Научная статья на тему 'Вклад сотрудников научного центра здоровья детей РАМН в развитие отечественной социальной педиатрии'

Вклад сотрудников научного центра здоровья детей РАМН в развитие отечественной социальной педиатрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ / НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН / SOCIAL PEDIATRICS / SCIENTIFIC CENTRE OF CHILDREN HEALTH OF RUSSIAN ACADEMY OF MEDICAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Альбицкий Валерий Юрьевич, Шер С. А., Устинова Н. В.

Статья посвящена вкладу сотрудников Научного центра здоровья детей РАМН в развитие отечественной социальной педиатрии. Показана выдающаяся роль врачей и ученых Центра в развитии социальной педиатрии в области науки и практической деятельности на протяжении всей 250-летней истории учреждения, начиная с Императорского московского воспитательного дома и до настоящего времени. Благодаря деятельности сотрудников учреждения, в нем сформировались центр и научная школа социальной педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE SCIENTIFIC CENTRE OF CHILDREN HEALTH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF MEDICAL SCIENCES TO DEVELOPMENT OF SOCIAL PEDIATRICS

This article is dedicated to the contribution of the fellow workers of the Scientific Centre of Children Health of the Russian Academy of Medical Sciences to development of Russian social paediatrics. This article shows the distinguished roles of doctors and scientists of the center in the development of social paediatrics as both a science and practice, throughout its 250-years history beginning from the creation of the Imperial Foundling Hospital and until the present day. Owing to the great activity of paediatricians and research workers, a centre and a scientific school of social pediatrics were formed in the Scientific Centre of Children Health.

Текст научной работы на тему «Вклад сотрудников научного центра здоровья детей РАМН в развитие отечественной социальной педиатрии»

Из истории педиатрии

I

В.Ю. Альбицкий, С.А. Шер, Н.В. Устинова

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация

Вклад сотрудников Научного центра здоровья детей РАМН в развитие отечественной социальной педиатрии

Контактная информация:

Альбицкий Валерий Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом социальной педиатрии ФГБУ «НЦЗД» РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, тел.: (499) 967-14-19, e-mail: albicky@nczd.ru Статья поступила: 30.05.2013 г., принята к печати: 25.06.2013 г.

Статья посвящена вкладу сотрудников Научного центра здоровья детей РАМН в развитие отечественной социальной педиатрии. Показана выдающаяся роль врачей и ученых Центра в развитии социальной педиатрии в области науки и практической деятельности на протяжении всей 250-летней истории учреждения, начиная с Императорского московского воспитательного дома и до настоящего времени. Благодаря деятельности сотрудников учреждения, в нем сформировались центр и научная школа социальной педиатрии.

Ключевые слова: социальная педиатрия, Научный центр здоровья детей РАМН.

(Вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (3): 123-125)

В развитии отечественной социальной педиатрии как науки и области практической деятельности выдающуюся роль на протяжении всей 250-летней истории играли сотрудники Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (далее НЦЗД РАМН) [1].

Еще в то время, когда педиатрия не выделилась в самостоятельную медицинскую дисциплину, передовые общественные деятели, ученые и врачи указывали на социальный характер многих детских болезней, подчеркивали необходимость участия государства и общества в охране материнства и младенчества. Так, под первый камень фундамента Императорского московского воспитательного дома, заложенный 21 апреля 1764 г., в день рождения Екатерины II, была положена медная доска с надписью: «Екатерина Вторая, Императрица Всероссийская для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев... повелела соорудить это здание.» [2].

Императорский московский воспитательный дом стал первым в социальной и медицинской практике России государственным детским учреждением медикосоциального характера. Первые отечественные публикации клинико-социальной направленности, касавшиеся трех проблем — оспопрививания, причин детской смертности, выхаживания и вскармливания младен-

цев, принадлежали врачам Московского воспитательного дома К. Мертенсу, Е. О. Мухину, А. И. Блументалю, А. И. Клементовскому, Н. Ф. Миллеру [3].

