Научная статья на тему 'Влияние демографических процессов на реализацию семьей репродуктивной и воспитательной функции'

Влияние демографических процессов на реализацию семьей репродуктивной и воспитательной функции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1178
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СЕМЬЯ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ВОСПИТАНИЕ / DEMOGRAPHIC SITUATION / A FAMILY / FAMILY FUNCTIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрякова Ольга Леонидовна

В статье рассматриваются особенности российской демографической ситуации, сложившейся в последние годы. Автор обосновывает негативное влияние российских демографических процессов (невысокой рождаемости, значительной частоты разводов и высокой смертности населения в трудоспособных возрастах) на реализацию семьей основных функций: репродуктивной и воспитательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC PROCESSES ON FAMILY REALIZATION OF REPRODUCTIVE AND EDUCATIONAL FUNCTION

The article considers features of the Russian demographic situation which has developed over recent years. The author proves negative influence of the Russian demographic processes (low birth rate, considerable frequency of divorces and high death rate of the population at working age) on family realization of the basic functions: reproductive and educational.

Текст научной работы на тему «Влияние демографических процессов на реализацию семьей репродуктивной и воспитательной функции»

ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СЕМЬЕЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC PROCESSES ON FAMILY REALIZATION OF REPRODUCTIVE AND EDUCATIONAL FUNCTION

В статье рассматриваются особенности российской демографической ситуации, сложившейся в последние годы. Автор обосновывает негативное влияние российских демографических процессов (невысокой рождаемости, значительной частоты разводов и высокой смертности населения в трудоспособных возрастах) на реализацию семьей основных функций: репродуктивной и воспитательной.

The article considers features of the Russian demographic situation which has developed over recent years. The author proves negative influence of the Russian demographic processes (low birth rate, considerable frequency of divorces and high death rate of the population at working age) on family realization of the basic functions: reproductive and educational.

Ключевые слова: демографическая ситуация; семья, функции семьи; воспитание

Keywords: a demographic situation; family, family functions; education

Петрякова Ольга Леонидовна, к.э.н. с.н.с. лаборатории проблем семейной политики Государственный НИИ Семьи и воспитания РАО, 8-910-465-36-30, medved7722@mail.ru

Olga Leonidovna Petrjakova, phD in economics s.r.a. of the laboratory of problems of a family policy, The State scientific research institute of the Family and education REA 8-910-465-36-30, medved7722@mail.ru

Разработка семейной политики, направленной на укрепление роли семьи в обществе, предполагает тщательную разработку такой проблемы, как повышение ценности семейного образа жизни, родительства, значимости семьи для молодежи. Это невозможно без наличия достоверной информации о процессах, происходящих в семье, в том числе и о реализации семьей своих важнейших функций - репродуктивной и воспитательной.

Большинство демографов считает, что выполнение репродуктивной функции следует считать удовлетворительной, если в семье рождается число детей, достаточное для простого воспроизводства родительского поколения. (Как известно для этого достаточен суммарный коэффициент рождаемости, равный 2,2 ребенка на одну женщину).

В качестве критерия выполнения воспитательной функции мы считаем возможным использовать наличие у детей и подростков адекватного поведения в различных сферах жизнедеятельности (содержащего внутренний механизм совершенствования) в соответствии с нормами морали, требованиями общества.

Постоянно изменяющиеся социальные условия российской действительности, оказывающие значительное, и, нередко, негативное, влияние на состояние института семьи в стране, его кризисное положение в настоящее время, недостаточное выполнение семьей ее важнейших функций обуславливают актуальность изучения основных факторов, воздействующих на современную семью.

Воспроизводство новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция в общество остается неизменной функцией семьи. На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких интегральных качеств личности как мировоззрение, ценностные ориентации, установки, а также в становление характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Сегодня в России роль семьи в этом процессе еще более возрастает, так как сфера общественного воспитания все более сужается и происходит как бы перераспределение воспитательных функций между государством и семьей. Семья, окружающая среда, в которой живет ребенок, передают ему опыт, фор-

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2008

мируют модели поведения, а также мотивацию к успешной учебе.

