Научная статья на тему 'Владимир Николаевич Панферов: жизнь, творчество, счастье'

Владимир Николаевич Панферов: жизнь, творчество, счастье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Николаевич Панферов: жизнь, творчество, счастье»

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ПАНФЕРОВ:

ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СЧАСТЬЕ...

Заслуженный деятель образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии человека российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Владимир Николаевич Панферов родился в Ленинграде, 26 августа 1939 г.... Детство и война — не совместимы.

Вместо родительского тепла и заботы — лишения и потери, вместо радости открытия удивительного мира — взрывы и разрушения, вместо ощущения растущих сил и бесконечных перспектив — голод и смерть...

Из воспоминаний Владимира Николаевича Панферова:

«Всеобщий голод сопровождался всеми детскими болезнями, а также цингой, воспалением легких, дистрофией. В марте 1942 умерла бабушка по отцу. Она похоронена на Пискаревском кладбище в общей могиле. Она скармливала мне свою пайку хлеба. Я лежал в кровати, закрытый теплыми вещами. Эти вещи спасли от возможных ранений и смерти, когда в комнату влетел снаряд. В результате семья получила право на эвакуацию, что произошло 17 июля 1942 года».

«Эвакуировали по Ладоге на маломерных судах. Во время погрузки на причале в поселке «Борисова грива» бабушка-портниха оставила свою швейную машинку, из-за чего капитан всю семью согнал с перегруженного судна. Погрузились на следующий кораблик. Во время движения судов по Ладоге немецкая авиация бомбила беззащитный караван. В кораблик, с которого нас согнали, попала бомба, и он затонул. Все погибли, так как спасательные работы были запрещены. Второй раз смерть прошла рядом».

«Третье избавление было уже на «большой земле». Врачи после осмотра приговорили к смерти, так как походил на «живой труп», а не на больного ребенка. Но организм благодаря усердию матери справился».

Цепкая детская память сохранила череду событий, множество картин и эскизов, четких психологических образов и портретов: эвакуацию, жизнь семьи в разных городах, поступление в школу и ее окончание в Москве, сказки А. С. Пушкина, игру в шахматы и первый урок социальной несправедливости, раннее пробуждение сознания и попытку увидеть счастье с помощью эксперимента над цветами «китайский розан» или алый гибискус, занятия в театральном кружке и приобщение к психологии.

События, связанные с возвращением в Ленинград, началом трудовой деятельности на заводе в качестве ученика токаря, непростое поступление в Ленинградский государственный университет (чашу весов в пользу Панферова при поступлении склонила профессор кафедры психологии Августа Викторовна Ярмоленко) не только закалили характер, но и определили многие жизненные вехи и повороты.

Из воспоминаний Владимира Николаевича Панферова:

««Я был счастлив, когда через восемь месяцев обучения токарному делу у меня прекратился брак. К этому времени мне казалось, что я никогда не смогу выточить деталь в нужных

параметрах. Интересно то, что с этого момента брак исчез из моей практики навсегда. Вот это счастье. Через некоторое время меня признали лучшим токарем среди молодежи. Работа с металлом закалила мою волю. Преодолевать сопротивление металлической болванки стоит больших психических затрат. Но самый неподатливый материал — это люди. Об этом я узнал позднее. А пока продолжался парад счастливых событий. Я был очень счастлив, когда на третьем году своей трудовой деятельности поступил в Ленинградский государственный университет».

Как психолог-ученый, как психолог-практик и как личность Владимир Николаевич формировался под влиянием ленинградской школы психологии и, прежде всего, под сильным влиянием ее руководителя — академика Бориса Герасимовича Ананьева.

Из воспоминаний Владимира Николаевича Панферова:

«Я был необыкновенно счастлив на лекциях Б. Г. Ананьева. Это были двух-четырех часовые игры научного интеллекта. Но такое восприятие возникло не сразу, а только после того как начитался научной литературы. Я мало, что помню по содержанию из его лекций, но слежение за его мыслью, развертыванием аргументации, рождением эвристических идей, ассоциативной селекцией, формулировкой выводов, переходами от известного к неизвестному и обратно доставляли мне эстетическое удовольствие. Это было что-то вроде поэзии интеллекта. Я был счастлив, когда моя мысль совмещалась с движением его рассуждений».

