Научная статья на тему 'Влияние факторов внешней среды на стратегию развития предприятия'

Влияние факторов внешней среды на стратегию развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
934
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ройтман С. А.

В настоящей статье рассмотрены ключевые факторы внешней среды, имеющие как положительное, так и отрицательное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов внешней среды на стратегию развития предприятия»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 658

С. А. Ройтман

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В настоящей статье рассмотрены ключевые факторы внешней среды, имеющие как положительное, так и отрицательное влияние.

Ключевые слова: внешняя среда, факторы внешней среды, стратегия предприятия.

Любое предприятие находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения предприятий возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, с одной стороны, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне, а с другой стороны, поглощающим результаты деятельности предприятия, обеспечивая тем самым возможность его выживания.

Цель развития предприятия - это желаемый результат, которого стремится добиться предприятие.

При формировании целей и задач необходимо руководствоваться не только интересами предприятия, но и учитывать интересы всех заинтересованных групп, в качестве которых могут выступать акционеры, менеджеры фирмы, потребители, сотрудники, кредиторы.

Цели определяются спецификой предприятия. Если это коммерческая организация, то цели могут заключаться в достижении конкретных результатов на рынке, в прибыльности деятельности фирмы, эффективности использования ресурсов, в качестве выпускаемой продукции, в степени социальной ответственности предприятия.

Если рассматривается торговая фирма, то могут преследоваться следующие цели: объём продаж, прибыль, формирование имиджа, расширение объёма закупок и ассортимента, расширение торговых площадей, открытие новых торговых точек.

Среда фирмы - это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность фирмы. Различают внешнюю и внутреннюю среду.

На сегодняшний день при формировании стратегии развития предприятия необходимо учитывать влияние внешних факторов среды, отраслевую специфику и особенности функционирования отдельного предприятия.

Предприятия, которые могут своевременно обнаружить симптомы кризиса, оценить его возможные последствия и принять проактивные меры по нейтрализации негативных тенденций влияния среды, имеют больше шансов выжить и обеспечить свое устойчивое развитие. В связи с этим для каждого предприятия жизненно важным является постоянный мониторинг внешней среды и соответствующая оценка степени угрозы негативного влияния факторов [1]. Преждевременная оценка возможного влияния на предприятие внешних факторов позволит предприятию заранее разработать стратегию поведения, необходимую для предотвращения угрозы.

Стратегическое управление при изучении внешней среды акцентирует внимание на выявлении того, какие возможности таит в себе внешняя среда. Для полноценного использования своих возможностей, предприятие должно находить способы адаптации к внешней среде. Кроме того, предприятию необходимо создать такую стратегию управления, которая при воплощение в жизнь смогла бы помочь предприятию устоять при ее изменениях. Также стратегия должна быть ориентирована на улучшение конкурентоспособных качеств своей продукции на рынке. Предприятие изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

Анализ внешней и внутренней среды фирмы определяет успешность и осложнения, которые могут возникнуть в процессе деятельности фирмы.

© Ройтман С. А., 2011.

59

Новый университет. 2011. № 8.

ISSN 2221-7347

Основным методом анализа макроокружения фирмы, т.е. внешней среды, является PEST-анализ, который включает политическое/правовое (political), экономическое (economical), социокультурное (social), технологическое (technology) воздействие на деятельность фирмы.

Он даёт оценку влияния факторов внешней среды на выбранную стратегию развития предприятия и позволяет определить возможность использования выбранной стратегии в создавшихся условиях.

При рассмотрении экономической среды предприятия необходимо обратить внимание на некоторые факторы:

1. Общий уровень экономического развития;

2. Система налогообложения и качество экономического законодательства;

3. Уровень развития конкурентных отношений;

4. Масштабы правительственной поддержки отрасли;

5. Размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;

6. Система ценообразования и уровень централизованного регулирования цен [2];

Все эти факторы экономической среды оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность предприятий отрасли и сфер его деятельности.

Необходимо изучать финансовый рынок как с точки зрения наличия финансовых институтов необходимого профиля (банки, инвестиционные и страховые компании), так и с точки зрения стоимости получаемых финансовых ресурсов. Непосредственным окружением предприятия являются государственные и муниципальные органы, налоговые органы, которые могут влиять на деятельность предприятия негативно или позитивно. Необходимо проанализировать налоговые отношения (уплату налогов, налоговые льготы, налоговые и другие ограничения.)

Библиографический список

1. Белозерцев, Р. В. Оценка влияния факторов внешней среды на функционирование угледобывающих предприятий. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - Вып. 100-1. - 230 с.

2. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - М.: ОМЕ-ГА-Л, 2006.

3. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент / В. Н Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Пана-сенко. - М.: КНОРУС, 2007. - 495 с.

Статья поступила в редакцию 20.09.2011.

РОЙТМАН Сергей Александрович - магистрант экономического факультета Мурманской академии экономики и управления.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.