Научная статья на тему 'Вклад Ж. Аймауытова в развитие жанра литературной критики'

Вклад Ж. Аймауытова в развитие жанра литературной критики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
906
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИКА / ЛИТЕРАТУРА / ЖАНР / НАСЛЕДИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жакупова Алия Омиржановна, Хужаахмедова Динара Нурбаевна

В статье рассматривается литературно-критическое наследие Жусыпбека Аймауытова, который внес неоценимый вклад в развитие жанра литературной критики, ставший своеобразным научным источником как для критиков, так и для литературоведов. С этих позиций творчество Ж. Аймауытова ценится тем, что созданные в суровое время советского периода, оно превратилось в бесценное духовное сокровище для будущего поколения. Несомненно то, что оригинальные мысли, вышедшие из-под пера Жусыпбека, становятся ориентиром, пригодным еще не для одного поколения национальной литературы, не позволяющим ей сбиться с пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад Ж. Аймауытова в развитие жанра литературной критики»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВКЛАД Ж. АЙМАУЫТОВА В РАЗВИТИЕ ЖАНРА ЛИТЕРАТУРНОЙ

КРИТИКИ Жакупова А.О.1, Хужаахмедова Д.Н.2

'Жакупова Алия Омиржановна - кандидат филологических наук, ассистент профессора, факультет общеобразовательных дисциплин, Международная образовательная корпорация, г. Алматы;

2Хужаахмедова Динара Нурбаевна - старший преподаватель, кафедра практического русского языка для технических специальностей, факультет строительство и транспорт, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается литературно-критическое наследие Жусыпбека Аймауытова, который внес неоценимый вклад в развитие жанра литературной критики, ставший своеобразным научным источником как для критиков, так и для литературоведов. С этих позиций творчество Ж. Аймауытова ценится тем, что созданные в суровое время советского периода, оно превратилось в бесценное духовное сокровище для будущего поколения. Несомненно то, что оригинальные мысли, вышедшие из-под пера Жусыпбека, становятся ориентиром, пригодным еще не для одного поколения национальной литературы, не позволяющим ей сбиться с пути.

Ключевые слова: критика, литература, жанр, наследие, произведение, исследование, история.

УДК 82-95

В анализе казахской литературы с научных позиций особое место занимает критика. Обращение к проблеме определения уровня исследования проблем критики в казахском литературоведении позволяет зафиксировать систематизацию казахской литературной критики с научных позиций. Надо отметить, что для усиления роли критики в литературном процессе, повышения научного, идейного, художественного уровней, ее действенности, необходимо исследование проблем теории и методологии, что насегодняшний день является недостаточным.

То, что в казахской литературной критике и истории литературы выделяется три этапа развития, бесспорно. Два последних периода роста и развития казахской литературы и науки не вызывает споров, в то время как первый период, или дооктябрьский период, когда формируется казахская литературная критика, вызывает разнообразные мысли.

Литературная критика сформировалась одновременно с художественной литературой. Художественное развитие и процветание эстетических вкусов и устремлений не разрываются по времени, а происходят взаимосвязано. Если же говорить об уровне критики, которая появилась одновременно с художественной литературой, необходимо остановиться на двух предпосылках - субъективных и объективных.

Казахская критика появилась в дооктябрьский период. Несмотря на то, что нельзя сказать о достижении казахской критикой предельных высот в плане эстетических вкусов и потребностей и художественного потенциала, тем не менее, ей, в соответствии со своим характером, удалось поднять многочисленные проблемы мастерства в казахской литературе, сумев установить творческую взаимосвязь между писателем и читателем.

