Научная статья на тему 'Вклад кузбасского скульптора А. П. Хмелевского в развитие отечественного медальерного искусства'

Вклад кузбасского скульптора А. П. Хмелевского в развитие отечественного медальерного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDAL'S ART / AN AUTHOR'S MEDAL / МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО / МЕДАЛИ / ЫПОЛНЕННЫЕ ТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ / АВТОРСКАЯ МЕДАЛЬ / ПЛАКЕТЫ / РЕАЛИЗМ / МАНЬЕРИЗМ / СМЕНА ТЕМ / СЮЖЕТОВ / МАТЕРИАЛОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СКУЛЬПТОРА / THE MEDALS EXECUTED IN THE TRADITIONAL WAY / PLATES / REALISM / MANNERISM / CHANGE BY THAT / PLOTS / MATERIALS THROUGHOUT CREATIVE LIFE OF THE SCULPTOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ткаченко А. В.

В работе рассматриваются одна из граней творческого наследия выдающегося кузбасского скульптора А.П. Хмелевского медальерное искусство, представленное медалями и плакетами. Тематика, сюжеты произведений отличаются большим разнообразием: памятные даты российского государства, православной церкви, портреты выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, темы скорби, раскаяния, оплакивания, тема взаимоотношений мужчины и женщины. Скульптор развивал традиции авторской медали и сумел сказать свое слово в медальерном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF KUZBASS SCULPTOR

In work are considered one of sides of a creative heritage of outstanding Kuzbass sculptor A.P. Hmelevsky medal's art presented by medals and plates. Subjects, plots of products differ the big variety: memorials of the Russian state, orthodox church, portraits of outstanding scientists, cultures, arts, themes of grief, repentance, mourning, a theme of mutual relations of the man and the woman. The sculptor developed traditions of an author's medal and has managed to tell the word in medal's art.

Текст научной работы на тему «Вклад кузбасского скульптора А. П. Хмелевского в развитие отечественного медальерного искусства»

УДК 7.01

Tkachenko A.V. THE CONTRIBUTION OF KUZBASS SCULPTOR А.К HMELEVSKY IN DEVELOPMENT DOMESTIC MEDAL'S ART. In work are considered one of sides of a creative heritage of outstanding Kuzbass sculptor A.P. Hmelevsky -medal's art presented by medals and plates. Subjects, plots of products differ the big variety: memorials of the Russian state, orthodox church, portraits of outstanding scientists, cultures, arts, themes of grief, repentance, mourning, a theme of mutual relations of the man and the woman. The sculptor developed traditions of an author's medal and has managed to tell the word in medal's art.

Key words: medal's art, the medals executed in the traditional way, an author's medal, plates, realism, mannerism; change by that, plots, materials throughout creative life of the sculptor.

А.В. Ткаченко, соискат. каф. истории отечественного и зарубежного искусства ФГОУ ВПО «Алтайский

государственный университет», E-mail: stm@art.asu.ru

ВКЛАД КУЗБАССКОГО СКУЛЬПТОРА А.П. ХМЕЛЕВСКОГО В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА

В работе рассматриваются одна из граней творческого наследия выдающегося кузбасского скульптора А.П. Хме-левского - медальерное искусство, представленное медалями и плакетами. Тематика, сюжеты произведений отличаются большим разнообразием: памятные даты российского государства, православной церкви, портреты выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, темы скорби, раскаяния, оплакивания, тема взаимоотношений мужчины и женщины. Скульптор развивал традиции авторской медали и сумел сказать свое слово в медальерном искусстве.

Ключевые слова: медальерное искусство, медали, выполненные традиционным способом, авторская медаль, плакеты, реализм, маньеризм; смена тем, сюжетов, материалов на протяжении творческой жизни скульптора.

