Научная статья на тему 'Вклад Куйбышевской студии кинохроники в кинолетопись народного патриотизма в начале Великой Отечественной войны (1941 г. )'

Вклад Куйбышевской студии кинохроники в кинолетопись народного патриотизма в начале Великой Отечественной войны (1941 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заводчиков В. В.

В статье показана роль Куйбышевской студии кинохроники в духовной мобилизации народа на разгром немецко-фашистских захватчиков. Рассмотрены основные направления и результаты деятельности студии, особенности работы куйбышевских кинодокументалистов, их вклад в кинолетопись народного патриотизма в начальный период Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF KUYBYSHEV NEWSREEL STUDIO TO THE CINEMA CHRONICLE OF THE NATIONAL PATRIOTISM IN THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941)

In the article the role of Kuybyshev Newsreel Studio in the spiritual mobilization of the population on the defeat of German fascist aggressors is shown. The basic tendencies and results of the activity of the Studio are viewed, the peculiarities of work of Kuybyshev documentary filmmakers, their contribution in the cinema chronicle of the national patriotism in the initial period of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Вклад Куйбышевской студии кинохроники в кинолетопись народного патриотизма в начале Великой Отечественной войны (1941 г. )»

УДК 947.085

В.В. Заводчиков*

ВКЛАД КУЙБЫШЕВСКОЙ СТУДИИ КИНОХРОНИКИ В КИНОЛЕТОПИСЬ НАРОДНОГО ПАТРИОТИЗМА В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 г.)

В статье показана роль Куйбышевской студии кинохроники в духовной мобилизации народа на разгром немецко-фашистских захватчиков. Рассмотрены основные направления и результаты деятельности студии, особенности работы куйбышевских кинодокументалистов, их вклад в кинолетопись народного патриотизма в начальный период Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Куйбышевская студия кинохроники, патриотизм, кинолетопись, кинодокументалисты.

70 лет назад началась Великая Отечественная война, которая стала для нашего народа одним из самых суровых испытаний. С первых ее дней главной задачей кинодокументалистов страны стала духовная мобилизация народа на сопротивление и разгром немецко-фашистских захватчиков. Особое значение это имело в начале Великой Отечественной войны.

Неоценимую роль в воспитании у людей патриотизма, решимости выстоять и победить врага играла кинохроника. Задачам военного времени была подчинена вся деятельность Куйбышевской студии кинохроники.

Созданная в 1927 году, она к началу Великой Отечественной войны имела 14-летний опыт работы1. Первый номер «Средневолжского киножурнала» в двух копиях вышел на экраны Самары в 1927 году2.

На студии в предвоенные годы успешно работали режиссеры и операторы — М.И. Юров, Э.А. Файк, О.Д. Покорский, Н.Б. Жданова, Е. Баллод, А.Ф. Казначеев, Н.П. Киселев, М.И. Ципорин, П.И. Пак, К. Степанов, С.И. Авлошенко, С. Давид-сон, В. Косицин, Таганцев и другие3.

В чрезвычайно сложных условиях, пользуясь весьма ограниченными техническими средствами, кинохроникеры стремились отражать передовой производственный опыт, все важнейшие события, происходившие в Поволжье. Создавалась большая кинолетопись Волги со съемками первых колхозов, совхозов, МТС, слетов ударников промышленности и передовиков колхозных полей.

В годы первых пятилеток развивалось мастерство куйбышевских кинодокументалистов, которые создавали новые жанры, позволявшие более полно отражать действительность. Создавались киноочерки-обзоры о крупных промышленных центрах, областях и республиках, о развитии в них науки и культуры. В документальных фильмах Куйбышевской студии кинохроники, выпущенных незадолго до войны, показано преображение Волги с ее новыми судами и портами, с людьми, которые

* © Заводчиков В.В., 2011

Заводчиков Василий Васильевич (vzavod69@gmail.com), кафедра отечественной истории и археологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

совершенствовали формы работы речного флота, вводили прогрессивные графики, внедряли механизацию4.

