Научная статья на тему 'Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов)'

Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2020
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / VISUALIZATION / INFOGRAPHICS / VISUAL HISTORY / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко Виктория Эдуардовна

Визуальная история как самостоятельный журналистский материал излагает события невербальными формами, однако ее свойства идентичны любому журналистскому материалу. Исследование украинских общественно-политических журналов дает возможность выделить применение приемов визуализации для демонстрации структуры, характеристики объекта или создания портрета личности, отображения рейтингов, статистических данных, наглядного представления последовательности действий, связей и закономерностей, координации и фиксации местоположения, результатов анализа сложных и длительных во времени тем, правил, законов, создания визуальных метафор и визуальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual history as new type of journalistic article (on the example of the Ukrainian magazines)

Visual history as an independent journalistic article described events non-verbal forms, but its properties are identical to any journalistic material. Investigation of the Ukrainian public and political journals gives an opportunity to highlight imaging to demonstrate the structure, the characteristics of an object or person, ratings, statistics, sequencing, networking and patterns, coordination and fixation location, practical advice, analysis, complex and lengthy in time to those rules, laws, visual metaphors, visual studies.

Текст научной работы на тему «Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов)»

Такой по сути дела единственный для того времени вариант обоснования системного подхода и реального понятийно-терминологического аппарата, характеризующий жанровые процессы, позволил, во-первых, охватить максимально возможную для того периода совокупность жанров и жанровых форм; во-вторых, четко выделить и сохранить классические, традиционные жанры; в-третьих, апробировать новые жанровые формы, предоставить возможность эффективного поиска аналогов жанрам, потерявшим свою актуальность и значимость.

Кроме того, появилась возможность расширить системные представления о жанровых процессах за счет новых жанров и жанровых форм, нежурналистских типов текстовых и графических элементов, зафиксировать качественные и количественные изменения видового уровня системы жанров за счет появления трансвидовых связей (проблемные, разговорно-диалогические, а также - по аналогии - портретные, обо-зревательские) и ввода этих или соответствующих им категорий в качестве обозначения суперрубрик, тематических направлений, крупных разделов изданий, подборок, отдельных материалов. В то же время важно подчеркнуть, что нашу попытку интерпретировать систему жанров следует воспринимать не как поиск статической совокупности категорий, а как отражение результата динамики, результата творческого процесса, характерного для предшествующего двадцатилетия и включающего в себя и дифференциацию и интеграцию видов и форм во внутриродовом контексте и за его пределами.

Будучи доведенным до редакции в процессе комплексного моделирования на жанровом уровне в виде табличных материалов, графиков или текстовых рекомендаций (в т.ч. на основе комплексного анализа, аналогичного социологической подготовке и моделированию тематической структуры), такой подход позво-

лял существенно разнообразить жанровую структуру издания, помочь редакциям избавиться от жанрового «самотека», диспропорции в использовании тех или иных жанров, характерных для многих региональных и большинства местных изданий.

Итак, делая «шаг назад» в поисках путей решения проблем жанрового моделирования изданий в системе комплексного подхода, мы исходили из необходимости системно-жанрового подхода к журналистскому творчеству, из того, что в нем методологически обоснованно представлены и система жанров в целом, и категории каждого из них. Эти принципы получили развитие и в ряде современных пособий. Поэтому и жур-налистам-практикам, и студентам в одинаковой мере могут оказаться полезными и учебники «Жанры советской газеты» (1972), «Теория и практика советской периодической печати» (1986), и постсоветские издания Т.С. Мельник, А.Н. Тепляшиной «Основы творческой деятельности журналиста» (2004) [7], О.В. Коноваловой «Основы журналистики» (2005), в которых рассмотрено жанровое разнообразие в печатных, электронных и онлайновых СМИ [8].

Литература

1. Мясников Ю.Н. Технология матричного комплексного проектирования прессы региона. Томск, 2013.

