Научная статья на тему 'Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации'

Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7521
1104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПРИЯТИЕ / ДАННЫЕ / VISUAL COMMUNICATION / VISUALIZATION / INFOGRAPHICS / TECHNOLOGY / PERCEPTION / DATA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко Виктория Эдуардовна

Статья посвящена анализу форм и технологий, использующихся в современных медиа. Выбор способа эффективного представления информации связан с особенностями восприятия конкретным читателем, тематики, цели публикации. Информационная перегрузка, поиски новых форм представления сообщений ведут к возникновению трендов, формирующих культуру медиа. Визуализации являются универсальным языком для передачи информации. Новейшие технологии меняют профессию журналиста. Журналист должен не только собрать и проанализировать информацию, подготовить материал к публикации. Он должен знать технологии и уметь выбрать форму, наиболее эффективно раскрывающую тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL COMMUNICATION: THE TRENDS OF FORMS AND TECHNOLOGY OF INFORMATION TRANSFERRING

This article is devoted to the forms and technologies using in modern media. Choosing the way of effective presentation of information linked with specific and individual perception of specific reader, subject and purpose of publication. Information overload, searching for new forms of presentation of different messages provides appearance of trends that have huge influence on the mass media culture. In such case visualization is an universal language for information transferring. The latest technologies are changing the traditional conception of journalism. Today’s journalist must not only collect and analyze information, prepare material for publication, but also know different kinds of technologies and be able to choose the right form that will be the most resultative and details. The emergence of new ways to display information related with the development of technology and features of perception. Carefully thoughtful message, especially visually, graphically demonstrates this dependence. In this case, the recipient compares and analyzes only the little part of the data that is interesting to him. The choice of visualization method depends on the purpose of publication, objectives, pursued by the journalists and publishers, and also by readership. In recent years, there are an increasing number of mass media, in which visual and verbal materials are equivalent according to the place that has occupied. There is a tendency of increasing of visual content that often using to describe the longterm or multi-dimensional events or replacement numbers on infographics. Among the trends in the global mass media industry, it should be noted that using huge amounts of data as a source for creating journalistic stories, attracting technologies of interactive recreation of the situation; focus on mobile devices as a way of getting the latest news; simultaneous illustration of events on multiple platforms; narrowing the problem to a specific topic; attracting audience to the discussion. Modern technology, transmedia today have new forms of interpretation of the content in different types of media, and provide enormous opportunities to present the information. Transmedia technology using as a way to transfer the message attracts all types of modern media formats and digital platforms.

Текст научной работы на тему «Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 189-195.

УДК 007 : 304 : 070.19

В. Э. Шевченко

визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации

Статья посвящена анализу форм и технологий, использующихся в современных медиа. Выбор способа эффективного представления информации связан с особенностями восприятия конкретным читателем, тематики, цели публикации. Информационная перегрузка, поиски новых форм представления сообщений ведут к возникновению трендов, формирующих культуру медиа. Визуализации являются универсальным языком для передачи информации. Новейшие технологии меняют профессию журналиста. Журналист должен не только собрать и проанализировать информацию, подготовить материал к публикации. Он должен знать технологии и уметь выбрать форму, наиболее эффективно раскрывающую тему.

Ключевые слова: визуальная коммуникация; визуализация; инфографика; технологии; восприятие; данные.

Конвергенция различных видов СМИ способствует передаче медиаконтента потребителю всеми доступными каналами дистрибуции. Это означает, что меняется модель потребления ме-диаконтента [2], активно развиваются мультимедийные платформы. События «проникают» в читателя, он не ищет информацию, не читает ее, а просто «знает» о происходящем. Факты объясняются не словами, а привлекательной визуализацией, сценарием развития события, аналитикой. СМИ используют цифровые форматы для расширения аудитории, популяризации темы, разностороннего освещения ситуации.

Современный человек из охотника за информацией превратился в собирателя фактов, он целенаправленно или бессознательно останавливается на материалах определенной тематики, расширяет свои знания, находит скрытые связи между различными событиями, делает выводы и прогнозы. То есть использует трансмедиа - технологию, в которой для раскрытия события привлекаются все современные виды медиа, форматы и цифровые платформы. При использовании этой технологии материал трансформируется так, что читатель каждый раз воспринимает одно и то же событие под разным ракурсом, поскольку медиаре-сурсы логически связаны между собой, одновременно оставаясь автономными. Именно с этим связано то, что СМИ совмещают печатную и электронную форму (сайты, порталы, электронные версии, страницы в социальных сетях). При этом контент не повторяется, учитывает интересы различной читательской аудитории. Следовательно, трансмедийность расширяет целевую аудиторию.

