ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ
DOI: 10.14515/monitoring.2016.4.10 Правильная ссылка на статью:
Карибекова Г. С. Визуализация данных, характеризующих налоговую культуру в нефтегазовом секторе // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 183—195. For citation:
Karibekova G. S. Visualization of data describing the tax culture in oil and gas industry. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016. № 4. P. 183—195.
Г. С. Карибекова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЛОГОВУЮ КУЛЬТУРУ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЛОГОВУЮ КУЛЬТУРУ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ
КАРИБЕКОВА Гульнара Сибирьевна — кандидат экономических наук, главный экономист, ООО «Петролеум Инжиниринг энд Консалтинг», Москва, Россия. E-MAIL: gpankrat@yandex.ru ORCID: 0000-0002-7653-6202
Аннотация. Диагностируя проявления налоговой культуры, автор использует оригинальный подход, основанный на экономическом анализе статистики собираемости налогов. Поскольку основную часть налогов, поступающих в бюджет РФ, составляют налоги на добычу нефти и газа, этот сектор определил выборку исследования (среди крупнейших регионов-налогоплательщиков сектора выделены: Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало^енецкий АО, Республика Татарстан, Оренбургская область, Красноярский край, Пермский край, Самарская область). Обработка данных реализуется с помощью пакета
VISUALIZATION OF DATA DESCRIBING THE TAX CULTURE IN OIL AND GAS INDUSTRY
Gulnara S. KARIBEKOVA1 — Candidate of Economic Sciences, Senior Economist E-MAIL: gpankrat@yandex.ru ORCID: 0000-0002-7653-6202
1 Petroleum Engineering and Consulting LLC, Moscow, Russia
Abstract. The author gives an attempt to describe the manifestation of the tax culture using an original approach based on the economical analysis of the tax collection rate statistics. The oil and gas industry determines the survey sample as oil and gas taxes represent the largest portion of the tax revenue to the Russian budget (the following regions being the biggest taxpayers are examined: Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Republic of Tatarstan, Orenburg region, Krasnoyarsk region, Perm region, Samara region). The data processing is carried out using the MDV
программ MDV (multi dynamic viewing), разработанного ООО «Петролеум Инжиниринг энд Консалтинг». Индикаторами проявления налоговой культуры выбраны низкая задолженность по налогам и отсутствие злоупотреблений в области использования налоговых льгот. В этой связи анализируются статистики задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых (НДПИ) углеводородного сырья (УС) и суммам, не поступившим в связи с предоставлением налоговых льгот по НДПИ УС в федеральный бюджет РФ. Анализ показал, что НДПИ УС практически полностью своевременно выплачивается хозяйствующими субъектами. Делается вывод о проявлении налоговой культуры у плательщиков нефтегазового сектора и их стремлении следовать ее принципам при взаимодействии с соответствующим федеральным органом исполнительной власти РФ.
software (multi dynamic viewing) developed by the "Petroleum Engineering Consulting" LLC. The indicators of the tax culture manifestations are low tax debt and absence of tax incentive abuse. The mineral and hydrocarbon extraction tax debt statistics as well as the statistics of the federal budget shortfalls from the tax incentives are considered in the paper. The analysis reveals that the tax on mineral resource extraction (MRET) is paid almost in a timely manner. This allows concluding that the oil and gas sector taxpayers have high tax culture and seek to respect its principles when interacting with the corresponding federal agencies of the executive branch of the Russian government.
Ключевые слова: налоговая культура, поступления налога, задолженность по налогу, налоговые льготы, проявления налоговой культуры, нефтегазовый сектор
Keywords: tax culture, tax returns, tax debt, tax incentives, manifestation of tax culture, oil and gas industry
Такие социальные явления, как налоговая культура, в основном, диагностируются с помощью психологических и социологических методов: психодиагностических процедур и опросов. Мы полагаем, что состояние налоговой культуры может изучаться также с помощью экономического анализа государственной статистики собираемости налогов. Придти к этому выводу позволили оригинальный аналитический функционал и средства интерактивной визуализации данных, содержащиеся в пакете программ MDV (multi dynamic viewing), созданного в ООО «Петролеум Инжиниринг энд Консалтинг».
Понятие налоговой культуры появляется в начале ХХ в. в работах Й. Шумпетера в рамках нового научного междисциплинарного направления — фискальной социологии, интегрирующей экономический, финансовый, исторический и социально-психологический аспекты теорий налогообложения и их развития.