До 1941 года студия занималась в основном выпуском киножурналов «Средняя Волга», «Оренбургская область» и «Советская Мордовия». Кроме того, она делала специальные выпуски и короткометражные фильмы, посвященные мирному труду советского народа5. В их числе — киноочерки «Закон о счастье»(1937 г.), «День в колхозе»(1938 г.), «Величайший в мире» (1939 г.), «Звено победителей» (1939 г.), «На Волге» (1940 г.)6.

Опыт, накопленный творческим коллективом студии в предвоенный период, послужил хорошей основой для кинодокументалистики военного времени. Однако в суровой военной обстановке необходимы были новые подходы.

Война с фашистской Германией поставила перед Куйбышевской студией кинохроники новые задачи. На нее было возложено обслуживание 8 областей и 6 автономных республик Поволжья7.

Директором студии в 1941 году был А.М. Поспелов8. С января по октябрь 1941 года студия выпускала местные журналы «Средняя Волга», а с ноября переключилась на выпуск журналов на союзный экран9.

Сюжеты журнала «Средняя Волга» накануне войны отражали мирную жизнь, трудовые будни и праздники волжан. Например, в № 18 за 1941 год кинооператор А. Казначеев рассказал о подготовке к республиканскому смотру детской художественной самодеятельности, показывая русский танец в исполнении балетного кружка Рузаевского железнодорожного клуба. В этом же номере было показано, как ожила красавица-Волга, навигацию на которой открыл пароход «Володарский»10.

В киножурнале J№ 19 рассказывалось о том, что куйбышевская школа фабрично-заводского обучения J№ 11 подготовила 300 слесарей, токарей и рабочих других специальностей. В кадре был показан успешно сдавший экзамен выпускник Павел Савельев. В этом же номере рассказывалось об открытии в г. Чкалове музея имени Валерия Чкалова, а также о постановке в оперном театре оперы по произведению М.Ю. Лермонтова «Маскарад»11.

Празднованию куйбышевцами 1 Мая 1941 года был посвящен киножурнал J№ 20, в котором рассказывалось о торжественном собрании коллектива завода «Автотрак-тородеталь», состоявшемся в помещении драматического театра. Заводчане получили переходящее Красное знамя за успешное выполнение плана первого квартала 1941 года12.

Трудовой энтузиазм куйбышевцев был показан и в J№ 22, в котором рассказывалось о горячем отклике работников Куйбышевской швейной фабрики J№ 1 на призыв коллектива завода им. Ф.Э. Дзержинского о соревновании за досрочное выполнение годового плана. Инициаторами соревнования стали лучшие работницы фабрики Е.Р. Перепелкина, М.М. Степанова, В.А. Холодилина13.

Однако война нарушила мирные планы волжан. Это сразу нашло отражение в куйбышевской кинохронике. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, в JJ 24 журнала «Средняя Волга» режиссер О. Покорский, операторы Н. Киселев, С. Авло-шенко, Н. Степанов показали, как на улице куйбышевцы сосредоточенно слушают речь Молотова, правительственное сообщение о начале войны. Гнев и боль отражена на их суровых лицах. На многочисленных митингах и собраниях они выступают с патриотческими призывами отстоять Родину в войне с захватчиками. Так, на митинге коллектива Куйбышевского станкозавода рабочий Бодин заявил: «Фашистские выродки задумали поработить наш великий народ. Не удастся, обезумевшие фашисты!». Орденоносец, участник Гражданской войны, командир запаса Нападов обратился с просьбой послать его на фронт: «На удар врага мы ответим тройным, несокруши-

мым ударом. Вперед, за Родину, за честь, за свободу!». В сюжете показано, как в Фрунзенский райвоенкомат непрерывно поступают заявления патриотов с просьбой зачислить их добровольцами в ряды действующей армии14.