А.П. Хмелевской, видный кузбасский скульптор, жил и работал в г. Кемерово с июня 1974 года, когда он приехал в областной центр Кузбасса после завершения учёбы в МВХПУ им. Строганова, до дня его трагической гибели 3 сентября 2008 года. А.П. Хме-левской известен, прежде всего, как автор большого числа монументальных произведений, среди которых - «Дружба народов», «Экология», «Труженики тыла», «Спаситель». Однако на протяжении всей творческой жизни мастер активно занимался и мелкой пластикой, в частности, медальерным искусством. Его работы - медали и плакеты - заслуживают, на наш взгляд, особого внимания искусствоведов.

Медальерное искусство - это особый вид искусства, связанный с изготовлением монет и медалей. Для него характерны небольшие размеры произведений, выбор плоской формы, обладающей лицевой стороной - аверсом и оборотной стороной -реверсом. Изображение и надписи выполняются в виде выпуклого и вогнутого рельефа. Традиционно в качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и др.), которые, благодаря их относительной прочности и мягкой податливости, позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. Можно отметить устойчивость иконографических типов и композиционных приёмов, применяемых в медальерном искусстве и связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму, главным образом, круг, а также добиться органичного композиционного сочетания изображений с надписями. Для этого вида искусства характерны поиски ясных и лаконичных пластических решений, способствующих облегчению восприятия изображений, частое использование символов, эмблем, аллегорий [1, с. 365].

Плакеты, или плакетки, отличаются от медалей более свободной формой как по абрису, так и размеру, необязательным наличием реверса, использованием различных материалов для изготовления (керамика, гипс и т.д.), и кроме того, не являются наградным объектом.

Еще в годы учебы А.П. Хмелевской проявляет активный интерес к медальерному искусству, которое в то время становится особенно популярным.

Дипломный проект А.П. Хмелевского «По пушкинским местам» был посвящен А.С. Пушкину и состоял из пяти медалей, которые были объединены общей темой. Каждая медаль посвящалась одному из периодов в жизни поэта. К теме Пушкина скульптор обращался в своем творчестве неоднократно [2]. Одна медаль из дипломного проекта была представлена в 1974 на Всемирной выставке «Возрождение медали» во Франции. Было отлито несколько комплектов, один из которых находится сейчас в частной коллекции. Эти факты свидетельствуют о том, что художник не только верно выбрал тему дипломного проекта, но и удачно воплотил его. Определённая заслуга в этом принадле-

жит и его учителю, который в этот период также обращается в своём творчестве к пушкинской теме. Учителем Хмелевского был известный художник-медальер Александр Борисович Шабанов (1937-1995) [3; 4].

Творчество Алексея Павловича Хмелевского можно условно разделить на 3 периода.

1 период: 1970-1980-е годы, период ученичества, познания скульптурного мастерства отмечен влиянием метода социалистического реализма.

2 период: 1980-1990-е годы - выработка творческого метода, индивидуальной манеры художника, испытывающей влияние искусства и культуры эпохи позднего Возрождения (это находит проявление в обращении к традициям маньеризма), а так же средневекового искусства России (использование иконографических образов).

3 период: 1990-2000-е годы - расцвет творческого метода, период создания произведений в уникальной манере, сформировавшейся в русле эстетики постмодернизма.

Рассмотрим произведения А.П. Хмелевского по тематике, сюжетам, стилистическому своеобразию в соответствии с выделенными периодами.

В первый период творчества скульптора в Кемерово его работы были посвящены открытию угля в Кузбассе, труду шахтеров, металлургов, химиков, так как тема трудового подвига советских людей была наиболее востребована в это время. Она была актуальна для художника на протяжении почти 20 лет творческой работы («Открытию угля в Кузбассе» (1974); «Кузбасс», «Михайло Волков», «Индустрия», «Больше угля» (1976); «Рабочим Кузбасса. Шахтеры. Металлурги. Химики» (триптих) (1978); «Строители» (1982); «Проходчик» (1986); «Земля Кузбасская. Шахтеры. Химики. Металлурги» (триптих) (1988)). Перечисленные произведения выполнены на хорошем художественном уровне в реалистической манере, в устоявшихся традициях медальерного искусства.

