Научная статья на тему 'Вклад ленинградских ученых в создание и развитие военной техники, вооружения и в обеспечение жизни населения блокированного Ленинграда (1941-1944 гг. )'

Вклад ленинградских ученых в создание и развитие военной техники, вооружения и в обеспечение жизни населения блокированного Ленинграда (1941-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3558
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЛАБОРАТОРИИ / БЛОКАДА / НАУКА / АКАДЕМИЯ НАУК / SCIENTIFIC-RESEARCH INSTITUTES / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / LABORATORIES / THE BLOCKADE / THE SCIENCE / THE ACADEMY OF SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов Михаил Иванович

В статье раскрывается деятельность ученых Ленинграда, развитие науки в интересах обеспечения нужд фронта и жизни города в условиях тяжелейшей блокады. Показаны основные достижения ленинградских ученых в решении этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of Leningrad scientists in the creation and development of military equipment, weapons and provision of life of the population of the blockaded Leningrad (1941-1944)

The author describes the activities of scientists of Leningrad, the development of science in order to ensure the needs of the front and the life of the city in the conditions of a severe blockade. The article shows the main achievements of Leningrad scientists in solving these problems.

Текст научной работы на тему «Вклад ленинградских ученых в создание и развитие военной техники, вооружения и в обеспечение жизни населения блокированного Ленинграда (1941-1944 гг. )»

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 94(470.23-25).084.8

М. И. Фролов

Вклад ленинградских ученых в создание и развитие военной техники, вооружения и в обеспечение жизни населения блокированного Ленинграда (1941-1944 гг.)

В статье раскрывается деятельность ученых Ленинграда, развитие науки в интересах обеспечения нужд фронта и жизни города в условиях тяжелейшей блокады. Показаны основные достижения ленинградских ученых в решении этих задач.

The author describes the activities of scientists of Leningrad, the development of science in order to ensure the needs of the front and the life of the city in the conditions of a severe blockade. The article shows the main achievements of Leningrad scientists in solving these problems.

Ключевые слова: научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, лаборатории, блокада, наука, Академия наук.

Key words: scientific-research institutes, higher educational institutions, laboratories, the blockade, the science, the Academy of Sciences.

До войны Ленинград являлся одним из крупнейших промышленных и научных центров. В городе было более 100 научноисследовательских институтов, находившихся в подчинении различных отраслевых народных комиссариатов. После переезда в 30-е гг. прошлого века Академии наук в Москву Ленинград продолжал оставаться вторым после столицы центром академической науки. Общая численность ленинградских академических учреждений достигла 33, среди них 12 институтов, 3 отделения институтов, 1 обсерватория, 3 самостоятельных лаборатории и другие научные учреждения. В систему академических учреждений города входили такие институты, как Физико-технический, Радиевый, Химической физики и др. Общее число научных работников в Ленинграде до начала войны превышало 10 тыс. чел. [7, с. 23, 24].

Быстрое продвижение немецких войск вынудило провести эвакуацию части научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро и вузов. Однако недооценка военно-политическим руководством страны возможности выхода противника к Ленинграду

© Фролов М. И., 2012

и его окружения привела к существенным просчетам в проведении эвакуации и в подготовке города к экстремальным условиям деятельности. Только 11 июля 1941 г., когда бои уже шли на дальних подступах к городу, Государственный Комитет Обороны решил эвакуировать из Ленинграда на восток 80 заводов и 13 центральных конструкторских бюро. Решения, предусматривавшего эвакуацию НИИ и вузов в первые недели войны, не последовало. В осажденном городе осталась значительная часть научно-исследовательских учреждений, большая часть учреждений и сотрудников Академии наук СССР.

Оказавшись в немыслимо тяжелейших условиях блокады, ученые НИИ и вузов, конструкторских бюро внесли огромный вклад в организацию обороны города. С первых дней войны научноисследовательские учреждения, вузы города перестраивали свою деятельность в интересах фронта. Их творческая мысль способствовала выполнению промышленностью военных заказов, созданию новых образцов военной техники, помогала населению бороться с голодом и болезнями.

