Научная статья на тему 'Влияние дезадаптивных механизмов социализации на профессиональное становление личности слепых и слабовидящих'

Влияние дезадаптивных механизмов социализации на профессиональное становление личности слепых и слабовидящих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
374
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕФЕКТ ЗРЕНИЯ / ВЕРБАЛЬНОЕ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL INTERACTION / VISION DEFECT / VERBAL / NON-VERBAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна, Денисова Оксана Петровна

Задачей данной публикации является обоснование особенностей межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE MALADAPTIVE MECHANISMS OF SOCIALIZATION ON PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON BLIND AND VISUALLY IMPAIRED

The objective of this publication is to validate the features of interpersonal interaction of the blind and visually impaired people.

Текст научной работы на тему «Влияние дезадаптивных механизмов социализации на профессиональное становление личности слепых и слабовидящих»

Е.Ю. Голохвастова, А.А. Коростелев ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

тельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 145-150.

17. Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В., Пустовалова В.Г. Организация самостоятельной работы студентов на основе электронных учебно-методических комплексов // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 87-90.

18. Коновалова Е.Ю. Методика обучения слушателей презентации различной информации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 8. С. 186-189.

19. Куликова Е.В. Предпосылки осуществления единого подхода при организации обучения методам ре-

шения планиметрических задач // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 34-37.

20. Ахметжанова Г.В. Методологические основы развития педагогического образования в новых социокультурных условиях // Наука - производству. 2005. № 5. С. 32-33.

21. Ахметжанова Г.В. Функционально - личностная технология развития педагогической функции в системе непрерывного образования / Г.В. Ахметжанова, О.В. Андрюшина, А.В. Богданова, И.В. Вильдеватов и др.// Педагогическая деятельность как социокультурный феномен: монография; под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2011 - С.8-30.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF GENERAL COMPETENCES

OF STUDENTS ECOLOGIST

© 2014

E.Yu. Golokhvastova, postgraduate student of department «Pedagogy and methods of teaching» А.А. Коростелев, doctor of pedagogical sciences, professor of department «Pedagogy and methods of teaching»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Article is devoted to the analysis of a choice of pedagogical conditions for ecological education. Specified the concept of pedagogical conditions. Proved pedagogical conditions for effective formation of the general competences of students ecologists. Allocated the interconnected groups of pedagogical conditions providing growth of level of the general competences of students ecologists.

Ключевые слова: pedagogical conditions, general competences of students-ecologist, competence-based approach, ecological culture, experimental work.

УДК 376.3

ВЛИЯНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

© 2014

Ю.Е. Криводонова, педагог-психолог, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского государственного педагогического университета МБОУ СОШ № 40 имени Вячеслава Токарева, Бийск (Россия) О.П. Денисова, кандидат психологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье раскрываются адаптивные механизмы социализации личности со зрительной патологией, влияющей на ее профессиональное становление.

Ключевые слова: механизмы социализации, профессиональное становление личности, слепота, слабовидение.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Социализация - это приспособление строения функций организма, особей, популяций и видов к условиям среды. Любой факт социализации- это результат конкретного исторического этапа приспособительного процесса, протекающего в определенном несоответствии биотипов и отвечающих им комплексных процессов (А. Клауди, П. Биллей, Д. Винцест) [1].

Как и в норме, людям с дефектом зрения свойственна социализация в обществе в сфере выбора профессии. Актуальность проблемы процесса социализации лиц с врождённым и приобретённым дефектом зрения определяется их местом в обществе, а, главное, тем обстоятельством, что все они могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально равноправных, но и творчески активных его членов. Процесс социализации лиц со зрительным дефектом имеет огромное значение для дальнейшей их профориентации и становления трудовой деятельности.

Однако, на ряду с позитивными особенностями социализации личности слепых и слабовидящих людей, способствующих их профессиональному выбору и дальнейшему личностному росту, существуют и негативные дезадаптивные механизмы, препятствующие врастанию человека с врождённым и приобретённым дефек-

том зрение в общество окружающих его людей. Это, в свою очередь, накладывает огромные отпечаток на процесс профориентации незрячих людей. При этом деза-даптивные механизмы социализации лиц со зрительной патологией имеют свои отличительные особенности и свойства, которые характерны для каждого конкретного вида нарушения зрения (врождённая или приобретённая слепота), что, в свою очередь, ставит перед психологами различные задачи в процессе проведения коррекци-онной работы с каждой из описанных категорий лиц со зрительным дефектом в отдельности [2].