Тема Великой Отечественной войны отражена в творчестве скульптора также с начала его творческого пути: «41-й год» (1975 г.), «9 Мая» (1985 г.); в поздний период творчества скульптор обратится к этой трагической теме в своих монументальных произведениях («Погибшим в госпиталях», «Труженикам тыла»).

В начальный период творческого пути Хмелевской обращается к теме Женщины. Эта тема будет волновать художника до конца жизни. Наиболее интересны работы: «Международный год женщины» (1975 г.); «Материнство» (1975 г.); «Рождение», «Три весны» (1976 г.); «Земля Кузнецкая» (1984 г.), «Бегущая», «Модель» (1990 г.). Он стремится найти свой образ женщины, отдельные черты которого постепенно проступают в его произведениях.

Эта тема была тесно связана с темой многогранных отношений мужчины и женщины («Двое» (1976 г.); «Мужчина и женщи-

на» (1984 г.); «Мужчины и женщины», «Усталость» (1988 г.); «Сидящие» (1990)), в которой раскрывается многообразие эмоций, ощущений, чувств, помыслов, переживаний, волнений, испытываемых людьми. Художника волнует состояние единения, союза, понимания двух людей и полного их разъединения, разобщения, отторжения друг от друга. Эту тему скульптор развивает во втором и третьем периоде творчества

Можно увидеть некоторую сюжетную линию в плакетках 19901991 года, объединённых общей темой «Мужчина и женщина». Очевидно, что художника увлекает чувственная, гедонистическая сторона жизни. Встречаются плакетки с названиями «На пле-нере», «В мастерской», плакетки, изображающие вечный сюжет «Художник и модель», а также плакетки, навеянные библейскими сюжетами: «Изгнание из рая», «Игры в раю». Но на самом деле основным содержанием этих произведений является тема взаимоотношения мужчины и женщины. Лишь в одной плакетке присутствует деталь, чётко указывающая на сюжетную привязку к библейской тематике. Это змей-искуситель в сюжете «Изгнание из рая».

Еще одна тема волновала художника с момента создания первых его самостоятельных произведений (т.е. 1,2,3 период творчества) - это тема творческого человека, человека, связанного с искусством, его страдания, терзания, взаимодействие с другими людьми: «Семья художника» (1976 г), «Люди и куклы» (1976 г.), «Дом художника» (1977 г.), «Вдохновение» (1985 г.), «Скульптор» (1986 г.), «В мастерской художника» (1988 г.), «У скульптора» (1990 г.). Скульптор обращается к изображению женщины-творца, посвятившей себя музыке и воплотившейся в образе Женщины-музыки в произведениях «Арфистка», «Скрипачка», «Музыка» (1975-1976 гг.), «Виолончелистка» (1980 г.).

Тема творчества и творческого человека воплотилась в ряде плакеток и медалей, посвященных изображению художников и музыкантов, деятелей культуры - современников (скульптора Нестеркина, художника А. Чернова), а также мемориальных портретов - посвящений («Посвящается М. Глинке», «Леонардо да Винчи», «П. Гоген» (1976-1977 гг.), «Посвящается Пиросмани» (1982 г.), «Генри Мур» (1983 г.), «А. М. Волошин» (1989 г.); в композиции «Музыканты».

