Научная статья на тему 'Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка'

Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3507
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назарова М.В.

В статье исследуются аспекты формирование личности под влиянием детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на важность развития семейного воспитания для формирования полноценной личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка»

Со средним уровнем развития ответственности меньше всего подростков 5 класса, больше всего подростков 9 класса.

Чем старше становится подросток, тем меньшее количество из них характеризуется высоким уровнем ответственности и тем большее количество из них характеризуется низким уровнем ответственности.

Со средним уровнем развития ответственности меньше всего подростков 5 класса, больше всего подростков 9 класса.

Таким образом, мы видим, что ответственность как специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины и контролера своих совершаемых поступков и их последствий в окружающем мире, и в собственной жизни, нуждается у подростков в развитии. Развитие ответственности подростков необходимо выстраивать в согласии с их нравственным развитием и в контексте двух основных направлений: ответственность за себя и ответственность за других.

Список использованной литературы:

1.Брюхова Н.Г., Ильященко Ю.В. Ответственность как нравственная основа личностного развития молодежи / Социосфера. - Пенза, Изд-во «Социосфера», - 2013. №4-1. С.133-134.

2.Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография / Л.В. Андреева, Н.Г. Брюхова, Е.В. Кочетовская и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. - 169с.

3.Крылова М. А. Психологические особенности личностной ответственности и ее развития / Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 39-40.

4.Плужникова Т.С. Психологические особенности нравственного развития личности подростка / Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 71-72.

© М. А. Крылова, 2015

УДК 159.923.2

М.В. Назарова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Аннотация

В статье исследуются аспекты формирование личности под влиянием детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на важность развития семейного воспитания для формирования полноценной личности.

Ключевые слова

Детско-родительские отношения, личность, семейное воспитание.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи имеет особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше и больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Особую роль в развитии ребенка и его личностной и эмоциональной сферы, обычно отводят к фактору взаимодействия родителей и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. Ребёнок вырастет, а сформированные у него духовно-нравственные ценности, нормы морали и качества личности останутся. Всем этим будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненные ценности и уклад. Ведь семья передает культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжение многих лет, закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, чаще всего напоминают о себе.

Понятие «родительское отношение» имеет общий характер и определяет взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка [Бурменская, с.131]. Вопросы семейного воспитания и детско-родительских отношений рассматриваются многими психологами, педагогами, социологами и психотерапевтами, такими как: А.Я.Варга, А.И.Спиваковская, Т.В.Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер и многими другими. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, особенности личности родителей, характер супружеских отношений характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и прочее другое. Еще в сочинениях великих мыслителей прошлого: Аристотеля, Платона, Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо - можно найти и проследить их отношение к семье как фактору воспитания и влияния ее на развитие ребенка; оценку роли семьи в становлении как личности и дальнейшей жизни каждого человека [Силяева, с.220].

Все начинается с неразрывного и взаимообусловленного единства ребенка с мамой, - эта сложная взаимосвязь дает ребенку чувство защищенности и безопасности [Алешина, с.75]. На основе детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка [Бодалёв, с.125]. Социальные и межличностные роли супругов и родителей, степень их психологической и педагогической культуры [Назарова, с.101] во многом обуславливают разрешение молодыми людьми проблемы подготовки к семейной жизни [Назарова, с.121]. При этом надо помнить, что неуважительное отношение к родителям, с большой степенью вероятности, может повлечь за собой серьезные проблемы с личной жизнью, с созданием и сохранением семьи, рождением детей, и даже с продолжительностью собственной жизни [Брюхова, с. 110].

Таким образом, создание гармоничных отношений, благополучного психологического и комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Список использованной литературы:

1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология. - сер.14. -1987. - №2. - 75с.

2.Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - 125с.

3.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., МГУ, 1990. - 211с.

4.Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография / Л.В. Андреева, Н.Г. Брюхова, Е.В. Кочетовская и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. - 169 с. С. 96-144. С. 110.

5.Назарова М.В. Аспекты психологической готовности молодых людей к браку / Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. -Научный центр «Аэтерна». Уфа, 2015. С. 100-102.

6.Назарова М.В. Психологические особенности формирования готовности старшеклассников к семейной жизни / Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Научный центр «Аэтерна». Уфа, 2015. С. 122-124.

7.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 220с.

© М.В.Назарова, 2015

УДК 159.923.2

Т.С. Плужникова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье исследуются аспекты формирование нравственности в подростковом возрасте. Акцентируется внимание на важности сопровождения нравственного развития подростков родителями, педагогами и психологами.

Ключевые слова

Нравственность, нравственное развитие, подростковый возраст

«Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [4, с.376]. Нравственность является личностной характеристикой, которая объединяет такие качества и свойства как: доброта и порядочность, честность и правдивость, справедливость и трудолюбие, дисциплинированность. На современном этапе развития современного общества нравственное развитие является актуальной проблемой, решение которой требует бдительности, ответственности и внимания.

Как и по многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития:

1. Теория социального обучения А. Бандуры рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, усваиваемые в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей [3, с.217].

2. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируются с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер - Эго. Супер - Эго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально - приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми [7, с.201].

3. Теория когнитивного развития Колберга рассматривает нравственное развитие как отражения способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Колбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения [2, с.391].

Подростковый возраст - это период, который проходят дети на пути к взрослости. В качестве личностных новообразований у подростков проявляются стремление к самовоспитанию, к личностному и профессиональному самоопределению. Они характеризуются потребностью в познании окружающих и самого себя, создание жизненного плана, временной жизненной перспективы, нацеленной на будущее при критичном отношении к «Я-прошлому». Важным для подростков является развитие социализированности. А развитие социализированности предполагает развитие нравственности.

Психологами и педагогами развитие рассматривается как процесс: внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [6, с.64]. Если в результате социализации и воспитания, количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека, не происходит к прогрессивной, то есть нравственной положительной динамики, дифференциации, расчленения и иерархизации целостных структур личности, то можно утверждать о наличии отсутствия должного внимания нравственному развитию [5, с.72].

Нравственное развитие подростков предполагает развитие их нравственной культуры и нравственной воспитанности, нравственного самоопределения и нравственной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.