Однако среди казахских литераторов мало кто направляет свои усилия на критику. Одна из причин этого - боязнь задеть кого-либо своей критикой. Так, критика в адрес стихотворений слабого поэта может вызвать негативную реакцию. Еще одна причина -отсутствие материальной заинтересованности критиков. Третья причина - практическое отсутствие казахской критической школы и литераторов, способных оценить истинное состояние современного литературного процесса. Кроме того, молодежь не стремится прийти в критику. Это объясняется, с одной стороны, состоянием окружающей среды, которая формирует сознание. И, с другой, пока не сформируется позитивный взгляд на критику, положение в этой области литературы не придет в соответствующее состояние. Решить данную проблему возможно, во-первых, материальной заинтересованностью. В то же время любой талантливый человек прежде всего обладает критическим мышлением, поскольку талант состоит из стремлений и разборчивости. Каждый автор, прежде всего, критически

оценивает собственное произведение и дает ему собственную оценку. Классические писатели Мухтар Магауин, Абиш Кекилбай не ограничивались написанием прозы, а также создали великолепную критику. Подобно им и Жусыпбек Аймауытов прежде всего стал известен писательской гранью своего таланта.

Еще один пример, демонстрирующий особое место имени Жусыпбека для возрождения драгоценной сокровищницы литературы - его стремление собрать стихотворения Султанмурата Торайгырова. Всем нам известно, что сердце талантливого акына татарских кровей, пытавшегося «взойти солнцем на темном небе казахов», рано остановилось. Из позднее найденных в процессе литературных исследований документов можно обнаружить, что Жусыпбек был единственным ее защитником.

«Я вот уже в течение 5-6 месяцев собираю слово Султанмахмута Торайгырова, и вот в скором времени должен закончить, переписать, упорядочить и подготовить к изданию и сдать в центр. И слово Махмуда превзошло по объему Коран» [1, с.244], - сообщает он Машхур Жусыпу в письме, отправленному из Шымкента в Баянауыл в 1927 году. Говоря о том, что в течение полугода писатель был занят написанием романа «Акбшек», он пишет: «...В прошлом году я полностью собрал и сдал в печать труды Султанмахмута. Получил известия о выходе книги. Это как бы был моим долгом» [1, с.259], - пишет он во втором письме, адресованном уважаемому им аксакалу. Что предпринял Жусыпбек Аймауытов для того, чтобы полно исполнить этот долг? Для ответа на этот вопрос обратимся, прежде всего, к Открытому письму Жусыпбека Аймауытова, опубликованному под названием «Султанмахмут Торайгырулынын сездерш жинау науканына атсалысыныздар» («Присоединяйтесь к сбору слова Султанмурата Торайгырова»), опубликованному в газете «Енбекшл казак» «Махмут рано покинул нас. Не успел оставить после себя наследие, с которым можно познакомиться». Едва достигнув 20 лет, он взял в руки письмо. В течение 5-6 лет он не смог написать много произведений. Его дни прошли в заботах об образовании и пропитании. Русский поэт Лермонтов в 27 лет оставил после себя богатое наследие. Возможно, если бы Султанмахмут был поэтом цивилизованной страны, он тоже смог бы оставить после себя столько трудов?» [2, с.11].

Надо сказать, усилия Ж.Аймауытова по популяризации творчества молодого акына не прошли бесследно. Во втором открытом письме, посвященном творчеству С.Торайгырова, был представлен систематизированный список поэтического наследия акына. В нем - 5 поэм («Адаскан емiр», «Кедей», «^ала акыны мен дала акыны айтысканы», «Эжiбай болыс») («Потерявшаяся жизнь», «Бедняк», «Айтыс между городским и аульским акыном», «Волостной Ажибай»), («Кто виноват?») и «Таныстыру» («Знакомство»), 42 стихотворения.

