Научная статья на тему 'Власть народа - как гражданский форум политического выбора'

Власть народа - как гражданский форум политического выбора Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Титаренко Владимир Александрович

The article discusses different aspects to the role and objectives of political parties and public associations in an election campaign.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND OBJECTIVES OF POLITICAL PARTIES AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN AN ELECTION CAMPAIGN

The article discusses different aspects to the role and objectives of political parties and public associations in an election campaign.

Текст научной работы на тему «Власть народа - как гражданский форум политического выбора»

Восемнадцатый век характеризуется рядом изменений в понимании ценностей. В этой связи многие философы и государственные деятели задавались проблемой поиска счастья, которое зависело и ассоциировалось с монархом, незаслуженной славой или удачей. Не случайно Державин пишет оду «На Счастие», приурочивая ее к царствованию Екатерины II. Эта работа явилась ярким вызовом на практику фаворитизма, которая к тому времени приобрела откровенно циничный характер и потому слово « счастье» несло в себе смысловой оттенок, связанный со служебным, придворным успехом.

Бесспорно, внутренний стержень взглядов Державина в связке монарх-гражданин-государство противоречив, но собственный жизненный опыт и просветительская фило-

софия XVIII века убедили его в необходимости стать врагом служебных злоупотреблений. Монарх должен издавать такие законы, по мнению Державина, которые были бы едиными и справедливыми для всех людей, от правителя до крестьянина, и долг государственных учреждений заботиться о неуклонном их выполнении. Это и делал Державин, всю жизнь борясь со злоупотреблениями, будучи офицером, губернатором, сенатором, министром юстиции, секретарем Екатерины

II в своей служебной деятельности и литературном творчестве.

1. Фирсов Н.Н. Державин как выразитель российского дворянства в екатерининскую эпоху. Казань, 1919. С. 6

2. Державин Г.Р. Сочинения. Т. 5. С. 378,630, 631.

ВЛАСТЬ НАРОДА - КАК ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫБОРА

В.А. Титаренко

Titarenko V.A. The role and objectives of political parties and public associations in an election campaign. The article discusses different aspects to the role and objectives of political parties and public associations in an election campaign.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Конституция Российской Федерации. Статья 3.

Наличие в стране развитого и авторитетного гражданского общества представляет собой необходимый элемент демократии. Неудивительно, что равноправное партнерство и взаимодействие власти и гражданского общества стало одним из ключевых лозунгов для нового имиджа российской власти,

формирующегося на наших глазах. Однако осуществление этого лозунга дается обеим сторонам куда труднее, чем они ожидали.

Чаще всего подразумевается, что зрелое гражданское общество способно воздействовать на политику благодаря собственному авторитету и силе, во-первых, и способности бороться за некую альтернативную программу, во-вторых. В обоих случаях выступает известная доза конфронтации и конфликтности. Однако нигде и никогда, за исключением исторически краткосрочных, революционных катаклизмов и гражданских войн, государственная власть и общество не пребывали в состоянии абсолютного отрицания друг друга. Чаще всего и продолжительнее всего наличествовало их сотрудничество. С другой стороны, нигде в мире, даже в самых продвинутых демократиях, нет и не может быть полной и окончательной справедливос-

ти, стопроцентного социального мира, райской гармонии. Вот почему всегда и везде отношения гражданского общества с государством характеризуются особой сложностью и противоречивостью. В разные эпохи и в разных ситуациях преобладают либо принципы толерантности и взаимного уважения, либо принципы отрицания, насилия и противоборства. Россия в этом отношении не исключение.

За последние полтора десятилетия в нашей стране сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. В экономике - это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса, энергичных, самостоятельных и ответственных людей. В политике - это разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, свобода слова. В духовной сфере - это отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания.

Вместе с тем в современном российском обществе многие уже заявившие о себе в том или ином виде структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием. С одной стороны, слабость институтов гражданского общества обусловлена непоследовательностью демократических преобразований в экономической, политической и духовной жизни, отсутствием должной ответственности государственной власти за нарушения ею прав и свобод человека, низким уровнем политической и правовой культуры граждан. С другой - сказываются неизбежные издержки сложного процесса освобождения сознания россиян от деформаций, порожденных гнетом государственной бюрократии.

