ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ
УДК 378 Мишагина О. М.
ВЛИЯНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У СТУДЕНТОВ*
Адаптация к новой педагогической системе в начальный период профессионального становления студентов характеризуется наличием психодинамических барьеров и негативных стереотипов. Средством усовершенствования процесса подготовки студентов является овладение ими акмеологической теорией, которая позволяет формировать у студентов системные знания и комплексные умения в профессиональной деятельности. Овладение студентами акмеологической теорией реализуется через ак-меологические технологии. Они помогают логически выстроить систему взаимодействия со студентами, спрогнозировать качественный результат, выбрать стратегии, изначально ориентирующие на качество образовательных задач, что закладывает предпосылки дальнейшего мастерства обучаемых.
Ключевые слова: стереотипы, процесс подготовки студентов, акмеологические технологии.
Изучению влияния акмеологических технологий на развитие предпосылок профессионализма и преодоления негативных стереотипов у студентов осуществлялась в три этапа на базе ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» на факультете педагогики и психологии (ФПП).
На первом этапе была уточнена направленность личности первокурсников к обучению в вузе, выявлены потенциальные возможности к педагогической профессии и изучены представления студентов о ней.
Для этого были использованы методики измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения к профессии (Н. В. Кузьмина, В. А. Ядов) и «Измерение латентной структуры отношения к учебному заведению» (Н. В. Кузьмина, В. А. Ядов), психологический тест на выявление творческих потенциалов «Креативность» (Н. Ф. Вишнякова); использовались методы наблюдения, анализа хода и результатов деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Основными негативными стереотипами, мешающими успешной адаптации студентов младших курсов к педагогической профессии
являются: 1) восприятие учителем ученика как объекта педагогического воздействия; 2) восприятие учеником учителя как авторитарной личности; 3) стереотип «долженствования»; 4) стереотип оценки; 5) стереотип воспроизводящей деятельности; 5) стереотип отношений между учителем и учеником, проявляющийся во всевластии учителя и его неограниченности прав над учениками.
2. Возникновение и закрепление негативных стереотипов мы видим в следующих причинах: 1) неадекватное восприятие первокурсниками педагогической профессии и роли учителя в ней связано со школьным опытом студентов-первокурсников; 2) отсутствие серьезной профориентационной работы в школе; 3) отсутствие у студентов необходимых навыков самообразовательной работы; не-сформированность навыков организации своего досуга и неумение его планировать.
3. Несмотря на выявленную положительную динамику изменений в личности студентов, констатирующий эксперимент показал, что: а) студенты не до конца осознали свой выбор будущей профессии, в результате чего он в большей степени неустойчив и не определен до конца; б) студенты не до конца осознают
* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, Госконтракт № П 2404.
228
© Мишагина О. М., 2011
важность такого положительного фактора, как «возможность самосовершенствования». То есть на данном этапе становления личности будущих специалистов наблюдается большое желание реализовать себя в привлекательной деятельности, но студентами еще не до конца осознается специфика педагогической профессии в силу недостатка своего педагогического опыта и преобладанием негативных стереотипов; в) у студентов наблюдается осознанное отношение к самообразованию, но отсутствие необходимых навыков к самостоятельной работе определяет достаточно низкое, но в целом положительное значение коэффициента такого фактора как «внимание к самостоятельной работе».
4. Высокая степень осознанности проблем в системе образования и объективное видение своих неудач (по результатам промежуточной диагностики и дискуссии со студентами) могут служить положительной установкой в процессе освоения первокурсниками своей специальности и готовности к анализу своих неудач.
5. Изменение негативных стереотипов первокурсников возможно в связи с выявленными у них творческими склонностями к предстоящей педагогической профессии. Лучшие показатели творческих потенциалов у первокурсников ФПП составили: эмпатия, оригинальность и интуиция. Данные показатели связаны со спецификой профессии педагога - психолога, социального педагога. Меньше показатели выявлены «творческого отношения к профессии». Отрицательными факторами на его развитие, по нашему мнению, являются стереотипы школьного обучения, которые мешают развитию творческих потенциалов, в том числе и творческому мышлению.