В нашей стране социальная педиатрия прошла 3 этапа становления.

Первым этапом следует считать 1920-е гг., когда закладывались организационные основы советской системы охраны здоровья детей. Соответственно, возникла необходимость в научном обосновании теории и практики государственной системы охраны материнства и младенчества (ОММ). Это послужило причиной преобразования в 1922 г. Дома охраны младенца, реорганизованного из Императорского московского воспитательного дома, в Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ГНИОММ). В нем в 1925 г. открылась кафедра социальной гигиены матери и ребенка во главе с первым руководителем советской системы ОММ В. П. Лебедевой. При кафедре открыли антропометрический кабинет, бюро стандартизации, статистический кабинет, кабинет социально-правовой охраны, большую выставку-музей, насчитывавшую свыше 1000 экспонатов. При кафедре функционировало 3 консультации — женская, детская и юридическая, где проводили работу по охране здоровья женщины и ребенка и защите их социальных прав [4].

123

V.Yu. Albitskiy, S.A. Sher, N.V. Ustinova

Scientific Centre of Children Health, RAMS, Moscow, Russian Federation

Contribution of the Scientific Centre of Children Health of the Russian Academy of Medical Sciences to Development of Social Pediatrics

This article is dedicated to the contribution of the fellow workers of the Scientific Centre of Children Health of the Russian Academy of Medical Sciences to development of Russian social paediatrics. This article shows the distinguished roles of doctors and scientists of the center in the development of social paediatrics as both a science and practice, throughout its 250-years history beginning from the creation of the Imperial Foundling Hospital and until the present day. Owing to the great activity of paediatricians and research workers, a centre and a scientific school of social pediatrics were formed in the Scientific Centre of Children Health.

Key words: social pediatrics, Scientific Centre of Children Health of Russian Academy of Medical Sciences.

(Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2013; 12 (3): 123-125)

124

В силу своего революционного мировоззрения В. П. Лебедева рассматривала ОММ «как социальную систему только в связи с борьбой рабочего класса, производственными отношениями, которые характеризуют тот или иной период исторического развития» [5]. Она подчеркивала, что система ОММ ставит своей задачей «не только борьбу с детской смертностью, не только создание условий, наиболее благоприятных для родов и рационального воспитания ребенка», а выполняет социально-гигиенические задачи в связи с чрезвычайной отсталостью населения в санитарном и социальногигиеническом отношении [6].

Говоря о перспективах системы ОММ, В. П. Лебедева рассуждала о том, что после значительного снижения детской смертности ОММ не потеряет своего значения, а только изменит свою структуру, методы и формы работы, переключившись «на организацию детской жизни на новых, коллективных началах, на массовое вовлечение женщин в разрешение хозяйственных и культурных задач...» [5].

Сподвижник В. П. Лебедевой по организации ГНИОММа великий русский педиатр Г. Н. Сперанский прямо указывал, что «общественная охрана матери и ребенка является социальным актом самосохранения и должна быть основана на точном и детальном изучении условий жизни, условий улучшения последней и усовершенствования... В этом заключается культурно-социальное значение ОММ» [7].

Весомый вклад в развитие отечественной системы ОММ внес Н. Ф. Альтгаузен. Еще в 1910 г. он организовал одну из первых бесплатных консультаций с молочной кухней для грудных детей, которой сам заведовал и при этом одновременно вел прием детей. Н. Ф. Альтгаузен в 1920 г. открыл отделение для недоношенных детей, одним из первых в СССР начал изучение туберкулеза у детей раннего возраста, основал детскую поликлинику в ГНИОММе, инициировал ведение в женской консультации дородового патронажа беременных [8]. Ученый был признанным авторитетом по проблемам деятельности детских консультаций. Он стоял у истоков таких начинаний, как создание при них дневного стационара, составление эпикриза на каждого умершего в районе консультации ребенка, внедрение положения, обязывающего матерей не приносить в консультацию детей с повышенной температурой, а врачей — обслуживать таких детей на дому.