Согласно исследованию международного исследовательского агентства Latidute, восприятие аудиторией контента в разных видах СМИ напрямую связано с визуализацией [10]: «Погружение и интерактивность наиболее глубоко раскрывают суть материала, в то время как интеграция и влияние необходимы для переноса сюжета в реальность». Современные технологии, трансмедиа находят новые формы интерпретации контента в различных видах СМИ, дают широкие возможности представления информации. А значит, визуальные коммуникации на сегодняшний день являются наиболее эффективным средством передачи сообщений, поскольку оперируют разнообразными формами, используют современные технологии.

Среди тенденций развития мировой меди-аиндустрии следует отметить: использование больших объемов данных как источников для создания журналистских историй, задействование технологий интерактивного воссоздания ситуации; ориентация на мобильные устройства как средство получения свежих новостей; одновременное освещение одного события на нескольких платформах; сужение проблемы к конкретной теме; привлечение аудитории к обсуждению. Визуализация улучшает понимание, запоминание и принятие решений, поскольку использует понятные и простые для восприятия формы. Делая данные доступными и привлекательными, визуализация расширяет читательскую аудиторию.

Детально описаны технологии и различные аспекты визуализации — от того, как с помощью визуализации можно представлять информацию и структурировать данные, до

практических инструментов создания визуализаций - в книгах Неймана Яу «Visualize This», Бена Фрая «Visualizing Data», Дэвида МакКендлесса «Information is Beautiful», фундаментальных работах Эдварда Тафти, Альберта Каиро. Некоторые из них переведены на русский язык. Частично технологии визуализации для привлечения внимания потребителя к продукции освещены в научных изданиях по рекламе [8]. Особого внимания заслуживает статья Г. А. Никуловой и А. В. Подобных [3], в которой представлен анализ назначения, основных функций, принципов формирования и применения инфографики и метадизайна.

Мы ставим целью статьи проанализировать технологии и формы визуализации, используемые в современных медиа. Поскольку визуальные коммуникации оперируют визуальными формами, которыми представляются факты и события с использованием технологий отображения данных.

В августе 2010 года Э. Шмидт, генеральный директор Goggle, сообщил, что человечество к 2003 году сгенерировало примерно 5 екзобайт данных, в то время как сейчас такой объем производится каждые 2 дня, «информационный взрыв настолько глобальный, что это трудно представить», - сказал он. Но стоит заметить, что не все данные являются информацией, большинство из них - продукт автоматизированных процессов различных устройств (телефонов, компьютеров, навигационных приборов и т. п.), закодированная информация, которую человек не способен понять. Ежедневная газета может освещать несколько сотен тем в день, например, агентство «The Associated Press» выпускает около 15 тыс. оригинальных текстовых материалов ежедневно, что превышает возможности человека прочитать. Глобальная сеть оперирует еще большими объемами данных.

Восприятие журналистских материалов непосредственно связано с объемами информации и так называемым «графическим мусором» - лишним текстом, пространством, графикой и изображениями, которые не несут смысловой нагрузки. Это понятие в 1983 году описал Э. Тафте [14]: «Оформление генерирует большое количество деталей и украшений, которые не говорят зрителю ничего нового. Их назначение меняется, они призваны сделать графическую информацию более научной и точной; оживить страницу, дать дизайнеру возможность использовать художественные

навыки». Такие элементы - жирные или темные линейки, декоративный шрифт, цвет, тени, широкие пробелы, орнаментированные оси диаграммы, картинки, отвлекающие от темы материала, слишком большие или малые размеры элементов, разномасштабные фигуры на одном изображении, намеренное усложнение рисунка, несоответствие изображения тексту - не просто лишние, они отвлекают от сути. «Графический мусор» искажает информацию, делает контент непригодным для понимания, останавливает взгляд читателя, но из-за своей неинформативности или перегрузки деталями раздражает, утомляет и, как следствие, заставляет сразу перевернуть страницу.

