Научная статья на тему 'Виртуальная самоорганизация как ресурс индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности'

Виртуальная самоорганизация как ресурс индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET COMMUNICATION / INVOLVEMENT / SELF-EFFICACY / COPING / RESOURCE / MOTHERHOOD / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ВКЛЮЧЕННОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОВЛАДАНИЕ / РЕСУРС / МАТЕРИНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

В статье рассматривается проблема самоорганизации в виртуальном пространстве как ресурса индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности на примере разных социальных групп в контексте совладающего поведения и самоэффективности. Обобщается ряд проведенных исследований по данной проблематике за 2014-2015 гг. Особое внимание уделяется обзору проводимого в настоящий момент исследования участия матерей в родительских интернет-сообществах. Делается вывод о необходимости данного направления исследования для консультативной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual self-organisation as the resource of individual and group subject of life

The article is devoted to the problem of self-organisation in virtual space as a resource of individual and group subject on the example of different social groups in the context of coping behaviour and selfefficacy. It summarises several studies on this issue for 2014-2015. Special attention is paid to review the ongoing research of the participation of mothers in parental online communities. The conclusion about the necessity of this direction of research for the advisory practice is made.

Текст научной работы на тему «Виртуальная самоорганизация как ресурс индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности»

УДК 159.9:316.6

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@/ksu.edu.ru

ВИРТУАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК РЕСУРС ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема самоорганизации в виртуальном пространстве как ресурса индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности на примере разных социальных групп в контексте совладающего поведения и самоэффективности. Обобщается ряд проведенных исследований по данной проблематике за 20142015 гг. Особое внимание уделяется обзору проводимого в настоящий момент исследования участия матерей в родительских интернет-сообществах. Делается вывод о необходимости данного направления исследования для консультативной практики.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, включенность, самоэффективность, совладание, ресурс, материнство.

Изучение ресурсов является на сегодняшний день одной из самых востребованных областей психологического знания. В первую очередь это связано с ускорением темпа жизни, повышением социальных требований в каждом возрастном периоде, увеличением энергозатрат личности и высокой стрессо-генностью социальной ситуации развития. В тоже время, несмотря на более чем тридцатилетнюю историю исследования ресурсов в зарубежной психологии (M. Aldwin, А. Antonovsky, K.D. Vogs, C.J. Holahan, R. Lasarus, S. Folkman, B. Matheny, S. Taylor и др.) и приоритетность данной области в отечественной науке, проблема ресурсов остается недостаточно разработанной и требует интеграции полученных знаний.

Необходимо отметить, что отсутствует согласованность и в вопросе идентификации и дифференциации ресурсов субъекта. Так, к ресурсам относят не только условия и объекты среды, но и когнитивные способности (А.А. Алексапольский, В.Н. Дружинин, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная), личностные черты (В.А. Бодров, Е.Ю. Кожевникова, Д.А. Леонтьев), социальные группы, к которым принадлежит личность и отношения в них (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, Е.А. Петрова). Отдельное место в настоящее время занимает проблема ресурсов копинг-поведения, жизнестойкости личности и группы, факторов поведения человека в различных трудных ситуациях: диспозиционных, ситуационных, социокультурных и регулятивных (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова и др.). Накоплен богатый материал по проблеме совладания со стрессом у мужчин и женщин, у людей разного возраста и социального статуса, с разным состоянием здоровья. В то же время исследований, посвященных выявлению особенностей совладающего поведения интернет-пользователей в рамках интегративного подхода явно недостаточно.

В 2012 году нами было проведено пилотажное исследование, по результатам которого мы пришли к выводу, что молодежь оценивает возможности виртуальной самоорганизации выше, чем соци-