Дезадаптивные механизмы социализации, влияющие на процесс профориентации личности с врождённым дефектом зрения, проявляются при возникновении самого врождённого дефекта зрения. Уже изначально у незрячих и слабовидящих детей при врожденном дефекте наблюдаются патохарактерологические нарушения, приводящие к дезадаптации, а в последствии, и к нарушению системы профориентации, отсутствию каких-либо развитых ценностных приорететов, которые без специально организованного всестороннего воздействия родителей, педагогов и психолога, самостоятельно не развиваются. Изучение психических нарушений слепых и слабовидящих началось сравнительно недавно. В 1908 году В. Дантон описал психические нарушения у обследованных им 39 незрячих людей с врождённой патологией зрения: 19 мужчин и 20 женщин. На основании своих исследований он отметил депрессивные расстройства различной степени выраженности, которые могут иметь затяжной характер и сопровождаться суицидальными

Ю.Е. Криводонова, О.П. Денисова психолого-педагогическое

ВЛИЯНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ... направление

мыслями [3].

Ряд психологов, тифлопсихологов и специалистов других научных дисциплин, занимающихся изучением личности как в норме, так и при нарушениях зрения, отмечали, что у слепых, по сравнению со зрячими, наблюдается высокая частота психических заболеваний [О.О. Крогиус, 1909; К. Бюрклен, 1934; Э. Драке, 1954; Дж. Пит, 1957], но данные исследования были выборочными и проведены на небольшом количестве случаев.

Авторами отмечались отдельные психопатологические симптомы без какой-либо связи с нозологической формой заболевания и зачастую носили описательный психологический характер. До настоящего времени клинические работы с описанием своеобразия характера, динамики и причин возникновения психических нарушений слепых, как в отечественной, так и в зарубежной психологической литературе немногочисленны. Однако, именно дезадаптивные механизмы социализации оказывают огромное влияние на развитие личности незрячего человека в процессе его профессионального становления.

Наибольший интерес представляет изучение пограничных психических заболеваний, оказывающих негативное влияние на процесс профориентации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, так как слепота сама по себе является некоторым психогенным фактором, являющимся основой формирования и динамики патохарактерологических и невротических нарушений у лиц с врожденной слепотой [4].

Первые признаки психических нарушений и заболеваний при врожденном дефекте наблюдаются в раннем детстве. Они настолько слабо выражены, что остаются нераспознанными. Особенно трудна диагностика начальных доклинических болезненных признаков незрячих детей, так как некоторое своеобразие их внешнего облика и поведения на начальной стадии развития маскирует их психопатологические расстройства [5].

А.И. Мизрухин (1965) выявил у слепых детей многократные невротические симптомы, а также различные типы патохарактерологического развития личности. Как и в норме, детям со врождённым зрительным дефектом, свойственно стремление к своему профессиональному выбору. Это проявляется в их мечтах, в представлении себя, занимающимся тем или иным видом деятельности. На начальных этапах личностного становления ребёнка данные представления претерпевают существенные изменения, что вполне нормально для формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Однако, еще до поступления в школу у детей с врожденной или рано приобретенной слепотой отмечаются отгороженность от окружающих, инактивность, депрессивный фон настроения, аутистические тенденции.

Он выявил у данной категории лиц следующие типы патохарактерологического развития личности: аутисти-ческий, астено-аутистический, психоанемический, истерический, ипохондрический, паранойяльный.

Им было обращено особое внимание на тот факт, что у большинства лиц с врожденной слепотой еще в раннем детстве появляется чувство ущербности, высокой ранимости, чувствительность к колебаниям настроения, различные страхи, которые оказывают негативное влияние на весь ход личностного становления человека в дальнейшем, не ограничиваясь сферой профориентации, как таковой [6].

А. Браун (1938) выявил у слепых и слабовидящих высокую степень невротизации личности и тенденцию к интроверсии.

О. Сонерс (1954) выявила 5 вариантов изменения личности, как формы адаптации на слепоту. На этой основе Г.В. Козловская (1968-1972) обнаружила различные патохарактерологические изменения личности в рамках невротических расстройств.

Итак, от 3 до 5 лет - неврозы адаптации: нарушение сна, вегетососудистая дистония. Неврозы социализации 30

возникают, когда ребенок пытается адаптироваться в окружающей среде и испытывает определенные трудности, обусловленные его неполноценностью.

Отмечается постоянная готовность к страхам, содержание которых изменяется в соответствии с возрастом. В возрасте от 3 до 5 лет они не мотивированы, но по мере взросления становятся более конкретными и часто связанными с дефектом зрения. У слепых и слабовидящих детей наблюдается патологическое фантазирование по типу овладевающих представлений (9-11 лет), что накладывает негативный отпечаток на формирование образа себя в мире профессий.

