Научная статья на тему 'Влияние эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру'

Влияние эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4126
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ислам / Коран / каллиграфия / Аллах / Эстетика / орнаментальность

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаева Г. З.

Статья посвящена проблеме влияния эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру. Автор выделяет характерные черты исламской культуры: нерасчлененность на светскую и религиозную; нетерпимость к антропоморфности и к наглядно-природному; развитие искусства слова и каллиграфии; орнаментальность и условность; жесткое соблюдение религиозной догмы. Статья представляет собой культурологический анализ основных глубинных процессов, происходящих в Арабском халифате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру»

УДК 297

ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИКИ ИСЛАМА НА АРАБО-МУСУЛЬМАНСКУЮ КУЛЬТУРУ

© Г. З. Макаева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (3473) 24 24 80.

E-mail: r_kadyrov@mail.ru

Статья посвящена проблеме влияния эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру. Автор выделяет характерные черты исламской культуры: нерасчлененность на светскую и религиозную; нетерпимость к антропоморфности и к наглядно-природному; развитие искусства слова и каллиграфии; орнаментальность и условность; жесткое соблюдение религиозной догмы. Статья представляет собой культурологический анализ основных глубинных процессов, происходящих в Арабском халифате.

Ключевые слова: ислам, Коран, каллиграфия, Аллах, эстетика, орнаментальность.

«Золотой век» мусульманской цивилизации пришелся на 1Х-Х11 вв., когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой культуры - как духовной, так и материальной. Высокая степень экономического и культурного развития халифата во многом была обусловлена ростом и статусом городов, ставших процветающими центрами политико-административной, торговоремесленной и духовной жизни. Именно в Арабском халифате с его границами от Атлантического океана на западе до Индии на востоке была создана великая арабо-мусульманская культура. Поначалу формировалось великое Арабское государство, которое затем объединило многие народы разных стран, большинство из которых имели высокий уровень культуры (Египет, Месопотамия, Сирия, Палестина, Иран, Средняя Азия). В Халифате единым государственным языком стал арабский, на котором были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах. Кроме того, в Халифате господствовала единая религия -ислам. Поэтому в исламской культуре слились различные культурные течения, объединенные арабским языком и ценностями ислама, что обеспечило высокий уровень культуры Халифата в целом [1].

Арабо-мусульманская культура была многонациональной. Объединенный одной религией исламский мир остался многоликим и сохранил исконные самобытные корни народов, принявших новую религию. Это была не «арабская» и не «мусульманская» культура, а крайне разнообразная в своих проявлениях культура феодальных торговоремесленных городов 1Х-Х111 вв. Вследствие довольно продолжительного процесса взаимопроникновения культур, мусульманская культура вобрала в себя как общечеловеческие устремления и идеалы, так и национальные мотивы всех народов, исповедующих ислам.

В первое время в жизни халифата царила патриархальная простота, обусловленная самой природой страны арабов и свойственной им неприхотливостью [2]. Однако, по мере удаления арабов от

родины и по мере их продвижения вперед, увеличивалась численность их поселений, возрастало количество роскоши покорителей Азии.

Стремление к роскоши поддерживалось и легко возбуждаемой чувственностью, присущей темпераменту арабов, и особенностями их духовного склада: они восторженно принимали все откровения Пророка, а в особенности обещания наслаждений, ожидающих правоверных в раю.

Другой характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип ислама - внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Коран. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.

В эпоху мусульманского средневековья была разработана новая эстетическая концепция. Понятие «прекрасного» рассматривалось в рамках естественнонаучных, философских, литературно-

критических и искусствоведческих теорий. Ученые и поэты, философы и теологи, мыслители давали свое представление об этом понятии. Прекрасное определялось как качество, вызывающее к себе влечение, очищенное от утилитарных соображений, а также как проявление соответствия предмета своему идеальному, совершенному образу. Наслаждение красотой видимых форм и звуков объяснялось их особой близостью к «человеческой природе»; специально рассматривались ассоциативные механизмы тяготения людей к определенному кругу

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3

691

объектов эстетического созерцания, психофизиологические основы восприятия видимых форм. Философы и поэты писали о красоте мироздания, которая иногда толковалась в пифагорейском духе и усматривалась в гармонии космоса, пластических форм, цветов и звуков. Бог, отождествляемый с бытием, становился предметом эстетической оценки в качестве средоточия всего прекрасного и возвышенного у мыслителей и поэтов мистикопантеистического направления.

