Научная статья на тему 'Влияние элементов профессионального мышления на выполнение практических работ дизайнерами'

Влияние элементов профессионального мышления на выполнение практических работ дизайнерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДЕМОНСТРИРОВАНИЕ ИТОГОВОГО ВАРИАНТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА / ДИЗАЙНЕРСКИЙ ПРОЕКТ В ИНТЕРАКТИВНОМ РЕЖИМЕ / ЕLEMENTS OF PROFESSIONAL THINKING OF THE DESIGNER / FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING OF THE DESIGNER / PROFESSIONAL DEMONSTRATION OF THE FINAL VERSION OF THE ARTISTIC PROJECT ACTIVITY / DESIGN PROJECT IN INTERACTIVE MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Альбина Маратовна

Статья рассматривает влияние элементов профессионального мышления на выполнение практических работ дизайнерами по дисциплине «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования». С помощью постепенного овладения элементами профессионального мышления, в том числе: образно-проектным мышлением дизайнера, профессиональным формулированием задач дизайнера, профессиональным решением задач дизайнера, профессиональным демонстрированием итогового варианта художественно-проектной деятельности, через выполнение учебных практических работ формируется профессиональное мышление дизайнера. Описывается ряд текущих и итоговых практических работ, с помощью которых постепенно формируется профессиональное мышление. Предлагается обучать студентов инновационному способу представления профессиональных и учебных работ, который именуется интерактивной презентацией. Суть её заключается в том, что она выполнена в электронном виде и наиболее удобно, с позиции дизайнера и заказчика демонстрирует достоинства дизайнерского проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова Альбина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ELEMENTS OF PROFESSIONAL THINKING ON THE IMPLEMENTATION OF PRACTICAL WORK OF DESIGNERS

The article aims to review the influence of the teaching unit of the discipline "Computer software of project design" on elements of a professional designer's thinking. The professional thinking of the designer is formed by the execution of practical works with the gradual mastering in the elements of professional thinking: including image-project thinking designer, professional designer formulation of problems, problem solving professional designer, a professional demonstration of the final version of the art and design activities. A line of current and final practical works by means of which the professional thinking is gradually formed is described. It is proposed to teach students an innovative way to represent the professional and educational activities, referred to as an interactive presentation. Its essence lies in the fact that it is electronic and in the most convenient way demonstrates the advantages of a design project from the standpoint of the designer and the client.

Текст научной работы на тему «Влияние элементов профессионального мышления на выполнение практических работ дизайнерами»

УДК 377

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДИЗАЙНЕРАМИ

Ахметова А.М.

Статья рассматривает влияние элементов профессионального мышления на выполнение практических работ дизайнерами по дисциплине «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования». С помощью постепенного овладения элементами профессионального мышления, в том числе: образно-проектным мышлением дизайнера, профессиональным

формулированием задач дизайнера, профессиональным решением задач дизайнера, профессиональным демонстрированием итогового варианта художественно-проектной деятельности, через выполнение учебных практических работ формируется профессиональное мышление дизайнера. Описывается ряд текущих и итоговых практических работ, с помощью которых постепенно формируется профессиональное мышление. Предлагается обучать студентов инновационному способу представления профессиональных и учебных работ, который именуется интерактивной презентацией. Суть её заключается в том, что она выполнена в электронном виде и наиболее удобно, с позиции дизайнера и заказчика демонстрирует достоинства дизайнерского проекта.

Ключевые слова: элементы профессионального мышления дизайнера, формирование профессионального мышления дизайнера; профессиональное демонстрирование итогового варианта художественно-проектной деятельности дизайнера; дизайнерский проект в интерактивном режиме.

INFLUENCE OF ELEMENTS OF PROFESSIONAL THINKING ON THE IMPLEMENTATION OF PRACTICAL WORK OF DESIGNERS

Ahmetova A.M.

