Научная статья на тему 'Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на стимулирование экономического роста'

Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на стимулирование экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21240
2819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНФЛЯЦИЯ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ / ТРАНСМИССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / УКРАИНА / MONETARY CREDIT POLITICS / CENTRAL BANK / ECONOMIC GROWTH / INFLATION / INFLATION TARGETING / TRANSMISSION MECHANISM / UKRAINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Науменкова С.В., Мищенко В.И.

В статье исследовано влияние денежно-кредитной политики центрального банка на обеспечение экономического роста и обоснованы направления совершенствования использования монетарных методов и инструментов на основе применения режима таргетирования инфляции и активизации каналов монетарного трансмиссионного механизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the monetary credit system and the politics of the Central Bank upon the economic growth stimulation (Ukraine, Kiev)

The article analyzes the impact produced by the monetary credit politics of the Central Bank upon the economic growth and discusses ways of improving monetary methods on the basis of inflation targeting regime as well as stimulation of the monetary transmission channels

Текст научной работы на тему «Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на стимулирование экономического роста»

^ Д ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

С.В. Науменкова,

заведующий кафедрой банковского дела Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (г. Киев),

профессор, доктор экономических наук snaumenkova@yandex.ru

В.И. Мищенко

профессор кафедры финансов и кредита Университета банковского дела

Национального банка Украины (г. Киев), доктор экономических наук v-mischenko@yandex.ru

В статье исследовано влияние денежно-кредитной политики центрального банка на обеспечение экономического роста и обоснованы направления совершенствования использования монетарных методов и инструментов на основе применения режима таргетирования инфляции и активизации каналов монетарного трансмиссионного механизма.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, центральный банк, экономический рост, инфляция, таргетирование инфляции, трансмиссионный механизм, Украина

УДК 336.77+338.1

Исследование роли денежно-кредитной политики в обеспечении устойчивых темпов экономического роста в настоящее время является одним из наиболее дискуссионных вопросов экономической теории и практики. Его актуальность обусловлена достаточно длительным периодом экономического спада (или рецессии) во многих странах мира.

В большинстве современных исследований делается вывод об исключительных возможностях влияния центрального банка практически на все стороны экономической жизни и ему предписывается первейшая обязанность стимулировать экономический рост и деловую активность. Особенно активно эту тему поддерживают политики и общественность, полагая, что роль центрального банка в процессе стимулирования экономического роста должна быть существенно усилена путем разработки и реализации соответствующей денежно-кредитной политики или реализации прямых мер, направленных на развитие реального сектора экономики. Однако, как свидетельствует анализ, возможности центральных банков в решении этих вопросов ограничены не только их мандатом, но и перечнем имеющихся у них и используемых на практике монетарных методов и инструментов. Центральные банки как особый институт государственного управления и реализации экономической политики государства имеют четкие цели и задачи, строго регламентированные законодательно, и выполняют конкретные функции. Поэтому предлагаемые меры и рецепты стимулирования экономического роста на основе реализации центральным банком определенных направлений денежно-кредитной политики не должны быть популистскими, а должны исходить из учета реальных задач и возможностей центральных банков. В связи с этим в рамках настоящей статьи делается попытка определить возможные сферы, монетарные методы и инструменты воздействия денежно-кредитной политики на экономический рост в условиях нестабильной экономической среды.

В отечественной и зарубежной научной литературе проблемам влияния денежно-кредитной политики на обеспечение экономического роста значительное внимание уделено в работах таких известных экономистов как В.В. Иванов, Л.Н. Красавина, Н.Л. Кузнецов, Ф.С. Мишкин, С.В. Мищенко, Р.С. Моисеев, Б.И. Соколов, А.В. Улюкаев, Уэрта де Сото, М. Фридман, Д. Хэммонд, К.В. Юдаева и др. Вместе с тем, современные изменения в развитии глобального финансового рынка и национальных экономик требуют постоянного пересмотра разработанных ранее концепций и подходов, а также поиска новых методов и инструментов монетарного воздействия на экономический рост с учетом специфики реализации правительствами экономической политики и развития денежно-кредитного рынка, что и обуславливает актуальность предлагаемого исследования.

Цели и задачи центральных банков. В мировой практике центральные банки определяют как особый институт (особый

публично-правовой институт) государственного управления в системе управления экономикой и реализации экономической политики правительства, который выполняет функции, связанные с управлением и развитием денежной системы страны, денежным рынком и деятельностью банковских учреждений. Так, Р.С. Моисеев рассматривает центральный банк как национальное финансовое учреждение, осуществляющее эмиссию денег, управление международными резервами, операции с МВФ и предоставление кредитов коммерческим банкам [8, с. 20].

Особый статус и специфика деятельности центральных банков формировались исторически и обусловлены несколькими факторами. Во-первых, это связано с исключительной ролью центральных банков в формировании и функционировании современных денежных систем, основанных на фиатных деньгах, а также с выполнением ими функций эмиссионных центров. Во-вторых, центральный банк как орган государственного управления в своей деятельности должен в равной степени учитывать как интересы государства, так и интересы бизнеса, при этом оставаясь независимым при разработке и реализации своей стратегии и тактики, как от других органов государственного управления, так и от влияния субъектов рынка. В-третьих, поскольку денежно-кредитная политика является частью экономической политики государства, последняя не должна довлеть над центральным банком в процессе принятия решений относительно эмиссии денег и управления денежно-кредитным рынком. Особенно это касается соотношения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, взаимодействие которых должно осуществляться на принципах доминирования первой над второй. В-четвертых, даже в развитых странах всегда существует опасность влияния на центральный банк со стороны отдельных политиков или политических партий с целью достижения своих политических или корпоративных интересов.

Когда характеризуют независимость центральных банков, то имеют в виду, прежде всего их политическую, операционную и финансовую независимость. Каждый вид независимости характеризуется четкими параметрами, процедурами, правилами и, как правило, урегулирован национальным законодательством. Однако, несмотря на это, во многих странах по этому поводу периодически возникают определенные дискуссии, а независимый статус центральных банков, к сожалению, часто нарушается, особенно в странах с развивающимися рынками, что очень ярко подтвердил мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. и период посткризисного восстановления мировой экономики, сопряженный с политической нестабильностью. В большинстве случаев нарушаются принципы политической независимости и несколько реже — операционной, что в большинстве случаев при водит к доминированию налогово-бюджетной политики над денежно-кредитной. Поэтому многие веду-

1 68

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Я

щие экономисты и политики указывают на то, что в настоящее время целесообразно вести речь не о полной (классической) независимости центральных банков, а лишь об их автономии при разработке и реализации денежно-кредитной политики, а также в процессе управления денежно-кредитным рынком.