В 1932 г. в связи с открытием Центрального института усовершенствования врачей педиатрические кафедры ГНИОММа вошли в его состав, а кафедра социальной гигиены матери и ребенка была преобразована в отдел гигиены и организации детских учреждений во главе с Ф. И. Зборовской [9]. Под ее руководством в отделе были выполнены исследования по организации работы яслей (Н. С. Назарова), медицинскому обслуживанию детей села, изучению физического развития, заболеваемости и смертности детей раннего возраста (Р. Б. Коган, О. Е. Шапиро), организации комнат матери и ребенка на транспорте (Э. М. Конюс).

Таким образом, можно говорить о создании в ГНИОММе в 20-30-х гг. прошлого столетия научного центра в области теории и организации ОММ, а говоря современным языком — центра и научной школы социальной педиатрии в лице В. П. Лебедевой, Н. Ф. Альтгаузена, Ф. И. Зборовской и др. Во многом благодаря их усилиям была создана научная основа советской системы ОММ.

В 1940 г. ГНИОММ преобразуется в Институт педиатрии, который в 1945 г. входит в состав Академии медицинских наук СССР. В 1946 г. отдел гигиены и организации детских учреждений преобразуется в одноименный сектор, который по-прежнему возглавляет Ф. И. Зборовская. В составе

сектора находились: отделение по изучению детской заболеваемости и смертности (заведующая — Р. Б. Коган), лаборатория гигиены и организации детских учреждений (заведующая — Н. С. Назарова), лаборатория гигиены и организации медицинского обслуживания детей дошкольного и школьного возраста, лаборатория гигиены и организации вспомогательных детских учреждений, лаборатория по изучению физического развития и воспитания, отделение по изучению истории педиатрии (заведующая — Э. М. Конюс), отделение социально-правовой помощи (заведующая — С. Е. Капелянская). Работы сотрудников сектора в основном были посвящены медико-организационным проблемам (Зборовская Ф. И. «Справочник для детского врача города», 1943; Зборовская Ф. И. «Организация лечебно-профилактической помощи детям», 1949). Это обусловливалось тем, что в 30-50-е гг. в тоталитарной стране господствовала идеологема: «В стране социализма социальной фактор перестает играть решающую роль в формировании здоровья». По этой причине кафедры социальной гигиены в 1940 г. переименовали в кафедры организации здравоохранения.

Хотелось бы также привлечь внимание к следующему моменту. Именно в те годы закладывался фундамент одной из важных составляющих деятельности отдела социальной педиатрии НЦЗД РАМН — изучение истории медицины. Основы этой традиции были заложены Э. М. Конюс, которая написала 3 книги по истории отечественной педиатрии: «Истоки русской педиатрии» (1946), «А. А. Кисель и его школа» (1949), «Пути развития советской охраны материнства и младенчества, 1917-1940 гг.» (1954). Кроме того, в разные годы были изданы такие ее очерки и брошюры по историко-медицинской тематике, как «Русские клиницисты о больнице и амбулатории» (1948), «Лев Толстой и пропаганда медицинских знаний» (1960), «Старейшина советских педиатров» (о Г. Н. Сперанском, 1963) и др.

В 1951 г. после вынужденного ухода из Института Ф. И. Зборовской сектор гигиены и организации детских учреждений был преобразован в отдел организации детского здравоохранения с кабинетом физического развития и санитарной статистики и кабинетом по изучению форм и методов медицинского обслуживания детей. Отделом руководила Р. Б. Коган. В 1954 г. он сначала стал организационно-методическим, а с 1960 г. — научно-организационным отделом, которым руководили проф. Н. С. Назарова, А. Я. Гольфельд, Р. А. Калюжная, а с 1965 по 2001 г. — Заслуженный деятель науки России, проф. А. А. Ефимова.

