Научная статья на тему 'Визуальная метафора в политической карикатуре'

Визуальная метафора в политической карикатуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1767
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА / ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POLITICAL CARICATURE / VISUAL METAPHOR / CREOLIZED TEXT / POLITICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Середина Екатерина Викторовна

Визуальная метафора рассматривается исходя их особенности карикатуры как смежного жанра политического, юмористического, художественного и масс-медийного дискурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual metaphor in political caricature

The article is devoted to the analysis of visual metaphor in political caricature. Visual metaphor is viewed according to the characteristic of political caricature as a related genre of political, art, massmedia and humor discourses.

Текст научной работы на тему «Визуальная метафора в политической карикатуре»

УДК 811.161.1.10.02.04

Середина Екатерина Викторовна

Белгородский государственный университет seredina@bsu.edu.ru

ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ

Данная статья посвящена анализу визуальной метафоры в политической карикатуре. Визуальная метафора рассматривается исходя их особенности карикатуры как смежного жанра политического, юмористического, художественного и масс-медийного дискурсов.

Ключевые слова: политическая карикатура, визуальная метафора, креолизованный текст, политический дискурс.

Последнее время характеризуется ростом объема визуальной информации, которая имеет более высокую информационно-энергетическую емкость и более широкий прагматический потенциал, чем вербальная информация. «Зрительная информация, воздействующая на индивида по схеме “от увиденного к услышанному”, получает все более широкое распространение, нарушая монополию печатного текста на передачу информации в самых разных сферах жизнедеятельности человека» [4, с. 119]. Для выполнения данной цели в настоящее время всё чаще используются так называемые креолизованные тексты. «Креолизованные тексты» - это «тексты, фактура которых состоит из двух гомогенных частей (вербальной языковой (речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык))» [6, с. 180-181]. Политическая карикатура, как один из видов креоли-зованного текста, в настоящее время получила широкое распространение в средствах массовой информации и является орудием воздействия на читателя, следовательно, на общественное мнение и политическую ситуацию.

В широком смысле под карикатурой понимается любое изображение, где сознательно создается комический эффект, где художник совмещает реальность и фантастику, преувеличивает, акцентирует специфические черты людей, изменяет соотношения их с окружающим миром и использует неожиданные сравнения. В более узком смысле карикатура - это «особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью» [2, с.5]. Основная интенция политической карикатуры - критика актуальных политических явлений, карикатурист, приступая к созданию карикатуры, имеет цель выразить общественно-политическую жизнь страны в намеренно-комичном виде. Визуальный компонент карикатуры несёт в себе больше информации и является неотъемлемым, равноценным компонентом текста, не уступающим по значению словесному компоненту, который, в свою очередь, служит своего рода комментарием или дополнением к визуальному. В связи с последним, создание визуального компо-

нента является сложным и творческим процессом, поскольку именно визуальный компонент несёт в себе основную смысловую нагрузку. Визуальный компонент политической карикатуры может быть представлен схемами, эмблемами, символами, но чаще всего - рисунками. Для красочного описания того или иного события авторы прибегают к визуальной метафоре - одному из основных ресурсов пополнения либо обновления лексического запаса языка.

Большинство современных теорий о метафоре как образном средстве языка разработано с учётом печатного, письменно зафиксированного материала. Однако возможно исследовать метафору, ее структуру и функции не только в вербальной области, но и в области других знаковых систем. Визуальная метафора выстраивается через соотнесение двух зрительных образов, выступающих в качестве иконических знаков [4, с. 119]. При их монтажной состыковке друг с другом возникающий смысл трактуется уже как символ такого явления, которое напрямую не связано с каждым из представленных образов. Монтажный механизм метафоры здесь функционирует таким образом, что при одновременной реализации первого и второго планов содержания метафоры возникает третий план (то, что имплицируется продуцентом), то есть новая художественная реальность. Построение новой реальности является одной из самых важных метафорических функций [5, с. 85]. Именно использование принципа монтажа делает метафору универсальным и, вероятно, самым эффективным механизмом создания образности в политической карикатуре, поскольку он делает событие красочным и эмоционально-насыщенным.

Предметом настоящей статьи является визуальная метафора в англоязычных политических карикатурах. С помощью визуальной метафоры авторы политической карикатуры выражают свои мысли, изображая социально-политическую ситуацию в мире. Используя метафоры, авторы стремятся привлечь внимание общества к решению актуальных политических проблем.

