Научная статья на тему 'Визуально-стилевые особенности повести А. Белого «Записки чудака»'

Визуально-стилевые особенности повести А. Белого «Записки чудака» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЛИК ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА / ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ПРОСТРАНСТВО СТРАНИЦЫ / ШРИФТОВАЯ АКЦИДЕНЦИЯ / VISUAL IMAGE OF A PROSAIC TEXT / VISUAL-GRAPHICAL METHODS / PAGE SPACE / FONT ACCIDENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фёдорова Е. В.

В статье предложен анализ визуально-стилевых особенностей повести А. Белого «Записки Чудака». Автор рассматривает основные визуальные приемы произведения: модификация пространства страницы, специфическая расстановка знаков препинания, шрифтовая акциденция и графическая разорванность слова. Предметом внимания становится взаимосвязь визуального облика и идейного замысла текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the visual style in the story by A. Bely “The Papers of a Strange Man”

The article studies the specific features of the visual style in the story by A. Bely “The Papers of a Strange Man”. The author considers the main visual methods in the story: modification of the page space, original punctuation, font accidence and graphical discontinuity of the word. Attention is paid to the connection between the visual appearance and the underlying idea of the text.

Текст научной работы на тему «Визуально-стилевые особенности повести А. Белого «Записки чудака»»

Драфт: молодая наука

ПОЭТИКА МОДЕРНИЗМА

Е.В. ФЁДОРОВА (г. Челябинск, Россия)

УДК 821.161.1.3 (Белый А.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,43

ВИЗУАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ А. БЕЛОГО «ЗАПИСКИ ЧУДАКА»

Аннотация. В статье предложен анализ визуально-стилевых особенностей повести А. Белого «Запи ски Чудака». Автор рассматри вает основные визуальные приемы произведения: моди фикация пространства страницы, специ фическая расстановка знаков препинания, шри фтовая акциденция и граф и-ческая разорванность слова. Предметом вни мания становится взаимосвязь в зуального обл ка дейного замысла текста.

Ключевые слова: визуальный облик прозаического текста, визуально-граф ческ е пр емы, пространство стран цы, шр фтовая акц денц я.

В последние десятилетия проблемы визуальности вызывают огромный интерес ученых различных отраслей гуманитарных наук. Т ак, в современном л тературоведен актуал з ровалась проблема феномена «визуальности». Различные способы восприятия визуального в художественной литературе все чаще привлекают внимание современных ученых. Исследователи изучают «зрительный опыт» автора, сюжетно и ком-поз ц онно выраженный в художественном про зведен , а также спонтанные рефлект вные механ змы воспр ят я в зуального.

Известны работы, посвященные анал зу данного аспекта на материале творчества различных писателей: А.А. Арзамазов охарактеризовал феномен визуального в удмуртской устно-поэтической традиции и современной поэзии на примере творчества П.М. Захарова, Ю.А. Маричик исследовала вербальное и визуальное в творчестве М. Дюрас, К.А. Слуцкая обратилась к анализу структурно-сем от ческ х аспектов русскоязычной англоязычной в зуальной поэзии, Н.И. Сорока изучил особенности визуальной поэзии в украинской литературе XVII-XVIII вв.

В своем исследовании мы опираемся на работу Т.Ф. Семьян «В и-зуальный обл к проза ческого текста», в которой в зуальный обл к проза ческого текста сследуется как л тературоведческая проблема,

Драфт: молодая наука

в свою очередь, авторское решение облика текста определяется как знак индивидуального стиля и визуализации семантики. Т.Ф. Семьян отмечает, что «можно утверждать, что в XX веке доминировала визуальная модель прозаического текста, основоположником или законодателем которой является А. Белый» [Семьян 2006: 57]. Именно его систему визуально-графических средств разрабатывают в дальнейшем В.В. Казаков, Б.А. Пильняк, Г.В. Сапгир, П.П. Улитин.

Мы рассмотрим визуально-стилевые особенности прозы А. Белого на примере повести «Записки чудака».