альной самоорганизации в реальном пространстве взаимодействия. Когнитивная оценка ресурсности участия в просоциальных интернет-сообществах дала нам возможность описать положительные корреляты включенности молодежи в интернет-сообщества с признаками самоуправляемости и субъективной витальностью как самих этих групп, так и участвующих субъектов. В период 2013-2014 гг. нами был проведен ряд исследований, посвященных участию в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения, непосредственно связанного с самоэффективностью личности [4]. В результате теоретико-эмпирического осмысления проблемы мы пришли к выводу, что интернет-коммуникация в разрезе копинг-стратегий является сферой исследований многих авторов в последнее десятилетие. Несмотря на это наблюдается некая односторонность исследований в этом научном направлении. Авторы пытаются изучить связь вовлеченности пользователей в интернет-коммуникацию и применяемых ими копинг-стратегий (А.С. Аголакова; И.Р. Сушков, Н.С. Козлова). Понимая совладающее поведение в рамках интегра-тивного подхода, мы приходим к выводу, что явно недостаточно анализировать виртуальное общение исключительно с точки зрения стратегий совлада-ющего поведения. Опираясь на определение стратегии совладающего поведения (Zeidner, Endler, 1996), которая понимается как основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам (Т.Л. Крюкова, 2004) [1], мы можем сказать, что обращение к участию в интернет-сообществах как конкретное, осознанное, систематическое действие может являться для субъекта определенной стратегией совладания. В тоже время субъект может использовать возможности своего участия для реализации в интернет-пространстве различных копинг-стратегий. Многие в таком общении ищут помощи, поддержки, понимания и одобрения, некоторым таким образом проще выплеснуть свои эмоции, а кто-то, возможно, использует вирту-

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

альные сообщества как способ отстраниться от переживаний, забыться и избежать проблем. При осознании возможностей участия в интернет-сообществах для борьбы с трудными ситуациями, а также с повседневным стрессом, данный вид включенности становится для субъекта ресурсом жизнестойкости, самоэффективности (Е.В. Тихомирова, С.В. Беляева, 2014). Изучение участия в виртуальных сообществах на основе полипара-дигмального подхода, объединяющего субъектно-деятельностную, когнитивную и коммуникативную парадигму, позволяет более широко взглянуть на проблему неоднозначности связи включенности в сетевые сообщества и самоэффективностью личности.

В рамках данной проблемы были также проведены пилотажные исследования, предметом которых выступал характер связи участия в интернет-сообществах и совладающего поведения со стрессом современной молодежи. Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики более 150 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Все испытуемые - участники виртуальных сообществ. Результаты исследований позволили нам прийти к выводу, что в общей совокупности у участников общения в интернет-группах с признаками самоуправляемости преобладают относительно адаптивные стратегии совладающего поведения, связанные в основном с эмоциональным стилем реагирования.

Также в результате исследования было выявлено, что прибегнув к интернет-коммуникации в стрессовой ситуации один раз, участники в более чем 60% случаев начинают обращаться к такой форме решения проблем систематически и становятся постоянно действующими лицами в соответствующих разделах форума. Мы приходим к выводу, что участие в интернет-сообществах является самостоятельной копинг-стратегией и ресурсом совладания при условии осознания возможностей данной формы самоорганизации для решения собственных проблем. Однако были выявлены и негативные психологические эффекты у участников с высокой степенью включенности (симптомы аддиктивного поведения) несмотря на относительную социальную эффективность. Неоднозначность результатов проведенных исследований побуждает нас к проведению более масштабного исследования оценки ресурсности и психологических издержек социальной самоорганизации в виртуальном пространстве [3].

Особенно актуальной данная проблематика становится в разрезе изучения материнства как сложного социально-биологического явления, требующего больших личностных ресурсов. Актуализация и обогащение последних осуществляется в настоящее время не только благодаря усилиям семьи, государства в лице специальных учреждений,

ментальном опыту самой женщины, но и за счет расширения социальных сетей взаимоподдержки, групповой самоорганизации в виртуальном коммуникативном пространстве. Инновационность подобного рода объединений требует качественного не только социологического анализа, но в первую очередь, психологического изучения.

Материнство привносит в жизнь женщины множество изменений, к которым она не всегда психологически готова. Изменение социального статуса, стиля жизнедеятельности, увеличение энергозатрат, временная профессиональная стагнация, трудности распределения внешних и внутренних ресурсов, ролевые конфликты не могут не оказывать существенного влияния на самоэффективность женщины, на ее жизнестойкость на разных этапах материнства, в особенности на раннем. Психическая чувствительность, социальный контекст, физиологические изменения, а главное повторяющиеся трудности, связанные с ребенком могут привести к расширению диапазона страхов, возникновению ситуативной тревожности, искажению я-концепции. Трудные жизненные ситуации, с которыми сталкивается современная мама практически ежедневно, требуют больших внутренних ресурсов, которых часто явно не достаточно для оптимизации процесса жизнедеятельности. Здесь на первый план выходит проблема обогащения и актуализации психологических ресурсов женщин, в частности имеющих детей до 3-х лет. Институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (И. Кон, М. Мид, Е. Badinter, D. Jil, В. Когпе1 и др.). В связи с этим изменяются и ресурсы материнства. Всё чаще современные мамы используют сетевое общение как источник обогащения внутренних ресурсов. Большую популярность получают виртуальные родительские сообщества, к примеру, сообщества слинго-мам, мам с особенными детьми, интернет-сообщества молодых мам и т.д. Основой самоорганизующихся родительских сообществ выступают схожие проблемы и потребности женщин, реализующих роль матери, с одной стороны, а с другой доступность данной формы самоорганизации, ее гибкость и мобильность.

