Научная статья на тему 'Влияние человеческих страхов и желаний на фильмы ужасов'

Влияние человеческих страхов и желаний на фильмы ужасов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3292
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / ЖАНР / УЖАСЫ / ХОРРОР / ТРИЛЛЕР / СМЕРТЬ / ТЕЛЕСНОСТЬ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Селиванова Диана Игоревна

В данной статье рассматриваются фильмы жанра хоррор с точки зрения психологии. Анализируются причины возникновения страха, интереса и любви к данному жанру кино, приводятся примеры кинопроизведений. Также описывается социальное значение фильмов ужасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние человеческих страхов и желаний на фильмы ужасов»

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАХОВ И ЖЕЛАНИЙ НА ФИЛЬМЫ УЖАСОВ Селиванова Д.И.

Селиванова Диана Игоревна - магистрант, направление: прикладная информатика в области искусств

и гуманитарных наук, кафедра прикладной информатики, Институт социального инжиниринга, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнёва, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье рассматриваются фильмы жанра хоррор с точки зрения психологии. Анализируются причины возникновения страха, интереса и любви к данному жанру кино, приводятся примеры кинопроизведений. Также описывается социальное значение фильмов ужасов. Ключевые слова: кинематограф, жанр, ужасы, хоррор, триллер, смерть, телесность, сексуальность.

Хоррор является одним из жанров, которые пользуются особой популярностью у кинематографистов, исследователей и обычных зрителей. Сильнее других этот неоднозначный жанр вызывает множество вопросов в связи с тем, что оказывает значительное влияние на психику человека, имея при этом порой довольно интересный скрытый подтекст.

Человек живет в постоянном состоянии страха: потери денег или близких, лишения свободы, насилия, неудач, болезни, смерти и др. Страх в этом плане, наверное, самая главная проблема жизни в обществе, определяющая характер, образ жизни человека и его отношение к другим людям.

Один из наиболее известных американских критиков Робин Вуд, в свое время, изучая жанровое кино и хоррор, анализировал фильмы жанра с точки зрения вульгарного фрейдо-марксизма и в первую очередь через интерпретацию фрейдизма Гербертом Маркузе. Вудом были сделаны выводы, что монстр в хорроре символизирует фигуру, которая была вытеснена обществом, при этом вытеснена из-

за страха перед их инаковой сексуальностью. Например, в фильме «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера, явно прослеживается страх общества перед отставными, но все еще практикующими работниками скотобойни, — страх перед пролетариями, а в фильме «Поворот не туда» Роба Шмидта - страх перед людьми, всю жизнь существующими чуть ли не в полном отрыве от социума [1].

Канадский исследователь кинематографа Барри Кит Грант как-то отметил, что фантастика смотрит вверх и ввысь, на звезды, в небеса, а хоррор смотрит вниз, на тело и внутрь тела. Страх перед неестественными изменениями своего тела, паразитами внутри своего тела и его заражением стал основой для фильмов ужасов поджанра «боди-хоррор». Примером таких фильмов является «Видеодром» Дэвида Кроненберга, «Американская Мэри» сестёр Соска. Многие из картин Кроненберга поднимают проблему того, что принято считать нормальным, а что — ненормальностью, зыбкость грани между этими понятиями.

Серия фильмов про «Чужого» Ридли Скотта, «Нечто» Джона Карпентера и «Ловец снов» Лоуренса Кэздана, повествуя о незаметном или травматическом проникновении в человеческое тело каких-либо инородных живых существ и последующей мутации организма носителя, в свою очередь являются метафорами половых контактов и беременности, но только жертвами травматичного опыта здесь оказываются чаще всего мужчины. Можно сказать, что на самом деле предметом страха является в этом случае женская физиология (половые органы, менструации, беременность), которая как отталкивает, так и притягивает представителей противоположного пола, вследствие чего возникает и сексуальное влечение. Плохая осведомленность в вопросах, относящихся женскому организму, является следствием повышенного интереса к нему (хорошим примером страха перед женской телесностью является фильм «Связанные насмерть» того же Дэвида Кроненберга).

