ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Колесников Ю.Л., Потеев М.И., Шеламова Т.В. e-mail:shelamova@mail.ifmo.ru
В настоящее время в системе образования все большее значение приобретает информационная среда образовательных учреждений. Она представляет собой совокупность аппаратно-программных средств хранения, обработки и передачи информации, организационно-методических структур и учебно-методических материалов, хранящихся в электронном виде. Современные информационные системы позволяют собирать, классифицировать, сохранять, отыскивать, видоизменять, защищать информационные ресурсы, выводить информацию в последовательности, удобной для пользователя. Одной из составляющих информационной среды являются виртуальные музеи [1].
Как известно, музей - это научно-историческое и научно-образовательное учреждение, осуществляющее комплектование, хранения, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры [2].
Под виртуальным музеем будем понимать составляющую информационной среды, содержащую в электронном виде, в гипертекстовых и мультимедийных форматах, материалы, предназначенные для хранения, классификации, изучения и популяризации в соответствии с заданным профилем экспозиции.
Сформулируем цели создания виртуального музея истории создания и развития образовательного учреждения и рассмотрим программные продукты, которые могут быть использованы для этого. Опишем опыт разработки такого виртуального музея на примере Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета).
К целям создания виртуального музея истории создания и развития образовательного учреждения относятся:
1. совершенствование научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, научно - просветительской деятельности, активизация поисковой и собирательской работы;
2. сохранение истории создания и развития образовательного учреждения, сохранение исторической памяти о выдающихся ученых, научно-исследовательских работах;
3. формирование и развитие патриотизма у молодого поколения.
Виртуальный музей основан на коллекции подлинных материалов: статей, интервью, воспоминаний, документов и др. Исторические материалы представляются в виртуальном музее в текстовых и графических форматах, содержат фотографии исторических персоналий, копии документов, подтверждающие исторические факты, и при этом широко используют возможности гиперпространства. Информация, помещенная в музее, должен быть доступна не только отдельной категории людей, но и "широкой общественности". В частности, она может быть использована в учебном процессе.
Принципиально важно, что в виртуальном музее обучающийся является не пассивным наблюдателем событий, а непосредственным их участником. Конечно, у виртуального музея, как у любого сайта, тоже есть свой "сценарий" (структура, план, карта), но инициатива при работе с ним всегда принадлежит самому пользователю.
Для создания виртуального музея могут быть использованы такие языки программирования, как ASP, NSF, CFS, JAVA, а также база данных Oracle. Опыт показывает, что для хранения исходных данных виртуального музея целесообразно использовать СУБД MySQL: она обеспечивает легкость масштабирования, проста в
использовании и весьма экономична. Для программирования при создании виртуального музея удобно использовать серверный язык сценариев PHP 4.0.
И, конечно же, при разработке виртуального музея истории создания и развития образовательного учреждения необходимо использовать информационные ресурсы Internet. Правда, это требует разработки специальных технологий, учитывающих специфику описания исторических событий за длительный промежуток времени.
Концепция разработки виртуального музея Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета) [3] предполагает включение в него следующих основных разделов:
■ хронология создания и развития университета,
■ история факультетов,
■ история кафедр,
■ история научно-педагогических школ университета,
■ история студенческих объединений,
■ исторические персоналии.
Основным источником информации при наполнении этих разделов является монография [4].
В разделе "Хронология создания и развития университета" содержится информация о важнейших событиях в истории университета со дня основания до наших дней (открытие новых отделений и факультетов, специальностей, лабораторий; научные достижения и т.п.). В разделах "История факультетов" и "История кафедр" содержатся соответствующие исторические справки. В настоящее время проводится работа по сбору, накоплению и систематизации информации для них.
Рис.1. Пример предъявления информации в разделе "Исторические
персоналии"
Раздел "Исторические персоналии" разработан на основе технологии "клиент-сервер" с использованием современных информационных средств (рис. 1). Раздел снабжен удобной системой навигации по ее ресурсам, причем эта система совместима с наиболее популярными браузерами (рис. 2).
ija "чек Ц S !] Л1 Vj f= _l | Г " Управление сай... Щ Статья - M icrosoft W... | ? ' 401 Aulhorizafon R е... | ЦНЙЭ 13:29
Рис. 2. Вид экрана, демонстрирующий навигационные возможности системы
Серверная часть музея имеет удобный интерфейс и возможность удаленного управления, что позволяет быстро наполнять его базу данных. По мере ее заполнения серверная часть может непрерывно совершенствоваться. Например, возможно добавление ссылок на дополнительные источники информации и фотоархив (рис. 3).
Рис.3. Вид экрана при использовании фотоархива
К настоящему времени на страницах портала университета http://www.ifmo.ru ) уже открыто пять разделов музея: "Хронология создания и развития университета", "История факультетов", "История кафедр", "Научно-педагогические школы", "Исторические персоналии" (рис. 4). Раздел "Хронология деятельности университета" содержит девять подразделов, а в базе данных "Исторические персоналии" содержится более 150 записей, и она постоянно пополняется.
Рис. 4. Структура виртуального музея СПбГИТМО (ТУ)
Практика разработки виртуального музея университета показывает, что он позволяет вовлечь в научный и учебный процесс вуза принципиально новые материалы. Он способствует более активному использованию информационной среды университета, воспитанию студенческой молодежи, расширению научной проблематики и углублению учебного содержания учебных дисциплин. В частности, предполагается, что в дальнейшем виртуальный музей будет использоваться в преподавании такой учебной дисциплины, как "История науки и техники".
Литература
1. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Образование в информационном обществе/ Пер. с англ. М., 1999. 312 с
2. Горкин А.П., Бородулин В.И., Карев В.Н., Петровская Л.И. Новый энциклопедический словарь. М., 2000. 1455 с.
3. Колесников Ю.Л., Потеев М.И., Виноградов А.А., Постников А.В. Концепция программного и информационного обеспечения виртуального музея истории создания и развития СПб ГИТМО // Труды Всероссийской научно-методической конференции "Телематика -2002". СПб, 2002. С. 112-113.
4. Потеев М.И. ИТМО: годы и люди. СПб., 2000. 284 с.