Lingua mobilis №2 (28), 2011
ВКРАПЛЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ОТ», «ОШАЦ»
В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Н. Е. Атжанова
В настоящей статье производится анализ вкраплений, являющихся единицей межкультурной коммуникации. Значение вкраплений «от», «ошац» раскрываются употреблением в устойчивых оборотах, в пословицах и поговорках.
Ключевые слова: материальная культура, духовная культура, общечеловеческие ценности, народная мудрость, уважение культуры, слова - реалии, отанасы, отагасы, ошак, отбасы ошак касы, Отан, любовь и уважение к собственному очагу, народная мудрость.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с многочисленными проявлениями национально - казахского словоупотребления как из сферы материальной культуры (быт, природа, артефакты), духовной культуры (система верований, ценностей, этических представлений), так и из сферы социальной культуры (модели, нормы поведения, отношения, способ мышления о мире и т.д.)
Существуют следующие элементы культуры народов:
1. Материальная культура:
• основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
• одежда (национальный костюм), украшения;
• национальные блюда;
• транспортные средства;
• орудия труда;
• труд с учетом его специфики.
2. Духовная культура:
• народные обычаи, обряды, праздники;
• язык, народное творчество;
• искусство.
3. Нормативная культура:
• общечеловеческие нравственные качества;
• правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
В этой связи одним из межнациональных понятий является слово «огонь». Огонь — в узком смысле, материя, которая образуется
54
Языкознание
в результате произвольного/непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки, химической реакции, соприкосновения тока высокого напряжения с горючим материалом.
Огонь является основной фазой процесса горения и имеет свойство к самораспространению по затронутым им другим горючим материалам. Собственная температура огня зависит от источника, вызвавшего реакцию воспламенения и от материалов, участвующих в реакции горения.
Открытие способа добывания огня — одно из важнейших приобретений человечества. Огонь вызывал в первобытном человеке страх и благоговение. Обладание огнём давало человеку неоценимые выгоды. Огонь:
• помогал переносить условия сурового климата;
• смягчал пищу, делая её вкусной, легкоусваеваемой;
• освещал ночью;
• отгонял хищных зверей;
• помогал превращать лес в пашню, удобряя её пеплом деревьев;
• с его помощью выжигали из стволов деревьев челноки, обжигали посуду из глины, расплавляли металлы.
Знакомство человека с огнём произошло, возможно, во время лесных пожаров либо извержений вулканов. Тепло, исходящее от пламени, очевидно. Также можно было найти фрукты и животных, пострадавших от огня, вкусовые качества которых и побудили человека искать способ самому добывать огонь.
Огню уделяется большое внимание в ряде мифологий [1. С. 18]. В греческой и римской мифологии с огнём отождествлялось несколько божеств (Гефест, Прометей, Веста, Гестия и другие), в древнеиндийской мифологии олицетворением огня был Агни, в кельтской мифологии богиня огня называлась Бригид. В зороастризме огонь выступает как сугубо священная стихия и воплощение божественной справедливости, Арты. У народов Севера огонь представлялся в виде женского образа — «матери», «хозяйки очага», а у якутов и бурят — в мужском образе «хозяина». В средневековом мистицизме саламандры были низшими духами огня, обитавшими в нём.
Наряду с водой, землёй и воздухом, огонь считается одной из четырёх стихий (первоэлементов) и в связи с этим занимал важную роль особенно в античной философии, например, у Гераклита, а также в алхимии. В западной астрологии элемент огня связан с зодиа-
55
Lingua mobilis №2 (28), 2011
кальными знаками Овна, Льва и Стрельца, его доминанты — Солнце и Плутон. В китайской астрологии огонь — одна из пяти стихий и связывался с планетой Марс, энергией ци, югом, летом (6 апреля — 17 июня по григорианскому календарю), красным цветом, горьким вкусом и резким, жгучим запахом, числом 7.
Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.
Очаг - устройство для разведения и поддержания огня. Это слово имеет тюркское происхождение, в казахском языке ошак. У кочевников имеется три варианта ошака: тренога, сложенный из камней и очаг выкопанный в земле. Среди казахских племен имеется племя ошакты, тамга у этого племени представляет собой треугольник, смотрящий одним углом вверх. В древности, - род ошакты относится к племенному объединению уйсунов, которые поселились в Жетюу (Семиречье) - во II-I вв. до н.э., треугольная форма тамги могла соответствовать самому названию племени ошакты (ошак - очаг, то есть - «очажные») и являться графическим изображением треноги, на которой готовили пищу кочевники с древних времен.