Сюжет фантазии достаточно конкретен - видеть. Особенности патологического фантазирования заключаются в том, что процесс фантазирования постепенно утрачивает свою произвольность и приобретает характер постепенно овладевающих представлений.

Данный синдром исчезает к 17 годам, а его возникновение связано со зрительной депривацией. Также отмечаются сензитивность, болезненная застенчивость, стремления к уединению. Различные патохарактероло-гические реакции В.В. Ковалев рассматривает как психогенные личностные реакции, которые проявляются в различных отклонениях поведения человека, приводят к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождаются невротическими расстройствами.

Данные реакции он делит на конкретные формы: реакции отказа; оппозиции; имитации; компенсации; гиперкомпенсации. Формирование стойкого патоха-рактерологического симптома наблюдается от 9 до 11 лет. Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что различные проявления патологического развития в детском возрасте нестойки и неспонтанны, поэтому личность большей части детей о подростков с дефектом зрения при благоприятных условиях подвержена значительной редукции [7].

П.Т. Ганнушкин (1933) изучал психопатии и патоха-рактерологические нарушения слепых и слабовидящих. Он сделал вывод о том, что патохарактерологические нарушения в отличие от психопатий формируются под влиянием социальных и психогенных факторов.

Опираясь на его выводы, О.В. Кербиков (1968) такую форму личностного развития предложил именовать приобретенной краевой психопатией. Патохарактерологическое развитие личности у детей и подростков при затяжных психогениях описали такие ученые, как [О.В. Кербиков, 1968; М.В. Коркина, 1965; В.В. Ковалев, 1969; Н.Д. Лакосина, 1970].

По их мнению, у лиц с врожденной слепотой наблюдаются тормозимый и возбудимый типы характера, каждый из которых имеет свои особенности:

- Тормозимый: робость, нерешительность, плаксивость, склонность к фантазированию и рассуждатель-ству, стремление к одиночеству. Дети, имеющие данные особенности, предпочитают общество взрослых. Они не стремятся к взаимодействию со сверстниками, что негативно сказывается на формировании у них представления о себе в различных сферах профессиональной деятельности. Такие уже сформировавшиеся зрелые личности считают себя обделёнными и глубоко несчастными, хотя видимых причин для возникновения своего несчастья они не видят.

- Возбудимый: раздражительность, нетерпимость к несмешкам, обидчивость, капризность, чрезмерное упорство.Именно личности данного плана упорно идут вперёд и, в последствии, становятся преодоленцами своего дефекта в сфере не только профориентации, но и личностного развития в целом. У лиц тормозимого круга наблюдается тенденция к ипохондрической фиксации на различных ощущениях со стороны внутренних органов. Различные истеро-невротические реакции со склонностью к уединению, замкнутости, подозрительности. Черты робости, нерешительности, боязливости, неуверенности в себе резко обостряются, преобладают

Ю.Е. Криводонова, О.П. Денисова ВЛИЯНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ...

различные невротические страхи, вегетососудистые расстройства.

Черты тормозимости могут сочетаться с реакциями по возбудимому типу. 12-14 лет - начальный период патохарактерологических реакций. В клинической картине превалируют те или иные психопатоподобные симптомы: шизоидные, ипохондрические, истероидные, истероневротические, астенические, абсессивно-фоби-ческие, депрессивные, эксплозивные. Наблюдаются понижения настроения.

Элементы патохарактерологического развития при благоприятных семейных и социальных условиях, а также своевременно начатой коррекции и терапии имеют тенденцию к постепенному снижению и купированию, что приводит к высокой степени социализации, то есть дети с врожденной слепотой и слабовидением успешно заканчивают школы и вузы.

Таким образом, чем раньше начата психолого-педагогическая работа по невелированию дезадаптивных механизмов, препятствующих профориентации детей с врождённым дефектом зрения, тем выше степень их социализации. У лиц с приобретённой слепотой, возникшей во взрослом возрасте, наблюдается иная картина в становлении дезадаптивных механизмов социализации, накладывающих негативный отпечаток на их выбор дальнейшего жизненного пути в целом. Это объясняется тем, что у потерявшего зрение человека внутренний мир рушится, в силу влияния дефекта зрения на психическое развитие человека. Долгое время личность остаётся центрированной на своих переживаниях, характер которых может иметь различную направленность: от полного обесценивания (кому я такой нужен, что я теперь могу), до принятия себя, несмотря на свой зрительный дефект

[4].