«Записки чудака» (1922 г.) относятся к автобиографическому циклу произведений А. Белого. Во второй половине 10-х годов, во время пребывания в Дорнахе, находясь под влиянием антропософской коммуны доктора Штейнера, А. Белый задумывает создание целого цикла автобиографических произведений «Моя жизнь». Помимо «Записок чудака» к этому ци клу относятся «Котик Летаев» и «Крещеный китаец». Именно в этих произведениях можно отметить своеобразный пик использования визуально-графических приемов, которые позволяют п сателю акцент ровать дейный замысел про зведен й, подчеркнуть глубинный уровень авторского мироощущения. Е.А. Миронова отмечает, что автобиографическую прозу Андрея Белого «по праву можно сч тать кульм нац онным этапом в разв т русского с м-волистского романа. Это связано с тем, что именно представители «младшего» с мвол зма, одн м з л деров которого был Андрей Белый, осознал все многообраз е с мвола сделал попытку выйт из замкнутого круга одинокого “Я”» [Миронова 2008: 196.]. По мнению К.В. Мочульского, «Котик Летаев» - это «симфоническая повесть “о детстве”, “о годах младенчества”» [Мочульский 1997: 333]. «Крещеный к таец» - переходное звено «от м фолог к стор , от косм ческ х в хрей к строго лог ческому сознан ю» [Мочульск й 1997: 344]. Повесть «Записки чудака» представляется попыткой рассказать «о священном мгновен , перевернувшем навек все его прежнее представление о жизни, <...> о рождении в нем нового человека, нового та нственного “я”» [Мочульск й 1997: 330].

О пережитом мистическом опыте писатель не мог рассказать, используя пр вычные ст левые пр емы, менно поэтому форма автобиографического цикла как бы выходит за пределы традиционных прав л. В реценз на «Зап ск чудака» О. Мандельштам п шет: «Проза ас мметр чна: ее дв жен я - дв жен я словесной массы -движение стада, сложное и ритмичное в своей неправильности; настоящая проза - разнобой, разлад, многоголос е, контрапункт» [Мандельштам 1990: 294].

Драфт: молодая наука

Основной концептуальной деей про зведен й А. Белого является дея двухбыт йност м ра - быт йный (воспом нан я, подсознательная составляющая человеческого разума) и бытовой. Так, главный герой «Зап сок чудака» п шет в своем дневн ке следующее: «В моей жизни есть две биографии: биография насморков, потребления пищи, сварения, прочих естественных отправлений; считать эту биографию моей - все равно, что считать биографией биографию этих вот брюк. Есть другая: она беспричинно вторгается снами в бессонницу бденья, когда погружаюсь я в сон, то сознанье в тает за гранью рассудка, давая лишь знать о себе очень странными знаками: снами и сказкой» [Белый 1922б: 88]. В.А. Трофимов отмечает, что в «Записках чудака» «символическое “двойство мира” затрагивает куда как больший масштаб и обеспечено парой: “Россия” - “Европа”» [Трофимов 2008: 12]. Данный дейный замысел б нарност быт я реал зуется пом мо с мвол че-ского уровня и на визуальном уровне текста: переход из одного мира в другой сопровождается отступом или отточием. Так, фрагменты текста, содержащ е переход к воспом нан ям, снам л подсознательной составляющей мысл тельного процесса, отделяются от основного, л -нейно расположенного текстового матер ала отступом с двойным т ре:

Внятный голос в себе я расслышал.

- “Огненного испытания, как приключения для вас странного, не чуждайтесь”. -

- Где снилось все это? мое положение в ми -ре отчетл во сон отраз л: в одном м ре я -

- “Я”, победоносное, неи зменяемое и узревшее свет; в другом - “я”

- пустое пальто, за которым гоняется шп к, чтобы, схват вш , повес ть его. в своем шкафу! [Белый 1922а: 132].

Данная в зуальная модель меет свое разв т е - в фрагментах, где одно воспом нан е к нематограф чно нан зывается на другое, л про сход т последовательный переход от м ра «общего», к м ру «частного», многоч сленные отступы образуют своеобразную «лесенку». Большое количество отступов различного характера способствует воплощению мысли (как объекта изображения) в зримые образы. Так м образом, «р сунок» текста представляет собой «схему дв жен я» человеческого сознан я.

