Научная статья на тему 'Виртуальные музеи как часть единой образовательной информационной среды'

Виртуальные музеи как часть единой образовательной информационной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТ / MUSEUM / VIRTUAL MUSEUM / INFORMATION SPACE / INFORMATION TECHNOLOGIES / PROJECT / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Александр Михайлович, Земляков Дмитрий Вячеславович, Иванов Евгений Владимирович, Штыров Андрей Вячеславович

Представлены результаты проведенного исследования вопроса активизации взаимодействия музеев и образовательных учреждений Волгоградской области. Раскрыты возможности создания единого информационно-музейного пространства на принципиально новом качественном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual museums as part of common educational environment

The article introduces the results of the research on the subject of intensifying interaction between museums and educational institutions in Volgograd region. There are presented the possibilities of establishing some united information and museum space on a completely new level of quality.

Текст научной работы на тему «Виртуальные музеи как часть единой образовательной информационной среды»

4. http://ka.rmka- museum.narod.ru Виртуальный музей истории школы села Каринка Кирово-Чепецкого района.

5. http://konip.ucoz.ru/index/virtualnyj_muzej/0-26 МКОУ ООШ д. Малый Конып Кирово-Чепецкий район Кировская область.

УДК 371.485; 908; 371.86; 37.026.5

А. М. Короткое, Д. В. Земляков, Е. В. Иванов, А. В. Штыров

ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ КАК ЧАСТЬ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Представлены результаты проведенного исследования вопроса активизации взаимодействия музеев и образовательных учреждений Волгоградской области. Раскрыты возможности создания единого информационно-музейного пространства на принципиально новом качественном уровне.

The article introduces the results of the research on the subject of intensifying interaction between museums and educational institutions in Volgograd region. There are presented the possibilities of establishing some united information and museum space on a completely new level of quality.

Ключевые слова: музей, виртуальный музей, информационное пространство, информационные технологии, проект, взаимодействие.

Ключевые слова: museum, virtual museum, information space, Information Technologies, project, interaction.

Музей - важный элемент, связующий прошлое и настоящее родного края, его населения, культуры и традиций. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют вывести просветительскую деятельность музеев на новый качественный уровень. Создание виртуальных музеев, их презентация в сети Интернет позволяют значительно расширить охват целевой аудитории, а объединение виртуальных музеев в информационное пространство будет не только иметь большой научный, образовательный и просветительский эффект, но и создаст условия для повы-

шения туристической привлекательности региона, привлечения дополнительных финансовых средств на развитие музейной сферы.

В ходе реализации ряда научных исследований, поддержанных грантами РГНФ, Президента РФ, нами была обоснована, разработана и реализована модель единого информационного музейного пространства Волгоградской области на принципиально новом качественном уровне. Его базой является разработанная нами интернет-платформа Мирознай (www.miroznai.ru), создающая благоприятные условия с использованием современных коммуникационных, геоинформационных и педагогических технологий для разработки виртуальных музеев и организации на их основе сетевых проектов различной направленности.

На этапе пилотной разработки ряда виртуальных музеев Волгоградской области нами было доказано, что они имеют большой научный, образовательный и просветительский потенциал и могут являться площадкой для организации дистанционного взаимодействия музеев с заинтересованной аудиторией [1].

Технологии представления музейных экспозиций и фондов активно совершенствуются, но в настоящее время музеи, в подавляющем большинстве, не готовы к их массовому внедрению. Использование новых подходов позиционирования музеев в информационном пространстве, организация взаимодействия с аудиторией посредством коммуникационных сервисов Интернета требует повышения уровня подготовленности работников музейной сферы в области методологии визуализации и представления данных, современных информационных и коммуникационных технологий.

По результатам проделанной работы приходится констатировать, что, несмотря на очевидный успех в отдельных проектах, предложенный нами подход к организации разработки виртуальных музеев в масштабе региона в настоящее время недостаточно эффективен вследствие низкого среднего уровня готовности работников музейной сферы осваивать и активно использовать передовые информационные технологии и методы работы с аудиторией в условиях информатизации рынка услуг. Было выявлено, что у подавляющего большинства работников музейной сферы:

1) отсутствует знание методологии представления и визуализации данных в электронном виде,

2) недостаточен уровень компьютерной грамотности для представления экспозиций и фондов музея в электронном виде,

3) отсутствует мотивация к представлению музея в сети Интернет.

Для решения выявленных проблем сотрудниками Волгоградского государственного социально-педагогического университета при поддержке Министерства культуры Волгоградской области и Министерства образования и науки Волгоградской области ведется разработка методической модели подготовки работников музейной сферы к использованию современных информационно-коммуникационных технологий для организации просветительской деятельности музеев. Совместный проект ориентирован, в том числе, на активизацию взаимодействия музеев и образовательных учреждений региона на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий [2; 3].

Проект позволит сформировать целостное представление о культурно-историческом наследии, сохраняемом музеями региона, повысит его доступность для решения образовательных, исследовательских и просветительских задач. Мероприятия, реализуемые в рамках проекта, также будут способствовать формированию положительного имиджа Волгоградской области в информационном пространстве и повышению ее туристической привлекательности.

Реализация проекта предполагает:

1. Разработку специализированной программной платформы, которая послужит основой создания образовательно-ориентированного информационного музейного пространства, представляющего в свободном доступе в сети Интернет информацию о музеях региона в увлекательной, адаптированной для восприятия учащихся форме.

2. Повышение профессиональной компетентности работников музейной сферы в области использования современных ИКТ в профессиональной деятельности в ходе серии дистанционных научно-методических и практических семинаров.

3. Организацию и проведение областного конкурса среди музеев, ориентированного на выявление, популяризацию и поощрение лучших практик использования информационных технологий в музейной деятельности.

4. Организацию образовательного музейного пространства региона и интеграцию его в образовательный процесс на основе конкурсных работ и разработанной программной платформы.

Исследование нами было выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-36-010103 «Виртуальные музеи: единое культурно-информационное пространство».

Примечания

1. Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации / под ред. Т. И. Шушкиной; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. С. 185-203.

2. Земляков Д. В. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности в процессе создания сетевых виртуальных музеев / Д. В. Земляков, Е. В. Иванов, А. М. Коротков // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 18-20;

2. Земляков Д. В. Виртуальные школьные музеи как средство формирования у школьников опыта учебно-исследовательской деятельности: от модели к практической реализации / Д. В. Земляков, Е. В. Иванов, А. М. Ко-ротков // Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации / под. ред. Т. И. Шушкиной; Мордов. гос.пед. ин-т. Саранск, 2011. С. 185-203.

УДК 908; 004.738.52

Ю. С. Инякин

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

В статье представлен проект информатизации системы образования. Автор рассказывает об участниках и разработчиках проекта как основной формы организации краеведения в системе дополнительного образования детей по Программе туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество».

The article presents the project of information technologies wider implementation in the sphere of education. The author talks about the participants and developers of the project, which is considered to be the main form in which local history could be taught in the system of extracurricular activities for children, and is based on the programme of tourism and local history movement, called "Motherland".

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, программа «Отечество», краеведение, информационные технологии, проект.

Ключевые слова: digital educational resources, "Motherland" programme, local history, information technologies, project.

В настоящее время специалисты в области информационных технологий ведут разговор о смене парадигмы информатизации школы, о переходе от парадигмы электронного учебника к пара-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.