Научная статья на тему 'Влияние дальневосточной философской традиции на мировоззрение востоковеда Н. И. Конрада'

Влияние дальневосточной философской традиции на мировоззрение востоковеда Н. И. Конрада Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / БИОСОЦИАЛЬНАЯ МЕТАСИСТЕМА / CULTURAL-HISTORICAL CONCEPT OF N. I. KONRAD / BIOSOCIAL METASYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бадаев Евгений Васильевич

Рассматривается проблема теоретико-методологического поиска в отечественном востоковедении в середине ХХ в. на примере научного творчества востоковеда Н.И. Конрада. В центре внимания проблема влияния философской мысли Китая (сунской школы) на формирование его мировоззрения. Отражены элементы культурно-исторической концепции ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of theoretical and methodological search in Russian oriental studies in the middle of XX century illustrated in the works of N. I. Konrad is considered in the article. The centre of attention is the problem of influence of the Chinese philosophical thought (the Sung dynasty philosophical school) on the outlook formation of N. I. Konrad. Same aspects of cultural and historical conception of the scientist on the world historical process are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Влияние дальневосточной философской традиции на мировоззрение востоковеда Н. И. Конрада»

2009 История №2(6)

УДК 930.2:140.8

Е.В. Бадаев

ВЛИЯНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВОСТОКОВЕДА Н.И. КОНРАДА

Рассматривается проблема теоретико-методологического поиска в отечественном востоковедении в середине ХХ в. на примере научного творчества востоковеда

Н.И. Конрада. В центре внимания проблема влияния философской мысли Китая (сун-ской школы) на формирование его мировоззрения. Отражены элементы культурноисторической концепции ученого.

Ключевые слова: культурно-историческая концепция, биосоциальная метасистема.

Возрождение интереса к проблеме «человек в истории» в середине ХХ в. ставило вопрос о поиске новой теоретико-методологической основы, способной органично соотносить макро- и микроисторические процессы. Активное участие в разработке новой методологии принял Н.И. Конрад. По убеждению ученого, важную роль в расширении гносеологических возможностей европейской, в том числе отечественной, гуманитарной науки может сыграть дальневосточная философия, прежде всего идеи «И-цзина» (Книга перемен) и сунской школы. Н.И. Конрад отмечал, что в отличие от европейской мысли сунская философия в своем стремлении познать человека смогла избежать разрушения его целостности; она выводила человека из-под влияния внешних сил и делала его действенной силой природных, социальных и культурно-исторических процессов. Переосмысление сунскими философами заложенных в «И-цзине» идей позволило им «создать гибкую, поистине диалектическую, всеобъемлющую философию, охватывающую природу, человека, историю, жизнь», рационалистическую в своей основе и учитывающую психоэмоциональную природу человека [1. С. 345]. Используя идеи и методы этой философии, рассматривающей в единстве процессы на макро- и микроуровнях, Н.И. Конрад будет оформлять свою научно-философскую концепцию.

Методологические основы «Книги перемен» для ученого раскрывали, применительно к истории, характер протекания макроисторических процессов. Представленная в «И-цзине» структура взаимодействия 64 гексаграмм (ситуаций) отражала универсальный закон бытия, раскрывающийся как в развитии его природных и социальных систем, так и в системе их взаимосвязей [4. С. 73]. Каждая гексаграмма призвана обозначать определенную ситуацию, причем ситуацию не статическую, а динамическую. Таким образом, любая ситуация всегда представляет собой нечто развивающееся и к чему-то приводящее. Реализация данного закона имеет как качественные, так и пространственно-временные характеристики. Для сунцев закон «протекает в пространстве и во времени», отражая взаимосвязи как между одновременно существующими явлениями, так и явлениями, отстоящими друг от друга во времени. Это позволяет увидеть в общей динамике развития как отдельную ситуацию, так и смысл самого процесса. В основе же этого развития лежит

закон диалектики, связанный с чередованием статических и динамических состояний [5. С. 179-180].

Сунские философы придали универсальный характер этому закону. Он был подобен внутреннему императиву, изначально заложенному в природе бытия, в том числе и человека, поэтому приобретал статус «естественного закона» [5. С. 186-187]. Идея субстанционального единства человека и природы давала возможность Н.И. Конраду актуализировать применение целостного и субстанционального подходов для историко-теоретических исследований, утверждать общенаучный характер системного метода как синтеза диалектического (стадиального) и структурно-функционального подходов. Эти методы, по мнению ученого, позволяли при изучении истории не только приоткрывать внутренние принципы функционирования и развития индивида, социума, природы, но и отражать их взаимосвязи.

