Научная статья на тему 'Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни студентов'

Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
772
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENT YOUTH / HEALTHY WAY OF LIFE / PHYSICAL ACTIVITY / STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров А. Н., Ильин В. А., Юрасов И. А.

В статье приводится анализ результатов исследования мотивов, побуждающих студентов ВУЗов следовать принципам здорового образа жизни, а также прослеживается изменение их отношения к физкультурно оздоровительной деятельности за период обучения. Студенческая молодёжь представлена несколькими категориями, различающимися по состоянию здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of physical health activity on formation of students’ healthy way of life

The article analyzes the study results of the motives which make students of higher educational establishments follow the principles of healthy way of life. The authors also trace how the students change their attitude to physical activity in the course of their training, the students having been divided into state of health categories.

Текст научной работы на тему «Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни студентов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 316.628+796.011.1

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

© А. Н. ЕГОРОВ*, В. А. ИЛЬИН*, И. А. ЮРАСОВ**

Пензенский государственный университет,

*кафедра «Физического воспитания и спорта»

**кафедра «Государственное и муниципальное управление» e-mail: Alexnik_1982@mail.ru

Егоров А. Н., Ильин В. А., Юрасов И. А. - Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни студентов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 38-41. -

В статье приводится анализ результатов исследования мотивов, побуждающих студентов ВУЗов следовать принципам здорового образа жизни, а также прослеживается изменение их отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности за период обучения. Студенческая молодёжь представлена несколькими категориями, различающимися по состоянию здоровья.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье.

Egorov A. N., Ilyin V. A., Yurassov I. A. - The influence of physical health activity on formation of students’ healthy way of life // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. Р. 38-41. - The article analyzes the study results of the motives which make students of higher educational establishments follow the principles of healthy way of life. The authors also trace how the students change their attitude to physical activity in the course of their training, the students having been divided into state of health categories.

Keywords: student youth, healthy way of life, physical activity, state of health.

ВВЕДЕНИЕ. Одним из основных показателей благополучия общества является хорошее состояние здоровья населения [1]. Его сохранение и укрепление становится важнейшим, приоритетным направлением в деятельности государственной власти [2].

В последнее время в России проявляется очевидная проблема, связанная с социальным здоровьем населения. Основную обеспокоенность здесь вызывает нездоровье молодого поколения. Молодёжь, которая в принципе должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. По данным Министерства здравоохранения, в настоящий момент абсолютно здоровыми можно назвать только 10 процентов выпускников школ [3]. Вчерашние школьники, поступая в вузы, существенно состояние своего здоровья не улучшают. А студенческая молодёжь является не только ресурсом высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития страны, но и активной частью общества, а, следовательно, и здорового поколения. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов в современных условиях российского общества как основного фактора сохранения и укрепления здоровья молодёжи, становится одной из ведущих и актуальных.

В настоящее время понятие ЗОЖ пока ещё однозначно не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума [4, 5, 6].

Исследуя студенческую молодёжь, как особую социальную группу необходимо учитывать её неоднородность. Это позволяет более качественного оценить различия и сходства в их повседневном поведении, в отношении молодёжи к окружающей действительности и происходящим событиям, её жизненных целях и ориентирах, узнать о её насущных проблемах и, самое главное, о способах их решения. Всё это позволяет все-

сторонне изучить мотивы, побуждающие студентов к ЗОЖ и проследить изменение отношения молодых людей к физкультурно-оздоровительным занятиям за время обучения в вузе.

Проведённый анализ литературных источников показал отсутствие работ, посвящённых исследованию влияния физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе на мотивацию и формирование основ ЗОЖ у студентов. Это послужило основанием для нашего исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось в течение 2010-2011 учебного года со студентами Пензенского государственного университета. В нём приняли участие 600 респондентов из которых 200 отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской

группе, 200 студентов к основной группе, 200 молодых людей, активно занимающихся спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Мотивация представляет собой совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определённую целевую направленность. Процесс мотивации (мотивирование) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность - это ощущение недостатка в чём-либо, которое имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления [7].

В ходе исследования респондентам был задан вопрос: «Выделите наиболее значимый мотив, побуждающий Вас следовать ЗОЖ» Было предложено шесть вариантов ответов (рис. 1).

