Научная статья на тему 'Владимир Петрович Рожков: к 65-летию со дня рождения'

Владимир Петрович Рожков: к 65-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Петрович Рожков: к 65-летию со дня рождения»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3

С. П. Позднева более 20 лет возглавляет кафедру философии и методологии науки, все сотрудники которой имеют ученую степень доктора философских наук и должность профессора, и в этом ее несомненная заслуга. Она неоднократно выступала в качестве научного руководителя и оппонента на защитах диссертаций - например, в 2011/2012 учебом году один сотрудник кафедры защитил докторскую и двое - кандидатские диссертации. Светлана Павловна разработала и читает учебные курсы и спецкурсы «Философия», «Культурология», «Концепции современного естествознания», «Междисциплинарные понятия в структуре научного знания» для студентов естественных и гуманитарных факультетов СГУ.

С. П. Позднева имеет благодарность Федерального агентства по образованию «За большие успехи в научно-педагогической деятельности и многолетний плодотворный труд в системе высшего профессионального образования». В философском сообществе Поволжья Светлана Павловна зарекомендовала себя как специалист высокой квалификации, пользующийся уважением студентов и преподавателей.

Основными работами профессора С. П. Позд-невой являются: «Принцип симметрии и категория структуры в теории элементарных частиц» // Проблемы структуры в научном познании. Саратов, 1965 ; «К вопросу об эстетических критериях

оценки научных теорий» // Вопр. эстетики. Вып. 3. Саратов, 1969 ; «Интуиция как творческий акт с точки зрения системно-структурного анализа» // Методологические вопросы науки. Вып. 6. Саратов, 1978 ; «Диалектика и общенаучные понятия : философско-методологический анализ категориального строя науки». Саратов, 1987 ; «Наука как феномен культуры» // Цивилизация. Культура. Человек на пороге XXI века. Саратов, 1996 ; «Современный словарь междисциплинарных понятий : к деловому общению научных сообществ». Саратов, 2000 (в соавторстве с Г. В. Яковлевой и В. В. Афанасьевой) ; «Культурология. 1 часть. Истоки культуры». Саратов, 2001 (в соавторстве с В. Ю. Антоновым и Р. В. Масловым) ; «Концепции современного естествознания». Саратов, 2002 (в соавторстве с Е. Ю. Альтшулером и Р. В. Масловым) ; «Категориальный язык современной науки» // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. 2006. Т. 6. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1/2 ; «Образы научного языка». Саратов, 2009 ; «Человек в русле русской философии». Саратов, 2009 ; «История и философия науки» ( в соавторстве). Саратов, 2010 и др.

Деканат и преподаватели философского факультета СГУ желают Светлане Павловне творческой активности и жизненной энергии, оптимизма и долголетия.

ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ РОЖКОВ: К 65-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Vladimir Petrovich Rozhkov: 65th anniversary

Владимир Петрович Рожков - философ любви

- А есть ли настоящие люди среди нас, рядом с нами?

- Есть, наверное...

- А вот хотя бы Рожков...

17 октября исполняется 65 лет профессору, доктору философских наук, заведующему кафедрой религиоведения и философской антропологии Владимиру Петровичу Рожкову. Сфера его научных интересов сегодня - история русской религиозной фило-

софии, проблемы культуры и цивилизации. Владимир Петрович - автор книг «Запад и Россия. Философские основания цивилизационной константы общественного сознания», «Абсолют любви», «Русское религиозное мировоззрение», соавтор учебников «История западной и русской философии», «Религиозная философия», монографий «Русская идея как выражение традиции: богословие, философия, литература», «Русская философия: единство и многообразие» и т. д. Он руководит работой целой научной школы студентов, аспирантов и соискателей.

В. П. Рожков обладает колоссальным опытом организационной и научно-исследовательской работы, он - один из инициаторов открытия религиоведческого отделения на философском факультете. Под его руководством сформировалась и прошла непростой путь становления кафедра религиоведения и философской антропологии, коллектив которой объединяет ведущих

профессоров и молодых ученых - выпускников философского факультета, многие из которых являются его учениками. Творческий ресурс кафедры позволяет находить оптимальные варианты совершенствования учебного процесса и открывать новые направления научных исследований. Кафедра успешно перешла на двухуровневую систему образования. В настоящее время открыта магистратура по истории русской философии (руководитель В. П. Рожков) и по религиозной и социальной антропологии (рук. В. А. Фриауф). Находятся на утверждении документы на открытие магистратуры по православной теологии и религиоведению (рук. В. П. Рожков). Кафедра, руководимая Владимиром Петровичем, активно участвует в грантовой деятельности.