В 1965 г. Владимир Николаевич окончил Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. Поиски собственной исследовательской ниши привели к проблемам социальной психологии. В 1969 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Восприятие и интерпретация внешности людей». Диссертация до сих пор читается теми молодым учеными, которые пытается понять суть социального взаимодействия людей, истоки возникновения разнохарактерных межличностных отношений.

Четырнадцать лет, прошедшие после присвоения ученой степени кандидата психологических наук, были наполнены преподавательской деятельностью, интенсивными исследованиями, работой над статьями, общением с корифеями советской психологии.

В 1983 г. в стенах Ленинградского государственного университета Владимир Николаевич Панферов защищает докторскую диссертацию по теме «Общение как предмет социально-психологического исследования». Отечественная социальная психология обрела четкие ориентиры исследований и точный вектор развития.

Из воспоминаний Владимира Николаевича Панферова:

«Я был счастлив защитой в 1969 году кандидатской диссертации, а в 1983 докторской. В научных изысканиях я избегал вторичности (пересказов чужих точек зрения, теорий и экспериментов). Все, что мной опубликовано, представляет мою точку зрения и данные только моих эмпирических исследований. Может быть, поэтому мне сопутствовало признание среди коллег».

Эта особенность творчества В. Н. Панферова во многом объясняет его авторитет и уважение среди научного психологического и педагогического сообщества, а также создает явных и скрытых оппонентов.

Преподавательский путь В. Н. Панферова начался с работы в качестве внештатного преподавателя на кафедре общей психологии, затем кафедре социальной психологии ЛГУ В 1975 г. В. Н. Панферов получает статус доцента Высшей профсоюзной школы культуры (ВПШК). С 1996 по 2008 гг. он преподает на кафедре социальной антропологии и психологии РГИ СПбГУ.

Приглашение в 1987 г. на работу в Герценовский педагогический институт (старое название) в качестве заведующего кафедрой психологии, с одной стороны, предоставляло большие возможности для реализации научных идей, с другой стороны — раскрывало лучшие исследовательские, организаторские качества и творческие способности. Именно здесь Владимиру Николаевичу удалось реализовать идею своего учителя Б. Г. Ананьева о целостном подходе к психологии человека. Более того, именно здесь ему удалось организовать широкую подготовку психологов с выраженной практической ориентацией, о чем также мечтал Б. Г. Ананьев.

В 1991 г. В. Н. Панферов заведует основанной им кафедрой практической психологии. С 1998 г. по настоящее время В. Н. Панферов на посту заведующего также основанной им кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Многое из того, что делал Владимир Николаевич в стенах РГПУ на протяжении всего времени работы и делает сейчас, является новаторством, истоком новых психологических поисков. Продолжают и преобразуют начатое его коллеги и ученики. Пассионарность В. Н. Панферова проявляется в преобразовании старого, несовременного, тормозящего развитие психологической науки. Именно он инициировал создание нового направления подготовки психологов по специальности «практическая психология» в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Именно его по праву можно считать «отцом-основателем» психолого-педагогического факультета в этом вузе, ставшем одним из ведущих центров психологического образования не только в нашем городе, но и в стране.

В 1989 г. в РГПИ им. А. И. Герцена он открывает совет по психологическим наукам для защиты докторских и кандидатский диссертаций по общей и педагогической психологии. Включает в учебные планы подготовки учителей курс «Социальная психология».

В 1990 г. начинает подготовку учителей биологии с дополнительной квалификацией психолога.

В 1991 г. — подготовку практических психологов высшей квалификации на дефектологическом факультете.

В 1993 г. подготавливает открытие факультета философии человека на базе отделения практической психологии.

В 1995 г. — открытие аспирантуры и совета по социальной психологии для защиты кандидатских и докторских диссертаций.

В 1997 г. участвует в преобразовании отделения практической психологии факультета философии человека в психолого-педагогический факультет.

В 1999 г. организует совет по медицинской психологии, социальной психологии и психологии труда для защиты докторских и кандидатских диссертаций.

Из воспоминаний Владимира Николаевича Панферова:

«Сегодня я счастлив, что удалось создать целый факультет, где обучаются 2000студентов, магистров и аспирантов, работает около 200 преподавателей, где пять кафедр из восьми выросли из маленькой кафедры практической психологии, где молодежный преподавательский состав — это бывшие студенты родного им факультета».

