Научная статья на тему 'Влияние атомного кластера территориальной экономики на структурные сдвиги рынка рабочей силы'

Влияние атомного кластера территориальной экономики на структурные сдвиги рынка рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние атомного кластера территориальной экономики на структурные сдвиги рынка рабочей силы»

также построению теоретической и эмпирической базы для программных социокультурных проектов и их реализации на территории России и отдельных субъектов Российской Федерации.

Смирнова Т.Л.

к.э.н., Северский технологический институт - филиал МИФИ

ВЛИЯНИЕ АТОМНОГО КЛАСТЕРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Качественные сдвиги в развитии современной территориальной экономики России вызваны новым сочетанием факторов и источников экономического роста. Одной из причин, сдерживающих технологическую модернизацию российской экономики, является недостаточный уровень подготовки специалистов, необходимой для стабильного развития интенсивной модели экономического роста и реализации инновационной стратегии территорий. Неэффективное функционирование системы подготовки и переподготовки специалистов создает диспропорции профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке рабочей силы, формируя ситуацию наличия свободных рабочих мест по одним профессиональным группам и избыток предложения рабочей силы по другим. Несбалансированные экономические связи между территориальными институтами системы образования и производства, реформирование и коммерциализация системы высшего образования, асимметричность информации о потребностях в специалистах являются факторами неэффективного мониторинга рынка рабочей силы и структурных отраслевых диспропорций.

Снижается роль традиционных источников роста в экономическом развитии территорий, возрастает потребность и издержки на поиск информации как экономический ресурс, увеличивается роль знаний, инноваций, новых технологий, продуктов и услуг в повышении конкурентоспособности субъектов рынка, формируется новая секторная модель занятости населения. Темпы экономического роста территорий определяются, как правило, не количеством вовлекаемых ресурсов в процесс производства, а качеством и комбинацией использования, уровнем производительности труда и ролью инновационных технологий, вовлеченных в воспроизводственный процесс. Особую роль в экономической системе играет модель диверсифицированного предпринимательского поведения, которая является неотъемлемым элементом инновационной экономики, обеспечивая ее конкурентоспособность. Современным стратегическим направлением развития территориальной российской экономики является формирование и эффективное использование инновационного, инвестиционного потенциала, поддержка и развитие интегрированных форм предпринимательства для снижения уровня социальной напряженности на рынке рабочей силы.

Эффективное территориальное развитие и сбалансирование структуры рынка рабочей силы в условиях активизации инвестиционного и инновационного потенциала, устойчивой государственной поддержки приоритетных отраслей экономики формируется устойчивыми темпами экономического роста и реализацией модели социального партнерства в Томской области. Одним из специализированных центров территориальной экономики Томской области является моногород Северск, который признан наиболее крупным закрытым территориальным образованием. Северск проводит экономическую политику, обеспечивающую бюджетную и социальную эффективность территории, и концентрирует ресурсы, необходимые для формирования отраслевых кластерных структур. Северск имеет гибко взаимодействующие, специализированные промышленный и образовательный комплексы, с диверсифицированными финансовыми потоками. Территориальный атомный кластер с участием Северска эффективно выстраивает отношения институционального диалога в поиске компромиссных социально-экономических решений с администрацией Томской области, партнеры сотрудничают в сфере управления интеллектуальной собственностью, совместного использования научно-технического потенциала, улучшения инвестиционного климата. Высокотехнологичное кластерное производство с высоким экспортным потенциалом формирует устойчивый спрос на молодых специалистов инженерных профессий с навыками инновационного менеджмента и маркетинга.