Мировой и отечественный опыт показывают, что господство закона и конституционный порядок невозможны без постоянной борьбы граждан за свои права - за ответственную, честную и эффективную государственную власть. А значит, очень многое зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления. Вовлечение общества в дело укрепления законности и правопорядка имеет много форм. Одна из важнейших - участие различных общественных структур в избирательном процессе и местном самоуправлении.

Для того чтобы гражданское общество могло оказывать влияние на государственные дела, ему нужны посредники (рис. 1). И этими посредниками в нашем обществе являются политические партии. Политические партии являются трансляторами интересов общества, структур государственной власти. Объединяясь в политические партии, граждане РФ: формируют и выражают свою политическую волю, определяя цели и задачи политической партии, участвуя в разработке и принятии программы политической партии, ее рабочих документов; участвуют в общественных и политических акциях; принимают участие в выборах и референдумах.

Рис. 1. Реализация избирательного права граждан (в соответствии с действующим законодательством)

С момента вступления в силу закона о политических партиях единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и представительные органы местного самоуправления, является только политическая партия (рис. 2).

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Важно отметить, что региональное подразделение политической партии не может само организоваться, а создается только по решению уполномоченного руководящего органа политической партии.

Политическая партия -

это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Региональное отделение политической партии -структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Оно не может само организоваться, а создается только по решению уполномоченного руководящего органа политической партии

Иное

структурное подразделение политической партии

Избирательное

объединение

Общественное

объединение

«Сочувствующие» Члены партии Г раждане Оппозиция

Народ

Основными целями политической партии являются:

^ формирование общественного мнения;

■/ политическое образование и воспитание граждан;

^ выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих

мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

^ выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе

Рис. 2. Принципиальная схема структуры партии

Рис. 3. Система участия избирательных объединений в выборах

Новые требования предъявляются и к избирательным объединениям. Это может быть (рис. 3):

- политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах;

- региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

Политическое общественное объединение (избирательный блок) создается и регистрируется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Изменения и дополнения, вносимые в устав общественного движения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного или исполнительного) органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев.

Выдвижение кандидатов на выборы в представительные органы местного самоуправления регулируется региональными законодательными актами.

Политическая партия также имеет право на получение средств федерального бюджета, в случае если федеральный список кандидатов, выдвинутых политической партией, получил по результатам выборов не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Или же политическая партия имеет право на получение средств федерального бюджета, если по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по одномандатным округам было избрано 12

кандидатов, выдвинутых политической партией, при условии, что федеральный список кандидатов, выдвинутых этой политической партией, получил менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, предусматриваются отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Указанные средства направляются на расчетные счета политических партий ежегодными и единовременными перечислениями. Таким образом, политическая партия получает резервные средства федерального бюджета, позволяющие наращивать расходы на выборы депутатов Государственной Думы и выборы Президента РФ с их последующей компенсацией из федерального бюджета.

Впервые законодательно закреплены положения, ставящие политическую партию в узкие рамки деятельности, сосредоточенной на организации и участии в выборах. Участие в выборах отныне становится показателем, определяющим ее суть. Все другие виды политической деятельности партии, такие, как публичные выступления членов политической партии, акции протеста либо поддержки действий властных органов, участие в решении общегосударственных и иных проблем не принимаются в расчет. Главное - участие политической партии в выборах. Таким образом, принятие нового Закона о политических партиях радикально меняет их роль в обществе. Отныне партии должны стать четко оформленными структурами с фиксированным членством, строгой дисциплиной и взаимной ответственностью «вождей» и «масс».

Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 107-ФЗ статья 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнена новым четвертым пунктом: «Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по еди-

ному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах».