Методологические корни смещения акцентов с понятия «независимости» центрального банка в сторону понятия его «автономности» кроются в последствиях мирового финансового и кризиса и вынужденного использования центральными банками многих стран нестандартных монетарных методов в виде «количественного» и «кредитного смягчения». Их реализация, с одной стороны, дала центральным банкам большую свободу действий, особенно в части реализации своих функций по стимулированию экономической активности и поддержке экономического роста. С другой стороны, это существенно усложнило работу центральных банков в связи с необходимостью расширения спектра используемых инструментов и потребностью в их сложном комбинировании, чтобы совместное применение этих инструментов не противоречило достижению конечных целей центрального банка и денежнокредитной политики, а также было согласовано с общей экономической политикой государства. В научной литературе для характеристики этого процесса часто используется понятие комплементарности — взаимного дополнения положительных эффектов от действия отдельных инструментов, которое, как свидетельствует опыт, достичь очень сложно. Кроме того, всегда существует опасность, что снижение уровня политической и операционной независимости центрального банка позволит правительству при разработке и реализации налоговобюджетной политики доминировать над целями и задачами центрального банка в процессе разработки и реализации им денежно-кредитной политики.

Классический подход к решению проблемы состоит в том, что для достижения каждой конкретной цели центральный банк должен использовать определенный набор методов и инструментов. Для достижения других целей необходимо использовать другой набор инструментов. Перекрёстное использование различных инструментов, предназначенных для достижения различных целей, может не только не улучшить конечный результат, но, даже наоборот, существенно ухудшит результат или приведет к возникновению серьезных дисбалансов. Поэтому, на наш взгляд, отход от необходимости строгого соблюдения принципа независимости центрального банка в пользу принципа автономности следует рассматривать как отрицательную тенденцию. Смеем надеяться, что такая ситуация является временной и принцип независимости центрального банка впредь будет реализован в деятельности центральных банков в полном объеме.

В современной научной литературе дискуссионными остаются не только вопросы сущности центральных банков, но и их функции. При этом следует констатировать, что в научных исследованиях отсутствует разработка единых методологических подходов к обоснованию сущности центральных банков и их роли в современной экономической системе. Вместо этого исследователи основное внимание уделяют анализу практических проблем реализации денежно-кредитной, процентной и валютной политики, прикладных аспектов управления предложением денег путем рефинансирования, вопросам регулирования и надзора за банковской деятельностью, управления международными резервными активами и т.п. Такой подход А.Ю. Симановский очень метко назвал «инструментальным» [12]. Он позволяет выявить лишь краткосрочные взаимосвязи и тенденции, а глубинные процессы деятельности центральных банков, разработки и использования новых монетарных режимов, соответствующих стратегическим целям денежнокредитного регулирования экономики, при этом остаются за рамками научных исследований. На наш взгляд, такая ситуация возникает в результате того, что в большинстве исследований происходит подмена сущности центральных банков их функциями. В результате этого преобладает подход, применяемый в западной научной литературе к характеристике сущности денег, по аналогии с которым сущность центрального банка оп-

ределяется тем, какие функции он выполняет. При этом каждый исследователь самостоятельно определяет главную функцию и соответствующим образом характеризует центральный банк и его роль в экономической системе государства. Так, Г.Г. Фетисов в своих исследованиях, на наш взгляд, вполне обоснованно с точки зрения экономической теории в качестве основной характеристики центрального банка выделяет регулирование денежного обращения [9, с. 19]. Д. Полферман Д. и Ф. Форд в качестве главной функции центрального банка определяют контроль за денежной системой [10, с.71]. Дж.М. Розенберг основное внимание уделяет вопросам выполнения центральным банком функции «банка банков» [11, с. 53]. РВ. Колб и Р.Дж. Родригес главными функциями считают разработку и реализацию центральным банком денежно-кредитной политики, надзор за банковской деятельностью и оказание финансовых услуг депозитным институтам и правительству [3, с. 39]. Ф.С. Мишкин основное внимание акцентирует на выполнении центральным банком функций надзора за банками и реализации денежнокредитной политики [6].

Анализ точек зрения можно было бы продолжить, поскольку перечень функций центральных банков достаточно обширен. В настоящее время к ним относят разработку и реализацию денежно-кредитной политики; эмиссию национальной валюты и организацию наличного денежного оборота; лицензирование банковской деятельности; выполнение роли кредитора последней инстанции; регулирование банковской деятельности, платежных систем и надзор за банками и платежными системами; составление и прогнозирование платежного баланса; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; управление международными резервными активами и ряд специфических функций, связанных с деятельностью самого центрального банка и обслуживанием банковской системы (безопасность, статистика, учет, кадры). При этом основное внимание в исследованиях уделяется функциям, связанным с регулированием спроса и предложения денег, обеспечением устойчивости национальной валюты, а также с реализацией регуляторных и надзорных функций. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день в мировой практике при определении главной функции центрального банка используется иерархический подход, в соответствии с которым главная функция имеет три уровня, логически вытекающих один из другого. Функция первого уровня состоит в обеспечении стабильности национальной денежной единицы. Функцией второго уровня является обеспечение стабильности банковской системы, а функция третьего уровня состоит в содействии поддержанию устойчивых темпов экономического роста и поддержке экономической политики правительства. При этом важным условием реализации этой триединой главной функции центрального банка является то, что достижение каждого последующего уровня не должно противоречить достижению предыдущего уровня. Как свидетельствует опыт, между этими функциями всегда существуют определенные противоречия. Кроме того, центральный банк не обязан выполнять все три функции одновременно, а может ограничиться лишь первым уровнем, обосновывая это ограниченностью своих возможностей, инструментов или сложностью макроэкономических условий. А поскольку поддержание экономического роста стоит на последнем месте среди главных функций, то вероятность ее полноценного выполнения центральным банком достаточно низкая. Поэтому существует потребность в новых подходах и дополнительном научном обосновании важности данной функции, а также в поиске инструментов и методов для ее полноценной реализации.