The article aims to review the influence of the teaching unit of the discipline "Computer software of project design" on elements of a professional designer's thinking. The professional thinking of the designer is formed by the execution of practical works with the gradual mastering in the elements of professional thinking: including image-project thinking designer, professional designer formulation of problems, problem solving professional designer, a professional demonstration of the final version of the art and design activities. A line of current and final practical works by means of which the professional thinking is gradually formed is described. It is proposed to teach students an innovative way to represent the professional and educational activities, referred to as an interactive presentation. Its essence lies in the fact that it is electronic and in the most convenient way demonstrates the advantages of a design project from the standpoint of the designer and the client.

Keywords: еlements of professional thinking of the designer; formation of professional thinking of the designer; professional demonstration of the final version of the artistic project activity; design project in interactive mode.

Учебно-методическая документация должна отражать реализацию Федеральной программы создания единого информационного пространства на основе поэтапной информатизации образования. Высшее профессиональное образование должно готовить дизайнеров, которые могут на достаточно высоком профессиональном уровне становиться частью реального производства, реализуя на практике составляющие профессионального мышления дизайнера (ПМД). Для этого они должны обладать следующими качествами, являющимися элементами профессионального мышления дизайнера:

- образно-проектное мышление дизайнера (ПМД1);

- профессиональное формулирование задач дизайнера (ПМД2);

- профессиональное решение задач дизайнера (ПМД3);

- профессиональное демонстрирование итогового варианта

художественно-проектной деятельности дизайнера (ПМД4);

Добиться обладания указанными компонентами профессионального мышления дизайнера можно лишь через личностно-ориентированный подход, так как обучение, ориентированное на авторитарный стиль управления, иллюстративно-объяснительные методы и механическое усвоение знаний, не может отвечать сложившейся ситуации. Содержание специальной дисциплины «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования» основывается на интенсификации интеллектуального развития и самостоятельного развития будущего дизайнера, на формировании у него умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания, использовать современные технологии в качестве инструмента познания, развивая профессиональное мышление.

Можно рассмотреть взаимовлияние дидактических единиц дисциплины «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования» на развитие элементов профессионального мышления дизайнера - ПМД1, ПМД2, ПМД3, ПМД4. Ими являются «векторная графика, как современный способ разработки и подачи дизайнерской идеи», «растровая графика, как современный способ разработки и подачи дизайнерской идеи». Такая дидактическая единица - «трехмерная графика, как современный способ разработки и подачи дизайнерской идеи» в типовом стандарте не существует, но авторское видение и опыт показывает, что графика, качественно проявляет себя на производстве. В связи с этим, было принято решение внести её, как значимый компонент дисциплины. В цикле освоения каждой из видов графики, существуют задания, формирующие элементы ПМД.

Рассмотрим некоторые из них. Одно из первых заданий, «дизайн решетки» - текущая практическая работа, на освоение построения линий. Во время закрепления способов работы с определенными инструментами и операциями создания объектов, формируется еще и образное мышление, например, в процессе создания решетки всплывает образ, который впоследствии дорабатывается до четкости. В рисунке кованой решетки можно воплотить образ животного или растительный образ, который будет сочетаться с домом в стиле «Модерн». Мы сравнили данный элемент, с элементами профессионального мышления, описанного разными исследователями. Например, Н.К. Шабановым этот элемент, описан, как комплекс интеллектуальных процессов обеспечивающих решение задач художественнопроектной деятельности. Каримовой И.С. оно определено, как проектнообразное, формируемое деятельностью студентов в процессе создания нового проектного образа, в который они вложили ЗУН, посредством практической деятельности. Столяренко А.М отметил «поисковый характер», как элемент, который также, оказался нам полезен в практической работе.

Такой элемент, как «профессиональное формулирование задач дизайнера» (ПМД2) в данном задании, также актуален, его нужно применять, к примеру, решая, какие материалы будут использоваться, вследствие этого продумывается характер рисунка. В эскизе кованой решетки не подойдут сплошные плоскостные формы, а актуальными будут, линейные, так как воплощать на производстве удобно последнее.

