Научная статья на тему 'Влияние деятельности лесопромышленного комплекса на региональное развитие: концептуальная модель'

Влияние деятельности лесопромышленного комплекса на региональное развитие: концептуальная модель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TIMBER COMPLEX / IRKUTSK REGION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Надежда Петровна

Рассматривается построение концептуальной модели оценки деятельности лесопромышленных предприятий с позиции бюджетной, экономической, социальной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TIMBER INDUSTRY ON REGIONAL DEVELOPMENT: CONCEPTUAL MODEL

The article deals with a conceptual model of evaluation of timber companies' performance from the perspective of budget, economic and social efficiency.

Текст научной работы на тему «Влияние деятельности лесопромышленного комплекса на региональное развитие: концептуальная модель»

УДК 630*6(571.53) Н.П. ТРЕТЬЯКОВА

ББК 65.341 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: 2010.irk@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Рассматривается построение концептуальной модели оценки деятельности лесопромышленных предприятий с позиции бюджетной, экономической, социальной эффективности.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, Иркутская область, эффективность.

N.P. TRETYAKOVA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: 2010.irk@mail.ru

IMPACT OF TIMBER INDUSTRY ON REGIONAL DEVELOPMENT: CONCEPTUAL MODEL

The article deals with a conceptual model of evaluation of timber companies' performance from the perspective of budget, economic and social efficiency. Keywords: timber complex, Irkutsk region, efficiency.

Иркутская область — один из крупнейших регионов Сибирского федерального округа и России в целом по ресурсному потенциалу, объемам заготовки, переработки и экспорту древесины. Вместе с тем использование лесных ресурсов с точки зрения наполнения бюджета и социальноэкономических результатов развития является не всегда эффективным. Доля лесного комплекса региона в его общей добавленной стоимости составляет порядка 4,5%, в налоговых поступлениях — 4,8%. Несовершенная система мониторинга лесопользования, «узкие места» в законодательстве, ряд других факторов требуют тщательной проработки вопросов регулирования развития лесной отрасли. Решение комплекса проблем не может быть простым, осуществлять его нужно в нескольких направлениях.

Лес как объект управления является ресурсом для достижения определенных финансово-экономических результатов. Цель экономического регулирования должна заключаться в реализации принципа платности

за пользование ресурсом. В этой связи появляется необходимость формирования более прозрачной системы по выработке механизма контроля над условиями эксплуатации лесов. Политика Правительства Иркутской области направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, обеспечение соблюдения требований непрерывного, рационального использования лесов, повышение доходной части бюджета от лесопользования.

Для управления лесами, расположенными на землях лесного фонда, в структуре правительства региона при министерстве лесного комплекса Иркутской области создано агентство лесного хозяйства. Одним из направлений его деятельности является участие в проведении экспертизы проектов освоения лесов. Цель экспертизы — дать оценку соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. В рамках деятель-

© Н.П. Третьякова, 2012

ности министерства лесного комплекса Иркутской области осуществляется работа по стимулированию привлечения инвестиций в глубокую переработку леса и по развитию производственных мощностей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Статус приоритетного инвестиционного проекта предоставляет определенные преференции со стороны государства. Основанием для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных является решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Наряду с этим субъекты осуществляют контроль процесса реализации проектов, соблюдение обязательств инвесторов, предусмотренных в договоре аренды лесного участка [3]. Контроль деятельности всех предприятий лесного комплекса невозможен, т.к. в рамках данного постановления в перечень приоритетных проектов, реализуемых на территории Иркутской области, включены только шесть инвестиционных планов.

В процессе взаимодействия Правительства Иркутской области и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в лесопромышленном комплексе, нередко возникают вопросы оказания государственной поддержки предприятиям в рамках действующего законодательства (арендные отношения, включение инвестиционных проектов в перечень приоритетных, предоставление налоговых льгот, поддержка в рамках целевых программ и разработка механизмов содействия). Существуют вопросы, которые предприятия не в состоянии решить самостоятельно. В этой связи необходимо создание механизма государственного управления, позволяющего осуществлять мониторинг деятельности предприятий, который позволит сориентировать заинтересованные структурные подразделения правительства (агентство лесного хозяйства, министерства лесного комплекса, экономического развития, финансов и т.д.) в принятии решения в каждом конкретном случае.

Невозможность автономного использования административных и экономических инструментов управления хозяйственной деятельностью требует их упорядоченности

и согласованности. Интересы исполнительной власти и хозяйствующих субъектов не совпадают. Это приводит к потерям экономического эффекта в регионе [3]. Система мониторинга предприятий лесопромышленного комплекса должна быть внедрена на основе взаимных соглашений и должна включать анализ показателей эффективности деятельности с акцентом на характерных для сектора проблемах.

Сложность такого анализа заключается в том, что сами показатели носят относительный характер. В этой связи результаты деятельности хозяйствующего субъекта необходимо оценивать на уровне интегральных показателей эффективности деятельности предприятий лесного сектора.

Само понятие «эффективность» имеет относительный характер, единой методики ее оценки не существует. Тем не менее, принимая некоторую условность, оценка эффективности деятельности лесопромышленных предприятий с точки зрения интересов регионального уровня власти возможна с учетом трех ее составляющих: бюджетной, экономической, социальной эффективности. В процессе исследования анализу должны подвергаться факторы, связанные с возможностями промышленной корпорации в части повышения налогооблагаемой базы, эффективности использования лесных ресурсов и социальной ответственности хозяйствующего субъекта. Индивидуальная характеристика результатов работы предприятия может быть неопределенной, однако ее информативность повысится, если осуществить сравнение отдельных показателей со средним значением по комплексу в целом или максимальным значением в зависимости от характера показателя (так называемое «эталонное» значение). Цели сравнительного анализа довольно многообразны, исходя из них определяется набор показателей эффективности [1, с. 109].