Отношение Н.И. Конрада к микроистории в её соотношении с макроис-торическими процессами определялось его пониманием человека. Монистический взгляд сунцев на человека не привел их к отрицанию специфики человеческой природы. Как отмечал ученый, в понимании природы и человека в их взаимосвязи для сунцев важную роль играл закон - ли и фэнь шу [постигать единое, различать особенности]. Сам Н.И. Конрад отмечал, что знакомство с этой формулой стало поворотным моментом в его мировоззренческом поиске. Он писал: «В эту формулу, как она дана в жизни, я вглядывался и вживался много лет: причем в её обе части; совершенно равноценные для сун-цев: они не могли помыслить о «ли» [постигать], чтобы тут же не думать о «фэнь» [различать]; не могли допустить никакого «и» [единого], без того, чтобы видеть в этом «и» того, что они называли «шу» [особенности]» [6. С. 301].

Человек в сунской философии не изымался из всего материального мира, не противопоставлялся всем вещам, он только выделялся среди них своей «наиболее одухотворенной природой». Данная природа проявлялась в особой форме, присущей всем вещам, но максимально сконцентрированной именно в человеке - в человеческом начале, т.е. гуманизме. Именно эта морально-нравственная категория вводилась в разряд мироустроительной силы: гуманизм как «сила, порождающая вещи, и как действие, образующее вещи» [5. С.186]. Человек, развивший в себе гуманистическое начало, становился силой, определявшей развитие природы и социума.

Вслед за сунцами Н.И. Конрад утверждал необходимость понимания целостного человека в его биологической, социальной и психоэмоциональной (духовной) сущности. Это позволяло, с одной стороны, изучать человечество как единую «биосоциальную метасистему». С другой стороны, обосновать существование социокультурного многообразия на уровне индивида, социальных групп, классов, обществ, народов, цивилизаций, как важнейшее условие для существования и саморазвития единой «биосоциальной метасистемы» - человечества. По мнению Н.И. Конрада, данное многообразие обеспечивало «метасистеме» возможность свободы выбора оптимальной модели развития в разные исторические периоды.

Гуманизм, по мнению ученого, являлся основным системообразующим фактором. Ученый разделял точку зрения сунцев о неоднозначности пони-

мания гуманизма. Он указывал на сложную, но не абстрактную структуру данного явления. Гуманизм рассматривался не только как духовная сила, побуждающая человека к творчеству, но и сила, позволяющая природе достраивать через человека особую сферу - культуру. Таким образом, гуманизм отражал «миропонимание» (систему взглядов) и «мироощущение» (восприятие, выражающееся в чувствах, эмоциях, действиях) человека, приобретал характер ценностно-целевой функции в развитии общества [3. Л. 5-6]. Н.И. Конрад не отрицал определенных содержательных расхождений в гуманистических концепциях в разных культурно-исторических ареалах. По его мнению, данное разнообразие отражало наличие определенных функциональных специализаций у разных цивилизаций в рамках единой «метасистемы». Однако сущностное единство гуманистических концепций, подчеркивал Н.И. Конрад, определялось господствующим в разные исторические периоды типом мышления.

Процессы, протекающие на макро- и микроуровнях, по мнению ученого, не противостояли друг другу, а находились в диалектическом взаимодействии. Развитие человечества как «биосоциальной метасистемы» на макроуровне определялось закономерностями глобально-стадиального развития: на каждом этапе происходило стабильное воспроизводство системной организованности; на микроуровне - изменение качественного субстрата истории, в результате взаимодействия и борьбы многообразных социокультурных моделей. Восприятие человечества как «метасистемы» предоставляло возможность судить как о целостных характеристиках системы, так и элементах, её составляющих, при этом значение данных элементов определялось с точки зрения их места в рамках исследуемого целого.

Литература

1. Конрад Н.И. Неопубликованные работы. Письма. М., 1996.

2. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

3. Конрад Н.И. О докторской диссертации А.И. Иванова «Роль литературы в творчестве писателя» от 22 декабря 1961 г. // АРАН. Ф. 1675. Оп. 1. Д. 103. Л. 5-6.

4. Конрад Н.И. Предисловие к первому изданию «Китайской классической «Книги перемен»» // Ю.К. Щуцкий Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993.

5. Конрад Н.И. Философия китайского Возрождения (о сунской школе) // Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

6. Вахтин Б.Б. К портрету Николая Иосифовича Конрада // 1п тетопат. Исторический сборник памяти Ф.Ф. Перченка. М.; СПб., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.