У Марковой А.Р. мы нашли похожее описание элементов «использование в данной профессиональной области принятия профессиональных решений» и «использование в данной профессиональной области способов анализа профессиональных ситуаций».

а б

Рис. 1 (а, б). Эскизы калиток и забора (а - работа студентки Япаровой М., б - работа студентки Сафиной Л.)

«Профессиональное решение задач дизайнера» (ПМД3) - значит качественно исполнить проект в его структуре формы, учитывая его функциональное содержимое по форме и, если надо, по цвету (рис.1 а, б). В работах Гавриленко

Н.Н., мы нашли схожесть в описании элементов «наличие практического мышления», «наличие аналитического мышления», «наличие продуктивного мышления».

Не менее, нужный элемент профессионального мышления, такой, как «профессиональное демонстрирование итогового варианта художественнопроектной деятельности дизайнера» (ПМД4), используется при общении с заказчиком. Очень важно, правильно «подавать» проект. От этого зависит его правильное восприятие заказчиком, а, следовательно, работа будет оценена по достоинству. Желательно, использовать фирменное или авторское оформление проекта, чтобы оно было сразу узнаваемо, а портфолио содержалось в единой структуре формы. К сожалению, аналогичное описание данного элемента найдено не было.

Разбираясь в следующем задании, по созданию этикетки для йогурта, можно заметить, что закрепляя инструментальные действия, студенты работают и над образом изображения. К примеру, образом проекта этикетки служит, имитация наполненности, будто до краев, черникой. Данный образ создает большое количество черники, изображенной в объеме, с

использованием таких средств, как плановость. Изображение переднего и дальнего плана требуется для придания большей естественности, для того, чтобы не вызвать отторжение. Таким образом, имитируется фокусировка глаза, который на втором плане видит вещи отчетливо, а первый план теряется от внимания (рис.2 а).

а б

Рис. 2 (а, б). Эскизы этикеток йогурта (а - работа студента Заббарова Р., б

- работа студентки Храмихиной Ю.)

Еще один пример изображения сюжета для йогурта, предназначенного для детей - с арбузом, яблоками, вишней (рис.2 б). Сам же шрифт создает вид игривости, детскости, который создает ощущение детской беззаботности, а цвета очень аппетитны. Данное задание, несомненно, несет развитие образнопроектного мышления (ПМД1), так как перед тем, как создать проект, студент ищет в набросках, подбирает подходящий образ. В создаваемой упаковке на выбранную тему, также нужен образ. Например, в упаковке таблеток «Спазган», студентки 2 курса Назаровой Елены (рис.3) ярко виден образ лекарственной ромашки, навевающей мысли о болеутоляющих свойствах, а успокаивающие цвета салатового оттенка, несут положительные мысли о зеленом безмятежном луге (рис.3). В этой работе сочетаются разные типы мышления, кроме ПМД1, используется такой элемент, как профессиональное формулирование задач (ПМД2) - нужно понять для какой социальной группы создается проект, и поставить перед собой задачи для их решения, учитывая, при этом основы цветоведения и композиции. Далее, профессиональное

решение задач дизайнером (ПМД3) реализовываются дизайнером технически инструментально, подбирая инструменты и способы создания объектов.

Г 2x10 таблеток Состав: /'ЧТТ Л /гг» Л Т т"М Каждая таблетка без оболочки содержит: С11Ао1АН метамизил натрия 500 мг Питофенона гидрохлорид 5,0 мг |

Спазган“

SPASGAN

Произ.Лиц№Н)ШХ>№1 азав енЬЙЛИЛ0 К™талтдфИрМ0Й: Партия№ назначению врач?33 ВЯе"ЬИЛИ™ Вокхард Тауэре, Дата произв. Хранить в сухом,защищенном отсвета БАНДРА(Ист) Гад* до КУЕ—ЕГ" ““26 с &й П N0 011958/01-2000 от 25.05.2000 Ирландия

Спазган™

ЗРАЭСАЫ ™

Рис. 3. Эскиз упаковки «Спазган» в развернутом виде (работа студентки Назаровой Е.)