Указанная иерархия функций отражает не столько их важность для центрального банка, сколько степень влияния проводимой им денежно-кредитной политики на решение поставленных целей. Это связано с тем, что количество инструментов центрального банка ограничено, и они предназначены, прежде всего, для решения вопросов регулирования денежного обращения с целью обеспечения стабильности национальной денежной единицы. Поэтому в процессе достижения других целей центральный банк может принимать лишь косвенное участие.

169

^ Д ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

С точки зрения центральных банков и международных финансовых институтов такая иерархия главной функции позволяет обеспечить единство стратегических и тактических целей при разработке и реализации денежно-кредитной политики, регулировании банковской деятельности, а также координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

С точки зрения бизнеса при таком подходе происходит размывание функций центрального банка, усложнение понимания его роли и задач, а также снижение ответственности перед обществом. Центральный банк всегда может ответить, что в прошедшем периоде основное внимание было уделено таким-то и таким-то вопросам, поэтому другие остались нерешенными. Практика показала, что одновременно обеспечить устойчивость национальной валюты, финансовую стабильность и экономический рост очень трудно. В таких ситуациях, как полагает К.В. Юдаева, возникают дополнительные риски, связанные с попытками при помощи денежно-кредитной политики стимулировать экономический рост, и, прежде всего, риск снижения уровня финансовой стабильности [17].

Кроме того, следует отметить, что при иерархическом определении главной функции многим центральным банкам, особенно в странах с развивающимися рынками, сложно сочетать стратегические и тактические цели денежно-кредитной политики и адекватно использовать имеющийся в их распоряжении инструментарий для выполнения даже двух функций одновременно. Особенно ярко это проявилось в период финансового кризиса в условиях резкой девальвации национальных валют, снижения кредитной активности банков, увеличения удельного веса проблемных активов и снижения уровня ликвидации банков. В таких условиях центральные банки не смогли обеспечить качественное выполнение даже функции первого уровня, а поддержка бюджета на фоне нестабильности банковской системы и разбалансированного валютного рынка путем расширения денежного предложения привела к резкому снижению объемов инвестиций в экономику и темпов экономического роста.

Иерархическое определение главной функции центрального банка является достаточно сложным подходом, поскольку для выполнения каждой функции необходимы определенные инструменты, перечень которых у центрального банка ограниченный и, как правило, определен законодательно. Кроме того, использование одних и тех же инструментов для выполнения разных функций может привести к возникновению определенных дисбалансов и противоречий в достижении поставленных целей и в реализации денежно-кредитной политики.

Цели и задачи денежно-кредитной политики и границы ее влияния на экономический рост. Главным методом реализации основных функций центрального банка является денежнокредитная политика. В экономической теории ее содержание определяют как систему мер, с помощью которых государство воздействует на количество денег в обращении с целью сдерживания роста цен и инфляции, а также обеспечения роста объемов производства и занятости населения, поддерживая, таким образом, макроэкономическое равновесие.

На практике под денежно-кредитной политикой понимают комплекс мер в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение стабильности национальной денежной единицы на основе использования совокупности методов и инструментов, к которым относят: процентные ставки по операциям центрального банка; обязательные резервные требования; операции с ценными бумагами на открытом рынке; рефинансирование банков; установление ориентиров роста денежной массы; валютные интервенции; регулирование импорта и экспорта капитала; эмиссию облигаций центрального банка и операции с ними; прямые количественные ограничения и др.

Анализ этих двух определений позволяет сделать вывод о расхождении теоретических и прикладных подходов к характеристике сущности денежно-кредитной политики. Если в теоретическом определении экономический рост, сопряженный с обеспечением занятости, вместе со сдерживанием инфляции и стабильностью цен рассматриваются как двуединая задача, то в прикладном аспекте мы видим преобладание инструментального подхода, цель которого состоит в реализации техни-

ческих функций центрального банка с помощью определенных операционных процедур.

Среди указанных методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики фактически нет таких, которые бы оказывали непосредственное влияние на экономический рост или служили для него прямым стимулом. Такой подход полностью согласуется с теорией «нейтральности денег», родоначальниками которой в научной литературе принято считать Д. Юма и Дж. С. Милля. Фактически свойство нейтральности денег вытекает из уравнения обмена И. Фишера, однако в современной трактовке эта теория нашла наиболее полное выражение у М. Фридмана [15] и принята на вооружение практически всеми представителями неоклассического направления в современной экономической теории.

В соответствии с теорией «нейтральности денег» изменение количества выпущенных в обращение денег в долгосрочном периоде влияет лишь на изменение цен и не затрагивает изменений объемов инвестиций, производства и занятости. В результате этого количественные изменения денежной массы будут способствовать только росту общего уровня цен в экономике и повышению уровня инфляции [16].

«Нейтральность, — отмечает Н.Л. Кузнецов, — свойство денег, состоящее в том, что изменение их объема влияет на номинальные, а не на реальные переменные (реальный процент, рост реального ВВП, уровень безработицы, относительные цены). Изменение предложения и спроса на деньги приводит лишь к однородному изменению абсолютных цен, не затрагивая относительные, а, следовательно, не изменяет ожидания прибыли, структуру производства и весь реальный сектор. В результате этого в долгосрочном периоде произойдет повышение цен, как на конечные товары, так и на факторы производства. При этом увеличение номинального национального продукта будет происходить только за счет роста цен [5].

Таким образом, практическая реализация положений теории «нейтральности денег» приводит к тому, что центральные банки не имеют в своем распоряжении действенных инструментов и методов прямого воздействия на экономический рост. Однако, как свидетельствует практический опыт, это влияние может происходить опосредованно через банковскую систему и финансовый сектор на основе использования каналов монетарного трансмиссионного механизма. Так, Р.С. Моисеев полагает, что в монетарном трансмиссионном механизме денежный канал играет второстепенную роль, а поэтому управление предложением денег уступает главенствующую роль другим инструментам денежно-кредитной политики [8, с. 362]. Основными каналами такого передаточного механизма монетарных импульсов от центрального банка к реальному сектору экономики должны быть процентный, кредитный и валютный каналы. При этом главными инструментами денежнокредитной политики становятся процентная ставка, операции с ценными бумагами на открытом рынке и рефинансирование банков, а главными методами — методы, позволяющие обеспечить устойчивость денежно-кредитного рынка, финансовую и макроэкономическую стабильность.

Главная задача разработки и реализации центральным банком денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них. При этом следует иметь в виду, что достижение этого равновесия имеет циклический характер в соответствии с динамикой циклов экономической конъюнктуры или циклов экономической активности субъектов хозяйствования и осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования, реализуемого в краткосрочном или среднесрочном периоде.

