Научная статья на тему 'Влияние асимметрии информации на экономический рост'

Влияние асимметрии информации на экономический рост Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1088
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / ДОЛЯ РЫНКА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / РЫНОЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ECONOMIC GROWTH / INFORMATION ASYMMETRY / MARKET SHARE / PRODUCTION OPPORTUNITIES / MARKET OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Елена Геннадьевна, Витальева Елена Михайловна, Волков Сергей Константинович

Современный этап экономических преобразований в России характеризуется необходимостью создания благоприятных условий для экономического роста страны. Существующие модели экономического роста включают такие параметры, как инвестиции, производственные мощности, производительность труда и др. Однако представляется необходимым сформулировать модель, которая учитывает количество информации и ее асимметрию (избыток, неполноту, искажение и т. д.) как фактор, оказывающий существенное влияние на экономический рост. С целью разработки рекомендаций по снижению асимметрии информации для увеличения экономического роста проанализирована роль информации в существующих моделях экономического роста; выявлена зависимость экономического роста от асимметрии информации; оценено влияние асимметрии информации на экономический рост. Зависимость экономического роста от информационной асимметрии была выявлена с помощью эконометрических методов. Доказано существование прямой зависимости роста целевой аудитории предприятия от количества представляемой информации о фирме и ее продукции на микроуровне. Выявлено, что производимая экономическими субъектами информация выступает дополнительным показателем экономического роста в условиях развития информационных технологий и инноваций. Рассмотрены возможные последствия возникновения асимметрии информации. Сделан вывод о том, что постоянное отслеживание источников и нейтрализация возможных причин асимметрии информации позволит на микроуровне увеличить долю рынка, на макроуровне стимулировать экономический рост. Разработаны рекомендации по уменьшению информационной асимметрии. Результаты исследования могут быть использованы при разработке информационной стратегии деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гущина Елена Геннадьевна, Витальева Елена Михайловна, Волков Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ASYMMETRY OF INFORMATION ON THE ECONOMIC GROWTH

Modern stage of economic reorganization in Russia is characterized by the need to create favorable conditions for economic development of the country. Existing models of economic growth include the following parameters: investment, production capacities, labor productivity, etc. However, it seems necessary to formulate a model that takes into account the amount of information and the asymmetry of information (surplus, incompleteness, alteration, etc.) as factors of influencing economic growth. The role of information in the available models of economic growth has been analyzed; the dependency of economic growth on the asymmetry of information has been revealed; the impact of the asymmetry of information on economic growth has been evaluated. Econometric methods have revealed the dependence of economic growth on information asymmetry. The existence of a direct dependence of the growth of the target audience of the enterprise on the amount of information presented about the company and products at the micro-level. It was also revealed that information produced by the economic actors is an additional indicator of economic growth in conditions of information technologies development and innovation. There have been considered possible after-effects of information asymmetry. It has been inferred that continuous monitoring of sources and neutralization of the possible causes of asymmetry of the information will allow micro level data to increase market share, to stimulate economic growth at the macro level. There have been developed recommendations on reducing information asymmetry. The research results can be used for developing information strategy of the enterprise activity at the domestic and foreign markets.

Текст научной работы на тему «Влияние асимметрии информации на экономический рост»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

DOI: 10.24143/2073-5537-2017-4-7-14 УДК 338.1

Е. Г. Гущина, Е. М. Витальева, С. К. Волков ВЛИЯНИЕ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ1