Построение концептуальной модели является важным шагом в анализе деятельности предприятий лесопромышленного комплекса. На первоначальном этапе существует необходимость построить простую и понятную модель, но, тем не менее, учитывающую все вероятные изменения.

Общим принципом определения различных уровней эффективности становится

формирование интегрального показателя по каждому уровню и в целом по трем направлениям. При расчете интегральной оценки на первоначальном этапе проводится расчет значений показателей с помощью линейной функции принадлежности значений показателя стандартному интервалу [0; 1].

При установке нормативных допущений в связи с отклонением нормированное значение показателя (у) определяется по формуле

------,

где х — фактическое значение показателя; х, — минимально допустимое значение показателя; х2 — максимально допустимое значение показателя [4, с. 5].

После осуществления нормирования для каждого показателя определяется его значимость (вес). Сумма весов должна быть равна 1.

Интегральный показатель оценки рассчитывается по формуле

, ■

где К1 — ¡-й показатель, участвующий в расчете рейтинга; р1 — его весовой коэффициент [4, с. 5].

Таким образом, расчет интегральной оценки определяет степень близости значений показателей сравниваемого предприятия к «эталонным». Показатели, которые предлагается учитывать при определении экономической, бюджетной и социальной эффективности, приведены в табл. 1.

Финальной стадией проведения анализа является формирование интегрального показателя по всей эффективности в целом.

После расчета отдельных интегральных показателей выполняется расчет общего показателя эффективности. Осуществляется дифференциация весового коэффициента по показателям с точки зрения расстановки приоритетов для государства в каждом отдельном случае.

Сводный интегральный индекс, отражающий деятельность предприятия, рассчитывается с учетом вклада в развитие региона по бюджетному, экономическому и социальному направлениям:

Чем меньше значение интегрального показателя, тем выше эффективность компании. Проведенный анализ позволяет принять объективное решение в отношении отдель-

Таблица 1

Показатели эффективности

і

Эффективность

экономическая бюджетная социальная

Доля промышленного производства по комплексу и виду деятельности Электроемкость Экспортоориентированность Рентабельность Прибыльность с 1 м3 древесины Обновление основных фондов Зависимость от цен на мировом рынке Текущая и общая ликвидности Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности Налоговая отдача на добавленную стоимость Удельный вес в налоговых поступлениях (консолидированный бюджет, по комплексу и виду деятельности) Бюджетоотдача с рубля производимой продукции Уровень государственных затрат Коэффициент задолженности фискальной системе Налоговая отдача с 1 м3 древесины Удельный вес численности работающих в общей численности по комплексу и виду деятельности Трудоемкость Производительность труда Социальная ответственность — доля основных фондов социальной сферы в общем объеме производственных фондов предприятия Сопоставление динамик роста среднемесячной заработной платы и прибыли до налогообложения Доля иностранной рабочей силы Социальная поддержка, характеризующая долю денежных средств на мероприятия социального характера в чистой прибыли Доля трудоустроенных инвалидов Доля просроченной задолженности заработной платы Доля средств, направленных на улучшение условий труда, в чистой прибыли

Таблица 2

Расчет общего интегрального показателя

Показатель Значение Весовой коэффициент Интегральная оценка

Предприятие 1

Экономическая эффективность 0,747 0,3 0,224

Бюджетная эффективность 0,850 0,4 0,340

Социальная эффективность 0,700 0,3 0,209

Общая интегральная эффективность 0,774

Предприятие 2

Экономическая эффективность 0,907 0,3 0,272

Бюджетная эффективность 0,909 0,4 0,363

Социальная эффективность 0,905 0,3 0,271

Общая интегральная эффективность 0,907

ного хозяйствующего субъекта о развитии вида его деятельности и о предоставлении государственной поддержки. Например, при сопоставлении деятельности двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих один вид деятельности, можно определить общую интегральную эффективность каждого при условии государственной поддержки предприятий с бюджетной направленностью (табл. 2).

Из данных табл. 2 видно, что предприятие 1 является более предпочтительным с точки зрения оказания государственной поддержки.

Поддержка высокоэффективных направлений будет способствовать более активному развитию лесного сектора, снизит возможность злоупотребления в использовании лесного ресурса. В этой связи показатели развития региона будут возрастать.

Список использованной литературы

1. Браверман А., Саулин А. Интегральная оценка результатов работы предприятий // Вопросы экономики. 1998. № 6. С. 108-121.

2. Колоскова М.В., Лапшин А.А., Пшеничников С.Б., Сумской И.В. Методика расчета интегральных оценок (рейтингов) [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/images/expert/2009/41/metodika.pdf.

3. Светник Т.В. Стратегическое управление экономикой региона. Иркутск, 2007.

4. URL: http://www.irkobl.ru/sites/les/invest/.

Referenses

1. Braverman A., Saulin A. Integral'naya otsenka rezul'tatov raboty predpriyatii // Voprosy ekonomiki. 1998. № 6. S. 108-121.

2. Koloskova M.V., Lapshin A.A., Pshenichnikov S.B., Sumskoi I.V. Metodika rascheta integral'nykh otsenok (reitingov) [Elektronnyi resurs]. URL: http://expert.ru/images/expert/2009/41/metodika.pdf.

3.Svetnik T.V. Strategicheskoe upravlenie ekonomikoi regiona. Irkutsk, 2007.

4. URL: http://www.irkobl.ru/sites/les/invest/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.