При этом если законодательство субъекта Российской Федерации не соответствует федеральному закону, указанный пункт не применяется при выборах в данном субъекте Российской Федерации, назначенных до 14 июля 2003 года. В течение указанного срока законодательство субъекта Российской Федерации должно быть приведено в соответствие. Указанный срок не применяется, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрированы региональные отделения менее чем трех политических партий.

На мой взгляд, интересны некоторые показатели этого нового процесса. Если до вступления в действие Закона о политических партиях Минюстом Российской Федерации было зарегистрировано 199 общероссийских политических объединений, а число их региональных отделений исчислялось тысячами, и все они имели право участвовать в выборах разного уровня, то на октябрь 2002 года число зарегистрированных общероссийских партий было чуть больше тридцати.

У нас зарегистрировано уже семь политических партий (Народная партия РФ, КПРФ, ЛДПР, ДПР, «Единство и Отечество -Единая Россия», «Общенациональная Российская политическая партия «СОЮЗ», «Демократическая партия «Яблоко»), В стадии регистрации находятся политическая партия «Союз правых сил», Партия пенсионеров, Аграрная партия, Партия народовластия и свободы, Трудовая партия, Народно-патриотическая партия, Партия стабильности. Провели учредительные конференции и готовят документы к регистрации Промышленная партия, Партия жизни, Партия возрождения России, Либеральная Россия, Социал-демократическая партия России.

Таким образом, изменения избирательной системы приводят нас к пониманию того, что необходимо законодательное определение минимального процента голосов избирателей, полученных списком кандидатов, для допуска к распределению депутатских мандатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению

депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Современная история российской избирательной системы ведет свой отсчет от 1993 года, когда была принята действующая Конституция РФ и проведены первые многопартийные выборы. Источниками избирательного права также являются федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Избирательная система современной России включает в себя выборы на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровне. К федеральному уровню относятся выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. К региональному уровню относятся выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и депутатов законодательного органа субъектов Российской Федерации. К муниципальному уровню относятся выборы должностных лиц органов местного самоуправления, а также представительных органов местного самоуправления. К локальному уровню относятся выборы исполнительных, а также представительных органов территориального общественного самоуправления (рис. 4).

Выборы на первых двух уровнях непосредственно участвуют в формировании законодательной (Федеральное Собрание) и исполнительной (Президент) власти в России. Выборы на третьем и четвертом уровнях формируют местную исполнительную и законодательную власть. В условиях коренного преобразования российского общества и государства избирательный процесс способствует формированию стратегического курса, определяет соотношение основных политических сил и формирует состав политической элиты. Избрание депутатов и должностных лиц органов государственной власти порождает ответственность выбранных лиц перед народом.

В связи с этим вопрос о выборе между мажоритарной или пропорциональной системой выборов решается, безусловно, с учетом достоинств и недостатков этих формул в

Рис. 4. Избирательная система Российской Федерации

приложении к политической ситуации государства, его режиму и интересам находящихся у власти политических сил. С помощью избирательной системы они могут не только рекрутировать политические элиты, но и конструировать государственное устройство. Впрочем, кроме непосредственно избирательной формулы и на государственное устройство могут влиять и другие компоненты избирательной системы. Многие из них призваны скорректировать результаты, полученные с помощью избирательной формулы.

Прежде всего, это электоральный порог или заградительный пункт, использующийся в качестве показателя ограничения участия в выборах маленьких партий. Наиболее распространенным является электоральный порог в пределах пяти процентов голосов. Первой пятипроцентный барьер установила Федеративная Республика Германия. В дальнейшем он распространился довольно широко, в частности, в странах Западной Европы его используют Германия (5 процентов), Швеция (4 процента) и Испания (3 процента). Наиболее высокий заградительный пункт - в Лихтенштейне (18 процентов), что можно объяснить спецификой государственного устройства этого карликового княжества. Часто его используют в государствах с неус-тоявшейся политической системой, порождающей большое количество разнородных политических сил, в частности, в странах Восточной Европы, в том числе и в России.