Однако, для того, чтобы у личности с приобретённым зрительным дефектом сформировалось адекватное представление о себе, необходимо прилагать массу усилий ближайшему окружению и психологам, так как именно сам факт потери зрения воспринимается человеком, как трагедия. Если с ним не проводится работа по снятию негативной симптоматики, обусловленной тяжестью зрительной патологии, он долгое время остается на стадии адаптации к новой сложившейся ситуации: на стадии оплакивания дефекта и горевания по утраченному зрению. В такой ситуации говорить о выборе дальнейшего жизненного пути не приходится. В случае же целенаправленной и системной психологической помощи, данная проблема снимается. В такой ситуации, человек понимает, что жить необходимо дальше. Ему хочется найти себя в сфере профессиональной деятельности. В ряде случаев, потерявшему зрение человеку, требуется переквалификация, так как он не может выполнять задачи своей профессиональной деятельности, выполняемые до возникновения дефекта. Именно сам процесс переквалификации приводит инвалида по зрению к формированию новых ценностных приорететов, к появлению интереса к жизни, к уважению себя и формированию адекватного представления о себе.

Несмотря на двойственное влияние дезадаптивных механизмов социализации, для лиц с врождённой и приобретённой слепотой общим является наличие стрессового состояния, в котором инвалиды по зрению находятся постоянно [6-13]. Это объясняется тем, что у лиц с врождённой слепотой отсутствует механизм подражания. Они никогда себя не видели глазами, а потому образ себя возникает у них на основе других сохранных анализаторов и на основе того, как о них отзывается ближайшее значимое окружение. У лиц же с приобретённой слепотой образ себя, сложившийся до потери зрения фактически не меняется. Они знают и помнят себя визуально, однако, их проблема связана с отношением ближайшего окружения не только к ним самим, но и к дефекту в отдельности. В такой ситуации, дефект оказывается, своего рода, катализатором между отношени-

ем окружающих к самому человеку и самой личностью, выполняющей те или иные обязанности своей трудовой деятельности. Связующим моментом в подобного рода ситуациях является сам процесс включения инвалида по зрению в трудовую деятельность.

В основе такого включения лежит стрессовая ситуация, связанная с чрезмерным психологическим напряжением. Это объясняется тем, что у незрячего человека вся информация находится в мозгу, то есть голова постоянно работает в различных направлениях: например, незрячий должен чётко знать расположение кабинетов в здании, а также выполнять свои трудовые обязанности не хуже зрячих, а, в ряде случаев, и лучше них, так как именно по критерию профессионализма и мобильности он оценивается коллегами по работе.

Наличие данного рода дезадаптации может привести человека к состоянию нервного срыва, сопровождающегося чрезмерной обидчивостью, плаксивостью, постоянной усталостью. Если во время не предотвратить сложившуюся ситуацию, она может привести человека к утрате трудоспособности.

Таким образом, оказание своевременной психологической помощи незрячим людям, в виде проведения индивидуальных и групповых психологических занятий, консультирования, основанного на доверии и понимании проблем клиента, приводит к полному невелирова-нию механизмов дезадаптации и к повышению социализации, что, в свою очередь, является позитивным моментом личностного и профессионального становления человека, имеющего врождённый или приобретённый дефект зрения [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида [Текст] / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон // Вопросы психологии. - 1981. - №4. - 77-84 с.

2. Асницкий, А.К. Саморегуляция активности слепых в ситуации потери работы [Текст] / А.К. Асницкий, Т.С. Чуйкова // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - 1824 с.

3. Басилова, Т.А. Проблема психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте [Текст] / Т.А. Басилова // Дефектология. - 2002. - №4. - 66-73 с.

4. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст] / В.Ф. Матвеев. - М.: Медицина, 1993. - 184 с.

5. Крогиус, А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики [Текст] / А.А. Крогиус. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.

6. Двойникова Е.Ю. Коррекция типа психосоциальной адаптации личности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 1. С. 24-29.

7. Криводонова Ю.Е. Особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их профессионального роста // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 30-33.

8. Никашина Н.А. Самоактуализация личности как способ успешной адаптации людей с ограниченным зрением в современном обществе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 232-234.

9. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 274-277.

10. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 28-31.

11. Козлова О.В., Осколков В.М., Попов Ф.Н. Справедливость социальной адаптации детей-инвали-

Ю.Е. Криводонова, О.П. Денисова

ВЛИЯНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ .

дов и современные ноосферные технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 288-289.

12. Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. Об обеспечении доступности профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 14-18.

13. Вердиева Т.М. Особенности адаптации аутич-

ных детей к школьной жизни и учебной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 46-50.