Не углубляясь в подробности, рассмотрим последнее задание, завершающее курс векторной графики - фирменный стиль создается с помощью ПМД и его элементами, а также подобными элементами, описанными другими исследователями. Это проектно-образное мышление, формируемое деятельностью студентов в процессе создания нового проектного образа, в который они вложили ЗУН, посредством практической деятельности (Каримова И.С.); метафорическое мышление (Киселев Г. М. Сухарев Д. С.) - имеющими сходство с ПМД1; практическое мышление - сходство с ПМД2, ПМД3, репродуктивное, продуктивное и интуитивное мышление (Гавриленко Н.Н.) -имеющими сходство с ПМД1, ПМД3 и т.д. Например, наличие практического мышления, необходимо при создании знака для фирменного стиля. В данной работе, следует продумать практичность его применения, при изображении и удобном размещении на любом носителе, в любой коммуникационной сфере, будь то черно-белая печать на бланке, или цветное выполнение в трехмерном измерении.

Иванов Иван Иванович

Менеджер

Тел. 77-80-73 Моб. 8-960-452-23-70

Рис. 4. Знак с логотипом в визитке (работа студента Заббарова Р.)

Учебный курс, изучающий растровую графику, и состоящий из трех занятий также задействует элементы профессионального мышления. Но учитывая их малое количество, соответственно элементов не много. Во втором задании, когда нужно создать типы штукатурных поверхностей, прослеживается образно-проектное мышление (ПМД1), когда за счет фактуры создается образ мраморной поверхности с характерными прожилками, или выпуклая штукатурка, будто проработанная шпателем, она понятно выглядит за счет игры света и тени. Такой элемент, как профессиональное формулирование задач (ПМД2) также присутствует, так как перед тем, как делать студенты знакомятся со способами и местами их применения (например, фактуры в интерьере). Профессиональное решение задач формируют (ПМД3) ответственность за качество их выполнения, например качественное разрешение изображения, должно быть большое для наложения на исполнительный проект.

Третье задание, нацеленное на изображение образа времени года, сочетает без сомнения образно-проектное мышление дизайнера (ПМД1), образ осени показан через желтеющий лес, который виден сквозь зеленовато-желтый лист - передается грусть по уходящему лету и наступившей осени, с помощью цвета и рваной формы листа (рис.5 а). Задания, формирующие профессиональное формулирование задач дизайнера (ПМД2) - содержат обдумывание решения композиционно правильного изображения, которое можно разместить на открытке, или на рекламно-афишном носителе и т.д.

Профессиональное решение задач дизайнера (ПМД3), такой элемент отвечает за инструментальную работу (рис.5 б).

Рис. 5. (а, б). Коллажи (а - «Осень», б - «Зима» работы студентки

Мулиной И.)

При изучении трехмерной графики, разные описанные элементы профессионального мышления дизайнера встречаются практически в том или ином случае.

Можно упомянуть, что практически все задания лабораторного промежуточного характера по освоению трехмерной графики носят некоторые элементы ПМД, несмотря на то, что задания ориентированы, в первую очередь на изучение инструментов. Так как, мы считаем, что дисциплина, обучающая компьютерной графике, должна постепенно адаптировать к тому, чтобы студенты учились соединять в себе творческое и техническое инструментальное мышление. А объекты должны иметь вид и характер, максимально приближенный к реальной жизни.