В научной литературе очень часто обеспечение равновесия рынка с помощью инструментов и методов денежно-кредитной политики отождествляют с экономическими циклами [17, 2014]. На наш взгляд, проблема экономических циклов, выделяемых в экономической теории, имеет самостоятельное значение и связана с вопросами макроэкономической сбалансированности. Бесспорно, денежно-кредитное регулирование оказывает

1 70

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Л

существенное влияние на экономические циклы (и в значительной степени определяется ими), но это влияние проявляется чаще всего уже на тех стадиях экономического цикла, где требуется определенное государственное вмешательство, в том числе и центрального банка. Когда же мы говорим о влиянии денежно-кредитной политики на деятельность субъектов рынка, то речь идет о циклах экономической (хозяйственной) конъюнктуры (деловой активности), имеющих непродолжительный, чаще всего, краткосрочный или среднесрочный характер. При этом центральный банк в качестве инструментов денежно-кредитного регулирования может активно использовать ожидания субъектов хозяйствования и управлять ими, формируя определенные модели их поведения на денежно-кредитном рынке.

В соответствии с мировым опытом в основе реализации денежно-кредитной политики лежит принцип так называемого компенсаторного регулирования, который основан на сочетании двух противоположных комплексов мер, применяемых на разных стадиях циклов экономической конъюнктуры. Исходя из теоретических концепций, лежащих в основе разработки и реализации денежно-кредитной политики, основным объектом денежно-кредитного регулирования является совокупная денежная масса, находящаяся в обращении. В зависимости от состояния экономической конъюнктуры центральный банк может реализовать два основных вида денежно-кредитной политики, которые по-разному влияют на объем и динамику денежной массы, находящейся в обращении, — ограничительную или стимулирующую.

В качестве разграничительного критерия для оценки вида денежно-кредитной политики С.В. Мищенко предложено использовать показатель реальной процентной ставки, который определяется как разница между ставкой рефинансирования центрального банка для обеспеченных кредитов «овернайт» и уровнем инфляции [7, с. 284-285]. При использовании такого подхода положительное значение реальной процентной ставки свидетельствует о реализации центральным банком ограничительной политики, а отрицательное — стимулирующей.

Результаты расчетов позволяют сделать вывод, что в 20022006 гг., в 2009 г. и в 2011-2013 гг. в деятельности Банка России преобладала ограничительная политика, а в 2007-2008 гг., в 2010 г. и 2014 г. — стимулирующая. При этом наиболее жесткой денежно-кредитная политика была в 2002-2003 гг., а наиболее мягкой — в 2008 г. В 2014 г. в течение трех кварталов Банк России проводил четкую ограничительную денежно-кредитную политику, а в конце года под давлением внешних факторов вынужден был перейти к стимулирующей политике, что в целом и предопределило общий результат года (табл. 1).

Таблица 1

Характер денежно-кредитной политики Банка России, 2002—2014 гг.

2 Et £ Уровень инфляции,% Средний размер ставки рефинансирования для кредитов «овернайт», оценка в % Реальная процентная ставка, % Характер денежно- кредитной политики

2002 15,1 19,6 + 4,5 ограничительная

2003 12,0 17,0 + 5,0 ограничительная

2004 11,7 13,5 +1,8 ограничительная

2005 10,9 13,0 + 2,1 ограничительная

2006 9,0 11,5 + 2,5 ограничительная

2007 11,9 10,5 - 1,4 стимулирующая

2008 13,3 11,1 - 2,2 стимулирующая

2009 8,8 10,5 + 1,7 ограничительная

2010 8,8 8,0 - 0,8 стимулирующая

2011 6,1 8,1 + 2,0 ограничительная

2012 6,6 8,1 + 1,5 ограничительная

2013 6,5 7,1 + 0,6 ограничительная

2014 11,4 9,0 - 2,4 стимулирующая

Источник: рассчитано на основе данных Банка России

В деятельности Национального банка Украины ситуация была во многом схожей. В 2002 г., 2004-2005 гг., 2009-2013 гг. преобладала ограничительная политика, а в 2003 г., 2006-2008 гг. и в 2014 г. — стимулирующая денежно-кредитная политика. При этом следует отметить, что волатильность реальной процентной ставки была достаточно высокой. Наиболее мягкой монетарная политика была в 2014 г., поскольку в монетарном трансмиссионном механизме передача импульсов через кредитный и процентный каналы была ограничена из-за экономического кризиса и напряженной политической ситуации (табл. 2). В результате можно сделать вывод, что в деятельности центральных банков России и Украины в 2002-2014 гг. преобладала ограничительная денежно-кредитная политика, что было связано с необходимостью сдерживания инфляции.

Четкое определение вида денежно-кредитной политики и его количественная интерпретация позволяют выделить циклы денежно-кредитного регулирования, соответствующие циклам хозяйственной конъюнктуры, а также разработать предложения по реализации центральным банком соответствующих мер по сбалансированию денежного обращения, денежно-кредитного рынка и обеспечению их устойчивого функционирования.

Таблица 2

Расчет реальной процентной ставки и определение характера денежно-кредитной политики в Украине в 2002—2014 гг.

Годы Уровень инфляции,% Средневзвешенная ставка рефинансирования для обеспеченных кредитов «овернайт», % Реальная процентная ставка, % Характер денежно- кредитной политики

2002 - 0,4 10,7 + 11,1 ограничительная

2003 8,2 8,0 - 0,2 стимулирующая

2004 12,3 17,1 + 4,8 ограничительная

2005 10,3 14,9 + 4,6 ограничительная

2006 11,6 12,1 - 0,5 стимулирующая

2007 16,6 11,1 - 5,5 стимулирующая

2008 22,3 16,0 - 6,3 стимулирующая

2009 12,3 18,1 + 5,8 ограничительная

2010 9,1 11,3 + 2,2 ограничительная

2011 4,6 9,4 + 4,8 ограничительная

2012 - 0,2 8,8 + 9,0 ограничительная

2013 0,5 7,6 + 7,1 ограничительная

2014 24,9 13,5 - 11,4 стимулирующая

Источник: рассчитано на основе данных Национального банка Украины

В соответствии с общепризнанными подходами, проведение центральным банком ограничительной денежно-кредитной политики направлено на ограничение объема денежной массы, находящейся в обращении, путем повышения уровня процентных ставок, снижения объемов рефинансирования финансово-кредитных учреждений и введения административных ограничений. Такая политика применяется, преимущественно, с целью стабилизации денежной и финансовой систем и сдерживания инфляции. В результате проведения ограничительной политики может произойти замедление темпов кредитования, стабилизация или снижение валютного курса, снижение деловой активности, сокращение потребительских расходов и увеличение накоплений домашних хозяйств. Критики проведения такой денежно-кредитной политики полагают, что ее реализация на основе «зажима» денежного предложения ведет к замедлению темпов экономического роста и повышению уровня безработицы.

