Научная статья на тему 'Влияние этики на экономику: теория и практические аспекты'

Влияние этики на экономику: теория и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1789
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ETHICS / ECONOMY / SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM / GLOBALIZATION / ETHICAL-ECONOMIC MODEL OF DEVELOPMENT / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурганов Р. А.

В статье рассматриваются фундаментальные проблемы взаимозависимости и взаимосвязанности этики и экономики. Показаны составные части этико-экономической модели развития социально-экономической системы. Анализируются историко-экономические основы создания модели в Республике Татарстан. Особое место отводится анализу роли различных национальностей, конфессиональных структур в развитии экономики и выделяется необходимость учета в стратегии культурно-этических ценностей горожан и сельчан. В работе также даны этико-экономические проблемы глобализации и предлагаются три этапа создания этико-экономической модели развития страны. В целом, по мнению автора, учет этико-культурной системы ценностей населения является фактором экономического роста. Содержание работы является продолжением идей автора, опубликованных в статье «Экономика с человеческим лицом (Об этико-экономической модели развития республики)» // Татарстан. 2007. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ETHICS ON ECONOMY: THEORY AND PRACTICAL ASPECTS

The article views the fundamental problems of interdependence and interconnection of ethics and economy. The author shows the constituents of ethical-economic model of the social-economic system development. The historical-economic principles of such model in Tatarstan are analyzed. Special attention is given to the analysis of the role of different nationalities and confessional structures in the economy development. The author states the necessity to take into account various cultures-ethical values of urban and rural citizens in the strategy. The article also presents the ethical-economic problems of globalization and suggests the three stages of elaboration of the ethical-economic model of the country development. In general, according to the author, the due regard for the citizens' ethical-cultural value system is one of the factors of economic growth. The article continues the author's idea published in the article Economy with a human face (On the ethical-economic model of the Republic development) // Tatarstan. 2007. № 7.

Текст научной работы на тему «Влияние этики на экономику: теория и практические аспекты»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330:17

P.A. КУРГАНОВ,

доктор экономических наук, профессор

Казанский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ВЛИЯНИЕ ЭТИКИ НА ЭКОНОМИКУ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются фундаментальные проблемы взаимозависимости и взаимосвязанности этики и экономики1. Показаны составные части этико-экономической модели развития социально-экономической системы. Анализируются историко-экономические основы создания модели в Республике Татарстан. Особое место отводится анализу роли различных национальностей, конфессиональных структур в развитии экономики и выделяется необходимость учета в стратегии культурно-этических ценностей горожан и сельчан. В работе также даны этико-экономические проблемы глобализации и предлагаются три этапа создания этико-экономической модели развития страны. В целом, по мнению автора, учет этико-культурной системы ценностей населения является фактором экономического роста.

В настоящее время мировое сообщество ищет решение многочисленных современных проблем, опираясь на историю человечества, на свои истоки в экономике, культуре, науке. Кроме того, необходимо учесть и то, что в постпромышленной экономике усиливаются роль и значение гуманистической экономики, то есть экономики культуры, мышления и образования.

В России же с 90-х гг. XX в. наряду с «рыночными преобразованиями» предпринимались усилия по вытеснению национальных ценностей и навязыванию чуждых нам этики и культуры. Рыночная форма хозяйства не проявила универсальный характер, так как нынешняя мирохозяйственная картина демонстрирует существование стран с рыночной системой, находящихся на противоположных полюсах тех-

нологического, экономического и социального развития, то есть на первый план выходит сюжет национальной специфики социально-экономической эволюции. Социальные и нравственные ценности - это реальность, с ними необходимо считаться. Рыночные отношения -это не просто отношения продавца и покупателя, но глубоко закономерная форма общественной и культурной жизни, и немаловажную роль в ней играют этические и культурно-нравственные устои населения. Территориальные традиции и привычки, присущие отдельным этносам, конфессиям и группам населения, влияют на их экономические достижения. Если мы действительно хотим ускорить развитие нашей экономики, сделать ее «гуманнее», нам необходимо обсудить проблемы этической экономики.

1 Содержание работы является продолжением идей автора, опубликованных в статье «Экономика с человеческим лицом (Об этико-экономической модели развития республики)» // Татарстан. - 2007. - № 7.

Таким образом, ключевым предметом многочисленных исследований становятся не общие основы рыночного хозяйства, а национально-этические особенности их проявления (эффективного или неэффективного).

