Научная статья на тему 'Влияние графического письма на становление и развитие художественного образования булгар-татар в vii-xvi вв'

Влияние графического письма на становление и развитие художественного образования булгар-татар в vii-xvi вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
321
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ART EDUCATION / CULTURAL WEALTH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шайхлисламов Альберт Ханифович

Становление художественного образования булгар-татар проходила в период образования рунического, а затем и арабского письма. В последующие десятилетия каллиграфический почерк булгар-татар претерпел ряд видоизменений: «куфи», «сульс», «насх». Таким образом, графическое образование татарского народа, пройдя путь более чем в 10 тысяч лет от образно-картинного к образно-символическому, представляет собой не только совершенствование знаков, но и эволюцию сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The graphical education of the Bulgar-Tatars was established in the period of the runic and Arabic writing formation. Later the Bulgar-Tatars calligraphic writing underwent some modifications: «kufi», «suls», «naskh». Having developed from pictographic to symbolic for more than 10000 years, the graphical education of the Tatars represents not only improvement of signs but also the evolution of consciousness.

Текст научной работы на тему «Влияние графического письма на становление и развитие художественного образования булгар-татар в vii-xvi вв»

ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУЛГАР-ТАТАР

В VN-XV^.

А.Х. Шайхлисламов

Становление художественного образования булгар-татар проходила в период образования рунического, а затем и арабского письма. В последующие десятилетия каллиграфический почерк булгар-татар претерпел ряд видоизменений: «куфи», «сульс», «насх». Таким образом, графическое образование татарского народа, пройдя путь более чем в 10 тысяч лет от образно-картинного к образно-символическому, представляет собой не только совершенствование знаков, но и эволюцию сознания.

Ключевые слова: художественное образование, духовные ценности

The graphical education of the Bulgar-Tatars was established in the period of the runic and Arabic writing formation. Later the Bulgar-Tatars calligraphic writing underwent some modifications: «kufi», «suls», «naskh». Having developed from pictographic to symbolic for more than 10000 years, the graphical education of the Tatars represents not only improvement of signs but also the evolution of consciousness.

Keywords: art education, cultural wealth

Язык рунических надписей был в VII - X веках единым и стандартным языком раннего средневековья, которым пользовались различные тюркские племена, говорившие на своих языках и диалектах: огузы, уйгуры, кыргызы и другие. Общий письменный язык рунических надписей выше перечисленных народностей обладал стилистическим единообразием и устойчивостью образных средств, наиболее богато представленных в орхонских графических памятниках.

В VII в. тюрко-язычные племена

Центральной и Средней Азии, входящие в состав Тюркского каганата, а также западно-тюркские племена Нижнего Поволжья, Придонья и Северного Кавказа, создавшиеХазарское государство, уже пользовались собственным письмом. Очевидно, необходимость в письме возникла из нужд административной и дипломатической практики, из нужды фиксации государственныхактов и государственной традиции; определенную роль могли играть и политические мотивы. Общность языка и графический литературный канон указывают на тес-

ные культурные связи древнетюркских племен и делают беспочвенными попытки рассмотрения памятников как языкового и литературного наследия без участия какого-либо другого народа.

Сами авторы назвали язык, на котором они писали, «тюркским». И действительно, язык графических памятников явился прямым наследником языка рунических памятников, лишь незначительно отличаясь от него в грамматическом отношении. Он широко использовался в религиозных сочинениях, главным образом переводных документациях. Отсюда этот язык получил дальнейшее развитие и представлен большим богатством лексики, грамматических, стилистических и графических форм,что указывает на сравнительно высокий уровень материальной и духовной культуры булгар-татар, создавая почву для дальнейшего сближения ее с культурой арабских стран.

По своему уровню развития булгары находились уже в такой стадии, что смогли войти в более тесный контакт с арабскими странами, и это привело к тому, что они восприняли и освоили ряд достижений арабской культуры и образования. При освоении культурных достижений арабов пришло и письмо, вытеснив ранее существовавшее руническое, проникла и религия арабов - ислам, которая стала монотеистической религией булгар. Религия открыла дорогу нашим предкам к богатой культуре арабов, оживлению торговли, росту просвещения, увеличению числа школ, широкому распространению рукописной книги, близкому знакомству с восточной поэзией, художественной каллиграфией, искусством и наукой. При феодализме уровень развития производительных сил требовал измене-

ния содержания образования, которое постепенно обогащалось и принимало научный характер для детей из привилегированных сословий, но также стало включать зачатки общего образования и для детей трудовых масс.