Слагали сь в спирали орнаментов, напоминающих сны; -

- мы сад л ся в кресло; мы мпульсы ож влял в себе, не ощущая св сающ х органов тела, перелетая пространства пустот разл ваясь, как блеск : -

Драфт: молодая наука

- А Нэлли сидела в белеющем платьи це; и -фосфорила очами; и - мысль ее ши рилась, как пространство огромного моря, через которое плыл мой корабль. -

- Пароход утомлялся пространствами моря - и Нэлли, быть может, сидела, в белеющем платьи -це. [Белый 19226: 86].

Визуальные приемы, с помощью которых текст разделяется на фрагменты, также способствуют созданию специфического ритма произведения. Повторяющиеся фразы маркируются отступами, что еще больше акцент рует вн ман е ч тателя:

- “Пора, сэр, смириться”.

И я пробегаю вперед: дом за домом, тяжелые, и нди видуально отставленные друг от друга - все пэры лорды, пр надлежащ е к парт ям тор в г , в кор чнево-дымных, сереющ х смок нгах, мне бросают строжайше:

- “Пора, сэр, сми ри ться” [Белый 1922б: 11].

Встречающиеся в тексте короткие абзацы (часто длинной в одну фразу или несколько слов), следующие один за другим, визуально воспринимаются как ст хотворные строк , что вл яет на нтонац ю прочтен я:

- з колена,

- з уст,

- з предплеч й,

- з мозга,

- з печен ,

- з ступн ,

- и з плеча - ... [Белый 1922б: 134].

В предисловии к «После разлуки: Берлинский песенник» Андрей Белый пишет по этому поводу следующее: «Измените расположение красных строк в любом рассказе, вы ув д те, до чего змен тся весь его стиль. <.> Одну и ту же страницу мы можем выразить в различных нтонац онных арх тектон ках; каждая накладывает свой отпечаток на целое. <...> Само расположение слов подчиняется у меня интонации в паузе, которая заставляет нас выдв гать одно слово, какой-н будь союз “И” (на котором никогда не бывает синтаксического и формально-лог ческого ударен я, бывает м м ческое, жест куляц онное); л обратно: заставляет пролетать по ряду строк единым духом, чтобы потом, вдруг задержаться на одном слове» [Белый 1922в: 12-13].

Драфт: молодая наука

Часто автор выделяет одну значимую фразу или слово в отдельный абзац. Данный пр ем позволяет еще больше пр влечь вн ман е ч тателя, марк руя важные смысловые акценты отрывка л про зве-ден я в целом:

... меня повернула на прошлое Нэлли; увидел: горластые дымогары я в нем; и - схватился за Нэлли; она целовала меня, говоря:

“Не забудь” [Белый 1922а: 41];

- Не пр давал м значен я,

сознавая, что -

- ясност

и скры, быть может, - явлен я

физиологии... [Белый 1922а: 124].

В рамочном компоненте «Вместе пред слов я» Андрей Белый акцент рует вн ман е на следующей сходной поз ц нтерпрета-ц про зведен я: главный герой, Леон д Ледяной, не может быть спроект рован на «Я» автора, Андрея Белого. Соотношен е эт х «Я» часто сопровождается прямым л косвенным комментар ям , заключенным в скобк :

Сказать: я работал в Иоанновом Здании - было безумие (Иоанново Здание из-за бетонных фундаментов ими считалось фортом, устроенным сыщиками на немецкие деньги) [Белый 1922а: 26].

Спец ф чное расположен е текста позволяет доб ться г пербо-л ст ческого, гротескного эффекта повествован я:

Глава Подотдела -

- пр бывш й в положенный час в положенные -

- м нуты -

- секунды -

- и терции - в Учреждение: из фешенебельного джентльменского дома, -

- откуда он отбыл в положенный час в положенные -

- м нуты -

- секунды -

- и терци и [Белый 1922б: 35];

Драфт: молодая наука

. с дел в уед ненном кафе глядел в открытые окна на нежные

шп цы Аббатства, на серо-желтые окаменелост стен, под которым ,

заж мая перчатку в руке, проход л достойные сэры -

- м стеры, -

- м стеры, -

- м стеры, -

- сотн -

- сотн -

- сотн -

- нд в дуально раздельные, обведенные друг от друга во внешнем внутреннем м ре маг ческ м, непереступаемым кругом [Белый 1922б: 40];

Мы бродили по Лондону - моему омертвевшему телу, - сжи мая перчатки; достойные Сэры и -

- м стеры,

- м стеры,

- м стеры,

- м стеры,

- м стеры, -

- сотн х -

- тысяч -

- м лл оны -

- по -

- Лондону,

- Лондону,

- Лондону,

- Лондону,

- Лондону [Белый 1922б: 54].