Визуальные образы быстрее запоминаются и дольше сохраняются в памяти человека, что связано с ассоциативностью памяти и способностью различать объекты по форме. Визуализация развивает аналитическое мышление, способность к собственным умозаключениям. Швейцарские ученые Р. Лендлер и М. Еплер разработали периодическую систему методов визуализации [11], в которой описаны 100 способов визуализации, сгруппированные в 6 групп: визуализация данных, визуализация информации, визуализация концепций, визуальные метафоры, визуализация стратегий и комплексная визуализация. За основу взята периодическая система химических элементов, разработанная в 1869 году Д. Менделеевым, где выделены периоды (выражают сложность визуализации) и группы (область применения). Способ визуализации рассматривается как системное, основанное на правилах, динамическое или статическое представление информации, помогающее разобраться в сложных понятиях, нацеленное на обобщение, анализ теории и практики. В таблице простейшие способы расположены сверху, под ними - подобные по свойствам и функциям.

Визуализация данных являются наипростейшим способом отображения большого объема информации, включает стандартные диаграммы и графики, таблицы, линейные схемы, декартову систему координат, диаграммы рассеивания, спектограммы как простейшие способы отображения данных. Более высокий уровень - визуализация информации, в которой текст преобразуется в изображение, применяются интерактивные визуальные представления данных для усиления их понимание. Лепестковая, циклическая диаграммы, блок-схемы с направлениями, последовательностью

действий, карты, диаграммы многомерных данных, сетки вещания, временные графики, деревья и матрицы раскрывают иерархичность данных, взаимосвязь многих параметров, неоднозначность функций. Понять проблемы, концепции, идеи, перспективы позволяют визуализации концепций: ментальные карты, семиотические квадраты, пирамиды связей, концентрические круги, причинно-следственные цепочки, диаграммы силового поля, взаимодействия, демонстрации доказательств, модель аргументации Тулмина (выдвижение гипотез). Диаграммы коммуникаций наглядно демонстрируют принципы взаимодействия составляющих, в отличие от последовательной визуализации, где прослеживается порядок действий. Дерево принятия решений применяется для предсказания ситуации и отслеживания возможных вариантов развития события через модель на основе нескольких переменных. Визуализация не только сравнивает значения, но и фокусируется на изменениях, которые произошли в период между несколькими значениями или годами. То есть ученые проследили виды данных и технологические возможности их представления.

Рост интереса читателей к инфографике и визуализации можно проследить с помощью инструмента Google «Insights for Search». Так, несмотря на то, что в мире до 2010 года регистрировались запросы термина 'инфографика' на уровне 10-15 %, в русскоязычном поиске этот запрос начал встречаться лишь с конца 2009 года, а в Украине - с 2011. Для термина 'визуализация' ситуация несколько иная: интерес к ней в мире можно считать постоянным, даже нисходящим, однако анализ связанных запросов свидетельствует, что визуализация чаще связывается со словами 'интерьер', 'желания'. Маркетинговая компания Nowsourcing провела исследование популярности тематических визуализаций в СМИ (опрошено 25927 человек) в ходе которого наиболее популярными темами для визуализации были названы цифровые технологии, бизнес, социальные медиа, экономику, образование, здоровье, стиль жизни. Украинские читатели, по результатам нашего исследования [7. С. 227-245], предпочитают в графической форме получать информацию о политике, спорте, развлечениях и истории.

В последние годы появляется все больше СМИ, в которых равноценное место занимают визуальные и вербальные материалы. На-

блюдается тенденция увеличения визуального контента для описания длительных или многоаспектных явлений и событий, замена цифр инфографикой - «прекрасный прием для того, чтобы заставить цифры говорить наглядно, понятно, уверенно» [6. С. 197-200]. Визуализация способна представить событие в необычном ракурсе, изменить отношение к ситуации или личности. Например, фотография женщины в тюрьме превращают ее из сильной личности в слабую и несчастную, вызывает жалость и сострадание, не взирая на степень вины. Текст статьи не дает ощущений, естественных при просмотре фотографий, а при наличии того и другого, текст читатель воспринимает через призму эмоционального впечатления от видеоряда. Другой пример - материал про катастрофу, аварию. Фотографии с места события слишком эмоциональные, кровавые, инфогра-фика или рисунок помогают реконструировать происшествие, акцентировать на технических деталях, продемонстрировать пространственные отношения, рельеф местности, но в них отсутствует трагичность фотографии. К тому же инфографика требуют точности данных, тщательного изучения подробностей происшествия.

