Научная статья на тему 'Влияние факторов на формирование кадрового потенциала рынка труда на уровне муниципального образования'

Влияние факторов на формирование кадрового потенциала рынка труда на уровне муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1244
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов на формирование кадрового потенциала рынка труда на уровне муниципального образования»

М.В.Паничкина ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО

ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА ТРУДА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Фундаментальной основой долгосрочного развития муниципальных образований, позволяющей обеспечить их стабилизацию и экономический рост, конкурентоспособность и благосостояние, является кадровый потенциал муниципального образования, под которыми понимается уровень знаний и способностей их носителей, их система ценностей, творческий потенциал, упорство в достижении поставленных целей. От качественных и количественных показателей кадрового потенциала муниципального образования во многом зависят расширение и эффективность производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Невнимание к проблемам формирования дееспособного, квалифицированного, конкурентоспособного кадрового потенциала может оказать разрушающее влияние на экономическую безопасность не только отдельного муниципального образования, региона, но и на национальную безопасность страны. Признаком недостаточно эффективного управления кадровым потенциалом общества является наличие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда и, как следствие, рост безработицы.

В качестве механизма управления кадровым потенциалом муниципального образования выступает рынок труда, т.к. все социально-экономические стороны жизни общества отражаются именно здесь. Особенности рынка труда, качественные и количественные показатели кадрового потенциала муниципального образования формируются под воздействием совокупности факторов, способных в сочетании усиливать или же смягчать оказываемые ими воздействия. Влияние множества факторов образует своеобразный механизм, под воздействием которого формируется, функционирует и развивается рынок труда, регулирующий качественные и количественные характеристики между спросом и предложением рабочей силы [2].

В настоящее время опубликован ряд работ, в которых муниципальное образование рассматривается как открытая экономическая система, имеющая взаимосвязанные внешнюю и внутреннюю среду [1]. В зависимости от места локализации подразделяются и факторы, влияющие как на систему в целом, так и на качественные и количественные характеристики рынка труда муниципального образования. С точки зрения открытой экономической системы можно проследить действие факторов на внутреннюю структуру и динамику системы муниципального образования, вызывающих качественные преобразования во всех сферах деятельности, в том числе в сфере содействия занятости населения.

Используя классификацию факторов, определяющих кадровую политику Г.И.Сидуновой [3], представим факторы, составляющие механизм воздействия на рынок труда муниципального образования в виде табл. 1.

Как видно из таблицы, в данной классификации не указана степень воздействия факторов. В работах некоторых исследователей, например, Л.М.Григорьева, Ю.В.Урожаевой, группа внешних по отношению к муниципальному образованию (экзогенных) факторов в свою очередь подразделяются на факторы среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами: внешними поставщиками товаров и услуг; внешними потребителями; конкурентами; финансовыми организациями; транспортными предприятиями. Среда косвенного воздействия может включать следующие группы факторов влияния: общеэкономические; общеполитические; научно-

технические; природно-экологические; демографические [4].

Таблица 1

Классификация факторов, определяющих кадровую политику муниципального образования (по Сидуновой Г.И.)

№ п/п Факторы Внешние Внутренние

1 Политиче- ские Политические соглашения с зарубежными странами, политические кризисы, военные конфликты, интеграционные процессы Политические соглашения между Федерацией, регионом, муниципальным образованием, согласованность действий между исполнительной и представительской властью

2 Экономиче- ские Темпы инфляции, темпы экономического роста, налоговая политика государства, кризисы, государственное финансирование проектов, отраслевая структура хозяйства, приватизация, инвестиционная активность региона Местные налоги, инвестиционная активность муниципального образования, структурные изменения, банкротство убыточных предприятий

3 Демографи- ческие Национальная структура трудовых ресурсов, уровень подвижности трудовых ресурсов, миграция населения Качественная структура трудовых ресурсов, половозрастная структура, квалификационная структура, естественный прирост, менталитет населения

№ п/п Факторы Внешние Внутренние

4 Социальные Основные направления политики занятости государства, финансирование федеральных социальных программ, уровень безработицы в стране, профсоюзное движение, основные направления формирования социальной политики региона Основные направления формирования социальной политики муниципального образования, социальная направленность местного бюджета, деятельность местных профсоюзов, деятельность служб занятости, организация помощи безработным

5 Технико- технологиче- ские Г осударственная инновационная политика, инвестиционная и кредитная политика, жизненные циклы продукции и технологии Работа научных центров и ассоциаций, степень новизны технологий на предприятиях муниципального образования, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров муниципального образования

6 Экологиче- ские Политика государства в области экологических процессов, экологический аудит, политика региона в отношении вредных производств Политика муниципальных властей в отношении вредных производств, экологическая обстановка

Основными экзогенными факторами, влияющими на рынок труда и, следовательно, на формирование кадровой политики муниципального образования, по

мнению многих авторов, являются общеполитические и общеэкономические факторы. Политические факторы влияют на потребности рынка труда через изменение законодательства (трудового законодательства, налогового режима, системы социального страхования и т.п.), регулирование макроэкономических параметров, создание определенного политического климата в стране и регионе. Согласование действий между различными уровнями власти воздействует на экономические процессы и влияет на формирование муниципального рынка труда.

