Научная статья на тему 'Влияние эффективности коммуникации между регионом и бизнесом как потенциальным инвестором на оценку привлекательности региона для бизнеса'

Влияние эффективности коммуникации между регионом и бизнесом как потенциальным инвестором на оценку привлекательности региона для бизнеса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН / БИЗНЕС / ATTRACTIVENESS OF THE REGION / INVESTMENTS / BUSINESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Печенкина Алена Владимировна

Раскрывается содержание понятия коммуникации между регионом и потенциальным инвестором, рассматривается влияние ее эффективности на уровень оценки привлекательности региона субъектами бизнеса. Характеризуются факторы, обусловливающие субъективность оценки привлекательности региона субъектом бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the efficiency of the communication between region and business as a potential investor on the measuring the relative attractiveness of the region for business

The concept of the communication between region and business as a potential investor, its impact on the measuring the level of the relative attractiveness of the region for business, the factors forming the subjectivity of measuring the relative attractiveness of the region for business are shown in this article.

Текст научной работы на тему «Влияние эффективности коммуникации между регионом и бизнесом как потенциальным инвестором на оценку привлекательности региона для бизнеса»

A.B. ПЕЧЕНКИНА

УДК 332.12 A.B. ПЕЧЕНКИНА

ББК 65.9(2) ассистент Хакасского технического института -

филиала Сибирского федерального университета, г. Абакан

e-mail: adinaruma@yahoo.com

ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ РЕГИОНОМ И БИЗНЕСОМ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ИНВЕСТОРОМ НА ОЦЕНКУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ДЛЯ БИЗНЕСА

Раскрывается содержание понятия коммуникации между регионом и потенциальным инвестором, рассматривается влияние ее эффективности на уровень оценки привлекательности региона субъектами бизнеса. Характеризуются факторы, обусловливающие субъективность оценки привлекательности региона субъектом бизнеса.

Ключевые слова: привлекательность региона, инвестиции, регион, бизнес.

В ходе большого числа исследований взаимосвязи уровня привлекательности региона для бизнеса с величиной фактически вложенных в него предпринимателями средств в виде инвестиций многими учеными отмечается, что хотя регион может быть привлекательным для субъектов бизнеса по объективным показателям (благоприятные условия для ведения бизнеса в регионе), объем полученных им инвестиционных вложений не всегда адекватен этому уровню привлекательности1. Такое несоответствие между уровнем привлекательности региона для субъектов бизнеса и объемом фактически привлеченных инвестиций мы объясняем тем, что доступная субъекту бизнесу, выступающему в роли потенциального инвестора, информация не сформировала у него представление о регионе как о приемлемой для вложения средств территории.

Данный тезис находит подтверждение в труде авторского коллектива ИМЭМО РАН «Европейские прямые инвестиции в России»: «...большое влияние на принятие [инвесторами] решений о размещении зарубежных предприятий оказывают не только объективно существующие факторы, но и специфика доступной им информации... Очевидно, что информированность инвесторов различает-ся»2. Мы считаем, что данное утверждение справедливо как для иностранных инвесторов, так и в целом для всего круга потенциальных инвесторов — субъектов бизнеса.

Таким образом, для привлечения в регион инвестиций важны не только благоприятные условия для ведения здесь бизнеса, но и степень информированности о них субъектов бизнеса. Следовательно, одним из основных факторов, влияющих на уровень оценки привлекательности региона субъектом бизнеса, который выступает в роли потенциального инвестора, является коммуникация между регионом и бизнесом: «региональный субъект управления-субъект бизнеса».

Под коммуникацией «региональный субъект управления-субъект бизнеса» мы понимаем, с одной стороны, двухстороннюю связь, диалог региона и субъекта бизнеса, выступающего в роли инвестора, обеспечивающую бизнес наиболее полной и достоверной информацией о регионе, а с другой стороны, целевой поиск субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов, их активную «пред-» и «постподдержку» администрацией региона.

Можно выделить следующие основные проблемы, с которыми сталкивается субъект бизнеса, выступающий в роли потенциального инвестора, в ходе осуществления коммуникации с регионом:

- неполнота, противоречивость информации о регионе;

- несвоевременность поступления новой информации;

- неравномерное распределение информации между различными категориями

© А.В. Печенкина, 2008

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

представителей бизнеса (например, представители местного бизнеса априори имеют больше информации о регионе);

- неадресность информации о себе, размещаемой регионом в СМИ, Интернете и т.д., и, как следствие, потеря ее в информационном потоке;

- отсутствие в регионе структуры, ответственной за информационное сопровождение субъекта бизнеса, выступающего в роли потенциального инвестора.

