Научная статья на тему 'Влияние анализа ресурсного потенциала на стратегическое развитие предприятия'

Влияние анализа ресурсного потенциала на стратегическое развитие предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / ресурсный потенциал / факторный анализ / экстенсивность и интенсивность использования ресурсов / конкурентное преимущество / strategy / resource potential / factor analysis / incidence and intensity of use of resources / competitive advantage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиш Сергей Михайлович

В работе обоснована необходимость оценки ресурсов как источника конкурентных преимуществ предприятия и базиса для формулирования стратегии промышленного предприятия. Исследован ресурсный подход для формирования стратегии. Рассмотрены возможные аналитические методы, используемые для этой цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE ANALYSIS OF RESOURCE POTENTIAL IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE COMPANY

The necessity of evaluation resources as a source of competitive advantages and the basis for the formulation of the strategy of an industrial enterprise. Studied resource-based approach to strategy formation. Possible analytical methods used for this purpose.

Текст научной работы на тему «Влияние анализа ресурсного потенциала на стратегическое развитие предприятия»

УДК 338.2

ВЛИЯНИЕ АНАЛИЗА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

С.М. Кулиш

Аннотация: В работе обоснована необходимость оценки ресурсов как источника конкурентных преимуществ предприятия и базиса для формулирования стратегии промышленного предприятия. Исследован ресурсный подход для формирования стратегии. Рассмотрены возможные аналитические методы, используемые для этой цели.

Ключевые слова: стратегия, ресурсный потенциал, факторный анализ, экстенсивность и интенсивность использования ресурсов, конкурентное преимущество

INFLUENCE ANALYSIS OF RESOURCE POTENTIAL

IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE COMPANY

S.M. Kulish

Abstract: The necessity of evaluation resources as a source of competitive advantages and the basis for the formulation of the strategy of an industrial enterprise. Studied resource-based approach to strategy formation. Possible analytical methods used for this purpose.

Keywords: strategy, resource potential, factor analysis, incidence and intensity of use of resources, competitive advantage

На современном этапе развития рыночных отношений возникла острая необходимость в разработке комплекса мер, направленных на воспроизводство и модернизацию ресурсного потенциала предприятий. Ситуация на промышленных предприятиях убеждает в необходимости качественного изменения существующего ресурсного потенциала предприятий с целью создания условий для устойчивого экономического регионального роста.

Реализация данной задачи во многом зависит от умения управленческих кадров тщательно готовить и обосновывать принимаемые решения, в основе которых должна лежать достоверная, полная, оперативная, текущая и прогнозная информация, что позволит предусматривать возможные последствия решений по воспроизводству и модернизации ресурсного потенциала предприятия и его составляющих. Именно поэтому возрастает значение углубленного экономического анализа показателей, характеризующих влияние факторов модернизации на изменение ресурсного потенциала

предприятия, который позволяет не только детально исследовать сущность ресурсного потенциала, но и обнаружить закономерности и тенденции его развития как системы.

В условиях растущей международной конкуренции основной акцент в анализе стратегий сместился с поиска источников прибыли предприятия во внешней среде на резервы прибыли внутри самой фирмы, от планирования диверсификации и роста фирм к достижению конкурентоспособности.

Катькало В.С. выделяет три этапа в развитии теории стратегического управления [2]. Первый этап теории стратегического управления характеризовался приоритетом внутренних аспектов деятельности фирмы, второй этап - акцентировал внимание на внешнее окружение, а третий этап актуализировал внутриорганизационные способности. Третий этап, начавшийся в конце 1980-х гг., ознаменовал переход теории стратегического управления к развитию на собственной основе. Ресурсы и способности фирмы рассматриваются как основной

источник конкурентного преимущества и фундамент для формулирования стратегии.

