Научная статья на тему 'Влияние густоты дорожной сети на возникновение и последствия лесных пожаров'

Влияние густоты дорожной сети на возникновение и последствия лесных пожаров Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
152
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ФОНД / FOREST FUND / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / FOREST FIRES / ГУСТОТА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ / DENSITY OF THE TRANSPORT NETWORK / ПЛОЩАДЬ ПРОЙДЕННАЯ ПОЖАРАМИ / AREA AFFECTED BY FIRES / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СВЯЗЬ / CORRELATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Момот Александр Валентинович

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме лесных пожаров. Особенно это касается лесов Российской Федерации, так они составляют 22 % от всех лесов в мире. И последствия горения лесов могут быть еще более катастрофичнее, чем сейчас. Целью статьи является анализ изучения зависимости количества пожаров от густоты транспортной сети, а также последствий, которые выражаются в сгоревших лесных площадях, что влечет за собой огромный выброс вредных веществ в атмосферу и гибель животного, и растительного мира. Для проведения этого анализа автором были собраны все необходимые данные по количеству пожаров, площади Лесного фонда, в том числе площади Лесного фонда по отдельным регионам, протяженности транспортной сети, последствий после пожаров, как по регионам в отдельности, так и в целом по Российской Федерации за прошедших несколько лет. Для обработки данных и графического представления зависимости автором были использованы электронные таблицы Microsoft Excell, а для статистического анализа был использован пакет Statgraphics Plus. Статья подводит некоторые итоги изучения зависимости количества возникнающих пожаров, количества сгоревших площадей от густоты транспортной сети. Для сбора данных использовались такие источник как: Федеральное агентство лесного хозяйства, Единая межведомственная информационно-статистическая система, Федеральная служба государственной статистики и др. В заключении автор подводит итоги сбора данных и делает выводы о влиянии густоты транспортной сети на возникновение пожаров и распространения по площади возгорания. А также дает объяснения этих зависимостей. Проводя корреляционный анализ, автор подтверждает наличие того, что имеется некая статистическая связь между густотой транспортной сети и количеством лесных пожаров, а также последствиями после пожаров (сгоревшими площадями лесных массивов). Дальнейшее изучение проблемы, требует более тщательного и глубокого анализа всех возможных факторов за максимальное количество лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Момот Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ROAD DENSITY ON THE OCCURRENCE AND EFFECTS OF FOREST FIRES

The article is devoted to actual problem of forest fires. Especially it concerns the forests of the Russian Federation, so they make up 22 % of all forests in the world. And the consequences of burning of forests can be even more catastrophic than now. The aim of the article is the analysis of the dependence of the number of fires caused by the density of the transport network and the consequences, which are expressed in the burned forest land, which entails huge emission of harmful substances into the atmosphere and the death of the animal and vegetable world. To conduct this analysis, the Author collected all necessary data on the number of fires, Forest area, including in Forest area in some regions, the length of the transport network, and the consequences after the fires, the regions separately and as a whole on the Russian Federation over the past few years. For data processing and graphical representation according to the Author were used spreadsheet Microsoft Excel, and for statistical analysis was used package Statgraphics Plus. Article brings some results of studying the dependence of the number fires, the number of the total area burned from the density of the transport network. For data collection such source as the Federal forestry Agency, unified interagency information-statistical system, the Federal state statistics service and other were used. In conclusion, the author summarizes the results of the data collection and makes conclusions about the influence of the density of the transport network on the occurrence of fires and the spread on the area of fire. And also gives an explanation of these dependencies. Spending the correlation analysis, the author confirms that there is some statistical correlation between the density of the transport network and the number of forest fires and consequences after fires (burnt forest area). Further study, requires a more thorough and in-depth analysis of all possible factors for the maximum number of years.

Текст научной работы на тему «Влияние густоты дорожной сети на возникновение и последствия лесных пожаров»

Лесоинженерное дело

4. Derbin V.M., Derbin M.V. Conceptual model of forest management certification [Derbin V.M., Derbin M.V. Konceptual'naja model' sertifikacii lesoupravlenija]. Lesnoj zhurnal - Forest Journal, 2013, no. 5 / 335, pp. 150-155. (In Russian).