Согласно М. Блэку, метафора возникает ассоциативно, когда к главному субъекту прилагается система «ассоциируемых импликаций», связанных со вспомогательным субъектом. Метафора отбира-

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

© Середина Е.В., 2012

ет, выделяет и организует одни, вполне определенные характеристики главного субъекта и устраняет другие, что влечет за собою сдвиги в значении слов. Для метафоры важна не истинность этих ассоциаций, а их быстрая активизируемость в сознании [3, с. 167]. Важно, чтобы метафоры, используемые в политической карикатуре, были узнаваемы и легко понимаемы. Рассмотрим пример использования визуальной метафоры в политической карикатуре. На карикатуре представлен трон, который репрезентирует «TOTALITARISM». Одна из опор «TUNISIA), поддерживающих ножки трона, треснула, из-за чего ножка «EGYPT» отвалилась, и так трон стал постепенно ломаться. Данная метафора показывает последствия недавно произошедших революций в арабском мире, что привело к смене не только лидеров стран, но и тоталитарных режимов в этих странах. Следовательно, с помощью данной визуальной метафоры автор красочно и метко показал перемены, происходящие в арабских странах.

Сама структура метафоры позволяет радикально сокращать путь от одного образа к другому. Такое быстрое, фактически моментальное перемещение, или «скачок», от одного образа к другому позволяет добиться максимальной концентрации внимания массовой аудитории [4, с. 120]. Рассмотрим политическую карикатуру, на которой представлен айсберг «DEBT CRISIS», к нему приближается корабль «FEDERAL BUDGET», на котором спорят о курсе: «LEFT!!» «NO, RIGHT!». Визуальная метафора, представляющая долговой кризис, точно подчёркивает основные свойства данного явления, а выбор именно айсберга для изображения кризиса свидетельствует о надежде на правильно избранный путь и возможности избежать разрушительных последствий в экономике страны.

Жанр карикатуры входит в пространство сме-хового, политического, художественного, масс-ме-дийного дискурсов, являясь уникальным синтезом литературного творчества и изобразительного искусства, где, с одной стороны, автор выступает сценаристом и режиссером-постановщиком, а с другой - актером, художником, воплощающим свой замысел в различной изобразительной технике. Новые идеи отображения быстро меняющегося мира рождаются, прежде всего, в сознании худож-ника-карикатуриста, так как при почти моментальном исполнении своего произведения сатирик среди авторов других изобразительных жанров обладает уникальной способностью самого быстрого реагирования на текущие события [1, с. 157].

В политической карикатуре, как в одном из жанров политического дискурса, визуальная метафора выполняет эвристическую функцию, являясь средством выражения постоянно меняющейся политической ситуации и формулирования новых политических событий. На карикатуре показана пира-

мида в пустыне, в вытянутой руке находится факел. Данная визуальная метафора указывает на обретение Египтом независимости, также можно судить, что США помогли зажечь этот «факел независимости». В карикатуре нет вербального компонента: визуальной метафоры, своего рода намёка или ссылки, достаточно для интерпретации сюжета. В другой карикатуре с подобным сюжетом -представленная пирамида имеет лицо статуи Свободы Америки - есть вербальный компонент: «LIKE IT? I HAVE SOME WORK DONE». Здесь вербальный компонент объясняет выбор данной визуальной метафоры, тем самым показывая, что привело Египет к обретению независимости.

Благодаря своей фигуральности, она выполняет прагматическую интерактивную функцию сглаживания наиболее опасных политических конфликтных ситуации, затрагивающих спорные политические проблемы. Здесь важно отметить, что особенность политической карикатуры - её прагматическая ценность - состоит в том, что она показывает обществу не «как надо делать», а «как не надо», тем самым указывает на предполагаемые ошибки и тупиковые пути. Ярким примером может служить карикатура, на которой показан корабль «EUROPE», который попал в воронку и идёт ко дну. На дне представлен знак валюты евро. Данная метафора говорит о том, что автор видит причину сложившихся проблем в странах Европы именно во введении новой единой валюты.

И, наконец, поскольку метафора в политической карикатуре всегда призывает к фоновым (политическим) знаниям (знание политических событий, визуальное знание политических персоналий, партий, их символики), она тем самым создает у создателей и реципиентов общую платформу, опираясь на которую карикатурист может более успешно вносить в сознание адресата свои мнения [7]. Обратимся к примеру, на карикатуре представлена пушка «EUROCRISIS PLAN», рядом с ней стоит человек и зажал уши, перед ним ядра, он заряжает её и ждёт, когда она выстрелит. Для точного понимания данной метафоры необходимо знать, о каких именно мерах по предотвращению кризисной ситуации идёт речь в карикатуре. Владея информацией о том, что совет стран Евросоюза разработал жесткую линию в проведении мероприятий по предотвращению распространения кризиса, можно сделать вывод, что данный план, с одной стороны, точно ударит по экономике отдельных стран, а с другой - приведет к разрушительным последствиям.