Формирование устойчивой профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы Северска тесно связано с инновациями, реализуемыми территориальным кластером на базе развития ядерных технологий и инновационных систем подготовки высококвалифицированных специалистов. Взаимодействие субъектов атомного кластера происходит в системе корпоративного партнерства. ОАО «Сибирский химический комбинат» является градообразующим предприятием и участником корпоративной отраслевой системы, контролируемой госкорпорацией «Роса-том»1. Северск испытывает влияние развития технико-внедренческой зоны Томской области, постепенно совершенствуя ресурсную модель предпринимательской деятельности. Это повышает удельный вес вновь созданных в городе предприятий малого бизнеса в сфере услуг и непроизводственной сфере за последние годы, формирует новые структурные сдвиги на рынке рабочей силы, обеспечивая инновационную модель развития территории. Информационное обслуживание населения как одно из новых направлений территориальной экономики в городе является устойчивой и доходной сферой деятельности для разных форм предпринимательства при сохраняющемся и растущем спросе населения на этот ресурс. ОАО «Сибирский химический комбинат» включается в формирование информационного пространства, является активным участником бизнес-коммуникативных, логистических сетей и рынка информационных услуг в Томской области.

1 http://www.rosatom.ru

Устойчивыми партнерами ОАО «Сибирский химический комбинат» в кластерной территориальной структуре являются предприятия среднего и мелкого бизнеса, образовательные институты с инновационной инфраструктурой и научно-исследовательскими центрами1. Реализация предпринимательских проектов в бизнес-инкубаторе СТИ НИЯУ МИФИ на основе развития нового типа коммуникаций решает социально-экономические задачи развития города по совершенствованию научной, информационной, социальной и коммуникативной инфраструктуры. Достоинством таких проектов является инновационной подход, реализуемый в рамках разработанной непрерывной системы эффективного мониторинга и анализа внешней, внутренней среды предприятий через анкетирование, исследование устойчивых элементов в модели социальных потребностей покупателей данных услуг, через формирование гендерного портрета клиента, выявление факторов и динамики уровня его платежеспособности. Благодаря успешной реализации этих бизнес-проектов создаются новые рабочие места на предприятиях малых форм бизнеса для молодых специалистов в Северске, увеличивается самозанятость населения.

Стабилизируется уровень социальной напряженности на рынке рабочей силы Северска, преодолевается информационная изолированность территории, развивается коммуникативное пространство и информационных технологий в управлении бизнес-процессами. Развитие инноваций в сфере информационных и социальных услуг повышает требования к образовательному уровню специалиста, его информационной культуре, формирует гибкую модель рынка рабочей силы на основе разных форм занятости в модели социально-экономического партнерства вуз - работник -малый бизнес, облегчая молодым специалистам переход от учебы к профессиональной деятельности. Инновации в процессе производства в Северске формируют новые структурные сдвиги рынка рабочей силы, которые проявляются в новом качестве рабочих мест и характере трудовых процессов, определяют новые требования к профессионально-личностным качествам специалиста.

Крупные, средние и мелкие предприятия в атомном кластере формируют единую инновационную и технологическую культуру2. В производстве она характеризуется восприимчивостью к новым идеям, технологиям и готовностью создавать новые, высокотехнологичные товары и услуги. Развитие инновационной культуры на предприятиях малых форм бизнеса в пищевой, легкой, обрабатывающей промышленности Северска осуществляется чрез управление инновационным потенциалом предприятия на каждом уровне управления. Создается система производственного менеджмента и мониторинга всей цепочки добавленной стоимости при формировании инновационной ренты для повышения эффективности функционирования участников атомного кластера. Предприятия, внедряющие инновации для получения инновационной ренты, повышая свою конкурентоспособность, используют диверсифицированную маркетинговую политику для разных секторов территориального рынка, социальную рекламу, управление торговой маркой, совершенствуя свои отношения с покупателями в атомном кластере. Рост первоначальной ожидаемой инновационной ренты на таких предприятиях разных секторов территориальной экономики формируется за счет создания новых ассортиментных групп товаров и услуг, развития системы послепродажного обслуживания для разных сегментов рынка с разным уровнем платежеспособности покупателя. Устойчивое долгосрочное развитие предприятий обрабатывающего и информационного сектора атомного кластера территориальной экономики достигается за счет роста занимаемой доли на рынке, непрерывного обновления ассортиментных групп продукции, управления кадровыми, производственно-технологическими, финансово-экономическими и организационно-управленческими составляющими инновационного потенциала.