Результаты проведения стимулирующей денежно-кредитной политики состоят в увеличении объема денежной массы в обращении путем снижения процентных ставок, увеличения объемов рефинансирования финансово-кредитных учреждений, либерализации финансовой деятельности и т. п. Политика

1 7 1

^ Д ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

денежной экспансии обычно применяется с целью расширения кредитования, повышения деловой активности, стимулирования инвестиционных процессов, преодоления спада производства, увеличения потребительских расходов. Однако критики реализации такой денежно-кредитной политики полагают, что либерализация денежно-кредитного рынка и кредитная экспансия могут стимулировать инфляционные и девальвационные процессы, снизить уровень финансовой стабильности и породить финансовый кризис [14].

С точки зрения теории, правы как сторонники первого подхода, так и второго. Однако следует иметь в виду, что в данном случае авторы абсолютизируют конечные результаты, выражая крайние точки зрения. Истина состоит в том, что центральный банк разрабатывает и реализует определенный вид денежнокредитной политики в контексте общей экономической политики государства с учетом реального состояния экономики, исторических и политических особенностей развития страны, а также состояния хозяйственной конъюнктуры. Кроме того, следует отметить, что особенность использования инструментов денежно-кредитной политики состоит в том, что они имеют краткосрочный характер действия и призваны оказывать оперативное воздействие на денежно-кредитный рынок, регулируя монетарными методами циклы хозяйственной конъюнктуры.

Роль режима таргетирования инфляции в обеспечении стабильности денежного рынка и стимулировании экономического роста. Основными объектами денежно-кредитного регулирования являются предложение денег, процентные ставки, нормативы резервирования, валютный курс, уровень монетизации экономики, то есть определенная совокупность инструментов денежно-кредитной политики и монетарных показателей, среди которых нет показателей, непосредственно связанных с экономическим ростом. Это лишний раз подчеркивает тот факт, что денежно-кредитная политика может оказывать на экономический рост только опосредованное, а не прямое воздействие. Другими словами, денежно-кредитная политика может создать только определенные предпосылки, при которых субъекты хозяйствования, реализуя свободу экономического выбора, будут осуществлять действия, совпадающие с целями и задачами экономической политики государства и стимулировать экономический рост. Такое опосредованное влияние может быть осуществлено при наличии определенных условий, главными среди которых являются макроэкономическая стабильность, сбалансированное развитие денежно-кредитного рынка и устойчивость банковской системы. Поэтому вполне показательным является тот факт, что после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. в большинстве стран функция обеспечения финансовой стабильности была возложена именно на центральные банки.

В научной литературе в качестве примера положительного влияния монетарной политики на экономику приводят практический опыт отдельных развитых стран по реализации нестандартных монетарных инструментов в виде «количественного» и «кредитного смягчения». Так, нестандартные меры монетарной политики ЕЦБ по «кредитному» и «количественному смягчению» первоначально были направлены на расширение банковского кредитования, а, начиная с 2014 г., — на выкуп обеспеченных облигаций и секъюритизированных кредитов, то есть, по сути, на поддержку банковской ликвидности.

В отличие от ЕЦБ, главным направлением нестандартных мер ФРС США, Банка Англии и Банка Японии было приобретение проблемных ценных бумаг, преимущественно, ипотечных. Это означает, что центральные банки этих стран основное внимание уделяли стабилизации финансового сектора, а ЕЦБ — улучшению условий финансирования и кредитования нефинансовых корпораций и населения [19]. Однако следует иметь в виду, что указанные нестандартные методы использовались с целью преодоления дефляции в условиях возникновения «ловушки ликвидности» — ситуации, когда процентная ставка фактически равна нулю и уже не может быть снижена. В условиях же макроэкономической и финансовой нестабильности, а также высокого уровня инфляции такие меры использовать невозможно. Поэтому главная задача центральных банков стран

с развивающимися рынками состоит в том, чтобы обеспечить стабильность банковской системы и повысить ее устойчивость к внутренним и внешним шокам, а также разработать надежные механизмы управления инфляцией.

Как полагает К. Юдаева, выбор сценариев на основе использования денежно-кредитной политики небольшой: 1) низкий рост и низкая инфляция (или же стагфляция), то есть снижение темпов роста (или низкий рост) и высокая инфляция. Сценарий с высоким ростом и ограниченной инфляцией методами денежно-кредитной политики не реализуем [17, с.12]. Поэтому можно сделать вывод, что в современной экономике высокие и устойчивые темпы роста можно обеспечить только в условиях макроэкономической стабильности при низких темпах инфляции.

Сегодня для мировой экономики в целом характерен умеренный экономический рост при умеренной инфляции. Так, по данным МВФ, начиная с 1999 г., в целом в мире темпы экономического роста и темпы инфляции были очень близки, за исключением кризисных 2008-2009 гг. В группе стран с развитой экономикой инфляция превышала темпы экономического роста только в 2008-2009 гг. и в 2012 г., а в еврозоне — в 2001-2003 гг., в 2008-2009 гг. и в 2011-2013 гг. В странах G7 такая ситуация наблюдалась только 2008-2009 гг. и в 2011 г., то есть в период кризисов. Поэтому большинство центральных банков в качестве основной стратегической цели своей деятельности определяют сдерживание инфляции на основе использования соответствующего монетарного режима. В настоящее время для достижения этой цели многие страны перешли (или переходят) к использованию режима таргетирования инфляции, который позволяет центральным банкам сдерживать инфляцию и в среднесрочной перспективе поддерживать ее уровень в пределах установленного целевого ориентира или инфляционного таргета.

По признанию большинства экономистов, использование монетарного режима таргетирования инфляции (или более мягких его форм) содействует обеспечению макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, является обязательным условием обеспечения экономического роста [4; 20]. По определению специалистов ЕЦБ, инфляционное таргетирование — это стратегия монетарной политики, направленная на поддержание стабильности цен, на основе минимизации отклонений в прогнозах инфляции от провозглашенного целевого уровня инфляционной цели, основанная на использовании в качестве операционного ориентира монетарной политики процентной ставки [18].