Проводимое нами исследование 2014-2016 гг. посвящено изучению социальной самоорганизации матерей в виртуальном пространстве взаимодействия как одной из распространенных, но недостаточно изученных форм активности в современной социальной ситуации, в значительной степени определяющей эффективность современного материнства. Мы предполагаем, что групповая самоорганизация в виртуальном пространстве в настоящее время может являться при разных условиях ресурсом, стратегией и полем для реализации других стратегий совладающего поведения матери, но в тоже время нести в себе ряд психологических

издержек для ее личности, так как увеличивает риск постепенной деперсонализации и депривации эмоционального отношения к супругу и ребенку.

Необходимо отметить, что в настоящее время направления исследования проблем материнства достаточно разнообразны: этологические исследования с точки зрения ресурсных затрат и паттернов родительского поведения (Д. Дьюсбери, Е.Н. Панов, К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др.), сравнительно-психологические исследования, посвященные механизмам материнского инстинкта (В.А. Вагнер, Н.А. Тих), феноменологическое направление, материнство как часть личной сферы женщины и другие. В настоящее время появился интерес к комплексному изучению материнства, что нашло отражение в ряде коллективных монографий зарубежных авторов: «The Different Faces of Motherhood» под ред. В. Birns и D.F. Hay, «The Development of Attachment and Affiliative sistems» под ред. R.N. Emde и R.J. Harmon, «Psicholodical Aspects of a First Pregnancy and Early Postnatal Adaptation» под ред. P.M. Shereshevsky и L.J. Yarrow и др. В отечественной науке преобладают более узкие подходы в этой области. Немало исследований посвящено адаптации к новой социальной роли «матери», условиям ролевой идентификации, факторам эмоциональной привязанности к ребенку, условиям удовлетворенности материнством, страхам во время беременности и родов (В.А. Денисова, Е.И. Захарова, И.М. Земзюлина, Н.Ю. Ка-лачева, Е.В. Пономарева, Л.Н. Тронина). Широта представленных исследований свидетельствует о полифеноменальности материнства. В современной ситуации развития общества, во время экономического кризиса, конкуренции на рынке труда, кризиса семейной системы и мобилизации общества наибольший интерес представляет тематика, связанная с жизнестойкостью матерей (А.Н. Гусев, М.Ю. Кузьмин). В последнее время внимание исследователей обращается к рассмотрению материнства в контексте массовых коммуникаций (МГППУ конференции 2009, 2010 г. «Родительство в зеркале СМИ»). Интерес представляют и социологические исследования, проводимые научной школой Санкт-Петербургского университета, посвященные проблеме социального капитала, потенциала родительских объединений как нового феномена социальных отношений. Однако комплексных исследований в области психологических ресурсов современного материнства явно недостаточно.

Это вывело нас на мало изученную и актуальную проблему исследования групповой самоорганизации матерей в пространстве сети интернет в контексте совладающего поведения и самоэффективности личности матери.

Цель исследования: изучить и описать личностные и ситуационные детерминанты, при которых

групповая самоорганизация в сети интернет становится ресурсом совладающего поведения и жизнестойкости женщин, имеющих детей, а также выявить психологические издержки включенности в родительские объединения. Провести теоретико-эмпирическое исследование феномена социальной самоорганизации матерей в виртуальном пространстве в рамках ресурсного подхода с разработкой методологически согласованной социально-психологической концепции.

В рамках данного исследования проводится лонгитюдное исследование «Особенности участия матерей в виртуальном сообществе "Костро-мамаСП.ги"» с момента образования форума и по сегодняшний день, т.е. в течение пяти лет 20092015 гг. Данное исследование позволило определить специфику самоорганизации матерей в нтер-нет-пространстве и привело нас к выдвижению основной гипотезы заявленного исследования.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о неоднозначности связи социальной самоорганизации в виртуальном пространстве и жизнестойкости, самоэффективности личности матери в связи со спецификой поля реализации общения и характером мотивационной включенности субъекта.