Современный этап экономических преобразований в России характеризуется необходимостью создания благоприятных условий для экономического роста страны. Существующие модели экономического роста включают такие параметры, как инвестиции, производственные мощности, производительность труда и др. Однако представляется необходимым сформулировать модель, которая учитывает количество информации и ее асимметрию (избыток, неполноту, искажение и т. д.) как фактор, оказывающий существенное влияние на экономический рост. С целью разработки рекомендаций по снижению асимметрии информации для увеличения экономического роста проанализирована роль информации в существующих моделях экономического роста; выявлена зависимость экономического роста от асимметрии информации; оценено влияние асимметрии информации на экономический рост. Зависимость экономического роста от информационной асимметрии была выявлена с помощью эконометрических методов. Доказано существование прямой зависимости роста целевой аудитории предприятия от количества представляемой информации о фирме и ее продукции на микроуровне. Выявлено, что производимая экономическими субъектами информация выступает дополнительным показателем экономического роста в условиях развития информационных технологий и инноваций. Рассмотрены возможные последствия возникновения асимметрии информации. Сделан вывод о том, что постоянное отслеживание источников и нейтрализация возможных причин асимметрии информации позволит на микроуровне увеличить долю рынка, на макроуровне стимулировать экономический рост. Разработаны рекомендации по уменьшению информационной асимметрии. Результаты исследования могут быть использованы при разработке информационной стратегии деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках.

Ключевые слова: экономический рост, асимметрия информации, доля рынка, производственные возможности, рыночные возможности.

Введение

Рассмотрение источников и факторов, влияющих на экономический рост страны, является актуальной темой для изучения, особенно в условиях экономической нестабильности и кризисных ситуаций. Экономический рост можно определить как увеличение объема стоимости произведенных товаров и услуг в национальной экономике за определенный период времени [1]. Источниками экономического роста принято считать производительные и рыночные возможности страны [2].

Экономический рост может быть представлен, с одной стороны, как процесс взаимодействия системы экзогенных и эндогенных факторов, который рождается на стадии производства, сопровождается количественными и качественными изменениями производительных сил, уве-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-32-00006 «Разработка механизма преодоления отрицательных эффектов информационной асимметрии как условие повышения устойчивости социально-экономического развития российских территорий в ситуации макроэкономической и геополитической нестабильности».

личением общественного продукта за определенный период времени и ростом благосостояния общества, а с другой - как совокупность сложившихся социально-экономических и институциональных условий, определяющих, наряду с другими критериями, направление движения общества и характер общественного развития [3].

Модели экономического роста

Существует множество моделей экономического роста, включающих в себя различные факторы и параметры. Основные модели, которые сформировались в экономической теории:

- неокейнсианская модель (модель Е. Домара и Р. Харрода) содержит параметры, определяющие экономический рост: инвестиции, предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, время;

- неоклассическая модель (модель Р. Солоу) отражает влияние сбережений, роста научно-технического прогресса и трудовых ресурсов на уровень жизни населения [4].

В указанных моделях не рассматривается информация как самостоятельный фактор, способный повлиять на экономический рост.

Модель Э. Денисона позволяет более полно и детально представить воздействие различных факторов на экономический рост. Американский экономист классифицировал экономический рост по 23-м производственным факторам, 14 из которых характеризуют различные элементы научно-технического прогресса, в том числе к ним отнесены накопленные технологические знания, навыки, приемы, техническая информация и другие инновации [5]. Несмотря на некоторую громоздкость вычислений в рамках данной модели, она позволяет довольно полно и детально представить воздействие различных факторов на экономический рост, в том числе и «неэкономических» [6].

Знания как ведущий фактор современного экономического роста - это не только форма существования и систематизация результатов познавательной деятельности человека, но и обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу [7]. В этой связи представляется возможным выделить информацию как важнейший ресурс экономического роста и структурный элемент каждого фактора. Таким образом, схематично источники экономического роста можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Факторы экономического роста Рассмотрим отдельно каждый из источников экономического роста.

Производственные возможности страны представляют собой максимальный объем производства, достижимый в заданном периоде времени. Достижение максимального показателя производственных возможностей предполагает полное и рациональное использование всего трудового потенциала страны [8].

Производственные возможности страны описываются формулой

Po = Wp ■ Lp,

где Po - производственные возможности общества; Wp - трудовой потенциал общества; Lp -производительность труда.