23 июля 1941 г. Президиум Академии наук СССР наметил мероприятия, обеспечивавшие перестройку всей работы в условиях военного времени [18, с. 139]. Группа членов Президиума, находившихся в Ленинграде, занялась реализацией этого решения применительно к ленинградским учреждениям АН СССР. В эту группу вошли академики И.И. Мешанинов, Л.А. Орбели, П.И. Степанов. В контакте с ними работала и Комиссия по делам ленинградских учреждений АН СССР, которой руководили академики С.А. Жебелев и И.Ю. Крачковский [12, с. 17, 18].

5 июля 1941 г. в газете «Ленинградская правда» было напечатано обращение к ученым Ленинграда. Среди подписавших это обращение были академики И.И. Мешанинов, А.А. Байков, В.В. Струве, А.А. Ухтомский, А.Е. Фаворский и другие известные ученые [18, с. 139]. Они призывали своих коллег «...разрабатывать только те темы, которые необходимы делу обороны страны, которые принесут быструю реальную помощь фронту, с тем истинным энтузиазмом, на который способны советские ученые [10, с. 56]. Это обращение очень точно передавало то патриотическое настроение, которое было у ученых Ленинграда, и задачи, которые перед ними были поставлены. Во главу угла ставились работы, носившие прикладной характер и позволявшие решать задачи военного командования [18, с. 139-140].

25 июля 1941 г. при Ленинградском горкоме партии была создана комиссия по реализации оборонных изобретений под председательством академика Н.Н. Семёнова. В ее состав вошли видные

ученые - академики Б.Г. Галеркин, А.Ф. Иоффе, член-корреспондент АН СССР М.А. Шателен, профессора Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон, заместитель директора Государственного института прикладной химии М.Е. Позин, директор Центрального котлатурбинного института Н.Г. Никитин и др. При активном участии Комиссии, действовавшей на протяжении всего периода блокады, было создано много новых приборов и различных образцов новой техники.

Только за первые месяцы работы Комиссия рассмотрела 847 оборонных изобретений. В Ленинграде были предложены: прицел для ночного бомбометания У-2, прицел для штурмовика Ил-2, позволяющий вести стрельбу по наземным и воздушным целям из пулеметов, пушек и реактивными снарядами, граната Ф-1 с реактивной рукояткой, позволяющей поражать цели на расстоянии до 250 м и т. д. [4, с. 74-75]. С июля по декабрь 1941 г. штаб фронта принял к реализации 422 изобретения и рационализаторских предложений, 78 из них относилось к артиллерии, 95 - к бронетанковой и автомобильной технике, 84 - к средствам связи [6, с. 283].

Немало было сделано уже в первые дни войны. 13 июля 1941 г. группу ученых-химиков вызвали в Смольный, где с ними беседовали руководители обороной Ленинграда К.Е. Ворошилов и А.А. Жданов. Требовалось срочно разработать новую зажигательную смесь, необходимую для уничтожения фашистских танков. Сложное задание было выполнено учеными Сланцевого института и Института прикладной химии, создавшими в крайне сжатые сроки легковоспламеняющиеся жидкости для борьбы с танками. Сотрудники кафедры общей химии Текстильного института им. С.М. Кирова под руководством профессора П.А. Якимова за 20 дней сумели создать новую систему запала для зажигательных бутылок, обладающую высокими боевыми качествами. Эти запалы не боялись влажности, отличались простотой устройства и нашли широкое применение в действующих частях Ленинградского фронта [14, с. 132].

Группа ученых во главе с профессором Горного института

А.Н. Кузнецовым завершила разработку нового вида взрывчатки с условным названием «Сигнал», в состав которой входила селитра и древесные опилки. Коллектив инженеров под руководством профессора Б.М. Аша сконструировал газогенераторную батарею для обогрева блиндажей, а коллектив Астрономического института готовил навигационные материалы летчикам и морякам.