2. Табашников И.Н. Газета делается по модели. Теория и практика композиционно-графического моделирования. М., 1980.

3. Оформление периодических изданий. М., 1988.

4. Жанры советской газеты. М., 1972.

5. Теория и практика советской периодической печати. М., 1984.

6. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984.

7. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПБ., 2004.

8. Коновалова О.В. Основы журналистики. М., 2005.

УДК 007:316.773.2

В.Э. Шевченко

Киевский национальный университет им. Т. Шевченко

ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК НОВЫЙ ВИД

журналистского сообщения (на примере украинских журналов)

рактеристики объекта или создания портрета личности, Визуальная история как самостоятельный журналист- отображения рейтингов, статистических данных, нагляд-

ский материал излагает события невербальными формами, ного представления последовательности действий, связей и

однако ее свойства идентичны любому журналистскому закономерностей, координации и фиксации местоположения,

материалу. Исследование украинских общественно-полити- результатов анализа сложных и длительных во времени тем,

ческихжурналов дает возможность выделить применение правил, законов, создания визуальных метафор и визуальных

приемов визуализации для демонстрации структуры, ха- исследований.

Ключевые слова: визуализация, инфографика, визуальная история, журналистика.

Shevchenko Victoria E.

VISUAL HISTORY AS NEW TYPE OF JOURNALISTIC ARTICLE (on the example of the Ukrainian magazines)

Visual history as an independent journalistic article described events non-verbal forms, but its properties are identical to any journalistic material. Investigation of the Ukrainian public and political journals gives an opportunity to highlight imaging to demonstrate the structure, the characteristics of an object or person, ratings, statistics, sequencing, networking and patterns, coordination and fixation location, practical advice, analysis, complex and lengthy in time to those rules, laws, visual metaphors, visual studies.

Keywords: visualization, infographics, visual history, journalism.

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ информации позволяет изданиям ярко и коротко представить обзор ежедневных новостей, сравнивать и анализировать сложные события, демонстрировать местоположение событий и объектов на карте. Визуализация становится важной тенденцией развития СМИ, поскольку визуальный акцент способен заинтересовать читателя, заставить читать конкретное издание.

Исследования, посвященные визуальной составляющей периодических изданий, в теории журналистики, как правило, оперируют понятиями «дизайн», «оформление», «моделирование». В работах по композиционно-графическому моделированию периодического издания В. Бакшина, С. Болховитиновой, У. Боумена, И. Волкотруб, С. Галкина, М. Гемпшира, В. Глазичева, М. Картер, А. Сатона, К. Стефенсона, И. Та-башникова, В. Тулупова, О. Яцюк рассматриваются теоретические проблемы оформления, способы и методы организации материалов на странице, графические параметры текстов, заголовков, иллюстраций, структурные элементы внешней формы издания и их композиционные схемы. Однако визуализация, как правило, не рассматривается отечественными авторами как самостоятельное журналистское произведение. Ведущий исследователь в области информационного дизайна Э. Тафти выпустил серию книг на тему графической презентации информации «Наглядное отображение количественной информации», «Представление информации», «Красивые свидетельства», «Визуальные объяснения», в которых объясняет основные принципы визуализации информации, приводит многочисленные примеры визуализации сложной и многомерной информации.

В то же время анализ современной медиа-практики позволяет охарактеризовать визуальную историю как один из видов журналистского материала, описать ее функции и разновидности.

Признаком современных периодических и электронных изданий стали материалы с минимальным объемом текста и выразительным визуальным рядом, четко определенными блоками сгруппированной информации, графическими акцентами, которые организуют последовательность чтения. Традиционные

понятия журналистики «статья», «материал» по форме подачи приближаются к европейскому и американскому «журналистская история» [1], то есть повествование, в котором важна не вербальная или визуальная форма, а наиболее емкий, понятный, информационно активный способ представления фактов.

