Научная статья на тему 'Владимир Александрович Якубский (23. 01. 1924 15. 12. 2013)'

Владимир Александрович Якубский (23. 01. 1924 15. 12. 2013) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Александрович Якубский (23. 01. 1924 15. 12. 2013)»

Зп Шешогшш /

/ Памяти

ВЛАДИМИР

АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЯКУБСКИЙ

(23.01.1924 — 15.12.2013)

15 декабря 2013 г. ушел из жизни Владимир Александрович Якубский, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского университета (с 2002 г.; до 2002 г. — профессор кафедры истории средних веков ЛГУ/СПбГУ), Почетный профессор СПбГУ, один из видных отечественных историков-славистов.

Ушел из жизни человек, безмерно преданный исторической науке на протяжении всей жизни, с 1952 г. неразрывно связанной с историческим факультетом Ленинградского-Петербургского университета.

В окружении и при поддержке таких видных отечественных медиевистов, как А. Д. Люблинская, Б. Я. Рамм, В. В. Штокмар, В. А. Якубский сформировался как ученый и высококлассный педагог, Учитель, оказаться под крылом которого для любого начинающего историка было счастьем...

1п Мешопаш /Памяти

Избрав для своих ученых занятий историю Польши, В. А. Якубский на первых порах сосредоточил внимание на изучении промышленного развития Краковской земли с конца XV и до середины XVII вв., результатом чего становится его кандидатская диссертация. В дальнейшем В. А. Якубский обратился к иным аспектам польской истории, отдав предпочтение более углубленному исследованию проблем аграрной истории Польши XVI-XVII вв., итогом этих его изысканий становится успешная защита диссертации докторской.

Монография В. А. Якубского «Проблемы аграрной истории позднесредневековой Польши» (1975), его участие в работе авторского коллектива (под эгидой Института всеобщей истории), трудами которого был осуществлен фундаментальный проект «История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма» (1986), обеспечили В. А. Якубскому прочное место в плеяде виднейших специалистов в области социально-экономической истории, в том числе — Центрально-Восточной Европы.

Изучение социально-экономической истории Польши Владимир Александрович понимал весьма широко, будучи уверен, что необходимость тщательного исследования характерных для нее процессов обусловлена уже тем, что они — пусть «не всегда явно и непосредственно — определили социальный облик польского общества в эпоху Возрождения и оставили глубокий след в дальнейших судьбах страны». Поэтому немало научных изысканий В. А. Якубского-полониста так или иначе замыкались на проблему, по сей день не теряющую научной актуальности, а именно — на уяснение, осмысление причин гибели Речи Посполитой.

Так, в одной из своих статей, написанных совместно со своим единомышленником и нередко соавтором — С. М. Стецкевичем, В. А. Якубский выступил против укоренившегося в нашей науке упрощенного (сводящего все к шляхетскому своеволию и liberum veto) представления о причинах, которые свели в могилу некогда могущественное Польское государство. По обыкновению тех лет, Стецкевич и Якубский постарались подкрепить свою точку зрения ссылкой на авторитет классика марксизма, сославшись на суждения Ф. Энгельса по поводу государственнополитического устройства России, Польши и Германии. Действительно, сам собой напрашивался вопрос: так ли уж отличались порядки Речи Посполитой, однозначно осуждаемые в разноязычной исторической литературе, от того, что происходило в соседних странах? Есть ли основание говорить о польской аномалии? Ни много ни мало ленинградские историки в качестве главного своего аргумента использовали проводимую Энгельсом параллель между внутренним развалом Германской империи и польскими порядками. Что, в конце концов, дало основание авторам статьи задаться и другим вопросом: «не рассматривал ли Энгельс Польшу как государственный организм, — промежуточный между Российской державой и Германской империей не только географически, но и типологически (поскольку в Речи Посполитой, как известно, не утвердился ни абсолютизм великодержавный, ни абсолютизм регионально-княжеский, т. е. оказались невозможными ни российский, ни немецкий варианты)?»