В. П. Рожков родился в селе Перелюб Пере-любского района Саратовской области, в детстве самым близким и любимым человеком была мама Татьяна Федоровна. Именно в ней воплотился для него образ материнской жертвенной любви. С детства он любил читать книги, представляя сказочных героев в играх с друзьями. Как и у всех мальчишек, в его воображении возникали образы русских богатырей, защищающих родную землю; по вечерам, затаив дыхание, слушали воспоминания фронтовиков - соседей по дому. Послевоенный двор в небольшом районном городке Ершов, в который переехали Рожковы, жил, как одна семья, именно здесь появились первые верные друзья.

Володя переходил из класса в класс с похвальными грамотами. Всегда первым его называли, когда избирали членов совета дружины и комитета комсомола школы. Значительным событием для него стало участие в школьном ансамбле «Юность», в котором он был солистом и с которым проехал от ершовских степей до Урала. Душой ансамбля был любимый всеми учениками Н. М. Кадушкин, фронтовик, замечательный педагог, творческая личность. Еще в школе на одном из концертов Владимир познакомился с девушкой Наташей, которая позже стала его женой. Всем мальчишкам на зависть он умел водить машину - однажды вернулся с отцом из дальней поездки сияющий: отец баранку доверил. Но настоящей страстью его была и остается рыбалка: без улова никогда домой не приходил.

В городской суете Владимир Петрович часто вспоминает эти часы, проведенные среди деревенской природы, и рассказывает так, что я почти ощущаю свежесть предрассветного утра и вижу его, притаившегося на мостках, терпеливо ждущего своего рыбацкого счастья.

После школы Владимир Рожков заканчивает техникум электронного приборостроения, проходит практику на заводе, но понимает, что это не его дело. Однажды он заявляет: «Иду на исторический... история может быть далека от техники, но мне она близка». «Гены» взяли свое -отец, Петр Лукьянович - заслуженный учитель РФ, историк, отдавший школе сорок лет, начинал свою просветительскую деятельность с борьбы

с неграмотностью. В Великую Отечественную войну прошел он самые трагические 1941 и 1942 годы, был тяжело ранен под Воронежем в контратаке в июле 1942 года. Именно этот период войны представляет для Владимира Петровича постоянный и больше чем научный интерес.

Когда Владимир принес документы на истфак, Владимир Иванович Кац, секретарь приемной комиссии, долго беседовал с абитуриентом, узнав о его интересе к археологии. В. Рожков снова стал студентом... По его словам, это были самые счастливые годы. «Володю, хотя он учился и не на нашем курсе, многие знали. А кто знал, не мог его не полюбить. Он, действительно, стоящий парень», - писали товарищи. Ожидала его и еще одна радость: его школьная любовь Наташа согласилась стать его женой, а еще через два года он стал отцом - у них родилась дочь.

Уже студентом Владимир Рожков находит оригинальную взаимосвязь истории естественных и точных наук, занимается археологией и философией в кружке Тамары Константиновны Никольской - так начался путь Ученого.

Когда он был на третьем курсе, ему неожиданно предложили помочь школе в Екатерининском районе и поработать учителем истории. Десятиклассники, конечно, устраивали «проверки»: то о какой-нибудь книге спросят, то каверзный вопрос зададут. Но экзамен на «зрелость» Владимир сдал успешно. Старшие классы для молодого педагога -это посвящение. Очевидно, что этими каверзными вопросами Владимир Петрович заразился на всю жизнь. К нам в первую саратовскую гимназию он пришел уже с сединой, но сколько накопил этих вопросов! Хотя Владимир Петрович почему-то не рассказывал самого интересного, - как три года они с однокурсниками ездили в археологические экспедиции от Ленинградского отделения Всесоюзного института археологии и проводили раскопки греческих сельских усадеб на полуострове Тарханкут. Владимиру Рожкову тогда поручили опробовать метод электроразведки с группой ленинградских студентов: здесь-то и пригодились знания по электротехнике.

На пятом курсе Владимира избрали секретарем комитета комсомола университета, но самые яркие воспоминания комсомольской юности связаны у него со стройотрядами. Это была настоящая, напряженная работа, в которой проявлялась сущность человека, завязывалась дружба. С особой теплотой он вспоминает интернациональный стройотряд «Юность», командиром которого был.

Особый период у Владимира Рожкова начался со студенческой работы «Человек и техника в системе управления обществом»: эта тема увлекла его всерьез и была положена в основу диссертации. В 1974 г. он оканчивает исторический факультет. Отличник, именной стипендиат в годы учебы, Владимир Петрович Рожков таковым и остался - упорным, верным делу и цельным как в научном поиске, так и в любви. Семья Владимира Петровича - это

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3

не только любимая супруга Наталья Дмитриевна, дочь Лилия, внук, но и - друзья, ученики. Вначале не понимаешь, почему к тебе отнеслись как к родному, смотришь недоверчиво, силясь улыбнуться: может, это прием такой? А потом понимаешь, что просто все мы для Владимира Петровича близкие, родные, в какой-то мере - дети.