Как отмечает Катькало В. С. «два важнейших отличия стратегического образа мышления на основе ресурсного подхода на этом этапе: приоритет создания ценности, а не минимизация издержек, а также акцент усилий не на подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а на создание собственных, трудно копируемых другими фирмами компетенций как залога лидерства в бизнесе» [2].

Грант Р. считает, что «усиление акцента на роли ресурсов и способностей как базисе стратегии проистекает из двух факторов. Во-первых, по мере того как ситуация в отрасли становится все более нестабильной, именно внутренние ресурсы фирмы, а не внешние ресурсы и возможности рынка, следует рассматривать как надежную основу формирования стратегии. Во-вторых, становится все более очевидно, что именно конкурентное преимущество, а не привлекательность отрасли, являются главным источником высокой прибыльности» [1].

Высокой доходностью можно обладать, находясь в привлекательной отрасли, или получив конкурентное преимущество по сравнению с соперниками. Из этих двух факторов более важным является конкурентное преимущество. Интернационализация и дерегулирование повлияли на усиление конкурентного давления в большинстве рыночных секторов. В этих условиях главной стратегической целью становится усиление конкурентного преимущества за счет развития и использования ресурсов и способностей, а не поиски спасения от натисков конкурентов.

В таких условиях необходимо идентифицировать средства, которые позволят организации раскрыть ресурсный потенциал, а также оценить возможность обеспечения устойчивого конкурентного преимущества с помощью ресурсов и способностей фирмы, и в дальнейшем

использовать полученные аналитические результаты для разработки стратегий, базирующихся на внутренних сильных сторонах организации.

Использование ресурсного подхода при формировании стратегии позволяет подчеркнуть особенности каждой организации и утверждает необходимость использования собственных отличий в целях достижения прибыльности. Создание конкурентного преимущества означает формулирование и реализацию стратегии, которая опиралась бы на уникальность портфеля ресурсов и способностей каждой фирмы. Формированию стратегии предприятия с акцентом на ресурсный потенциал уделено внимание и в работе Квинта В. [7].

Рассматривая ресурсный потенциал как источник генерирования доходов, прибыли и стоимости предприятия, при проведении стратегического анализа необходимо отталкиваться от анализа показателей доходности организации.

Оценкой эффективности использования совокупных ресурсов организации является показатель рентабельности активов (экономическая рентабельность, ROA), который условно называют коэффициентом генерирования доходов. Данный показатель характеризует возможности получения доходов путем комбинирования активов и показывает отношение, сколько рублей операционной прибыли приходится на один рубль, вложенный в активы предприятия. Дальнейшая декомпозиция показателя рентабельности активов дает возможность также определить вклад отдельных видов ресурсов в формирование прибыли, оценить, существующие возможности в целях более прибыльного применения имеющихся активов.

Такой анализ позволяет идентифицировать источники неудовлетворительной эффективности использования ресурсов на уровне определенных видов деятельности, быстро оценивать и проводить анализ слабых и сильных сторон по сравнению с конкурентами. Каждый хо-

зяйствующий субъект имеет возможность выбора экстенсивного или интенсивного пути развития, что, безусловно, имеет смысл рассматривать при оценке ресурсного потенциала.

Экономическое развитие подразумевает вовлечение в оборот дополнительных средств, достижение увеличения выпуска продукции за счет привлечения новых работников, приобретения материалов, ввода в действие нового оборудования и осуществления капитальных затрат в здания и сооружения при значительном расширении производства. Интенсивный путь предполагает повышение эффективности производства путем мобилизации внутрихозяйственных возможностей без вовлечения дополнительных средств в хозяйственный оборот.

Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования производственного потенциала может быть реализована с использованием методов факторного анализа на изменение выпуска и продажи продукции [3; 4; 6].

