Научная статья на тему 'Влияние эффективности заемного капитала на финансовое состояние предприятия'

Влияние эффективности заемного капитала на финансовое состояние предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3103
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА / КРЕДИТ / ДОЛГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА КАПИТАЛА / СВЯЗАННЫЙ КРЕДИТ / ЦЕНА КАПИТАЛА / FACTORS OF FORMATION OF THE EXTRA CAPITAL / THE CREDIT / DEBT TOOLS OF THE MARKET OF THE CAPITAL / THE CONNECTED CREDIT / THE CAPITAL PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохин Р. В.

Финансово-экономический кризис обусловил необходимость привлечения большей, чем в стабильной экономике, доли заемных средств для обеспечения воспроизводственного процесса. Актуализирует проблему эффективного привлечения заемного капитала, который должен удовлетворять условиям снижения издержек и увеличения прибыли от использования капитала. В статье рассмотрены методы привлечения и оценки эффективности формирования заемного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of efficiency of the extra capital on a financial condition of the enterprise

Financial and economic crisis has caused necessity of attraction большей, than in stable economy, shares of extra means for maintenance воспроизводственного process. Staticizes a problem of effective attraction of the extra capital which should satisfy to conditions of decrease in costs and increases in profit on capital use. In article methods of attraction and an estimation of efficiency of formation of the extra capital are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние эффективности заемного капитала на финансовое состояние предприятия»

ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Самохин Р.В., аспирант.

Место работы: Российский государственный социальный университет г. Москва.

Контакты автора: elen690@yandex.ru

Аннотация. Финансово-экономический кризис обусловил необходимость привлечения большей, чем в стабильной экономике, доли заемных средств для обеспечения воспроизводственного процесса. Актуализирует проблему эффективного привлечения заемного капитала, который должен удовлетворять условиям снижения издержек и увеличения прибыли от использования капитала. В статье рассмотрены методы привлечения и оценки эффективности формирования заемного капитала.

Ключевые слова: факторы формирования заемного капитала, кредит, долговые инструменты рынка капитала, связанный кредит, цена капитала.

INFLUENCE OF EFFICIENCY OF THE EXTRA CAPITAL ON A FINANCIAL CONDITION OF THE ENTERPRISE

Samokhin R. V., the post-graduate student.

Place of employment: the Russian state social university Moscow.

Contacts of the author: elen690@yandex.ru

Annotation. Financial and economic crisis has caused necessity of attraction большей, than in stable economy, shares of extra means for maintenance воспроизводственного process. Staticizes a problem of effective attraction of the extra capital which should satisfy to conditions of decrease in costs and increases in profit on capital use. In article methods of attraction and an estimation of efficiency of formation of the extra capital are considered.

Keywords: factors of formation of the extra capital, the credit, debt tools of the market of the capital, the connected credit, the capital price.

Формирование заемного капитала оказывает значительное влияние на эффективность компаний и особенно важным является при условии осуществления ими долгосрочных и затратных инвестиций. Преимуществами использования заемного капитала являются: повышение рентабельности собственного капитала; ускоренное развитие предприятия; возможность использования налоговых щитов, что снижает цену капитала; низкий риск потери контроля над компанией; повышение мотивации менеджеров для эффективной работы; более простая процедура оформления, низкие издержки и короткие сроки привлечения заемного капитала по сравнению с собственным. В то же время привлечение заемных финансовых ресурсов имеет ряд недостатков: компании увеличивают финансовый риск, поэтому объем привлечения ресурсов по приемлемым для компании ставкам ограничен; целевой характер большинства заемных финансовых ресурсов

ограничивает компании в распоряжении средствами и может приводить к упущенной выгоде; привлечение средств происходит на определенное время (необходимость возврата капитала).

Финансовая стратегия формирования заемного капитала компаний реализуется методами привлечения различных долговых инструментов, из которых для финансирования инвестиционных стратегий наиболее важными являются методы привлечения долгосрочных заемных финансовых ресурсов (долгосрочных кредитов и займов, долгосрочных облигаций) и лизинг.

Роль банковского кредитования в финансировании инвестиционных стратегий компаний реального сектора экономики очень значима. Активное участие банковских компаний в инвестиционных процессах создает предпосылки для ускоренного роста экономики. В настоящее время, несмотря на рост банковского кредитования предприятий, значение банковских кредитов в российский экономике (в процентном отношении к ВВП) не соответствует мировым тенденциям (36,3% в 2008 г. против 100-300%).

Существенным источником финансирования российских компаний являются в настоящее время - собственные финансовые ресурсы (40,0% по данным 2008г., из них 18,6% составляет прибыль компаний) и средства бюджетов (21,0% на 2008 г.), что свидетельствует о высокой доле нерыночного финансирования инвестиций.