Его манера говорить - спокойно, убедительно, как бы рассуждая с самим собой - всегда поражает даже тех, кто знает его много лет. Он все делает «без шума и треска», спокойно, но не равнодушно. Ну разве сможет он, например, «нажать»? Оказывается - может. И заставить, и потребовать, и строго поговорить. Делает он все не быстро, зато основательно. Можно сказать, что трудолюбие доведено у него до высшей степени.

Около тридцати лет Владимир Петрович отдал Саратовскому госуниверситету, именно его он считает школой жизни, научного творчества и духовного прозрения. В начале 1990-х гг. Владимир Петрович включает в сферу научного интереса проблемы общественного сознания и цивилизационной динамики, начинает разрабатывать вопросы истории отечественной философии и русского религиозного мировоззрения, активно участвует в разворачивающейся дискуссии о роли русской интеллигенции и отечественной религиозной философии в гуманистической переориентации общественного сознания, заявляя о своей позиции в специальных изданиях, местной прессе, по телевидению, на научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровня, в том числе и на Первом российском философском конгрессе в Санкт-Петербурге (1997). В январе 1999 г. в СГУ он защищает докторскую диссертацию на тему «Цивилизационная нормативно-ценностная ориентация общественного сознания».

В основе разработанной им концептуальной реконструкции духовно-нравственных приоритетов русской религиозной философии выделяется абсолют любви, добра и жизнетворения. Такая точка зрения позволяет ему обозначить алгоритм этизированной рациональности в русском философско-религиозном миропонимании и выявить нравственно-виталистические составляющие мировоззренческой переориентации общественного сознания в условиях повышения риска массовой моральной деградации. Одновременно Владимир Петрович занимается широкой педагогической и философско-просветительской деятельностью. С сентября 1975 г. он преподает, пройдя все ступени квалификационного роста от ассистента до профессора, освоив все виды учебно-педагогической деятельности, и постоянно совершенствует лекторское мастерство, разрабатывает новые курсы и спецкурсы. Им подготовлены для студентов философского, культурологического и религиоведческого отделений учебные курсы, посвященные истории русской философии, социальной философии, культуре Серебряного века, философии политики, социологии культуры, религиозной

философии, социологии религии, свободе совести, методологии философии истории, социальным идеям русской философии, а также спецкурсы по философии русской идеи, мировоззрению Древней Руси, общественному сознанию и религиозному мировоззрению. Содержание его лекционных курсов отражено в учебных пособиях «Философия политики» (Саратов, 2001), «Русское религиозное мировоззрение. Курс лекций» (Саратов, 2005), «История русской философия (курс лекций)» (Саратов, 2006, в соавторстве с В. Н. Беловым) и др. Курс лекций по истории русской философии опубликован под грифом учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию РФ и награжден дипломом в номинации «Лучшее учебное издание по гуманитарным наукам» Первого приволжского регионального конкурса «Университетская книга - 2007». Об интенсивности и качестве его учебно-методической и научной деятельности свидетельствует тот факт, что под его руководством выполнено более 30 дипломных работ и защищено 9 кандидатских и докторских диссертаций. В апреле-мае 2004 г. им проведен мастер-класс на тему «Русская религиозная философия: В. С. Соловьев и Ф. М. Достоевский» на английском языке в университете Турина (Италия). В 2007-2008 гг., участвуя в инновационной образовательной программе Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского по специальности «Религиоведение», он разработал электронный учебнометодический комплекс по дисциплине «История философии: история отечественной философии».

Своими знаниями, методическим опытом Владимир Петрович всегда готов поделиться с коллегами: он читает циклы лекций, спецкурсы в школах, гимназиях Саратова, выступает перед учителями. Свою задачу в научной и просветительской работе он усматривает в раскрытии и распространении идеи приоритетности нравственно-ценностных оснований мировидения, являющейся лейтмотивом русской философско-религиозной мировоззренческой традиции.

Самым дорогим для Владимира Петровича, наряду с философией, книгами, коллегами, учениками, общением с друзьями, являются семья и природа, особенно Волга и заволжская степь, дающая ощущение воли, свободы. Студенты его уважают за желание слушать, за стремление во всем разобраться:

- Владимиру Петровичу невозможно отказать. И не сделать нельзя. Ругать, может быть, не станет, а так посмотрит - совесть замучит!

- Когда Рожков рядом, как-то легче дышится. Он может многое, и тебе кажется, что ты тоже на многое способен.

Использованы материалы: интервью и материалы семейного архива;

«Ровесники, ровесницы». Приволжское книжное издательство. Саратов, 1975;

материалы сайта www.sgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.