Главная задача реализации режима таргетирования инфляции состоит в обеспечении и поддержании на определенном уровне установленного центральным банком целевого уровня инфляции на основе использования совокупности монетарных методов и инструментов. Переход центральных банков к использованию монетарного режима таргетирования инфляции предполагает наличие ряда институциональных условий, определяющих его эффективность. Основными такими условиями являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие высокого уровня независимости центрального банка в вопросах разработки и реализации денежно-кредитной политики, определения стратегических, промежуточных и оперативных целей, а также инструментов их достижения;

• наличие развитого финансового сектора и хорошо функционирующего рынка капиталов и, прежде всего, высоколиквидного рынка государственных ценных бумаг;

• сбалансированная налогово-бюджетная политика и высокий уровень ее координации с монетарной политикой. Это обусловлено тем, что дефицит бюджета является одним из основных факторов, влияющих на уровень инфляции. Как свидетельствует опыт стран с развивающимися рынками, уровень независимости центрального банка прямо пропорционален росту дефицита бюджета: чем выше дефицит бюджета, тем ниже уровень независимости центрального банка. Необходимость тесной координации денежно-кредитной и налоговобюджетной политики обусловлена также и тем, что целевой инфляционный ориентир устанавливается, как правило, на

1 72

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Я

среднесрочный период. А это требует совместных действий центрального банка и правительства по разработке качественного прогноза уровня инфляции с учетом основных мер экономической и, прежде всего, фискальной политики, проводимой правительством;

• высокий уровень коммуникационной политики центрального банка.

Очень часто инфляционное таргетирование характеризуют упрощенно, как некий организационно-управленческий процесс, направленный на достижение целевого уровня инфляции. Однако, на наш взгляд, к его характеристике нужно подходить более комплексно, поскольку инфляционное таргетирование является одним из трех видов монетарных режимов, используемых в практике деятельности центральных банков, наряду с таргетированием денежных агрегатов и таргетированием валютного курса. На сегодняшний день таргетирование инфляции является наиболее совершенным монетарным режимом, реализация которого предполагает целый комплекс мер по снижению уровня инфляции и обеспечению финансовой стабильности посредством использования совокупности монетарных методов и инструментов. По сути, это система определенных принципов, методов и операционных процедур в рамках общей стратегии денежно-кредитного регулирования, позволяющих центральному банку удерживать целевой показатель инфляции на установленном уровне. В мировой практике накоплен значительный опыт применения инфляционного таргетирования. Как свидетельствует проведенный анализ, большинство стран в связи с неопределенностью инфляционных процессов и сложностью контроля над ними устанавливают инфляционную цель в виде интервала для среднесрочного временного периода (табл. 3). Такой подход позволяет центральным банкам в процессе реализации денежно-кредитной политики иметь определенный запас гибкости и принимать более взвешенные решения.

В условиях нестабильной экономической ситуации и изначально высокого уровня инфляции, что более характерно

для стран с развивающимися рынками, сложно перейти к полномасштабному тергетированию инфляции. В таких случаях первоначально определяется общая стратегическая цель денежно-кредитной политики — снижение уровня инфляции, а затем устанавливаются краткосрочные и среднесрочные инфляционные ориентиры, позволяющие постепенно перейти от текущего уровня инфляции к установленному целевому ориентиру. Реализация такого ступенчатого подхода позволяет центральному банку более эффективно реализовать антиинфляционную политику, постепенно снижая инфляционные ожидания. В большинстве стран уровень инфляционного таргета устанавливают правительство и центральный банк совместным решением, что повышает ответственность каждого из них за достижение целевого уровня инфляции и отражает наличие высокого уровня координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Результаты проведенного анализа свидетельствует, что в случае совместного установления инфляционного таргета правительством и центральным банком в дальнейшем наблюдалось минимальное количество отклонений фактического уровня инфляции от целевого показателя — 43% случаев, тогда как при установлении таргета правительством количество таких отклонений составило 83%. Кроме того, в странах, где инфляционный таргет был установлен совместным решением правительства и центрального банка, в 2012-2013 гг. был самый высокий темп прироста ВВП — 3,51%, тогда как в странах, где таргет устанавливало правительство, аналогичный показатель составил всего 1,83% (табл. 3). Кроме того, применение инфляционного таргетирования позволяет снизить инфляционные ожидания, повысить уровень доверия к центральному банку, обеспечить прозрачность денежно-кредитной политики и ее восприятие общественностью.

Основу монетарного режима, базирующегося на таргетировании инфляции, составляет механизм управления процентными ставками денежного рынка, которые служат главным инструментом сдерживания инфляции и основным каналом влияния

Таблица 3

Целевые показатели инфляции (таргет), темпы прироста ВВП и уровень инфляции в отдельных странах мира, 2012—2013 гг.

Страна Орган, устанавливающий таргет Целевой показатель инфляции, % Темп прироста ВВП, % Фактическое значение уровня инфляции, % Горизонт таргета

2012 2013 2012 2013

1. Австралия правительство и центральный банк 2-3 2,5 3,7 1,8 2,4 среднесрочный

2. Великобритания правительство 2,0 0,1 1,8 2,7 2,0 на постоянной основе

3. Бразилия правительство и центральный банк 4±1,5 0,9 2,3 5,4 6,2 ежегодный

4. Армения правительство и центральный банк 4,5±2 7,2 4,6 2,6 6,2 12 месяцев

5. Израиль правительство и центральный банк 1-3 3,4 3,3 1,7 1,7 не более 2-х лет

6. Индонезия правительство и центральный банк 4,5±1 6,2 5,3 4,3 7,7 среднесрочный

7. Канада правительство и центральный банк 1-3 1,6 1,7 1,5 1,0 5 лет (до 2016 г.)