14. Белоруков, А.П. Путями веков [Текст] / А.П. Белоруков. - М.: Учпедгиз, 1978. - 129 с.

15. Будкина, Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых [Текст] / Г.А. Будкина // Дефектология. - 1977. - №6. - 55-64 с.

INFLUENCE MALADAPTIVE MECHANISMS OF SOCIALIZATION ON PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON BLIND AND VISUALLY IMPAIRED

© 2014

Ju.E. Krivodonova, educational psychologist, a graduate student of the Ural State Pedagogical University MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia) O.P. Denisova, the candidate of psychological sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article describes the adaptive mechanisms of socialization with visual disorders affecting her professional development.

Keywords: mechanisms of socialization, professional growth, blindness, low vision.

УДК 111

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

ПОДХОДА К БЫТИЮ

© 2014

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье автор предлагает новый подход к бытию, обладающий инклюзивным модусом. Он выступает в качестве ценности, формирующей внутри своего пространства иные ценности. Здесь все направлено на человека, в том числе Другого, и его смысловое жизненное проявление.

Ключевые слова: инклюзивный подход к бытию, инклюзивное образование, ценность, инклюзивные практики, культура соучастия, микротопии, эмпатия.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современные кризисы социокультурного пространства, риски и стрессы человеческой жизни требуют незамедлительного решения. Как нам кажется, одним из возможных способов разрешения непростых, практически запутанных ситуаций ризомной современности, является инклюзивный подход к бытию. Его постепенное распространение во многом зависит от внедрения в систему образования - инклюзии, формирующей культуру соучастия! со-участия. Этот тип культуры подразумевает существование включенного общества/со-общества, где каждый человек, имея право на образование и самовыражение, ощущает понимающее взаимодействие и соучастие в его жизни других людей. В итоге, главной персоной инклюзивного подхода к бытию выступает человек.

Современный мир динамичен, неустойчив и фрагментарен. Сегодня в рамках «смерти социального» мир начинает терять видимую структуру и жесткую конструкцию. Происходит перестановка ценностных акцентов, в результате чего место Смысла занимает Абсурд, присутствие заменяется отсутствием, а Ничто сменяет Бытие. В итоге подобных трансформаций человек оказывается отчужденным от вечных культурных ценностных ориентиров, оказываясь в кризисном состоянии и погружаясь в бездуховную и бездушную пустоту, создающую благодатную почву для дегуманизации. Более того, происходит интенсивное изменение человека и его культурного кода, в котором искажаются/разрушаются общепринятые системы (религиозных, нравственных, эстетических) ценностей, тиражируются пороки (насилие, агрессия, цинизм, ложь), превращаясь в товар: на смену человеческому приходит постчеловеческое отношение.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. «Спекуляция на понижение» и внимание к инстинктам (власти, страха, обладания) - такова интегральная характеристика современного/со-временного человека, данная еще в ХХ веке М. Шелером. Ей недвусмысленно соответствует формула М.К. Мамардашвили, передающая духовное состояние человека как «антропологическая катастрофа». Идея о том, что «ничто ничтожит человека», становясь ключевой характеристикой современной ситуации, подтверждается финализациями бытия. Личность, погружаясь в пучину Ничто, где все виртуально, текуче и зыбко, начинает жить в ситуациях неизвлеченных/сокрытых/ пропавших смыслов. Индивид, без остатка очарованный и поглощенный соблазнительной средой общества потребления, становится своеобразным фрагментом/ дивидом, теряя способность рефлексировать над бытием и интерпретировать его. В итоге, рассыпавшись на модули, человек теряет не только ценностные основания своей жизни, но и самого себя, живя в обществе без личностей/множестве (П. Вирно).

Анализ ценностного подхода в бытии человека получил развитие в трудах Аверинцева С.С., Апресяна Р.Г., Гуревича А.Я., Гусейнова А.А., Дробницкого О.Г., Дробышевой Е.Э., Зинченко В.П., Кнабе Г.С., Кучеренко А.В., Левицкого С.А., Микешиной Л.А., Померанца Г., Пятигорского М., Сабирова В.Ш., Соиной О.С., Столовича Л.Н., Чавчавадзе Н.З., Царевой Е.А., Яковлева Е.Г. и других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование целей статьи (постановка задания). В современности интенсивным трансформациям подвергается все в бытии человека, в том числе и духовные ценности, которые выступают в качестве фундаментальной основы культуры, обеспечивающей ее развитие и процветание. Абсолюты прошлого отходят на второй план или вообще нивелируются, ничем адекватным не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.