Кредиты предприятиям занимают 45% в активах банков, но в структуре финансирования инвестиций это составляет лишь 9,4%, чего явно недостаточно для масштабного развития инвестиционных процессов в российской экономике.

В условиях ограниченности собственного капитала и неактивного участия российских банковских компаний в финансировании инвестиционных проектов реального сектора экономики предприятия прибегают к дополнительным источникам кредитных ресурсов, таким как увеличение импорта капитала из-за рубежа. Чистый ввоз капитала и предприятиями, и банками рос значительными темпами и составил в 2007 г. 48,5 млрд долл., что увеличивает привлекательность инвестиционных вложений. Но кризис 2007 - 2008 гг. привел к росту требований зарубежных банков к своим российским контрагентам по досрочному погашению долгов и ужесточению выдачи новых кредитных ресурсов. Это привело к резкому (в первой половине 2008г. - более чем в два раза в годовом выражении) сокращению заимствований российскими банками. Таким образом, и данный источник финансовых ресурсов в настоящее время компаниям использовать сложно.

Привлекая долгосрочные банковские кредиты, компании сталкиваются с целым рядом ограничений: целевое назначение кредита; необходимость предоставления обеспечения; ограничения в отношении определенных видов сделок, соблюдение нормативов финансовых коэффициентов; ограничения по уровню задолженности, прибыли и гарантиям третьим лицам; ограниченное использование налоговых щитов согласно российскому законодательству.

Другой значимый источник инвестиционного финансирования - долговые инструменты рынка капитала, основными из которых являются корпоративные облигации. В развитых странах мира значительная доля инвестиций финансируется с помощью механизмов финансового рынка. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на российский рынок облигаций.

Недостатки привлечения облигационных займов: нельзя использовать для покрытия убытков компании, что делает привлечение таких финансовых инструментов ограниченным в условиях финансового кризиса; необходимость соблюдения стандартов ФСФР по обязательному раскрытию информации; наличие эмиссионного налога; значительный объем документации (проспект эмиссии, договор андеррайтинга, договоры с платежным агентством, депозитарием); значительные риски для кредиторов и сложность в адекватной оценке займов; ограниченное использование налоговых щитов.

В то же время возможность значительного привлечения финансовых ресурсов под низкие процентные ставки, отсутствие их строгого целевого назначения делают этот источник финансирования весьма привлекательным для компаний.

Метод привлечения связанного кредита является разновидностью привлечения товарного кредита, выдаваемого под конкретный договор поставки. Данный инструмент финансирования можно использовать при поставке импортного оборудования (стоимость кредита составляет от 6 до 12% годовых, срок предоставления заемных средств - до 10 лет, не требуется залога). Этот вид кредитования применяется:

- при поставке любого производственного оборудования для модернизации мощностей, а также транспорта (срок кредита - до пяти лет);

- при импортировании любого товара для перепродажи, сырья для производственных нужд (срок кредита

- один-два года);

- для создания производственной инфраструктуры предприятия, например строительства складских и офисных помещений, объекты коммерческой эксплуатации (срок финансирования - до десяти лет);

- для создания транспортной инфраструктуры: строительство дорог, инфраструктурных объектов (вокзалы, аэропорты, др.) со сроком финансирования до 20 лет.

Используя связанный кредит, компания привлекает длинные и дешевые финансовые ресурсы, не предоставляя залога (залогом может быть импортируемый товар или оборудование), минимизирует риски торговой операции. Основным недостатком данного метода является ограниченность видов инвестиционных ресурсов, которые могут быть приобретены на условиях связанного кредита, и узкий круг их поставщиков.

В условиях неразвитости банковской системы и рынков капитала важным методом финансирования инвестиционных стратегий компаний является лизинг, преимущества лизинга связаны с возможностью применения налоговых щитов ко всей сумме платежей; применением метода ускоренной амортизации при расчете прибыли для целей налогообложения, быстрым принятием решения о финансировании. А основные недостатки - с высокими авансовыми платежами, ограниченностью видов активов, для которых возможно использование лизинга. В условиях финансового кризиса данный источник финансирования повышает для компаний свою привлекательность, отдельные лизинговые компании увеличивают объемы бизнеса, но с лизингового рынка ушло 70% компаний, а остальные сократили предложение, ужесточают условия сделки по всем основным параметрам: повышают требования к кредитоспособности заемщика; ограничивают виды активов, которые возможно приобрести в лизинг; повышают авансовые платежи (обычный платеж в условиях кризиса - 30%, тогда как ранее он составлял

10%); увеличивают процентные ставки (нормальной ставкой в настоящее время считается ставка в 25% годовых, в отдельных случаях она достигает 60 - 70% годовых); сокращают сроки лизинговых сделок (максимальный срок ограничивается тремя годами).