5. The official website for LLC "Management Company Solombalales" [Oficial'nyj sajt OOO «Upravljajushhaja kompanija Solombalales»]. Available at: http://www.solombala.com/soles/ (In Russian).

Сведения об авторах

Дербин Василий Михайлович - заведующий кафедрой технологии лесопромышленных производств, «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат технических наук, доцент, г. Архангельск, Российская Федерация; e-mail: v.derbin@mail.ru.

Дербин Михаил Васильевич - старший преподаватель кафедры технологии лесопромышленных производств, «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат технических наук, г. Архангельск, Российская Федерация; e-mail: m.v.derbin@mail.ru.

Пономарев Дмитрий Владимирович - аспирант кафедры технологии лесопромышленных производств, «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Российская Федерация; e-mail: v.derbin@mail.ru.

Information about authors

Derbin Vasily Mikhailovich - Head of the Department Technology of Timber Production of «Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov», Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Arkhangelsk, Russian Federation; e-mail: v.derbin@mail.ru.

Derbin Mikhail Vasilyevich - Senior Lecture of the Department Technology of Timber Production of «Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov», Ph.D. in Engineering, Arkhangelsk, Russian Federation; e-mail: m.v.derbin@mail.ru.

Ponomarev Dmitriy Vladimirovich - post-graduate student of Department Technology of Timber Production of «Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov», Arkhangelsk, Russian Federation; e-mail: v.derbin@mail.ru.

DOI: 10.12737/6283 УДК 630*9 +625.711

ВЛИЯНИЕ ГУСТОТЫ ДОРОЖНОЙ СЕТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

А. В. Момот

СПбГЛТУ «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме лесных пожаров. Особенно это касается лесов Российской Федерации, так они составляют 22 % от всех лесов в мире. И по-

Лесотехнический журнал 3/2014

169

Лесоинженерное дело

следствия горения лесов могут быть еще более катастрофичнее, чем сейчас. Целью статьи является анализ изучения зависимости количества пожаров от густоты транспортной сети, а также последствий, которые выражаются в сгоревших лесных площадях, что влечет за собой огромный выброс вредных веществ в атмосферу и гибель животного, и растительного мира. Для проведения этого анализа автором были собраны все необходимые данные по количеству пожаров, площади Лесного фонда, в том числе площади Лесного фонда по отдельным регионам, протяженности транспортной сети, последствий после пожаров, как по регионам в отдельности, так и в целом по Российской Федерации за прошедших несколько лет. Для обработки данных и графического представления зависимости автором были использованы электронные таблицы Microsoft Excell, а для статистического анализа был использован пакет Statgraphics Plus. Статья подводит некоторые итоги изучения зависимости количества возникнающих пожаров, количества сгоревших площадей от густоты транспортной сети. Для сбора данных использовались такие источник как: Федеральное агентство лесного хозяйства, Единая межведомственная информационно-статистическая система, Федеральная служба государственной статистики и др. В заключении автор подводит итоги сбора данных и делает выводы о влиянии густоты транспортной сети на возникновение пожаров и распространения по площади возгорания. А также дает объяснения этих зависимостей. Проводя корреляционный анализ, автор подтверждает наличие того, что имеется некая статистическая связь между густотой транспортной сети и количеством лесных пожаров, а также последствиями после пожаров (сгоревшими площадями лесных массивов). Дальнейшее изучение проблемы, требует более тщательного и глубокого анализа всех возможных факторов за максимальное количество лет.

Ключевые слова: лесной фонд, лесные пожары, густота транспортной сети, площадь пройденная пожарами, статистический анализ, корреляционная связь.