Так, писатель озвучивает тех граждан, которые оказали помощь в собирании произведений поэта и пожелал скорейшего нахождения тех стихотворений, которые еще находятся в разных руках. Еще большую ценность представляет исследовательский очерк «Сргтанмахмут Торайгырулынын шыгармашылыгы» («Творчество Султанмахмута Торайгырова»), написанный в 1933 году. В нем сообщается о том, что причиной раннего ухода поэта была трудная жизнь. Нет никого, кто бы лучше Жусыпбека знал тяжелую судьбу поэта, который жил в неспокойные времена, что доказывают следующие строки: «Махмут не умел жить спокойно. Он боролся с несправедливостью, злом, с которыми встречалось общество. Он не прячется от трудностей. В преддверии Октября находится в Семипалатинске. Здесь он, с одной стороны, обучается и, с другой, работает в газете. Его болезнь не смогли победить ни пребывание в ауле, ни кумыс» [1, с.287].

Исследования, проведенные позднее, обнаруживают, что очерк Ж.Аймауытова, в котором серьезно исследованы трудная судьба поэта, который из-за непростых обстоятельств мало прожил вследствие мучительной болезни, а также светлые и темные стороны его жизни, стал предисловием к сборнику сочинений Султанмахмута, который вышел в 1933 году. Однако, несмотря на то, что очерк не подписан Аймауытовым, истинное положение вещей (авторство Жусыпбека Аймауытова) точно изложил ученый К.Мухамедханулы: «...Тем, кто после смерти Султанмахмута (в 1920 году) в течение 10 лет собирал, готовил к печати, создавший жизнеописание, был Жусыпбек. Через три года после смерти Жусыпбека, в 1933 году, вышла книга «Сргтанмахмут Торайтырулынын толык шыгармалар жинагы» («Полное собрание сочинений Султанмахмута Торайгырова»). В начале сборника он пишет: у Сабита Муканова есть статья «Сргтанмахмут кандай акын» («Каков поэт Султанмахмут»). Имя Аймауытова не упоминается. Если бы не Аймауытов, невозможным был бы выход полного собрания сочинений Торайгырова, мы вряд ли смогли бы ознакомиться с его полной биографией» [3, с. 205].

Аймауытов поднимает проблемы национальных ценностей и духовной деятельности. При этом он ориентируется на истину жизни и современности. Критик точно и открыто говорит о

достоинствах, недостатках. Автор статей освещает пути избавления от препятствий и недостатков, выдвигая на первый план общие цели, задачи. В итоге Аймауытов раскрывает злободневные проблемы, безусловно относящиеся к народным идеалам духовности с высот современности, взвешивает их с позиций определённых требований к уровню. Рассмотренные статьи отличаются особенностями авторских исканий и воззрений, культурой выбора и анализа, свободой и глубиной отбора и сравнения, их глубиной. Постижение природы темы, обращение к народным идеалам, к художественным истокам, высокая оценка культурно-духовных ценностей - все это широко присутствует в литературно-критических трудах Ж. Аймауытова. В этом плане оценка, данная С. Кирабаевым, талантливому писателю и критику, без сомнений, актуальна: «Жусыпбек был известным критиком своего времени, писателем, оставившим множество отзывов по проблемам литературы. В его статьях, письмах, в художественных произведениях встречаются интересные мысли по поводу искусства, авторского письма, его особенностях, принципах понимания психологического, творческого характера художника слова. Как писатель нового мышления, принявший задачи новой эпохи, он поставил перед искусством слова и его приверженцами новые задачи. Здесь встречаются и обзор, посвященный развитию литературы определенного периода, и портрет, проясняющий творческий облик отдельного поэта, и рецензии. Довольно интересные мысли встречаются в письмах писателя [4, с.182]. Считаем уместными эти слова литературоведа. В этом плане необходимо отметить также то, что Жусыпбек Аймауытов в свое время по возможности обращал все свое внимание на проблемы, связанные с национальной духовностью. Особый смысл для него приобретали национальные ценности, критика и критики и литературный процесс в общем. Аймауытов дает соответствующую оценку творениям той группе писателей, которые считаются «инженерами» человеческих душ, как творческая личность мастерски вникает в суть их дел.

Аймауытов наиболее полно освещает главные проблемы, в частности, литературного процесса, открыто высказывает свой взгляд, позицию на творчество поэтов и писателей. Писатель уместно использует считающиеся основой творческого материала сведения и документы. Кроме того здесь широко представлены такие его творческие маркеры, как культура анализа, характер отбора, их разносторонность, глубина.