Информация как источник экономического роста имеет разные формы: - во-первых, информация сопровождает любую сделку, как на макро-, так и на микроуровне;

- во-вторых, информация может выполнять роль продукта (является объектом купли-продажи);

- в-третьих, информация - это услуга, источником которой является индивид, обладающий уникальными знаниями (врач, учитель, тренер);

- в-четвертых, информация позволяет стимулировать и провоцировать потребительский спрос (продвижение товаров, услуг).

Рыночные возможности экономического субъекта (страны, региона, фирмы) - это направление маркетинговых усилий, на котором данный актор (конкретная страна, регион, фирма) может добиться конкурентного преимущества для достижения своей ниши на рынке [9].

Информация, производимая экономическими субъектами, выступает дополнительным показателем экономического роста в условиях развития информационных технологий и инноваций. Представляется необходимым подробно рассмотреть данную корреляцию на микроуровне (взаимосвязь изменений экономических показателей фирмы на рынке и производимой информации) и на макроуровне (взаимозависимость показателей экономического роста страны и информации о производимых товарах и услугах) [10].

В качестве гипотезы представим, что существует некая фирма Х, которая только выходит на региональный рынок. Представим, что фирма Х не дает информацию о своей деятельности, продуктах и услугах. Таким образом, охват целевой аудитории предприятия и частота покупок будут минимальны или равны нулю. При информировании потребителей о продукции предприятия частота покупок увеличивается (рис. 2).

Частота информирования _ _ Частота покупки

Рис. 2. Модель зависимости роста целевой аудитории от количества информации

на микроуровне

Таким образом, на микроуровне существует прямая зависимость роста целевой аудитории предприятия от количества представляемой информации о фирме и продукции. С ростом целевой аудитории растет доля потребительского рынка, соответственно достигается экономический рост компании. Данная модель представляется идеальной, поскольку не рассматриваются ситуации, в которых возникает асимметрия информации (предоставление фирмой избыточной, неполной, недостоверной или заведомо ложной информации, наличие множественных фирм-конкурентов, которые также распространяют информацию о своей деятельности, продуктах или услугах).

Асимметрию информации в микроэкономике (asymmetric(al) information (англ.), также «несовершенная информация, неполная информация») можно определить как неравномерное распределение информации о товарах, услугах, индивидах, рынках между сторонами сделки [3]. На макроуровне зависимость представляется более сложной, поскольку возникает необходимость в предоставлении больших объемов информации на разных уровнях и о различных сферах жизни общества. Охват аудитории также будет разный для каждой отдельной отрасли. Модель зависимости роста целевой аудитории от количества информации на макроуровне разработана и представлена на рис. 3.

И

и 57

оЗ ^

н о н о сЗ

~1-1-1-1-1

01 02 03 04 05

Охват, количество сделок, ед.

Частота информирования об отрасли А Частота информирования об отрасли В Частота информирования об отрасли С

Количество потребления в отрасли А Количество потребления в отрасли В Количество потребления в отрасли С

Рис. 3. Модель зависимости роста целевой аудитории от количества информации

на макроуровне

7

Причинами возникновения асимметрии информации на макроуровне можно назвать:

- сложность в определении и охвате целевой аудитории (из-за большого охвата сложно донести информацию корректно и полностью, с учетом различия в восприятии, традициях, образовании, религии и т. д., для всех потребителей);

- политические и экономические барьеры (например, санкции);

- социальные и моральные барьеры, возникшие из-за исторических фактов, устойчивых представлений о каждой конкретной стране (в качестве примера можно назвать мнение большинства иностранных граждан о России как о стране с высоким уровнем преступности);

- различный уровень доступа к информации, продуктам или услугам (к примеру, информация о туризме в стране может распространяться для людей из других стран, однако количество отдыхающих не будет расти, как и частота посещений страны, из-за высокой цены на дорогу) [11].