Визуальная история реализуется в наборе форм, в которых соединяются журналистские и дизайнерские задачи. Ученые и практики журналистики расходятся в видении того, какие цели, свойства и особенности лежат в основе визуализации. Одни определяют ее как журналистский метод подачи новостей, другие считают ее изображением и рассматривают как декоративный прием оформления. Мы считаем, что визуальная история является самостоятельным журналистским материалом, поскольку ее свойства совпадают со свойствами любого журналистского материала.

Д. Сурнин относит к основным свойствам инфографики информативность, понятность, наглядность, четкую композицию, эстетичную привлекательность [2].

Визуализация станет ярким акцентом и поможет читателю разобраться в сложных нюансах события, если будет четко определена цель публикации, тщательно отобраны данные и применен соответствующий функциональному назначению способ визуализации. Визуальную историю и идею публикации связывает способ представления данных, то есть графические средства, которые воплощают идею в визуальный образ. Факты и данные являются первоисточником визуальной истории. Их графическое изображение и связи между ними в абстрактной или конкретной форме последовательно или нелинейно излагают сущность события, подобно текстовой журналистской статье. Для визуальной истории нужно намного больше данных, чем для обычной статьи, притом данные должны быть точными. Предметом визуализации могут стать практически любые явления действительности - человек, группа людей, общество, аспекты действительности, предметный мир, окружающая среда, ситуация.

Визуальную историю характеризуют такие черты:

• точная передача сущности идеи, лаконичность;

• понятная наглядная форма представления с учетом культурного уровня читательской аудитории;

• использование общеизвестных образов, отсутствие лишних ассоциаций;

• привлечение большого объема данных;

• конкретность в деталях;

• апелляция к эмоциям, неожиданный ракурс ситуации, юмор.

Визуальная история, как любое журналистское произведение, основана на концепции, в которой сведены воедино тема события, цель публикации и объект отображения так, чтобы стала очевидной скрытая сущность отображаемого явления. Построение концепции - наиболее ответственный, кульминационный момент создания любого произведения СМИ [3]. Важнейший признак журналистского произведения - наличие темы. Журналистская тема должна быть важной

для общества, освещать четкий круг жизненных явлений или вопросов, может быть непосредственным откликом на актуальные общественные потребности. Темой для визуальной истории может стать конкретный аспект определенной проблемы под определенным углом зрения.

Исследование украинских общественно-политических журналов дает возможность выделить применение приемов визуализации для демонстрации структуры, характеристики объекта или создания портрета личности, отображения рейтингов, статистических данных, наглядного представления последовательности действий, связей и закономерностей, координации и фиксации местоположения, результатов анализа сложных и длительных во времени тем. Визуализировать можно практически любые данные: характеристики определенной территории, обстоятельства авиакатастрофы, политическую ситуацию, спортивные достижения, кулинарный рецепт и пр.

Развлекательная тематика представлена визуальными историями о том, как сделать коктейль, куда поехать кататься с гор, что нужно для проведения вечеринки, вероятность успешного бракосочетания в определенный месяц. Например, материал «Смотри музыку» является коллажем, в котором основные направления музыки показаны визуальными образами. Практические советы охватывают бытовые темы: как выбрать арбуз, предотвратить болезни, составить диетическое меню, собрать чемодан, выбрать икру и т.п. Встречаются курьезные визуализации: как не замерзнуть на митинге, почему нельзя купаться в фонтанах, сколько нужно денег для счастливой жизни, отличия Деда Мороза и Санта Клауса, что делать при встрече с акулой.

Визуальная история о том, что делать, если вы попали под лед, имеет вид упрощенной схемы с последовательностью действий: как нужно двигаться, куда поворачиваться и т.д. Такая визуализация обязательно привлечет внимание читателя на странице журнала, он заинтересуется ею больше, чем текстом.