В эт х же отрывках про ллюстр рован еще од н нестандартный пр ем орган зац в зуального обл ка текста - верт кально расположенные повторы одного того же слова. Пом мо этого в тексте встречаются отдельные слова, расположенные верт кально по буквам л слогам:

. з грядущей эпох -

- в да ле ко

м в далеком!

- в с е м ы

■ бодди сатвы! [Белый 1922а: 162-163].

Драфт: молодая наука

Интонационные изломы придают тексту новую интонацию прочтения. По этому поводу А. Белый писал следующее: «Плох тот художник прозы или стиха, который не слышит интонации голоса, складывающего ему фразу, а наша условная система знаков выражения интонации (тембр голоса, мимика, паузы, ударение) не соответствует богатству мелодии голоса; между тем: эта мелодия все властнее накладывает свою печать на творчество современных художни -ков слова. Отсюда стремление их искать интонации в своеобразной манере начертания, передающей зрительно интонацию» [Белый 1922а: 13].

Следующим важным визуальным приемом творческой манеры А. Белого является граф ческая разорванность слова. Автор в д т в слове сложное образование, состоящее из звука, образа и значения. Представлен е в тексте слов, разб тых на фрагменты, предполагает оп сан е смысла эт х элементов как похож х на друг е слова ( л фрагменты этих слов) этого же или другого языка. Графически проиллюстрированная возможность подобного совпадения актуализирует образно-ассоциативный план текста. Визуально выделенный фрагмент слова в так х случаях выступает как элемент, потенц ально наполняемый лекс ческ м, структурным с нтакс ческ м содержан ем. Пр помощи данного приема фактически изменяется основное значение слова, возн кает целая цепочка образных параллелей:

- Я был - Человек (с большой буквы) и ль Ум: Mens - Mann -Mensch - Manés - Manas; -

- среди всех и з-Мене-ни й сознания Меня, или Манас во мне восставал и си ял. [Белый 1922б: 72].

Данный пример также иллюстрирует прием шрифтовой акциден-ци и, характерный для визуальной системы А. Белого, - разрядка слова. Как правило, разреженное написание имеют идейно-значимые элементы. Шрифтовая акциденция привлекает внимание читателя, выделяет фрагмент текста, подчерк вает его знач мость:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последнее впечатлени е от «Здани я» - ослепительный, громкий удар: прямо в лоб! [Белый 1922а: 116].

Также в «Записках чудака» встречаются примеры, где изобразительная функция визуально-графических приемов проявляется однозначно. Так, фрагмент текста, в котором употребляется слово «з гзаг», зображен в в де з гзага, т.е. автор спользует ф гурное зображен е текста:

Драфт: молодая наука

Продолжение себя самого над собой, как столб дыма, я чувствовал;

двинулся я -

- с

ту

де

н

сты

м

зиг

заг

ом - [Белый 1922а: 146].

Особый интерес для исследования представляют собой главы «Во Франции » и «Кем я был», для которых характерно преимущественно неклассическое расположение текста на поле страницы. Данная особенность объясняется эмоциональным накалом повествования: в главе «Во Франции » описывается видение Леонида Ледяного, после которого про сход т духовное возрожден е героя.

Фрагменты текста, описывающие появление высшего «Я» героя, расположены в виде перевернутого треугольника (или «воронки»), основан ем которого является лексема «Я», вынесенная в отдельную строку. Тем самым писатель акцентирует внимание читателя на духовном перерожден Леон да Ледяного:

- Сквозное и з света ли цо, будто сотканное бр л-л антам былых, лучей, отверст я невыраз мого света воткнул сь в меня

“Я” [Белый 1922а: 141];

- Так ударилось Светом в мен-

“Я” [Белый 1922а: 143].