Мы считаем, что процесс выбора субъектом бизнеса региона для осуществления инвестиций основывается на имеющейся у представителей бизнеса информации об инвестиционном климате в регионе. Эта информация формируется путем подбора данных об объективном состоянии бизнес-среды региона и проходит в ходе коммуникации «региональный субъект управления-субъект бизнеса» через два «искажающих фильтра»:

- доступность и качество информации о регионе (эффективность самой коммуникации «региональный субъект управле-ния-субъект бизнеса»);

- специфика восприятия информации субъектом бизнеса как потенциальным ин-

вестором (индивидуальные предпочтения субъекта бизнеса).

Графически наша интерпретация процесса оценки привлекательности региона субъектом бизнеса как потенциальным инвестором представлена на рис. 1.

В результате «фильтрации» информации, как утверждают авторы исследования «Европейские прямые инвестиции в России», «...вместо абсолютно рационального человека, способного хладнокровно и объективно оценить все возможные варианты для инвестирования в стране и выбрать после этого наиболее приемлемый вариант с точки зрения максимизации экономической полезности, перед нами предстают бизнесмены, поведение которых описывается моделью ограниченной рациональности. То есть ими выбирается не самый лучший, а первый приемлемый вариант»3.

Мы считаем, что информация об инвестиционном климате в регионе не должна ограничиваться только представлениями субъекта бизнеса как потенциального инвестора об инвестиционном имидже региона, так как, по сути, это односторонняя коммуникация «региональный субъект управления-субъ-ект бизнеса». По нашему мнению, ключе-

«Искажающие фильтры»

Уровень привлекательности региона для субъекта бизнеса

Специфика восприятия информации субъектом бизнеса (его предпочтения)

Условия ведения бизнеса в регионе

Уровень благоприятности словий ведения бизнеса в регионе

Доступная субъекту бизнеса информация о регионе (эффективность коммуникации «региональный субъект управления-субъект бизнеса»)

Рис. 1. Процесс оценки привлекательности региона субъектом бизнеса

Прямая связь

Субъект бизнеса ^- Региональный

как потенциальный субъект

инвестор управления

г Обратная связь

Рис. 2. Направленность информационных потоков при коммуникации «региональный субъект управления—субъект бизнеса»

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

Ю.А. ШУМЕЕВА

вую роль в формировании представлений о привлекательности региона для бизнеса играет эффективность двухсторонней коммуникации «региональный субъект управле-ния-субъект бизнеса».

Под эффективной коммуникацией «региональный субъект управления-субъект бизнеса» мы понимаем следующее:

- при прямой связи:

• получение субъектом бизнеса всей полноты информации, которую он желает получить о регионе,

• передача регионом (региональным субъектом управления) всей информации о себе, которую он желает передать субъекту бизнеса — потенциальному инвестору;

- при обратной связи:

• передача субъектом бизнеса всей полноты информации, которую он хочет передать региону,

• получение регионом всей информации, которую субъект бизнеса хочет передать региону (рис. 2);

- положительная реакция региона на полученную от бизнеса информацию — оказание управленческих воздействий на факторы, формирующие привлекательность региона для бизнеса.

Мы не ограничиваем рассматриваемую коммуникацию только получением информации о регионе, которую субъект бизне-

са может почерпнуть из СМИ, Интернета, адресной рекламы и т.д., а подчеркиваем важность того, что субъект бизнеса может вступать в прямой контакт с регионом:

- предоставляя информацию о себе, своих предпочтениях и получая необходимую информацию о регионе от «первоисточника»;

- оперативно проводя необходимые согласования, получая льготы и прочие виды поддержки со стороны региона.

Таким образом, под коммуникацией «региональный субъект управления-субъ-ект бизнеса» мы понимаем двухстороннюю связь между регионом и бизнесом, с одной стороны, обеспечивающую бизнес наиболее полной и достоверной информацией о регионе, соответствующей целям и предпочтениям субъекта бизнеса, а с другой стороны, позволяющую региону вести целевой поиск субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов, активно их поддерживать, а также оказывать управленческие воздействия на факторы, формирующие привлекательность региона для субъектов бизнеса.

Примечания

' Borzatta P., Sommadossi S., Grimaldi G. et al. Osservatorio siemens per migliorare l'attrattivita positive del sistema Italia. Milan, 2005. P. 23.

2 Европейские прямые инвестиции в России / отв. ред. A.B. Кузнецов. М., 2006. C. 52.

3 Там же.

УДК 504.03 Ю.А. ШУМЕЕВА

ББК 65.9(2)28 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: shumeyeva@yandex.ru

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются методы государственного регулирования охраны окружающей среды. Особое внимание уделяется методам экономического регулирования. С целью оптимизации использования средств, выделяемых из различных источников финансирования, предлагается методика отбора экологических проектов с учетом их эколого-экономической эффективности.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, государственное регулирование, эколого-экономическая эффективность, экологический проект.

Взаимоотношения человека с природой в процессе его деятельности привели к очевидным для большинства людей Земли пре-

образованиям условий жизни. Последствия антропогенной деятельности выражаются в следующем:

© ЮА. Шумеева, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.