Особо следует остановиться на триптихе «Скульптура. Живопись. Графика» [5], удостоенного премии Кузбассоцбанка за лучшее произведение в 1992 году. На трёх плакетках художник воспроизводит средствами мелкой пластики известные автопортреты трёх великих представителей эпохи Возрождения: Мике-ланджело, Леонардо да Винчи и Дюрера. Таким приёмом он символизирует виды изобразительного искусства. Выбор личностей неслучаен, так как самому А.П. Хмелевскому была близка эстетика Возрождения и, в частности, его позднего этапа, именуемого маньеризмом. Каждая из плакеток состоит из двух частей. Одна из них является авторским вариантом автопортрета одного из знаменитых художников, а другая воспроизводит фрагменты произведений самого автора, символизирующие труд художника в том или ином виде искусства. В плакетке, посвящённой скульптуре, портрет Микеланджело занимает центральную часть. В плакетках «Живопись» и «Графика» портреты Леонардо да Винчи и Дюрера находятся соответственно слева и справа. Такое расположение неслучайно: среди всех мастеров Возрождения сам автор отдавал предпочтение личности Микеланджело. Видимо, проблематика трагического в творчестве Микеланджело так же была близка А. П. Хмелевскому. Но в плакетке «Скульптура» привлекает внимание редкий «иконографический» метод автора. В правой части плакетки он помещает женскую фигуру, символизирующую труд скульптора. Над ней находится и надпись «Скульптура». В правой руке у фигуры несомненный атрибут труда скульптора - молоток. Прямо перед ней расположен скульптурный станок с находящимся на нём женским торсом. Известно, что А.П. Хмелевской считал скульптуру божественным творением, но творением «второго плана». Первым, по его мнению, бог сотворил женщину [6, с. 3]. В правой части плакетки изображена мужская фигура (возможно, это автопортрет А.П. Хмелевского), с маленьким ребёнком в образе ангела. Изображения ангелов часто присутствуют в произведениях художника, особенно в поздний период творчества. Известна его фотография у скульптурного станка, на котором установлена его работа «Чёрный ангел». Эта фотография воспроизведена на надгробном обелиске скульптора. Что касается иконографической трактовки описываемой плакетки, то сам скульптор никак не комментировал это. Можно лишь предположить, что отводя женщине особое место, он ощущал, что держит в руках божество.

Среди произведений мелкой пластики, созданных А.П. Хме-левским, значительное место принадлежит плакеткам с портретными изображениями известных людей Кузбасса. Эта тема его волновала на протяжении всей жизни. Скульптор продолжает воплощать художественный образ выдающегося, созидающего, творческого человека в ряде произведений, на которых изображены современники скульптора. В первую очередь это плакетки, хранящиеся в фондах Кемеровского областного краеведческого музея («Подгорбунский и ученики», «В операционной», «Проходчик», «А.Д. Ракитянский», «Посвящается Н.И. Бачинину» (1986 г.), «А.Н. Кирчанов» (1988 г.). Интересна серия медалей, запечатлевшая русских великих князей, царей и императоров (2000-2008 гг.).

В 1990-е годы (3 период) в творчестве художника появляется новая сюжетная серия произведений, связанная с темой скорби, духовного развития человека, воплощающая христианские сюжеты. Начало этой серии было связано с поездкой в Венгрию в 1983 году.

После творческой поездки в венгерский город Шалготарьян А.П. Хмелевской создаёт две плакетки, отличающиеся звучащим в них трагизмом. Это плакетки «Венгерское окно» и «Скорбь». Можно предположить, что произведение «Венгерское окно» стало результатом глубоких душевных переживаний художника, побывавшего на месте трагических событий, о которых в нашей стране было известно очень мало, и пообщавшегося с очевидцами и участниками этих событий. Очевидно, что с этого момента, с 1983 года, трагическая нота в творчестве мастера начинает звучать достаточно отчётливо. В его собственной стране, в Кузбассе, где он жил и творил, в самом конце 80-х начале 90-х годов XX века произойдут события, которые приведут к большим социальным, политическим и общественным потрясениям и будут иметь трагические последствия в жизни многих людей. В этом сказалась способность художника выделить и наиболее значимые составляющие окружающей действительности, отозваться на них, воплотив в художественных образах, ощутить взаимосвязь прошлого и будущего. Другими словами, он обладал даром предвидения, который встречается очень редко и свидетельствует о таланте художника.