Возникновение новых способов отображения информации связано с развитием технологий и особенностями восприятия. Тщательно продуманное сообщение, особенно визуальное, наглядно демонстрирует зависимости, при этом реципиент сопоставляет и анализирует лишь ту часть данных, которая ему интересна. Читатель глазами фиксирует данные, передаваемые в мозг, где происходит узнавание, структуризация и сопоставление образов и предметов. Исследование семантических, смысловых отношений между предметами, воспринимаемыми человеком, позволило американским ученым под руководством Дж. Галанта создать образную карту обработки информации мозгом [13]. Ученые исследовали 1705 объектов и действий категорий, отобразили их в виде дерева и связали с участками человеческого мозга. Респонденты просматривали видеоролики, а в это время аппарат МРТ фиксировал мозговую активность. Паттерны возбуждения нейронов при работе с различными образами охватывали до 20 % мозга. Их группирование по степени близости создало иерархическое дерево, содержащее категории от геометрических форм к сложным объектам. Сканирование мозга позволило определить, какой образ ви-

дит человек, когда смотрит на определенную картинку, что совершенствует компьютерные алгоритмы распознавания образов.

Выбор способа визуализации зависит от цели публикации, задачи, которую ставят перед собой журналисты и издатели, читательской аудитории. Соответственно, понимание форм позволяет выбрать средство, наиболее точно выражающее поставленную задачу. Журналисты и дизайнеры ищут новые формы представления информации, от простейших, подобных детским рисункам, до сложнейших конструкций. Ежегодно степень символичности мира растет. В процессе коммуникации возникают новые символы, некоторые из которых фиксируются и становятся общеупотребительными. Г. Почеп-цов вывел правило [4. С. 28]: «Знаковая система понятна только с позиции другой знаковой системы». Этот постулат объясняется тем, что символы передают свое значение в том контексте, в котором принадлежат системе, сочетаются с другими знаками. И к этому добавляются культурные наслоения социума. Человек окружает себя виртуальным миром, символы которого многозначны. К тому же, каждое реальное действие также является символическим, символы становятся идентификаторами.

Универсальность языка визуализации расширяет возможности визуальных коммуникаций, следовательно, повышает требования к достоверности и точности опубликованных материалов. Примером массового ажиотажа вокруг события, созданного визуальными журналистами, является освещение в СМИ информации о смерти Усамы бен Ладена 1 мая 2011 года. Журналисты действовали по принципу шоу-бизнеса, ярко и эффектно подавали непроверенные факты. Графика часто была сенсационной и гиперболизированной, создавала искаженную реальность [12]. После этого события 58 креативных визуальных журналиста разработали правила этических норм журналистики в применении инфографики [5]. Поскольку инфографика является визуализированным отражением фактов и данных, то существует ряд запретов, а именно: она не может быть сделана без достоверной информации; не должна содержать элементы, которые основываются не на фактах; не может вводить в заблуждение - необходимо указывать, когда это фактические данные, а когда - основана на предположениях; не может быть опубликована без ссылки на источник информации; не может содержать красивые картинки для большей

«привлекательности» или «эффективности». Инфографика не является ни иллюстрацией, ни искусством, она относится к визуальной журналистике, поэтому должна регулироваться этическими нормами, присущими журналистике в целом.

Восприятие страницы происходит в следующем порядке - визуальные блоки, изображения, заголовок, текст. При этом и заголовок сначала воспринимается как визуальный образ, совокупность размера, цвета и графических знаков. Исследования свидетельствуют, что первыми привлекают внимание материалы с такими соотношениями: визуальный контент -55-60 %, заголовок - 10-15 %, текст - 30 %. «Еще одна тенденция, достаточно неприятная. Люди не желают читать, но хотят знать» [1]. Одна и та же публикация может быть интересной для одних и бессмысленной для других, поэтому визуальные средства разными способами завлекают читателя. Поскольку визуальный контент запоминается быстрее и держится в памяти дольше, общая тенденция к сокращению текстов, замена их графическими образами вполне уместна. Уместность составляющих материала формирует его гармонию. Подобно музыке, в которой все ноты равны, и живописи, где все цвета равноправны, элементы дизайна не могут быть хорошими или плохими - есть только удачное или неудачное их применения. Форма передает содержание, а не украшает его. Основное правило уместности - объединение в группу связанных по смыслу, эмоциям и коммуникационным функциям составляющих, для восприятия их как единого целого.