EFFECT OF ROAD DENSITY ON THE OCCURRENCE AND EFFECTS OF FOREST

FIRES

A. V. Momot

SPbSFU «Saint-Petersburg State Forestry University named after S.M. Kirov», Saint-Petersburg, Russian Federation

Abstract

The article is devoted to actual problem of forest fires. Especially it concerns the forests of the Russian Federation, so they make up 22 % of all forests in the world. And the consequences of burning of forests can be even more catastrophic than now. The aim of the article is the analysis of the dependence of the number of fires caused by the density of the transport network and the consequences, which are expressed in the burned forest land, which entails huge emission of harmful substances into the atmosphere and the death of the animal and vegetable world. To conduct this analysis, the Author collected all necessary data on the number of fires, Forest area, including in Forest area in some regions, the length of the transport network, and the consequences after the fires, the regions separately

170

Лесотехнический журнал 3/2014

Лесоинженерное дело

and as a whole on the Russian Federation over the past few years. For data processing and graphical representation according to the Author were used spreadsheet Microsoft Excel, and for statistical analysis was used package Statgraphics Plus. Article brings some results of studying the dependence of the number fires, the number of the total area burned from the density of the transport network. For data collection such source as the Federal forestry Agency, unified interagency information-statistical system, the Federal state statistics service and other were used. In conclusion, the author summarizes the results of the data collection and makes conclusions about the influence of the density of the transport network on the occurrence of fires and the spread on the area of fire. And also gives an explanation of these dependencies. Spending the correlation analysis, the author confirms that there is some statistical correlation between the density of the transport network and the number of forest fires and consequences after fires (burnt forest area). Further study, requires a more thorough and in-depth analysis of all possible factors for the maximum number of years.

Keywords: Forest fund, forest fires, density of the transport network, area affected by fires, statistical analysis, correlation.

Ежегодно на Земле возникает большое количествово лесных пожаров повреждающих огромную площадь лесов и выбрасывающих в атмосферу миллионы тонн продуктов сгорания. 22 % лесов мира - это леса Российской Федерации. Поэтому эта тема особенно актуальная для нашей страны [1].

Основной причиной появления лесных пожаров является антропогенный фактор, то есть деятельность человека в лесу. В свою очередь деятельность человека в лесу напрямую зависит от транспортной освоенности леса - от протяженности дорог на единицу площади [2].

В СПбГЛТУ был проведен статистический анализ корреляционной связи количества пожаров и их последствий от степени транспортного освоения лесов, оцениваемой густотой транспортной сети.

Для исследования корреляционной связи густоты лесной транспортной сети с количеством лесных пожаров и их последствиям, была выполнена статистическая обработка открытых данных Росстат по

лесным пожарам в России за ряд последних лет [4, 5].

Для обработки данных использовали электронные таблицы Microsoft Excel из пакета программ Microsoft Office, а так же пакет для статистической обработки Statgraphics Plus.

В табл. 1 приведены фрагменты статистической обработки данных по густоте транспортной сети региона и числу лесных пожаров на единицу площади за 20092013 г. [3, 4].

В табл. 2 приведены фрагменты статистической обработки данных по густоте транспортной сети региона и последствий пожаров на единицу площади за 2009-2013 г.

Пояснения к таблицам:

Густота транспортной сети рассчитывалась как отношение протяженности транспортной сети к площади Лесного фонда.

Были обработаны статистические данные по всем регионам России [6].