При создании рассматриваемых плакеток А.П. Хмелевской развивает традиции авторской медали, которая пришла на смену традиционной медали, когда последняя утратила функции атрибута, сопровождающего значительное событие или героическую личность. Произведения малой формы он наполняет большим трагическим содержанием. Это отличает его от большинства мастеров, работавших одновременно с ним в данном виде пластики. В плакетке «Венгерское окно» (1983) предметный ряд скорее намечен, чем отображён. Сами изображаемые объекты несут в первую очередь символический смысл. Вся композиция строится на вертикальных и горизонтальных линиях. Оконная рама превращается в крест. Интересен пластический объём в правом верхнем углу, при первом взгляде напоминающий развевающуюся на ветру оконную занавеску. Однако, можно предположить, что художник, скорее всего, стремится изобразить не материальный объект, а некую энергетическую или духовную субстанцию, призванную усилить символический смысл произведения. В центре композиции находится распятие, выполненное в предельно обобщённой манере, напоминающей аналогичные изображения на литых иконах и крестах, изготовленных кустарным способом непрофессиональными мастерами и имевших широкое распространение в крестьянском быту по всей России. Намеренно выбирая такую манеру, художник отказывается от второстепенных деталей и ещё больше усиливает основной смысл произведения. В левом нижнем углу он помещает изображение комнатного растения. Сказать, какой это цветок, невозможно, так как он выполнен так же обобщённо, как и весь остальной предметный ряд. Видны только его побеги, один из которых направлен в сторону распятия, и едва заметный наклон всего растения в ту же сторону. Это создаёт ощущение беспомощности и сострадания. Тем не менее, здесь чувствуется желание автора внести в композицию жизнеутверждающий символ, воплощающий стремление к жизни, пусть и через страдания. В правом нижнем углу угадывается изображение городского пейзажа, которое решено всё в той же схематичной манере и построено на вертикальных и горизонтальных линиях. Но преобладание вертикалей ощущается более заметно. Ярко выраженными диагоналями в композиции являются края распахнутых оконных створок и вторящие им побеги цветка, направляющие внимание к центру, который занимает распятие.

Название произведения указывает на страну, где происходили трагические события. Но в этой стране есть конкретная местность с улицами, домами и окнами - непосредственными свиде-

телями событий. Возможно, воображение подсказало художнику идею создания памятной мемориальной доски и установки её на одном из зданий. Такое отношение к художественному творчеству было характерно для А.П. Хмелевского. Он считал, что художник должен стремиться откликаться на значимые события окружающей действительности.

Вторая плакетка, имеющая название «Скорбь», ещё менее информативна, чем «Венгерское окно», и её трудно связать с каким-либо конкретным событием даже предположительно. Но вместе с тем трагическая нота звучит в ней более отчётливо. Этому способствует своеобразие композиционного построения, когда традиционные законы, в соответствии с которыми создаётся произведение изобразительного искусства, не применяются и само изображение едва удерживается в рамках пласта. Женская фигура, олицетворяющая скорбь, притягивает взгляд в первую очередь, но не является центром композиции. Деталь, которая вызывает наибольший интерес, - это цветок в правой руке женщины, у которого, кажется, обнажён корень. Можно предположить, что тема, которую затрагивает художник своим произведением, - взаимоотношения человека с окружающей его природой, точнее - его во многом бездумным и часто жестоким отношением к ней. Крест с распятием в правом верхнем углу - это символ, напоминание об ответственности. Использование художником такого символа свидетельствует о серьёзности темы, затрагиваемой его произведением.

В своих плакетках А.П. Хмелевской часто пользуется техническим приёмом, когда фон, на котором находится изображение, имеет неопределённый характер. Такой зыбкий фон художники-медальеры начали использовать в своих работах, когда стали отходить от традиций классической медали и создавать новое направление, получившее название авторской медали. Этот приём, наряду с другими нововведениями, позволял наиболее полно выразить авторскую индивидуальность и своеобразное видение окружающей действительности.