Основными параметрами, подлежащими анализу со стороны предприятий при выборе метода привлечения заемных финансовых ресурсов, должны быть следующие:

- объем предоставляемых ресурсов;

- срок предоставления ресурсов;

- уровень ставки привлечения ресурсов;

- время реализации метода привлечения ресурсов;

- вид ставки привлечения ресурсов (фиксированная, плавающая);

- валюта привлекаемых ресурсов;

- необходимость залога и его условия;

- ограничения кредитора при предоставлении заемных финансовых ресурсов;

- условия погашения привлеченных финансовых ресурсов, возможность досрочного погашения.

Ключевые параметры основных методов формирования заемного капитала компаний представлены в таблице.

Важным показателем эффективности использования капитала компании является рентабельность собственного капитала, которая определяется по формуле:

NI

ROE = —, (1)

E

где: ROE - рентабельность собственного капитала;

N1 - чистая прибыль компании;

Е - собственный капитал.

Данная формула не позволяет «увидеть», как именно управление заемным капиталом влияет на рентабельность собственного капитала, поэтому для анализа рентабельности часто используется метод Du Pont, в основе которого лежит факторный анализ показателей ресурсоотдачи (оборачиваемости активов), рентабельности реализованной продукции (продаж), рентабельности активов; рентабельности собственного капитала.

Таблица.

Ключевые параметры основных методов формирования заемного капитала компаний

Стоимость привлечения финансовых ресурсов Время привлечения финансовых ресурсов Объем привлеченных финансовых ресурсов Срок, на который привлекаются финансовые ресурсы

Привлечение банковского кредита

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям по всем срокам свыше I г. (по состоянию на декабрь 2008 г.): в рублях -14,1 %; в долларах - 11,7%; в евро - 11,5%. Около месяца До 10 млн долл. Более 70% кредитов выдается на срок менее 3 лет

Привлечение долговых инструментов рынка капитала (корпоративные облигаций, еврооблигации)

Доходность вложений в рублевые облигации: 2009 г. - 10,27%; 2008 г. - минус 7,05 % (по ряду бумаг около 40-50 %); 2007 г. - 7,04%; 2006 г.-7,94%; 2005 г. - 11,22%. Стоимость организации облигационного займа составляет 0,3 — 1,5% от объема выпуска 60 - 80 дней Около 65 млн долл. Около 70% заимствований - краткосрочные, на срок менее 3 лет

Лизинг

Удорожание объекта лизинга: 9- 12% (в рублях); 9 - 14% (в валюте). Размер авансового платежа: от 10 до 30% стоимости оборудования. Быстрое принятие решения о финансировании Определяется характеристиками объекта лизинга, в среднем по последним сделкам: от 4,5 млн руб. до 131 млн руб. Средние сроки: от 1 г. до 7 лет

Привлечение связанного кредита

Около 4-12% От нескольких дней до нескольких недель. Для финансирования под страховое покрытие экспортных страховых агентств: от одного месяца до полугода Сумма зависит от стоимости контракта и, как правило, не превышает от стоимости контракта 85% До 10 лет

27б

Формула анализа рентабельности собственного капитала по методу Ои Роп1:

зом:

A

ROE = ROA х —, E

С

где

NI,

- средние издержки привлечения

(2)

XNI

где ROA - рентабельность активов;

A - сумма активов;

A

- - мультипликатор капитала.

E

Метод Du Pont позволяет оценить количественно взаимосвязь между показателями и выбрать соответствующую стратегию управления компанией, но анализ управления капиталом ограничивается только анализом влияния его структуры на рентабельность собственного капитала. Поэтому, для более углубленного анализа эффективности привлечения и использования капитала возможно использование следующей методики.

1. Определение цены заемного капитала следующей формуле:

k=С, (3)

A

где к - цена капитала;

Ot - издержки по привлечению и обслуживанию капитала за период времени t;

А - величина привлеченного капитала за анализируемый период.

Издержки по обслуживанию привлеченного заемного капитала (в зависимости от вида капитала) включают (за минусом налоговой экономии):

- сумму процентов по кредитам;

- купонные платежи;

- платежи по лизингу;

- выплаты основной суммы долга;

- затраты, связанные с обслуживанием залога (например, издержки по хранению).

