A.B. ПЕЧЕНКИНА
УДК 332.12 A.B. ПЕЧЕНКИНА
ББК 65.9(2) ассистент Хакасского технического института -
филиала Сибирского федерального университета, г. Абакан
e-mail: adinaruma@yahoo.com
ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ РЕГИОНОМ И БИЗНЕСОМ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ИНВЕСТОРОМ НА ОЦЕНКУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ДЛЯ БИЗНЕСА
Раскрывается содержание понятия коммуникации между регионом и потенциальным инвестором, рассматривается влияние ее эффективности на уровень оценки привлекательности региона субъектами бизнеса. Характеризуются факторы, обусловливающие субъективность оценки привлекательности региона субъектом бизнеса.
Ключевые слова: привлекательность региона, инвестиции, регион, бизнес.
В ходе большого числа исследований взаимосвязи уровня привлекательности региона для бизнеса с величиной фактически вложенных в него предпринимателями средств в виде инвестиций многими учеными отмечается, что хотя регион может быть привлекательным для субъектов бизнеса по объективным показателям (благоприятные условия для ведения бизнеса в регионе), объем полученных им инвестиционных вложений не всегда адекватен этому уровню привлекательности1. Такое несоответствие между уровнем привлекательности региона для субъектов бизнеса и объемом фактически привлеченных инвестиций мы объясняем тем, что доступная субъекту бизнесу, выступающему в роли потенциального инвестора, информация не сформировала у него представление о регионе как о приемлемой для вложения средств территории.
Данный тезис находит подтверждение в труде авторского коллектива ИМЭМО РАН «Европейские прямые инвестиции в России»: «...большое влияние на принятие [инвесторами] решений о размещении зарубежных предприятий оказывают не только объективно существующие факторы, но и специфика доступной им информации... Очевидно, что информированность инвесторов различает-ся»2. Мы считаем, что данное утверждение справедливо как для иностранных инвесторов, так и в целом для всего круга потенциальных инвесторов — субъектов бизнеса.
Таким образом, для привлечения в регион инвестиций важны не только благоприятные условия для ведения здесь бизнеса, но и степень информированности о них субъектов бизнеса. Следовательно, одним из основных факторов, влияющих на уровень оценки привлекательности региона субъектом бизнеса, который выступает в роли потенциального инвестора, является коммуникация между регионом и бизнесом: «региональный субъект управления-субъект бизнеса».
Под коммуникацией «региональный субъект управления-субъект бизнеса» мы понимаем, с одной стороны, двухстороннюю связь, диалог региона и субъекта бизнеса, выступающего в роли инвестора, обеспечивающую бизнес наиболее полной и достоверной информацией о регионе, а с другой стороны, целевой поиск субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов, их активную «пред-» и «постподдержку» администрацией региона.
Можно выделить следующие основные проблемы, с которыми сталкивается субъект бизнеса, выступающий в роли потенциального инвестора, в ходе осуществления коммуникации с регионом:
- неполнота, противоречивость информации о регионе;
- несвоевременность поступления новой информации;
- неравномерное распределение информации между различными категориями
© А.В. Печенкина, 2008
РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
представителей бизнеса (например, представители местного бизнеса априори имеют больше информации о регионе);
- неадресность информации о себе, размещаемой регионом в СМИ, Интернете и т.д., и, как следствие, потеря ее в информационном потоке;
- отсутствие в регионе структуры, ответственной за информационное сопровождение субъекта бизнеса, выступающего в роли потенциального инвестора.
Мы считаем, что процесс выбора субъектом бизнеса региона для осуществления инвестиций основывается на имеющейся у представителей бизнеса информации об инвестиционном климате в регионе. Эта информация формируется путем подбора данных об объективном состоянии бизнес-среды региона и проходит в ходе коммуникации «региональный субъект управления-субъект бизнеса» через два «искажающих фильтра»:
- доступность и качество информации о регионе (эффективность самой коммуникации «региональный субъект управле-ния-субъект бизнеса»);
- специфика восприятия информации субъектом бизнеса как потенциальным ин-
вестором (индивидуальные предпочтения субъекта бизнеса).
Графически наша интерпретация процесса оценки привлекательности региона субъектом бизнеса как потенциальным инвестором представлена на рис. 1.