Шведский дизайнерский журнал «CAP&Design» [9] предложил четырем дизайнерам К. Ниману («The New Yorker», «Wired», «New York Times Magazine», автору нескольких детских книг), Ч. Эстебану («La Voz de Galicia»), С. Посавеку («Penguin Books») и Д. Киму («Esquire Magazine») сформулировать тенденции современной журналистики. В сжатом виде они выглядят как правила. К. Неман: «Избегайте применять фото с клипартов, ин-фографика должна быть четкой и разборчивой; перед использованием убедитесь, что текст не объяснять событие лучше; тщательно подбирайте цвет». Ч. Эстебан: «Не ограничивайте себя, во-первых, подумайте, что вы хотите сказать, а не как предпочитаете это изобразить; не думайте с позиции «красивое» или «некрасивое», главное - насколько информация важна для читателя; визуализированная информация

должна быть согласована с текстовой, цвет является путеводителем издания». С. Посавек: «Визуализация должна иметь точку входа, то есть информацию, которая помогает читателю анализировать данные, если он этого желает; визуализировать следует ту информацию, которая ранее никогда не визуализировалась, не делайте стандартных клише; анализируйте фактические данные о событиях, предметы, ищите в обычных вещах выразительные детали, которые могут в новом аспекте раскрыть известные вещи; фотокамеру для отображения красоты повседневной жизни; визуализируйте только ту тему, которая вас вдохновляет; помните, что зрительные образы представляют не только данные, они также могут быть визуальной метафорой, применяться для стимулирования эмоций». Д. Ким: «Визуальная информация должна быть простой, чтобы читатели могли лучше разобраться с данными; текст -сокращен до минимума, заменен символами и графикой; цветные маркеры - помогать читателю сосредоточиться на конкретном участке и объединять расположенные в разных местах объекты. Содержание визуализации важнее формы, поэтому ошибкой приоритет красоты формы над контентом. Избыток информации мешает восприятию, отвлекает от темы. В большинстве случаев цель статьи не диктует форму. Она ограничивает варианты визуализации, но не указывает конкретной формы».

Технологии расширяют возможности форм передачи информации. Для создания визуализаций используют как традиционные диаграммы и таблицы Excel и Google Spreadsheets, так и специальные программы и языки программирования. Например, язык программирования R, библиотеку Matplotlib используют для визуализации данных двумерной и трехмерной графикой. С помощью библиотеки Highcharts, Chart.js, инструмента D3 можно создавать интерактивные, анимированные графики для сайтов или веб-приложений. Infogr.am полезен для создания интерактивных диаграмм и инфографики, Visual.ly, Datawrapper позволяют создавать всевозможные виды графиков и диаграмм, Piktochart трансформирует информацию в визуальные истории, Visage помогает создать инфографику для презентации. Разнообразный арсенал средств для построения графиков, диаграмм, тегов использует сервис Many Eyes. Tableau Desktop позволяет создавать интерактивные панели, работать с большими объемами данных.

Ценность данных обусловливается способностью их обработать, интерпретировать и вывести из них новое знание. Исследование связи между данными, информацией, знаниями и опытом, проблема кодирования данных соответствующим образом находятся в основе концепции журналистики данных, является не новым направлением журналистики, а модификацией традиционной, отвечающей современным требованиям. Можно утверждать, что зарождается новый мейнстрим - журналистика решений, которая формирует контекст и объединяет сообщество вокруг важной политической или эмоционально насыщенной события. Информационная перегрузка, поиски новых форм представления сообщений способствуют возникновению новых трендов, тенденций, формирующих культуру медиа. Данные меняют информацию. Журналистский материал содержит множество фактов, наблюдений, определений, идей, выводов, независимо от основной цели статьи могут представлять для того или иного читателя самостоятельный интерес. Новейшие технологии меняют профессию журналиста и фотожурналиста. Сегодня журналисту мало собрать информацию, проанализировать ее и подготовить материал к публикации. Он должен знать технологии и уметь выбрать форму, наиболее эффективно соответствующую раскрытию данной теме.