Патриотический подъем был и у всех работников Куйбышевской студии кинохроники. После многочисленных заявлений добровольцем ушел на фронт режиссер Э.А. Файк15. В 1941 году добровольно ушел на фронт оператор А.Ф. Казначеев16. В последующие годы войны с Куйбышевской студии кинохроники были мобилизованы на фронт операторы Н.П.Киселев, Д.М. Ибрагимов, Г.Г. Амиров, А.П. Со-фьин, С.И. Авлошенко, В.А. Косицин, А.Я. Сухов17.

Работники киностудии откликнулись на письмо Куйбышевского обкома Союза кинофотоработников, направленное 2 августа 1941 года всем профсоюзным организациям, в котором было дано указание о развертывании военно-оборонной работы: создать кружки ПВХО, ГСО, о выделении женщин на курсы медсестер, в сандружин-ницы, мужчин — в народное ополчение. Одновременно было дано распоряжение оказывать помощь семьям призванных в РККА при устройстве на работу, предоставлении мест детям в детских садах, яслях, в ремонте квартир и т. д.

Кроме того, было предложено провести массово-разъяснительную работу в коллективах по обслуживанию частей Красной Армии кинопостановками в нерабочее время. На студии было проведено общее собрание коллектива по вопросу досрочной оплаты займа, было принято решение о ежемесячном отчислении до конца войны однодневного заработка. М.И. Ципорин, который был на студии первым кинооператором с момента ее создания, сдал в фонд обороны серебряный портсигар18.

С первых дней войны Куйбышевская студия кинохроники вела активную агитационную работу, выпуская киножурналы, в которых отражала патриотический подъем на заводах, фабриках, в колхозах, подготовку трудящихся к обороне Родины (кружки ПВХО, народное ополчение, создание и учеба санитарных дружин), выражение любви и преданности людей к Родине и Красной Армии (создание фонда обороны, посылка подарков бойцам Красной Армии) и другие актуальные сюжеты.

Впервые в системе кинохроники студией, по предложению режиссера М.И. Юро-ва, был создан новый жанр — острая политическая сатира. Режиссеры, умело используя материал из журнала «Крокодил» и «Окон ТАСС», оживляли сатирические карикатуры, тем самым повышая их воздействие на массового зрителя. В каждом номере журнала «Средняя Волга» давалась политическая сатира на злободневные темы19.

Каждый номер журнала содержал фронтовой репортаж, материал для которого был взят из «Союзкиножурнала». Всесоюзный киножурнал поступал в область в ограниченном количестве — только в одном экземпляре. Для того чтобы фронтовые сюжеты мог видеть широкий зритель, материал был взят из «Союзкиножурнала», перемонтирован, переозвучен и помещен в журнал «Средняя Волга». Этот ценный опыт был передан двум соседним студиям кинохроники — Казанской и Уфимской, которые в 1941 году обслуживала Куйбышевская студия кинохроники20.

Уже 8 июля 1941 года на экранах страны демонстрировался «Союзкиножурнал» № 63, в котором зрители увидели первый сюжет, созданный на материале операторов С. Когана и В. Ешурина о действиях наших войск на румынской границе, увидели конкретный результат боевой деятельности зенитчиков — сбитый фашистский самолет, увидели первых пленных гитлеровцев. Начиная с этого номера киножурнала в каждом выпуске кинохроники, вплоть до последнего — о победе советского народа над фашистской Германией, документальные киноматериалы о боевых действиях Красной Армии помещались под рубрикой «Репортаж с фронтов Отечественной войны» [21].

Рубрика «С фронтов Отечественной войны» начинала и все выпуски журнала «Средняя Волга». Главной темой куйбышевских кинодокументалистов в суровые военные годы были патриотизм тружеников тыла, вера людей в разгром врага, их героический труд во имя Победы. Так, например, в таблице представлен тематический план студии по выпуску киножурналов в сентябре 1941 года [22].