Главный акцент в данном направлении ставится на социальные процессы, происходящие в обществе, и их влияние на налогообложение в государстве.
При определении понятия «налоговая культура» выделяется два подхода. Первый подход рассматривает налоговую культуру «как совокупную гражданскую позицию населения по отношению к уплате налогов и сборов и налоговой системе в целом» [Савина, Раменская, 2012: 98].
Второй подход определяет налоговую культуру в рамках современной фискальной социологии как «специфическую для каждой страны совокупность всех соответствующих формальных и неформальных институтов, связанных с национальной системой и ее практической реализацией, которые исторически являлись встроенными в культуру страны, включая зависимости и связи, вызванные их постоянными взаимодействиями» [Иегге, 2008].
В России сформировалась модель организации налоговых отношений, основанная преимущественно на последующем налоговом контроле и заинтересованности налоговых органов в применении мер административно-налогового преследования (в применении налоговых санкций) [Касимов, 2012].
В развитие институциональных основ организации налоговой культуры в России, Д. О. Касимовым была разработана схема, в которой отражены наиболее существенные элементы содержания и структуры формирования налоговой культуры и их взаимосвязь с основными элементами системы управления налоговыми отношениями [Касимов, 2012]. Механизм формирования налоговой культуры налогоплательщиков, основанный на взаимодействии двух институтов, налоговых органов и налоговых консультантов, предложен Э. А. Халиковой и Д. Р. Гиниятуллиной [Халикова, Гиниятуллина, 2014].
Под налоговой культурой хозяйствующих субъектов в дальнейшем будет пониматься разделяемая большинством общества совокупность норм и ценностей, связанная с пониманием субъектами налоговых отношений важности и значения для государства и общества уплаты налогов, знанием ими своих прав и обязанностей, сопряженных с их уплатой, и оказывающая регулирующее воздействие на их поведение в хозяйственно-экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества и государства.
Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основным элементом системы налогообложения природных ресурсов является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). За 2008—2014 гг. поступление НДПИ колебалось от 39,2 до 47,2 % всех поступлений в федеральный бюджет (ФБ) РФ (рис. 1).
При этом доходы от поступления налога на добычу углеводородного сырья (НДПИ УС) составляют 99 % всех поступлений НДПИ. Из них около 90 % приходится на поступления налога на добычу нефти (НДПИ Нф), более 9 % — налога на добычу горючего природного газа (НДПИ ГГ) и менее 1 % — налога на добычу газового конденсата (НДПИ ГК) (рис. 2).
Крупнейшими регионами-налогоплательщиками этих доходов являются: Ханты-Мансийский АО — Югра (сумма поступлений НДПИ УС в ФБ которого — свыше 50 %), Ямало-Ненецкий АО (сумма поступлений — от 12 до 16 %), Республика Татарстан, Оренбургская область, Красноярский край, Пермский край, Самарская область (сумма поступлений — от 2 до 6 %) (рис. 3).
Рисунок 1. Динамика поступления НДПИ в ФБ РФ, %
Диаграммы (Налоги)
•А П
ЕРАЦИЯ
еФтив ПС НДПИ УС "Г в ПС НДПИ УС Кв ПС НДПИ УС
Э3.7Э0Э—1
80.0000- аз. /зоз 91.5376 33.0638 32 3258 88 8662
70.0000-
60.0000-
50.0000-
400000-
30.0000-
200000- 7.6330 67877 10^335 12.2358 12.493^
и —П.Ь7ЬЭ- —ОЖТЗ- —ЩГГ 0.4082 0.5025 0.5643
2008 2003 2010 2011 2012 2013 2014
Параметры
Доги ПС НДПИ нефти в ПС НДПИ У( Доля ПС НДЛИ ГТ в ПС НДПИ УС Доги ПС НДПИ ГКв ПС НДПИ УС
Объекты
01 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Обработка Исходные
Изменить порядок выбора
Рисунок 2. Структура доходов от поступления налога на добычу углеводородного сырья в ФБ РФ, %
Рисунок3. Доля поступлений НДПИ УС крупнейших налогоплательщиков
Следует отметить, что за период 2008—2014 гг. поступления данного налога в ФБ составили 13 661 817 млрд руб.; соответственно, рост за этот период составил 78,1 % (табл. 1).