Роль семьи в воспитательном процессе меняется под давлением растущей поляризации общества, бедности основной части населения. Социальное и семейное неблагополучие, следствием которого являются деформации процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социальной средовой дезадаптации детей и подростков. Сложившаяся ранее система распределения воспитательных функций между государством и семьей существенно меняется. Сфера общественного воспитания все более сужается.

В самом общем виде можно выделить две группы факторов, оказывающих воздействие на семью и успешность реализации ею своих функций - внешние (объективные) и внутренние, принадлежащие самой семье (субъективные).

К внутренним факторам относятся процессы взаимодействия между всеми членами семьи, ценности конкретной семьи, ориентации и установки родителей на воспитание и образование детей, их социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура К внешним факторам относятся социально-экономическая обстановка в стране, уровень социального расслоения общества, государственная семейная политика и социальная поддержка семей, а также демографические процессы.

Проблема исследования воздействия демографической ситуации на жизнедеятельность семьи представляется весьма сложной и малоисследованной задачей, поскольку для ее реализации требуется совокупность как статистической, так и социологической информации. (Попытка выявить степень реализации потенциала с помощью только статистических данных представляется

задачей довольно нереальной, особенно с учетом роли субъективного фактора. Это представляется возможным только при использовании результатов специального выборочного социологического исследования). В современной статистической отчетности

крайне мало данных, характеризующих именно семью - в основном данные касаются либо населения в целом, либо только детей.

Реализация семьей воспитательной функции в значительной степени зависит от ее демографической структуры. Эта структура определяет принадлежность семьи к тому или иному демографическому типу. Серьезное влияние оказывает на воспитательный потенциал тенденции демографических процессов и изменения семейной структуры. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.

В последние 10-15 лет можно отметить несколько неблагоприятных тенденций в развитии института семьи, которые оказывают негативное влияние на выполнение семьей большинства ее функций, в том числе воспитания и социализации детей.

В условиях трансформации российского общества происходят изменения исторического типа российской семьи. Меняется структура семьи, хотя пока сохраняется традиционный патриархальный вариант семейной структуры. Так, по данным социологического опроса, проведенного в 2006г. «Семья и общество в России: эволюция оценок и ценностей в общественном мнении населения» положительно к гражданскому браку пока относится около 35% опрошенных семей, категорически против 15% и в целом не

одобряют такой практики 47,5% семей. С другой стороны к другим альтернативным формам брака (гостевому, выходного дня и пр.) отношение почти однозначно негативное - около 63% респондентов категорически против такой формы брака, еще 28% в целом не одобряют такой формы брака.

С другой стороны возрождаются известные с давних времен модели института семьи ( в ответах об альтернативном форме отношение к ним можно и не отследить, т.к. эти семьи многими считаются вполне обычными и нормарьными) - полигамная семья, внебрачная кровно-родственная неполная (материнская), внебрачная неформально полная (конкубинат - параллельное сожительство мужчины с женщиной при законной жене либо женщины с мужчиной при наличии брачного партнера), семья в открытом браке. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных, что является новым явлением в современной брачно-семейной сфере. Эти изменения накладывают отпечаток на воспитательный потенциал семьи, в большинстве случаев снижая его.

Как одну из современных реалий необходимо отметить рост числа разводов и, соответственно, неполных семей. Несмотря на рост числа браков: так в 2007 г. в органах ЗАГС в среднем на 1000 населения официально зарегистрировано 8.9 браков на 1000 тыс. (в 2006г. -7,8%о, в 2005г. - 7.5%, в 2000г. - 6,2%), число разводов снижается незначительно в 2006г. этот показатель составил -4,5, а пик пришелся на 2002г. -5,9% .

Развод, несмотря на его серьезные последствия для воспитания и социализации детей, в большинстве случаев социально приемлемое явление. Отвечая на вопрос, что такое семья, и формулируя свое отношение к разводу в социологическом исследовании «Мос-

№4, 2008

ковская семья 2006» большинство респондентов как из полных, так и из неполных семей признали допустимость разводов. Более трети респонденток из полных семей согласилась с положением, что сохранять брак с нелюбимым человеком не стоит, даже из-за детей. Среди респондентов из неполных семей этот ответ одобрили более 38%, а в полных доля мужей, согласившихся с этим положением меньше, чем жен соответственно (22.1% против 27,2%).