Мастерски пользовался им учитель А.П. Хмелевского А.Б. Шабанов. Он создал множество медалей по классическим канонам медальерного искусства. Но уже во многих из них он очень убедительно изображал пластическими средствами такие зыбкие среды, как воздух и вода. При этом тематика и весь композиционный строй его медалей оставались в классических рамках. В 1971 году в Москве состоялась первая Всесоюзная выставка медали, способствовавшая распространению нового творческого метода, для которого характерно воплощение авторского, личностного отношения художников к предмету изображения. Известность получила медаль А.Б. Шабанова «За облаками», где очень достоверно, только средствами мелкой пластики, показано парение маленького самолёта в безбрежном небе. Кроме силуэта самолёта и зыбкого фона, изображающего небо, на медали больше ничего нет [7]. Предположительно в этот год А.П. Хмелевской серьёзно увлёкся искусством медали.

Несомненно, пример учителя оказал определённое влияние на становление творческой манеры Алексея Павловича. Однако известный технический приём он использует совершенно по-новому, стремясь передать трагическое наваждение от происходящего. Его не интересует просто многообразие и удивительность окружающего мира, он стремится подняться к высотам трагического. Тревожное ощущение усиливает зыбкость фона в нижней части плакетки, в котором начинает исчезать фигура. У неё отсутствуют ноги, размывается правая рука. Движение начинается извне и развивается по направлению от правого верхнего угла к левому нижнему, стремясь увести изображение за пределы пласта. Создаётся впечатление, что сейчас изображение исчезнет и ему на смену придёт другое, может быть, более оптимистическое.

Женские образы занимают в искусстве А.П. Хмелевского, наверное, самое значительное место. Достаточно сказать, что

Библиографический список

большая часть его монументальных скульптур является гимном, посвящённым женщине. Об этом свидетельствуют и названия скульптур, и тематика, и то, что олицетворяется в этих произведениях. Не является исключением и рассматриваемая плакетка. Образ женщины со склонённой головой возникнет в его искусстве в следующий раз в скульптурной композиции «Экология». Две женские фигуры олицетворяют природу живую, радостную, и природу, раненную человеком. Отмечено сходство этих двух произведений, выполненных в разных видах искусства. Схожи центральные образы, одинаковы движения, подчёркнутые складками одежды. Однако в плакетке чувства, выражаемые художником, звучат резче и обострённее, в скульптуре - мягче и лиричнее. Упоминаемый монумент был установлен на площади перед областным архивом в 1997 году. Сопоставление двух разных произведений, которые отделяет друг от друга временной отрезок протяжённостью 14 лет, позволяет смоделировать, воссоздать и представить процесс творческого переживания, вынашивания художником идеи, затронувшей его душу.

Рассматривая произведения медальерного искусства в творчестве кузбасского скульптора А.П. Хмелевского, необходимо упомянуть о его деятельности художника-медальера на ювелирной фабрике «Золотое руно» в г. Кемерово, где он работал в течение нескольких лет, а с 2000 по 2002 год являлся главным художником. Им были созданы областные наградные и памятные медали («Доблесть Кузбасса», «Почетный работник культуры Кузбасса», «За достойное воспитание детей» и др. [8, с. 4]), которые выполняются из драгоценных металлов, а так же памятные пла-кеты и знаки.

Обзор творчества медальера А.П. Хмелевского позволяет выделить несколько групп произведений:

1) медали, выполненные традиционным способом (в основном, наградные медали);

2) медали, выполненные нетрадиционным способом (нет реверса; большой размер медали; фигуры и другие объекты изображения «выходят» за рамки круга, рельеф переходит в объемное изображение); сюда относятся медали в честь памятных дат, выставочные произведения;

3) плакетки, имеющие самостоятельное значение (в честь памятных дат, выставочные произведения);

4) плакетки-реплики, плакетки-этюды, являющиеся эскизами к будущим произведениям (мемориальным и памятным доскам, скульптурам малых форм и монументальной скульптуре), которые по художественному содержанию могут также относиться к плакеткам, имеющим самостоятельное значение.

Тематика перечисленных групп произведений отличаются большим разнообразием. Скульптор использует различные материалы для реализации своих проектов: драгоценные металлы, бронзу, медь, алюминий, керамику, гипс.

