Научная статья на тему 'Владимир Солнцев о громких космических проектах последних лет'

Владимир Солнцев о громких космических проектах последних лет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилл Плетнер, Наталья Бурцева

Круглая дата для юбиляра – повод подвести итоги и поделиться планами на будущее. «Ракетно-космическая корпорация (РКК) „Энергия“ имени С. П. Королева» отмечает 70‑летие. О роли предприятия в развитии космических технологий рассказал президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Солнцев о громких космических проектах последних лет»

Беседовали: Кирилл ПЛЕТНЕР, Наталья БУРЦЕВА

Круглая дата для юбиляра - повод подвести итоги и поделиться планами на будущее. «Ракетно-космическая корпорация (РКК) „Энергия" имени С. П. Королева» отмечает 70-летие. О роли предприятия в развитии космических технологий рассказал президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев.

- Владимир Львович, расскажите, пожалуйста, о лунной пилотируемой программе. В какой стадии находится ее реализация?

- В основу государственной программы в области космической деятельности заложено задание обеспечить пилотируемый полет на Луну в 2029 году. Никто не отменял эту программу и эти сроки. Мы активно работаем с зарубежными партнерами. У нас уже есть колоссальный опыт международного сотрудничества по МКС, и глупо было бы его не использовать в лунной программе. Сейчас приглашаем к участию в ней многие государства, в том числе Соединенные Штаты Америки и европейские страны. У нас идут переговоры с ведущими компаниями этих стран по совместному созданию посадочного лунного модуля, идут обсуждения целесообразности создания на орбите Луны пилотируемой станции или какой-то другой инфраструктуры. Планы посещения Луны остаются в силе, невзирая на все сложности - финансовые, экономические и технические.

- На каком этапе разработка пилотируемого корабля «Федерация»?

- Плановый срок по проекту «Федерация» - 2021 год, когда должен состояться первый автоматический полет корабля. То есть у нас есть график, по которому мы работаем: сейчас находимся в фазе отработки элементов корпуса и оборудования. Уверен, что уложимся в срок.

- В РКК «Энергия» идут работы по проекту ракеты-носителя (РН) среднего класса «Феникс» и сверхтяжелому носителю. Почему эти разработки ведутся именно в вашей корпорации?

- У нас есть колоссальный опыт создания ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В корпорации до сих

пор работают специалисты, которые этим занимались. А самое главное - сохранился подход, успешно реализованный еще во времена Советского Союза. Изюминка комплекса «Энергия-Буран» заключалась в том, что сначала была создана ракета-носитель «Зенит». Она отлетала 11 раз, наработав успешную статистику. И только после этого «Зенит» стал боковым ракетным блоком для РН тяжелого класса «Энергия».

Нового здесь изобретать ничего не надо, идем тем же путем. Во-первых, работаем над созданием ракеты-носителя среднего класса «Феникс», которая в последующем должна стать боковым блоком ракеты сверхтяжелого класса. Во-вторых, мы используем то, что уже наработано или находится на конечной стадии разработки. Например, берем все самое полезное от линейки ракет «Ангара». Уже прошли запуски легкой ракеты-носителя «Ангара-1» и тяжелой «Ангара-5». В планах - создание модификации «Ангара-5П» (это вариант ракеты для пилотируемых запусков новых

Разработка РКК «Энергия»: двигатель РД-171

Разработка РКК

«Энергия»:

ракета-носитель

«Ангара»

на выставке

«Армия-2015»

(макеты)

кораблей «Федерация» с космодрома Восточный). Есть вариант ракеты «Анга-ра-5В» с водородным блоком на третьей ступени. Элементы этих ракет мы тоже можем использовать. Например, вторая ступень «Ангары» будет третьей ступенью ракеты сверхтяжелого класса.

На первой ступени ракеты «Феникс» будет установлен двигатель РД-171, созданный в НПО «Энергомаш», тягой 800 тонн. На сегодняшний день это самый мощный ракетный двигатель в мире. Его технология достаточно хорошо отработана.

Высока вероятность, что создаваемая нами ракета-носитель среднего класса сможет летать как с наземного космодрома, так и с морского старта. Этот путь наиболее прагматичный и экономически обоснованный, с обозримым и достижимым результатом.

- РКК «Энергия» добилась соглашения с компанией «Боинг» об урегулировании спорных вопросов по проекту «Морской старт»?

