Научная статья на тему 'Влияние эффективности использования земельных ресурсов на обеспечение продовольственной безопасности'

Влияние эффективности использования земельных ресурсов на обеспечение продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
806
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ПРОБЛЕМЫ / УСЛОВИЯ / LAND TENURE / AGRICULTURAL LAND / AGRICULTURAL POLICY / FOOD SECURITY / INDEPENDENCE / LAND MANAGEMENT / PROBLEMS / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корабейников Игорь Николаевич, Шафеев Руслан Шакирович

В статье представлен ретроспективный анализ развития продовольственной безопасности, выделена роль земельных отношений в реализации данного процесса. Произведена оценка изменения параметров, характеризующих взаимосвязь обеспечения продовольственной безопасности и изменения земельного фонда РФ. Представлены проблемы ухудшения земельного фонда РФ, значимо влияющие на уменьшение продовольственной безопасности страны. Предложен и описан цикл использования земельных ресурсов для целей обеспечения продовольственной безопасности общества. Представлена зависимость эффективности сельскохозяйственного производства в Оренбургской области от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Уточнено понятие «продовольственная безопасность государства» в контексте эффективного использования земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE EFFICIENT LAND RESOURCES FOR FOOD SECURITY

The article presents a retrospective analysis of the development of food security, highlighted the role of land relations in the implementation of this process. The estimation of parameters describing the relationship of food security and changes in land Fund. Presented with degradation of the land fund of the Russian Federation, to reduce significantly influence food security. Proposed and described the cycle of land resources for food security of society. Shows the dependence of the efficiency of agricultural production in the Orenburg region of the cadastral value of farmland. The notion of «food security of the state» in the context of land use.

Текст научной работы на тему «Влияние эффективности использования земельных ресурсов на обеспечение продовольственной безопасности»

УДК 338.43:332.334

Корабейников И.Н.*, Шафеев Р.Ш.**

*Оренбургский государственный университет ** Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: kin_rambler@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье представлен ретроспективный анализ развития продовольственной безопасности, выделена роль земельных отношений в реализации данного процесса. Произведена оценка изменения параметров, характеризующих взаимосвязь обеспечения продовольственной безопасности и изменения земельного фонда РФ. Представлены проблемы ухудшения земельного фонда РФ, значимо влияющие на уменьшение продовольственной безопасности страны. Предложен и описан цикл использования земельных ресурсов для целей обеспечения продовольственной безопасности общества. Представлена зависимость эффективности сельскохозяйственного производства в Оренбургской области от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Уточнено понятие «продовольственная безопасность государства» в контексте эффективного использования земельных ресурсов.

Ключевые слова: земельные отношения, земли сельскохозяйственного назначения, аграрная политика, продовольственная безопасность, независимость, рациональное использование земельных ресурсов, проблемы, условия.

Несмотря на то, что проблема продовольственной безопасности стала предметом активного рассмотрения мировым сообществом в связи с социально-экономическими процессами в развивающихся странах только с середины 70-х годов XX века, она уже давно возникла перед человечеством. Во все времена люди пытались эффективно решить эту проблему, так как именно нехватка продовольствия обусловливала разного рода социальные конфликты в обществе. Все это определило то, что достижение определенного уровня продовольственной безопасности, стало основной задачей общества в целом и конкретного индивидуума, ибо в основе этого лежит инстинкт самосохранения, на котором базируется вся человеческая деятельность [1].

Общество уже на ранних этапах своего развития и организации вырабатывает механизмы и правила обеспечения удовлетворения жизненно важных потребностей. Тем не менее, уровень продовольственного обеспечения, его структура и механизмы находятся в прямой зависимости от объемов производства сельскохозяйственных продуктов и только потом - от уровня развития перерабатывающих отраслей, торговли. Долгое время, вплоть до конца XIX в., обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности регулировалось именно на основе традиций в рамках общин и натурального хозяйства. Государство на этом этапе выполняло функции организации военной безопасности и лишь в крайних случаях вмешивалось в процесс перераспределения продуктов между социальными группами и слоями общества. Формирование основных запа-

сов и резервов осуществлялось на микроуровне домохозяйством, общиной, а в период феодализма эти функции возлагались также и на помещика. Уровень сельскохозяйственного производства и неразвитость товарообменных отношений могли обеспечить только минимум потребления, а также сравнительно простую структуру питания, отражавшую местные условия жизни, национальные и религиозные особенности [12].