Второй этап в развитии отечественной социальной педиатрии начался в конце 1960-х гг., когда в медицинских вузах СССР кафедры организации здравоохранения получили название «кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения». В Институте педиатрии первым звонком к тому, что можно возвращаться к медико-социальной тематике, стал выход в свет в 1971 г. книги Р. Б. Коган «Здоровье детей раннего возраста в Советском Союзе». Однако настоящим событием явилось создание в 1977 г. по инициативе проф. Е. А. Лепарского лаборатории социальной педиатрии. Примечательно, что она была организована именно в том учреждении, где в 1925 г. открылась первая в стране кафедра социальной гигиены матери и ребенка. В свою очередь, лаборатория Е. А. Лепарского стала первым в нашей стране научным подразделением, в названии которого социальная педиатрия была обозначена как область научного знания.

Другим значимым событием в истории дисциплины стало издание на болгарском языке совместно с болгарскими коллегами книги «Социална педиатрия» (София, 1981) под редакцией М. Я. Студеникина и Л. Бакалова. В число

ее авторов входили сотрудники института А. А. Ефимова, К. С. Ладодо, Е. А. Лепарский, Н. П. Макельская, М. Я. Студеникин, В. К. Таточенко. Таким образом, социальная педиатрия как научный термин, как составляющая научной педиатрии приобрела права «гражданства» в нашей стране в стенах Института педиатрии АМН СССР!

Объектами научных исследований в лаборатории социальной педиатрии стали следующие направления: предотвратимые причины младенческой смертности (М. Я. Студеникин, Е. А. Лепарский), роль социальных факторов в хронизации некоторых болезней у детей и их медико-социальная адаптация и реабилитация (Е. А. Лепарский), социально-гигиенические аспекты насилия над детьми (Т. Я. Сафонова), состояние здоровья детей различных контингентов социального риска (Е. А. Лепарский, Т. Я. Сафонова, Н. П. Макельская).

Третий (текущий) этап в эволюции отдела социальной педиатрии происходит уже в постсоветской России. Изменения социально-экономических условий жизни населения Российской Федерации привели к тому, что общество стало жить по новым законам. Однако в новой России усугубилось социальное расслоение общества, сформировалось неравенство в обеспечении населения медицинской помощью. Все это привело к актуализации социальной педиатрии и необходимости формулирования ее современных научных основ и положений.

Как ответ на вызов времени путем слияния академических институтов педиатрии и гигиены и охраны здоровья детей в 1998 г. открывается НЦЗД РАМН, в котором по инициативе академика А. А. Баранова начинают создаваться научные подразделения, относящиеся к сфере социальной педиатрии. Организационный алгоритм создания отдела социальной педиатрии был следующим. В 2000 г. в существующем тогда отделе фундаментальных и прикладных проблем формирования здоровья открылись лаборатории этики и права (заведующий — канд. мед. наук Ю.Е. Лапин) и популяционного прогноза здоровья (заведующий — проф. А. В. Жукоцкий). В 2002 г. были самостоятельно выделены лаборатории перинатальной и педиатрической эпидемиологии (заведующая — проф.

Р. К. Игнатьева) и медико-социальных проблем детства, преобразованная из лаборатории этики и права (заведующий — канд. мед. наук Ю. Е. Лапин). В сентябре 2003 г. был создан информационно-аналитический отдел, заведующим которого избрали проф. В. Ю. Альбицкого. В его состав вошли лаборатории: популяционного прогноза здоровья, перинатальной и педиатрической эпидемиологии, медико-социальных проблем детства и группа планирования, координации и прогнозирования научных исследований в педиатрии (заведующая — проф. А. А. Ефимова). В декабре 2004 г. информационно-аналитический отдел переименовали в отдел социальной педиатрии.