Материал о событии, которое длится определенное время и периодически имеет знаковые события или происходит в конкретных местах, подают в виде схемы или карты, что дает возможность проследить закономерности, сориентироваться и одновременно стимулирует просмотреть другие материалы на подобные темы. Так, например, материал о том, куда можно поехать без виз, сопровожден двумя полушариями Земли с обозначением стран и данными об этих странах. Путешествие в Карпаты можно описать, а можно обозначить на карте места остановок, добавить сведения о растительном и животном мире, исторические объекты и события, погоду, рельеф местности и т.п.

Экономические и правовые темы также предоставляют возможности для применения визуализации. В материале о правилах газовой безопасности в схемах и рисунках продемонстрирована структура газовой плиты, принцип ее работы с зонами наибольшего ри-

ска. Закон о Всеукраинском референдуме в виде визуализации объясняет его преимущества и недостатки, демонстрирует направленность на президентскую власть.

Статистическая информация уже давно стала обычной для читателей: опросы в виде диаграмм, уровень зарплат, бюджет и т.п. Статья про условия жизни и работы иностранных менеджеров в Украине сложна и многоаспектна. В визуализации сравниваются уровни жизни в разных странах по нескольким показателям: здравоохранение, пища, жилье, развлечения, образование, окружающая среда. Цифры, представленные в таблицах, малоинтересны для читателя, в то время как визуализация с фотографиями, непривычными диаграммами сразу привлекает внимание.

Визуальное исследование - сложная и трудоемкая форма представления данных. В нем применяется комплексная графика, а информационный дизайнер глубоко погружается в исследование, историю, ищет и сопоставляет нужные образы, превращает этот пласт информации в понятную, упрощенную форму визуального высказывания, создает интересное, насыщенное данными повествование [4]. Научную информацию эффективно транслировать при помощи визуальных метафор, в особенности в научно-популярных и универсальных журналах.

Сложные процессы и события становятся визуальными историями. Разъяснение темы о принципах работы иммунитета человека сопровождено рисунками, последовательными блоками текста, графическими элементами, которые делают восприятие интересным. Разворот журнала, посвященный землетрясениям, всесторонне освещает исторические и геологические аспекты явления, представляет статистику землетрясений в мире, их связь с цунами, на карте обозначает места наибольшей активности.

После землетрясения в Японии издания по-разному старались подать информацию о причинах происшествия и логике развития события. Первыми материалами такого рода были карты Японских островов, на которых обозначены пострадавшие города, потом появились схематические изображения движения волны. Через неделю аналитические материалы уже сопровождали графические изображения реактора, устройства атомной электростанции, затем - диаграммы последствий аварии (прекращение туризма, падение курса акций, рост числа самоубийств, падение продаж автомобилей, изменение торгового баланса и т.п.).

Параллельно упоминается авария на Чернобыльской АЭС, сравниваются объемы загрязнения территории, средние дозы излучения, пострадавшего населения. Таким образом, материал позволил задействовать различные формы и тематические аспекты визуализации.

Например, столкновение маршрутного автобуса с поездом дало повод разноаспектно разобраться не только в событии (карта, фотографии, схемы места события), но и затронуть другие аспекты темы, напри-

мер, факторы риска для пассажиров «маршрутки», диаграммы аварийности на дорогах, геопатогенные места и т.п.

Таким образом, визуальная история дает возможность погрузиться в ситуацию. Читатель лучше понимает событие, если он видит детали, подробности, понимает возможные варианты развития события, предугадывает его возможные последствия.

Литература

1. The future of storytelling. [Электронный ресурс]. Режим доступа: letd.com/wp-content/uploads/2012/08 (дата обращения : 24.05.2012).

2. Сурнин Д. Проповедь про инфографику. Заметки газетного червя. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http : dmitri-surnin. livejournal.com/4551.html (дата обращения : 28.09.2012).

3. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971. 147 с.

4. Шевченко В.Е. Графічна організація друкованого тексту та його художня інтерпретація засобами складання // Наукові записки Інституту журналістики. 2001. Т. 2. С. 53-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.