Образование у всех народов служило основой развития культуры, государственности и удовлетворения жизненных потребностей. В X веке у булгар, как почти во всем мусульманском мире, функционировали только конфессиональные учебные заведения: мектебы (место, где пишут) - начальная мусульманская школа и медресе (изучать) - мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа и учителей. Цель обучения в конфессиональных школах - религиозное воспитание молодого поколения и подготовка к жизни в мусульманском мире. Следуя изречению из Корана: «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев его падет на тех, кто им пренебрегает» (Пророк Мухаммед), татары придавали огромное значение учению и развитию умственных сил молодого поколения.

В последующем мы видим влияния ислама и на каллиграфический почерк, который претерпел ряд видоизменений: куфи, сульс, насх и т.д. Предание говорит, что одним из создателей почерка «куфи» (самая ранняя каллиграфия) был почитаемый имамом Али (VII век). Куфическими надписями украшены самые древние мечети. Особое усердие, упорство в достижении совершенства письма - одна из особенностей приверженцев ислама. В прежние века каллиграф годами терпеливо изучал и обучался написанию различных букв, прежде чем учитель позволял ему поставить свое имя под надписями.

Уроженец Шираза, Ибн Мукалда

(УПвек) положил начало удивительной симметрии и соразмерности начертания арабских букв, благодаря чему простое переписывание текстов превратилось в уникальное искусство. Он начал соразмерять буквы с помощью кругов и полукругов, исходя из первой буквы арабского алфавита - «алеф». В дальнейшем правила каллиграфии были усовершенствованы мастером Ибн Баввабом (IX век). который ввел в это искусство точки в виде квадратов (они образуются, прикосновениями пера к бумаге), как единицу измерения величины букв: длина букв алеф могла равняться пяти, семи или девяти таким точкам, а все остальные 27 букв должны находиться в определенном точечном соотношении с «алеф». Во всем мире ислама чистота и великолепие письменности выражает чистоту и непорочность внутреннего мира человека.

Возникла также система письма, называемая ал-хатти ал-ман-суб - «пропорциональное письмо» (автор Абу Али Ибн Мукла - IX в.). В истории арабской каллиграфии общепринято считать основными шесть почерков, их называют ал-аклам ас-ситта - «шесть перьев» (почерков). Монументальный округлый «сульс» и его меньший по размеру вариант - «насх» стали главным стандартным почерком для переписки рукописей и легли в основу также булгар-ско-татарского шрифта.

Добавились новые стили (почерков): «талик», «дивани», «ри'ка». Изначально почерк «талик», был разработан известным каллиграфом при дворе Аб-басидов Ибн Муклахом, однако стиль не приобрел популярности. «Талик» широко используется в настоящее время в каллиграфии арабами, турками и индийскими мусульманами, для персов же он является повседневным пись-

менным стилем. На основе «талика» персидский каллиграф Мир Али Султан аль-Табризи (XIV век) разработал новый стиль, более легкий и изящный

- «насталик». Почти все знаменитые персидские миниатюры, антологии, эпические произведения и другие виды литературы - все они написаны в стилях «талик» и «насталик» кроме Священного Корана. «Дивани» считается оттоманским стилем, он развивался параллельно со стилем шикастех («разбитый стиль»), был разработан каллиграфом Ибрагимом Муниф в конце XV века на основе персо-турецкого письма «талик» и представляет собой ярко выраженный, структурированный курсив. Стиль «ри'ка»(«маленький листок»)

- составлен на основе стилей «насх» и «сульс», но развивался совершенно самостоятельно и в ином направлении

- в сторону упрощения. «Ри'ка» был одним из излюбленных стилей булгар-ско-татарских каллиграфов.

Имам Аль-Газали (X век) - великий ученый востока, наделенный глубокими знаниями в областях богословия, права, преданий, Корана был великим каллиграфом, мастером искусного (художественного) письма. Его стиль письма и каллиграфия также оказали значительное влияние на развитие художественного письма булгар-татар.

Вместе с тем, эти каллиграфические знаки во многом стали и символом развития орнаментального характера письма у булгар. Слово стало узором и символом.