П ^ V

В вузы города шел активный поток предложений от ученых, направленных на оказание помощи фронту. В Институте инженеров железнодорожного транспорта только в первые месяцы войны были поданы десятки предложений, из которых 40 наиболее ценных пе-

V V п

реданы в действующую армию и на железнодорожный транспорт. В мастерских Химико-технологического института имени Ленсовета в течение первого полугодия войны было освоено производство 30 оборонных изделий.

Ученые Политехнического института разработали незамерзающие смеси для радиаторов машин. Когда в Ленинграде осложнилось снабжение металлургии углем и коксом, профессор В.М. Андреев разработал методику плавки чугуна на смеси кокса и торфа. В лабораториях этого и Физико-технического института под руководством члена-корреспондента АН СССР М.А. Шателена было налажено производство селеновых выпрямителей в военных целях [13, с. 49-51]. В производственных мастерских и лабораториях Лесотехнической академии изготовлялось более 20 видов оборонной продукции: радиостанции, измерительные приборы - индикаторы, артиллерийские предикаторы, деревянные корпуса для противотанковых мин и многое другое.

Л V V

С первых дней войны активно включился в выполнение заказов фронта Ленинградский государственный университет - ведущая на-

П ^ V

учная организация в городе. В составленный в первые недели войны план научных исследований ЛГУ было включено 204 темы оборонного характера. Профессор университета академик В.А. Фок и его сотрудники занимались составлением таблиц для стрельбы из минно-торпедных аппаратов, вели работу по конструированию оптических приборов для летчиков и подводников, по охлаждению и вентиляции боевых машин. На химическом факультете под руководством академика А.А. Байкова работала специальная комиссия, занимавшаяся вопросами производства вооружения и боеприпасов, исследованием трофейных материалов. В специальной мастерской, созданной для этих целей, работали около 100 профессоров, преподавателей и студентов. Бригада химиков под руководством профессора И.И. Жукова была занята созданием новых средств для пропитки тканей против стойких отравляющих веществ, приготовлением эластичных смазок, делала анализы металлов и сплавов [15, с. 351]. К ноябрю 1941 г. ученые университета выполнили свыше 100 научно-исследовательских работ оборонного значения, и в последующие военные годы они решали важные оборонные задачи.

Одним из важнейших достижений ленинградских химиков стало создание средства, позволившего спасти город от массированных пожаров. Лаборатория Государственного института прикладной химии (заведующий - А.И. Заславский) разработала смесь суперфосфата с водой, защищавшую дерево от возгорания. С Невского химкомбината суперфосфат доставили во все районы города. За месяц сотни тысяч жителей Ленинграда покрыли огнезащитным со-

ставом 90 % всех чердачных перекрытий, стропил, деревянных строений и спасли дома от пожаров [15, с. 355].

В Ленинграде продолжали работать лаборатории Физикотехнического института АН СССР, которыми руководил П.П. Кобеко. Сотрудники этого института в Ленинграде и в Кронштадте трудились над проблемой защиты кораблей Военно-морского флота СССР от бесконтактных магнитных мин. С начала войны эта задача была поручена группе сотрудников института, в которую входили В.М. Туч-кевич, Н.Л. Писаренко, И.М. Шмушкевич, С.Я. Никитин [16, с. 28-40].

После эвакуации Радиевого института, оставшаяся в Ленинграде группа ученых под руководством профессора А.Б. Вериго наладила производство светосоставов, необходимых для изготовления приборов кораблей, основанных на принципе использования светящихся красок. Применение светящихся красок на кораблях Военноморского флота явилось одним из средств повышения боеспособности кораблей в ночных условиях и аварийной обстановке [12, с. 52].

Труд, творческая мысль ученых города в первые месяцы войны были настолько напряжены, что академик А.Ф. Иоффе писал в 1942 г.: «.Нигде, никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научных идей в практику, как в Ленинграде в первые месяцы войны.» [11].

Серьезной проблемой для осажденного города было обеспечение питанием ленинградцев. Небольшие запасы продовольствия в Ленинграде быстро истощались, а его доставка была сопряжена с колоссальными трудностями. Ученые напряженно работали над тем, чтобы улучшить снабжение населения, для которого хлеб стал основным продуктом питания. Чтобы сэкономить скудные запасы муки, с осени 1941 г. при выпечке хлеба стали применять всевозможные примеси. В ленинградском порту с довоенного времени скопилось большое количество целлюлозы, заготовленной для бумажных фабрик.