С развитием капиталистических отношений кардинальным образом меняются условия существования человека. Прежде всего на место изолированных замкнутых форм существования приходит открытое подвижное общество, в котором вследствие развития рыночных отношений создается взаимозависимое общественное производство, в рамках которого происходит смешение этнических, социальных слоев и складывается интегрированное общество, характеризуемое общепринятыми нормами и структурой потребления, создается общественный механизм обеспечения продовольственной безопасности. В этих условиях все большую роль объективно начинают играть государство и различные социальные институты, которые выступают как факторы организации производства и распределения производственных ресурсов. Важнейшим инструментом продовольственного обеспечения становится рынок, который через систему ценообразования, спроса и предложения влияет на формирование необходимых запасов и уровня потребления [12]. Вместе с тем в обществе сохраняются и наблюдаются значительные расхождения в структу-

ре и нормах потребления в зависимости от социальной принадлежности и уровня дохода. На начальных стадиях развития капитализма рыночный механизм не исключал недоедания и голода в различных социальных группах. Со временем путем установления определенных социальных гарантий в наиболее развитых капиталистических странах эти проблемы во многом были решены, хотя различия в уровне потребления существуют до сих пор.

Советская история дает пример действия другого механизма формирования продовольственной безопасности - народнохозяйственного планирования, которое также предназначалось для решения этой проблемы, но в силу исключительной сложности объекта управления далеко не всегда справлялось с поставленной задачей. Преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности в ущерб сельскому хозяйству, легкой и пищевой промышленности привело к тому, что уже в начале 60-х гг. ХХ в. СССР превратился в импортера зерна, мяса и других продуктов питания. Между тем проблема продовольственной безопасности к этому времени стала осознаваться как категория мирового значения.

Право на полноценное питание и на защиту от голода составило неотъемлемую часть Международного билля о правах человека от 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. Это право также закреплено и в Конвенции о правах ребенка от 1989 г. и других международных правовых актах [4]. Так, например, во всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., статья 25 гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение, на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» [4].

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. не только указывается на фундаментальное право человека на свободу от голода, но и вменяется в обязанность государства обеспечение реализации на практике этого права.

Важнейшим международным документом универсального характера является Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания,

принятая Генеральной ассамблеей ООН 17 декабря 1974 г. Она, в частности, гласит: «Каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей...» [4].

В 1996 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольственной безопасности была принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. В указанной декларации продовольственная безопасность определена как «состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развитие личности, обеспечения здоровья и воспроизводства населения страны». В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется физической и экономической доступностью продовольствия и безопасностью продовольствия

В 2011 г. население мира преодолело качественный рубеж своей численности в 7 млрд. человек и ныне ежегодно увеличивается на 100 млн. человек. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в настоящее время около одного миллиарда человек проживающих на планете, страдают от голода и недоедания. Исходя из существующих технологий, для ежегодного обеспечения одного человека продовольствием требуется 0,20-0,30 га продуктивных земель, в мировом масштабе для этого необходимо вводить в сельскохозяйственный оборот ежегодно около 40 млн. га новых земель. Учитывая тот факт, что территория России это 12,5% мировой территории и на ней сосредоточенно 55% черноземных почв мира, на нашу страну должны возлагаться особенные задачи для решения вышепоставленной проблемы. Но особенность данной проблемы для нашей страны заключается в том, что Россия, обладая огромным сельскохозяйственным потенциалом, пока не может в полной степени обеспечить свое население полноценным продовольствием за счет собственного производства (см. табл. 1).

Вследствие развития процессов индустриализации и урбанизации, земельные ресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества, для производства сельскохозяйственной продукции

становятся все более ограничены (см. табл. 2). В России за последнее время мы наблюдаем сокращения земель сельскохозяйственного назначения. За последние три года - это около 9 млн. га.

Особое значение в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют сельскохозяйственные угодья, обладающие приоритетом в использовании и подлежащие особой охране. Проблема рационального использования данных угодий, их воспроизводства и охраны имеет сегодня первостепенное значение для всех стран мира, она стала общечеловеческой проблемой и основной составляющей продовольственной безопасности. Несмотря на это (см.