Обратившись к исследовательским трудам, посвященным творчеству Ж. Аймауытова, мы можем увидеть, что его труды, повлиявшие на развитие литературы, составляют большое количество. Несомненно то, что в ней особо выделяется создание совместно с М. Ауезовым журнала «Абай», которое, без преувеличения, потрясло национальное духовное сознание Прежде всего необходимо обратить внимание на то, по какой причине журнал был назван «Абай». В первом номере упомянутого журнала увидела свет статья Жусыпбека «Журнал туралы» («О журнале»). Несмотря на то, что в ней, прежде всего, высказаны мысли по поводу того, по какой причине периодическое издание приобрело такое название, даются разъяснения по поводу поставленных целей, здесь еще даются яркие мысли по поводу поэта Абая. «... Другие общества устанавливают памятники людям, подобным Абаю, ... выбор имени Абая для названия журнала -дань уважения Абаю и попытка увековечить его имя в истории» [1, с.118-119], - пишет Жусыпбек, объясняя главную цель журнала - приверженность гуманизму. Если до этого об Абае отзывались такие защитники Алаш, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, то теперь Ж. Аймауытов, последовавший за ними, продолжает мысли своих старших товарищей. Начиная свой рассказ с древних времен, он кратко резюмирует: «Казахи издавна любят слово. Но со времен колониализации русскими «слово превратилось в шепот, работа - в шевеление», благополучие иссякло, исчезло, и тогда родился Абай, развеяв черный туман, расколов камень, подобно блеску прорезавшейся стали» [1, с.118] - говорит критик и дает Абаю следующую характеристику: «Разумный, уникальный, благодушный, гуманный, справедливый, вознамерившийся выправить кривду, боровшийся с бесчинствами, - таков был Абай. Давший жизнь казахской литературе, украсивший слово снаружи, разнообразивший его изнутри, сложивший узор из стихов, одаренный сразу и поэтичностью и правдивостью одновременно. Призывавший к приверженности искусству, знаниям, труду, к тому, чтобы быть воспитанным, совестливым, честным, быть братом для человека, зовущий к заботе о народе, службе во благо человечества, - таков был Абай. Нет того, о чем бы ни говорил Абай на своем жизненном пути. Ум, знание, чувство, глубокие мысли - все говорит о том, что Абай - философ, вышедший из казахов» [1, с. 118]. Автор широко охватывает проблему. Здесь Абай как поэт характеризуется одним-единственным предложением: давший жизнь казахской литературе, украсивший слово снаружи, разнообразивший его изнутри, сложивший узор из стихов, одаренный сразу и поэтичностью? и правдивостью одновременно. В нем критик, в основном, обращает внимание

на определение особого достойного места в казахском обществе: «Нельзя сказать, что Абай -единственный поэт, литератор. Абай - и тот, кто заложил основы нашей литературы: человечность, воспитание, наука, искусство, профессия, - эти слова глубоко продуманы Абаем, проверены им. Абай четко обрисовал быт казахов, искусство, характер, а также их недостатки» [1, с. 119]. Поэтому «в Абае он (казах - Ж.А.) должен с какой стороны ни возьми, видеть учителя, иметь его ввиду, молодые должны стать его учениками и идти вслед за ним, - говорит критик и объясняет, почему журнал должен называться именем Абая.