Впрочем, абсолютно невозможно очертить рамки, границы научных интересов (и интересов вообще) Владимира Александровича Якубского — его интересы были и шире, и глубже любых стандартных показателей.

Не одно десятилетие работая на кафедре истории средних веков, В. А. Якубский одновременно являлся сотрудником внекафедрального славянского сектора, функционировавшего на историческом факультете Ленинградского университета с 1950-х гг. Вместе с тем, когда на факультете (теперь уже Санкт-Петербургского университета) в 2002 г. было решено создать кафедру истории славянских и балканских стран, Владимир Александрович горячо одобрил это — пока еще на уровне идеи — решение, и лишь его согласие перейти на вновь открываемую кафедру обеспечило возможность претворения идеи в жизнь.

В последние годы В. А. Якубского занимали преимущественно историографические сюжеты, вкус к которым, по его собственному признанию, ему в свое время привил О. Л. Вайнштейн. В сотрудничестве с Г. Е. Лебедевой В. А. Якубским был создан цикл статей, посвященных страницам истории ленинградской медиевистики, на основе которых вышла их совместная монография «CATHEDRA MEDII AEVI. Материалы к истории ленинградской медиевистики 1930-1950-х годов» (2007).

Можно, конечно, продолжить перечень научных трудов Владимира Александровича и тех академических проектов, в осуществлении которых в разное время он принимал участие (среди них и «Краткая история Польши с древнейших времен до наших дней», и «История Европы», и др.). Но разве дело в объеме (или даже разнообразии) той научной продукции, которую создает историк?

Владимира Александровича Якубского отличали редкие качества, неподражаемые свойства масштабной личности. И выражались они, в частности, в удивительной способности Владимира Александровича создавать неповторимую атмосферу творческого процесса (причем без малейших внешних эффектов) — будь то процесс сотрудничества и общения с коллегами или занятия с учениками, которым он был готов щедро отдавать — и всегда отдавал — свое время, свои знания, свою душу...

Профессор-фронтовик, В. А. Якубский в годы войны был награжден медалями (в том числе — столь ценимой солдатами Великой Отечественной войны медалью «За отвагу») и орденом Красной Звезды. Но спустя сорок лет после Великой Отечественной войны Владимира Александровича разыскали и другие высокие награды — ордена Ленина и Славы III степени, которыми солдат (каковым прошел и завершил свой воинский путь В. А. Якубский) награждали исключительно в случае проявления беспримерного мужества и геройства. Таким человеком, таким солдатом был историк Владимир Александрович Якубский. Такой человек от нас ушел.

Светлую память о Владимире Александровиче Якубском, герое войны и большом ученом, навсегда сохранят все, кому посчастливилось быть его учениками, коллегами, друзьями.

Редколлегия, коллеги и ученики

In Memoriam /Памяти

Письма в редакцию:

Передаю мои глубочайшие соболезнования всем, кто любил и знал Владимира Александровича Якубского, одного из моих ближайших друзей с 1952 г. Я просил своих друзей послать ему мою книгу в надежде на доброжелательного и строгого читателя, предполагал поздравить его с 90-летием 23 января...

Вся жизнь Владимира Александровича была отдана служению России: в годы блокады, на фронте, где он защищал свою Родину, не щадя собственной жизни и не думая о наградах, которые пришли к нему многие годы спустя, и работая для пользы отечественной науки.

Пока я мог пересекать океан, я всегда бывал в доме Владимира Александровича и Дины Александровны.

К сожалению, мое состояние здоровья (только что перенесенная тяжелая операция) не позволяет мне оказаться на похоронах Владимира Александровича.

Скорблю и страдаю вместе со всеми вами.

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ.

Александр Горфункель, Бостон, 15 декабря 2013 г.

Уважаемый Владимир Александрович!

Дорогой мой Учитель!

Только теперь решусь сказать то, что наверняка не посмел бы произнести ранее. Какая это великая удача — оказаться Вашим учеником. Таких, как Вы — нет. Я безгранично благодарен Вам за те драгоценные годы, в которые мне посчастливилось быть Вашим студентом и аспирантом, быть причастным удивительному по глубине опыту размышления, хотя бы отдаленно благодаря Вам прикоснуться к традиции классической отечественной славистики, наконец, просто общаться с Вами.