В 1990 г. в связи с задачей реконструкции психологического знания в образовании Владимир Николаевич Панферов заявляет о разработке нового научного направления «Интегративный подход в психологии». С 1991 г. появляются соратники и ученики, включившие в реализацию этого подхода при профессиональной подготовке практических психологов. Ключевые идеи разных этапов эволюции интегрального подхода отражены

в диссертационных исследованиях 18 кандидатов психологических наук и 7 докторов, выполненных под непосредственным руководством профессора В. Н. Панферова. Круг научных интересов ученого обширен и продолжает постоянно расширяться, охватывая жизненно важные проблемы человека. Исследования касаются психологии человеческих отношений, психологии познания людьми друг друга, психологии общения, психологии профессиональной деятельности учителей, организаторов досуга, инженеров и психологов, методологии и методов психологических исследований, интегративного подхода в психологии человека и интегративного подхода в образовании и т. п.

Экспериментальные и теоретические исследования В. Н. Панферова внесли заметный вклад в разработку концепций социальной перцепции, социально-психологической и профессиональной структуры личности, классификации человеческих отношений, общения и социального климата, целостного конструкта психологической организации человека, объектного принципа в межпредметном синтезе знаний. Разработан ряд оригинальных научноисследовательских методик, в том числе методика «Групповая оценка личности» (ГОЛ), получившая широкое распространение при аттестации и подборе кадров (персонала).

Сегодня можно говорить о создании оригинальной научной школы на психологопедагогическом факультете РГПУ Ценно то, что она объединила в едином творческом пространстве уникальных исследователей психологии современного человека. Владимир Николаевич Панферов притягивает к себе самобытных личностей, оригинальных ученых. Под его научным руководством молодыми учеными постоянно выполняются научные исследования по грантам РГНФ и ГФФИ.

Из воспоминаний Владимира Николаевича Панферова:

« Я бесконечно счастлив, что на моем жизненном пути встречались замечательные люди, с которыми мне было и легко и трудно, радостно и печально, без которых не возможен был бы и я».

Владимиром Николаевичем Панферовым опубликованы 160 научных работ. В них продолжают свое развитие лучшие традиции отечественной психологии, намечаются новые векторы трансформации психологии, раскрываются структура и функции психики, психические и соматические свойства человека, описываются фундаментальные принципы интегративного подхода к психологической организации человека. Научные исследования Владимира Николаевича Панферова формируют целостный взгляд на психологию человека, необходимый для совершенствования психологической культуры психолога-профессионала.

К числу наиболее значимых публикаций последнего десятилетия можно отнести следующие:

• В поисках целостного подхода в психологии // Вестник РГНФ. М., 1996. № 1.

• Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера // Пс1халог1я. Мшск, 1997. Вып. 7.

• Практическая психология — профессия XXI века. СПб., 1999.

• Интегративный подход к психологии человека // Психология человека: интегративный подход. СПб., 2000.

• Психология человека. СПб., 2002.

• Человек, индивид, личность, индивидуальность // Психологическая служба. Минск, 2003, № 3.

• Интегративный подход в образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. № 3 (6).

• К проблеме форм проявления психического // Интегративный подход в психологии. СПб., 2003.

• К вопросу о качестве образования // Вестник СЗО РАО. 2005. Вып. 9.

• Введение в психологическую профессию. СПб., 2006.

• Проблемы модернизации образования в России // Вестник СЗО РАО. СПб., 2006.

Вып. 10.

• Основы психологии человека. СПб., 2009.

В дальнейшем В. Н. Панферов планирует расширение публикаций по разным аспектам психологии современного человека.

Владимир Николаевич Панферов награжден памятными медалями:

• «60 лет снятия блокады Ленинграда»

• «Житель блокадного Ленинграда»

• «65 лет снятия блокады Ленинграда»

• «60 лет победы в Великой отечественной войне»

Из воспоминаний Владимира Николаевича Панферова:

««Теперь о счастье. Жизнь прожита долгая, но короткая. Счастливых моментов было много, но все равно мало. Счастье явление сугубо личное. Поэтому разговор о счастье — это о сугубо личном. Сугубо личное отдельного человека не интересует многих близких (они и так все знают) и многих далеких (они вас не хотят знать). Любопытство испытывают только те, для которых Вы значимы, но недоступны. Более половины моего жизненного пути рядом со мной Зинаида Васильевна Сикевич, которая не дает угаснуть моему желанию жить. Она — самый дорогой подарок судьбы, который можно себе пожелать!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.