В монографии «Визуальный облик прозаического текста» Т.Ф. Семьян указывает, что данный прием фигурного расположения текста выполняет «функцию активизации содержания» [Семьян 2006: 39] и восходит к традициям древнерусской литературы.

Драфт: молодая наука

В главе «Кем я был» описывается болезнь главного героя, конфликт между его прежней жизнью (телом) и новым знанием (духом). Так е в зуальные знак , как т ре, отступ параллельное расположен е фрагментов текста, спользуются в данной главе пр оп сан прот -вопоставлений. При этом помимо противопоставления внутреннего, словесного, смыслового, появляется противопоставление внешнее, визуальное, что еще больше ус л вает эмоц ональное воспр ят е текста:

Пр бл жен е света Пр бл жен е мрака

в те годы ко мне ко мне вызывало во

вызывало ко мне му- мне - ум ран я.

к совест -

- То, что мне в делось -

предполагало участ е в свете - Мы -

- Светлые, светоносцы; светоносительство

- жи знь; -

- Так мне думалось: тело ж мое, не пуская меня в выш ну пленяя в ущельях плот - разъело мне душу; душа - заболела; распалась на част , змуч ла тело -

- Измучилась в теле! [Белый 1922а: 160].

Наличие в тексте белого поля страницы, т.е. пустот, следует рассматривать в том числе, как и лексико-синтаксическое и лексикосемантическое выразительное средство. Данный визуальный прием воспринимается как языковой знак, обозначающий интонационную паузу. Пустоты обрамляют значимый в смысловом плане фрагмент текста, пр влекая вн ман е ч тателя.

Так м образом, з вышесказанного следует, что в зуально-графические приемы, характерные для повести «Записки Чудака» Андрея Белого, обозначают паузу, смену тона, передают семантическую и эмоционально-экспрессивную информацию. Использование визуальных знаков является ст л ст ческ м маркером элементов текста: возн кает контраст между выделенным невыделенным элементам текста, модел руются более сложные структуры ст л ст ческ х вза моотношен й между частям текста.

Наращ ван е разл чных в зуальных пр емов ( спользован е отступов, спец ф ческая расстановка знаков преп нан я, мод ф кац я

Драфт: молодая наука

пространства стран цы, шр фтовая акц денц я) позволяет говор ть нам о многоуровневой структуре текста и полифоничности его визуального аспекта. В автобиографическом цикле А. Белого (в частности, в повест «Зап ск чудака») в зуальные пр емы представляют собой не отдельные элементы, а целую с стему, которая не только орнамент рует внешн й обл к текста, но выражает концептуальные уровн

про зведен я.

В зуальный обл к проза ческ х про зведен й А. Белого грает важную роль в оформлен дейного замысла. Сочетан е в зуальных особенностей форм рует спец ф ческую ст л ст ку текста особен-ност д ост ля п сателя.

ЛИТЕРАТУРА

Белый А. Записки Чудака. Т. 1. - М., Берлин: Геликон, 1922. - 214 с.

Белый А. Запи ски Чудака. Т. 2. - М., Берли н: Гели кон, 1922. - 238 с.

Белыгй А. После разлуки: Берлинский песенник. - Петербург, Берлин: Эпоха, 1922. - 125 с.

Мандельштам О.Э. Андрей Белый. Записки чудака. Берлин, 1922 г. // Сочинения. В 2 т. Т. 2. Проза / сост. и подгот. текста С. Аверинцева и П. Нер-лера. - М.: Худож. ли т., 1990. - С. 292-294.

Миронова Е.А. Структурные доми нанты хронотопа в автоби ографи че-ских романах Андрея Белого «Коти к Летаев» и «Крещеный ки таец» // Вестни к МГОУ. - Сер. 9. Русская филология. - 2008. - 7 4. - С. 195-200.

Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. - М.: Республика, 1997. -479 с.

Семьян Т.Ф. Ви зуальный обли к прозаи ческого текста. - Челяби нск: Би б-л отека А. М ллера, 2006. - 215 с.

Трофимов В.А. Поэти ка автоби ографи ческой прозы Андрея Белого: структура с мвол ческого образа р тм ка повествован я («Кот к Летаев», «Крещеный ки таец», «Запи ски чудака»): автореф. ди с. ... канд. филол. наук. -М., 2008. - 23 с.

© Федорова Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.