табл. 3) мы наблюдаем тенденцию ежегодного сокращения площади земель, занятых сельскохозяйственными угодьями. Данная тенденция характерна для многих регионов, но наиболее актуальна она для Оренбургской области, где сокращение сельскохозяйственных угодий за анализируемый период составляет 10,5% от общего сокращений по России.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что допускается изъятие из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей при условии ухудшения их качества согласно кадастровой стоимости. На

Таблица 1. Оценка критерия продовольственной независимости Российской Федерации в 2011 г.

№ п/п Наименование продукции Пороговый критерий [2], % Фактическое значение за 2011 год [10], % Отклонение фактического значения от порогового, %

1. Зерно 95 99,4 +4,4

2. Мясо и мясопродукты 85 72,5 -12,5

3. Молоко и молокопродукты 90 79,6 -10,4

4. Картофель 95 95,4 +0,4

5. Масло растительное 80 76,9 -3,1

6. Сахар 80 96,1 +16,1

Таблица 2. Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям [1], млн. га.

№ п/п Наименование категорий земель Годы 2011 г. к 2009 г., % Отклонение 2011 г. к 2009 г., млн. га.

2009 2010 2011

1. Земли сельскохозяйственного назначения 402,3 400,0 393,4 -2,21 -8,9

2. Земли населенных пунктов, в том числе: 19,4 19,5 19,6 +1,03 +0,2

3. - городских населенных пунктов 7,9 8,0 8,0 +1,27 +0,1

4. - сельских населенных пунктов 11,5 11,5 11,6 +0,87 +0,1

5. Земли промышленности и иного специального назначения 16,7 16,7 16,8 +0,60 +0,1

7. Земли особо охраняемых территорий и объектов 34,4 34,8 34,9 +1,45 +0,5

8. Земли лесного фонда 1106,5 1108,5 1115,8 +0,84 +9,3

9. Земли водного фонда 27,9 28,0 28,0 +0,36 +0,1

10. Земли запаса 102,6 102,3 101,3 -1,27 -1,3

11. Итого земель 1709,8 1709,8 1709,8 - -

Таблица 3. Динамика площади сельскохозяйственных угодий в РФ, тыс. га [1]

№ п/п Федеральные округа РФ Годы Изменение 2011 г. к 2008 г., тыс. га Влияние ф.о. на общее изменение, %

2008 2009 2010 2011

1. Центральный ФО 33424,8 33406,8 33395,2 33375,1 -49,7 -29

2. Северо-Западный ФО 6838,5 6838,6 6840,9 6841,3 +2,8 +1,6

3. Южный ФО 31794,1 31776,2 31811,4 31792,6 -1,5 -0,87

4. Северо-Кавказский ФО 12101,2 12099,6 12098,8 12098 -3,2 -1,86

5. Приволжский ФО 55161,8 55128,2 55100 55095,4 -66,4 -38,7

е т.ч.Оренбургская область 10839,4 10826,7 10822,1 10821,3 -18,1 -10,55

6. Уральский ФО 16417,8 16412,3 16405,9 16398,5 -19,3 -11,2

7. Сибирский ФО 56813,9 56816,4 56797,2 56783,4 -30,5 -17,8

8. Дальневосточный ФО 8015,8 8013,5 8012,2 8012 -3,8 -2,21

9. Итого 220567,9 220491,6 220461,6 220396,3 -171,6 100

практике, как правило, изымаются не самые худшие земли, а земли, имеющие высокое экономическое плодородие. За анализируемый период в целом по России по этой причине выбыло 171,1 тыс. га., в том числе в Оренбургской области 18,1 тыс. га. Основные цели, на которые изымаются сельскохозяйственные угодья - это расширение населенных пунктов (67,6%) и использование для предприятий промышленности и иного специального назначения (28,2%).

Выявленной проблемой трансформации сельскохозяйственных угодий стало не только их общее уменьшение, но и качественное ухудшение, снижение как биологического, так и экономического плодородия, а это прямая угроза ухудшения продовольственной безопасности государства.