По результатам факторного анализа рассчитывается коэффициент экстенсивности использования каждого ресурса как отношение темпа прироста соответствующего вида ресурсов к темпу прироста объема выпуска или продажи продукции. Соответственно, коэффициент интенсивности использования ресурсов определяется вычитанием значения коэффициента экстенсивности из единицы. На стадии обобщения рассчитывается комплексный показатель экстенсивности использования всех ресурсов (как простая средняя арифметическая величина) и комплексный показатель интенсивности использования всех ресурсов [3].

Разложение изменения выпуска продукции на составляющие позволяет проЛитература:

1. Грант Р. Современный стратегический анализ. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.

2. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Изд. дом С-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 548с.

следить всю экономическую цепочку взаимосвязей и выявить слабые или сильные стороны в работе предприятия, рассчитать возможные резервы увеличения выпуска продукции, благодаря интенсивному использованию производственных ресурсов.

Созданию системы ресурсного управления промышленным предприятием посвящена монография коллектива авторов «Ресурсный менеджмент: методы выявления резервов производства» [5].

Уваровой Г. и Анташовым В. [6] было предложено построение матричной модели анализа и оценки производственнохозяйственной деятельности. Модель отражает сбалансированность развития предприятия, уровень использования производственных ресурсов и влияние их на конечные результаты деятельности.

Авторы рассматривают производственный процесс в виде модели «вход-выход». На «входе» задаются значения 711 показателей, которые позволяют представить всю экономическую цепочку создания стоимости: материальные затраты, амортизация, фонд оплаты труда, основные фонды, добавленная стоимость и другие. На «выходе» получается более 200 показателей, характеризующих степень сбалансированности развития и использования ресурсов, эффективность управления ресурсным потенциалом, тесноту связи между затратами и ресурсами, между затратами и результатами. Это позволяет выявить признаки неэффективной работы предприятия. Кроме того, модель дает возможность провести сравнительный анализ эффективности работы отдельных предприятий в составе холдинга с учетом различных условий хозяйственной среды.

3. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб.пособие /

М.А. Вахрушина [и др.]; под ред. М.А. Вахру-шиной. - М.:Вузовский учебник, 2011. - 463 с.

4. Кордович В.И., Попова О.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной

деятельности: Учеб. пособие.- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. -136 с.

5. Ресурсный менеджмент: методы выявления резервов производства / В.В. Глухов [ и др.]; под ред. В.В. Глухова. - СПб.: Наука, 2012.- 275 с.

6. Уварова Г., Анташов В. Сбалансированная система показателей оценки деятельности предприятия // Экономика и жизнь. -2005.-№28.- С.7.

7. Vladimir Kvint. The global emerging market. Strategic Management and Economics.- New York.: Routledge, 2009.

References:

1. Grant R. Modern strategic analysis. - SPb .: Peter, 2012. - 544 p.

2. Katkalo V.S. Evolution of strategic management theory. - SPb .: Publishing House of the "Graduate School of Management"; Ed. With

home-Petersburg University. state. University Press, 2008. - 548s.

3. Comprehensive economic analysis of economic activity: Textbooks / M.A. Vakhrushina [et al.]; Ed. M.A. Vakhrushina. - M.: Textbook, 2011. - 463 p.

4. Kordovich V.I., Popova O.V. A comprehensive economic analysis of economic figure-of: Proc. posobie.- SPb .: Publishing House of the Polytechnic. University Press, 2013. -136 p.

5. Resource management: methods for identifying production reserves / V.V. Gluhov [et al.]; Ed. V.V. Glukhova. - SPb .: Nauka, 2012.- 275 p.

6. Uvarovа G., Antashov B. Balanced Scorecard evaluation of enterprise // Economy and life. -2005.- №28.- C.7.

7. Vladimir Kvint. The global emerging market. Strategic Management and Economics.- New York.: Routledge, 2009.

Сведения об авторе:

Кулиш Сергей Михайлович (г. Казань), кандидат экономических наук, доцент, докторант Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ)

Kulish S.M. (Kazan), Candidate of Economic Sciences, associate professor, doctoral at Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (KAI)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.