Издержки привлечения заемного капитала содержат:

- издержки, связанные с поиском и анализом информации для принятия решения;

- издержки на составление бизнес-плана, оплату юридических, консалтинговых, оценочных услуг;

- комиссионные издержки, налоги, уплачиваемые при привлечении данного источника финансирования (например, эмиссионный налог);

- затраты на страхование;

- авансовые платежи.

2. Анализ рентабельности собственного капитала.

ROE = k х — х A,

С, E

(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ni_ - мультипликатор дохода.

С

Данная методика позволяет провести анализ взаимосвязи показателей: рентабельность собственного капитала (ROE); цена заемного капитала (к); мультип-

/ A ч , NI \

ликатор капитала (—) и мультипликатор дохода (_)

E с,

и выбрать наиболее эффективные стратегии привлечения капитала, направленные, с одной стороны, на снижение издержек по его привлечению и, с другой, -на увеличение прибыли от использования капитала.

NI

Мультипликатор дохода (—) можно рассмотреть с

С

другой стороны и представить его следующим обра-

и обслуживания капитала.

Тогда рентабельность капитала прямо пропорциональна цене заемного капитала и обратно пропорциональна средним издержкам привлечения и обслуживания заемного капитала. Предполагая, что цена заемного капитала в большей степени определяется внешними факторами, управление увеличением рентабельности капитала должно быть направлено на уменьшение средних издержек привлечения и обслуживания капитала. Требуемая рентабельность капитала должна быть больше цены капитала, что является необходимым условием положительного эффекта финансового рычага. Анализируя факторы и определяя степень их влияния на рентабельность собственного капитала, компания может выбирать эффективную стратегию повышения рентабельности собственного капитала, в наибольшей степени учитывающую специфику компании (см рисунок).

Рис. Взаимосвязь показателей и анализе рентабельности собственного капитала.

Для анализа цены заемного капитала компании можно представить формулу (5) в следующем виде:

k = ROE х . (5)

NI,

Из формулы (5) следует, что при увеличении рентабельности активов увеличивается и цена заемного капитала, а ее снижение возможно только за счет снижения средних издержек привлечения и обслуживания капитала на единицу дохода.

Представленные зависимости позволяют увидеть прямо пропорциональную зависимость цены капитала и рентабельности активов. Рост рентабельности активов - один из основных результатов, свидетельствующих об эффективности работы бизнеса; с другой -данный процесс ведет к увеличению цены капитала, снизить которую возможно только при совершенствовании экономических отношений, что должно приводить к снижению средних издержек привлечения и обслуживания капитала на единицу дохода.

1

Список литературы:

1. Аганбегян А.Г. Роль инвестиций в обеспечении экономического роста//Финансы и бизнес. 2007. №3.

2. Бюллетень банковской статистики / Банк России. 2009. № 2 (189).

3. Дворецкая А. Ресурсы рынка капитала как источник финансирования реального сектора экономики // Вопросы экономики. 2007. № 11.

4. Кашкин В. Кризис лизинга. Ш1_:

http://www.klerk.ru/bank/7141167.

5. Кроливецкая В.Э. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики Рос-сии//Деньги и кредит. 2008. №11.

6. Концепция развития финансового рынка России до 2020 г. Совместный проект Рейтингового агентства «Эксперт РА» и Ассоциации региональных банков России. Ш1_: http://www.raexpert.ru/.

7. Карта доходности рынка.

Ш1_: http://www.stockportal.ru/main/useful/map.

8. Пришедко И. Импортные поставки // ВАНДЕРБИЛЬД. 2008. № 3.

9. Рассохин В.В. Проблемы эффективности использования фондового рынка России для привлечения ресурсов в реальный сектор экономики Финансы и кредит. 2007. № 38.

10. Российская экономика в 2008 г. Тенденции перспективы. Вып. 30-й. - М.: ИЭПП.

11. Рост в кризис//ВАНДЕРБИЛЬД. 2008. №3.

12. Стоимость торгового финансирования внутри страны//ВАНДЕРБИЛЬД. 2008. № 3.

13. Терешкова Н. Долги по облигациям: кого ждет календарь дефолтов? // ВАНДЕРБИЛЬД. 2008. №3.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность темы статьи обусловлена ухудшением финансового состояния предприятий, имеющего тенденцию нарастания в условиях кризисной экономики. Установление норматива по коэффициенту автономии, обостряет проблему эффективного привлечения заемного капитала. Автором представлены и интерпретированы методы оценки эффективности заемного капитала.

В статье содержатся научно-методические рекомендации возможные к использованию предприятиями промышленности, что позволяет рекомендовать статью Самохина Р.В. к публикации в рецензируемых изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией.

д.э.н., профессор Идрисов Н.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.