Научная статья на тему 'Влияние акцентуаций характера преподавателя на его поведение в процессе профессиональной деятельности'

Влияние акцентуаций характера преподавателя на его поведение в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
804
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ ЛЕОНГАРДА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACCENTUATION / TYPOLOGY OF LEONHARD / ACADEMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдов Виктор Николаевич, Давыдова Валерия Викторовна

В статье раскрывается понятие «акцентуация» и описывается классификация акцентуаций, разработанная Леонгардом. Анализируются результаты авторского исследования акцентуаций характера преподавателей по методике Леонгарда-Шмишека. Рассмотрено влияние различных акцентуаций на профессиональную деятельность преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давыдов Виктор Николаевич, Давыдова Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PROFESSORS` CHARACTER ACCENTUATION ON HIS/HER BEHAVIOR IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article reveals the concept of accentuation and describes the classification of accentuations, developed by Leonhard. The results of the author’s research in accentuations of professor’s character is analyzed by method of Leonhard-Schmieschek. The influence of various accentuations on professor’s professional activities is studied.

Текст научной работы на тему «Влияние акцентуаций характера преподавателя на его поведение в процессе профессиональной деятельности»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 2 2015

УДК 159.923

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЕГО ПОВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Давыдов Виктор Николаевич

старший преподаватель Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск

Давыдова Валерия Викторовна

доцент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал), Новосибирск

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье раскрывается понятие «акцентуация» и описывается классификация акцентуаций, разработанная Леонгардом. Анализируются результаты авторского исследования акцентуаций характера преподавателей по методике Леонгарда-Шмишека. Рассмотрено влияние различных акцентуаций на профессиональную деятельность преподавателя.

Ключевые слова: акцентуация; типология Леонгарда; преподавательская деятельность.

THE INFLUENCE OF PROFESSORS^ CHARACTER ACCENTUATION ON HIS/HER BEHAVIOR IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Davydov Victor Nikolaevich

senior lecturer Siberian Transport University, Novosibirsk

Davydova Valeria Victorovna

docent

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch), Novosibirsk

Abstract. The article reveals the concept of accentuation and describes the classification of accentuations, developed by Leonhard. The results of the author's research in accentuations of professor's character is analyzed by method of Leonhard-Schmieschek. The influence of various accentuations on professor's professional activities is studied.

Key words: accentuation; typology of Leonhard; academic activity.

Преподаватель является центральной фигурой образовательного процесса, поэтому к его личности предъявляется ряд самых серьезных требований. Профессиональная деятельность неизбежно накладывает отпечаток на черты характера преподавателя: с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, но с другой стороны, под влиянием условий труда или возраста некоторые позитивные качества могут исчезать, что приводит к формированию негативных признаков (например, эмпатия, эмоциональное сопереживание студенту уступает место безразличию и равнодушию). Эти негативные процессы могут стать причиной того, что личность перестанет соответствовать профессиональным нормам специалиста [1].

Те или иные профессиональные деформации во многом обусловлены личностными особенностями человека, а также наличием акцентуаций. Под акцентуацией подразумевается чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое само по себе не является психическим расстройством, но может привести к патологическим состояниям при неблагоприятных условиях. Своевременное выявление акцентуаций личности преподавателей способствует созданию благоприятного психологического климата, а также сохранению профессиональной пригодности и обеспечению возможностей для дальнейшей успешной деятельности.

Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Им же была разработана разветвленная классификация акцентуаций, включающая в себя 12 типов. В зависимости от темперамента как природного образования выделяются следующие виды акцентуаций: гипертимная, дисти-мическая, аффективно-лабильная, аффективно-экзальтированная, тревожная, эмотивная. В зависимости от характера как социально обусловленного образования различаются такие типы акцентуаций, как: демонстративный; педантичный; застревающий; возбудимый. Экстравертиро-ванная и интровертированная акцентуации были отнесены Леонгардом к личностному уровню [2].

В соответствие с этой классификацией было проведено исследование акцентуаций характера преподавателей по методике Леонгарда-Шмишека. Опросник Леонгарда-Шмишека состоит из 88 вопросов и позволяет оценить уровень выраженности всех вышеописанных типов акцентуации, кроме экстравертированности и интровертированности личности. В ходе исследования были опрошены 32 преподавателя. Следует отметить, что по своим социально-демографическим и профессионально-квалификационным параметрам данная выборка не является репрезентативной ввиду своего небольшого объема и несоответствия струк-

туре генеральной совокупности. Следовательно, полученные данные не могут быть экстраполированы на всю генеральную совокупность, но всё же представляют научно-практический интерес и могут быть использованы в ходе дальнейшего исследований в этой области.