- У этого проекта есть определенная история, которая исчисляется не одним десятилетием. За это время накопились некоторые проблемы. Мы столкнулись с судебным разбирательством, инициированным «Боингом». Суд штата Калифорния постановил взыскать с нас более 300 млн долларов. Что касается этой задолженности - мы достигли определенной договоренности с руководством компании «Боинг» на предмет, скажем так, мирного или досудебного решения всех возникших вопросов. Можно констатировать, что компромисс найден. Но эта тема является конфиденциальной, поэтому о деталях переговоров говорить еще рано.

Полагаю, что до конца текущего года мы подпишем окончательный документ по урегулированию разногласий. Частично на это влияют, конечно, вопросы, связанные с дальнейшим развитием проекта «Морской старт». Но это не является каким-то непреодолимым препятствием. Так как позиции «Боинга» на территории США очень весомы, для нас мирный путь - самый приемлемый выход из сложившейся ситуации.

- Новый инвестор для проекта «Морской старт» уже найден?

- Инвестора для «Морского старта» мы сейчас, естественно, выбираем. Наибольший шанс имеет российская компания. Нам нравится программа инвестора, его подход. Я думаю, что у нас появится свой Элон Маск, может быть, даже Элон Маск в квадрате. Нам комфортно с ним работать. И в этом есть определенный залог успеха.

Мы не бросаем «Морской старт» и сохраним свое участие в нем. Проект очень сложный, а у нас есть опыт, есть кадры. Инвестору одному вести этот проект будет очень сложно. Поэтому будем работать в команде. Кроме того, как я уже говорил, мы создаем новую ракету-носитель среднего класса «Феникс», и ее можно будет использовать в программе «Морской старт».

Но самое главное - мы, наконец, закроем финансовые риски, которые сегодня есть. Надеюсь, что закрытие сделки произойдет в начале 2017 года.

- Вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно заявил, что в московском суворовском училище появятся новые космические классы, будут проходить уроки о космосе. Расскажите подробней о вашем образовательном проекте.

- Нечто подобное мы сейчас делаем в детских садах, где оборудуем комнаты специально для занятий по космической тематике. Для наших работников построен микрорайон с детскими садами и школами. Первого сентября открылась новая школа, с классами, посвященными космической теме. Ведь космос - это

не только фантастические книги и полет мысли. Это, в первую очередь, точные науки - физика, математика, астрономия. В этих классах будут углубленно изучаться именно эти предметы.

Работники корпорации преподают во многих учебных заведениях: живым доступным языком доносят до молодежи философию космоса. Это наша политика, не разовая акция, а системная работа, очень важная для нашей страны. Можно сказать, что сегодня мы растим новое поколение технической интеллигенции.

Ракета-носитель среднего класса «Феникс» должна заменить российско-украинскую РН «Зенит», которая со времен СССР производилась на предприятии «Южмаш» в Днепропетровске. В настоящее время «Зениты» больше не выпускаются. На РН «Феникс», как и на «Зените», предполагается устанавливать российский двигатель РД-171.

«Морской старт» (Sea Launch) - плавучий космодром для коммерческих запусков РН «Зенит-SSL». Место старта ракеты располагается в Тихом океане на экваторе вблизи острова Рождества.

Международный консорциум «Морской старт» (Sea Launch Company - SLC) был создан в 1995 году. В него вошли американская компания «Боинг» (40 % капитала), российская РКК «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kvaerner (20 %). Штаб-квартира консорциума располагается в Лонг-Бич, штат Калифорния, США.

Первый запуск РН «Зенит-SSL» был осуществлен 27 марта 1999 года. Всего было выполнено S6 пусков, из них три аварийных. Последний пуск - 26 мая 2014 года.

В июне 2009 года консорциум «Морской старт» объявил о своем банкротстве и финансовой реорганизации из-за того, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков ракет. В апреле 2010 года совет директоров консорциума принял решение передать РКК «Энергия» ведущую роль в проекте «Морской старт». В июле 2010 года дочерняя компания РКК «Энергия» Energia Overseas Limited (EOL) получила 95 % акций консорциума «Морской старт», «Боинг» - S % и Aker Solutions - 2 %.

После реорганизации у «Боинга» возникли финансовые претензии к «Энергии». В августе 2016 года РКК «Энергия» и Boeing в основном разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в SS0 млн долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Часть долга планируется списать. В связи с этим суд в США приостановил действия по взысканию задолженности с РКК «Энергия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.