Для казахов очаг - основной элемент структуры жилища, связанный с культом огня. Очаг - сакральный центр дома, место совершения обрядовых и магических действий, направленных на обеспечение благополучия дома, здоровья домочадцев и успеха в хозяйстве. По народным представлениям, в очаге обитали домашние духи и предки.
Огонь в очаге никогда не затухал. Пустой очаг без огня терял свою созидающую силу. Не зря казахи говорят: «Ошагыцныц отын eшiрме» - «Не дай погаснуть огню в очаге» [2. C. 102]. Это выражение означает: «Сохрани семейное благополучие».
У очага осуществлялись многие семейные обряды, именно там проходило приобщение человека к новой семье. Так, у казахского народа издревле существует обряд «отка май кую - налить масло в огонь». Этот обряд совершается с приходом молодой невестки в дом
56
Языкознание
мужа и символизирует начала новой жизни для женщины, которая станет хранительницей этого очага, будет разжигать свой огонь в очаге и готовить пищу. Исходя из этого существуют понятие «отагасы» в значении глава семьи и «отана» - мать, т.е. хранительница очага. Часто женщина - казашка, почтительно обращаясь к мужу, называет его отагасы. Первенца в семье или первую невестку в семье называют «отымныц басы, суымныц туныгы».
Очаг - источник богатства и изобилия. У казахов принято говорить: «Ошагыныц оты маздап тур. - В его очаге горит сильное пламя», «Казаны оттан тYCпейдi - Казан не снимается с огня». Эти выражения подчеркивают гостеприимство, которое является отличительной чертой казахского народа.
С очагом как священным местом был связан ряд табу. В казахском народе есть запрет: «Тузды, кYлдi баспа - не наступай на соль, на золу»; «Отты, кYлдi шашпа - не рассыпай огонь и золу»; «Отпен ойнама, оттан аттама, ошакка туюрме - не играй с огнем, не перешагивай через огонь, не плюйся на очаг»; «От басын сабама - не секи камчой место у огня»; «Тунде кул шыгарма - не выноси ночью золу».
Там, где огонь и очаг, есть и дым. Казахи о дружной сплоченной семье говорят так: «Тупи тузу шыккан уй» в переводе буквально означает: «В этом доме даже дым из печи валит ровно».
Таким образом, казахи издревле почитали от и ошак (огонь и очаг). «Отбасы ошак касында болу» означает «сохранить мир и согласие в семье». Само слово «семья» по - казахски «отбасы», что понимается как «у очага, начало огня».
Любовь и уважение к собственному очагу перерастает в любовь к Родине. Эту мысль подчеркивает народная мудрость «Отан отбасы-нан басталады. -Родина начинается с семьи (с очага)» [3. C. 7].
В заключение следует отметить, что глубокое знание национальных реалий, связанных с менталитетом, психологией, миропониманием, этническими особенностями, культурой, традицией, бытом и формой ведения хозяйства казахского народа, может служить стимулом для изучения его языка и способствует формированию поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации в Республике Казахстан. Общечеловеческие духовные ценности, духовное наследие, священные понятия «от», «ошак», «отбасы», «Отан» являются фактором взаимопонимания и единства народов многонационального Казахстана.
57
Lingua mobilis №2 (28), 2011
Список литературы
1. Кун, А. Древнегреческие ми-фолгии. М., 2005.
2. Казак тшнщ тYсiндiрме сeздiгi. Алматы : FbrnbiM акаде-миясы, 2000.
3. Пословицы и поговорки. Серия-народная мудрость. Алматы : «Кочевники», 2007.
List of literature
1. Kun, A. Drevnegrecheskie mi-folgii. M., 2005.
2. KazaK Штщ tysindirme sezdigi.
Almaty : Fylym akademijasy,
2000.
3. Poslovicy i pogovorki. Serija-narodnaja mudrost'. Almaty : «Kochevniki», 2007.
58