Например, выборы половины Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проходят по общефедеральному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями и блоками, то есть по классической пропорциональной системе. Распределение голосов осуществляется с помощью квоты Хэра, то есть в результате деления общей суммы голосов на общее количество распределяемых мест определяется квота, на которую затем делятся голоса, поданные за конкретное движение или объединение. Оставшиеся мандаты распределяют по системе наибольшего остатка.

При распределении учитывается плавающий электоральный порог, который, в зависимости от условий, может варьироваться от трех до пяти процентов. Впрочем, закон оставляет ему мало шансов опуститься ниже

пяти процентов - это возможно лишь в случае, если все объединения, набравшие больше пяти процентов голосов избирателей, в сумме не набрали более пятидесяти процентов голосов. В таком случае к распределению последовательно привлекаются объединения, набравшие от трех до пяти процентов голосов избирателей до тех пор, пока общая сумма голосов всех объединений не превысит значения абсолютного большинства в 50 процентов плюс ' один голос либо таковые объединения не закончатся. Партии, набравшие менее трех процентов голосов избирателей, к распределению мандатов в любом случае не допускаются.

Электоральный порог призван исправлять недостатки пропорциональной системы представительства, слишком мелко разделяющей законодательный орган при его формировании и допускающей представительство в нем крайних и радикальных по взглядам объединений, не имеющих большой общественной поддержки. Электоральный порог на законодательном уровне фиксирует минимальный уровень такой поддержки, выражающийся в процентах поданных за партию голосов. Партии, собравшие меньше этого определенного минимума, отстраняются от участия в распределении мандатов. Голоса, поданные за них, не учитываются также и при вычислении избирательной квоты. Это, при условии большого количества проголосовавших за такие партии, увеличивает количество пропавших голосов, приближая пропорциональную формулу к мажоритарной и стимулируя избирателей к ограничению выбора между реальными претендентами на преодоление электорального порога. Возможны другие варианты этого ограничения, такие как, например, получение хотя бы одного места на региональном уровне для возможности представительства на федеральном по общефедеральным результатам.

Воздействие электорального порога разнится по отношению к странам со сложившейся устойчивой партийной системой либо партийной системой в процессе становления. В первом случае его применение вызывает незначительный ущерб, так как основные политические силы практически гарантированно этот порог переступают, а политические силы местного масштаба либо новообразованные не оказывают реального влияния на политический процесс в любом случае.

Напротив, там, где четкой партийной системы еще нет, в результате действия заградительного пункта может пропасть значительная часть голосов избирателей, сводя на нет все преимущества пропорциональной системы представительства. Так, по мнению заместителя руководителя Научно-аналитического центра конституционного правосудия Конституционного Суда Российской Федерации Б.А. Страшуна, в России «на выборах в Государственную Думу 1995 года из-за пятипроцентного барьера пропало около половины поданных голосов».

Таким образом, выборы в Государственную Думу проходят одновременно по пропорциональной и мажоритарной системе, осуществляя компромисс между достоинствами и недостатками обеих формул. Такие выборы можно назвать смешанными лишь условно, по существу же это просто относительно мирное сосуществование двух систем. Отсутствуют правовые механизмы, обеспечивающие сбалансированность избирательной системы в целом и интеграцию двух ее частей. Например, Закон никак не регламентирует возможность участия одного кандидата в выборах как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе, в результате чего в Думу могут пройти по партийным спискам политики, которым было отказано в доверии избирателями одномандатного округа.

В преддверии парламентских выборов 2003 года, российская политическая система находится на перепутье: или ее «поведут» по пути застоя, или ее движение будет ориентировано на профессионализацию парламентской деятельности, на укрепление выборных начал власти и самое главное - ее подконтрольность гражданам, обществу. Проблема выбора стоит и перед региональными избирательными системами: то ли полностью копировать федеральную систему, то ли она должна учитывать местные традиции и особенности на основе принятых федеральных законов, и каковы будут бюджетные отношения с региональными партийными отделениями в субъекте федерации.

