Научная статья на тему 'Влияние этнической идентичности на экономическое поведение россиян'

Влияние этнической идентичности на экономическое поведение россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
797
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / INTERETHNIC RELATIONS / ETHNIC IDENTITY / ECONOMIC BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еременко Сергей Леонидович

В статье рассматриваются вопросы влияния этнического фактора на экономическое поведение россиян. Автором представлена оригинальная концепция социологического исследования экономического поведения жителей современной России в ракурсе межэтнических отношений и этнокультурного аспекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of ethnic identity on economic behavior of the Russians

In the article issues of influence of an ethnic factor on economic behavior of Russians are considered. The author presents the original concept of sociological research of economic behavior of inhabitants of modern Russia in a foreshortening of the interethnic relations and ethnocultural aspect.

Текст научной работы на тему «Влияние этнической идентичности на экономическое поведение россиян»

Еременко Сергей Леонидович

соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России _(тел.:+78612583516)

Влияние этнической идентичности на экономическое поведение россиян

В статье рассматриваются вопросы влияния этнического фактора на экономическое поведение россиян. Автором представлена оригинальная концепция социологического исследования экономического поведения жителей современной России в ракурсе межэтнических отношений и этнокультурного аспекта.

Ключевые слова: межэтнические отношения, этническая идентичность, экономическое поведение.

S.L. Eremenko, Competitor of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516.

Influence of ethnic identity on economic behavior of the Russians

In the article issues of influence of an ethnic factor on economic behavior of Russians are considered. The author presents the original concept of sociological research of economic behavior of inhabitants of modern Russia in a foreshortening of the interethnic relations and ethnocultural aspect. Key words: interethnic relations, ethnic identity, economic behavior.

В современной глобально-информационной экономике, особое место внутри которой занимает Россия, происходят процессы повышения значимости взаимодействия между представителями различных стран и этносов. Этнические процессы, как позитивные, такие как межкультурное сотрудничество и взаимодействие, так и негативные, как, например, этнические конфликты, непосредственно влияют на экономическое поведение индивидов в социуме. Так, современная российская экономика характеризуется полиэтничностью и поликультурностью, большим количество мигрантов из стран Средней Азии и Кавказа, особенно в крупных городах, которые имеют особый менталитет и традиции, что оказывает влияние на характер экономических отношений и рыночное хозяйство. С одной стороны, наличие множества этносов в российской экономической среде формирует колоритный хозяйственный уклад, многообразие особых товаров и услуг, конкурентную борьбу и занятие мигрантами пустующих и низкооплачиваемых трудовых секторов экономики, в которых не хотят работать коренные жители. С другой стороны, происходят замещение вымирающего коренного населения большим количеством мигрантов, инициация этнических конфликтов, связанных с наличием негативных этнохозяйствен-ных стереотипов, мифов, зависти в отношении представителей других этносов, активизация межэтнической напряженности.

Базисом экономического поведения, по нашему мнению, является экономическая культура, корреспондирующая с менталитетом нации, в результате чего формируется экономическое мышление индивидов. На основе особых характеристик российского менталитета сложился оригинальный тип российского экономического мышления, который определяется как сочетание свойств Запада и Востока. По мнению О. Елкиной, в основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью [1].

Именно недостаточный учет особенностей экономического поведения россиян, привел, на наш взгляд, к провальным последствиям рыночных преобразований в 1990-е гг. Правящие круги, осуществлявшие реформаторскую деятельность, во многом игнорировали сформировавшиеся этнические аспекты экономических взаимодействий жителей постсоветской России в процессе переходного периода развития социума. В период преобразований и до настоящего времени экономическое поведение россиян характеризовалось не только легальными практиками, но и скрытыми, криминальными фор-

291

мами, носящими деструктивный характер для социума. В частности, это проявляется в таких правонарушениях, как наркобизнес, проституция, рэкет, незаконное прокручивание средств в банках и т.д. [2]. В целом формирование рыночной экономики в России значительно повлияло на повышение экономической активности людей, но это сопровождалось и ростом числа проявлений девиантного поведения. По словам Б.В. Ракитского, «фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный уклон» [3].