За последнее время по экологическим причинам, связанным с деградацией и загрязнением почв, были выведены из использования значительные площади пахотных угодий. По данным Минсельхоза России 88 млн. га сельскохозяйственных угодий эродированы и эрозионно опасны, 120 млн. га, в том числе 85 млн. га пашни, нуждаются в защите от водной и ветровой эрозии, 20,1% почв признаны засоленными и солонцеватыми, 12,3% - переувлажнены и заболочены, 6,4% - засорены камнями, 10,9% сенокосов и 8,7% пастбищ заросли кустарниками и мелколесьем. Промышленными выбросами загрязнены 62 млн. га, из них химическими веществами, превышающими их фоновое содержание, 14% (17,3 млн. га) пашни, 5 млн. га сельскохозяйственных угодий загрязнены радионуклидами. Значительные площади выбывают из сельскохозяйственного оборота в результате разработки полезных ископаемых (54,6 тыс. га). Всего из оборота выбыло уже более 30 млн. га сельскохозяйственных угодий, которые засоряются и зарастают кустарниками. Это все ставит производство сельскохозяйственной продукции в необходимых объемах (для формирования потенциала продовольственной безопасности) под сомнение. Восстановление потенциала сельскохозяйственных земель - это процесс объективный и жизненно необходимый, поскольку такие сельскохозяйственные угодья, как в Оренбургской области, должны обеспечивать продовольственную безопасность страны. К тому же восстановление потенциала земель сельскохозяйственного назначения - это процесс долгий и дорогостоящий.

Недооценка стратегической ценности земельных ресурсов, особенно сельскохозяйствен-

ных угодий, и важности применения мер по прекращению прогрессирующих процессов деградации земель и неконтролируемого вывода из сельскохозяйственного оборота плодородных угодий, может привести к экологическому кризису в большинстве аграрных районов России, падению урожайности, ухудшению продовольственного обеспечения населения страны. Увеличение вывода сельскохозяйственных угодий из оборота прямо связано с падением технической оснащенности сельских товаропроизводителей. Представляется, что сегодня необходимо произвести ревизию этих заброшенных земельных массивов и разработать экономический механизм возврата пригодных для сельскохозяйственного использования земель в хозяйственный оборот, наметить программу восстановления объемов производства сельскохозяйственной продукции до максимально возможного уровня. Безусловно, интенсификация производства, рост на этой основе урожайности культур остается важным фактором увеличения производства продукции сельского хозяйства. Однако только за счет этого фактора, по нашему мнению, невозможно достичь на первых порах уровень достигнутых ранее показателей и обеспечить продовольственную безопасность региона.

Использование земли как важнейшего объекта обеспечения продовольственной безопасности общества - явление довольно многогранное и сложное. В эволюционном аспекте использование земельных ресурсов правомерно рассматривать как непрерывно повторяющиеся полные циклы, каждый из которых, как правило, реализуется на качественно новом уровне. С позиции системного землепользования в каждом цикле можно выделить три основных этапа использования земли.

Первый этап - исходный в цикле, определяет целевое использования земли и обеспечивает необходимое условия для эффективной реализации последующих этапов. Содержанием его является правовое, институциональное, организационно-территориальное, информационное обеспечение системы землепользования.

Второй этап представляет собой непосредственное, реальное использование земли, для своей реализации он требует соответствующего информационного, технологического, ресурсного, финансового, предпринимательского и маркетингового обеспечения. Главная отличительная особенность его заключается в создании реального продукта вследствие использо-

вания земли, при этом имеет место потребление ресурса. В техническом аспекте второй этап наиболее сложный ввиду многоцелевого характера использования земли обществом и в качестве главного средства производства и пространственно операционного базиса и товара.

Третий этап заключается в воспроизводстве потребленного ресурса, здесь земля не используется и не производится продукт, имеют место только издержки на воспроизводство земельных ресурсов.

Для выявления степени влияния земельных отношений на продовольственную безопасность рассмотрим особенности реализации этапов системного землепользования в аграрном секторе Оренбургской области.

Оренбургская область является крупнейшим сельскохозяйственным регионом России. В среднем за рассматриваемый период удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей структуре земельного фонда Оренбургской области составляет около 88%, в то время как по России этот показатель всего 13%. Эти данные еще раз подчеркивают значение сельскохозяйственного потенциала области в обеспечении продовольственной безопасности не только региона, но и страны в целом.