В связи с этим создание модели развития экономики, основанной на учете закономерностей развития духовно-нравственной сферы, приобретает особое значение.

Как известно, экономика образует каркас цивилизации, и на ней базируются все остальные институты человеческого общества: наука, культура, государство со всеми многочисленными функциями. Нельзя забывать о том, что культура, духовность - не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Последнее является не только экономической, но и морально-этической категорией. Исследования социально-экономических систем, игнорирующих этико-культурные ценности, которые придают национальный колорит и специфику моделям жизнедеятельности общества, не выдерживает критики. Этические основы существования общества (традиции, обычаи, привычки, нормы морали), присущие отдельным нациям, этносам и группам населения, серьезно влияют на их экономические достижения. Нравственность является самым редким из всех существующих видов экономических ресурсов.

Необходимость изучения истории диалектики экономики и этики вызвана объективной реальностью. В истории социально-экономической науки встречается отсутствие единства взглядов в отношении взаимосвязи «этика - экономика» от полного отрицания роли этики в хозяйственной жизни до полного включения в качестве неотъемлемого компонента экономической теории.

В классической политэкономии была эконо-мизация общественных отношений и формирование «экономического человека» как продукта рационализма и позитивизма. Для разрешения социально-экономических проблем использовались принципы «невидимой руки».

В теории К. Маркса этика входила в качестве элемента надстройки в социально-экономическую модель развития общества. Этико-культурные отношения имели вторичность и производный характер.

В начале XX в. М. Вебер представил исследование о роли протестантской этики в формировании и функционировании рыночной экономики. Главный тезис Вебера сводился к следующему: протестантизм (или, более конкретно, его кальвинистская ветвь) обеспечил подъем современного капитализма, то есть того промышленного капитализма, который был хорошо знаком Веберу по его родной Германии.

В учении Карла Полани религия и культура определялись как «факторы сдерживания», время от времени встающими на пути законов рынка.

Г. Табеллини показал, что как уровень душевого ВВП, так и темпы экономического развития выше в тех регионах, где выше показатели положительных культурных ценностей - доверия, веры в индивидуальные усилия, общественной морали [1].

Проблемы адаптации на национально-духовном уровне общетеоретических моделей социально-экономического развития с учетом эти-ко-культурной системы ценностей страны и нации решаются и на практике.

В мировой экономике Япония, Китай, Сингапур и другие «азиатские тигры» продемонстрировали развитие рыночных отношений, не отказываясь от своих этико-культурных ценностей, а, напротив, приспосабливая рыночную экономику к последним. Традиции конфуцианства и буддизма не мешают, а способствуют использованию инновационных идей, повышению экономического потенциала в обществе.

Этико-экономическая модель развития экономики затрагивает более глубинные процессы общественного воспроизводства и рассматривается как система финансово-хозяйственных отношений, основанных на симбиозе экономики (хозяйствования, предпринимательства) и морально-этических норм поведения хозяйствующих субъектов (рис. 1).

Этико-экономическая модель

Экономика (хозяйствование, предпринимательство) Морально-этические нормы поведения

Рис. 1. Составные части этико-экономической модели

Морально-этические нормы - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Как известно, экономика основывается на предпочтениях и ограничениях, связь между которыми осуществляется посредством принципа рациональности. В этико-экономической модели моральные качества рынка и конкуренции должны положительно влиять на общественный прогресс. В частности, дальнейшее развитие биотехнологии с учетом рыночных отношений требует зрелости духовно-нравственной сферы общества.

В целом формирование у населения рыночных ориентиров не должно противоречить социальным ценностям общества, что в основном является стабилизирующим фактором устойчивого развития татарстанской экономики. Создание этико-экономической модели развития любой социально-экономической системы - это требование современного этапа общественного прогресса.

Выбор собственных вариантов достижения экономических целей, самостоятельное решение проблемы национального языка, культуры образования, плюрализм этнокультурной среды и общая экономическая ситуация в стране являются системообразующими элементами этико-экономической модели развития общества.

В историческом плане основы этико-эко-номической модели развития Республики Та-

тарстан образовались до появления меркантилизма - первой научной школы, сформировавшейся в Европе в XVII в. Меркантилисты увидели источник богатства в торговле. Но уже в поэме «Сказание о Юсуфе» (XIII в.) татарского поэта Кул Гали встречаются такие базовые категории экономики, как торговля, алтын, цена, согласие. Убеждения и ценности общества устойчиво передаются этническими, религиозными и социальными группами от поколения к поколению.

