Научная статья на тему 'Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста'

Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6347
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / SOCIALIZATION / GAME ACTIVITY / PLOT-ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокишина О. В.

Любой возрастной период развития ребёнка является важным для его становления, особенно важным является дошкольный возраст, когда происходит формирование всех качеств ребёнка. В данной статье рассматривается тот факт, что не остаются без внимания и вопросы влияния игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста, в особенности на коммуникативное развитие детей и их социализацию. Данное направление дополняется также рассмотрением того, что в практике дошкольного воспитания огромное значение отводится сюжетно-ролевой игре, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GAME-BASED ACTIVITY ON SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Any age during the development of the child is important for his development. The upbringing is especially important in preschool age, when all qualities of the child form, shape and develop. This article discusses the fact that hasn’t remained without attention: the question of impact of activities that are based or related to the activity of games and playing on the development of pre-school children, particularly in the communicative development of children and their socialization. This direction is also complemented by consideration of the fact that the practice of pre-school education is given great importance to the plot-role-playing game, as it is an effective means of identity formation preschooler, his moral and volitional qualities. Any game realizes the need of interaction with the world, formed by arbitrary behavior, motivation and much more.

Текст научной работы на тему «Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста»

тории через педагогические технологии и средства обучения включают развивающие ресурсы, как общего среднего, так и профессионального образования. Комбинирование традиционных и альтернативных форм образования (очно-заочной, дистанционной), введение новых оценочных систем, технологий оценивания (зачётно-модульной, модульно-рейтинговой систем оценивания, технологии портфолио), которые позволяют учесть индивидуальные возможности школьников, также можно рассматривать как один из способов адаптации к вузовской системе обучения [3].

На основе анализа педагогической практики и опытно-поисковой работы была выявлена успешность решения обучаемыми задачи проектирования личной профессиональной перспективы как последовательности целей в плане жизненного и профессионального самоопределения. Построение личной профессиональной перспективы является конкретизацией процесса профессионального самоопределения подростков. Большая

Библиографический список

доля выпускников (в пределах 70%) отмечает, что выбранная профессия соответствует их индивидуальным склонностям и способностям и соответствует выбору, зафиксированному в индивидуальном учебном плане. Также, до 80% учащихся отдают предпочтение перспективности профессии, нежели ее престижности, что говорит о доминировании мотива достижений, расчете долгосрочных перспектив. Желание родителей не играет роли для обучаемых в выборе профессии, что говорит о самостоятельности принимаемых решений и принятии ответственности за свой выбор на себя.

Созданные условия в ходе методического сопровождения естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам обеспечивают решение вопроса сохранности мотивов обучения и направленности обучения старшеклассников; повышения качества естественнонаучного образования; расширения способов преемственности среднего и профессионального образования.

1. Голошумова Г.С. Факторы развития системы менеджмента качества образования. Вестник Университета Российской академии образования. 2010; 5.

2. Лисичкин Г.В. Химические способности и возможность их диагностики. Российский химический журнал. 2011; Т. 55, № 5-6.

3. Ежов С.Г., Голошумова Г.С., Тимиров Ф.Ф. Тенденции развития вариативного образования в современном социуме. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3.

References

1. Goloshumova G.S. Faktory razvitiya sistemy menedzhmenta kachestva obrazovaniya. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2010; 5.

2. Lisichkin G.V. Himicheskie sposobnosti i vozmozhnost' ih diagnostiki. Rossijskij himicheskij zhurnal. 2011; T. 55, № 5-6.

3. Ezhov S.G., Goloshumova G.S., Timirov F.F. Tendencii razvitiya variativnogo obrazovaniya v sovremennom sociume. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 373

Yevdokishina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia),

E-mail: olga_ve@glstar.ru

INFLUENCE OF GAME-BASED ACTIVITY ON SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN. Any age during the development of the child is important for his development. The upbringing is especially important in preschool age, when all qualities of the child form, shape and develop. This article discusses the fact that hasn't remained without attention: the question of impact of activities that are based or related to the activity of games and playing on the development of pre-school children, particularly in the communicative development of children and their socialization. This direction is also complemented by consideration of the fact that the practice of pre-school education is given great importance to the plot-role-playing game, as it is an effective means of identity formation preschooler, his moral and volitional qualities. Any game realizes the need of interaction with the world, formed by arbitrary behavior, motivation and much more.

Key words: socialization, game activity, plot-role-playing game.