По сути визуализация - это технология, графическими средствами интерпретирует фактический материал, дает его новое видение. Как любая другая технология, визуализация имеет определенную цель, применяет концепции, методы и средства, заимствованные из других областей: принципы дизайна карты (от картографии), правила обозначения данных графика (по статистике), законы композиции, макетирование, колористика (от графического дизайна), стиль написания (от журналистики), программные средства (информатика, программирование), ориентация на читательскую аудиторию (психология восприятия).

Список литературы

1. Амирханова, Г. Тренды в экономической журналистике [Электронный ресурс] / Г. Амирханова // Новый репортер. URL: http://newreporter.org/2012/05/24/trendy-v-ekonomicheskoj-zhurnalistike/ (10.01.2015).

2. Вдовиченко, А. Мы не прогнозируем медиа-инфляцию в прессе [Электронный ресурс]

/ А. Вдовиченко // Редакторский портал. URL: http: //redactorin.ua/ru/inte rview/4212 .Andrey_ Vdovichenko_Mi_ne_prognoziruem_media-inflyatsiyu_v_presse (10.01.2015).

3. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн / Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Образовательные технологии и общество. 2010. Вып. 2, т. 13. С. 369-387.

4. Почепцов, Г. Г. Семиотика / Г. Г. Почеп-цов. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2002. 432 с.

5. Профессия - инфографика // Город. репортер. 2011. 22 мая.

6. Симоненко, С. Психолопя вiзуального мислення: автореф. дис. ... д-ра психол. Наук / С. Симоненко; Харк. нац. ун-т iм. В. Н. Каразша. Харьков, 2005. 38 с.

7. Шевченко, В. Е. Концепщя вiзуалiзацiï журнального контенту в системi наукових поглядiв у галузi сощальних комушкацш: дис. ... д-ра наук i3 соц. комушкацш / В. Е. Шевченко; Кшвський нацюнальний ушверситет iменi Тараса Шевченка. Киев, 2014. 354 с.

8. Ягодкина, М. В. Реклама в коммуникационном процессе: учеб. пособие / М. В. Ягодкина, А. П. Иванова, М. М. Сластушинская. СПб.: Питер, 2014. 304 с.

9. CAP&Design [Электронный ресурс]. URL: http:// capdesign.idg.se (04.01.2015).

10. Gaskins, K. The future of storytelling [Электронный ресурс]. URL: http://readwrite. com/2013/10/11/interactive-storytelling-future (10.01.2015).

11. Lengler, R. Towards a periodical table of visualization methods for management [Электронный ресурс] / R. Lengler, M. J. Eppler // Institute of Corporate Communication University of Lugano, Switzerland. URL: http:// http://www. visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table. html (11.01.2015).

12. Osama Bin Ladens: Death in infographics [Электронный ресурс] // Visual Journalism. URL: http://visualjournalism.com/osama-bin-ladens-death-in-infographics-gallery/2011/05/04/ (11.01.2015).

13. The Gallant lab at UA Berkeley [Электронный ресурс]. URL: http://gallantlab.org/ semanticmovies/ (24.03.2013).

14. Tufte, E. Visual & Statistical thinking: Displays of evidence for decision making / Edward R. Tufte. N. Y. : Graphics Press USA, 1997. 32 p.

Шевченко Виктория Эдуардовна - доктор наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры медиатехнологий и дизайна, заведующая студии медиадизайна Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

victoryshe@gmail.com

Shevchenko V. Doctor of social communication, Associate professor of Department of Media technology &Design, manager by Studio of Mediadesign. The Institute of Journalism, Taras Shevchenko National University of Kiev. victoryshe@gmail.com

visual communication: the trends of forms and technology of information transferring

This article is devoted to the forms and technologies using in modern media. Choosing the way of effective presentation of information linked with specific and individual perception of specific reader, subject and purpose of publication. Information overload, searching for new forms of presentation of different messages provides appearance of trends that have huge influence on the mass media culture. In such case visualization is an universal language for information transferring. The latest technologies are changing the traditional conception of journalism. Today's journalist must not only collect and analyze information, prepare material for publication, but also know different kinds of technologies and be able to choose the right form that will be the most resultative and details.