Отсутствие одного из родителей (разумеется, чаще отца) в значительной степени осложняет воспитательный процесс. Развод родителей и предшествующие ему конфликты в семье наносит детям тяжелую психологическую травму. Нередко у конфликтующих родителей, находящихся в предразвод-ной стадии возникают такие проблемы воспитания как чрезмерная раздражительность и эмоциональная лабильность родителей (чаще матери) и авторитарность (чаще, разумеется, отца, хотя могут наблюдаться и иные ситуации). Первая модель воспитания характеризуется противоречивостью эмоций родителя по отношению ребенку. Противоречивость представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффектив-ность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью, завышенные требования - с родительской беспомощностью. Ребенок испытывает неуверенность из-за резких перепадов настроения родителя, страх и т.п., что препятствуют усвоению социальных норм и их реализации.

Авторитарный родитель больше полагается на строгость и наказания, редко общается с детьми. Это препятствует выражению собственного мнения детьми. Для такого типа воспитания характерно построение межличностных

отношений на основе статуса, престижа, а не эмоциональной привязанности и стремление рассматривать детей как свою собственность, стремление переделать из в рамках своих ценностей. Нередко такие родители идеализируют представление о самом себе и недооценивают положительных качеств и способностей ребенка.

Это не может не сказаться в дальнейшем на ребенке, воспитывающемся в такой семье, повлечет за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок «перенесет» во взрослую жизнь. Часто выросший ребенок трудом создает собственную гармоничную и устойчивую семью. Ребенок, воспитывающийся одинокой матерью нередко имеет сложности в отношениях со сверстниками, особенно противоположного пола, вырастает излишне зависимым от матери. Особенно негативно сказывается воспитание в преимущественно женском окружении для подрастающих мальчиков (при отсутствии рядом близкого и значимого для матери и ребенка родственника - деда, дяди и т.п.). Такой ребенок, не видя примера отца перед глазами, копирует фе-минные черты окружающих его родственниц, тем более, что и в школах воспитание преимущественно женское и поощряются качества, свойственные девочкам (прилежание, усидчивость, послушание). . У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

К этим же проблемам нередко приводит и внебрачная рождае-

мость, хотя судить по числу детей, рожденных вне брака, о том воспитывается ли ребенок в фактически неполной семье сложно, так как это может быть просто незарегистрированный союз. (По данным переписи населения 2002г. из 1000 состоявших в браке мужчин 98 не регистрировали его в органах ЗАГС, среди женщин - соответственно 97)

Изменяется общественное отношение к добрачным связям к так называемому пробному браку. По данным социологического опроса, проведенного в 2006г. в 8 регионах РФ «Семья и общество в России: эволюция оценок и ценностей в общественном мнении населения» однозначно за такой вид отношений 28% опрошенных, еще 42% в целом такую практику поддерживают, но хотели бы каких-то законодательных гарантий (оформления) и только 22% однозначно против.

Эти процессы способствуют дальнейшему росту внебрачной рождаемости, воспитанию в неполных семьях. В 2006г. вне зарегистрированного брака родилось чуть более 28% детей от общего числа родившихся. Более того, начиная с 1994г. почти постоянно (исключение составил только 1999г.) увеличивается и абсолютное число таких рождений. У городских женщин доля родившихся вне брака составляла 28,3%, у сельских -34,3%.