Отечественные исследователи разрабатывали классификацию типов и стратегий экономического поведения по различным параметрам. Так, Н.М. Токарская и И.С. Карпикова разделили все виды поведения на рыночное, псевдорыночное и дорыночное. Дорыночное поведение характеризуется получением гарантированного дохода ценой минимума трудовых затрат или минимумом дохода при минимуме трудовых затрат, псевдорыночное - максимумом дохода при минимуме трудовых затрат [4]. На наш взгляд, именно псевдорыночное поведение до сих пор характеризует многих российских субъектов экономической среды, поскольку, как показывает практика, зачастую предприниматели в России не спешат увеличивать зарплаты персоналу, улучшать инфраструктуру, выжимая все возможное из имеющихся ресурсов.

Исследуя экономическое поведение россиян в 1990-х гг. в территориальном разрезе, отечественные ученые выделили три российские зоны: «валютную», «рублевую» и «натуральную» (продуктовую) [5]. «Валютная» зона функционирует в Москве, Санкт-Петербурге и на ближайшей к ним территории и характеризуется тем, что труд оплачивается, значительная часть денежно-кредитных операций осуществляется в долларах и другой валюте. «Рублевая» зона распространяется на значительную часть России, почти все остальные города, райцентры, крупные села. Зона «натурального обмена» характерна для периферийных сельских районов, части малых аграрных городов. Специфическими стратегиями этой зоны являются натуральный обмен результатами труда, высокая занятость в ЛПХ, миграция в «рублевую» зону [6].

Таким образом, разработка теоретических концепций отечественных социологов применительно к российским реалиям позволяет сформулировать методологическую базу для эмпирических исследований экономического поведения. За последние годы проводилось немало исследований экономической актив-

ности россиян. Так, для изучения особенностей экономического поведения населения агропромышленного региона в сфере доходов и занятости в период реформ сотрудниками Центра социально-экономических исследований совместно с сотрудниками Алтайской лаборатории Института экономики и ОПП СО РАН и Алтайского госуниверситета в 2001 г. были проведены выборочный опрос населения (800 человек) и ряд экспертных опросов руководителей региональных органов управления, объединений предпринимателей, краевого совета профсоюзов, директоров крупных и средних предприятий Алтайского края (60 человек). Анализ результатов исследования показал, что к наиболее популярным экономическим действиям жителей региона в годы реформ относятся, по их мнению, интенсификация труда, поиск основных и дополнительных рабочих мест, повышение образования и уровня квалификации, требования увеличения заработной платы и регулярности ее выплат [7].

Согласно концепции Е.О. Кубякина особенности исторического развития России сформировали в массовом сознании русского народа, как правило, негативные покровительственно-пренебрежительные представления и стерео-типизированное отношение к «инородцам», а в сознании нерусских этносов - образ русских как «завоевателей». По мнению исследователя, межнациональная напряженность усилилась, а стереотипы активизировались именно в процессе распада СССР. Катализатором межэтнических противоречий выступила статусная асимметрия этносов, сформировавшаяся еще в советский период истории. Она же послужила барьером на пути развития территориальной системы федеративного устройства. В России существуют факторы как благоприятного гармоничного развития межнациональных отношений, так и обострения межэтнических противоречий. Выбор пути определяется действиями федеральной власти, региональных элит, интеллигенции [8].

Все это, на наш взгляд, оказывает непосредственное влияние на экономические взаимоотношения представителей различных этносов. Экономическое и статусное неравенство этносов, доминирование определенных этносов в отдельных секторах экономики, более активное предпринимательское сознание мигрантов с Кавказа - все это служит основанием для возникновения и протекания межэтнических конфликтов по поводу перераспределения собственности и конкуренции за более благоприятные экономические условия и ресурсы между этносами в современной России.

292

Одной из важнейших проблем современного российского общества является создание и деятельность криминальных группировок на этнической основе. Российская криминальная статистика фиксирует рост количества и активизацию таких группировок. Так, в 2000 г. в Москве в ходе операции «Вихрь-Антитеррор» была пресечена противоправная деятельность 893 членов преступных группировок, в числе которых 161 азербайджанец, 144 чеченца, 66 таджиков, 59 ингушей. В Чите была разгромлена банда, состоящая из китайцев и корейцев. На ее счету около 80 нападений на туристов и бизнесменов из Китая [9, с. 15].

Высокая дисциплина, сплоченность, замкнутость, использование для общения родного языка и запрет доступа для чужаков - все это делает борьбу с этническими преступными группировками чрезвычайно сложным процессом. Такие группы, как правило, генерируют взаимоотношения со своими диаспорами, а также с коренными этнотерриториальными общностями. Посредством таких группировок определенные этнические группы стремятся увеличить свое экономическое и политическое влияние в России, добиваясь контроля над целыми отраслями бизнеса. Специалисты отмечают также двустороннюю связь этнических преступных группировок с террористами, угрожающими целостности Российской Федерации [10, с. 40].