Реализация бизнес-проектов предприятий инновационного, телекоммуникационного, социального секторов экономики территориального атомного кластера в Северске основана на позиционировании новых продуктов на рынке в сетевой модели развития инновационного потенциала предприятий, учитывающей ментальные особенности, неформальные модели поведения и культуру молодежи и потребителей старших возрастных групп. На успешность экономического поведения предприятий малых форм бизнеса на рынке Северска влияет система факторов: производительность труда, человеческий и производственный капитал, корпоративная культура, занимаемая доля на рынке, хозяйственные связи, социальный портрет трудового коллектива, мотивационные модели привлечения молодых специалистов к труду. Инновации, необходимые для роста экономического потенциала предприятий малых форм бизнеса, характеризуются нестандартностью решений, реализацией нововведений, более высокой эффективностью хозяйственной деятельности, стимулируют предприятие к удовлетворению более высокого уровня спроса на рынке рабочей силы.

Значительный вклад в развитие территориальной структуры экономики Северска вносят крупные предприятия, монополии с высокой степенью разделения труда и развитой иерархией управления. Государственные учреждения формируют устойчивый спрос на профессионально-квалификационные группы специалистов с традиционной образовательной подготовкой. Инновационным направлением в экономической деятельности таких предприятий является оптимизация деятельности управленческих структур и департаментализация, то есть передача права принимать решения отдельным подразделениям, формирование оптимальной профессионально-квалификационной структуры персонала и закрепление молодых талантливых специалистов в отрасли.

Реструктуризация предприятий ядерного топливно-энергетического комплекса в России, изменение организационно правовой формы ОАО «Сибирский химический комбинат» позволило оптимизировать производственную и социальную структуру, внедрить практику оперативного управления инвестиционными процессами, устанавливать гибкую тарифную политику на отдельные виды оказываемых услуг, связанных с реализацией энергосберегающих

1 ОАО «Сибирский химический комбинат». - http://www.atomsib.ru

2 Кресс В.М. Приветствие губернатора Томской области на первой конференции «Молодые атомщики Сибири». - http:// kress.tomsk.ru

технологий, сформировать кадровый резерв специалистов управления разного уровня. Грамотно выстроенная система мотивации работников планово-экономического, финансового, маркетингового отдела предприятий позволяет осуществлять своевременное перезаключение договоров, вести строгий контроль условий выполнения договоров, самостоятельно формировать гибкие тарифы на дополнительные услуги, использовать технологии эффективного контроля дебиторской и кредиторской задолженности.

Инновационная деятельность в ядерном кластере территориальной экономики направлена на формирование дополняющих друг друга экономических, социальных и других сопряженных эффектов; связана с производством, реализацией высокотехнологичной продукции и услуг, развитием дифференцированного спроса на профессионально-квалификационные группы, новыми способами поиска и привлечения специалистов с высоким уровнем информационной и профессиональной культуры. Под организационно-управленческими инновациями, реализуемыми в атомном кластере территориальной экономики, понимается совершенствование функциональной, отраслевой территориальной и организационной структуры, сетевой принцип организации самостоятельных субъектов экономической деятельности, объединенных общей целью и экономической целесообразностью.

Горизонтальная и вертикальная интеграция предприятий в атомном кластере территориальной экономики вызывает поэтапные отраслевые структурные сдвиги, позволяет усилить концентрацию капитала, выстроить технологические цепочки в рамках производственной кооперации и специализации. В Северске за счет повышающейся детализации профессионально-квалификационной структуры предприятий формируется более гибкое управление себестоимостью продукции, уровнем рентабельности, развиваются мягкие технологии внутриотраслевой конкуренции, эффективно координируется совместная деятельность. Такая организационная структура крупного и малого бизнеса демонстрирует альтернативность, взаимозаменяемость и многовариантность на основе гибкой постоянно совершенствующейся специализации технологий управления персоналом. Жесткость вертикальных связей дополняется множеством горизонтальных, которые находятся в постоянном развитии и оптимизации, дополняются системой управления, привлечения и высвобождения работников. Организационные изменения расширяют границы саморазвития, экономическую и инновационную активность предприятий атомного кластера.