6. Одним из путей подготовки студентов к работе с детьми, имеющими трудности в обучении, является постоянная целенаправленная работа по самосовершенствованию их личности к предстоящей деятельности.
7. Исходя из результатов диагностики стартовых возможностей студентов и промежуточной диагностики, мы поняли, что наш формирующий эксперимент должен быть направлен на: 1) изменение отношения к будущей профессиональной деятельности с негативной на позитивную; 2) осознание специфики педагогической деятельности, требующей постоян-
ного творчества; 3) формирование и закрепление положительных установок в избранной деятельности; 4) преодоление негативных качеств личности, мешающих профессиональному становлению; 5) развитие уверенности в себе, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных учебных и профессиональных ситуациях, моделировать учебный процесс с разными категориями учащихся.
На втором этапе мы попытались изменить у студентов представления о педагогической профессии, создать условия для реализации субъект - субъектных отношений на всех уровнях организации взаимодействия (между студентами, между преподавателем и студентами), гуманизировать направленность образовательного процесса, способствовать развитию опыта творчества и рефлексии как основного механизма осмысления собственного опыта при определении задач самообразования и саморазвития.
Средством усовершенствования процесса подготовки студентов мы считаем овладение ими акмеологической теорией, которая позволяет формировать у студентов системные знания и комплексные умения в профессиональной деятельности. Работа со студентами началась с изучения педагогических дисциплин, которые являются главными доминантами в профессиональной подготовке будущего специалиста («Введение в профессию», «Инновационные процессы в образовании», «Педагогика») и рассматривалась с позиции акмеологи-ческого подхода, то есть педагогический процесс как базовая категория педагогических дисциплин представлялся как продуктивная педагогическая система из взаимосвязанных компонентов.
Для успешного достижения студентами конечных результатов мы выделили трудности, которые мешали им успешно овладевать профессией: 1) неразвитость у студентов гностических умений; 2) неумение прогнозировать качественный результат своей будущей деятельности; 3) определять возможности использования педагогического потенциала социума и личностного потенциала детей разной типологии для преодоления проблем детей в будущей работе;
4) низкий уровень развития синтеза, а в практической деятельности - комбинаторных
действий; 5) низкий уровень коммуникативных умений; 6) неумение самомобилизации и самоорганизации.
Проанализировав проблемы, которые возникали в процессе работы со студентами, нами были предложены пути их решения:
1) для преодоления проблемы, связанной с неразвитостью у студентов гностических умений, на практических занятиях они выполняли задания, связанные с изучением и анализом конкретной педагогической ситуации при решении педагогических и акмеологических задач как микроэтапов профессионально-педагогической деятельности; изучением основных положений, понятий, идей обязательной и дополнительной литературы; составлением конспектов по первоисточникам. Студенты изучали также передовой педагогический опыт в деятельности педагогов-новаторов, оценивая продуктивность педагогических систем и влияние факторов на становление личности ребенка. Так, по теме «Профессиональное самовоспитание», студентам был предложен микропрактикум по самопознанию для составления собственных программ личностного и профессионального роста. Важную роль в развитии исследовательских умений студентов играет участие будущих специалистов в научно-исследовательской работе (НИРС). Тематика научно-исследовательской работы студентов меняется в зависимости от их готовности к различным аспектам будущей профессии и профессиональной деятельности;
2) для преодоления проблемы, связанной с неумением студентов прогнозировать качественный результат своей будущей воспитательной деятельности, мы учили студентов на практических занятиях составлять перспективный план педагогической деятельности в целом, выстраивать систему взаимоотношений развития личности учащегося и коллектива в целом, соотносить формы, методы и средства педагогической деятельности с задачами социализации, которые должны решать учащиеся в повседневной жизни;
3) для развития конструктивных умений студентам предлагались следующие творческие задания: составить индивидуальный план работы на ближайшее время, разработать и обосновать программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку в волон-
