Научная статья на тему 'Влияние физической нагрузки большой мощности на сердечно-сосудистую систему школьниц различных возрастных групп'

Влияние физической нагрузки большой мощности на сердечно-сосудистую систему школьниц различных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1882
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИЦЫ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ / АДАПТАЦИЯ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС) / СИСТОЛИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ КРОВИ (СОК) / МИНУТНЫЙ ОБЪЕМ КРОВИ (МОК)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пронина Любовь Владимировна, Магомедова Севиль Анваровна

Изучено влияние физической нагрузки большой мощности на сердечно-сосудистую систему школьниц различных возрастов, а также возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной работе для правильной организации физического воспитания в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пронина Любовь Владимировна, Магомедова Севиль Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние физической нагрузки большой мощности на сердечно-сосудистую систему школьниц различных возрастных групп»

80

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

УДК 612. 062

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ НАГРУЗКИ БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ ШКОЛЬНИЦ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

THE EFFECT OF THE POWERFUL PHYSICAL LOADING ON THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF SCHOOLIRLS

OF DIFFERENT AGE GROUPS

© 2015 Пронина Л. В., Магомедова С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Pronina L. V., Magomedova S. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Изучено влияние физической нагрузки большой мощности на сердечно-сосудистую систему школьниц различных возрастов, а также возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной работе для правильной организации физического воспитания в школе.

Abstract. The authors of the article studied the effect of the powerful physical loading on the cardiovascular system of schoolgirls of different ages and age peculiarities of adaptation of the cardiovascular system for the muscular work for the proper organization of the physical training at school.

Rezyume. V rabote izucheno vliyanie fizicheskoy nagruzki bolshoy moschnosti na serdechno-sosudistuyu sistemu shkolnits razlichnyih vozrastov, a takzhe vozrastnyie osobennosti adaptatsii ser-dechno-sosudistoy sistemyi k myishechnoy rabote dlya pravilnoy organizatsii fizicheskogo vospitaniya v shkole.

Ключевые слова: школьницы различных возрастов, адаптация, сердечно-сосудистая система, физическая нагрузка, частота сердечных сокращений (ЧСС), систолический объем крови (СОК), минутный объем крови (МОК).

Keywords: schoolgirls of different age, adaptation, cardiovascular system, physical loading, heartbeat frequiency (HBF), systolic blood volume (SBV), minute blood volume (MBV).

Klyuchevyie slova: shkol'nicy razlichnyh vozrastov, adaptacija, serdechno-sosudistaja sistema, fizi-cheskaja nagruz-ka, chastota serdechnyh sokrashhenij (ChSS), sistolicheskij ob#em krovi (SOK), minut-nyj ob#em krovi (MOK).

Проблема адаптации к физическим нагрузкам с давних пор привлекала внимание исследователей и в настоящее время остается одной из актуальных проблем биологии и медицины. Формирование адаптивных реакций к различным физическим нагрузкам должно осуществляться с раннего детства. Особое место эта проблема занимает в период школьного возраста.

Двигательная активность детей с поступлением в школу снижается примерно на 50 % и по мере перехода из класса в класс уменьшается еще больше. Недостаток движений вызывает ослабление всего организма

и функций отдельных систем и органов и является одним из факторов, способствующих нарушению обмена веществ и развитию ряда заболеваний. Он должен быть компенсирован физическими упражнениями.

В последние годы значительно повысился интерес к проблеме двигательной активности детей. Это связано с тем, что значительные социальные и экономические преобразования последних десятилетий привели к интенсификации обучения, а значит, к дефициту двигательной активности.

Естественные и точные науки

• ••

81

Исследования в области физиологии развития ребенка имеют особое значение, так как позволяют раскрыть основные закономерности индивидуального развития, определить функциональные возможности организма детей разного возраста [2; 4. С. 28]. Как и всякой другой физиологической системе, сердечно-сосудистой свойственны различные режимы функционирования: в покое, в нагрузке и в период восстановления. Функционирование сердечнососудистой системы в покое хорошо изучено, менее изученным остается ее функционирование в нагрузочном режиме и в период восстановления.