Из этой группы факторов выделяется также интеграционный фактор вовлеченности экономики муниципального образования в региональный, государственный и мировой рынок товаров и услуг. От данного фактора зависит состояние рынка труда муниципального образования, уровень доходов населения. Развитие внешнеэкономических связей города благоприятно сказывается на наполняемость местного бюджета и сопровождается созданием новых рабочих мест, что сказывается на процессе формирования кадровой политики муниципального образования. Интеграционный фактор в условиях рыночных трансформаций влияет не только на экономику муниципального образования и региона, но и государства в целом.

В группу внутренних (эндогенных) факторов входят:

- Природно-географический фактор, учитывающий качественную и количественную оценку месторождений полезных ископаемых, энергетические и водные ресурсы, природно-климатические условия; абстрактные природные ресурсы, включающие все виды полезных ископаемых; «наличные» природные ресурсы, для добычи которых уже сделаны первоначальные капиталовложения и добыча которых рентабельна при данных рыночных параметрах: ценах, налогах, издержках, транспортных тарифах; географическое расположение, например, близость к портам, транспортным узлам и внешним границам страны. Природно - географические (ресурсные) факторы, благоприятные для размещения на территории муниципального образования предприятий, означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, создание дополнительных рабочих мест. Расположение предприятий без учета особенностей территории могут привести к их нежизнеспособности.

- Унаследованные особенности развития (генетический фактор) или path dependency (зависимость от пройденного пути). Это зависимость от сложившейся структуры экономики, степени освоенности территории, демографической ситуации, социокультурных особенностей населения и неформальных институтов (традиций и норм) муниципального образования.

- Экономический фактор учитывает общую экономическую динамику, структурные сдвиги, изменения в формах собственности, ситуацию в кредитнофинансовой, инвестиционной сферах, сфере доходов; уровень безработицы, среднюю заработную плату. Изменения, происходящие в настоящее время в экономике муниципальных образований, свидетельствуют о структурно-технологическом регрессе и, следовательно, о негативных сдвигах в структуре занятости. Последствиями структурного регресса занятости является переход квалифицированных кадров из наукоемких производств в торгово-посредническую, в том числе неформальную деятельность, что приводит к деквалификации кадров. Деквалификация кадров, выражающаяся в изменении трудовой мотивации, систем социальной и профессиональной ориентаций работников, ограничивает возможности эффективной занятости в официальном секторе экономики, приобретая характер ее антагониста. Вследствие этого деформируется отраслевая и профессиональноквалификационная структура занятости, растет численность безработных со средним специальным и высшим образованием, высвобожденных из стратегических отраслей экономики, науки, культуры, образования, которые определяют научнотехнический и духовный потенциал общества. С другой стороны, структурные изменения приводят к развитию рыночной инфраструктуры муниципального обра-

зования, росту числа занятых в альтернативных направлениях занятости населения.

Одним из основополагающих экономических факторов формирования рынка труда и кадровой политики муниципального образования является стоимость рабочей силы. Низкий процент величины заработной платы в себестоимости продукции или услуг ограничивает экономические и моральные стимулы трудящихся, что приводит к проблемам по реформированию экономики муниципального образования. Во многих работах отмечается, что формирование эффективного развития рынка труда, независимо от формы собственности и методов хозяйствования предприятий муниципального образования, должно основываться на тенденции увеличения доли оплаты труда в себестоимости продукции.

В условиях переходной экономики, когда возможности государственных инвестиций и внутренних частных источников ограничены, недостаток инвестиций, особенно в отраслях муниципальных образований, ориентированных на внутреннего потребителя, приводит к невозможности коренной модернизации производства, снижению уровня конкурентоспособности товаров, увольнениям работников предприятий.