Частные гипотезы:

1. Критериями субъективной включенности матерей в сетевые сообщества являются: частота инициаций контактов, участие в обсуждении текущего состояния дел форума, стремление поделиться даже незначительным опытом, активность действий по формированию собственного образа и др.

2. Существуют различия показателей мотиваци-онной включенности матерей в родительские нтер-нет-сообщества на разных этапах материнства.

3. Связь включенности в сетевое общение и со-владающего поведения женщин, имеющих детей, специфична на разных этапах материнства.

4. Возможности виртуальной самоорганизации для обогащения психологических ресурсов материнства расширяются в личностно-значимом, остром проблемном ситуативном контексте.

5. Восприятие групповой самоорганизации как ресурса эффективного материнства связано с рядом личностных особенностей женщин, имеющих детей, такими, как конгруэнтность, открытость новому опыту, позитивное самоотношение.

6. Существуют различия в показателях жизнестойкости матерей с разной степенью включенности в виртуальные родительские сообщества на разных этапах материнства.

7. «Сверхвключенность» матерей в сетевую коммуникацию может приводить к следующим психологическим издержкам: снижение уровня стрессоустойчивости, повышение тревожности, «заражение» страхами, возникновение коммуникативных трудностей в семье, трудности личност-

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

ной самореализации и депривация эмоциональной привязанности к ребенку.

Несмотря на то, что данное исследование находится проведения и анализа результатов, уже были получены первичные результаты. С помощью контент-анализа материалов нтернет-форума (детально проанализировано 60 тем - методом случайной выборки) были выявлены поводы обращения матерей за психологической поддержкой к участникам виртуальной коммуникации, а также анализировались реакции на заявленные темы. Была построена иерархия основных стрессогенных факторов, описываемых матерями - участницами форума: здоровье детей; трудности, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей, ощущение родительской некомпетентности; неудовлетворенность социально-бытовой сферой; трудности в семейных отношениях; проблемы с собственным здоровьем; комплексы, связанные с внешностью и образом жизни; негативное мироощущение, ощущение одиночества. Появляются и закрепляются темы, направленные на выплеск положительных эмоций и выход из эустресса: «Раздели со мной радость», «У меня радость!», что может говорить о том, что у женщин имеется потребность совладать с позитивным стрессом, а также с помощью подачи жизнеутверждающей информации, с одной стороны, нивелировать проявления повседневного стресса, а с другой - отвлечь участников форума от их проблем [2].

Названия отражают те копинг-стратегии, к которым чаще прибегают женщины, имеющие детей в виртуальном пространстве: обращение, пассивная кооперация (поиск социальной поддержки), проблемный анализ, эмоциональная разгрузка, агрессивность, протест, конструктивная активность, сотрудничество. При этом выявленные стратегии относятся преимущественно к адаптивным (4) и относительно-адаптивным (3) и лишь агрессивность является неадаптивной стратегией совладающего поведения. Достаточно частое проявление агрессивности, на наш взгляд, обусловлено анонимностью высказываний и низкой значимостью поддержания отношений с некоторыми участниками форума (Е.В. Тихомирова, 2014) [2].

Также было выявлено, что виртуальная самоорганизация является средством избавления от страхов материнства с одной стороны, и фактором возникновения новых - с другой. Нами было проведено пилотажное исследование, которое позволило выделить группы актуальных страхов у женщин на раннем этапе материнства (обследовано 30 женщин с детьми до 3-х лет, из них 15 женщин с одним ребенком и 15 женщин с опытом материнства). По результатам частотного анализа была выстроена иерархия переживаемых страхов в изучаемый период: страх за здоровье и жизнь ребенка - 40% (из них: неправильный уход за ребенком - 60%; дру-

гие внешние факторы - 40%); страх неправильно воспитать ребенка - 24%; страх за будущее ребенка (кем он вырастет) - 12%; страх несоответствия идеалу матери - 8%; страх, что другим детям не будет уделяться должного внимания - 8%; страх профессиональной невостребованности - 4%; страх новой беременности - 4%.

Одной из главных причин появления страхов, женщины, составившие выборку пилотажного исследования, считают низкий уровень собственной компетентности в вопросе о детях. Чтобы преодолеть страхи, женщины прибегают к самообразованию, общаются на нтернет-форумах и прислушиваются к материнскому инстинкту: «для себя я решила, что буду прислушиваться к природе и относиться к материнству максимально естественно», «справиться помогает изучение болезней, опыт и общение с экспертом, с другими матерями», «помогают знания и анализ ситуации». 90% выборки женщин указывали участие в нтер-нет-сообществах как ресурс избавления от страхов (Е.В. Тихомирова, А.В. Цветкова, 2015) [5].