Другая тема хорроров - потребление, пожирания плоти. Употребление тела в пищу представляет собой чистую

форму сексуальных взаимоотношений, которые и строятся на поглощении одной плоти (жизни, свободы, души, любви) другой. Согласно устоявшейся модели отношений, люди хотят полностью потребить чужое (например, высосать его целиком, как в фильмах «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы и «Интервью с вампиром» Нила Джордана) и не уступить свое. Такой вампиризм, как и каннибализм - это и современная политика, и формат сексуальной связи. Фильмы ужасов просто проговаривают эту истину вслух. «Сырое» Джулии Дюкорно хоть и выставляет на первый план страх взросления, но также во многих сценах отлично демонстрирует тесную связь каннибализма и секса [3].

Что касается социального значения произведений жанра, ужасные фантастические персонажи зачастую затрагивают вполне реальные проблемы социума в определённый исторический отрезок. Вот, к примеру, что пишет американский культуролог, специалист по «мрачной» фантастике Дэвид Дж. Скал про фильм «Рассвет мертвецов» Джорджа А. Ромеро: «Поствьетнамский сиквел получился сардонической и циничной социальной сатирой. Торговый пассаж, заселенный плотоядными зомби, -метафорическая модель общества потребления, в котором стимулирование потребительского интереса приобрело маниакальный характер» [4].

Когда в середине 60-х началась сексуальная революция, в продаже появились оральные контрацептивы и многие другие средства для женщин, и в фильмах ужасов всеми красками заиграла тема монструозных детей («Ребенок Розмари» Романа Полански, «Омен» Ричарда Доннера). Связано это было с громким скандалом - лекарство «Талидомид», поддерживавшее женское самочувствие во время беременности, оказалось недостаточно проверенным и, как выяснилось, влекло за собой детские мутации.

До сих пор в мейнстримном кино есть отражение страха перед скорой женской эмансипацией. Очень интересно смотреть, как с одной стороны создатели фильмов стараются не прослыть сексистами, а с другой - отчетливо воплощают

старые мифы. Например, кино про ведьм («Ведьма» Роберта Эггерса) всегда интересно тем, что сама тема ведьмовства сама по себе отражает древний страх перед женщинами [2].

В фильмах ужасов довольно часто обыгрываются сюжеты, связанные с актуальными сегодня технологическими страхами: перед радиацией («У холмов есть глаза» Александра Ажа), плохой экологией («Залив» Барри Левинсона) и перед вышедшими из-под контроля машинами («Терминатор» Джеймса Кэмерона). Компьютерные и прочие технологии развиваются в ускоренном темпе. Джеффри К. Александер по этому поводу пишет: «Компьютеры легко вписались в существовавший дискурс. С самого их появления в 1944 г. и в течение последующих тридцати лет они виделись сакральными, мистическими объектами, обладающими невероятными способностями и олицетворяющими одновременно и сверхчеловеческое зло, и сверхчеловеческое добро. К этому можно добавить, что в повседневной жизни над людьми довлеет страх. Биологические страхи не пропадают, но к ним добавляются новые - техногенные. Человек не ощущает себя «царём природы» как в прежние годы, о чём в гиперболической форме показывается в кино про техноужасы» [4].

Остаётся следить за развитием жанра ужасов в западных странах, анализировать поведенческие особенности зрителя и персонажей кинофильмов, социокультурные аспекты, искать общие тенденции. Здесь большое поле работы и для социологии культуры, и для социологии кино. Так или иначе, тема хоррора чрезвычайно важна и, конечно, нуждается в более детальном анализе.

Список литературы

1. Павлов А. FAQ: Теория хоррора. [Электронный ресурс].

URL: http://postnauka.ru/faq/35039 (дата обращения:

01.06.2019).

2. Мария Алъ-Салъхани. Психология хоррора: почему люди так любят кино про маньяков [Электронный ресурс]. URL: https://mir24.tv/articles/16367466/belarus-dlya-shopogoHka-marmelad-so-vkusom-konyaka-lidskie-kedy-i-dizainerskaya-odezhda (дата обращения: 02.06.2019).

3. Корнев В.В. Фильмы ужасов [Электронный ресурс]. URL: http://ec-dejavu.ru/h/Horror_films.html (дата обращения: 03.06.2019).

4. Хвостов А.А. Отражение социальных проблем общества в фильмах ужасов [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/28/1269794208/Hvostov.p df (дата обращения: 04.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.