С учетом вышесказанного возникает предположение, что с увеличением асимметрии информации уменьшается количество потребления продуктов и услуг на микроуровне, а также замедляется экономический рост на макроуровне (рис. 4).

Распространяемая информация

Рис. 4. Модель зависимости роста целевой аудитории от количества информации с учетом ее асимметрии на микроуровне

Из данной модели видно, что доля рынка фирмы с появлением асимметрии информации уменьшается. Существуют причины, которые провоцируют появление и рост асимметрии информации:

- ложное представление о сложности или простоте совершения покупки (к примеру, индивиду стала доступна информация о фирме Х и о качествах ее товара, однако фирма Х дала недостоверную информацию о возможностях транспортировки своего товара);

- ложные представления о свойствах товара формируют негативное отношение к фирме (примером может служить распространение недобросовестной информации конкурентами) (рис. 5).

Распространяемая информация

Рис. 5. Модель зависимости экономического роста от количества информации с учетом ее асимметрии на макроуровне

На макроуровне возникает сложность в предоставлении информации из-за большого количества отраслей и фирм разных масштабов и с различной долей рынка, разницы в восприятии целевой аудиторией сведений о социальной, экономической и политической деятельности стран. При этом остается очевидным, что с ростом асимметрии информации появляются признаки замедления экономического роста:

- реальные инвестиции меньше, чем потенциальные;

- количество реальных сделок меньше, чем потенциальных;

- возникновение напряженных социально-экономических взаимодействий;

- реальный совокупный спрос меньше потенциального [12].

В этих условиях становится важным определить возможные способы уменьшения асимметрии информации.

Следует сразу отметить, что полностью исключить информационную асимметрию невозможно.

Уменьшение асимметрии информации происходит в результате реализации норм морали и права. Однако зачастую этого недостаточно. На микроуровне негативные последствия асимметрии информации можно страховать, на макроуровне это является затруднительным. На многих крупных российских предприятиях существуют отделы информационной безопасности. Сотрудники данных отделов отслеживают информацию, распространяемую персоналом предприятия, конкурентами, партнерами. В случае возникновения недобросовестной, недостоверной или заведомо ложной информации предприятие принимает меры по нейтрализации негативных эффектов.

На макроуровне следует принимать комплексные меры по уменьшению асимметрии информации, такие как:

- анализ имеющейся информации на мировых рынках;

- анализ существующих отрицательных эффектов, возникших в результате асимметрии информации;

- формирование и распространение новой информации, позволяющей уменьшить асимметрию;

- контроль результатов (рис. 6).

Рис. 6. Уменьшение асимметрии информации на макроуровне

Реализация мер по уменьшению информационной асимметрии на микроуровне может осуществляться:

- сотрудниками отделов маркетинга и информационной безопасности на предприятиях;

- государственными структурами через систему норм и правил;

- страховыми компаниями;

- потребителями и покупателями через накопленные знания.

На макроуровне уменьшение асимметрии информации могут осуществить органы законодательной и исполнительной власти, некоммерческие организации, СМИ.

Заключение

Таким образом, феномен информационной асимметрии возможно рассматривать как на микро-, так и на макроуровне, и для уменьшения асимметрии следует вести постоянный мониторинг существующей информации, осуществлять работу по созданию новых сведений и контролировать вновь появляющуюся информацию, формирующую новое общественное мнение.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Океанова З. К. Экономическая теория: учеб. М.: Дашков и Ко, 2007. 652 с.

2. Косенков Р. А. Системный анализ и прогнозирование фаз инновационного роста экономики: информационная технология САПФИР. М.: Финансы и статистика, 2005. 196 с.

3. Akerlof G. A. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics. 1970. Vol. 84, August. P. 488-500.

4. Арнаутова Л. И., Иванова М. К., Корженевская О. Н. и др. Обеспечение конкурентоспособности российских предпринимательских структур в условиях современной глобализации: моногр. / под ред. В. В. Тараканова, Л. С. Шаховской. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ. 2015. 159 с.