Оренбургская область - регион самодостаточный с точки зрения землепользования. Такие виды сельскохозяйственной продукции как зерно, молоко, яйца, картофель, овощи область может производить не только для своих нужд, но и для вывоза из региона. В структуре экспортных поставок сельскохозяйственной продукции Урала свыше 50% составляет оренбургская пшеница сильных и твердых сортов.

Проводимая земельная реформа, обеспечила формирование многоукладное™ в сельском хозяйстве. Образовались новые организационно-правовые формы предприятий и хозяйствования, что обеспечило изменение формы собственности на землю и характер ее использования. В основном решена задача перераспределения земель с целью обеспечения условий для равноправного развития всех форм хозяйствования. Однако до логического завершения не доведены наделение работников сельскохозяйственных предприятий правами собственности на земельные доли и переход земель к эффективно хозяйствующим землепользователям, который осуществляется достаточно медленно. Все это еще раз доказывает, что в системе землепользования Оренбургской области продолжа-

ется поиск подлинного хозяина земли, который будет способствовать эффективному и рациональному использованию национального богатства - земли.

Важный резерв рационального использования земельных ресурсов и увеличение сельскохозяйственной продукции - установление эффективной структуры посевных площадей. В области наблюдается тенденция сокращения посевных площадей зерновых культур. В то же время мы видим явное увеличение посевных площадей, занятых подсолнечником и картофелем.

Увеличение посевных площадей подсолнечника - это следствие стремления получить высокий доход. Анализ возделывания подсолнечника показал, что рыночный подход в достижении высоких экономических результатов усугубил агроэкологическое состояние земель и способствовал снижению плодородия. Ученые и практики доказали, что площади подсолнечника в полевом севообороте не могут превышать 2-3% и должны возвращаться на прежнее поле только через 6-8 лет. Такое агротехническое требование было связано с высоким выносом питательных веществ при формировании урожая, а также заражением почвы болезнями и вредителями этой культуры.

Современная система землепользования аграрного сектора Оренбургской области характеризуется ограниченностью основных видов ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции: трудовых, производственных и финансовых. В связи с этим повышение урожайности сельскохозяйственных культур -основной путь увеличения объема сельскохозяйственной продукции и как следствие - улучшение продовольственной безопасности.

Ресурсы плодородия, созданные природой и многолетним трудом работников аграрного сектора, уже практически исчерпаны. В свою очередь ухудшение агроэкологического состояния сельскохозяйственных угодий отрицательно сказывается на общем состоянии хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Эффективность производства в сельском хозяйстве региона в существующих условиях определяется уровнем развития отрасли растениеводства. Региональная особенность использования земельного потенциала Оренбургской области (см. табл. 4) заключается в наличии избыточных природных ресурсов, которые недоиспользуются в сельскохозяйственном производстве.

В ходе производственного использования земельный участок теряет естественный уровень своего плодородия, который, тем не менее, может быть восстановлен путем проведения всесторонних агротехнических и землеустроительных мероприятий, в частности путем внесения в почву минеральных и органических удобрений. Современная система земельных отношений в аграрном секторе не выполняет основополагающее условие функционирования аграрного производства - воспроизводство земельных ресурсов как основного средства производства в сельском хозяйстве.

Процесс осуществления аграрной реформы включает в себя как изменение существующих

отношений собственности на средства производства, и прежде всего землю, так и создание рыночного механизма регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Одним из важнейших направлений проводимой аграрной реформы является реформирование земельных отношений в целях создания равных возможностей для развития различных форм хозяйствования на земле и рационального ее использования.