Следуя изучению влияния ПМД на дидактическую единицу дисциплины, такую, как трехмерная графика, можно отметить, что первое занятие посвящено знакомству с интерфейсом компьютерной программы 3D max, которое закрепляется практической работой «Детская площадка», с помощью имеющихся примитивов. Такой элемент, как образно-проектное мышление дизайнера (ПМД1) сопровождает первую работу, в данном случае, совмещается с ПМД3. Например, на рис.6, студент использовал при создании

площадки образ детских геометрических игрушек, дополняя его яркими цветами. Каждый из студентов создавал свой образ площадки: образ старого замка, растительный образ. Без сомнения, роль преподавателя, перед выполнением самостоятельной работы студентов - адаптировать их не только психологически, так как многие отмечают компьютерную программу 3D max трудной, но незаменимой, но и практически. [2] Нужно продемонстрировать возможности применения тех или иных инструментов, способ изменения объектов, и также показать конкретные примеры, чтобы исходя из репродуктивной работы, студент легче подошел к творческой, постепенно, в дальнейшем, переходя к восходящему проектированию.

Рис. 6. Детская площадка.

Рассматривая итоговое задание в пятом семестре, «Пять предметов в едином стиле», которое создается благодаря тесной межпредметной связи с дисциплиной «Проектная графика», можно увидеть влияние четырех элементов ПМД1, ПМД2, ПМД3 и ПМД4 на его выполнение. На дисциплине «Проектная графика» учащиеся используют ПМД1, ПМД2 - продумывают идею и формулируют задачи, а на дисциплине «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования» ПМД3 и ПМД4 - решают проект в компьютерной графике и демонстрируют итоговый вариант. Последнее ПМД4 - профессиональное демонстрирование итогового варианта художественно-проектной деятельности дизайнера студенты реализуют, размещая итоговые варианты своей работы на графическом планшете в традиционном виде, где показаны объекты дизайна, их функциональные действия, насколько это возможно, и чертежи.

А в шестом семестре, итоговое задание: «Пять функциональных предметов в едином стиле в окружающей среде», охватывает все значимые элементы ПМД1, ПМД2, ПМД3, но воплощая ПМД4 уже в другом инновационном функциональном качестве. В данном случае, профессиональное демонстрирование итогового варианта художественнопроектной деятельности дизайнера (ПМД4), показано в виде интерактивной демонстрации итогового варианта - интерактивной презентации. Интерактивная презентация создается в компьютерной программе Macromedia Flash, представляющая векторно-растровую графику, которую предлагается преподавать будущим дизайнерам.

Под понятием «интерактивная презентация» понимается совокупность оригинальной дизайнерской концепции и анимации вместе с интуитивно понятной навигацией. Она отличается от видеопрезентации тем, что здесь добавляется механизм навигации, для возможности управлять ходом презентации, выбирать интересующие его разделы и подразделы и т.д. Таким образом, создается проектная интерактивная презентация.

Суть проектной презентации в том, чтобы представлять дизайнерский проект в интерактивном режиме с возможностью управлять ходом и темпом, а также раскрывать выбираемый подраздел. Изображение в интерактивной презентации, не уступает, используемому ранее, распечатанному изображению на планшете, но и имеет преимущества - в отличие от него, оно не теряет цвета, так как, при распечатке цвета, иногда сильно искажаются. Далее, в электронном, внешне ничем не отличающимся от неэлектронного эскизном проекте, можно функционально показать динамичные объекты, как бы, заинтересовывая клиента посмотреть в первую очередь главный раздел, выделенный, к примеру, вращающимся трехмерным объектом. Или создать необычные анимированные эффекты, демонстрирующие функциональные особенности частей проекта. Каждый пункт изображения, например чертеж, или вид зонирования помещения, можно сделать в виде интерактивной кнопки,

которая может раскрывать ссылку, как увеличенное окно с видом, или сопроводительную надпись к проекту. Таким образом, можно по желанию, детально рассмотреть пункты проекта, а также увидеть проект в нескольких предлагаемых цветах, подробно рассмотреть, как они будут выглядеть во взаимодействии со средой.

Идея пришла в беседе с дизайнерами и руководителями дизайнерских отделов, когда складывалось мнение о трудностях работы с заказчиками. Данный выход из ситуации, будет очень удобен, грамотно адаптирован к заказчику и современен.