Поистине неоценимо патриотическое свершение сотрудников Лесотехнической академии, осуществленное во имя спасения голодающего населения блокированного города. Это создание пищевых заменителей. Под руководством профессора В.И. Шаркова была разработана технология гидролиза целлюлозы для превращения ее в пищевой продукт. Из последних сил работали ученые над проектированием гидролизных установок. В конце ноября 1941 г. пищевая целлюлоза начала поступать на хлебозаводы. Ее производство было организовано на одной из кондитерских фабрик, ликероводочном заводе, пивоваренном заводе имени Степана Разина, гидролизном заводе.

За годы блокады ленинградские предприятия выработали около 16 тыс. т пищевой целлюлозы. По предложению профессора

В.И. Шаркова и М.Я. Колюжного из той же целлюлозы стали изготавливать белковые дрожжи, для выпуска которых на ряде предприятий города были созданы специальные установки. Только одна кондитерская фабрика в блокадный период изготовила 1156 т белковых дрожжей, наладив ежедневный выпуск из них 20 тыс. блюд. Всего же за годы войны ленинградские предприятия произвели 3447 т белковых дрожжей, что помогло в значительной мере спасти от цинги и смерти десятки тысяч ленинградцев. Пережившие голодную блокаду, так и не забыли специфического горького вкуса дрожжевого супа, одного из самых распространенных и доступных блюд в столовых города-фронта. В ноябре 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил В.И. Шаркова орденом Трудового Красного Знамени «.за образцовое выполнение заданий правительства по снабжению продуктами питания Красной Армии и ВМФ.» [8, с. 460].

В качестве примесей к муке ученые предложили и другие заменители. Всего за годы блокады хлебопекущие заводы Ленинграда получили более 26 тыс. т различных заменителей и примесей, что позволило дополнительно выпечь около 50 тыс. т хлеба. Это был, естественно, некачественный хлеб, но он помог обеспечить минимальные нормы выдачи хлеба в критический период блокады [12, с. 121].

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории пищевой гигиены 1-го Медицинского института, Педиатрического института и других научных учреждений успешно решили проблему извлечения питательных веществ из сои. Они научились получать молоко, молочнокислые продукты, шрот. Разработанная учеными Физикотехнологического института технология обеспечила возможность получения пищевого молока из различных лакокрасочных продуктов [12, с. 121-122]. В Институте холодильной промышленности велись крупные исследования по получению дрожжей из древесины для изготовления питательной среды. Коллектив института проделал большую работу по ферментации хлеба и передачи этой методики в производство. В лабораториях института разрабатывался метод добывания витамина «С» из хвои для применения его нейтрализующего средства при применении отравляющих веществ.

Вся работа медиков-исследователей была подчинена нуждам фронта и медико-санитарного обслуживания ленинградцев. Военномедицинская тематика стала ведущей в исследовательской деятельности научных учреждений медицинского профиля. В Ленинградском институте переливания крови изготовляли противошоковый раствор, получивший широкое применение. Кол-

лектив Ленинградского филиала Всесоюзного института экспериментальной медицины провел очень важную для медицинской науки работу - комплексное исследование патогенеза алиментарной дистрофии, а Институт вакцин и сывороток обеспечил потребность войск фронта и органов здравоохранения города в бактериологических препаратах [5, с. 102, 109, 111]. В 1-м Медицинском институте особое внимание уделялось изучению методов лечения алиментарной дистрофии, новых источников получения витаминов и дополнительных пищевых ресурсов. Много сделали в борьбе с дизентерией и сыпным тифом коллективы 2-го Медицинского института и Санитарно-гигиенического института. Колоссальную работу провели медики по предупреждению эпидемий в городе.