Экспериментальная часть

Нами проведено исследование, задачей которого было изучение состояния сердечно-сосудистой системы (частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объемов крови) после выполнения заданной физической нагрузки у девочек 3, 7 и 11 классов. Исследования проводились в лицее № 5 г. Махачкалы. В группы подбирались дети одного календарного возраста по 20 человек (9-ти, 13-ти и 17-ти лет). По состоянию здоровья все испытуемые входили в основную медицинскую группу. В качестве нагрузки был применен степ-тест PWC170, который основан на выполнении физической нагрузки до увеличения частоты сердечных сокращений до 170 уд. в мин.

Школьницы выполняли две нагрузки по восхождению и спуску на ступеньку с 3-х минутным отдыхом. Высота ступеньки для девочек 9-ти лет составляла 30 см, а время восхождения - 3 мин., высота ступеньки для девочек 13-ти и 17-ти лет - 40 см, время восхождения - 4 мин. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) подсчитывали при аускультации сердца по общепринятой методике, а также определяли систолический

(СОК) и минутный объем крови (МОК). Систолический, или ударный, объем крови (количество крови, выбрасываемой при каждом сокращении сердца) характеризует силу и эффективность сердечных сокращений.

Минутный объем - количество крови, выбрасываемое сердцем за одну минуту, оно определяет функциональные возможности сердца. Находят его умножением систолического объема крови на частоту сердечных сокращений:

МОК = СОК * ЧСС

Для определения сердечного выброса пользуются формулой Старра:

СОК = (40 + 0,5 * ПД) - (0,6 * ДД) + (3,2 * возраст),

Где ПД и ДД - пульсовое и диастолическое давление в мм рт.ст.

Минутный объем определяется потребностью различных органов и систем в кислороде. Увеличение МОК происходит за счет возрастания ударного объема, частоты сердечных сокращений или одновременного их увеличения.

При физической нагрузке у тренированных детей МОК возрастает в основном за счет увеличения систолического выброса крови. У детей с недостаточной физической подготовкой, подверженных гиподинамии, приспособление к физической нагрузке происходит в большей степени за счет резкого учащения сердечных сокращений и в меньшей - за счет увеличения систолического объема [5. С. 47-48].

Результаты и их обсуждение

По характеру восстановления ЧСС выявлено различие этого процесса в разных возрастных группах. Восстановление ЧСС наиболее интенсивно идет во всех возрастных группах в 1-ю минуту отдыха (табл. 1).

Таблица 1

Динамика восстановления частоты сердечных сокращений

после физической нагрузки большой мощности, уд/мин____________

Возраст, лет ЧСС ЧСС Восстановление

в покое после нагрузки 1 мин 3 мин 5 мин 10 мин 12 мин

9 82-88 172-180 91-97 90-94 88-94 83-89 82-88

13 72-76 176-179 101-107 95-101 87-93 81-85 79-83

17 68-72 174-180 113-121 101-107 86-92 76-80 69-73

У девочек младшего школьного возраста ЧСС к 1-й мин восстановления снижается на 80-82 уд/мин, у 13-летних в среднем на 75 уд/мин, у 17-летних на 60 уд/мин. Следовательно, у младших школьниц восстановление ЧСС после интенсивной физической

нагрузки более выражено в 1-ю мин после работы. В дальнейшем процесс восстановления ЧСС у младших школьниц идет медленнее, полное восстановление наблюдается к 12-й мин отдыха. У детей среднего школьного возраста восстановительный процесс

82

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

ЧСС носит более затяжной характер, что связано с глубокими изменениями в организме подростков, которые вызваны гормональной перестройкой. У старших школьниц восстановительный процесс протекает быстрее, и к 12-й мин отдыха ЧСС достигает исходных величин. Таким образом, восстановление ЧСС быстрее протекает у младших и старших школьниц, а у 13-летних этот процесс имеет более затяжной характер.