Каллиграфический орнамент как будто колеблется между красивым исполнением текста и красивым узором, в котором зашифрован текст. Рукописи Корана стали теми первыми плоскостями, на которых геометрические линии начинают приобретать глубину. Мно-

гоугольные линии, прямоугольники, восьмиугольники и всякие звезды с треугольниками поначалу обрамляют надписи или растительные орнаменты, но быстро становятся главным мотивом узора. В этом смысле особенно примечательны «ковровые» страницы Корана. Они появляются у булгар, начиная уже с XI века. Целая страница в основной части заполняется геометрическими фигурами, внутри которых видны или угадываются изящные надписи и причудливые растения. Иногда они видны только при внимательном рассмотрении, а иногда их просто нет. Вся плоскость испещрена геометрическими фигурками, наложение которых друг на друга неожиданно создает глубину. Особенно хорошо это видно на фронтисписах мамлюкских Коранах.

Геометрический орнамент в художественных произведениях - может быть, самое лучшее выражение образной идеи Всевышнего. Переплетающиеся линии, элементы и фигуры заполняют все поверхности художественных произведений мусульман. Звезды пятиугольные, шестиугольные, восьмиугольные, ромбы и прямоугольники живут самостоятельно, сочетаются с надписями и арабесками.

Образное искусство ислама художественными средствами рассказывает об Всевышнем - бесконечном творце всего сущего, и помогает немного почувствовать его суть и красоту его величия и его милосердия. Традиция «украшенных надписей» возникла в Персии еще в древние времена. Она нашла также отражение и в булгарс-ких, а затем и татарских надписях.

Орнаментальный декор в разных формах булгар отображает уровень развития художественной культуры и образованности в сфере абстрактного

образа, и в то же время он служил источником выявления культурно-исторических отношений и играл огромную роль в решении вопросов и проблем художественного образования булгар-татар. Выполненные с большим мастерством и тонким вкусом графические надписи на эпитафических памятниках свидетельствуют о том, что мастера-резчики с большой любовью делали свое дело. Через эти надписи булгары донесли до нас свои мысли, мечты, стремления, силу ума и находчивость, свое отношение к историческим событиям и памяти своих соплеменников и предков. Одним словом, все это - воплощение материальных и духовных ценностей своего времени.

Устойчивость орнамента в художественных произведениях булгар-татар, связанного с бытом, традициями и обычаями народа, привела к своеобразному сосуществованию орнамента двух типов: древнего скотоводческого и земледельческого, что предопределило дальнейшее развитие в художественном обучении ремеслу резчика.

В 1303 году в Италии был составлен знаменитый половецко-латинский словарь (Соёехситашсш). Словарь предназначен для европейских купцов, торговавших с Ордой и с подчиненными ей странами [3]. Этот словарь в своей основе также является булгаро-кипчак-ским, он пользовался большой популярностью при обучении детей булгар торговым и другим видам деятельности. Данный труд служил материалом для ознакомления с образом жизни народа его, проживавшего на территории Булгарии, с его животным и растительным миром, ремесла и искусства. Язык и стиль словаря был понятен широкому кругу читателей.

Рукописные графические источники дают возможность взглянуть на развитие истории художественного образования той эпохи.

Заслуживает внимание и то, что XV - XVI века насквозь были проникнуты классической литературой, и мы в среде вольных адептов поэзии находим не только великих поэтов Казани: Му-хаммедъяра, Гарифбека, Умми Камала, но и самого казанского хана Мухаммеда Эмина, который оказал значительное влияние на развитие письменности и художественной каллиграфии булгар-татар.

Многочисленные остатки материальной культуры свидетельствуют о поистине высоком уровне развития ремесла, искусства, строительства, архитектуры, металлургии, писания рукописных книг.

Исследователями было подмечено также, что культура народов с глубокими традициями земледельческого хозяйства наиболее целостно воссоздавала изначальное этническое ядро и сохраняла его на всем протяжении развития этноса.

Поэтому вполне закономерно, что исторически сложившиеся высокопрофессиональные и трансформированные в массовые формы элементы булгаро-татарской культуры и художественного образования стали всеобщими и объединяющими для татар Волго-Уральского и Западно-Сибирского ареалов. Входившие в эти ареалы этнографические группы татар, наряду с общеэтническими, продолжали сохранять, в основном на селе, локальные этнические, художественные традиции и традиции письма.