1) Графическое представление зависимости количества пожаров от густоты

Лесотехнический журнал 3/2014

171

Лесоинженерное дело

Таблица 1

Удельные показатели количества пожаров на тысячу (га) Лесного фонда

Название региона Г устота транспортной сети, км/тыс. га 2009 2010 2011 2012 2013

Архангельская область 1,80 0,0024645 0,0121854 0,0240628 0,0025329 0,0108163

Мурманская область 1,83 0,0060007 0,0056956 0,0087468 0,0068143 0,0217652

Вологодская область 2,26 0,0077346 0,0231177 0,0130628 0,0055861 0,0110002

Республика Коми 2,30 0,0021094 0,0140970 0,0151775 0,0030098 0,0153575

Республика Карелия 2,87 0,0118571 0,0315292 0,0365819 0,0037054 0,0266112

Новгородская область 2,98 0,0041690 0,0183900 0,0090740 0,0022070 0,0029431

Псковская область 3,84 0,0872004 0,0353411 0,0272741 0,0268900 0,0307314

Ленинградская область 4,11 0,0423600 0,0457600 0,0368200 0,0116100 0,0284200

Калининградская область 8,32 0,5319140 0,1429520 0,0033244 0,0000000 0,0033244

Таблица 2

Удельные показатели площади пожаров на тысячу (га) Лесного фонда_________

Название региона Густота транспортной сети, км/тыс.га 2009 2010 2011 2012 2013

Архангельская область 1,80 0,0000061 0,0004827 0,0026191 0,0000188 0,0001661

Мурманская область 1,83 0,0000471 0,0000428 0,0000334 0,0000362 0,0001790

Вологодская область 2,26 0,0000058 0,0000781 0,0000246 0,0000035 0,0000157

Республика Коми 2,30 0,0000105 0,0005213 0,0013068 0,0000351 0,0008723

Республика Карелия 2,87 0,0001046 0,0004219 0,0002828 0,0000133 0,0008763

Новгородская область 2,98 0,0000047 0,0000576 0,0000133 0,0000015 0,0000016

Псковская область 3,84 0,0002205 0,0000887 0,0000557 0,0000324 0,0000319

Ленинградская область 4,11 0,0000474 0,0000438 0,0000181 0,0000043 0,0000222

Калининградская область 8,32 0,0007813 0,0000964 0,0000023 0,0000000 0,0000010

транспортной сети и линия тренда этой зависимости представлены на рис. 1. Из графика рис. 1 видно, что удельное количество пожаров на единицу площади имеет явную тенденцию увеличения с ростом густоты транспортной сети, что можно объяснить огромным влиянием человеческого фактора.

Результат корреляционного анализа показал, что коэффициент корреляции равен Кк=0,4559, что подтверждает наличие умеренной статистической связи.

2) Графическое представление зависимости удельной сгоревшей площади от

172

густоты транспортной сети в Лесном фонде, а также линия тренда этой зависимости приведены на рис. 2.

Из этого графика мы можем сделать вывод, что при низкой густоте наблюдается достаточно высокая удельная сгоревшая площадь, что можем объяснить тем что, при низкой транспортной освоенности лесов, очень сложно доставить спецтехнику к очагам пожаров. При средней плотности мы наблюдаем уменьшение площади, а по мере увеличения плотности снова идет увеличение сгоревшей площади. Также нам это демонстрирует линия тренда.

Лесотехнический журнал 3/2014

Лесоинженерное дело

Зависимость удельного кол-ва пожаров от густоты за последние 5 лет

<£> <£> ^ уЛ ф> ЛЬ

\У V* V V Ъ- 1

,t <,? <$• ьУ ъ& bf bf о

—♦— график удельного кол-ва пожаров

Полиномиальный ( график удельного кол-ва пожаров)

густота транспортной сети, км/тыс.га

Рис. 1. График зависимости количества пожаров от густоты транспортной сети в регионе

Зависимость удельной сгоревшей площади от густоты транспортной сети за последние 5 лет

00300000

0,0250000

♦ графиу удельной сгоревшей площади ^^^^"Полиномиальный (графиу удельной сгоревшей площади)

густота транспортной сети,км/тыс.га

Рис. 2. График зависимости удельной сгоревшей площади от густоты транспортной сети

Результат корреляционного анализа показал, что коэффициент корреляции равен Кк=0,34, что подтверждает наличие умеренной статистической связи.

3) Выводы:

Выполненный корреляционный анализ кол-ва и последствий пожаров от густоты транспортной сети позволил установить статистически значимое наличие такой связи.

Это позволяет оптимизировать требуемую густоту транспортной сети противопожарных дорог в неосвоенных лесных массивах.

При отсутствии транспортной сети или ее невысокой густоте, доступность лесов для человека минимальна и число пожаров минимально. С ростом густоты транспортной сети и доступность растет, и количество пожаров, что косвенно под-

Лесотехнический журнал 3/2014

173

Лесоинженерное дело

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тверждает известную истину о том, что основным источником пожаров в лесу является человек.