Таблица 1. Динамика роста поступлений НДПИ в ФБ РФ, %
Годы ПС налогов в ФБ ПС НДПИ всего ПС НДПИ УС ПС НДПИ Нф ПС НДПИ ГГ ПСНДПИ ГК
2008 100 100 100 100 100 100
2009 70,1 61,2 60,9 59,5 82,9 78,3
2010 88,9 85,8 85,5 84,9 94,0 111,9
2011 125,4 125,1 124,9 123,6 150,6 76,3
2012 144,6 150,8 150,8 142,8 284,5 117,1
2013 150,2 158,0 158,0 146,7 344,6 151,0
2014 174,0 178,1 178,2 165,0 394,9 191,3
Снижение поступлений НДПИ УС в посткризисный период (2008—2010 гг.) связано с падением цены на нефть, несмотря на рост курса доллара США. Заметим, что во многом похожую ситуацию можно было наблюдать и в начале 2015 г.
На долю второго топливно-энергетического сырья — каменного и бурого угля — приходится лишь 0,1 % всех поступлений НДПИ. Самым крупным плательщиком НДПИ угля (Уг) является Кемеровская область. Сумма поступлений налога по добыче угля этого региона составляет 60 % — таких регионов, как Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Иркутская область, Забайкальский край, Республика Хакасия — в среднем по 5 %.
Поэтому основное внимание в дальнейшем мы уделим именно НДПИ УС — как источнику, занимающему наибольшую долю в общей структуре поступлений в ФБ РФ.
Ниже приводятся статистические данные по уплате НДПИ в нефтегазовом секторе РФ. Они оцениваются в аспекте проявления налоговой культуры. Индикаторами этого проявления, по-нашему мнению, являются: низкая задолженность по налогам и отсутствие злоупотреблений в области использования налоговых льгот. Соответственно, мы стремились выдерживать следующую логику анализа: сначала рассматриваются задолженности (ЗД) по НДПИ УС, затем — суммы, не поступившие в связи с предоставлением налоговых льгот по НДПИ УС в федеральный бюджет РФ.
Выборка исследования, охватывающего временной период с 2008 по 2014 гг., составила 85 субъектов РФ. Обработка статистических данных форм № 1-НМ, № -4НМ, № 5-НДПИ, № 2-НК сайта ФНС РФ [Налог на добычу...] осуществлена с использованием пакета программ МРУ, который позволяет анализировать многообъектные многопараметрические системы независимо от типа объектов, их составляющих [Кашик, 2012].
Полученные результаты и их интерпретация
Рассмотрим первый индикатор проявления налоговой культуры — задолженности по НДПИ в ФБ РФ.
Анализ показывает, что при росте на 31,4 % всей задолженности по налогам в ФБ, общая задолженность по НДПИ уменьшилась на 82,6 %, задолженность по НДПИ УС — на 92 % (табл. 2). Столь существенное сокращение явилось результатом урегулирования задолженности в 2008—2010 гг.
Таблица 2. Изменение задолженности по РФ, %
Годы Налоги в ФБ всего НДПИ всего НДПИ УС
2008 100 100 100
2009 126,4 77,7 76,2
2010 125,3 44,4 39,2
2011 118,4 12,9 5,1
2012 126,7 17,0 5,4
2013 130,6 16,6 7,5
2014 131,4 17,4 8,0
Отметим, что доля общей задолженности НДПИ в задолженности по налогам в ФБ ничтожно мала, менее 1 %. Если отношение общей задолженности по налогам в ФБ к поступлениям по налогам в ФБ колеблется в пределах 10—20 %, то отношение задолженности по НДПИ УС к поступлениям НДПИ УС в ФБ — менее 1 % (табл. 3). Эти данные наглядно демонстрируют, насколько мала задолженность по НДПИ УС. Т.е. данный вид налога практически полностью своевременно выплачивается хозяйствующими субъектами. Это результат отлаженной системы связи с фискальными органами. А сформировавшаяся совокупность отношений, убеждений, норм, установок, разделяемых налогоплательщиками и налоговыми органами,—всего того, что составляет налоговую культуру,— ведет к положительным тенденциям налогового поведения.
