УДК 004.7:311
ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ РЫНКАХ
VIRTUAL SOCIAL NETWORKS AT MARKETS ON-LINE
Д.А. Зараев, А.М. Киселева D.A. Zaraev, A.M. Kiselyova
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Современное общество является информационным, поэтому электронные рынки становятся полноправными экономическими агентами. Развитие социальных связей способствовало возникновению особенной субъектной основы электронных рынков - виртуальных социальных сетей. Виртуальные сети выступают и как клиентская база внутреннего и внешнего электронных рынков и как собственно информационная услуга Интернет-бизнеса.
On-line markets increasingly become legitimate economic agents as the modern society is of informational character. As a result of social networks development some special domain base appeared, that is virtual social networks, which act both as client base of internal and external on-line markets and as an actual information service of dot.com.business.
Ключевые слова: электронный рынок, конкуренция, электронная коммерция, виртуальные социальные сети, Интернет-бизнес, электронные коммерческие услуги.
Key words: on-line market, competition, virtual social networks, dot.com.business, internet service.
Информационные технологии оказывают существенное и возрастающее влияние на все стороны развития общества. Это позволяет говорить об информационном обществе и его потребностях в информационных товарах и услугах. В виртуальном пространстве Интернета так же, как и в материальном, каждая сфера товаров или услуг представляет собой отдельный рынок, за виртуальными участниками которого стоят реальные физические и юридические лица. Поэтому для них справедливы законы экономической теории и конкуренции. Собственно, рынок в экономической теории - это совокупность экономических отношений между его субъектами по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Рынок в виртуальном пространстве Интернета становится электронным.
Появление электронного рынка связывают с возникновением системы электронной коммерции. Информационное общество обусловило развитие электронной коммерции как средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Глобализм определяется масштабами электронного рынка, который также включает в себя продукты (включая информационные товары и услуги), участников и процессы их взаимодействия. Фирма, осуществляющая свою деятельность в виртуальном пространстве Интернет, неизбежно сталкивается с конкуренцией и вынуждена идти двумя путями:
- обходить конкурентов и выбиваться в лидеры уже существующей продукции;
- продвигать на рынок новую продукцию, стараясь оставаться монополистом.
Все участники рынка определенным образом взаимодействуют между собой, формируя и поддерживая социальные связи. Эти связи далеко не всегда ориентируют субъектов рынка на одного из участников или даже на один и тот же рынок вообще. Однако их существование так или иначе объединяет людей различными интересами, отношениями либо иными аспектами социального взаимодействия.
В данном контексте Интернет предоставляет прекрасную возможность, используя социальную сущность человека, объединить огромное количество людей в рамках виртуального пространства, создав, таким образом, виртуальные социальные сети. Персонализация Интернета привела к актуализации виртуальных социальных связей и, как следствие, к необходимости систематизировать такие связи. Систематизация, в свою очередь, способствовала перемещению реальных социальных сетей в виртуальное пространство Интернет, а также возможности создавать новые социальные сети.
Создателем и(или) владельцем такой виртуальной социальной сети может выступать конкретное физическое или юридическое лицо. Электронное пространство виртуальной социальной сети задает определенные рамки коммуникации ее участников, формируя тем са-
мым ограниченную социальную территорию. Контроль над данной территорией может полностью осуществляться ее создателем и владельцем, например фирмой как юридическим лицом.
Сама возможность создавать и контролировать виртуальные системы формирования социальных сетей в Интернет привела к различным формам их коммерческого использования. На сегодняшний день можно выделить следующие типы коммерческих услуг, реализуемых в социальной сети:
- размещение прямой или контекстной рекламы;
- продвижение анкеты, блога пользователя;
- продажа виртуальных товаров, имеющих значение только в рамках данной социальной сети;
- дополнительный функционал, доступ к сети, улучшение условий;
- маркетинговые и PR услуги на базе информации сети и т. д.
Все услуги также можно разделить на предоставляемые внутри сети (продвижение анкеты) и использующие саму сеть как ресурс (реклама, маркетинг). Предпочитаемые пользователями виды услуг могут зависеть как от концепции самой социальной сети, так и от общих тенденций. Например, в Европе не осталось бесплатных служб знакомств; в Прибалтике платят за все возможности: от доступа до индивидуализации блогов и анкет; в России большие затраты связаны с продвижением своей анкеты. Существуют также онлайн-игры, завязанные на социальной основе (например, бойцовский клуб), где товаром являются виртуальные игровые предметы, дающие преимущества в игре.
Интернет-бизнес, построенный на основе социальных сетей, является сейчас одной из бурно растущих отраслей электронной коммерции. Несмотря на то, что все чаще звучат прогнозы относительно спада популярности социальных сетей, многие аналитики придерживаются мнения, что виртуальные социальные сети имеют тенденции к постоянному росту. Например, специалисты компании {^Marketer» считают, что к 2013 г. в США количество пользователей социальных сетей увеличится на 44 %. Сейчас аудитория социальных сетей в этой стране составляет около 79 млн человек, а в 2013 г. она будет насчитывать 115 млн человек. Эти прогнозы были озвучены в исследовании «Social Networks: Five Consumer Trends for 2009» [1]. Рост аудитории социальных сетей в 2009 г. в России составил около 11 %, в абсолютных цифрах это около 88 млн человек.