терской деятельности; разработать викторины для подростков. Мы считаем, что развитие готовности студентов к предстоящей деятельности будет эффективным, если в процессе обучения использовать акмеологические технологии. Пример акмеологических технологий -создать модель учебного процесса для начального или среднего звена школы (по выбору студента), просчитать факторы, стимулирующие эффективность результата и спрогнозировать конечный результат;
4) решение проблемы, связанной с низким уровнем коммуникативных умений, осуществлялось через использование на занятиях активных методов обучения. Так, мы проводили тренинг коммуникативных умений, в котором студенты развивали способности правильно вступать в контакт, организовывать сотрудничество в процессе общения, осуществлять самоанализ и преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению. Анализ результативности общения был исследован по следующим критериям: уровень реализации функций в процессе общения, интенсивность и толерантность процесса общения, качество и количество использованных вербальных и невербальных приемов общения, эффективность установления контакта;
5) неумение самомобилизовываться и само-организовываться мы осуществляли на практических занятиях, где обучали студентов алгоритму организаторской деятельности, а именно: целеполаганию, предварительной оценке возможностей достижения цели, умению заинтересовать учащихся делом, коллективному планированию дела, подготовке к проведению намеченного дела, проведению мероприятия, коллективному анализу проведенного дела, выдвижению совместно с детьми новых идей. Основным показателем развития организаторских умений у студентов выступали: инициативность, умение вести за собой, умение находить соучастников и сотрудничать с ними, умение создавать доброжелательную обстановку. Способности к самоорганизации мы развивали у студентов через обучение их приемам самонаблюдения, самоконтроля и самоанализа.
Итак, готовность студента к тому или иному типу обучения наиболее ярко проявляется в практической деятельности. Результаты этой
практики позволили судить о степени готовности студентов к предстоящей деятельности. Наблюдения экспертов, в качестве которых выступали социальные педагоги, психологи, воспитатели в воспитательно-образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты детства, с которыми работали студенты, показали, что студенты имеют развитое ценностное отношение к предстоящей деятельности, достаточный творческий потенциал к продуктивному осуществлению социально-педагогической деятельности, развитое чувство ответственности за себя и своих подопечных, конструктивность мышления. Работники данных учреждений так же отметили достаточно высокую теоретическою подготовку студентов к социально-педагогической деятельности, развитость дифференциально-психологической компетентности (в области диагностики индивидуальных различий учащихся и воспитанников, которые необходимо учитывать в социально-педагогической деятельности), хорошую развитость профессиональных умений студентов.
Цель третьего этапа эксперимента - выявить изменения и новообразования в личности и деятельности студентов ФПП, которые произошли под влиянием овладения акмеологичес-кими технологиями за первый и второй год обучения в вузе и сравнить полученные данные с данными контрольных групп студентов.
Для изучения данных изменений нами были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Можно отметить, что за время обучения в вузе к концу 2 курса у студентов ФПП произошли достаточные изменения и новообразования в личности и деятельности:
1) выявлен значительно более высокий уровень удовлетворенности профессией (более высокое значение индекса), а также и более высокие показатели осознанности выбора и устойчивости отношения к профессии в сравнении с предыдущим годом обучения;
2) студенты на данном этапе имеют опыт профессиональной деятельности не только на репродуктивном и адаптивном уровне, как на 1 курсе их обучения, но уже и на локально-моделирующем. Это может свидетельствовать о том, что негативный опыт, который блокировал творческие потенциалы личности сту-
дентов к восприятию педагогической профессии как творческой, к концу второго курса изменил свое значение и приобрел устойчивый положительный характер;
3) наиболее важными положительными факторами для студентов 2 курса были отмечены: «профессия требует постоянного творчества», «возможность заниматься любимым делом» и «соответствие характера выбранной профессии».