В результате «фильтрации» информации, как утверждают авторы исследования «Европейские прямые инвестиции в России», «...вместо абсолютно рационального человека, способного хладнокровно и объективно оценить все возможные варианты для инвестирования в стране и выбрать после этого наиболее приемлемый вариант с точки зрения максимизации экономической полезности, перед нами предстают бизнесмены, поведение которых описывается моделью ограниченной рациональности. То есть ими выбирается не самый лучший, а первый приемлемый вариант»3.
Мы считаем, что информация об инвестиционном климате в регионе не должна ограничиваться только представлениями субъекта бизнеса как потенциального инвестора об инвестиционном имидже региона, так как, по сути, это односторонняя коммуникация «региональный субъект управления-субъ-ект бизнеса». По нашему мнению, ключе-
«Искажающие фильтры»
Уровень привлекательности региона для субъекта бизнеса
Специфика восприятия информации субъектом бизнеса (его предпочтения)
Условия ведения бизнеса в регионе
Уровень благоприятности словий ведения бизнеса в регионе
Доступная субъекту бизнеса информация о регионе (эффективность коммуникации «региональный субъект управления-субъект бизнеса»)
Рис. 1. Процесс оценки привлекательности региона субъектом бизнеса
Прямая связь
Субъект бизнеса ^- Региональный
как потенциальный субъект
инвестор управления
г Обратная связь
Рис. 2. Направленность информационных потоков при коммуникации «региональный субъект управления—субъект бизнеса»
Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)
Ю.А. ШУМЕЕВА
вую роль в формировании представлений о привлекательности региона для бизнеса играет эффективность двухсторонней коммуникации «региональный субъект управле-ния-субъект бизнеса».
Под эффективной коммуникацией «региональный субъект управления-субъект бизнеса» мы понимаем следующее:
- при прямой связи:
• получение субъектом бизнеса всей полноты информации, которую он желает получить о регионе,
• передача регионом (региональным субъектом управления) всей информации о себе, которую он желает передать субъекту бизнеса — потенциальному инвестору;
- при обратной связи:
• передача субъектом бизнеса всей полноты информации, которую он хочет передать региону,
• получение регионом всей информации, которую субъект бизнеса хочет передать региону (рис. 2);
- положительная реакция региона на полученную от бизнеса информацию — оказание управленческих воздействий на факторы, формирующие привлекательность региона для бизнеса.
Мы не ограничиваем рассматриваемую коммуникацию только получением информации о регионе, которую субъект бизне-
са может почерпнуть из СМИ, Интернета, адресной рекламы и т.д., а подчеркиваем важность того, что субъект бизнеса может вступать в прямой контакт с регионом:
- предоставляя информацию о себе, своих предпочтениях и получая необходимую информацию о регионе от «первоисточника»;
- оперативно проводя необходимые согласования, получая льготы и прочие виды поддержки со стороны региона.
Таким образом, под коммуникацией «региональный субъект управления-субъ-ект бизнеса» мы понимаем двухстороннюю связь между регионом и бизнесом, с одной стороны, обеспечивающую бизнес наиболее полной и достоверной информацией о регионе, соответствующей целям и предпочтениям субъекта бизнеса, а с другой стороны, позволяющую региону вести целевой поиск субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов, активно их поддерживать, а также оказывать управленческие воздействия на факторы, формирующие привлекательность региона для субъектов бизнеса.
Примечания
' Borzatta P., Sommadossi S., Grimaldi G. et al. Osservatorio siemens per migliorare l'attrattivita positive del sistema Italia. Milan, 2005. P. 23.
2 Европейские прямые инвестиции в России / отв. ред. A.B. Кузнецов. М., 2006. C. 52.
3 Там же.
УДК 504.03 Ю.А. ШУМЕЕВА
ББК 65.9(2)28 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: shumeyeva@yandex.ru
МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются методы государственного регулирования охраны окружающей среды. Особое внимание уделяется методам экономического регулирования. С целью оптимизации использования средств, выделяемых из различных источников финансирования, предлагается методика отбора экологических проектов с учетом их эколого-экономической эффективности.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, государственное регулирование, эколого-экономическая эффективность, экологический проект.
Взаимоотношения человека с природой в процессе его деятельности привели к очевидным для большинства людей Земли пре-
образованиям условий жизни. Последствия антропогенной деятельности выражаются в следующем:
© ЮА. Шумеева, 2008