Возраст незамужних матерей имеет два пиковых значения - до 20 лет (в 2004г. 47,3%) и старше 35 лет: 35-39 лет (30,3%) и 40-44 (33,7%)1. Первый, приходящийся на самые молодые возраста, отражает снижение возраста начала сексуальных отношений, рост добрачных беременностей. (Причем 61,9% из них регистрируются по заявлению матери). Рождение детей у столь юных матерей нередко приводит к значительным сложностям в их воспитании - перекладывании его на третьих лиц

1 см. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М., 2006

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2008

(в лучшем случае на бабушек и дедушек), детские учреждения, вплоть до отказа от ребенка. Большая часть детей, рожденных в старших возрастах регистрируется по совместному заявлению родителей (у 35-39 летних 57,2%, у 4044 летних -53,5%), что свидетельствует о том, что фактически такая семья существует, однако, по тем или иным причинам партнеры не хотят заключать официальный брак.

По данным большинства социологических исследований, проведенных учеными- демографами в разные годы в некоторых регионах России (в качестве примера можно упомянуть исследование в Новгородской области2 в 2003г., Самарской области в 2005г.3, Псковской области в 1994г4. и ряд других), что стабильный брак, благополучная супружеская жизнь в значительной степени определяет репродуктивные ориентации. Часто такие семьи характеризуются и более высокими репродуктивными ориентациями.

Это весьма важный момент в свете одной из очень ярких тенденций, начавшейся еще с 60-х годов ХХ века - переходу к мало-детной семье. За годы между переписями 1989 г. и 2002 г. доля домохозяйств (семей), состоявших из 2 и более человек и имевших в своем составе несовершеннолетних детей уменьшилась с 61 до 52%.

Однако, двухдетная модель семьи остается идеалом для большинства россиян. Несмотря на некоторый рост общего коэффициента рождаемости в 2007г. -11,4%, в 2006г . -10,4%, (минимум наблюдался в 2000г. -9,0%), суммарный коэффициент

рождаемости, более точно характеризующий этот процесс по-прежнему составляет 1,29 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста

Эту же тенденцию можно выявить и при рассмотрении возрастных коэффициентов рождаемости. Средний возраст матери при рождении ребенка в 2006г. составил 25,7 лет, отца еще старше. Уже к 2004г. вклад рождений у женщин моложе 25 лет в суммарный коэффициент рождаемости сократился до 45,3% (максимума он достиг в 1993г и составил более 60%), в возрастной группе матерей 30-39 лет он составил 23,7% и был 1,65 раза больше, чем в 1994г. В настоящее время максимумы рождений продолжают сдвигаться на более поздний срок ( В 2007г. вклад рождений у женщин в возрасте до 25 лет составил всего 43,8, в возрасте 30-39 лет - 25%), максимум рождений приходится на возрастную группу матерей 25-29лет -30%.

Самая низкая доля детского населения в двух столицах -Москве и Санкт-Петербурге, соответственно 13,2 и 13,7%. По мнению многих демографов и социологов5, Москва и Санкт-Петербург - законодатели моды во всех аспектах образа жизни, в том числе и репродуктивного поведения. Так что по этим процентам можно уверенно предполагать, что в дальнейшем рождаемость будет падать на территории всей страны Это значит, что в основном семьи формируются в настоящее время по так называемому «западному образцу» партнеры вступают в брак сложившимися людьми, закончив обучение, нередко после достижения финансовой самостоятельности о

родителей. Особенно ярко проявляется эта тенденция в городах, где на молодежь большее влияние оказывают западные стандарты (например, желание иметь отдельное жилье). Нельзя сказать, что этот фактор оказывает негативное воздействие на воспитание ребенка - родители в зрелом возрасте более серьезно и осмысленно подходят к проблеме отцовства и материнства, готовы уделять ребенку больше времени и внимания, имеют больше возможностей для удовлетворения его потребностей. Но с другой стороны имеется большая вероятность, что поздний ребенок окажется в семье единственным. Это может произойти по целому ряду причин: во-первых, сокращается

репродуктивный период, тем самым уменьшается вероятность появления на свет последующих детей, во-вторых, с годами репродуктивное здоровье родителей может ухудшиться и привести невозможности иметь еще ребенка. Помимо этого с возрастом у брачной пары складывается особая система ценностей, ритм и уклад жизни, который может нарушить появление ребенка и семья приходит к решению не заводить больше детей.