Фундаментальные труды отечественных ученых в основном отмечают многочисленные свидетельства из летописей, повествований путешествен-

ников и очевидцев - свидетелей этих завоеваний, а также данные археологических раскопок, которые подтверждают, что в большей части Восточной Европы и Волжской Булгарии происходили образования ремесленных сообществ по выполнению социального заказа.

Социальный заказ особо примечателен при рассмотрении книжных раритетов, так как исламское искусство представляли, прежде всего, рукописные и печатные книги. В Татарстане имеются такие уникальные образцы старинных книг, как Арабская грамматика XI века на пергаменте (Национальный архив Татарстана), книга 3. Казвини XV века «Дивности творений» - «Гажэеб-эль-мэхлукат» (Научная библиотека Казанского университета), «Лекарственные растения» Ибн Сины (Национальная библиотека Татарстана) и другие реликвии, а также специальная подборка Коранов, главной священной книги мусульман: рукописных, печатных, миниатюрных, мемориальных. В том числе - самый древний на сегодня в Татарстане Коран XIV века с именем переписчика Габдуллы казыя аль-Булгари.

По правилам верования Ислама, только тот мог считаться истинным мусульманином, кто умел читать Коран и писать. Обучение детей грамоте и рукописной графике было неписаным законом и для булгар-татар. Для этого нужны были учебники и учебные пособия, что привело к появлению уже тогда новой профессии - переписчиков книг (хаттатов). Переписка книг считалось святым делом. Переписывались не только Коран, азбуки, но и литературные произведения: песни и баиты, сочинения по географии, ботанике, арифметике, алгебре [4].

Развитие переписывания рукописных книг, через которые булгарский, а затем и татарский читатель знакомились с трудами и именами великих деятелей, зависело от нескольких факторов: во-первых, для появления рукописной книги необходимо наличие соответствующей инфраструктуры, а также своей письменности и графики; во-вторых, нужна сравнительно высокая потребность в книгах, что вызвано определенным уровнем духовного и общественного развития народа, наличием школ и стремлением населения к грамотности и знаниям; в-третьих, появление и успешное развитие рукописной книги связано с наличием довольно широкого бытования литературного, фольклорного и духовного наследия. Все выше перечисленные факторы были ярко выражены и в обществе булгар-татар.

Известно, что в VIII - IX веках было введено и употреблялось размножение текстов путем ксилографии, перепечаткой текста, выгравированного на деревянных дощечках. С этой точки зрения показательно сообщение историка татарской литературы Х. Хисма-туллина о том, что в период Казанского ханства производилось печатание текстов путем ксилографии, о чем упоминается в одной из неизданных рукописей историка Ш. Марджани [2].

Таким образом, письмо, пройдя путь более чем в 10 тысяч лет от образно-картинного к образно-символическому, представляет собой не только совершенствование знаков, но и эволю-

цию сознания. Поэтому рано или поздно нашему разуму будет доступно расшифровать значение забытых знаков, в которых заложен смысл и совершенство формы. Если археологический бытовой предмет для нас является продуктом конкретной трудовой деятельности, то письмо раскрывает определенный уровень духовности народа.

От мастера к ученику переходили поколениями накопленный опыт и различные производственные приемы и секреты; не было границы между «искусством» и «ремеслом»; не было также резкой границы между искусством и техникой, не существовало социально-технического образования у строителей крепостей, дворцов, храмов - были все те же художники владеющие знаниями.

Литература:

1. Насыйри Каюм. Ысулы жэгърэфия кэбир. /Каюм Насыри - 1894-1899.- 18 с.

2. Юзеев А.Н. Очерки Марджани о восточных народах. /А.Н.Юзеев - Казань: Татар.кн.изд-во, 2003.- 175 с

3.Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья./ А.Х.Халиков - Казань, 1978.- 156 с.

4. Мухаметшин А.Г. История становления и развития педагогической мысли в Волжской Булгарии: VIII - Х^вв. - Ка-зань:изд-во Казан.ун-та, 2005. -116 с.

5. Мухаметшин А.Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: VIII- начало ХХ века. М.: НИИ изд-во школьных технологий, 2006. - 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.