Более позитивно рассматривает роль этнического многообразия в развитии российской экономики В. Тишков. С его точки зрения, для рыночной экономики полезны полиэтничность, равноправие этносов, культурное разнообразие, которое способствует развитию инновационных возможностей общества и бизнеса, потому что каждая этническая и национальная культура содержит в себе что-то, чего нет в другой культуре, и тем самым они друг друга взаимообогащают. Это способствует диверсификации экономики, освоению новых резервов роста. То, что могут привнести в бизнес русские, татары, чуваши, азербайджанцы и т.д. все вместе, не может сравниться с усилиями одной этнической группы. Если доминирует только одна этническая группа, у нее мощной экономики не будет [11].

Оригинальное исследование, посвященное этническому аспекту российской экономики, осуществили О. Бредникова и О. Паченков. Ученые провели исследование жизненных стратегий и механизмов экономических мигрантов с Кавказа и Средней Азии, проживающих в Санкт-Петербурге менее трех лет, методом участвующего исследования. Так, они отмечают, что критерий этничности не в полной мере служит фактором,

способствующим созданию социальных сетей агентами, субъективно ориентированными на этническую принадлежность субъектов своих взаимодействий. В результате данного исследования ученые пришли к выводам, которые могут быть обобщены следующим образом: 1) социальные сети мигрантов с Кавказа в Петербурге, в частности те, что носят экономический характер, организованы не по критерию этничности, т.е. они не созданы сознательно социальными агентами, субъективно ориентирующимися в своих действиях на этническую принадлежность тех, с кем они взаимодействуют (co-ethnics); 2) мигранты строят свои экономические сети на основе таких принципов, как легкость и удобство, выгодность, доверие/контроль и др., нежели на факторах, связанных с этнической принадлежностью [12].

Значимым проявлением этнического фактора в экономической сфере является этническое предпринимательство. Многие исследователи определяют существование этнического разделения труда, ведущего к закреплению отдельных направлений хозяйства за представителями тех или иных национальностей. В данном случае возможен термин «этнопрофессионализм», выражающий традиционные отношения [13, с. 90].

Базовой предпосылкой развития этнического предпринимательства служит маргинальность этнических мигрантов, общепризнанная как фактор предпринимательства вообще. Отсутствие прочных социальных связей и аскриптивных статусов вынуждает мигрантов проявлять инициативу и предприимчивость.

Этническое предпринимательство в среде мигрантов проходит следующие стадии:

1) маргинализация, характеризуемая максимальной сплоченностью и замкнутостью мигрантов в пределах своей этнической группы, слабыми связями с внешней средой;

2) расцвет, выражающийся в стремительном развитии скрытого ранее делового потенциала, бурная экспансия в отношении наименее защищенных рыночных ниш и проникновение в престижные сферы хозяйства;

3) стабилизация, в результате которой этническое предпринимательство становится привычным элементом экономического ландшафта [14, с. 75-77].

Обычно этнические предприниматели занимают на рынке страны пребывания следующие основные ниши:

1) поставка, производство и реализация традиционных потребительских товаров для внутренних нужд диаспор;

293

2) поставка экзотических товаров этнического происхождения коренному населению;

3) удовлетворение местных потребностей в услугах, необходимых в условиях переселения на новое место жительства;

4) заполнение непрестижных и слабо защищенных рыночных ниш (уборка мусора и т.п.) [15, с. 85].

Таким образом, мы можем отметить, что в современной России экономическое поведение граждан характеризуется переходной моделью рыночной экономики и поступательным движением к высокому уровню развития капиталистических отношений. Значимым аспектом в данных процессах выступает и этническая идентичность. Реформы последних десятилетий породили комплекс трансформаций в социально-экономических отношениях, что требует детального анализа влияния этнических взаимоотношений на новые процессы, явления, феномены экономической сферы российского социума. Необходимо переосмысление теоретических концепций и подходов к изучению

влияния этничности на занятость, рынок труда, безработицу, потребительское поведение граждан. Инновационный характер, который все больше приобретают экономики развитых стран мира, поставил новые вызовы конкурентоспособности российской экономики. Это приводит к активному использованию в процессах обмена товарами и услугами новых технологий, как, например, интернет-магазины, интернет-банкинг, денежные переводы, осуществляемые в сети Интернет. Современная глобализирующаяся экономика приобретает все больший сетевой и информационный характер, аккумулируя в виртуальном пространстве денежные средства и основные экономические операции индивидов и организаций. Эти изменения напрямую затрагивают и Россию, хотя и не так быстро и масштабно, как в развитых странах. Следовательно, необходимо социологическое изучение влияния этнической идентичности на экономическое поведение россиян в условиях глобализации и сетевой модели товарно-денежных отношений.