Татарский историк и общественный деятель И.Р. Тагиров в своей книге «История национальной государственности татарского народа и Татарстана» отмечает, что по развитию торговли Волжская Булгария (X в.) стояла на третьем месте в мире после Греции и Ирана. Развивающаяся внутренняя торговля, налаженное товарно-денежное обращение, обширная внешняя торговля - все это характерные черты булгарской экономики. Государство гарантировало безопасность торговли, торговых путей и развитие товарно-денежных отношений. Появление в Волжской Булгарии собственной монеты связано с развитием экономической мысли. В стремительно развивающейся булгарской экономике главными фигурами становились купцы, банкиры, жизнь которых была связана с процветанием денежного хозяйства. Позднее и Казанское ханство превращается в главный торговый центр Восточной Европы.

В современном мире необходимо выявить результаты прямого воздействия этики на ожидания и предпочтения субъектов рынка. В качестве основного метода анализа необходимо

использовать те аспекты менталитета населения, которые имеют устойчивый характер при краткосрочных изменениях. Одной из важнейших черт общественной жизни населения республики является сосуществование плюрализма этнокультурной среды (рис. 2).

Межэтническое доверие должно иметь экономическую выгоду. Однако процесс формирования доверия сталкивается с некоторыми ограничениями, в частности, правовыми. В герменевтике всякий письменный документ - это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, он - часть общей системы языка, с другой - продукт творчества некоторого индивида. Любой нормативно-правовой документ понимается исходя из менталитета населения. Если отсутствует буквальный перевод русского текста на другие языки, то возможны негативные проявление этики и

культуры в социально-экономической жизни. Несмотря на явные различия в республике жизненных ценностей основных этнических групп, постепенно объективно сближаются и соответственно усиливаются доверительные отношения в предпринимательской среде. А это ведет к снижению трансакционных издержек. В настоящее время плюрализм этнокультурной среды должен стать важнейшим фактором дальнейшего развития и процветания республиканской экономики.

Особое место в этико-экономической модели занимают религиозные верования. Великий экономист А. Маршалл отмечал, что «двумя великими силами, формировавшими мировую историю, были религия и экономика».

В Татарстане в конфессиональной структуре преобладают лица исламского вероисповедания (рис. 3).

Рис. 2. Национальный состав населения Республики Татарстан [2]

Рис. 3. Конфессиональная структура Республики Татарстан [3]

Как известно, в религиозных учениях участие человека в экономической деятельности рассматривается по-разному. Необходимо иметь в виду и то, что в посттрансформационном обществе продолжаются научные дискуссии о тенденциях развития как православной интеллектуальной традиции [4], так и исламского вероисповедания. Но такие качества граждан, как экономность и бережливость, трудолюбие, упорство, порядочность, честность и терпимость в основном присущи и православной, и исламской этике, но проявляются по-разному в конкретно-исторических условиях.

Взгляды населения на роль рыночной экономики в развитии общества в зависимости от религиозной веры в основном не различаются (табл. 1).

Как среди православных, так и среди мусульман более половины респондентов проявляют лояльное отношение к рыночной экономике. В сущности, функционирование рыночной экономики должно соответствовать принятым правилам, правовым и моральным нормам.

К частной собственности верующие относятся более настороженно, чем неверующие. В Татарстане к частной собственности на небольшие участки земли положительно относятся 82% верующих и 91% неверующих [5, с. 264]. Разница в оценке своего материального положения между православными и мусульманами громадная: своим положением довольны 42,2% мусульман и всего 28,1% православных [5, с. 263].

В то же время необходимо отметить, что не конкуренция, а сосуществование различных религиозных культур должно положительно сказаться на решении проблем развития экономики.

В формировании морально-этической модели развития экономики особое место занимает учет культурно-этических ценностей горожан и сельчан. При этом социально-экономические функции села гораздо разнообразнее. Сельские районы характеризуются узкими взаимосвязями отраслей и низкой плотностью населения. В большинстве сельских районов преимущественное занятие людей - сельскохозяйственный труд, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения. Для сельской местности также характерны преобладание социально и национально однородных семей, большая открытость в общении, более высокое значение общественного мнения, традиции и социального контроля, особенно со стороны старшего поколения, медленнее ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок. У сельских жителей вызывает большое удивление проживание на одной лестничной площадке многоквартирного дома незнакомых и замкнутых по характеру людей.

