Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.48:004.031.42
Н.Н. Куликова
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Маркетинг и коммерция», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники
и электроники»
Э.Н. Горб
магистрант, кафедра «Маркетинг и коммерция», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники
и электроники»
ВИРТУАЛЬНОЕ КОММУНИКАЦИОННОЕ ПОЛЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Аннотация. Инструменты сети Интернет сегодня используются во всех основных бизнеспроцессах предприятий сферы туристического бизнеса. В статье дано понятие виртуального коммуникационного поля предприятий сферы туристического бизнеса и представлен набор веб-инструментов информационного воздействия на целевые аудитории.
Ключевые слова: коммуникации, туристический бизнес, веб-инструменты информационного воздействия.
N.N. Kulikova, Moscow State University of Information Technologies, Radio Engineerings and Electronic Engineers
E.N. Gorb, Moscow State University of Information Technologies, Radio Engineerings and Electronic Engineers
COMMUNICATIONS FIELD VIRTUAL ENTERPRISES OF THE SPHERE OF TOURIST
BUSINESS
Abstract. Tools the Internet is now used in all major business processes of enterprises in the sphere of tourist business. In article the concept of a virtual field of communication enterprises in the sphere of tourist business and presents a set of web tools information impact on the target audience.
Keywords: communications, tourism, web tools of information impact.
Успех предприятия в туристическом бизнесе сегодня определяется наличием эффективных коммуникаций, обеспечивающих связь между туристическим предприятием и клиентами. Такие коммуникации должны вызывать ответные действия на информацию туристической фирмы у потенциальных и существующих клиентов.
Коммуникации туристической фирмы с потенциальными и существующими клиентами должны быть реализованы на основе непрерывной связи. Сегодня любая туристическая фирма играет роль источника коммуникаций и является генератором различных средств продвижения информации о своих продуктах и услугах на рынок. Таким образом, можно говорить о том, что современные условия ведения туристического бизнеса вынуждают руководителей туристических компаний управлять сложной системой маркетинговых связей: необходимо иметь коммуникационные отношения с посредниками, потенциальными и существующими клиентами и представите-
26
№ 10 (50) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
лями общественности.
Для реализации системы маркетинговых связей необходимо формирование коммуникационного поля. Маркетинговое коммуникационное поле предприятия является категорией, которая раскрывает сущность экономических отношений, складывающихся между субъектами взаимодействий (в области продвижения продукции, обслуживания и сопровождения различных видов деятельности, формирования в сознании потребителя позитивных образов как продукции, услуги и производителя, так и участников этого поля) [2].
Туризм сегодня является глобальным компьютеризированным бизнесом, в котором между собой взаимодействуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и мировые туристические корпорации на основе сети Интернет. Реализация бизнеспроцессов современных туристических компаний сегодня невозможно без использования интернет-технологий, которые позволяют отказаться от старых правил и создать новые приемы работы [3] и взаимодействия.
Все коммуникации участников туристического бизнеса в сети Интернет образуют единое виртуальное коммуникационное поле. На основании [1] под коммуникационным полем взаимодействия участников туристического бизнеса в сети Интернет будем понимать виртуальную сферу взаимодействия участников рыночных обменов туристического бизнеса на основе современных технологий сети Интернет, связанных с продвижением туристических продуктов и услуг до конкретного потребителя и формированием в его сознании позитивных образов как продукта, услуги и продавца, так и различных субъектов туристического бизнеса, обеспечивающих процесс продвижения товаров и услуг в интересах удовлетворения потребностей конкретного потребителя, производителя и этих субъектов.
Виртуальное коммуникационное поле способствует рациональному использованию имеющихся ресурсов у субъектов туристического бизнеса и более полное удовлетворение потребностей потенциальных и существующих клиентов.
Виртуальное коммуникационное поле представляет «карту действий» субъектов туристического бизнеса в сети Интернет. Виртуальное коммуникационное поле предприятия сферы туристического бизнеса формируется на основе инструментов информационного воздействия. Набор инструментов информационного воздействия на целевые аудитории прямо или косвенно формирует имидж компании сферы туристического бизнеса и влияет на все составляющие ее бизнеса. Для того чтобы получить максимальную отдачу от затрат на коммуникации туристическая фирма в маркетинговую программу должна включать комплекс мероприятий по формированию и постоянному развитию своего виртуального коммуникационного поля. Максимальный эффект достигается при использовании комплексного набора инструментов информационного взаимодействия, учитывающих специфику туристической отрасли, бизнеса и стратегии конкретной компании (рис. 1).
