Научная статья на тему 'ВКРАПЛЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ОТ», «ОШАқ» В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ВКРАПЛЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ОТ», «ОШАқ» В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MATERIAL CULTURE / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / COMMON HUMAN VALUES / НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ / FOLK WISDOM / УВАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / RESPECT FOR CULTURE / СЛОВА РЕАЛИИ / ОТАНАСЫ / ОТАғАСЫ / ОШАқ / ОТБАСЫ ОШАқ қАСЫ / ОТАН / OTAN / ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ОЧАГУ / LOVE AND RESPECT FOR OWN FIREPLACE / WORDS-REALITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атжанова Найля Ерденовна

В настоящей статье производится анализ вкраплений, являющихся единицей межкультурной коммуникации. Значение вкраплений «от», «ошақ» раскрываются употреблением в устойчивых оборотах, в пословицах и поговорках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Droplets with Meaming “

In this article there is an analysis of disseminations that present a unit of intercultural communication. The meaning of the following Kazakh disseminations «от», «ошақ» is observed in the phraseological units, proverbs and sayings.

Текст научной работы на тему «ВКРАПЛЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ОТ», «ОШАқ» В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Lingua mobilis №2 (28), 2011

ВКРАПЛЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ОТ», «ОШАЦ»

В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Н. Е. Атжанова

В настоящей статье производится анализ вкраплений, являющихся единицей межкультурной коммуникации. Значение вкраплений «от», «ошац» раскрываются употреблением в устойчивых оборотах, в пословицах и поговорках.

Ключевые слова: материальная культура, духовная культура, общечеловеческие ценности, народная мудрость, уважение культуры, слова - реалии, отанасы, отагасы, ошак, отбасы ошак касы, Отан, любовь и уважение к собственному очагу, народная мудрость.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с многочисленными проявлениями национально - казахского словоупотребления как из сферы материальной культуры (быт, природа, артефакты), духовной культуры (система верований, ценностей, этических представлений), так и из сферы социальной культуры (модели, нормы поведения, отношения, способ мышления о мире и т.д.)

Существуют следующие элементы культуры народов:

1. Материальная культура:

• основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

• одежда (национальный костюм), украшения;

• национальные блюда;

• транспортные средства;

• орудия труда;

• труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура:

• народные обычаи, обряды, праздники;

• язык, народное творчество;

• искусство.

3. Нормативная культура:

• общечеловеческие нравственные качества;

• правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

В этой связи одним из межнациональных понятий является слово «огонь». Огонь — в узком смысле, материя, которая образуется

54

Языкознание

в результате произвольного/непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки, химической реакции, соприкосновения тока высокого напряжения с горючим материалом.

Огонь является основной фазой процесса горения и имеет свойство к самораспространению по затронутым им другим горючим материалам. Собственная температура огня зависит от источника, вызвавшего реакцию воспламенения и от материалов, участвующих в реакции горения.

Открытие способа добывания огня — одно из важнейших приобретений человечества. Огонь вызывал в первобытном человеке страх и благоговение. Обладание огнём давало человеку неоценимые выгоды. Огонь:

• помогал переносить условия сурового климата;

• смягчал пищу, делая её вкусной, легкоусваеваемой;

• освещал ночью;

• отгонял хищных зверей;

• помогал превращать лес в пашню, удобряя её пеплом деревьев;

• с его помощью выжигали из стволов деревьев челноки, обжигали посуду из глины, расплавляли металлы.

Знакомство человека с огнём произошло, возможно, во время лесных пожаров либо извержений вулканов. Тепло, исходящее от пламени, очевидно. Также можно было найти фрукты и животных, пострадавших от огня, вкусовые качества которых и побудили человека искать способ самому добывать огонь.

Огню уделяется большое внимание в ряде мифологий [1. С. 18]. В греческой и римской мифологии с огнём отождествлялось несколько божеств (Гефест, Прометей, Веста, Гестия и другие), в древнеиндийской мифологии олицетворением огня был Агни, в кельтской мифологии богиня огня называлась Бригид. В зороастризме огонь выступает как сугубо священная стихия и воплощение божественной справедливости, Арты. У народов Севера огонь представлялся в виде женского образа — «матери», «хозяйки очага», а у якутов и бурят — в мужском образе «хозяина». В средневековом мистицизме саламандры были низшими духами огня, обитавшими в нём.

Наряду с водой, землёй и воздухом, огонь считается одной из четырёх стихий (первоэлементов) и в связи с этим занимал важную роль особенно в античной философии, например, у Гераклита, а также в алхимии. В западной астрологии элемент огня связан с зодиа-

55

Lingua mobilis №2 (28), 2011

кальными знаками Овна, Льва и Стрельца, его доминанты — Солнце и Плутон. В китайской астрологии огонь — одна из пяти стихий и связывался с планетой Марс, энергией ци, югом, летом (6 апреля — 17 июня по григорианскому календарю), красным цветом, горьким вкусом и резким, жгучим запахом, числом 7.

Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.

Очаг - устройство для разведения и поддержания огня. Это слово имеет тюркское происхождение, в казахском языке ошак. У кочевников имеется три варианта ошака: тренога, сложенный из камней и очаг выкопанный в земле. Среди казахских племен имеется племя ошакты, тамга у этого племени представляет собой треугольник, смотрящий одним углом вверх. В древности, - род ошакты относится к племенному объединению уйсунов, которые поселились в Жетюу (Семиречье) - во II-I вв. до н.э., треугольная форма тамги могла соответствовать самому названию племени ошакты (ошак - очаг, то есть - «очажные») и являться графическим изображением треноги, на которой готовили пищу кочевники с древних времен.

Для казахов очаг - основной элемент структуры жилища, связанный с культом огня. Очаг - сакральный центр дома, место совершения обрядовых и магических действий, направленных на обеспечение благополучия дома, здоровья домочадцев и успеха в хозяйстве. По народным представлениям, в очаге обитали домашние духи и предки.

Огонь в очаге никогда не затухал. Пустой очаг без огня терял свою созидающую силу. Не зря казахи говорят: «Ошагыцныц отын eшiрме» - «Не дай погаснуть огню в очаге» [2. C. 102]. Это выражение означает: «Сохрани семейное благополучие».

У очага осуществлялись многие семейные обряды, именно там проходило приобщение человека к новой семье. Так, у казахского народа издревле существует обряд «отка май кую - налить масло в огонь». Этот обряд совершается с приходом молодой невестки в дом

56

Языкознание

мужа и символизирует начала новой жизни для женщины, которая станет хранительницей этого очага, будет разжигать свой огонь в очаге и готовить пищу. Исходя из этого существуют понятие «отагасы» в значении глава семьи и «отана» - мать, т.е. хранительница очага. Часто женщина - казашка, почтительно обращаясь к мужу, называет его отагасы. Первенца в семье или первую невестку в семье называют «отымныц басы, суымныц туныгы».

Очаг - источник богатства и изобилия. У казахов принято говорить: «Ошагыныц оты маздап тур. - В его очаге горит сильное пламя», «Казаны оттан тYCпейдi - Казан не снимается с огня». Эти выражения подчеркивают гостеприимство, которое является отличительной чертой казахского народа.

С очагом как священным местом был связан ряд табу. В казахском народе есть запрет: «Тузды, кYлдi баспа - не наступай на соль, на золу»; «Отты, кYлдi шашпа - не рассыпай огонь и золу»; «Отпен ойнама, оттан аттама, ошакка туюрме - не играй с огнем, не перешагивай через огонь, не плюйся на очаг»; «От басын сабама - не секи камчой место у огня»; «Тунде кул шыгарма - не выноси ночью золу».

Там, где огонь и очаг, есть и дым. Казахи о дружной сплоченной семье говорят так: «Тупи тузу шыккан уй» в переводе буквально означает: «В этом доме даже дым из печи валит ровно».

Таким образом, казахи издревле почитали от и ошак (огонь и очаг). «Отбасы ошак касында болу» означает «сохранить мир и согласие в семье». Само слово «семья» по - казахски «отбасы», что понимается как «у очага, начало огня».

Любовь и уважение к собственному очагу перерастает в любовь к Родине. Эту мысль подчеркивает народная мудрость «Отан отбасы-нан басталады. -Родина начинается с семьи (с очага)» [3. C. 7].

В заключение следует отметить, что глубокое знание национальных реалий, связанных с менталитетом, психологией, миропониманием, этническими особенностями, культурой, традицией, бытом и формой ведения хозяйства казахского народа, может служить стимулом для изучения его языка и способствует формированию поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации в Республике Казахстан. Общечеловеческие духовные ценности, духовное наследие, священные понятия «от», «ошак», «отбасы», «Отан» являются фактором взаимопонимания и единства народов многонационального Казахстана.

57

Lingua mobilis №2 (28), 2011

Список литературы

1. Кун, А. Древнегреческие ми-фолгии. М., 2005.

2. Казак тшнщ тYсiндiрме сeздiгi. Алматы : FbrnbiM акаде-миясы, 2000.

3. Пословицы и поговорки. Серия-народная мудрость. Алматы : «Кочевники», 2007.

List of literature

1. Kun, A. Drevnegrecheskie mi-folgii. M., 2005.

2. KazaK Штщ tysindirme sezdigi.

Almaty : Fylym akademijasy,

2000.

3. Poslovicy i pogovorki. Serija-narodnaja mudrost'. Almaty : «Kochevniki», 2007.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.