Прочитав статью «Журнал туралы», можно убедиться, что общественная мысль Аймауытова содержательна и красива. «Знать тех, кто трудится - долг общества. Уважать Абая - долг всех казахов, и среди них - образованных казахов правильного настроя. Если мы будем помнить Абая -покажем свои цели - это первое, выполним свой человеческий долг - это второе»; «Не подражая беспрестанно Европе, что плохого в том, что мы будем стремиться показать свое лицо, свое общество. Если проверить - очень многие вещи непригодны для образца»; «если бороться, на сегодняшний день человек даже «сильного» характера не может выйти из этого состояния». Народы-завоеватели с развитой культурой тратят свои доходы от науки на унижение, насилие, вмешательство»; «плод существования - искусство, наука...»; «Наука оседает на знаниях, наука увеличивает знания, знания без науки пусты. Знаниями нужно пользоваться по существу, неграмотный лучше образованного, применяющего свои знания во зло. На что необходимо тратить знания? Это - воспитание. Невоспитанный образованный зловредный человек принесет во сто раз больше вреда, чем злой невежда» [1, с. 119-121] - эти строки, отражающего разумный взгляд на жизнь, не оставят равнодушными и современного читателя.

Исследование творческого наследия основателя нового направления казахской литературы великого поэта Абая началось в начале ХХ века, и в период 1905-1920 годы около двадцати объемных и небольших статей о жизни и поэтическом таланте Абая было опубликовано на страницах печати и в отдельных сборниках. В начале этих исследовательской работы стоял кровный сын Алаш, видный общественный деятель Алихан Бокейханов, который опубликовал в 1905 году в газете «Семипалатинский листок» статью-некролог в связи со смертью Абая. Видный ученый, академик З. Ахметов в своем труде «Абай жэне Эуезов» («Абай и Ауэзов») так описывает гармоничную связь Абая и Ауезова: «Несмотря на то, что они дети разных поколений, конечно, необходимо иметь ввиду, что это неповторимые, уникальные особенные таланты. Правда, что Абай мудрец, философ, композитор, педагог, но он, прежде всего, - поэт. Не просто поэт, а великий поэт, классик. Ауэзов не поэт, но мастер прозаик-художник, драматург, и тем близок поэту. В прозаических и драматических произведениях Ауэзова много таких сторон, которые ясно изображают лирические мотивы, лирическую эмоциональность. Но он прежде всего масштабный писатель-романист, умелый мастер эпического жанра и драматург, который в состоянии показать событие при помощи запутанного противостояния, конфликта» [5, с. 10], - пишет он. Так ученый говорит о том, что Мухтар Ауезов стал тем, кто поднял абаеведение на особый научный уровень, и что исследования Ауезова об Абае стали прочной основой этой научной области.

Ж. Аймауытов жил в самое неспокойное время в истории казахского общества, когда крайне обострились социальные противоречия. Несмотря на это, поэт и критик сумел оставить видный след в духовной жизни казахского народа, наряду с другими соотечественниками-приверженцами идеи Алаш. Великие поэты ценны не только своими произведениями, оставленными в истории современному им общества, но и тем, что они художественно изобразили жизненный опыт, способный стать уроком для будущего человечества. С этих позиций творчество Ж.Аймауытова ценится тем, что созданные в суровое время советского периода, оно превратилось в бесценное духовное сокровище для будущего поколения. Несомненно то, что оригинальные мысли, вышедшие из-под пера Жусыпбека, становятся ориентиром, пригодным еще не для одного поколения национальной литературы, не позволяющим ей сбиться с пути.

Список литературы

1. Аймауытов Ж. Бес томдык шыгармалар жинагы. 5 том. Алматы: Еылым,1999. 5 т. 304 б.

2. Аймауытов Ж. Султанмахмут Торайгырулыныц сездерш жинау науканына

атсалысыныздар [Текст] // Енбекшi казак, 1926, 27 мамыр. 11 б.

3. Бес арыс: естелжтер, эсселер жэне зерттеу макалалар / ^ураст. Эшiмханов [Текст]. Алматы:

Жалын, 1992. 543 б.

4. ЦирабаевЖа ЖYсiпбек Аймауытов. [Текст] / С. Цирабаев /. Алматы: Ана тш, 1993. 224 б.

5. Ахметов З. Абай жэне Эуезов. [Текст] // ^азак тЫ мен эдебиета, 1995. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.