В тестировании приняли участие 11 преподавателей Сибирского государственного университета путей сообщения, 1 преподаватель Горно-Алтайского государственного университета и 20 преподавателей Сибирского института управления - филиала РАНХиГС. К половозрастным характеристикам респондентов жестких требований не предъявлялось, поэтому присутствуют представители различных возрастных групп - как молодые педагоги, так и преподаватели пенсионного возраста. По половому признаку структура выборки также сложилась случайным образом - среди опрошенных 25 женщин и 7 мужчин.

Как показали результаты исследования, эмотивный тип акцентуации присутствует у большинства опрошенных. Распространены также демонстративный, тревожный, педантичный и гипертимный типы. Экзальтированный, застревающий, циклотимный и дистимный типы встречаются реже. Возбудимый тип был определен лишь у одного опрошенного, поэтому можно сказать, что он практически не встречается.

Чаще всего в анкетах опрашиваемых присутствуют сразу несколько типов акцентуаций. Количество одновременно выявленных типов акцентуаций представлено на рисунке 1.

Таким образом, у большей части респондентов обнаружено 2-4 типа акцентуации. Более 6 акцентуаций нет ни у кого из опрошенных. У двоих преподавателей выраженные акцентуации отсутствуют.

При описании влияния акцентуации характера на профессиональную деятельность преподавателя представляется логичным начать с эмотив-ного типа акцентуации, поскольку он является наиболее распространенным среди опрошенных. Преподаватели с таким типом акцентуации обладают многими психологическими качествами, которые важны для педагога:

они добры, отзывчивы, альтруистичны, хорошо понимают человеческие эмоции. Однако таким преподавателям тяжело поддерживать дисциплину, они не могут проявить твердость, когда это необходимо.

Рис. 1. Количество одновременно выявленных типов акцентуаций

по результатам тестирования

В своей книге Леонгард приводит пример школьного учителя с эмо-тивным типом акцентуации, который стал «мишенью» для своих учеников. Он не требовал, а больше просил у учеников послушания, умолял их вести себя подобающим образом, а класс отвечал на это еще большей распущенностью. Этот учитель часто приходил в отчаяние, плакал перед учениками. Наконец, его направили к врачу для выяснения, может ли он продолжать заниматься преподавательской деятельностью. После психотерапевтического лечения ему порекомендовали заниматься с взрослыми, поскольку он хорошо знал свой предмет, а во взрослой аудитории поддерживать дисциплину гораздо легче [2].

Преподаватели с демонстративной акцентуацией характера обладают артистическими способностями. Они раскованно чувствуют себя,

когда выступают перед большой аудиторией, легко завоевывают симпатию студентов. У таких людей обычно развита фантазия, образное мышление, поэтому они могут достигнуть успехов в преподавании гуманитарных предметов (литература, живопись, актерское мастерство).

Среди своих коллег такие преподаватели обычно пользуются уважением, поскольку они общительны, приветливы, всегда готовы услужить. Однако эта обходительность проявляется лишь до тех пор, пока она им выгодна. У таких личностей слабо развит этический комплекс: они склонны к интригам, сплетням, беззастенчивому притворству. Умение приспосабливаться, следовательно, может приводить и к отрицательным результатам.

Таким преподавателям не хватает скрупулезности, умения работать усердно и кропотливо. Если они сталкиваются с трудностями, то часто перекладывают их на плечи других. Могут также симулировать болезнь - не только для того, чтобы привлечь к себе внимание и вызвать жалость, но и как способ уклонения от выполнения обязанностей, избегания трудностей.

Демонстративные личности часто меняют место работы и профессию. Увольнение с работы, которая якобы является слишком тяжелой, сопровождается демонстрацией «истощения нервной системы», «переутомления», о которых объективно речь не идет [3].

Преподаватели с тревожным типом акцентуации могут испытывать определенные трудности в своей работе, поскольку они неуверенны в себе, стесняются выступать перед аудиторией, не могут постоять за себя и легко поддаются влиянию. В педагогическом коллективе они обычно на хорошем счету, поскольку обладают чувством долга, ответственности, высокими моральными и этическими качествами. Они дружелюбны, самокритичны и исполнительны, воздерживаются от необдуманных поступков и поспешных решений. Такие люди хорошо работают при отсутствии нервно-психических нагрузок, поэтому им, возможно, стоит подумать о смене

деятельности - обычно личности с тревожным типом акцентуации успешны в качестве аналитиков, консультантов или экспертов.

Преподаватели с педантичным типом акцентуации очень аккуратны, добросовестны и пунктуальны. Они чрезвычайно постоянны, и на них всегда можно положиться. Любят свою работу и коллектив - могут проработать на одном месте всю жизнь. Они компетентные специалисты в своем предмете - особенно хорошо им удается преподавание дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, экономикой и финансами.