Таблица 3. Отношение задолженностей по налогам к поступлениям в ФБ РФ, %
Годы ЗД НДПИ в ФБ к ЗД по налогам в ФБ ЗД по налогам в ФБ к ПС по налогам в ФБ ЗД НДПИ УС в ФБ к ПС НДПИУС в ФБ
2008 4,7 13,1 1,2
2009 2,9 23,6 1,6
2010 1,7 18,4 0,6
2011 0,5 12,3 0,0
2012 0,5 11,5 0,0
2013 0,5 11,4 0,1
2014 0,6 9,9 0,1
Важным является факт, что в общей задолженности по НДПИ в ФБ задолженность НДПИ УС опустилась с 89 до 40 %. Из них 93 % — это задолженность налога по добыче нефти (табл. 4).
Таблица 4. Доли задолженностей, %
Г ЗД НДПИ УС в ЗД ЗД НДПИ Нф ЗД НДПИ ГГ в ЗД ЗД НДПИ ГК в ЗД
оды НДПИ в ЗД НДПИ УС НДПИ УС НДПИ УС
2008 89,0 96,0 0,1 3,9
2009 87,3 94,9 0,4 4,7
2010 78,5 99,6 0,3 0,1
2011 35,1 93,0 2,5 4,6
2012 28,3 98,2 0,5 1,3
2013 40,0 98,5 0,5 1,0
2014 40,7 93,2 6,1 0,7
Данная задолженность урегулирована на 98 % посредством реструктуризации и введения процедур банкротства. Главными «регулировщиками» оказались г. Москва в посткризисный период, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика. Это положение характеризует такое явление, как налоговая миграция — миграция бюджетонаполнителей, проявляющаяся в «перетягивании» налоговой базы в субъекты Федерации с условиями, позволяющими им более успешно «оптимизировать» налоговые выплаты «в свою пользу».
Изменения в структуре задолженности по НДПИ УС подтверждают рост инициирования процедур банкротства в качестве инструмента урегулирования (табл. 5).
Таблица 5. Динамика в структуре задолженности по НДПИ в ФБ РФ, %
Годы Недоимка В т. ч. недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства Приостановленные к взысканию в связи с введением процедуры банкротства Взыскания судебными приставами Приостановленные к взысканию в связи с судебным актом
2008 100 100 100 100 100
2009 107,5 149,4 108,6 102,6 110,2
2010 53,3 110,5 53,8 21,1 45,2
2011 67,3 134,2 100,3 13,5 81,9
2012 75,1 143,3 100,9 28,0 65,6
2013 86,7 150,0 69,5 54,5 46,0
2014 87,9 152,9 103,6 45,5 37,1
Заметим, что задолженность НДПИ УС главных доноров страны (ХМАО и ЯНАО, см. выше) составляет менее 10 % всей задолженности НДПИ УС в федеральный бюджет РФ (табл. 6). Такая ситуация иллюстрирует осознание данными регионами своей значимости как основных налогоплательщиков ФБ РФ и подчеркивает отраслевую особенность налоговой культуры — добросовестное исполнение крупнейшими налогоплательщиками своих обязанностей по уплате НДПИ УС.
Таблица 6. Доля задолженности НДПИ УС двух ведущих регионов в общей задолженности
НДПИ УС в ФБ РФ, %
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
ХМАО 2,7 2,1 1,7 9,8 9,3 5,5 2,1
ЯНАО 4,3 5,1 0,7 4,6 0,5 0,3 6,5
В последние годы треть задолженности по НДПИ в ФБ приходится на угледобывающую отрасль (рис. 4).
Рисунок 4. Задолженность по НДПИ в ФБ РФ Кемеровской области, %
Это вызвано падением цен на уголь, сокращением сбыта и добычи (на 685 тыс. т, или на 9,6 %, с начала года), а также сложным финансовым положением крупнейших угледобывающих компаний [Лавренков, 2014]. Данное межотраслевое сопоставление поступлений и задолженностей НДПИ, на наш взгляд, иллюстрирует различие налоговых культур в разных секторах топливно-энергетического комплекса.
Одной из причин наличия задолженности по уплате НДПИ УС является доначисление налога по результатам налоговых выездных проверок, что, в свою очередь, приводит к уплате налога в более поздние сроки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. При этом неправомерные действия одной из сторон приводят к нестабильности всей системы отношений и неэффективности применяемых мер. Количество налогоплательщиков НДПИ снижается из года в год с 6891 в 2008 г. до 6003 в 2014 г. Это связано со слияниями и поглощениями в нефтегазовой отрасли. В регионах крупных налогоплательщиков НДПИ УС за период 2010— 2014 гг. количество выездных проверок уменьшилось на 30—50 % (табл. 7).