- Развитие малого бизнеса можно рассматривать как самостоятельный социально-экономический фактор, оказывающий влияние на рынок труда муниципального образования. Данный фактор влияет на формирование среднего класса как основы устойчивости городского общества, на инвестиционную активность населения; снижение безработицы и социальной напряженности в обществе. Кроме того, малый бизнес уменьшает зависимость населения от градообразующих предприятий, создает более многообразную структуру производства и потребления, вводит в сферу занятости молодежные контингенты трудоспособного населения и лиц из числа социально слабо защищенных групп.

- Накопленный физический капитал включает распределение капитала по отраслям и его соответствие структуре спроса; качество физических активов; степень износа основного капитала в разных отраслях. Экономическое состояние предприятия, зависящее от качества физических активов и степени износа основного капитала, влияет на конкурентоспособность выпускаемого товара и фактический объем производства, который в свою очередь определяет спрос на рабочую силу. От экономического состояния предприятия зависят также и особенности найма. Экономически устойчивые предприятия улучшают свой кадровый потенциал за счет убыточных. Данный фактор воздействует на формы занятости, доходы, мобильность населения, а в более широком плане - на человеческий и социальный капитал муниципального образования.

- Накопленный человеческий капитал учитывает численность населения и его размещение, качественную и количественную оценку трудовых ресурсов, смертность, рождаемость, миграции; соответствие человеческого капитала структуре спроса; цену человеческого капитала; качество человеческого капитала. Структура населения оказывает влияние на уровень демографического потенциала, количество и качество трудовых ресурсов, их использование. От динамики численности, половозрастного состава населения муниципального образования, его уровня образования зависит предложение рабочей силы на рынке труда. Качество человеческого капитала влияет на способность работника приспосабливаться к быстроме-няющимся техническим условиям труда, а, следовательно, на гибкость и мобильность рынка труда муниципального образования.

- Накопленный инновационный потенциал подразделяется на «общий» инновационный потенциал (оснащение вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями) и «прикладной» инновационный потенциал (наличие /создание коммерчески применимых разработок). Наличие в муниципальном образовании вузов, технологических центров, исследовательских организаций способ-

ствует формированию и развитию наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики, созданию новых, перспективных рынков товаров и услуг.

- Политика муниципальных властей является продуктом унаследованной институциональной среды и накопленного человеческого капитала. От данного фактора зависят качественные характеристики и тип политического режима муниципального образования.

Действие институционального фактора проявляется как во внешней, так и внутренней средах муниципального образования. Полноценное функционирование рынка труда невозможно без создания правового пространства, которое законодательно закрепляет социально-экономические права граждан, принципы предпринимательской деятельности, права выбора места жительства, свободного перемещения по стране и за ее пределами, создание рынка жилья, регулирование заработной платы и доходов, обеспечение надежной социальной защиты и гарантий на случай безработицы. В связи с тем, что старые, формальные институты, регулировавшие занятость в плановой экономике, разрушены, а новые только начинают создаваться, говорят о низкой степени институционализации рынка труда. Следствием данной ситуации становится снижение и нестабильность стоимости рабочей силы, повышается риск незанятости, увеличивается скрытая безработица.

Управление в сфере труда как вид особой деятельности по упорядочиванию процессов в области применения наемного труда, обеспечения развития социально-трудовой сферы на территории муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Правовые нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления по управлению в сфере труда содержат Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов. Законы субъектов РФ и правовые акты органов местного самоуправления позволяют более эффективно регулировать деятельность данных органов. Согласно перечисленным документам, полномочия органов местного самоуправления по труду осуществляются в частности, в сфере социального партнерства и в области занятости населения.

Т аким образом, в связи со смещением функций управления и ответственности за принимаемые решения на муниципальный уровень, создание эффективной, отвечающей современным требованиям системы муниципального управления, невозможно без учета воздействия множества факторов, образующих своеобразный механизм, под воздействием которого формируется, функционирует и развивается рынок труда муниципального образования, регулирующий качественные и количественные характеристики между спросом и предложением рабочей силы. Способность системы муниципального управления предвидеть и оперативно реагировать на изменения кадрового потенциала рынка труда приведут к расширению и эффективности производства, росту доходов и уровня жизни населения, повышению конкурентоспособности всего муниципального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Л.М.Григорьев, Ю.В.Урожаева. Стратегическое планирование социальноэкономического развития города и региона. http://www.http://kirgach.oaokiz.ru/.

2. Кочкина Е.М. Региональный рынок труда в условиях реформирования экономики (на примере Свердловской области и ее городов). Дис...Канд. Экон. наук. - Екатеринбург, 1996.

3. http://www.smartcat.ru/p stafE/books/book 62

4. http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление 2002.

5. http://www.http://kirgach.oaokiz.ru/

6. http://zluka.isr.lviv.ua/Eiles/sci_2.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.