Таким образом, с учетом влияния земельных отношений на обеспечение продовольственной безопасности мы пришли к необходимости уточнения понятия «продовольственная безопасность государства». Продовольственная безопас-

Таблица 4. Зависимость эффективности сельскохозяйственного производства в Оренбургской области от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в 2003-2008 гг. [12]

Группы районов по кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий1 Наименование районов, входящих в группу Количество районов в группе Кадастровая стоимость 1 га, руб. Рентабельность сельскохозяйственного производства в среднем, % Балл бонитета сельскохозяйственных угодий Удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий, % Затраты в среднем за период на 1 га пашни, руб. Урожайность зерновых в среднем, ц/га Производство валовой продукция на 1 га посевной площади , тыс.руб/га В среднем численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел. Внесение минеральных удобрений на 1 га посевов в среднем, кг. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий

4193289 Адамовский, Акбулакский, Домбаровский, Новоорский, Светлинский, Яснеенский 6 1526 12,6 39 23,7 1688 7,6 7,10 1426 2,43 0,65

32896159 Беляевский, Гайский, Кваркенский, Кувандыкский, Первомайский, Соль-Илецкий 6 4167 10,5 48 25,3 1919 8,6 10,68 2119 2,11 0,57

61599029 Илекский, Переволоцкий, Сорочинский, Ташлинский 4 7861 8,7 56 40,8 2159 9,4 9,85 2812 4,12 0,58

902911899 Александровский, Красногвардейский, Курманаевский, Новосергеевский, Октябрьский, Оренбургский, Тоцкий 7 10012 5,1 61 33,7 1883 8,8 11,79 2183 4,23 0,71

1189914769 Бузулукский, Грачевский, Сакмарский, Саракташский, Шарлыкский 5 13204 8,7 69 33,8 2145 10, 5 15,88 2087 4,61 0,60

1476917641 Абдулинский, Асекеевский, Бугурусланский, Матвеевский, Понамаревский, Северный, Тюльганский 7 16334 -0,4 76 33,4 2118 8,9 13,60 1675 5,61 0,60

Примечание: для анализа взят наиболее благоприятный период с позиции природно-климатических условий. С 1 января 2011 года действует актуализированная кадастровая стоимость

ность государства - это такое развитие государственных территориальных систем различного уровня, при котором происходит фактическое обеспечение населения продуктами питания высокого качества за счет собственного производства, посредством достижения наиболее эффективного использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, а также накопления производственного потенциала земель. Данное состояние может быть достигнуто при

условии изменения отношения к земле как к неиссякаемому источнику, непрерывно производящему материальные блага, формирования координационного центра по использованию земель, формирования механизма экономического стимулирования поддержания плодородия, действенного контроля использования земель сельскохозяйственными предприятиями, достаточного финансирования мероприятий по повышению плодородия земель.

21.04.2014

Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ-Урал №13-12-56013

Список литературы:

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2010 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/wps/portaI/cc_news? news_id=11302.

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Утв. Указом Президента РФ от 30 января 2010 года №120). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/02/03/prod-dok.htmI.

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/

4. Организация объединенных наций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org.ru/

5. Корабейников И.Н. Методика оценки региональной системы обеспечения продовольственной безопасности / И.Н. Корабейников, О.А. Корабейникова // Известия ОГАУ. - 2013. - №3. - С. 177-180.

6. Корабейников, И.Н. Организационно-методические основы обеспечения продовольственной безопасности региона / И.Н. Корабейников, К.В. Штудент // Проблемы современной экономики. - 2012. - №3. - С. 239-243.

7. Корнилов, Г.Е. Исторический аспект продовольственной безопасности региона в XX в. [Электронный ресурс] / Г.Е. Корнилов. - Режим доступа: http://oIdwww.history.kemsu.ru/tezis/korn.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Экономистъ, 2003. - С. 590-591, 594-595.

9. О мониторинге и состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №2. - С. 15-20.

10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

11. Шафеев, Р.Ш. Земли сельскохозяйственного назначения как объект межотраслевой конкуренции / Р.Ш. Шафеев // Научное обозрение. - 2012. - №6. - С. 389-396.

12. Шафеев, Р.Ш. Современные земельные отношения в России: концептуальные основы и современные представления / Р.Ш. Шафеев. - LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 228 с.

Сведения об авторах:

Корабейников Игорь Николаевич, заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития НИИ региональной экономики Оренбургского государственного

университета, кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6402, e-maiI: niire@maiI.ru; тел.: (3532) 372448

Шафеев Руслан Шакирович, заведующий кафедрой управления персоналом и психологии Института управления Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук, доцент 460000, г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 50, каб. 11, e-maiI: orensau@maiI.ru; тел.: (3532) 311511

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.