8. Колумбия центральный банк 2-4 4,2 4,2 3,4 2,2 ежегодный

9. Южная Корея правительство и центральный банк 3-6 2,0 2,8 2,2 1,1 3 года

10. Мексика центральный банк 3±1 3,6 1,2 3,6 4,0 среднесрочный

11. Новая Зеландия правительство и центральный банк 1-3 2,7 2,5 1,1 1,3 среднесрочный

12. Норвегия правительство 2,5 3,0 1,6 0,7 1,9 среднесрочный

13. ЮАР правительство 3±1 2,5 2,0 5,7 5,8 на постоянной основе

14. Перу правительство и центральный банк 3±1 6,3 5,1 3,4 2,9 непрерывный

15. Польша правительство и центральный банк 2,5±1 1,9 1,3 3,7 1,0 среднесрочный

16. Румыния правительство и центральный банк 3±1 0,6 3,5 3,4 3,2 многолетний

17. Сербия правительство и центральный банк 4±1,5 -1,7 2,0 12,2 2,2 среднесрочный

18. Таиланд правительство и центральный банк 3±1,5 6,5 2,9 3,0 2,2 2 года

19. Турция правительство и центральный банк 5±2 2,2 3,8 8,9 7,6 3 года

20. Филиппины правительство и центральный банк 4±1 6,8 6,8 3,2 2,8 среднесрочный

21. Чехия центральный банк 2±1 -1,0 -0,9 3,3 1,4 12-18 месяцев

22. Чили центральный банк 3±1 5,6 4,4 3,0 1,7 около 2-х лет

23. Швеция центральный банк 2,0 1,0 0,9 0,9 0 2 года

Источник: Центр научных исследований Национального банка Украины

173

^ Д ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

денежно-кредитной политики на поведение субъектов рынка. При этом с целью передачи импульсов от центрального банка к субъектам хозяйствования, в том числе к реальному сектору экономики, важную роль играет эффективно функционирующий трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, благодаря которому центральный банк посредством регулирования денежно-кредитного рынка влияет на экономику.

Действие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики основано на влиянии ключевой процентной ставки на изменение рыночных процентных ставок, по которым субъекты хозяйствования могут размещать и привлекать ресурсы, а через них — на объемы рефинансирования, условия и объемы кредитования, валютный курс и т. п. Изменение этих показателей оказывает определенное влияние на решения субъектов хозяйствования о потреблении, сбережениях и инвестициях, что отражается на общем уровне совокупного спроса, инфляции, ценовой стабильности и общей экономической активности.

В конечном итоге, эти изменения путем корректировки спроса и предложения, изменения внутренних и внешних цен, а также уровня заработной платы отражаются на уровне развития реального сектора экономики. В результате таких изменений в реальном секторе происходит следующая итерация — корректировка процентных ставок, цен, валютного курса и т.п. И так происходит до тех пор, пока экономика не достигнет нового состояния своего равновесия.

Для центральных банков, осуществляющих таргетирование инфляции, основным операционным ориентиром в процессе реализации денежно-кредитной политики является ключевая (базовая) процентная ставка, на основе которой формируются импульсы относительно перспективного характера денежнокредитной политики, и определяется эффективная процентная ставка. Для этого центральные банки должны иметь в своем распоряжении действенные механизмы управления процентными ставками денежного рынка, предусматривающие такой порядок рефинансирования банков и абсорбирования ликвидности, при котором процентные ставки находились бы в заранее определенном диапазоне (коридоре), установленном исходя из значения ключевой ставки. При этом центральные банки должны ежедневно контролировать состояние ликвидности банков и определять объем необходимой рынку ликвидности, чтобы поддерживать ставки денежного рынка на целевом уровне, коррелирующем с показателем целевого уровня инфляции.

В связи с этим в процессе реализации режима таргетирования инфляции большое значение имеет порядок определения уровня официальной (ключевой) процентной ставки. Центральные банки, осуществляющие таргетирование инфляции, должны определять ее таким образом, чтобы в среднесрочной перспективе она соответствовала целевым ориентирам по уровню инфляции и позволяла поддерживать ценовую стабильность. Это обусловлено тем, что, между действиями монетарных властей и изменением темпа роста цен существует определенный временной лаг [13], вследствие чего денежно-кредитная политика центрального банка влияет на инфляцию не непосредственно, а через ставки денежного рынка. Количественное значение этого лага может составлять от 1 до 3-х кварталов [17].

Несмотря на то, что главным инструментом в рамках реализации инфляционного таргетирования является процентная ставка, центральные банки сран с развивающимися рынками в рамках реализации монетарного трансмиссионного механизма продолжают оказывать определенное влияние и на валютный курс, прежде всего путем управления ставками денежного рынка, а также путем использования ограниченных валютных интервенций. Это обусловлено тем, что динамика валютного курса тесно связана с динамикой экспорта и импорта, а курсовая стабильность является одним из условий сдерживания инфляции.

Взаимосвязь динамики валютного курса с процентными ставками денежного рынка осуществляется посредством того, что расчеты форвардных курсов происходят на основе паритета внутренних и внешних процентных ставок. И хотя механизм курсообразования имеет более сложный характер, сопостав-

ление процентных ставок в странах-эмитентах валюты, наряду с уровнем конкурентоспособности их экономик, играет в нем решающую роль. Поэтому в процессе реализации валютной политики центральный банк основное внимание должен уделять вопросам снижения уровня финансовой долларизации экономики, решению проблемы задолженности по кредитам, выданным ранее в иностранной валюте, а также совершенствованию инструментов и механизмов хеджирования валютных рисков, что, в конечном счете, будет способствовать сдерживанию инфляции и стабилизации банковской системы.

Таким образом, использование монетарного режима таргетирования инфляции позволяет обеспечить не только ценовую стабильность, но и содействует обеспечению общей финансовой и макроэкономической стабильности, что создает предпосылки для устойчивого развития экономики. Кроме того, этот монетарный режим посредством усиления процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики позволяет активизировать действие других каналов и передает монетарные импульсы к субъектам хозяйствования, стимулируя тем самым развитие реального сектора и экономический рост.

Заключение. Проведенное исследование теоретических и практических вопросов разработки и реализации центральными банками денежно-кредитной политики с целью стимулирования экономического роста позволило подтвердить тезис о том, что инструменты и методы этой политики могут оказывать на экономический рост только опосредованное воздействие. Это обусловлено тем, что возможности центральных банков в решении данных вопросов ограничены не только их мандатом, но и перечнем используемых монетарных методов и инструментов.

Реализация денежно-кредитной политики может обеспечить только определенные условия, при которых субъекты хозяйствования будут осуществлять действия, совпадающие с целями и задачами экономической политики государства, в том числе направленные на обеспечение экономического роста. Наиболее эффективно такое влияние может быть осуществлено в условиях макроэкономической стабильности при наличии сбалансированного денежно-кредитного рынка и устойчивой банковской системы. Поэтому главная задача денежно-кредитного регулирования состоит в том, чтобы обеспечить стабильность банковской системы и разработать надежные механизмы управления инфляцией. Такой подход обусловлен тем, что только при низкой инфляции финансовая система остается стабильной, что и служит предпосылкой для обеспечения устойчивого экономического роста.