Таблица 7. Общее количество выездных налоговых проверок
Объекты\Годы 2010 2011 2012 2013 2014
РФ 55556 51652 45082 33204 29459
Респ. Башкортостан 1488 1447 1414 728 806
Респ. Татарстан 896 838 776 670 664
Оренбургская обл. 621 582 544 365 371
Приморский край 884 663 592 395 272
Самарская обл. 1516 1566 1273 957 901
ХМАО -Югра 523 443 441 331 356
ЯНАО 345 330 267 177 232
Красноярский край 1051 914 814 649 550
Томская обл. 585 530 562 350 294
Респ. Саха (Якутия) 381 328 288 248 226
Однако, как видно из табл. 8, это не привело к уменьшению сумм пеней и санкций по налогу. Сумма неоплаченных пеней и санкций по НДПИ УС составляет более половины задолженности по этому виду налога. Из них 98 % — это урегулированные пени и санкции по НДПИ УС.
Таблица 8. Сумма неоплаченных пеней и санкций по НДПИ УС, тыс руб.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Пени НДПИ Нф 9289680 9804618 9561739 772330 381863 469624 776545
Пени НДПИ ГГ 1519 5520 6594 6936 444 740 71516
Пени НДПИ ГК 170533 189875 5725 14348 3729 3201 3387
Перейдем ко второму индикатору проявления налоговой культуры — сумме налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.
Налог на добычу полезных ископаемых является достаточно несложным для исчисления и контроля за правильной уплатой в бюджет. Фиксированная ставка уплачивается за 1 тонну обезвоженной, обессоленной и стабилизированной добытой нефти, а также умножается на коэффициент Кц, описывающий динамику мировых цен, и на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти [Данные, применяемые для расчета налога на добычу...].
Анализ темпов добычи углеводородного сырья в РФ указывает на незначительный рост добычи нефти (5,8 %), падение добычи природного горючего газа на 10 % и прирост добычи газового конденсата на 43,8 %,—преимущественно, за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений (табл. 9).
Таблица 9. Динамика добычи углеводородного сырья
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Нефть, тыс т 462657 465102 473829 478631 485433 485433 489569
Горючий природный газ, млн куб. 613482 519583 581251 597628 577284 585579 551691
Газовый конденсат, тыс т 15987 16101 16783 18048 19018 22483 23701
Так, добыча нефти в регионах-донорах ХМАО упала на 9 %, в ЯНАО — на 27 %; в Республике Башкортостан, Пермском крае, Самарской и Оренбургской областях наблюдается рост добычи на 10—14 %.
Для стимулирования углубленной разработки эксплуатируемых нефтяных месторождений и освоения новых регионов добычи, расположенных в неосвоенных территориях с отсутствующей инфраструктурой, были установлены «налоговые каникулы» по НДПИ. Режим «налоговых каникул» по НДПИ распространен на новые нефтяные месторождения, расположенные в Ямало-Ненецком автономном округе севернее 65 градуса северной широты, в Республике Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярском крае. Для разработки малых нефтяных месторождений с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн т к ставке НДПИ введен специальный понижающий коэффициент.
Пока доля добычи из всех этих месторождений — порядка 5 %, в то время как доля добычи нефти со старых месторождений, применяющих специальный понижающий коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр Кв < 1,—особенно в ХМАО,— растет и составляет 21,6 % (рис. 5).
Рисунок 5. Доля добычи нефти по льготам
Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот, увеличилась почти в 10 раз, в т. ч. по налоговой ставке 0 % (руб.) в 7 раз, из них по нефти, добытой на «новых» месторождениях в Республике Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярском крае — в 3,8 раза и в части сверхвязкой нефти — в 4,5 раза (табл. 10).
Таблица 10. Суммы недопоступившего налога в бюджет, млн руб.
Годы По налоговой ставке 0 % По нефти «новых» месторождений По сверхвязкой нефти По применению коэффициента Кв<1
2008 23330 19631
2009 59860 19061 7722 39953
2010 109682 59844 12293 65425
2011 147010 91609 19244 112964
2012 164993 89472 22546 156039
2013 189698 111990 26114 185845
2014 172746 72576 31317 244042
В последние годы формирование суммы налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот, на 60 % связано с применением налогоплательщиками специального понижающего коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр Кв < 1, и на 40 %—с использованием налоговой ставки 0 % (руб.) (рис. 6). При сопоставлении данной суммы с суммой налога, подлежащего уплате в бюджет, за налоговые периоды отчетных лет, доля первой составляет 17 % от подлежащего уплате в бюджет.