Важнейшим показателем экономической активности является миграционная подвижность. Процесс переселения в города затронул современное поколение татар гораздо сильнее. Активные в миграционном отношении люди активны и в экономической деятельности. Маргинальное состояние человека, выходца из села, требует добросовестной и честной работы.

В различных изданиях иногда встречается противопоставление качественных черт проживающих в городе и на селе. Но это не верно. Сель-

Таблица 1

Отношение верующих и неверующих горожан Татарстана к рыночной экономике (% от общего количества ответивших) [5, с. 265]

Как Вы считаете, в конце концов, переход к рыночной экономике... Православные Мусульмане Неверующие

принесет пользу 29,1 30,2 26,8

ничего не изменяет 55,6 53,8 55,0

принесет вред 13,1 10,8 13,4

ское хозяйство - это очень важный уклад жизни, отдельный социум, который участвует в решении множества задач общественного развития.

Необходимо четко понять потенциальные возможности и роль в воспроизводстве общественных отношений выходцев из различных социально-территориальных образований. В частности, крестьянское хозяйствование предъявляет высокие требования к тем, кто им занимается. Еще в 30-е гг. XX в. было сформулировано 10 основных качеств, которыми должен обладать человек, ведущий крестьянское хозяйство:

1) здоровье;

2) сила и привычка к систематической работе в любое время года;

3) искусство в сельскохозяйственных работах;

4) способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать;

5) умение разбираться, что существенно и несущественно, оценивать, чем лучше заниматься в настоящее время и что отложить для выполнения на вторую очередь;

6) знание сельскохозяйственных растений, животных, почвы и погоды;

7) самоконтроль, необходимый для хладнокровных действий в любых обстоятельствах;

8) способность управлять работой людей, отдавать и самому воспринимать распоряжения и пояснения;

9) сотрудничество с соседями;

10) привычка к систематическому выполнению составленного для себя плана.

Американские специалисты считают, что их фермер в той или иной степени должен владеть, по крайней мере, 17 профессиями: менеджера, финансиста, экономиста, агронома, зоотехника, ветеринара, механизатора и т.п.

Чувство принадлежности к сообществу на основании общего места проживания, языка, традиций, культурных привычек, происхождения, религиозного и этнического сходства становится базой для устойчивого развития экономики.

Этико-экономическая модель развития, прежде всего, должна основываться на использовании психико-нравственных форм поведения насел е-

ния, предпринимателей, госслужащих, деятельность которых непосредственно отражается в эффективности функционирования экономики. В частности, предприниматель воспитывается в определенной социокультурной среде, где традиции и особенности семейно-бытового уклада становятся базой максимизации прибыли.

Бюрократия, коррупция и мафия являются издержками несовершенства модели, ориентированной только на экономику. Недостаточное внимание к формированию морально-этических норм государственных служащих дает о себе знать. Разработка «нравственных канонов» для предпринимателей-госслужащих, исходя из особенностей отечественной историко-культурной и духовной традиции, связана с чисто прагматическими целями, которые может ставить перед собой бизнес.

Хозяйствование и мораль как важнейшие элементы различных человеческих культур всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и этноэкономической структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие хозяйствования и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. По результатам исследований, в современной России часть населения отказалась не только от коллективистской идеологии, но и от вечных ценностей. Например, от солидарности, скрепляющей гражданское общество. Почти две трети опрошенных в ходе исследования признались, что личные интересы ставят выше общественных. Семьдесят процентов не готовы жертвовать своим благополучием ради спасения страны. Пятьдесят семь процентов не верят, что совместные действия в защиту общих интересов могут быть эффективными. Особенно часты такие настроения в мегаполисах. Но малые и средние города с населением до 500 тысяч человек пока держатся в роли оплота нравственности и традиционные ценности поддерживают [6]. Точно так же более низкий нравственный порог демонстриру-

ет группа 30-40-летних людей. Доля тех, кто не осуждает безбилетников, недобросовестных налогоплательщиков, воров, мошенников, в их среде несколько больше, чем в прочих.