Теоретической основой влияния денежно-кредитной политики на экономический рост является теория «нейтральности денег», а главными методологическими предпосылками — независимость центрального банка, законодательное определение его главной функции в виде иерархии целей, а также совокупность монетарных методов и инструментов, направленных на управление инфляцией.

Практическая реализация этих вопросов находит свое отражение в том, что большинство центральных банков в качестве основной стратегической цели своей деятельности избрали сдерживание инфляции на основе использования монетарного режима таргетирования инфляции, который позволяет в среднесрочной перспективе поддерживать уровень инфляции в пределах установленного целевого ориентира.

Основой монетарного режима таргетирования инфляции является механизм управления процентными ставками денежного рынка, которые служат главным инструментом сдерживания инфляции и основным каналом влияния денежно-кредитной политики на стимулирование экономического роста благодаря функционированию монетарного трансмиссионного механизма, позволяющего передавать импульсы от центрального банка к субъектам хозяйствования, в том числе к реальному сектору экономики. Поэтому активизация каналов монетарного трансмиссионного механизма служит надежной базой для стабилизации банковской системы и обеспечения экономического роста.

1 74

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Литература

1. Базулин Ю.В. Общая тория денег: эволюция представлений о предмете и методе // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 2006. — № 4. — С. 20-31.

2. Деньги. Кредит. Банки: учеб. — 2-е изд. / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — 848 с.

3. Колб Р.В., Родригес Р.Дж. Финансовые институты и рынки / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003. — 688 с.

4. Красавина Л.Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности // Деньги и кредит. — 2012. — №12. — С.3-10.

5. Кузнецов Н.Л. Либерализация денежного обращения: проблемы и подходы // Вопросы экономики. — 1996. — №8. — С. 4-28.

6. Мишкин Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. — М.: «Вильямс», 2006. — 880 с.

7. Мищенко С. В. Проблемы устойчивости денежного обращения: монография. — М.: Новое знание, 2014. — 399 с.

8. Моисеев Р С. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Московская финансовопромышленная академия, 2011. — 784 с.

9. Организация деятельности центрального банка: учебник / Под общ. ред. Г.Г. Фетисова. — М.: КНОРУС, 2007. — 432 с.

10. Полферман Д., Форд. Ф. Основы банковского дела / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 624 с.

11. Розенберг Дж. М. Словарь банковских терминов / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 360 с.

12. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: революция // Деньги и кредит. — 2014. — № 3. — С.3-11.

13. Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. — 208 с.

14. Уэрта де Сото Хесус. Деньги, банковский кредит и экономические циклы / Пер. с англ. под ред. А.В. Куряева. — Челябинск: Социум, 2008. — 663 с.

15. Фридман М. Капитализм и свобода / Пер. с англ. — М.: Новое изд-во, 2006. — 240 с.

16. Экономическая теория. Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Лобачевой. 3-е изд. — М.: Юрайт, 2012. — 516 с.

17. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации // Вопросы экономики. — 2014. — №9. — С.4-12.

18. The Monetary Policy of the ECB. — Frankfurt am Main: ECB, 2011. 160 р. URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/ monetarypolicy2011en.pdf (дата обращения: 21.01.2015).

19. Cour-Thimann P, Winkler B. The ECB’s non-standard monetary policy measures the role of institutional factors and financial structure // Working Paper Series No 1528/April 2013. European Central Bank. 44 p. URL: http://www.thehawktrader.com/ita/paper/ECB_ nonstandardMonetaryPolicy.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

20. Hammond G. State of the art of inflation targeting — 2012 // Handbook — No. 29. Centre for Central Banking Studies. Bank of England. 47 p. URL: http://www.bankofengland.co.uk/education/Documents/ccbs/handbooks/pdf/ccbshb29.pdfhttp://www.thehawktrader. com/ita/paper/ECB_nonstandardMonetaryPolicy.pdf (дата обращения: 02.02.2015).

РЕТРОСПЕКТИВА ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КРЕДИТНОГО РИСКА: БАЗЕЛЬ I, II, III

Е.Е. Васильева,

старший преподаватель кафедры экономики и финансов Пермского национального исследовательского политехнического университета

VasilevaEE@list.ru

В статье рассмотрено развитие международных подходов к оценке кредитного риска на основе методологий, предлагаемых в соглашениях Базельского комитета по банковскому надзору. Выделены актуальные проблемы в оценке кредитного риска на основе базельских соглашений и представлены перспективы их преодоления. Определено текущее положение России в этом процессе.

Ключевые слова: кредитный риск, базельские соглашения, Базельский комитет.

УДК 336.774 ББК 65.26

Со второй половины ХХ века обеспечение стабильности в международной финансовой системе приобрело значение национальных интересов, были заложены основы международной системы регулирования банковской деятельности. В качестве основополагающего принципа, призванного обеспечить стабильность финансовой системы, стал выступать принцип обязательности регулирования ее рисков, в первую очередь — кредитного риска как одного из наиболее значимых рисков финансовой деятельности.

Международным институтом, определяющим правила банковской деятельности для ведущих экономически развитых держав, стал Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision). Он был учрежден в 1974 году при Банке международных расчетов в г. Базель (Швейцария), как консультативно-рекомендательный орган. Инициаторами его создания стала группа 10 стран, так называемая G-10, в которую вошли США, Япония и ряд европейских стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария, Швеция и Франция. На сегодняшний день число

стран-участниц Базельского комитета значительно расширилось, в него входит 27 стран, в том числе, Россия. Комитет образуют представители центральных банков и органов финансового регулирования стран-участниц.

Главной целью Базельского комитета с момента основания и по сей день является выработка совместных принципов развития и сближения национальных подходов в области регулирования банковской деятельности. В рамках базельских соглашений обобщается и стандартизируется лучшая современная практика банковского дела. Формально рекомендательные документы, принимаемые Комитетом, стали фактически обязательными к исполнению странами-участницами. На сегодняшний день Базельский комитет по банковскому надзору является официальным органом, формирующим базовые условия функционирования международной банковской системы. Национальные регуляторы банковских систем стран-участниц, в том числе Банк России, осуществляют свою политику в соответствии с рекомендациями комитета.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.