Вторым трендом, который отмечают специалисты, станет увеличение среднего возраста пользователей социальных сетей. Аналитики {^Marketer» считают, что количество детей в возрасте от 3 до 11 лет, которые пользуются социальными сетями, вырастет на 61 %, количество взрослых пользователей - на 49,5 %, количество подростков - на 20,1 % [1]. Прогнозы аналитиков основываются на тенденциях роста, которые демонстрируют ведущие социальные сети США. Например, аудитория MySpace составляет 130 млн человек, из них 76 млн живут в США. Количество пользователей социальной сети Facebook составляет 175 млн человек. Аналогичный рост демонстрируют и социальные сети Рунета. Например, в начале 2009 г. социальная сеть «Одноклассники» заявила о преодолении рубежа в 30 млн пользователей. В Европе социальные сети также являются популярными ресурсами: согласно статистике, три четверти европейцев посещают различные виртуальные социальные сети.
Процессы взаимодействия участников электронного рынка характеризуются определенными закономерностями в условиях развитых информационных технологий и систем. Организационно Интернет-бизнес осуществляется на нескольких типах электронного рынка, реализующихся в форме взаимодействия бизнес-предприятий, потребителей, государства. Они обозначаются аббревиатурами, основные из которых:
- B2B (business-to-business) - Интернет-компании осуществляют продажи друг другу с использованием, как правило, электронных вертикальных площадок (например, специфические торговые сообщества в определенной отрасли, торговые площадки, аукционы, электронные биржи). Вертикальные рынки (корпоративные, закупочные, сбытовые) связаны с предоставлением информации, физического товара и услуг, характерного только для определенной области рынка или для одной отрасли, и рассчитаны на трансформацию отношений бизнес-структур на уровень Интернет-отношений. Горизонтальные рынки (отраслевые, многоотраслевые, продуктовые) ориентированы на различные отрасли. Внедрение B2B способствует развитию рынка и добросовестной конкуренции;
- B2C (business-to-consumer) - продажи организуются непосредственно индивидуальным потребителям, используя Web-витрины, розничную торговлю, виртуальные молы, продажи on-line и т. д.;
- B2G (business-to-government) - речь идет о взаимодействии бизнеса и государствен-
ных структур на основе государственных и муниципальных закупок, не требующих проведения конкурсов. Такое взаимодействие включает деловые связи бизнес-структур с административным аапаратом;
- С20 (со^итег4о^оуеттей) - взаимосвязь на основе предоставления государственным органами необходимых услуг гражданам в социальной и налоговой сферах. Направление развито мало, но имеет высокий потенциал;
- С2С (со^итег4о-со^итег) - продажа потребителями товаров и услуг друг другу на электронных аукционах индивидуальных потребителей. Направление включает в себя возможность и взаимодействие потребителей для обмена коммерческой информацией (обмен опытом приобретения определенного товара, взаимодействия в конкретной фирме).
При включении социальных сетей в качестве ресурса Интернет-бизнеса коммерческое взаимодействие осуществляется по модели В2С. Менее развитой, но имеющей большой потенциал при использовании социальных сетей в системе электронной коммерции, считается модель С2С. Участников виртуальной социальной сети необходимо рассматривать как клиентскую базу, осуществляя в ее отношении соответствующую эффективную политику. Поэтому благодаря виртуальной социальной сети можно искусственно создать экономическое пространство и, как следствие, задав правила и структуру отношений сформировать виртуальный рынок. Такой рынок можно назвать собственным или частным виртуальным рынком, поскольку кроме реальных субъектов, осуществляющих в его рамках экономические отношения, вся его структура находится под контролем единого центра - фирмы. При этом представитель этого центра, может также осуществлять экономическую деятельность в рамках своего собственного виртуального рынка, оставаясь при желании монополистом в предос-
тавляемых участникам этого рынка товарах и услугах.
Для фирмы, владеющей действующей виртуальной социальной сетью, такая сеть будет являться собственным виртуальным рынком, оставаясь одновременно и ее собственностью. Однако в рамках всего экономического рыночного пространства Интернет такая фирма неминуемо попадает в условия конкуренции. Фирма выступает участником всего электронного рынка виртуальной социальной сети как поставщик данного вида услуги. Соответственно ее участие на этом «внешнем» рынке требует совсем иной политики и организации, нежели в пространстве собственного виртуального рынка. Также имеют место услуги, которые фирма-собственник виртуальной социальной сети может предложить участникам внешнего виртуального рынка:
- маркетинговые исследования на основе данных своей виртуальной социальной сети;
- реклама внутри виртуальной социальной сети и пр.
Таким образом, можно говорить об эффекте «двойного рынка», который обусловлен внешним Интернет-пространством и собственным внутренним рынком, по отношению к собственной социальной сети. Фирма, организующая бизнес на основе виртуальной социальной сети, должна иметь организационную структуру, позволяющую вести эффективную деятельность как на внешнем, так и на внутреннем рынке. При этом обязательным условием данного бизнеса является согласование стратегии развития по обоим направлениям между собой, а также с главной целью деятельности такой фирмы.
1. Social Networks: Five Consumer Trends for 2009». - URL: http:// www.marketresearch.com/ product/display.asp?productid=2106340&SID=27 839289-440300745-462864368