Ученые арабо-мусульманской культуры сформировали новую концепцию искусства: искусство рассматривалось ими как одно из важных средств общественного развития. Среди разнообразных эстетических проблем, которые они анализировали на страницах своих книг, ключевыми являлись такие вопросы, как установление довольно строгих правил творчества, вопросы, связанные с тонким пониманием красоты и эстетического наслаждения. Ученые ислама последовательно утверждали приоритет духовного содержания искусства, а главное - предназначение искусства они видели в преображении окружающего мира силой человеческого духа. Как в личной сфере, так и в сфере общественной жизни искусство утверждалось ими как фактор нравственно преобразующей деятельности, возвышающего влияния духовности и разума, чувства и воли верующих людей. Они учили мусульман, что движущей силой развития личности служит именно высокая духовность, призывали через просвещение людей и развитие их творческих начал помочь им очиститься от всего случайного, житейски-мелочного и ничтожного. Благодаря своей необыкновенной эрудиции и тонкому пониманию прекрасного, они предопределили начало новой художественной эпохи в мировом искусстве, для которой были свойственны широчайший охват и глубокое понимание жизни, художественное осмысление всех ее противоречий [3].

На ранних стадиях, когда складывались основные представления и категории мусульманской веры, в этой системе были слабо представлены понятия эстетического характера. Лишь значительно позже, в основном, с развитием мусульманской архитектуры, были выработаны такие эстетические понятия-символы, как: 1) «джамал» - божественная, совершенная красота, это купол мечети, 2) «джалал» - божественное величие (величественное, возвышенное) -это минареты, 3) «сифат» - божественное имя -письмена на внешних стенах мечети [4].

Тем не менее, в практике религиозной жизни мусульманство было нетерпимо к образной, изобразительной интерпретации основных понятий и представлений веры. Эта нетерпимость в практике религиозной жизни еще более проявлялась в мусульманской обрядности, которая строилась на принципах предельного аскетизма, экстатической экзальтации и жесткого соблюдения религиозной догмы.

В свою очередь, представления и обрядность формировали и эмоциональный мир правоверного

мусульманина, его настроения и чувства, из которых ислам стремился изъять все антропоморфное и наглядно-природное.

Ислам стремился мистически деформировать эмоционально-эстетическое отношение человека к миру на всех уровнях: и на уровне представлений, понятий теологии, и на уровне обрядности, и на уровне настроений. Он стремился к тому, чтобы в структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Человек - часть этого мира, тоже не имеет какой-либо ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха.

Именно это порождает в мусульманстве абсолютную нетерпимость и враждебность к иным, антропоморфным культурам, в которых человек становится объективной основой, которая определяет развитие искусства. Вот почему фанатичные воины Арабского халифата разрушают изумительные творения античной Греции, уничтожают искусство Рима и средневековой Европы.

И все же мусульманство, так же как и всякая религия, не может обойтись без искусства, не может не обращаться к эстетической потребности человека, к его естественному, органическому стремлению к прекрасному, возвышенному, совершенному. По мнению суфистов, одним из имен Аллаха в исламе является имя Прекраснейший - любитель красоты. В исламе возникает и существует огромная апокрифическая литература, в которой с восточной пышностью и гиперболизмом прославляются Аллах, пророк Мухаммет, Али и сонмы святых.

Важнейшим элементом мусульманской культуры является письменное слово и, главным образом, «прозаическое», запечатленное в Коране. Коран являл собой подлинную речь самого Аллаха. Применительно к Корану, существовал особый термин «и'джаз» - уникальный, неподражаемое совершенство [5]. Поэтому важнейшим элементом арабо-мусульманского искусства слова явилась поэзия, в которой развивались как официальная линия од, касыд и панегириков в честь Аллаха, Мухаммеда, мусульманских правителей и знати, так и поэзия лирическая, воспевающая любовь и страдания возлюбленных [6]. Халифы, шахи, султаны содержали целую армию придворных поэтов и не жалели средств на это. С VII в. появляется и нерелигиозная, светская литература: сборники афоризмов, пословиц, рассказы и басни, сказки, из которых наиболее известны «Сказки тысячи и одной ночи». Настоящими жемчужинами средневекового искусства являются книжные миниатюры.