The emergence of new ways to display information related with the development of technology and features of perception. Carefully thoughtful message, especially visually, graphically demonstrates this dependence. In this case, the recipient compares and analyzes only the little part of the data that is interesting to him. The choice of visualization method depends on the purpose of publication, objectives, pursued by the journalists and publishers, and also by readership. In recent years, there are an increasing number of mass media, in which visual and verbal materials are equivalent according to the place that

has occupied. There is a tendency of increasing of visual content that often using to describe the long-term or multi-dimensional events or replacement numbers on infographics. Among the trends in the global mass media industry, it should be noted that using huge amounts of data as a source for creating journalistic stories, attracting technologies of interactive recreation of the situation; focus on mobile devices as a way of getting the latest news; simultaneous illustration of events on multiple platforms; narrowing the problem to a specific topic; attracting audience to the discussion. Modern technology, transmedia today have new forms of interpretation of the content in different types of media, and provide enormous opportunities to present the information. Transmedia technology using as a way to transfer the message attracts all types of modern media formats and digital platforms.

Keywords: visual communication; visualization; infographics; technology; perception; data.

References

1. Amirkhanova, G. "Trendy v ekonomicheskoy zhurnalistike" [=Trends in economic journalism], in: Novyj reporter [=New reporter], available at: http://newreporter.org/2012/05/24/trendy-v-ekonomicheskoj-zhurnalistike/, accessed 10.01.2015 (in Russ.).

2. Vdovichenko, A. "My ne prognoziruyem media-inflyatsiyu v presse" [=We do not expect the media inflation in the press], inRedaktorskiy portal [=Editorial Portal], available at:http://redactor. in.ua/ru/interview/4212.Andrey_Vdovichenko_Mi_ne_prognoziruem_media-inflyatsiyu_v_ presse,accessed 10.01.2015 (in Russ.).

3. Nikulova, G. A. and Podobnykh, A. V. (2010) "Sredstva vizual'noy kommunikatsii - infografika i metadizayn" [=Visual communication as infographics and metadesign], inObrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo [=Educational Technology & Society], Vyp. 2, T. 13, P. 369-387 (in Russ.).

4. Pocheptsov, G. G. (2002), Semiotika, Refl-buk, Moscow; Vakler, Kiev, 432 p. (in Russ.).

5. «Professiya - infografika» [=Occupation - infographics], in: Gorodskoy reporter [=City Reporter], 22 May, 2011 may (in Russ.).

6. Simonenko, S. M. (2005) Psikhologiya vizual'nogo mislennya [=Psychology of visual thinking], Author. dis .... Doctor of psychology. sciences: 19.00.01, Kharkiv, 38 p. (in Ukr.)

7. Shevchenko, V. E. (2014), Koncepcija vizualizacii' zhurnal'nogo kontentu v systemi naukovyh pogljadiv u galuzi social'nyh komunikacij [=The journal content visualization concept in the system of scientific views in the media of social communication], The thesis.. .Doctor of Social Communications Studies: 27.00.01, Kyiv, 354 p. (in Ukr.)

8. Jagodkina, M. V., Ivanova, A. P. and Slastushinskaja, M. M. (2014) Reklama v kommunikatsionnom protsesse. Uchebnoeposobie. Standart tret'egopokoleniya [=Advertising in the communication process. Textbook. Third-generation standard], Peter, SPb, 304 p. (in Russ.)

9. CAP&Design, available at: http:// capdesign.idg.se, accessed 04.01.2015.

10. Gaskins, K. The future of storytelling , available at: http://readwrite.com/2013/10/11/interactive-storytelling-future, accessed 10.01.2015.

11. Lengler, R. and Eppler, M. J. Towards a periodical table of visualization methods for management // Institute of Corporate Communication University of Lugano, Switzerland. , available at: http:// http:// www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html, accessed 11.01.2015.

12. «Osama Bin Ladens : Death in infographics», in: Visual Journalism, available at: http:// visualjournalism.com/osama-bin-ladens-death-in-infographics-gallery/2011/05/04/ , accessed 11.01.2015.

13. The Gallant lab at UA Berkeley. , available at: http://gallantlab.org/semanticmovies/ , accessed 24.03.2013.

14. Tufte, E. (1997) Visual & Statistical thinking: Displays of evidence for decision making, Graphics Press USA, New York, 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.