1. Елкина О.С. Сущность и особенности формирования экономического поведения // Вестн. Омского гос. ун-та. 1999. Вып. 3.

2. Старостенко В.К. Распределение доходов в рыночной экономике: лекция. М., 1998.

3. Ракитский Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся. Ч. 2: Социальная защита, самозащита трудящихся //Трудовая демократия. М., 1998. Вып. 10.

4. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда: учеб. пособие / под ред. М.А. Винокурова. М., 2006.

5. Римашевская Н. Как в России копят деньги и зачем? // Известия. 1998. 18 февр.

6. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / отв. ред. Т. И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск, 1999.

7. Экономическое поведение населения агропромышленного региона в годы реформ: стратегии и механизмы формирования / под ред. А.М. Сергиенко, Л.В. Родионовой. Барнаул, 2001.

8. Кубякин Е.О. Социально-структурные предпосылки межэтнической напряженности: дис.... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2005.

9. Импортные гости // Милиция. 2000. № 10.

10. Гриб В., Федотов А., Ныриков С. Чечня -Москва, далее везде? //Милиция. 2000. № 10.

11. Тишков В. Рыночная экономика и этническая среда //Общество и экономика. 2005. № 12.

12. Бредникова О., Паченков О. Этнич-ность «этнической экономики» и социальные

1. Elkina O.S. Essence and features of formation of economic behavior // Bull. of Omsk State University. 1999. Iss. 3.

2. Starostenko V.K. Distribution of the income in market economy: lecture. M., 1998.

3. Rakitsky B.V. Social policy, social protection, self-defense of workers. Pt. 2: Social protection, self-defense of workers // Labour democracy. M., 1998. Iss. 10.

4. Tokarskaya N.M., Karpikova I.S. Work sociology: study aid/ed. by M.A. Vinokurov. M., 2006.

5. Rimashevskaya N. How in Russia save money and why? // News. 1998. Febr. 18.

6. Social trajectory of the reformed Russia: Researches of Novosibirsk economical and sociological school / resp. ed. T.I. Zaslavskaya, Z.I. Kalugina. Novosibirsk, 1999.

7. Economic behavior of the population of the agro-industrial region in the years of reforms: strategy and formation mechanisms / ed. by A.M. Sergienko, L.V. Rodionova. Barnaul, 2001.

8. Kubyakin E.O. Social and structural preconditions of interethnic intensity: diss. ... Master of Sociology. Novocherkassk, 2005.

9. Import guests // Militia. 2000. № 10.

10. Grib V., Fedotov A, Nyrikov S. Chechnya -Moscow, further everywhere?//Militia. 2000. № 10.

11. Tishkov V. Market economy and ethnic environment // Society and economy. 2005. № 12.

12. Brednikova O., Pachenkov O. Ethnicity of «ethnic economy» and social networks of migrants. URL: http://www.indepsocres.spb.ru/ sbornik8/8r_bred.htm (address date: 27.09.2013).

294

сети мигрантов. URL: http: //www.indepsocres. spb.ru /sbornik8/8r_bred.htm (дата обращения: 27.09.2013).

13. Авксентьев В.А. Феномен этнопро-фессионализма и этнические процессы на Северном Кавказе // Проблемы населения и рынки труда России и Кавказского региона. М.; Ставрополь, 1998.

14. Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. 2000. № 5.

15. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Политические исследования. 1993. № 5.

13. Avksentyev V.A. Phenomenon of ethnoprofessionalism and ethnic processes in the North Caucasus // Problems of the population and labor markets of Russia and the Caucasian region. M.; Stavropol, 1998.

14. Ryazantsev S.V. Ethnic business as form of adaptation of migrants // Social sciences and present. 2000. № 5.

15. Radayev V.V. Ethnic business: world experience and Russia // Political researches. 1993. № 5.

295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.