательные потребности и служат стимулом их развития в новом, более инновационном контексте [1].

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию [2, 3].

Главное предназначение образовательного процесса - развитие (творческое, профессиональное, нравственное). Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека [4].

Именно поэтому необходимо предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной траектории, сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т.п.[5]

Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных занятий, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся.

Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.