Была усилена разработка вопросов, связанных с лечением раненых, контуженных, с противоэпидемической защитой. В Ленинградском государственном университете академик А.А. Ухтомский начиная с июля 1941 г. со своими сотрудниками разрабатывал в Физическом научно-исследовательском институте университета проблему травматического шока, имевшую большое значение для спасения жизни раненых [8, с. 461]. Химическая лаборатория Лесотехнической академии наладила выпуск хлороформа, применявшегося в госпиталях для наркоза, а также витамина и лечебного каротина из хвои, получивших весьма положительную оценку при лечении ранений, ожогов и обморожений [17, с. 166].

Результаты исследований в медицинской науке обсуждались на возобновившихся с мая 1942 г. заседаниях научных обществ, общегородских конференциях. Вышло семь выпусков сборника «Работа ленинградских врачей в годы Великой Отечественной войны». Публиковали свои работы сотрудники медицинских вузов. Летом 1944 г. увидел свет сборник «Ученые записки 1-го ЛМИ», коллективная монография под редакцией профессора М.В. Черноруцкого «Алиментарная дистрофия в блокированном Ленинграде» [2, с. 131].

В годы войны одно из самых тяжелых испытаний выпало на долю ленинградцев. Ученые города вместе со всем населением прошли через муки и страдания блокадного ада, голод и холод. Во время блокады умерли 470 сотрудников ленинградских академических учреждений [9, с. 28]. В Ленинградском филиале Всесоюзного института экспериментальной медицины погибло от голода 70 научных работников. В Политехническом институте умерло и погибло от бомбардировок более 300 чел. Институт инженеров железнодорожного транспорта потерял 27 % от общего числа профессоров и преподавателей вуза. За блокадные годы ленинградская высшая школа потеряла более четверти своего профессорско-преподавательского состава [13, с. 54].

Высокое чувство патриотизма, преданность своей профессии помогли сотрудникам НИИ, конструкторских бюро, вузов и других научных учреждений выстоять в борьбе с фашизмом. Весь свой талант, знания и опыт отдали они защитникам города, всем ленинградцам, боровшимся с безжалостным врагом. Их выдающийся труд в период блокады Ленинграда - одна из самых героических страниц в истории нашей науки.

Список литературы

1. Блокада рассекреченная. - СПб., 1995.

2. Бякина В.П., Качалова В.Г. Медицинская наука в годы Великой Отечественной войны // 60-летие победы СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.: материалы межвуз. науч. конф. - СПб., 2005.

3. Гладких П.Ф. Здравоохранение блокированного Ленинграда. - Л., 1981.

4. Дзенискевич Р.А. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда. 1941-1944. - СПб., 1998.

5. Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде. Историко-медицинский аспект. - СПб., 2001.

6.История ордена Ленина Ленинградского военного округа. - М., 1971.

7. Каресев А.В. Ленинград в годы блокады. 1941-1943. - М., 1959.

8. Кольцов И. Вузовская наука Ленинграда в годы Великой Отечественной войны// Пока сердца стучаться, помните! - Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011.

9. Ленинградская наука в годы Великой Отечественной войны. - СПб.,

1995.

10. Ленинградская правда. - 1941. - 5 июля.

11. Наука и жизнь. - 1965. - № 5.

12. Соболев Г.Л. Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. - Л., 1966.

13. Соболев Г.Л. Ученые Ленинграда в борьбе с голодом // Материалы ме-ждунар. конф., посвящ. 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 50-летию открытия Пискаревского мемориального комплекса. - СПб., 2010.

14. Сражались, работали, учились. Вузы Ленинграда в годы войны и блокады. - СПб., 1994.

15. Страницы героического труда химиков в годы Великой Отечественной войны. - М., 1959.

16. Судариков А.М. Химики и другие ученые Ленинграда - блокадному городу и фронту // Освобождая блокадный Ленинград: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2009.

17. Тучкевич В.М. О защите кораблей ВМФ от немецких бесконтактных магнитных мин // Физико-технический институт в годы Великой Отечественной войны. - СПб., 2006.

18. Фролов М. И. «Салют» и «реквием». Героизм и трагедия ленинградцев 1941-1944. - СПб., 2004.

19. Цамутали А.Н. Культурная и научная жизнь в Ленинграде // Ленингр. эпопея. - СПб., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.