Взаимодействия системы образования и рынка рабочей силы имеют ярко выраженный характер регионализации в атомном кластере территориальной экономики. Оптимизация и балансирование рынка рабочей силы происходят на основе совершенствования системы образования, повышения качества образовательных услуг через укрупнение институциональной структуры, развитие дистанционных технологий обучения на основе информационной политики вуза и формирования гибкой модели рынка рабочей силы, модели институционального партнерства бизнеса и образовательных институтов. Томская область осуществляет подготовку специалистов для атомного кластера территориальной экономики, она имеет образовательный комплекс, который составляет одну из доминирующих отраслей по численности занятых квалифицированных специалистов в территориальной экономике. Томская область лидирует по численности студентов высших учебных заведений в Сибирском федеральном округе, в ее образовательном комплексе реализуются принципы корпоративного и непрерывного профессионального образования.1 Наибольшая численность занятых с высшим образованием приходится на отрасли территориальной экономики: ядерный ТЭК, образование, здравоохранение, финансы, управление. Такая структура занятости специалистов с высшим образованием соответствует общероссийским тенденциям. Территории с развитым научно-образовательным комплексом и кластерными структурами формируют избыточное предложение высококвалифицированной рабочей силы, они характеризуются высокой долей специалистов с высшим образованием, которая составляет более 25%2.

Результатом развития атомного кластера в Томской области является стабилизация рынка рабочей силы, снижение уровня безработицы и изменение пропорций востребованных профессионально-квалификационных групп специалистов. Общий уровень безработицы в Томской области в конце 2009 года составлял 8,7%3. В соседних регионах Сибирского ФО ситуация на рынке рабочей силы была более критичной по уровню общей безработицы. В Алтайском крае этот показатель составил 12%, Новосибирской области - 10%, Кемеровской области - 10%, Красноярском крае -10%. Время поиска работы безработным в Томской области в 2009 году составляло 7 месяцев, а его среднее значение по Сибирскому ФО - 7,5 месяцев4. Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы в Томской области был значительно ниже соседних территорий, значение его в 2010 году было 1,3 человека на одну вакансию5. Комплексные антикризисные программы снижения уровня безработицы на территории Томской области имели позитивный эффект в сочетании с поддержкой развития атомного кластера территории. Удельный вес застойной безработицы в общей структуре безработицы в 2009 году в Томской области был ниже, чем в соседних регионах, он составлял 27%. Удельный вес застойной безработицы в общей структуре безработицы в Сибирском ФО в этот же период был зафиксирован на уровне 32%, в России - 29%.

В Томской области развивается система инновационного образования, удовлетворяются возрастающие требования работодателей к квалифицированным специалистам атомного кластера территориальной экономики. Профессиональная подготовка инженерных специалистов для атомного кластера ведется с использованием элементов дистанционного образования, инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарка, центра трансфера технологий). Научно-образовательный комплекс территории включает шесть вузов, три из которых имеют модели инно-

1 http://www.tomsk.gov.ru

2 Показатели развития ЗАТО Северск - http://old.seversknet.ru/economics/pokazateli

3 Томская область в Сибирском Федеральном округе: Стат. сб. / Томскстат. - Томск, 2010. - С. 20.

4 Там же, с. 23.

5 Департамент труда и занятости населения Томской области. - http://www.rabota.tomsk.ru

вационного образования и финансируются по федеральной целевой программе «Инновационные университеты Томской области». В Томской области реализуются модели непрерывного многоуровнего и дополнительного профессионального корпоративного образования. Повышение конкурентоспособности профессионально-квалификационных групп специалистов обеспечивает ускоренный переход к инновационной модели развития экономики территории.