Среди недостатков преподавателей с педантичным типом акцентуации следует отметить их чрезмерную дотошность и занудливость. Занятия у таких педагогов часто кажутся студентам скучными.

Преподаватели, обладающие гипертимной акцентуацией, заражают студентов своим оптимизмом и жаждой деятельности. У них сильная воля, поэтому им легко управлять аудиторией. Они отличаются хорошей реакцией и быстро принимают решения. Такие преподаватели обладают творческим мышлением, у них всегда много интересных идей, что позволяет им сделать свои занятия запоминающимися и интересными.

При многих положительных качествах им не хватает терпения и усидчивости. Многие свои идеи они не доводят до конца. Люди с гипертимной акцентуацией излишне вспыльчивы и раздражительны. Плохо переносят контроль над собой и жесткую дисциплину, поэтому возможны конфликты с начальством.

Преподаватели с экзальтированным типом акцентуации очень эмоциональны. Им легко увлечь студентов своим энтузиазмом. Так же как и демонстративные личности, они могут хорошо преподавать гуманитарные предметы и предметы, связанные с культурой и искусством. Однако в преподавании точных наук они вряд ли смогут достигнуть таких же успехов.

В то же время люди экзальтированного типа акцентуации порывисты, подвержены сиюминутным настроениям, панике. Даже при незначитель-

ных неудачах могут испытывать глубокое разочарование и прекращать начатые дела, что затрудняет их продвижение по карьерной лестнице.

Преподаватели с застревающим типом акцентуации честолюбивы, стремятся достичь успехов в своем деле. Они много и продуктивно работают, однако, могут испытывать трудности при общении со студентами и с коллективом из-за своей несговорчивости, обидчивости и подозрительности. Они злопамятны и мстительны.

Для преподавателей с циклотимическим типом акцентуации характерна частая смена настроений. Их поведение часто непредсказуемо.

В силу частой смены настроения у циклотимических личностей наблюдается слабый уровень работоспособности, поэтому им противопоказаны повышенные нагрузки. В работе у них наблюдается быстрое утомление и снижение творческой активности. Они плохо работают в команде, для них предпочтительнее работа по индивидуальному (желательно гибкому) графику с персональной ответственностью. Преподавательская деятельность в целом соответствует этим требованиям.

Среди опрошенных лишь 5 человек обладают дистимной акцентуацией. Следует констатировать, что таким людям преподавательская деятельность не слишком подходит, поскольку они отличаются замкнутостью и необщительностью. Они обычно пассивны и неуверенны в себе. Среди достоинств таких преподавателей можно отметить их добросовестность и ответственность, а также тактичность и справедливость.

Среди прошедших тестирование также практически отсутствуют люди с возбудимой акцентуацией характера. И это неудивительно, поскольку личности подобного склада редко выбирают себе работу преподавателя -они больше внимания уделяют своему физическому здоровью, нежели интеллектуальному развитию. Представители возбудимого типа склонны к импульсивным реакциям, грубости и даже рукоприкладству.

В силу этих особенностей возбудимые личности очень неуживчивы. На работе вступают в ссоры и конфликты по самому пустяковому поводу

как с сослуживцами, так и с начальством. Причем в конфликтах занимают активную, провоцирующую позицию. Поэтому на одном месте долго не задерживаются и отдают преимущество работе, где являются сами себе начальниками.

Усиление тех или иных личностных качеств может по-разному влиять на педагогическую деятельность, облегчая или затрудняя ее. Акцентуации характера могут стать причиной многих проблем, если жизненные обстоятельства складываются неблагоприятным образом, но в то же время они делают человека незаурядным. При отсутствии акцентуаций человека можно безоговорочно считать нормальным. Такого человека не ожидает жизненный путь существа болезненного, со странностями, но маловероятно и то, что он отличится в положительном отношении, добьется выдающихся успехов.

Проведенное тестирование позволяет сделать вывод о распространенности некоторых тенденций (например, эмотивности), но для того, чтобы точно определить акцентуации, необходимо более глубокое выборочное обследование. Сомнительно, чтобы в одном человеке могли сочетаться 5 или 6 различных типов акцентуаций, как это было выявлено у некоторых опрошенных. Тем более, если речь идет, скажем, о сочетании циклотимного и гипертимного типов, что в принципе невозможно.

В настоящий момент типология Леонгарда считается несколько устаревшей, однако, идеи и методики, разработанные этим ученым, оказали большое влияние на развитие науки психологии и могут быть использованы и в наши дни.

Список использованных источников

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.

3. Мостовая И.В. Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности // Справочник кадровика. 2004. № 7.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.