Малодетность негативно отражается на воспитании детей в семье, их дальнейшей социализации и адаптации в жизни. По мнению многих ученых педагогов и социологов существует тесная связь между этими двумя функциями, потому что в однодетных семьях нарушены взаимоотношения как между супругами (С ма-лодетностью связано и такая тенденция изменения типа взаимоотношений в семьях: от тради-

2 См. Архангельский В.Н. Семейная жизнь и тенденции воспроизводства населения в Великом Новгороде, М., 2002

3 Таюнова О.А.»Рождаемость и репродуктивное поведение населения Самарской области» автореферат диссертации на соискании ученой степени кандидата экон. наук. М, 2006

4 см. Кучмаева О.В. анализ репродуктивного поведения замужних женщин на основе исследования «Псковская область -94»М., 1995

5 См. А.И. Антонов, В.А. Борисов Динамика населения России В XXI веке и приоритеты демографической политики. М., Издательский дом «Ключ С», 2006.

6 См. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи. «Тезисы конференции Психологические проблемы современной российской семьи» Т.1. М, 2005

№4, 2008

ционного детоцентристкого - к су-пружескому)6, так и между родителями и детьми (например, излишняя опека ребенка, зависимость от родительского мнения -так по опросам единственные дети в семье иногда не желают иметь друзей среди сверстников, т.к. им с ними скучно или достаточно общения с родителями, испытывают трудности в детском коллективе).. Нередко, выросший без братьев и сестер человек и в своей семье не желает иметь больше одного ребенка, хотя уже имеет возможности для рождения и воспитания нескольких детей.

Одна из сегодняшних негативных демографических тенденций -чрезмерная смертность населения, которая весьма негативно сказывается и на выполнении семьей своих главнейших функций. В соответствии с данными государственной статистики, число умерших в России за 2006г. превысило количество родившихся в 1,3 раза. Наиболее негативной особенностью современного демографического кризиса России являются беспрецедентно высокая смертность населения, особенно в трудоспособных возрастах. При этом смертность мужчин в трудоспособных возрастах почти в 4 раза превышает смертность женщин.

Однако и смертность женщин в трудоспособных возрастах весьма велика, что может быть не так заметно, на фоне колоссальной мужской смертности. Как и у мужчин, основной вклад в снижение продолжительности жизни при рождении у женщин вносит рост смертности взрослых. При этом вклад возрастов 15-59 лет в общее изменение ожидаемой продолжительности жизни при рождении женщин увеличивается. Так, снижение продолжительности жизни определяется ростом смертности в этом возрастном интервале в 1994 году по сравнению с 1990 годом на 60%, а в 2003 году по сравнению с 1998 годом — на 90% . Исходя из

возраста, большинство из умерших могло иметь несовершеннолетних детей

Пик смертности женщин в трудоспособных возрастах приходится на возрастной период 44-59 лет (у мужчин на возраст 40-44 года), причем за последние годы изменяется структура причин смертности, которая становится близка к мужской (на первом месте болезни кровообращения, на втором - несчастные случаи, отравления и травмы, убийства и самоубийства)7

Высокая заболеваемость и смертность снижают возможности реализации семьей репродуктивной функции, овдовевшие супруги даже если и вступают в повторный брак, весьма редко заводят в нем детей.

Потеря родителя (или обоих сразу) - это одно из самых негативных событий в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не находился, имеющее самые тяжелые последствия для его социализации.. Не говоря уже о том, что в таких семьях резко понизился уровень жизни из-за потери кормильца (все -таки мужская смертность выше), члены этих семей и особенно дети пережили тяжелейшую психологическую травму, которая может сказаться в дальнейшем на всей жизни ребенка... Оставшийся супруг (чаще, разумеется, женщина-мать) больше времени и сил тратит на работу, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни семье, что опять-таки негативно скажется на воспитании ребенка. У детей, потерявших родителя наблюдаются различные расстройства психоэмоциональной сферы: фобии, нарушения сна и аппетита, депрессивные синдромы, потеря мотивации к учебе и другой активной деятельности, поведенческие расстройства.