С 15 августа 1941 г. на Куйбышевской студии кинохроники стал работать симфонический оркестр, который был организован при Куйбышевской филармонии. Он участвовал в музыкальном оформлении киножурналов, озвучании хроники. В последующем после эвакуации в Куйбышев оркестра Государственного академического Большого театра в музыкальном оформлении многих киножурналов участвовал этот прославленный коллектив23.

Учитывая требования военного времени, руководство студии выступило с инициативой организации филиала Куйбышевской студии кинохроники — киновагона. Обладая большой маневренностью, такой киновагон мог быстро перебрасываться в нужный пункт (узловую станцию, промышленный участок, сельскохозяйственный район), где оперативно могли быть выпущены и тут же показаны выпуски киножурналов с целью пропаганды достижений передовиков производства, патриотизма конкретных людей. Одновременно при помощи киношаржа, острой сатиры журнал мог высмеивать лодырей, паникеров, прогульщиков.

Таблица

Тематический план Куйбышевской студии кинохроники по выпуску журналов «Средняя Волга» на сентябрь 1941 года

Номер журнала Название сюжета Содержание сюжета

№ 33, 5 сентября 1941 г. 1. «С фронтов Отечественной войны» Кинорепортаж из «Союзкиножурнала»

2. «Работать на уборке, как на фронте» В колхозе «Путь Ленина» Чкаловской области широко развернулась уборка урожая. Дружно, организованно работают колхозники, выполняя нормы на 140-150 %. Прямо с тока хлеб отправляется на элеватор и сдается государству. Каждый пуд хлеба - удар по врагу

3. «Превратим каждое предприятие в неприступную крепость обороны» Этот лозунг вошел в повседневный быт каждого рабочего Первого государственного завода дез. оборудования (Пезенская область). На заводе организовано 6 команд ПВХО, которые во взаимодействии друг с другом четко работают на практических занятиях. Показана учеба энтузиастов оборонного дела и готовность завода к ПВХО

4. «Осоавиахим - боевой резерв Красной Армии» Широкой популярностью среди молодежи г. Чкалова (Чкаловская область) пользуется кавалерийская школа Осоавиахима. Десятки молодых патриотов с энтузиазмом осваивают конное дело, чтобы подготовить себя к боям на фронтах Отечественной войны

5. «Сатира»

№ 34, 13 сентября 1941 г. 1. «С фронтов Отечественной войны» Кинорепортаж из «Союзкиножурнала»

2. «Братья-патриоты» Известные всей стране братья Оськины, прославленные комбайнеры (Чкаловская область), показывают образцы невиданной производительности труда

3. Сюжет-инструктаж «Как тушить зажигательную бомбу» Каждый должен знать технику борьбы с зажигательными средствами нападения. Инструктивный сюжет направлен на освоение элементарных правил борьбы с зажигательными бомбами

4. «Тимуровцы Мордовии» Среди юных патриотов нашей страны широко развернулось тимуровское движение. В ряде городов и сел Мордовии ребята взяли шефство над семьями мобилизованных в Красную Армию. Школьники активно помогают семьям защитников Родины в уборке огородов, подготовке к зиме, заготовке дров и решении других бытовых вопросов

5. «Сатира»

Окончание таблицы

№ 35, 20 сентября 1941 г. 1. «С фронтов Отечественной войны» Кинорепортаж из «Союзкиножурнала»

2. «Больше угля фронту» В Чкаловской области шахтеры треста «Донбар-уголь» в соревновании за повышение производительности труда развернули движение двухсотников и трехсотников. «Больше угля фронту» - боевой лозунг шахтеров

3. «Транспорт - родной брат Красной Армии» Знатный машинист паровоза Петров передает свой богатый опыт, методы работы молодым кадрам, заменившим на транспорте призванных в Красную Армию

4. «У защитников Родины» В одном из военных госпиталей советские патриоты ухаживают за ранеными бойцами. Их посещает группа школьников, которые приносят им цветы, папиросы и другие подарки