Таким образом, можно определить, что на протяжении творческой жизни скульптора изменялись сюжеты, формы, предназначение его произведений. Сюжеты, используемые мастером для исполнения, отличаются большим разнообразием. Они посвящены памятным датам российского государства, коммунистической партии, православной церкви, выдающимся деятелям науки, культуры, искусства. Эти темы скульптор разрабатывал во все периоды творчества. Особое внимание скульптор уделял решению тем взаимоотношений мужчины и женщины, предназначения человека, его духовности, которые скульптор стал разрабатывать во втором и третьем периоде. Наиболее выдающиеся произведения мастера посвящены теме скорби, раскаяния, оплакивания, они стали актуальны для художника в последний период творчества.

А.П. Хмелевской, являясь выдающимся скульптором Кузбасса (можно говорить о мировом значении его творчества) развивал традиции авторской медали и сумел сказать свое слово в медальерном искусстве.

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под общ. ред. А.М. Кантора. -М., 1997.

2. Чертогова, М.Ю. Алексей Хмелевской: каталог. - Кемерово, 1992.

3. Э/р. - Р/д: http://artru.info/ar/23860

4. Э/р. - Р/д: http://coin-medallist.narod.ru/medaleri/medaleri_4/ изображения медалей Шабанова А.Б.

5. Чертогова, М.Ю. Художники Кемерова. 1930 - 2003 гг. // Библиографический справочник. - Кемерово, 2003.

6. Ольховская Л. Сентиментальное путешествие со скульптором // Наша газета. - 14/02/2001.

7. Э/р. - Р/д: http://maletin.chat.ru/text/pushkin.htm советское медальерное искусство, выставки, медали на пушкинскую тему

8. Ляхов, И.Я. В металл он вкладывает душу // Кузбасс. - 16/02/2001.

9. Откидач, В. Сила дерзаний // Художник. - 1986. - № 10.

Bibliography

1. Apollon. Izobraziteljnoe i dekorativnoe iskusstvo. Arkhitektura: terminologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.M. Kantora. - M., 1997.

2. Chertogova, M.Yu. Alekseyj Khmelevskoyj: katalog. - Kemerovo, 1992.

3. Eh/r. - R/d: http://artru.info/ar/23860

4. Eh/r. - R/d: http://coin-medallist.narod.ru/medaleri/medaleri_4/ izobrazheniya medaleyj Shabanova A.B.

5. Chertogova, M.Yu. Khudozhniki Kemerova. 1930 - 2003 gg. // Bibliograficheskiyj spravochnik. - Kemerovo, 2003.

6. Oljkhovskaya L. Sentimentaljnoe puteshestvie so skuljptorom // Nasha gazeta. - 14/02/2001.

7. Eh/r. - R/d: http://maletin.chat.ru/text/pushkin.htm sovetskoe medaljernoe iskusstvo, vihstavki, medali na pushkinskuyu temu

8. Lyakhov, I.Ya. V metall on vkladihvaet dushu // Kuzbass. - 16/02/2001.

9. Otkidach, V. Sila derzaniyj // Khudozhnik. - 1986. - № 10.

Статья поступила в редакцию 20.11.11

УДК 73:711.433(571.17)

Rysaeva S.F. THE ROLE OF THE PLASTIC ARTS IN FORMATION OF THE SPATIAL ENVIRONMENT IN KEMEROVO CITY. The actuality of the existence of all the variety of complex solutions of urban space has been considered. The solutions are created on the basis of synthetic concept of the architectural environment which includes the monumental art. The specific of the functioning of monumental sites of the XXth century in modern urban environment in Kemerovo has been revealed. The developments of monumental art in Kemerovo, special feature of formation of structural plastic language of the city have been analyzed and the urgency of their research has been determined. Three stages of the formation of subject spatial complex in the XXth - XXIst centuries have been selected.

Key words: synthesis of arts, functional synthesis, constructive synthesis of Technology, symbolic synthesis, architecturey urban environment, monumental decorative art, monumental sculpture, plastic.