Следует отметить, что:

•Г устота транспортной сети косвенно способствует возрастанию кол-ва пожаров, но при густоте 1,5-9,0 (тыс. га) позволяет ускорить доставку техники к месту возгорания и ликвидации пожара, тем самым снижая последствия.

•Увеличение густоты транспортной сети более 9-10 (км/тыс. га) хотя и позволяет достаточно быстро доставить технику к месту возгорания, но количество пожа-

ров на единицу площади при такой густоте из-за человеческого фактора резко возрастает, не позволяя оперативно справляться со всеми пожарами.

Таким образом, минимальную густоту транспортной сети с точки зрения противопожарных функций можно считать густоту 1,2-1,5 (км/тыс. га), а максимальную 8-9 (км/тыс. га).

Дальнейшие исследования должны быть направлены на обработку статистических данных о лесных пожарах за большее количество лет.

Библиографический список

1. Воробьев, Ю. Л. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы [Текст] : учеб. / Ю. Л. Воробьева; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева, В. А. Акимова, Ю. И. Соколова; МЧС России. - М. : ДЭКС-ПРЕСС, 2004. - 312 с.

2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=51#info.

3. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/ Stats/Pozhari.

4. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru/forest_fires/info.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=38496&referrerType= 0&referrerId=946987.

References

1. Vorobyov Y.L. Forest fires in Russia: Status and Issues [Vorobyov Y.L. Lesnye pozhary na territorii Rossii: Sostojanie i problemy]. Moscow, 2004, 312 p. (In Russian).

2. Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation [Ministerstvo prirod-nyh resursov i jekologii Rossijskoj Federacii]. Available at: http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=51#info. (In Russian).

3. Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

174

Лесотехнический журнал 3/2014

Лесоинженерное дело

Consequences of Natural Disasters [Ministerstvo RF po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychaj-nym situacijam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij]. Available at: http://www.mchs.gov.ru/Stats/Pozhari. (In Russian).

4. Federal Forestry Agency [Federal'noe agentstvo lesnogo hozjajstva]. Available at: http://www.rosleshoz.gov.ru/forest_fires/info (In Russian).

5. Federal State Statistics Service [Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics (In Russian).

6. Unified interdepartmental information and statistical system [Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema]. Available at: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id= 38496&referrerType=0&referrerId=946987 (In Russian).

Сведения об авторах

Момот Александр Валентинович - аспирант кафедры сухопутного транспорта леса СПбГЛТУ «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени

С.М. Кирова», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: alex.momot90@mail.ru.

Information about authors

Momot Aleksandr Valentinovich - Post-graduate student of Forest Land Transport Department of SPbSFU «Saint-Petersburg State Forestry University named after S.M. Kirov», Saint-Petersburg, Russian Federation; e-mail: alex.momot90@mail.ru.

DOI: 10.12737/6285 УДК 630*323.4

МЕТОД РАСКРЯЖЕВКИ ХЛЫСТОВ И УЧЕТА ОБЪЕМОВ ПОЛУЧЕННЫХ СОРТИМЕНТОВ КРУГЛОГО ЛЕСА

доктор технических наук, профессор В. С. Петровский1 К. В. Батурин1 П. В. Малинников1

1 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»,

г. Воронеж, Российская Федерация

Статья посвящена разработке метода раскряжевки хлыстов на сортименты, используя данные заданные сортиментным планом в процентах или через значения диаметров бревен, а также технологии учета объемов полученных круглых лесоматериалов. Использование информации сортиментного задания в технологии раскряжевки хлыстов, позволяет учитывать специфику производства предприятия, заявки потребителей, сводя к минимуму отходы лесозаготовительного производства, при увеличении объемного выхода деловых сортиментов. Получено математическое обеспечение для определения границ размерных зон сортиментов раскряжевываемых

Лесотехнический журнал 3/2014

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.