Как самый крайнее последствие потери родителей можно отметить полный распад семьи -

такой ребенок может оказаться в приюте или детском доме, что самым пагубным образом сказывается на его воспитании и дальнейшей жизни (такие дети чаще всего не приспособлены к самостоятельному существованию, не имеют самых простых навыков самообслуживания и общения, что в дальнейшем не дает им возможности создать свою семьи, быть полноценными членами общества). Если не рассматривать столь крайние случаи, то последствия смерти одного из родителей (чаще отца) можно сравнить с разводом родителей, но имеющим еще более тяжелые последствия для эмоциональной сферы ребенка.

Резюмируя, можно сказать, что на реализацию семьей репродуктивной и воспитательной влияют следующие демографические факторы:

• значительно ухудшают возможности семьи реализовать свои репродуктивные планы и осуществить должное воспитание детей рост разводов, исключение отца из воспитательного процесса, внебрачная рождаемость. Отсутствие отца в семье приводит нарушение поло-ролевой идентификации ребенка, порождает массу психологических проблем.

• Стабильный и успешный брак значительно улучшает реализацию репродуктивной функции и расширяет воспитательные возможности семьи, а развод и конфликты между родителями, предшествующие ему, искажают воспитательную модель, приводят к потере доверия к родителям, неврозам и т.п.

• Существует связь между выполнением репродуктивной и воспитательной функций семьи: сверхнизкая рождаемость и связанная с этим малодетность в российских семьях осложняет воспитание детей, так как для успешной социализации ребенка необходим детский коллектив, в том

7 см. Андреев Е., Кваша Е., Харькова Т. Возможно ли снижение смертности в России. www.demoskope.ru.

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2008

числе и в семье. При малом числе детей в семье возможны нарушения взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми;

• Высокая смертность населения, особенно в трудоспособных возрастах, повышает вероятность потери родителя, что снижает число детей в семье, крайне негативно сказывается на развитии ребенка.

Литература

1. Андреев Е., Кваша Е., Харькова Т. Возможно ли снижение смертности в России. www. demoskope.ru.

2. Антонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России В XXI веке и приоритеты демографической политики. М., Издательский дом «Ключ С», 2006

3. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М., 2006

4. Архангельский В.Н. Семейная жизнь и тенденции воспроизводства населения в Великом Новгороде, М., 2002

5. Баранова Е.В. Особенности

и проблемы современной семьи. «Тезисы конференции Психологические проблемы современной российской семьи» Т.1. М, 2005

6. Кучмаева О.В., Петрякова О.Л., Марыганова Е.А., Сабитова Г.В. Московская семья 2006: информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. -М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2007

7. Кучмаева О.В. Анализ репродуктивного поведения замужних женщин на основе исследования «Псковская область -94» М., 1995

8. Таюнова О.А.»Рождаемость и репродуктивное поведение населения Самарской области» автореферат диссертации на соискании ученой степени кандидата экон. наук. М, 2006

Bibliography

1. Е. Andreev, Е. Kvasha, T. Kharkova Is it possible to decrease the death rate in Russia. www. demoskope.ru.

2. A.I. Antonov, V. A. Borisov

Dynamics of the population of Russia in the XXI-st century and priorities of a demographic policy. M, the Publishing house "KlychC", 2006

3. V. N. Arkhangelskyi Factors of fertility. M, 2006

4. V. N. Arkhangelskyi Home life and tendencies of reproduction of the population in Great Novgorod, M, 2002

5. E. V. Baranova Features and problems of a modern family. «Conference theses Psychological problems of a modern Russian family» V.1. M, 2005

6. O. V. Kuchmaeva, O. L. Petr-jakova, E. A. Maryganova, G. V. Sabitova Moscow family 2006: research and information materials by results of sociological research. - M: SSRI of family and education, 2007

7. O. V. Kuchmaeva Analysis of reproductive behaviour of married women on the basis of research «the Pskov area - 94» M, 1995

8. O. A. Tajunova «Birth rate and reproductive behaviour of the population of Samara region» the author's abstract of thesis for the degree of phD in economics. M, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.