5. «Фронт и тыл неразрывны» Партийная и профсоюзная организации Пензенской бисквитной фабрики оказывают материальную помощь семьям мобилизованных в действующую армию. Вся страна живет одними интересами с фронтом. Семьи защитников Родины должны повседневно чувствовать заботу о себе со стороны оставшихся в тылу

6. «Сатира»

№ 36, 28 сентября 1941 г. 1. «С фронтов Отечественной войны» Кинорепортаж из «Союзкиножурнала»

2. «Больше нефти, больше металла - фронту» Показан производственный подъем двух важнейших для фронта отраслей промышленности - нефтяной и металлургической (Куйбышевская и Чкаловская области) на примере II Баку (Сызранские нефтепромыслы) и крупнейшего в стране Никелькомбината

3. «Растет и крепнет народный фронт обороны» Каждый день в фонд обороны страны поступают крупные суммы наличными деньгами и облигациями, золото, серебро, драгоценные вещи. Тысячи колхозников отчисляют трудодни, передают для нужд Красной Армии мясо, молоко, хлеб. Работник одного из оборонных предприятий изобретатель Григ сконструировал новый более производительный станок и передал его в фонд обороны страны.

4. «Любовь народа к своей армии» Миллионы советских патриотов демонстрируют любовь к Отчизне, ненависть к кровавым фашистам. Тысячи людей ежедневно становятся донорами, сдавая свою кровь для раненых бойцов

5. «Как вести себя во время воздушной тревоги» Сюжет-инструктаж

6. «Сатира»

Эффективность работы такого киновагона по сравнению с работой студии в стационарных условиях была выше, так как в выпусках киновагона люди и их дела могли отражаться на экране через 3—5 часов, а не через 5—10 дней, которые требовались для выпуска киножурналов студией. Снятый на месте материал после быстрой обработки (проявка, монтаж, озвучание) должен был тут же показываться зрителям, которым были знакомы и близки люди на экране.

Для улучшения пропагандистской работы с целью организации докладов на актуальные политические темы планировались также выпуски светогазет — диапозитивов отдельных заснятых кадров с записями и размещением в них не только местных, но и всесоюзных, а также международных фотоматериалов.

После испытания киновагона на транспорте, промышленных участках, на сельскохозяйственных работах в тылу предполагалась отправка его на фронт, где коллектив киновагона в составе 9 человек должен был обслуживать бойцов фронтового участка. Такой опыт должен был стать образцом пропагандистской работы как на трудовом фронте, так и на фронтах Отечественной войны24.

Однако сложности военного времени затруднили практическую реализацию этой инициативы. Кроме того, в сентябре 1941 года в руководстве студии произошли

изменения. Приказом Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большакова от 16 сентября 1941 г. директором студии был назначен А.Л. Садецкий25.

В ходе ожесточенных оборонительных сражений летом 1941 г. Красная Армия понесла большой урон и вынуждена была отдать врагу обширную территорию. Обстановка для Советских Вооруженных сил была крайне тяжелой26. В этих условиях особенно возросла пропагандистская роль кинохроники.

Огромное впечатление на всех произвели состоявшийся 7 ноября 1941г. на площади им. В.В. Куйбышева областного центра парад войск и демонстрация трудящихся. Командовал парадом генерал М.А. Пуркаев, принимал парад Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. С трибун демонстрантов приветствовали М.И. Калинин, Н.А. Вознесенский, Н,М. Шверник27.

Оператору Куйбышевской студии кинохроники Н.П. Киселеву удалось снять это историческое событие. Из отснятого материала была смонтирована кинолента «Двадцать четвертый Октябрь»28.

В конце 1941 года кадровый состав студии был усилен за счет квалифицированных работников Центральной студии кинохроники в связи с ее эвакуацией в Куйбышев. В приказе Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большакова «Об упорядочении работы студий кинохроники» (31 декабря 1941 г.) отмечалось: «Зачислить в штат Куйбышевской студии кинохроники работников Центральной студии кинохроники, переведенных в г. Куйбышев»29.