Роль образовательных институтов с разной формой собственности, работающих в системе атомного кластера, заключается в том, чтобы использовать эффекты адаптационных возможностей взаимодействия системы образования с институтами рынка рабочей силы на основе внедрения системных, институциональных, структурных, финансовых, технологических, педагогических и социальных инноваций. Развитие инновационного сектора территориальной экономики требует специалистов более высокого профессионального уровня, способных создавать новые технологии для производства конкурентных товаров и услуг, увеличения рентного дохода. Современные инновации в профессиональном образовании основаны на сотрудничестве образовательных и экономических институтов в национальной экономике, они обеспечивают более высокий уровень подготовки специалистов.

Территории, имеющие кластерные структуры, эффективно формируют воспроизводственные процессы, стимулируют рост инновационной, инвестиционной и предпринимательской активности. Такие территории характеризуются менее напряженной ситуацией на рынке рабочей силы, скоординированной профессионально-квалификационной структурой спроса и предложения. Сфера производственных и социальных услуг с развитыми вертикально и горизонтально интегрированными отношениями в атомном кластере, ориентирована на рост экспортной производственной базы региона. Ускоренное развитие межотраслевых экономических связей обеспечивает устойчивый спрос на рабочую силу и рост занятости молодых высококвалифицированных специалистов на территории региона.

Сушко Е.Д.

к.э.н., с.н.с. ЦЭМИ РАН

МУЛЬТИАГЕНТНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ АПРОБАЦИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

В последние годы в нашей стране возросла активность регионов в сфере стратегического планирования, что выразилось в появлении множества разного рода документов регионального развития - стратегий, концепций, долгосрочных программ, планов действий, схем размещения и развития производительных сил, стратегических планов и т.п. (далее Стратегий). Правительством даже для упорядочения подобной деятельности региональных властей принят соответствующий нормативный документ, содержащий основные требования к документам регионального разви-тия1. Этот процесс вряд ли можно объяснить только своеобразной модой на подобные разработки, скорее, он свидетельствует о том, что руководители субъектов Федерации в полной мере ощутили ответственность за состояние дел в своих регионах и стремятся управлять этим состоянием, используя передовой мировой опыт. Так, в США, Канаде и в странах Западной Европы, начиная с 70-х годов прошлого века, широко и успешно применяется стратегическое планирование развития регионов2.

Следует отметить, что разработчики стратегических планов неизбежно сталкиваются с рядом объективных проблем.

Во-первых, Стратегии рассчитаны на достаточно длительный период времени, в течение которого изменяется как сам регион, так и внешняя по отношению к нему среда, определяющая условия его существования. Причем, часть этих изменений является следствием мер, предпринимаемых в рамках реализации Стратегии (ее мероприятий или проектов), а часть зависит от действия других факторов. Возникают проблемы как адекватного стратегического целе-полагания, так и соотнесения тактических и оперативных целей, гибко реагирующих на изменения текущего положения региона, с долгосрочными целями, поставленными в Стратегии.

Во-вторых, сами факторы социально-экономического развития настолько взаимосвязаны, что сложно выделить отдельное влияние каждого из них. Как правило, каждый реализуемый в рамках Стратегии проект оказывает воздействие на множество характеристик социально-экономического состояния региона, и необходимо научиться учитывать именно подобный синергетический эффект.

Наконец, сам характер объекта реформирования - регион, который является объектом мезоуровня, то есть, обладает сложной внутренней структурой и включает множество более мелких самостоятельно действующих субъектов. И, пожалуй, самым важным из таких экономических субъектов является человек, живущий на территории региона, участвующий в производстве, производящий и потребляющий общественные блага. Важным - не только потому, что именно состояние и трудовая деятельность людей, образующих в совокупности трудовой потенциал региона, является средством реализации Стратегии, но и потому, что улучшение жизни людей, собственно, и является целью всех подобных Стратегий.

1 Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2007 № 14 «Об утверждении требований к

стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

2

Хонкастл Л. Будущее любого сообщества зависит от намерений и устремлений жителей: Стратегическое планирование для успешного экономического развития // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / Под ред. Б.С. Жихаревича. - СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.