Организация НЦЗД РАМН, открытие отдела социальной педиатрии, создание в 2006 г. НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения (дирек-

тор — чл.-корр. РАМН, проф. Л. С. Намазова-Баранова) обеспечили солидную базу и открыли реальные перспективы для дальнейшего развития социальной педиатрии в новых условиях постсоветской России.

Ведущую роль в выполнении научно-исследовательских работ в НЦЗД РАМН в области социальной педиатрии по определению играет одноименный отдел. Его сотрудниками под руководством акад. А. А. Баранова и проф. В. Ю. Альбицкого за последние 5 лет (2008-2012) выполнено 5 комплексных социально-гигиенических и клинико-социальных исследований. За эти годы издано 18 монографий, в т. ч. такие значимые и актуальные, как «Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика» (А. А. Баранов, Ю. Е. Лапин, 2009), «Изучение качества жизни в педиатрии» (А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская, 2010), «Основные тенденции здоровья детского населения России» (коллектив авторов, 2011), «Заболеваемость детского населения России» (А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, А. А. Модестов, С. А. Косова, В. И. Бондарь, И. М. Волков, 2012). Подготовлено и защищено 4 докторских и 18 кандидатских диссертаций.

В отделе получили развитие историко-медицинские исследования, посвященные 250-летней истории НЦЗД РАМН. По этой тематике В. Ю. Альбицким, А. А. Барановым и С. А. Шер опубликовано 4 монографии.

К наиболее важным, принципиальным научным разработкам в области социальной педиатрии можно отнести следующие достижения ученых НЦЗД РАМН.

• Исследования проблем младенческой смертности, отмеченные премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

• Разработка «Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации» и проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей».

• Медико-статистическая характеристика состояния и тенденций здоровья детского населения России по всем его возрастным группам с широким использованием регионального подхода, изучением исчерпанной заболеваемости.

• Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей.

• Создание и валидирование русских версий международных инструментов оценки качества жизни детей, что сделало возможным исследования в данной области на территории России для любых контингентов детского населения на основе международных стандартов.

• Возобновление изучения истории отечественной педиатрии.

Изложенный материал позволяет сделать заключение о том, что, во-первых, ученым НЦЗД РАМН принадлежит выдающаяся роль в истории отечественной социальной педиатрии на всех этапах ее развития, во-вторых — в XXI в. в НЦЗД РАМН сформировались центр и научная школа в области социальной педиатрии.

125

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альбицкий В. Ю. Социальная педиатрия: история и проблемы развития, роль ученых Научного центра здоровья детей РАМН. Росс. педиатрич. журн. 2013; 1: 4-10.

2. Шереметевский П. В. История основания и открытия Императорского Московского воспитательного дома. М. 1836. 103 с.

3. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А., Шер С. А. Императорский московский воспитательный дом как центр охраны здоровья детей в Российской империи. Вып. 2. М.: Союз педиатров России. 2011. 128 с.

4. Государственный Архив Российской Федерации. Фонд А-482, опись 1, дело № 620, ч. I. Л. 163-179.

5. Лебедева В. П. Социальные основы охраны материнства и младенчества. Охрана материнства и младенчества в стране Советов. М.-Ленинград. 1934. С. 5-40.

6. Лебедева В. П. Новый этап в развитии охраны материнства и младенчества. Пройденные этапы. Статьи и речи. Вопросы строительства охраны материнства и младенчества. М. 1927. С. 51-52.

7. Сперанский Г. Н. Вступительное слово. В кн. В. М. Курзона: Охрана материнства и младенчества в СССР. Самара. 1926. С. VII.

8. Архив Академии медицинских наук СССР — Российской Академии медицинских наук. Фонд № 9120-сч. Опись 8/1, дело № 166.

9. Альбицкий В. Ю., Шер С. А., Драч Н. П. Ф. И. Зборовская (к 115-летию со дня рождения). Вопр. совр. педиатрии. 2012; 6: 153-156.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2013/ ТОМ 12/ № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.