4) при снижении общего показателя творческих потенциалов на 2 курсе ФПП, наибольшие изменения произошли по таким творческим склонностям, как творческое отношение к профессии, творческое мышление и любознательность. Наиболее достаточными данные были получены по следующим показателям: творческое отношение к профессии, эмоциональность, эмпатия и оригинальность.
5) сравнительный анализ всех данных может свидетельствовать о более осознанном сформированном отношении второкурсников к педагогической профессии, а увеличение значения показателей по основным факторам «возможность самосовершенствоваться», «профессия требует постоянного творчества», «возможность заниматься любимым делом», «внимание к самостоятельной работе», «внимание к профессиональному творчеству», а также положительное изменение отношения студентов к профессии и учебному заведению в целом может свидетельствовать о том, что второкурсники достаточно четко осознали специфику педагогической деятельности и роль учителя в ней и желают реализовать себя по выбранной специальности;
6) у большей части студентов второго курса отмечено достаточное сформированное отношение к самообразованию. Основная часть студентов обладает необходимыми приемами самообразовательной деятельности и нацелены на повышение своей профессиональной компетентности через продуктивную самообразовательную деятельность. Именно интерес делает самообразование добровольной, активной, творческой и наиболее продуктивной деятельностью.
По нашему мнению, это произошло под влиянием следующих факторов:
1. Акмеологический подход в подготовке студентов и первичное овладение студентами
акмеологическими технологиями способствует развитию сложных комплексных умений, проявляющихся в умении и желании конструировать и решать задачи различной степени сложности. При этом наблюдается наибольшее развитие способности к творческому решению проблем, а также развитие проектировочных и конструктивных умений среди других профессиональных умений.
2. Введение акмеологических технологий в учебный процесс и знакомство студентов с технологиями снятия негативных стереотипов оказывает влияние на профессиональную направленность будущих педагогов.
3. Использование акмеологических технологий способствует эффективному развитию не только обучаемых (студентов), но и преподавателя, работающего с ними (многоуровневость).
4. Таким образом, наш эксперимент показал, что использование акмеологических технологий к профессиональной подготовке пе-дагогов-психологов, социальных педагогов обеспечивает: 1) системное видение студентами социально-педагогического процесса, целостное видение себя в нем как личности, субъекта деятельности и индивидуальности;
2) ориентацию на конечный результат социально-педагогического процесса, проявляющегося в психических новообразованиях в личности, деятельности, индивидуальности подопечного; 3) смену установок, изменение профессиональной направленности личности студентов младших курсов, мотивации в деятельности и уровне развития творческих способностей, а в результате - замена негативных стереотипов на положительные.
Mishagina O. M.
THE CORRELATION BETWEEN ACMEOLOGIES AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Adaptation to new pedagogical system in an initial stage of professional formation of students is characterised by presence of psychodynamic barriers and negative stereotypes. Means of improvement of process of preparation of students is mastering by them akmeological the theory which allows to form at students system knowledge and complex abilities in professional work. Mastering by students akmeological is realised by the theory through akmeologichesky technologies. They help to build logically system of interaction with students, to predict qualitative result, to choose the strategy initially focusing on quality of educational problems that puts preconditions of the further skill of trainees.
Keywords: stereotypes, the process of preparing students, acmeological technologies.
УДК зз08 Жигалов М. И.
КООПЕРАТИВЫ КАК ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА МАЛОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Кооперативы имеют огромный потенциал для решения социально-экономического вопросов и содействуют достижению согласованных действий в процессе развития малого промышленного производства. Кооперативные предприятия вносят заметный вклад в сокращение масштабов нищеты, обеспечение занятости и социальную интеграцию.
Ключевые слова: кооператив, кооперация труда, малое промышленное производство, максимизация полезности.
В рыночной экономике велика роль коопе- создания малого предприятия, занятого про-
ративов как организационно-экономической мышленным производством, является частная
формы малого промышленного производства. инициатива одного из членов семьи, который
В основе кооператива часто лежит семья, об- не только создает институциональные, техни-
разующая домохозяйство. Отправной точкой ческие и организационно-экономические усло-
232
© Жигалов М. И., 2011