В условиях глобализации экономики создание этико-экономической модели развития имеет особую актуальность. Глобализация имеет объективные и субъективные стороны. Объективность - это процесс развития всеобщей эко-номико-технологизированной цивилизации. Субъективизм обусловлен наличием множества народов, наций, этносов, которые обладают специфическими духовно-культурными ценностями, что указывает на «многоцветие», поли-цивилизационность мира. Это специфическая духовно-социологизированная составляющая всемирных процессов, которая не терпит диктата или навязывания иных ценностей, но она готова к адаптированию всеобщей экономико-технологизированной цивилизационности применительно к собственной этике и культуре.

Наиболее сложные и противоречивые отношения складываются именно в социокультурной сфере - в области науки, культуры, образования, этики, идеологии. Собираясь в ВТО, мы должны задуматься и о том, как доминирующие этические характеристики основной части населения республики будут корреспондировать с разными стилями управления, нормативно-правовыми формами, менталитетом и культурой мирового экономического сообщества. Для многонационального общества это имеет большое значение. В то же время стоит вопрос о принятии «чуждых» этических норм поведений и толерантности в взаимоотношениях представителей различных социальных групп.

Участие крупных республиканских предприятий в международных экономических отношениях, функционирование свободной экономической зоны «Алабуга» уже сейчас позволяют приспосабливать наши этико-культурные ценности к опыту совместной работы. Создание языковой среды, эффективное использование ресурсов Интернета, подготовка специалистов по ведению внешнеэкономической деятельности должны снизить негативное влияние начального этапа вхождения в ВТО.

Оптимальное сочетание экономических преобразований с семейно-культурными и национальными ценностями населения не противоречит механизму функционирования этико-экономической модели экономики.

В создании реально функционирующей эти-ко-экономической модели можно выделить три этапа. На первом этапе идет поиск путей сближения рынка и морали. Государство должно оказать поддержку не отдельным представителям религии, а всем. Главное - это найти правильный подход к идеологии. Прошлый год в Республике Татарстан был объявлен Годом благотворительности. Это было велением времени, характеризующего начало нового этапа создания этико-экономической модели. Решение проблемы поляризации богатых и бедных, выделение сверхбогачей в отдельную касту, необходимость социальной поддержки лиц, страдающих от невозможности использования индивидуального потенциала в рыночной экономике, требуют трансформации этических основ развитии общества. Благотворительность как объективный процесс должна сглаживать противоречия общества и ограничивать преклонение людей перед деньгами и богатством. Анализ итогов благотворительных акций позволяет глубже раскрывать сущность человеческой натуры в условиях усиления влияния механизма рыночной экономики на процесс решения текущих и стратегических задач развития общества. Она доказывает наличие тесной и объективной взаимосвязи между реальной экономикой и нравственным капиталом населения.

На втором этапе необходимо обратить внимание на оптимизацию государственных и корпоративных структур с учетом реальных возможностей различных категорий населения самоуправляться и самоорганизоваться. Модель может апробироваться в отдельных структурах управления.

На третьем этапе происходит создание концептуальной законодательной базы, позволяющей сбалансировать интересы развития человеческого общества и интересы бизнеса. Но проблемы формирования правовых норм и законодательных актов в соответствии с ценностями,

традициями и культурно-духовным наследием государствообразующих наций имеют большие трансакционные издержки.

Полноценное функционирование этико-эко-номической модели будет иметь экономическую, социальную и духовную эффективность. В частности, население будет совершенствовать те аспекты жизнедеятельности, которые положительно отражаются на их благосостоянии.

В заключение, можно отметить следующее.

Во-первых, именно на национально-духовном уровне происходит адаптация общетеоретических моделей социально-экономического развития с учетом этико-культурной системы ценностей населения республики.

Во-вторых, в создании и функционировании этико-экономической модели основную роль должны сыграть институциональные общественные организации, а не государство.

Список литературы

1. Tabellini G. Culture and institutions: Economic development in the regions of Europe // CESifo Working Paper. - 2005. - № 1492.

2. Национальный состав населения PT. Итоги Всероссийской переписи населения. 2002. T. 4. - Казань, 2004. -С. 13.

3. URL: www.valyard.ru/portfolio/files/presentations/ 5.swf

4. Штекль К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский ракурс политического модерна // Вопросы философии. - 2007. -№ 8.

5. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дро-бижева. - М.: Academia, 2002.

6. Тихонова Н. Им не хочется стать «средненькими». Итоги социологического исследования // Российская газета. - 2007. - 24 января.

В редакцию материал поступил 03.09.08.

Ключевые слова: этика, экономика, социально-экономическая система, глобализация, этико-экономическая модель развития, этнические группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.