Одним из наиболее информативных показателей гемодинамики является величина СОК, который во всех возрастных группах на нагрузку достоверно повышается (табл. 2).

Таблица 2

Изменение систолического и минутного объемов крови у девочек после физической нагрузки

Возраст, лет СОК в покое, мл СОК после нагрузки, мл МОК в покое, л МОК после нагрузки, л

9 41 52 3,362 8,94

13 65 106 4,680 18,65

17 74 121 5,032 21,05

Наименьший сдвиг обнаружен у младших школьниц. У детей среднего школьного возраста повышение СОК более значительное. Наибольший же сдвиг на нагрузку выявлен у 17-летних школьниц. У младших школьниц при нагрузке большой мощности сердечно-сосудистая система адаптируется в основном за счет ЧСС. Чем моложе организм, тем меньше на физическую нагрузку увеличивается СОК, что обусловливается меньшим объемом сердца. Восстановление СОК во всех возрастных группах, по сравнению с ЧСС, носит более затяжной характер, к 12-й минуте СОК возвращается до исходного уровня только у девочек 9-ти лет. Восстановление минутного объема крови (МОК) также идет более интенсивно, чем СОК.

Это связано с быстрыми темпами восстановления ЧСС. В отличие от младших и старших школьниц, у подростков преобладает затяжное восстановление МОК. Сердечный выброс является наиболее точным

показателем способности сердца выполнять свою функцию. По данным ряда авторов, с возрастом величина ударного и минутного объемов крови, выбрасываемого сердцем, увеличивается, причем это увеличение по мере роста ребенка происходит параллельно с нарастанием объема и массы миокарда [1. С. 733; 3. C. 19]. Возрастное повышение величины сердечного выброса происходит неравномерно. Начиная с 11 лет возникают, а в дальнейшем увеличиваются половые различия в величинах СОК и МОК; с этого возраста сердечный выброс у девочек ниже, чем у мальчиков. С окончанием полового созревания у девочек (14-15 лет) и мальчиков (15-16 лет) устанавливаются величины систолического и минутного объемов крови на уровне, характерном для взрослых людей. При этом МОК с возрастом увеличивается в меньшей степени, чем СОК, что обусловлено урежением сердечного ритма.

Выводы

Результаты наших исследований позволили выявить возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной работе. Для повышения МОК (табл. 2) использовались СОК и ЧСС, причем вклад каждого из них менялся в зависимости от возраста. У младших школьниц в увеличении МОК на нагрузку большую роль играет ЧСС. С возрастом значительную роль наряду с ЧСС играет СОК. Общепризнанным является мнение, что возрастание МОК за счет увеличения СОК является более экономичной и совершенной формой адаптации сердца к мышечной работе.

Таким образом, каждому возрастному периоду характерен свой определенный резерв приспособительных реакций сердечнососудистой системы, который с возрастом совершенствуется.

Правильная организация физического воспитания в школе предусматривает использование разнообразных средств, способных оказать всестороннее благоприятное действие на растущий организм школьников. Большое значение при этом имеет учет ряда условий, прежде всего, как уже отмечалось, анатомо-физиологических особенностей школьников, состояния их здоровья и степени физической подготовленности.

Литература

1. Абросимова Л. И., Киселев В. Ф., Скорнякова Н. М. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности у школьников // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. 1991. С. 73-74. 2. Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М. : Педагогика, 1992. 238 с. 3. Калюжная Р. А. Принципы дифференцированной оценки сдвигов функции сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации школьни-

Естественные и точные науки

• ••

83

ков к физическим и умственным нагрузкам // Адаптация детей и подростков к умственным и физическим нагрузкам. 1989. С. 18-23. 4. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. М. : Терра-Спорт, 2001. 356 с. 5. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М. : Физкультура и спорт, 1991. 224 с.