О.В. Евдокишина, канд. пед. наук, доц. Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск;

E-mail: olga_ve@glstar.ru

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Любой возрастной период развития ребёнка является важным для его становления, особенно важным является дошкольный возраст, когда происходит формирование всех качеств ребёнка. В данной статье рассматривается тот факт, что не остаются без внимания и вопросы влияния игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста, в особенности на коммуникативное развитие детей и их социализацию. Данное направление дополняется также рассмотрением того, что в практике дошкольного воспитания огромное значение отводится сюжетно-ролевой игре, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

Ключевые слова: игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, социализация дошкольника, коммуникативная готовность.

Безусловно, актуальным в дошкольном образовании последних лет является вопрос о внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). За основу методологии ФгОс дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы

рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило основной принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка. Центральная пси-

ходидактическая технология стандарта - это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка [1].

Безусловно, возникшие нововведения отражаются и на частных вопросах воспитания детей, в том числе на таких, как влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста. Анализ этого вопроса мы и хотели бы осуществить.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности, самореализации, установившей гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе. Накопление ребёнком самостоятельности и необходимого социального опыта под руководством взрослых способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке его к школе. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте при создании определенных условий процесс социализации проходит эффективно. Одним из особых ведущих средств социализации дошкольников является сюжет-но-ролевая игра.

Возрастные особенности развития определяют основную линию социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б Элько-нина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сю-жетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным [2].

Между тем, культура игр и игровая культура в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинным источником развития является живое общение и игра. К сожалению, игра современного ребёнка существенно отличается от той игры, которую описывал в свое время Д.Б. Эльконин. Сейчас дети выбирают и называют роли редко, игра отличается однообразием, ограниченностью сюжета, роли представителей различных профессий практически отсутствуют; нет полноценного сюжета, логически развивающегося и отражающего определенную сторону социальной действительности [3].

Причин того, что сюжетно-ролевая игра уходит на «обочину» жизни много. Одной из них является то, что дошкольное воспитание ориентируется, прежде всего, на ускоренное развитие в ущерб его обогащению. Современный ребёнок, несмотря на позитивные изменения в дошкольном образовании, еще редко включается в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Современная система образования и обучения долгие годы отделяла детей и взрослых друг от друга, не включая ребёнка в трудовые и бытовые отношения, лишая его возможности игровой деятельности. Взрослые в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребёнка, не оставляют времени для игр. Н.Л. Михайленко и Н.А. Короткова отмечают, что большинство детей вынуждены осваивать игровые действия сами, ориентируясь только на игровые материалы, игрушки, которые не могут объяснить какой сюжет выбрать для игры [4].

Не менее важной причиной разрушения сюжетно-ролевой игры является изменение места ребёнка в системе общественных отношений. Сегодня возникли новые формы деятельности, которые позволяют ребёнку включиться в общество: телевидение, компьютеры, интернет, что также снижает значимость ролевых игр.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Исследования РИ. Жуковской, В.П. Залогиной, Д.В. Мен-джерицкой и многих других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В ней отражается содержание окружающего ребёнка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. По мнению А.Н. Острогорского, игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников [5].

Понимание игры как деятельности, определенной социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: А. Валлона, И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен и др. О социальном развитии дошкольников в игре говорят результаты исследований О.Л. Ведьмедь, Н.П. Дубриковой, Ю.Н. Косенко, М.М. Стрека-ловской и других. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Как считают Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьёва, можно выделить две позиции в понимании природы, содержания и роли игры. Согласно первой позиции, игра - это инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребёнка, вытесняемые жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (А. Фрейд, 3. Фрейд, В. Штерни др.). Этот подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребёнка, и игра в данном случае является формой защитного поведения.

Вторая позиция сводится к тому, что игра понимается как важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребёнка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Она содержит «идеальную форму» (Д.Б. Эльконин), образец - эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнком форме. Игра в этом случае не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребёнка к будущей жизни.

Раскрыв характеристику и значение игры для детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть и наиболее важные функции игры, предложенные Т.Ю. Марковой.

Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, обогащает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции с предметами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, начиная со второго года жизни - отображение простейших бытовых сюжетов; и, наконец, в старшем дошкольном возрасте - сюжет-но-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры. Безусловно, педагогам необходимо отбросить бытующее сейчас навязывание детям формальных приемов и навыков игры, догматическую диктовку ее темы и условий, распределение ролей, о чем и говорится в ФГОС. Необходимо понимание игры как исторически сложившейся центральной стратегии развития сознания и личности ребёнка и перестройка условий ее организации в детском саду. Приходя к выводу, что социализация дошкольника осуществляется через игру, следует акцентировать внимание на том моменте, что этот процесс начинается и происходит в детском саду в ходе целена-

правленного педагогически организованного воспитания. То есть другими словами, «навязывание» педагогами игры не только не создает развивающей атмосферы, но и действует отрицательно на развитие ребёнка. Педагогическое руководство игрой является одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм воспитателя, но и происходит развитие ини-

Библиографический список

циативы и творчества дошкольников, а значит и процесс социализации.

Таким образом, безусловно, мы можем констатировать, что влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста велико и с внедрением ФГОС приобретает всё более важное и многоплановое значение.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. Москва: Просвещение, 2010.

2. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2005.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Москва, 1983.

4. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. Москва: Издательство Линка-Пресс, 2009.

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва, 1991.

References:

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Moskva: Prosveschenie, 2010.

2. Vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt: Al'ma Mater, 2005.

3. Leont'ev A.N. Psihologicheskie osnovy doshkol'noj igry. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. V 2-h t. Moskva, 1983.

4. Mihajlenko N., Korotkova N. Organizaciya syuzhetnoj igry v detskom sadu. Moskva: Izdatel'stvo Linka-Press, 2009.

5. Kravcova E.E. Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniyu v shkole. Moskva, 1991.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 378 : 37.02 : 78.071.4

Zelenkova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan State Conservatory (Academy) n.a. N. G. Zhiganov

(Kazan, Russia), E-mail: zelenkova_e@mail.ru

CREATIVE DEVELOPMENT OF A MUSICIAN: SPECIFICS OF DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. In this article features of development of creative thinning of the musician are revealed. The author analyzes specifics of professional training of students of a musical university, connected with artistic and creative interaction of the teacher and student. The regularities of process of training of a musician caused by the need of the solution of problems of development of creative thinking of the musician are considered. The value of interdisciplinary integration of humanitarian, musical theoretical and special knowledge, the formation of high level of professionalism of musicians of different specialities, which are a basis in the musical higher education university, is emphasized. The author explains the interaction of intuitive and discourse components in the development of creative thinking of musicians.

Key words: musical higher education university, creative development of a musician's professional training, students at a musical university, personal professional student's formation.

Е.В. Зеленкова, канд. пед. наук, доц. Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова;

г. Казань, E-mail: zelenkova_e@mail.ru

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МУЗЫКАНТА: СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В данной статье раскрываются особенности развития творческого мышления музыканта. Автором анализируется специфика профессиональной подготовки студентов музыкального вуза, связанная с художественно-творческим взаимодействием преподавателя и студента. Рассматриваются закономерности процесса обучения музыканта, обусловленные необходимостью решения задач развития творческого музыкально-профессионального мышления. Подчёркивается значение междисциплинарной интеграции гуманитарных, музыкально-теоретических и специальных знаний, являющейся основой формирования высокого уровня профессионализма музыкантов разных специальностей в процессе подготовки в музыкальном вузе. Обосновывается взаимодействие интуитивных и дискурсивных компонентов в процессе развития творческого мышления музыканта.

Ключевые слова: музыкальный вуз, творческое мышление музыканта, профессиональная подготовка студентов музыкального вуза, личностно-профессиональное становление музыканта.

Анализ современных подходов к процессу обучения студентов в музыкальном вузе даёт основание предположить, что основой формирования гармоничной, профессионально компетентной личности музыканта является развитие творческого мышления. Эффективность этого сложного процесса обусловливается организацией профессиональной подготовки как творческого взаимодействия преподавателя и студента, нацеленного на становление субъектности студента, овладение им опытом и способами профессиональной деятельности музыканта.

Следует подчеркнуть, что одной из наиболее значимых категорий, на которые опирается методология исследования закономерностей развития творческого мышления, является понятие «творчество». В различных изданиях можно встретить большое

количество самых разных определений. В одном из определений подчёркивается, что «творчество означает создание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им и отторгаемые от него продукты» [1, с. 33], то есть творчество трактуется и как процесс деятельности, и как результат этого процесса, и как способность субъекта к самоактуализации. В данном определении отмечается сложность и противоречивость диалектического по своей природе творческого процесса.

Значительный вклад в разработку научно-педагогических основ музыкального образования внесен как выдающимися музыкантами - исполнителями и музыковедами, так и исследователями психологии художественной и музыкальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.