В состав виртуального коммуникационного поля предприятия сферы туристического бизнеса входят:
№ 10 (50) - 2015
27
Проблемы экономики и менеджмента
1. участники взаимодействия;
2. совокупность веб-инструментов информационного взаимодействия.
предприятия сферы туристического бизнеса
Участниками взаимодействия в виртуальном коммуникационном поле являются поставщики услуг (авиакомпании, отели, гостиницы, санатории и т.п.), туроператоры (компании, формирующие пакеты туристических услуг для туристов), турагентства (розничные продавцы пакетных туристических услуг) и клиенты.
Совокупность веб-инструментов информационного воздействия на целевые аудитории предприятий сферы туристического бизнеса может составлять:
- корпоративные сайты предприятий сферы туристического бизнеса и собственные информационные ресурсы (контент-проекты);
- промо-сайты, например, для продвижения какой-то одной страны или для кон-
28
№ 10 (50) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
кретного тура;
- поисковая оптимизация корпоративного сайта в поисковых системах, общих и специализированных рейтингах и каталогах;
- присутствие на отраслевых и специализированных ресурсах, торговых площадках и досках объявлений;
- присутствие в профессиональных сообществах в сети, на тематических форумах и конференциях;
- присутствие на непрофильных сайтах, посещаемых представителями целевой аудитории туристического бизнеса;
- e-mail маркетинг и тематические рассылки;
- участие в партнерских программах;
- участие в отраслевых баннерообменных сетях;
- постоянное присутствие и обновление информации об интернет-проектах туристической компании и т.п.
Для выявления приоритетных инструментов информационного взаимодействия виртуальное коммуникационное поле требует постоянного анализа и оценки тематических ресурсов, сайтов и площадок размещения. Необходимо проводить:
- оценку посещаемости существующих ресурсов, времени выхода контента, формата размещения, стоимости, активности конкурентов на ресурсе;
- оценку относительной известности существующих ресурсов среди других и степени их разумного использования как каналов продвижения туристической продукции и услуг;
- анализ популярных ресурсов среди клиентов для выработки рекомендаций по выбору приоритетных и эффективных для продвижения предприятия сферы туристического бизнеса, его продукции и услуг.
Таким образом, формирование виртуального коммуникационного поля предприятия сферы туристического бизнеса, состоящего из целого комплекса коммуникаций, сегодня является необходимым условием его эффективного функционирования. Реализация коммуникационного поля на основе технологий сети Интернет обеспечивает всем участникам туристического бизнеса эффективные каналы коммуникаций.
Список литературы:
1. Хараджян Л.В. К разработке российской модели корпоративного управления в условиях глобализации экономики / Э.Ф. Хандамова, Л.В. Хараджян, М.Г. Давидова // Сб. науч. трудов SWorld: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании’2011». -Одесса: Черноморье, 2011. - Вып. 4, т. 33. - С. 75-85.
2. Хандамова Э.Ф. Формирование и развитие маркетингового коммуникационного поля предприятия: автореф. дис. ... д-ра экон. наук (08.00.05) / Хандамова Эва Фризовна; ФГБОУ ВПО «Кубан. гос. технол. ун-т». - Краснодар, 2013. - 49 с.
3. Карпухина Н. Н. Реинжиниринг бизнес-процессов и экономические информационные системы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: Литера, 2010. - № 1. - С. 72-73.
№ 10 (50) - 2015
29
Проблемы экономики и менеджмента
4. Шаховалов Н.Н. Интернет-технологии в туризме: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. - 251 с.
5. Саленко М.А. Разработка состава и структуры информационнокоммуникационного поля взаимодействия участников региональных инвестиционных процессов // Изв. Том. политехн. ун-та. - 2009. - Т. 315, № 6. - С. 65-69.
30
№ 10 (50) - 2015