Рисунок 6. Доли в сумме налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот
Это говорит о продолжающейся тенденции использования добывающими компаниями старых месторождений и слабом инвестировании в освоение новых.
Заключение
Таким образом, высокий уровень поступления, низкий уровень задолженности, адекватное использование налоговых льгот, осознание своей значимости как основных налогоплательщиков ФБ РФ, добросовестное исполнение крупнейшими налогоплательщиками своих обязанностей по уплате НДПИ УС,— позволяют сделать вывод о проявлении налоговой культуры у плательщиков нефтегазового сектора и их стремлении следовать ее принципам при взаимодействии с налоговыми органами в вопросах поступления налога по добыче углеводородного сырья в ФБ РФ.
Список литературы
Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти (в целях применения главы 26 Налогового кодекса РФ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» . ияЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50642/ (дата обращения:
13.07.2016). [Dannye, primenyaemye dlya rascheta naloga na dobychu poleznykh iskopaemykh v otnoshenii nefti (v tselyakh primeneniya glavy 26 Nalogovogo kodeksa RF) [Data used to calculate the oil extraction tax (Chapter 26 of the Tax Code of the Russian Federation)]. Consultant Plus official website. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_50642/ (date of access: 13.07.2016).]
Касимов Д. О. Институциональные основы формирования и развития налоговой культуры : дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.10. Саратов, 2012. 168 с. [Kasimov D. O. Institutsional'nye osnovy formirovaniya i razvitiya nalogovoi kul'tury: diss. ... kand. ekon. nauk: 08.00.10. [Institutional basis for the formation and development of the tax culture: Cand. Econ. Sci. Diss. 08.00.10], Saratov, 2012, 168 p.]
Кашик А. С. Пакет MDV как аналог аналитического механизма работы человеческой памяти при анализе многообъектных многопараметрических структур. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://mdvm.info/stati/article_post/pervaya (дата обращения: 13.07.2016). [Kashik A. S. Paket MDV, kak analog analiticheskogo mekhanizma raboty chelovecheskoi pamyati pri analize mnogoob»ektnykh mnogoparametricheskikh struktur [MDV software system as an analog of analytical mechanism for human memory operation while analyzing multiobject and multiparameter structures], 2012. URL: http://mdvm.info/stati/article_post/pervaya (date of access: 13.07.2016).]
Лавренков И. Бюджеты почувствовали цену угля [Электронный ресурс] // Коммерсантъ (Новосибирск). 2014. № 119. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2521025 (дата обращения: 13.07.2016). [Lavrenkov I. Byudzhety pochuvstvovali tsenu uglya [Budgets affected by the coal price]. "Kommersant» (Novosibirsk), 2014, no. 119. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2521025 (date of access: 13.07.2016).]
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: www.nalog.ru/rn68/taxation/taxes/ndpi/ (дата обращения: 13.07.2016). [Nalog na dobychu poleznykh iskopaemykh (NDPI) [Natural resource taxation]. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal Tax Service]. URL: www.nalog.ru/rn68/taxation/taxes/ndpi/ (date of access: 13.07.2016).]
Савина О. Н., Раминская П. Ю. Проблемы формирования налоговой культуры в современном российском обществе // Экономика в школе. 2012. № 1. С. 96— 108. [Savina O. N., Raminskaya P. Yu. Problemy formirovaniya nalogovoi kul'tury v sovremennom rossiiskom obshchestve [Problems of the formation of tax culture in modern Russian society]. Ekonomika v shkole, 2012, no. 1, pp. 96-108.]
Халикова Э. А., Гиниятуллина Д. Р. Формирование налоговой культуры в России [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. 2014. № 11 (47). URL: http://sovman.ru/article/4711/ (дата обращения: 13.07.2016). [Halikova Je. A. , Ginijatullina D. R. Formirovanie nalogovoi kul'tury v Rossii [Formation of tax culture in Russia]. Sovremennye tekhnologii upravleniya [Modern Management Technology], 2014, no. 11 (47). URL: http://sovman.ru/article/4711/ (date of access: 13.07.2016).]
Nerre B. Tax Culture as a Basic Concept for Tax Policy Advice. Economic Analysis and Policy. 2008. Vol. 38. № 1. P. 153—167.