References

1. Abrosimova L. I., Kiselev V. F., Skornyakova N. M. Age-related hemodynamic changes during submaximal exercise capacity in schoolchildren // Age peculiarities of physiological systems in children and teenagers. 1991. P. 73-74. 2. Antropova M. V. Adaptation of students to educational and physical activities. M. : Ped-agogika, 1992. 238 p. 3. Kalyuzhnaya R. A. Principles of differentiated assessment of changes of the cardiovascular system in the process of adaptation of students to the physical and mental stresses // Adaptation of children and teenagers to the mental and physical stress. 1989. P. 18-23. 4. Solodkov A. S., So-logub E. B. Human Physiology. General. Sport. Age: Textbook. M. : Terra-Sport, 2001. 356 p. 5. Fomin

N. A., Vavilov Yu. N. Physiological bases of physical activity. M. : Physical culture and sport, 1991. 224 p. Literatura

1. Abrosimova L. I., Kiselev V. F., Skornyakova N. M. Vozrastnye izmeneniya gemodinamiki pri fizicheskoj nagruzke submaksimal'noj moshchnosti u shkol'nikov // Vozrastnye osobennosti fiziologicheskih sistem u detej i podrostkov. 1991. S. 73—74. 2. Antropova M. V. Adaptaciya organizma uchashchihsya k uchebnoj i fizicheskoj nagruzkam. M. : Pedagogika, 1992. 238 s. 3. Kalyuzhnaya R. A. Principy differencirovannoj ocenki sdvigov funkcii serdechno-sosudistoj sistemy v processe adaptacii shkol'nikov k fizicheskim i um-stvennym nagruzkam // Adaptaciya detej i podrostkov k umstvennym i fizicheskim nagruzkam. 1989. S. 18—23. 4. Solodkov A. S., Sologub E. B., Fiziologiya cheloveka. Obshchaya. Sportivnaya. Vozrastnaya:

Uchebnik. M. : Terra-Sport, 2001. 356 s. 5. Fomin N. A., Vavilov YU. N. Fiziologicheskie osnovy dvigatel'noj aktivnosti. M. : Fizkul'tura i sport, 1991. 224 s.

Статья поступила в редакцию 04.02.2015 г.

УДК 616.31-084616.71-007.234

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАЦИЕНТЫ И ФАКТОРЫ РИСКА ОСТЕОПОРОЗА У НИХ

DENTAL PATIENTS AND RISK FACTORS OF OSTEOPOROSIS IN THEM

© 2°i5 Капланова З. А., Шамов И. М., Сутаева Т. Р.

Дагестанская государственная медицинская академия

© 2015 Kaplanova Z. A., Shamov I. M., Sutaeva T. R.

Dagestan State Medical Academy

Резюме. С целью выявления пациентов с факторами риска остеопороза проводилось анкетирование стоматологических пациентов. Результаты показали, что у 83,3 %о из них выявлены факторы риска остеопороза. Причем у женщин - 88 %о случаев, у мужчин - 60 %о, что свидетельствует о большей предрасположенности женщин к остеопорозу.

Abstract. To identify patients with risk factors of osteoporosis the dental patients’ survey was conducted. The results showed that in 83.3 % of them the risk factors of osteoporosis were identified. Morover 88 % women, 60 % men have it, which indicates a greater susceptibility of women to the osteoporosis.

Rezjume. S cel'ju vyjavlenija pacientov s faktorami riska osteoporoza provodilos' anketirovanie sto-matologicheskih pacientov. Rezul'taty pokazali, chto u 83,3 % iz nih vyjavleny faktory riska osteoporoza. Prichem u zhenshhin -88 % sluchaev, u muzhchin - 60 %, chto svidetel'stvuet o bol'shej pre-draspolozhennosti zhenshhin k osteoporozu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.