5. Акерлоф Дж. А., Крэнтон Р. Е. Экономика идентичности. Как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны. М.: Карьера Пресс, 2010. 224 с.

6. Пономарёва Е. А., Божечкова А. В., Кнобель А. Ю. Факторы экономического роста. М.: Издат. дом «Дело», 2012. С. 20.

7. Найденов В. И., Долгоносов Б. М. Человечество не выживет без производства знаний. URL: http://www.ng.ru/science/2005-06-22/11_chelovechestvo.html (дата обращения: 15.07.2017).

8. Denison E. F. The Residual Factor and Economic Growth. Paris: OESD, 1962. P. 95-110.

9. Попкова Е. Г. Формирование концепции нового качества экономического роста в условиях глобализации: дис. ... д-ра экон. наук. Пенза, 2005. 420 с.

10. Гущина Е. Г. Теоретико-методологические подходы к исследованию механизма преодоления отрицательных эффектов информационной асимметрии как инструмента повышения устойчивости социально-экономического развития российских территорий // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 7. С. 23-29.

11. Волков С. К., Морозова И. А. Маркетинговый механизм продвижения национального турпродукта на международных рынках // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9. C. 1089-1093.

12. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis: или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / пер. с англ. Д. Прияткина; под научн. ред. А. Суворова. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. 273 с.

Статья поступила в редакцию 31.08.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гущина Елена Геннадьевна - Россия, 400005, Волгоград; Волгоградский государственный технический университет; д-р экон. наук, доцент; профессор кафедры мировой экономики и экономической теории; l055@mail.ru.

Витальева Елена Михайловна - Россия, 400005, Волгоград; Волгоградский государственный технический университет; канд. экон. наук; доцент кафедры мировой экономики и экономической теории; lenkooooo@gmail.com.

Волков Сергей Константинович - Россия, 400005, Волгоград; Волгоградский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры мировой экономики и экономической теории; ambiente2@rambler.ru.

E. G. Gushchina, E. M. Vitalyeva, S. K. Volkov

INFLUENCE OF ASYMMETRY OF INFORMATION ON THE ECONOMIC GROWTH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Modern stage of economic reorganization in Russia is characterized by the need to create favorable conditions for economic development of the country. Existing models of economic growth include the following parameters: investment, production capacities, labor productivity, etc. However, it seems necessary to formulate a model that takes into account the amount of information and the asymmetry of information (surplus, incompleteness, alteration, etc.) as factors of influencing economic growth. The role of information in the available models of economic growth has been analyzed; the dependency of economic growth on the asymmetry of information has been revealed; the impact of the asymmetry of information on economic growth has been evaluated. Econometric methods have revealed the dependence of economic growth on information asymmetry. The existence of a direct dependence of the growth of the target audience of the enterprise on the amount of information presented about the company and products at the micro-level. It was also revealed that information produced by the economic actors is an additional indicator of economic growth in conditions of information technologies development and innovation. There have been considered possible after-effects of information asymmetry. It has been inferred that continuous monitoring of sources and neutralization of the possible causes of asymmetry of the information will allow micro - level data to increase market share, to stimulate economic growth at the macro level. There have been developed recommendations on reducing information asymmetry. The research results can be used for developing information strategy of the enterprise activity at the domestic and foreign markets.

Key words: economic growth, information asymmetry, market share, production opportunities, market opportunities.

ISSN 2073-5537. BecTHUK ATTY. Cep.: 3KOHOMUKa. 2017. M 4

REFERENCES

1. Okeanova Z. K. Ekonomicheskaia teoriia: uchebnik [Economic theory: textbook]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2007. 652 p.

2. Kosenkov R. A. Sistemnyi analiz i prognozirovanie faz innovatsionnogo rosta ekonomiki: informatsion-naia tekhnologiia SAPFIR [Systems analysis and forecasting phases of innovative growth of economics: information technology SAPFIR]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005. 196 p.