Политическая карикатура, входя в пространство художественного дискурса, располагает набором особых визуальных метафор, которые служат средствами украшения и активизации внимания читателей к политической проблеме и являются яркими, запоминающимися образами для читателей. Рассмотрим карикатуру под названием

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

71

«HURRICANE OBAMANOMICS», в которой президент США Барак Обама пытается удержаться за пальму при урагане и успокаивает себя «IT” S JUST A SLIGHT HEADWIND». Неологизм и визуальная метафора, представляющая реформы, проводимые президентом в экономике, в юмористическом ключе свидетельствуют о непредсказуемых изменениях в стране и о разрушительном характере данных реформ для страны. В других карикатурах с помощью визуальных метафор образно показаны проблемы с валютой евро и долговым кризисом в Европе. На карикатуре, где с лестницы упустили коляску, репрезентирующую валюту евро, визуальная метафора позволяет судить о неконтролируемости процесса падения евро и тем самым открывает для читателей возможность судить о проблемах в экономике страны. В следующем примере человека «EU» душит огромный удав «DEBT CRISIS». Такая яркая визуальная метафора отражает кризисную ситуацию в странах Евросоюза, свидетельствуя о безвыходном положении союза.

Визуальные метафоры, которые широко используются в политической карикатуре, как жанре дискурса масс-медиа, с одной стороны, выявляют необходимые наиболее яркие качества и свойства (положительные и отрицательные) политических лидеров и деятелей и, с другой, повествуют об особенностях их деятельности. Примерами могут служить политические карикатуры, на которых представлены бывшие лидеры государств, в которых произошли революции. Хосни Мубарак, бывший президент Египта, представлен медленно исчезающим в песочных часах. Данная метафора символично говорит о том, что время правления президента подошло к концу. На другой карикатуре Бен Али, бывший президент Туниса, едва держится за порванный ковер-самолёт, что свидетельствует о конце его правления. Бывшего лидера Ливии уносит в небо гриф «NATO».

Визуальные метафоры служат для создания комического эффекта в политических карикатурах. На карикатуре под названием «SIMPLE GUIDE TO SCOTTISH INDEPENDANCE» представлен лабиринт из змей, без выхода и входа. Алогичность вербального компонента (словосочетания) и визуального (лабиринта) создают юмористический настрой сюжета карикатуры.

В политической карикатуре неизменно присутствует архетипичные метафоры. Карикатуристы, желающие донести до массовой аудитории свое видение политической ситуации, используют образы природного цикла, света и тьмы, жары и холода. Такие метафоры опираются на универсальные архетипы, служат основой для понимания людьми друг друга и в то же время создают основу для политического воздействия и убеждения. Рассмотрим пример политических карикатур, которые характеризуют кризис в странах Еврозоны. С помощью

визуальной метафоры карикатуристы обозначают события, явления, которые вызывают интерес со стороны общества. При анализе политических карикатур на тему долгового кризиса были выявлены следующие метафоры: мировой кризис - снежный ком, мировой кризис - цунами, мировой кризис - проливной дождь, мировой кризис - метеорит, мировой кризис - айсберг, то есть мировой кризис - природная стихия. Использование метафор для отражения сущности политического кризиса показывает неизбежность и неконтролируе-мость самого явления, поскольку человеку не может изменить природные условия, таким образом, авторы передают трагическое видение сложившейся ситуации в мире.

Часто визуальная метафора в политических карикатурах направлена на выявление ролей, приписываемых политикам в процессе их предвыборных кампаний. Так, кандидата от республиканской партии, губернатора штата Техас часто представляют в роли ковбоя. На двукадровой карикатуре в первом кадре под названием «THE MYTH» представлен сильный, стройный ковбой на красивом коне, а во втором - «THE REALITY» - маленький человек на пони. Данные метафоры характеризует кандидата в президенты, показывая тем самым несоответствие между его образом и реальностью.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, политическая карикатура обладает рядом специфических особенностей, которые объясняются тем, что карикатура имеет жанровые характеристики, присущие и политическому, и юмористическому, и масс-медийному, и художественному дискурсам. Визуальная метафора в сюжете политической карикатуры является универсальным средством, которое отражает эти свойства. Прежде всего, визуальная метафора является метким и ярким средством украшения, а также описания актуальных политических явлений в мире, она служит для создания красочных сюжетов и позволяет точно и образно изобразить проблемы мирового сообщества. Процесс интерпретации невербальной метафоры в политической карикатуре осуществляется сложнее, поскольку образ многогранен и неисчерпаем, поэтому часто для облегчения восприятия визуальной метафоры авторы прибегают к вербальной характеристике, представленной в виде слова или словосочетания. Знание политической ситуации в стране, а также знание символов партий, использованных в карикатуре, помогает читателю оценить и интерпретировать сюжет политической карикатуры согласно идее автора.