□ Специальная медицинская группа

□ Основная группа

□ Студенты, активно занимающиеся спортом

Рис. 1. Мотивы, побуждающие студентов следовать ЗОЖ (в % от числа опрошенных, п=600)

1 - желание повысить уровень физической подготовленности; 2 - оптимизировать вес, улучшить фигуру;

3 - воспитать красивую культуру движений; 4 - воспитать волю, характер, целеустремлённость;

5 - снять усталость и повысить работоспособность; 6 - вовремя получить зачёт по физическому воспитанию

Желание повысить уровень своей физической подготовленности отметили больше всего (57,5 %) студентов, активно занимающиеся спортом, меньше (25,3 %) лица с отклонениями в состоянии здоровья и 17,6 % респондентов основной группы. Оптимизировать вес, улучшить фигуру - как основной мотив, побуждающий следовать ЗОЖ, отметило 56,9 % студентов основной группы, 36,7 % молодых людей из специальной медицинской группы и лишь 2,5 % студентов - спортсменов. Воспитать красивую культуру движений предпочло 27,5 % респондентов, активно занимающихся спортом, 12,6 % студентов специальной медицинской группы и 7,8 % молодых людей основной группы. Воспитать волю, характер, целеустремлённость предпочёл в среднем каждый десятый респондент. Между категориями этот показатель, как мы видим, практически не различается. Снять усталость, повысить работоспособность захотел каждый десятый молодой человек специальной медицинской и основной группы. Вовремя получить зачёт по физическому воспитанию отметила незначительная часть респондентов.

Следующим этапом нашего исследования было определение динамики отношения молодых людей к физкультурно-оздоровительной деятельности за время обучения в вузе (рис. 2).

из него видно, что за время обучения в вузе интерес к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью повысился у 66,7 % студентов - спортсменов, у каждого пятого студента основной группы и только у 10 % молодых людей специальной медицинской группы. В основном, у студентов специальной медицинской, а также из основной группы он остался без изменений, чего нельзя сказать о молодёжи, активно занимающейся спортом. Снижение интереса наблюдается у каждого десятого студента специальной медицинской и основной группы, и только у 2,3 % спортсменов.

и, наконец, задавая последний вопрос, касающийся будущего нынешнего молодого поколения, мы попытались выяснить, какая из категорий студенческой молодёжи чувствует уверенность в своём будущем уже сегодня, а какая - испытывает тревогу и неуверенность (рис. 3).

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

Рис. 2. Изменение отношения к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью за время обучения в вузе 1 - интерес повысился; 2 - остался без изменений; 3 - интерес снизился

Рис. 3. Чувство, с которым студенческая молодёжь смотрит в будущее 1 - С надеждой и оптимизмом; 2 - Спокойно, без особых надежд; 3 - С тревогой и неуверенностью; 4 - Со страхом и отчаянием; 5 - С безразличием, о будущем не задумываюсь

Основная часть студенческой молодёжи в будущее смотрит с надеждой и оптимизмом. При этом показатели выше у молодых людей из основной группы и категории «спортсменов». Каждый пятый респондент с отклонениями в состоянии здоровья, а также активно занимающийся спортом смотрит в будущее спокойно, без особых надежд. У основной группы этот показатель равен 11,4 %. В ответах с тревогой и неуверенностью, со страхом и отчаянием и с безразличием, о будущем не задумываюсь, доминируют респонденты специальной медицинской группы.

ВЫВОД. В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что для студентов спортсменов основными мотивами, побуждающими их к ЗОЖ, являются: желание повысить физическую подготовленность, а также воспитать красивую культуру движений. Это может быть связано с профессиональной сферой молодых людей, но важным является

то, что их активная деятельность отразилась на отношении к физкультурно-оздоровительной деятельности в повышении интереса у большей части.

Что касается студентов основной и специальной медицинской групп, то здесь, среди предложенных мотивов, ключевое место отводится: оптимизации веса, улучшению фигуры и в меньшей мере желанию повысить уровень своей физической подготовленности. Предположительно, данный ответ характеризует проблемы в состоянии здоровья этих категорий студентов, так как отношение к физкультурнооздоровительной деятельности за время обучения в вузе у большей части осталось без изменений.

Большая часть студенческой молодёжи смотрит в будущее с надеждой и оптимизмом, что, несомненно, радует. Однако опасения вызывают те молодые люди, которые уже сегодня обеспокоенны и неуверенны в завтрашнем дне.

Результаты исследования имеют большое теоретическое и методологическое значение для анализа ЗОЖ студенческой молодёжи с междисциплинарных позиций. Положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе, прежде всего, в разработке содержательной части курсов «Социология молодёжи», «Государственная молодёжная политика», «Социальная защита молодёжи» при подготовке студентов по специальностям «Организация работы с молодёжью», «Социальная работа», «государственное и муниципальное управление», «Формирование ЗОЖ». Также материалы исследования могут использоваться в практической деятельности специалистов и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления к компетенции, которых отнесены вопросы реализации молодёжной политики.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лапин Н. И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян // Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и

современные изменения в современной России». - М.: Альфа-М., 2007.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc•, base=LAW•,n=107290

3. Медведев Д. Абсолютно здоровы только 10 процентов выпускников школ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litsey7.ru/?p=575.

4. Бобрицкая В. И. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей. М.: «Скайтек», 2006. 432 с.

5. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 228 с.

6. Формирование здорового образа жизни: история, опыт, практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krasgma.ru/ar228-page1.html.

7. Кошарная Г. Б. Социально-экономические условия формирования жизненных стратегий сельских жителей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. №1(9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.