Согласно этому приказу директором Куйбышевской студии кинохроники был назначен Г.М. Кацнельсон, а его заместителем — Ю.М. Дубман. Новому руководству студии было дано указание в месячный срок смонтировать и установить на студии вывезенное из Москвы лабораторное и звукозаписывающее оборудование, а также обеспечить выпуск следующей кинопродукции: «Союзкиножурнал» (4 номера в месяц), «СССР на экране» (3 номера в месяц), а также фильмопесни и короткометражные фильмы30.

Решение этих сложных задач в условиях военного времени требовало максимальной концентрации усилий работников студии, которые понимали всю важность возлагаемой на них ответственности. Об этом свидетельствовали творческая зрелость коллектива, патриотизм и верность гражданскому долгу, проявившиеся в его деятельности уже в начальный период войны.

Примечания

1 ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 2. Д. 9. Л. 4.

2 Спевачевский Г. Кинокамера снимает время // Волжская коммуна. 1977. 7 июля.

3 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 144. Л. 114.

4 Иванов К. Волга на экране. Из истории документального кинематографа в Поволжье // Волжская коммуна. 1972. 23—24 ноября.

5 Поспелов А. 25-летие Куйбышевской студии кинохроники // Волжская коммуна. 1952. 30 декабря.

6 РГАЛИ. Ф. 966. Оп. 2. Д. 806. Л. 324.

7 Поспелов А. Указ. соч.

8 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 144. Л. 180.

9 ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 1. Д. 19. Л. 16.

10 ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 1. Д. 20. Л. 206.

11 Там же. Л. 203.

12 Там же. Л. 186.

13 Там же.

14 Там же. Л. 171, 174.

15 Цетриняк Г.М. Не забыто. М., 1986. С. 62.

16 Волжская коммуна. 1980. 3 февраля.

17 ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 1. Д. 35. Л. 2; РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 993. Л. 126.

18 СОГАСПИ. Ф. 9396. Оп. 1. Д. 12. Л. 23.

19 Там же. Ф. 656. Оп. 33. Д. 54. Л. 96-97.

20 Там же. Л. 146.

21 Родионов О.А. Работа фронтовых операторов над боевым репортажем. М., 1968. С. 3-4.

22 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 33. Д. 54. Л. 149-150.

23 Там же. Оп. 32. Д. 143. Л. 216, 218.

24 Там же. Д. 144. Л. 180-181.

25 Там же. Л. 184.

26 Всемирная история: в 10 т. М.: Мысль, 1965. Т. 10. С. 134.

27 Годы и события. Хроника. Т. 2. 1921-2000 гг. Самара. 2000. С. 72.

28 Сохрина А. Человек с кинокамерой // Волжская заря. 1970. 23 мая.

29 Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. Документы и свидетельства / авт.-сост. В.П. Михайлов, В.И. Фомин. М., 2010. С. 274.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Там же.

V.V. Zavodchikov*

CONTRIBUTION OF KUYBYSHEV NEWSREEL STUDIO TO THE CINEMA CHRONICLE OF THE NATIONAL PATRIOTISM IN THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941)

In the article the role of Kuybyshev Newsreel Studio in the spiritual mobilization of the population on the defeat of German fascist aggressors is shown. The basic tendencies and results of the activity of the Studio are viewed, the peculiarities of work of Kuybyshev documentary filmmakers, their contribution in the cinema chronicle of the national patriotism in the initial period of the Great Patriotic War.

Key words: Great Patriotic War, Kuybyshev Newsreel Studio, patriotism, cinema chronicle, documentary filmmakers.

* Zavodchikov Vasiliy Vasilievich (vzavod69@gmail.com), the Dept. of Native History and Archaeology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, 443099, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.