Исламская литература питалась из того же источника жизненного многообразия и оптимизма, который прославил исламскую философию. Во всех аспектах этой литературы - в стилях изложения, средствах, форме, содержании и этических традициях - чувствовалось влияние Корана [7].

Но важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая в некую художественнорелигиозную целостность все элементы мусульманской культуры. Ислам связал «... каллиграфию скорее с интеллектуальными потребностями, чем с эстетическими и художественно-эмоциональными категориями. Однако не может быть никакого сомнения в том, что каллиграфия служила также удовлетворению художественных потребностей человека» [8]. Вместе с тем каллиграфия Корана и священных книг, письмена на стенах мечети, арабская вязь в поэтических произведениях и в миниатюрах - все это имело глубокий духовный и религиозно-художественный смысл.

Более того, само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение. Письмо сравнивается с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими, как драгоценности, цветы, сады и ткани. Сфера более интимных переживаний затрагивается, когда красивый почерк описывает как приносящий радость сердцу и удовольствие глазу или когда сравнение основано на чувстве обоняния, столь утонченном на Востоке.

Письмо может нести информацию для ума, наслаждение для глаза и радость для сердца. Арабское письмо представляет собой одновременно совокупность как научной пользы, так и духовной эстетической красоты [9]. Существовали различные типы арабского письма: куфи, насталик , тазхиб и др.

Арабский почерк стал вершиной всего арабоисламского искусства. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом. Каллиграфия - наиболее благородное визуальное искусство ислама -имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Поэтому книга (китаб) на Востоке играла особую роль и пользовалась исключительной любовью. К книге относились с большим уважением, ее почитали как источник мудрости. Но стоили книги дорого и были доступны узкому кругу богатых феодалов. Поля страниц золотились, сияние красок миниатюр соперничало с золотом тиснения сафьяновых переплетов, украшенных самоцветами [10].

Бога нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформлении культовых зданий, получил распространение геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Орнамент в исламской культуре - это средство приобщения

человека к миру грез, иллюзий, тайн. Эстетические особенности исламского орнамента исходят из состояния постоянного притяжения и переплетения искусства и религии. В соответствии с исламским принципом бесконечности любого развития, у эволюции орнамента нет ни начала, ни конца.

Установки и предписания Корана и пророка породили страстную тягу мусульман к знаниям. Известными центрами образования считались знаменитые университеты «Низамийя» в Багдаде и Нишапуре, университет ал-Азхар в Каире. Главными понятиями, обозначающими образование в средневековом мусульманском мире, были адаб (система норм образованности и воспитанности, включающая знание философии, астрономии, математики и определенные правила поведения) и адиб (образованный и воспитанный человек).

Таким образом, на развитие арабомусульманского искусства и культуры в целом оказал влияние Коран, в котором сформулированы главные правила отображения мира. Ислам признает только одного творца - Аллаха. Человек в руках Бога, как перо в руке писца, может создавать только по воле Бога. Искусство, литература - все это части мира, сотворенного Богом, а руки человека способны лишь дополнить этот мир по воле Бога. Именно такое представление мира порождает в мусульманстве абсолютную нетерпимость и враждебность к материально-антропоморфным культурам, таким как, например, живопись и скульптура, в которых человек становится объективной основой, которая определяет развитие искусства. По-этому-то в арабской культуре наивысшего рассвета и достигают звучащее священное слово Корана и мусульманских молитв, поэзия, каллиграфия, книжная миниатюра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ислам. /Автор-сост. А.А. Ханников. Мн.: Книжный Дом, 2006. С. 77-78.

2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. «Темные века», «Средневековье». ^-Х^ вв. Т.11. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. С 147-148.

3. Вахитова Г. Р. // Сборник БашГУ. Уфа, 2004. С. 168-171.

4. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Высшая школа. 1985. С. 178.

5. Фильштинский И. М. // Е. Г. Яковлев. Искусство и мировые религии. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Высшая школа. 1985. С. 181.

6. Куделин А. Б. Классическая арабоисламская поэзия. М., 1973. С. 26-38, 88-104.

7. Абдол Хосейн Зарринкуб. Исламская цивилизация. М.: Андалус, 2004. С. 206.

8. Роузентал Ф. // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. С. 154.

9. Шайхуллин Т. А. Арабский почерк. Казань, 2000. С. 6.

10. Макаева Г. З . История и культура Башкортостана. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2004. С. 60.

Поступила в редакцию 19.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.