3. Akerlof G. A. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism. The Quarterly Journal of Economics, 1970, vol. 84, August. Pp. 488-500.

4. Arnautova L. I., Ivanova M. K., Korzhenevskaia O. N. i dr. Obespechenie konkurentosposobnosti rossi-iskikh predprinimatel'skikh struktur v usloviiakh sovremennoi globalizatsii: monografiia [Providing compatibility of Russian business structures in conditions of modern globalization: monograph]. Pod redaktsiei V. V. Tara-kanova, L. S. Shakhovskoi. Volgograd, Izd-vo VolgGTU, 2015. 159 p.

5. Akerlof G. A., Kranton R. E. Identity Economics: How Our Identities Shape Our Work, Wages, and Well-Being. Princeton University Press, 2010. 192 p. (Akerlof Dzh. A., Krenton R. E. Ekonomika identichnosti. Kak nashi idealy i sotsial'nye normy opredeliaiut kem my rabotaem, skol'ko zarabatyvaem i naskol'ko neschastny. M.: Kar'era Press, 2010. 224 p.).

6. Ponomareva E. A., Bozhechkova A. V., Knobel' A. Iu. Faktory ekonomicheskogo rosta [Factors of economic growth]. Moscow, Izdatel'skii dom «Delo», 2012. P. 20.

7. Naidenov V. I., Dolgonosov B. M. Chelovechestvo ne vyzhivet bez proizvodstva znanii [Mankind won't survive without knowledge production]. Available at: http://www.ng.ru/science/2005-06-22/11_ chelovechestvo.html (accessed: 15.07.2017).

8. Denison E. F. The Residual Factor and Economic Growth. Paris, OESD, 1962. Pp. 95-110.

9. Popkova E. G. Formirovanie kontseptsii novogo kachestva ekonomicheskogo rosta v usloviiakh globalizatsii: dis. ... d-ra ekon. nauk [Developing the concept of the new quality of economic growth in conditions of globalization: dis. ... Doc. Econ. Sci]. Penza, 2005. 420 p.

10. Gushchina E. G. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k issledovaniiu mekhanizma preodoleniia otrit-satel'nykh effektov informatsionnoi asimmetrii kak instrumenta povysheniia ustoichivosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia rossiiskikh territorii [Theoretic and methodological approaches to the study of the mechanism of overcoming negative effects of information asymmetry as a tool for increasing stability of social and economic development of Russian territories]. Ustoichivoe razvitie nauki i obrazovaniia, 2017, no. 7, pp. 23-29.

11. Volkov S. K., Morozova I. A. Marketingovyi mekhanizm prodvizheniia natsional'nogo turprodukta na mezhdunarodnykh rynkakh [Marketing mechanism of national tourist product promotion]. Ekonomika ipredprin-imatel'stvo, 2016, no. 9, pp. 1089-1093.

12. Akerlof Dzh., Shiller R. Spiritus Animalis: ili Kak chelovecheskaia psikhologiia upravliaet ekonomikoi i pochemu eto vazhno dlia mirovogo kapitalizma [Spiritus Animalis: or How human psychology controls economics and why it is important for international capitalism]. Perevod s angliiskogo D. Priiatkina; pod nauchnoi redaktsiei A. Suvorova. Moscow, OOO «Iunaited Press», 2010. 273 p.

The article submitted to the editors 31.08.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Gushchina Elena Gennadyevna - Russia, 400005, Volgograd; Volgograd State Technical University; Doctor of Economics, Assistant Professor; Professor of the Department of World Economics and Economic Theory; l055@mail.ru.

Vitalyeva Elena Mikhailovna - Russia, 400005, Volgograd; Volgograd State Technical University; Candidate of Economics; Assistant Professor of the Department of World Economics and Economic Theory; lenkooooo@gmail.com.

Volkov Sergey Konstantinovich - Russia, 400005, Volgograd; Volgograd State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of World Economics and Economic Theory; ambiente2@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.