Содержание специальной дисциплины «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования» отражает глобальные цели профессионального образования как системы общеобразовательных, и профессиональных знаний, умений и навыков, реализация которых обеспечивает подготовку дизайнера обладающего высоким уровнем профессионального мышления. Это позволило реализовать методику формирования профессионального мышления дизайнера, способного отвечать требованиям современного рынка труда, и быть востребованным в региональных областях России, где, желательно быть специалистом многопрофильного дизайнерского уровня. [1]

Все элементы содержания специальной дисциплины «Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования» функционируют в информационнопредметной среде, способствующей возникновению и развитию процессов активного информационного взаимодействия между преподавателем, студентом и средствами информационных технологий, ориентированы на выполнение разнообразных видов самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Ахметова А.М. ИКТ (информационные технологии) в профессии дизайнера / Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные

технологии: Материалы X Международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.

2. Бауэр Н.В., Шабанов Н.К Формирование профессионального мышления студентов будущих дизайнеров // Международная заочная научнотехническая интернет-конференция «Теоретические методологические основы изучения дизайна и искусства интерьера». Тюмень, 2010.

3. Гавриленко Н.Н. Теория и методика обучения переводу в сфере профессиональной коммуникации. Книга 1 / Научно-техническое общество имени академика С.И. Вавилова. М., 2009.

4. Киселев Г.М., Сухарев Д.С., Особенности формирования и развития образно-проектного мышления будущих дизайнеров средствами компьютерной графики. // Педагогика искусства. 2011. № 2. С.10. электронный научный журнал URL: http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2011.htm (дата обращения: 15.02.2012).

5. Каримова И. С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Хабаровск, 2005. 267 с. РГБ ОД, 61:05-13/1790

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

7. Прикладная юридическая психология [под ред. А.М.Столяренко]. URL: http://yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/stol/9_6.htm (дата обращения: 29.06.12)

References

1. Ahmetova А.М. Vizual'naya kul'tura: dizayn, reklama, informatsionnye tekhnologii: Materialy X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Visual culture: design, advertising, information technologies: Materials X of the International scientifically-practical conference]. Omsk: Publishing house OmGtU, 2011.

2. Bauer N.V., Shabanov Н.К. Mezhdunarodnaya zaochnaya nauchno-tekhnicheskaya internet-konferentsiya «Teoreticheskie metodologicheskie osnovy

izucheniya dizayna i iskusstva inter'era» [International correspondence scientific and technical the Internet-conference «Theoretical methodological bases of studying of design and art of an interior»]. Tyumen, 2010.

3. Gavrilenko N.N. Nauchno-tekhnicheskoe obshchestvo imeni akademika S.I. Vavilova [The Scientific and technical society of a name of academician S.I.Vavilov]. M, 2009.

4. Kiselev G.M., Suharev D.S. Pedagogika iskusstva [Pedagogics of art], no. 2 (2011): 10. http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2011.htm

5. Karimova I. S. Formirovanie proektno-obraznogo myshlenia studentov-dizainerov sredstvami grafiki [Creation of design-shaped thinking of studentsdesigners by means schedules]: the dissertation candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 Khabarovsk, 2005 p. 267. RSL, 61:05-13/1790

6. Markova A.K. Psihologiya professionalizma [Psycholog of professionalism]. М.: Knowledge, 1996.

7. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiy [Applied legal psychology]. http://yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/stol/9 6.htm

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ахметова Альбина Маратовна, старший преподаватель кафедры Дизайн и Искусство интерьера

Камская государственная инженерно-экономическая академия

пр. Мира, 68/19, г. Набережные Челны, 423810, республика Татарстан, Россия

ahmalb@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Akhmetova Albina Maratovna, senior lecturer, department " Design and the art of interior "

Kama the state engineering-economic academy

68/19, Mira, Naberezhnye Chelny, 423810, republic Tatarstan, Russia

ahmalb@mail. т Рецензент:

Ахметов Л.Г., заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования филиала КФУ в г.Елабуга, доктор педагогических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.