Библиографический список

1. Алексеев В.А. Оружием политической сатиры. - М.: Мысль, 1979. - С. 157.

2. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: Автореф. дис. ... канд. филол.

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012

наук / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2002. -15 с.

3. Блэк М. Метафора / пер. с англ. М.А. Дмитровской // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 153-172.

4. Большакова Л.С. Когнитивный механизм создания визуальной метафоры (на материале англоязычных музыкальных видеоклипов) // Современные проблемы науки и образования. - М.: ИД «Академия Естествознания», 2008. - С. 119-123.

5. Крюкова Н.Ф. Метафора как прагматическое средство при построении художественного тек-

ста // Языковое общение: процессы и единицы: Межвуз. сб. науч. тр. - Калинин: Калиниск. гос. ун-т, 1988. - С. 81-86.

6. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизован-ные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М., 1990. -С. 180-181.

7. Chilton P., Ilyin M. Metaphor in political discourse: the case of the‘common European house’ // Discourse and society. - Vol. 4(1). - L., 1993. - P. 731.

УДК 494.3

Темирбекова Амина Омирбековна

Нукусский государственный педагогический институт (Узбекистан)

temirbekova@inbox.ru

ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДОМЕТИЙ

В данной статье рассматривается история изучения междометий в тюркских языках; подвергаются анализу суждения тюркологов-лингвистов, занимающихся вопросами междометий в русском, каракалпакском, узбекском, казахском, азербайджанском, туркменском и других языках.

Ключевые слова: междометия, эмоционально-волевая реакция, семантические и грамматические особенности, фонетико-морфологические особенности, семантико-функциональная классификация, номинативная функция, стилистическая функция, смысловая интонация.

Исходя из опыта многовекового учения о междометиях авторы энциклопедии «Русский язык» пишут: «Междометия -лексико-грамматический класс неизменяемых слов (часть речи), не относящихся ни к служебным, ни к знаменительным словам и служащих для выражения (но не называния) чувств, экспрессивных оценок, волевых побуждений призыва» [1, с. 57] Это, на наш взгляд, на сегодня является наиболее оптимальным, логичным и научно обоснованным определением междометий.

Известно, что история изучения междометий имеет давнюю традицию. Ее истоки восходят к трудам римских языковедов (Варрон, I в. до н. э.). Следует отметить, что лингвисты разных эпох и стран относились к вопросу о междометиях по-разному. Существует множество различных, совершенно противоположных по характеру и содержанию взглядов на лексико-грамматическую природу междометий.

Так, междометие в течение долгого времени оставалось и остается объектом изучения и оживленных споров видных лингвистов, чьи суждения о нём представляют собой особый интерес для определения его лексических, грамматических, стилистических особенностей.

Изучению междометий посвятили свои работы видные русисты и лингвисты-тюркологи. Например, самостоятельное научное изучение междометий было начато М.В. Ломоносовым. Его традиции были продолжены и развиты учеными последующих поколений.

Междометие - особая часть речи, которая не имеет морфологических признаков. Но в смысло-

вом отношении она связана с областью чувств и воли: выражение удивления, сожаления, восхищения, радости; выражение побуждения - приказы и волеизъявления [2, с. 212].

В фундаментальном труде А.Н. Кононова [17, с. 245] даются сведения о видах междометий в рунических памятниках УП-ГХ веков, а Х.Г. Нигма-тов [22, с. 19; 20] рассмотрел лексико-семантические разновидности междометий в тюркоязычных памятниках Х1-Х11 веков.

В науке о языке существуют разногласия по поводу междометий как самостоятельной части речи, определения их грамматических особенностей.

Так, Ф.Ф. Фортунатов утверждал, что междометия лишь эмоциональные сигналы, которые не переходят в слова. Ф.И. Буслаев [5, с. 256] же признал междометия частью речи. Он рассматривал их как речевые единицы, которые служат для выражения эмоционально-волевых реакций говорящего. К.С. Аксаков [2, с. 215] считал, что междометия вовсе не слова, а нечто, выражающее эмоции и чувства.

А.А. Шахматов относил междометия к внутренним проявлениям говорящего, выражающим его побуждения, но не называющим их. В.В. Виноградов [8, с. 365] рассматривал междометия как выражение субъектом различных эмоциональных реакций на реальность. Если А.А. Булаховский [6, с. 20] и В.А. Малаховский [21, с. 54] считали, что междометия - это определение чувств и эмоций, то П.Г. Стрелкова [27, с. 9; 11] относила междометия не к словам, а к эквивалентам слов. В противовес этому мнению, Е.М. Галкина-Федорук [10, с. 118; 120] приводит пример: «Оказавшись в не-

© Темирбекова А.О., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ N° 3, 2012

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.