Именно Вы открыли для меня Польшу и приблизили к пониманию этой страны. Я прекрасно помню тот день, когда, не зная ни единого слова по-польски, я приехал к Вам в первый раз. Как Вы открыли передо мной небольшую книгу с проповедями Петра Скарги и сказали: «Читайте». Я, как смог, прочитал и услышал от Вас: «Ну что ж, для первого раза неплохо». Тот, кто знает Вас, конечно же понимает, с какой интонацией эти слова были произнесены...

Прошедший Вашу школу обречен на неустанный поиск. Ваш вопрос и улыбка. и вслед разворачивается целая палитра оттенков, смыслов, среди которых едва различимо проступает то истинное, что было до сих пор скрыто.

Спасибо Вам!

Перед одним из очередных моих отъездов в Польшу Вы сказали: «В Варшаве, наверное, уже зацвели каштаны?..» Что сказать?

«Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,

Зачем ты в мир пришел?

Что пепел скрыл от нас? А вдруг Из пепла нам блеснет алмаз,

Блеснет со дна своею чистой гранью.»

Царствие Небесное. Любящий Вас ученик.

Искренние соболезнования близким и всем, кто знал Владимира Александровича.

Лука Езерский, 15 декабря 2013 года, г. Познань, Польша

Obituary:

Vladimir Alexandrovich Yakubsky (23.01.1924 - 15.12.2013)

On December 15th, 2013, died Vladimir Alexandrovich Yakubsky (bom 01.23.1924), doctor of historical sciences, professor emeritus of St. Petersburg State University, one of the prominent Russian specialists in Slavic history, whose research and teaching activity since 1952 had been inseparably linked with the Faculty of History of St. Petersburg State University. Having chosen for his studies the history of Poland, Vladimir A. Yakubsky focused initially on the study of the industrial development of the land of Cracow from the late 15th to the mid-17th century, which resulted in his candidate dissertation. Then he turned to other aspects of Polish history, aiming, first of all, at a more profound study of problems of Poland’s agrarian history in the 16th and 17th centuries. As a result of this intensive research, Vladimir A. Yakubsky defended successfully his doctoral dissertation. His monograph «Problems of Late Medieval Agrarian History of Poland» (1975), as well as his participation in the writing team (working under the auspices of the Institute of World History of the Russian Academy of Sciences) of the fundamental project «History of Peasantry in Europe. Age of Feudalism» (1986) put him in a row of the most prominent experts in the field of social and economic history of Central and Eastern Europe. The task of studies in the social and economic history of Poland was interpreted by Vladimir A. Yakubsky very broadly, his being sure that careful research of those processes is needed at least because they, even if «not always clearly and directly, defined the social profile of the Polish society during the Renaissance and had a deep impact on the country’s future destiny». It was for this reason, as it seems, that a great part of research work carried out by Vladimir A. Yakubsky as a historian of Poland can be somehow associated with a problem, which did not lose its relevance to this day, namely that of understanding causes of the fall of the Polish-Lithuanian Commonwealth. Working for decades at the Department of Medieval History, Vladimir A. Yakubsky was at the same time a research fellow of the Sector for Slavic Studies that functioned at

In Memoriam / Памяти

the Faculty of History since 1950. When in 2002 there emerged a plan of forming a special Department of Slavic and Balkan Studies within the Faculty of History, professor Yakubsky supported this idea with zeal, and it was his consent to pass to the future department that ensured the realization of the plan. Vladimir A. Yakubsky was a brave soldier of the Great Patriotic War. He was decorated with medals and orders including the Medal of Valor so appreciated by the soldiers of the Great Patriotic War, the Order of the Red Star, the Order of Lenin and the Order of Glory 3rd class. Such awards were awarded to soldiers only in cases of their showing unparalleled courage and heroism. Fond memory of Vladimir Alexandrovich Yakubsky, a war hero and a great scholar, will be kept by everyone who had the luck to be his student, colleague or friend.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.