Административному введению пропорциональной системы на выборах в регионах должна предшествовать процедура широкого общественного обсуждения и адаптации. Необходимо осуществить серьезную корректировку кулуарной процедуры составления партийных списков на съездах, вынести об-

суждение деловых качеств кандидатов на рассмотрение коллективов, собраний по месту жительства граждан, использовать возможности получения наказов избирателей, обязательств регулярной отчетности перед избирателями.

Кстати, аналогичная ситуация складывается и с выбором наиболее приемлемого способа формирования верхней палаты. Прежде чем экспериментировать с очередным порядком избрания членов Совета Федерации, необходимо провести широкие общественные обсуждения и консультации.

Предлагаемые меры позволят освободить действующую систему партийного представительства от перспектив социального противостояния, силового подавления своих политических оппонентов. Избирательная система должна выполнять общенациональные консолидирующие функции, только тогда Федеральное Собрание сможет нести свою долю ответственности перед страной. Причем, эта ответственность должна быть ничуть не меньше, чем у президента.

Общественное доверие, гражданская активность, способность к солидарным действиям, уважение прав и свобод человека - это не только решающие условия консолидации гражданского общества, но и необходимые предпосылки становления эффективной публичной власти государства.

Год назад в преддверии «Гражданского форума» проходила научно-практическая конференция «Роль общественных объединений в формировании институтов гражданского общества», квинтэссенцией которой был вывод о том, что роль государства как социально-политического института заключается в создании условий для развития общества свободных граждан. Если хотим развиваться нормально, то мы должны забыть принцип тоталитаризма: «Шагом марш в гражданское общество». Мы уже достаточно нашагались.

Еще выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель подметил, что обмен, общение невозможны без равенства, а равенство невозможно без соизмеримости. Перед органами государственной власти, органами местного самоуправления, через которые народ в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет свою власть, стоит задача определения граней соизмеримости участия и вклада в политическую

жизнь страны и регионов партий и общественных объединений с целью создания нормальных условий для развития гражданского общества.

Конституция Российской Федерации. М., 2000.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 сент. 2002 г.). М., 2002.

Федеральный закон от 31 дек. 1999 г. № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.). М., 2002.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 апр., 10 июля 2001 г., 21 марта 2002 г.). М., 2002.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г.). М., 2002.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.,

12 марта, 21 марта, 25 июля 2002 г.). М., 2002.

Авдонин B.C. Влияние электоральных институтов и практик на развитие региональной партийной системы // Выборы и партии в регионах России: Сб. учебных материалов по курсу «Политическая регионалистика» / Г. Люхтер-ханд-Михалевой и С. Рыженкова. М.; С.-Пб., 2000.

Голосов Г.В. Пределы электоральной инженерии: «смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях // Политические исследования. 1997. № 3.

Дрейлинг А.А. Избирательные технологии на региональных выборах в России // Выборы и партии в регионах России: Сб. учебных материалов по курсу «Политическая регионалистика» / Г. Люхтерханд-Михалевой и С. Рыженкова. М.; С.-Пб., 2000.

Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

Люхтерханд-Михалева Г. М. Избирательный процесс и партии в российских регионах // Выборы и партии в регионах России: Сб. учебных материалов по курсу «Политическая регионалистика» / Г. Люхтерханд-Михалевой и С. Рыженкова. М.; С.-Пб., 2000.

Таагапера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Политические исследования. 1997. № 3.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

С.С. Худяков

Khudyakov S.S. The evolution of the legal mechanisms within the system of relations between civil society and state. The article looks at the alignment of civil society and state and reinterprets the essence of law in action.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России происходят серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны.

На первый взгляд, социальная теория накопила богатейшие и разносторонние знания об обществе; выработаны действенные инструменты проникновения в глубочайшие пласты жизни людей; практика общественного обустройства стала сложной и многообразной. Но остаются и неразрешенные вопросы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из узловых становится проблема создания и развития гражданского общества, которая стала предметом изучения ученых самых разных направлений и отраслей социального знания. Дискуссия получила новые стимулы в связи с проблемой укрепления российской государственности и повышения роли правового регулирования. Гражданское общество - феномен с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого правового, социального, экономического и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.