С.Ф. Рысаева, ст. преп. филиала РГППУ, г. Кемерово, E-mail: svetlana2603@mail.ru

РОЛЬ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГОРОДА КЕМЕРОВО

Рассмотрена актуальность существования всего многообразия комплексных решений городского пространства, создаваемых на основе синтетической концепции архитектурной среды, включающей в себя монументальное искусство. Выявлена специфика функционирования монументальных памятников ХХ века в современной городской среде города Кемерово, проанализированы развитие монументального искусства в Кемерово, особенность формирования структурно-пластического языка города и определена актуальность их исследования. Выделено три этапа становления предметно-пространственного комплекса города Кемерово XX-XXI вв.

Ключевые слова: синтез искусств, функциональный синтез, конструктивно-технологический синтез, символический синтез, архитектура, городская среда, монументально-декоративное искусство, монументальная скульптура, пластика.

Актуальность существования всего многообразия комплексных решений городского пространства, создаваемых на основе синтетической концепции архитектурной среды, включающей в себя монументальное искусство, наиболее востребовано в современном обществе, культурная жизнь которого очень многообразна и находится в неустойчивом состоянии поиска.

Особое место занимают вопросы доступности искусства широкому потребителю, превращения культурного досуга в норму жизни, а человека - в творца. Повседневная жизнь искусства в современном мире требует новых экспериментов, развития концептуального искусства, привлечения медиа-технологий, расширения возможности поиска новых путей, стилей и направлений в искусстве, что и способствует формированию новых синтетических видов творчества.

Концепция архитектуры современного городского пространства базируется на синтетичности, которая закономерно развивается на основе идеи синтеза искусств, таких как функциональный, конструктивно-технологический, символический в рамках концептуального, деятельностного и средового подходов.

Функциональный синтез представлен ключевой схемой последовательных связей: классификация искусств - синтез искусств - функциональная программа. Он подразделяется на внутренний и внешний, специальный и универсальный, доминирующий и сопутствующий.

Конструктивно-технологический синтез проявляется в параметрах динамичности, трансформируемости и мобильности пространства городской среды, а также в интегрирующей роли новейших информационных технологий.

Символический синтез базируется на формообразовании, которое несет знаково-символическую функциональную информацию, семантическую коммуникацию, образную метафору и авторский стиль архитектора и художника.

Данная работа - попытка выявить и проследить изменение роли монументальной пластики в модернизированной городской

среде конца XX - начала XXI века города Кемерово. Характерное для современности разрушение классической системы ценностей приводит к снижению идеологического и нравственно-воспитательного значения монументального искусства. Монументы -это человеческие ориентиры, созданные людьми как символы своих идеалов, целей, действий. Они предназначены пережить период, породивший их, и составить наследство для будущих поколений, образуя связь между прошлым и будущим. В связи с этим актуально изучение монументальных памятников ХХ века и выявление специфики их функционирования в современной городской среде города Кемерово.

Постановка проблемы намечает основные смысловые направления работы. Первое направление заключается в изучении взаимоотношений системы - «архитектура - скульптура - среда - человек». Такой подход обусловлен тем, что именно в обозначенный период в трудах социологов, градостроителей, искусствоведов и других исследователей появляется термин "городская среда", в котором город рассматривается с естественнонаучных позиций. Данный термин стал одним из основных понятий междисциплинарного понятийного аппарата. Используясь в контексте различных наук, этот термин наполняется тем или иным смыслом, соответствующим характеру исследований.

На наш взгляд, наиболее универсальным является следующее определение городской среды. Городская среда - это специфическое представление о городе как антиподе среды природной или сельской, символ «городского» образа жизни в условиях глобального процесса урбанизации; совокупность открытых и закрытых пространств города; различного рода фрагменты открытых пространств города с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской [1]. К мнению авторов этой концепции необходимо добавить, что по средствам среды осуществляется и преемственность культуры: Совмещая в единстве своих систем разновременно сложившиеся слои, предметы, принадлежащие различным временным периодам, среда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.