Мы приходим к выводу, что изучение социальной самоорганизации матерей как в реальном, так и в виртуальном пространстве на основе полипара-дигмального подхода, объединяющего субъектно-деятельностную, когнитивную и коммуникативную парадигму, позволит более широко взглянуть на проблему неоднозначности связи включенности в сетевые сообщества и самоэффективностью женщин, имеющих детей. Исследование виртуальной самоорганизации матерей в контексте интегра-тивного подхода к совладающему поведению личности позволит выделить и описать условия, при которых участие в нтернет-сообществах будет являться ресурсом совладающего поведения матери, самостоятельной копинг-стратегией или полем для реализации других стратегий совладания, что в свою очередь внесет вклад в дифференциацию соответствующих понятий. На основе результатов эмпирического исследования будет выявлено и описано возможное деструктивное влияние социальной самоорганизации матерей в виртуальном пространстве на эмоциональные отношения женщин со значимыми другими, в том числе с детьми.

Исследование ресурсности и психологических издержек социальной самоорганизации матерей в виртуальном и реальном пространствах позволит расширить представление о механизмах повышения эффективности материнства в современном обществе, определить пути профилактики деза-даптивных форм поведения и оказания психологической помощи женщинам, имеющим детей, а так же повысить объяснительный и прогностический потенциал психологической науки в области материнства. Комплексное теоретико-эмпирическое исследование феномена социальной самоорганизации матерей позволит разработать систему

Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них

оказания помощи матерям в трудных жизненных ситуациях с рациональным использованием сетевых возможностей. Данное направление является нашим приоритетом на сегодняшний день.

Библиографический список

1. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.

2. Тихомирова Е.В., Цветкова А.В. Виртуальная самоорганизация как средство преодоления страхов женщин на раннем этапе материнства // Психология психических состояний: сб. материалов по итогам IX Междунар. зимней школы по психологии состояний / отв. ред. Л.В. Артищева. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. - С. 149-152.

3. Тихомирова Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами Интернет-общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4. -№ 1. - С. 66-69.

4. Тихомирова Е.В., Беляева С.В. Социально-психологические характеристики преодоления жизненных трудностей Интернет-пользователями // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 156-160.

5. Тихомирова Е.В. Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности // Сибирский педагогический вестник. -2014. - № 3. - С. 163-167.

УДК 159.9:316.6

Авраменко Наталия Николаевна

кандидат психологических наук Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

avramenkonn@mail.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ И СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В НИХ

В статье представлены результаты исследования, целью которого выступило изучение стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов и выделение условий, которые определяют выбор этих стратегий. Показано, что студенты предпочитают активный вариант совладания - преодоление, их действия ориентированы на достижение, на практическое изменение трудной ситуации. Они вырабатывают план действий, вовлекают других людей в процесс решения проблем, могут проявлять агрессию. Для студентов не характерны такие формы поведения, которые соответствуют понятию «переживание». Многие из них не оказывались в особых жизненных ситуациях, которые невозможно разрешить с помощью предметно-практической и познавательной деятельности. Предпочтение студентами некоторых копинг-стратегий связано с наличием у них акцентуаций характера.

Ключевые слова: личностное развитие, трудные жизненные ситуации, копинг, копинг-стратегии, акцентуации характера.

Преодоление возникающих трудностей и психологическое благополучие человека - значимая и актуальная сегодня область психологии. Умение решать свои психологические проблемы является важным показателем адаптированности человека к условиям жизни и его уровня личностного развития.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [4, с. 6]. Таким образом, она является фрустрирующей, источником повышенного напряжения и тревоги. Осознание необходимости изменений возникает не у каждого человека, оказавшегося в ТЖС. Для этого личность должна рассматривать её как проблемную, требующую определённых интеллектуальных усилий с её стороны, ответственности за происходящее и активности.

Поведение в ТЖС стало предметом изучения во второй половине ХХ века. В зарубежной психологии возникло направление, связанное с изучением «ко-пинга» («coping» - справляться, совладать - в переводе с англ.) личности. Понятие «копинг» введено Л. Мерфи в 1962 году. В настоящее время оно используется для изучения поведенческих, когнитивных и эмоциональных действий личности в любых трудных жизненных ситуациях. Совладающее поведение реализуется через стратегии. Они образованы различными способами этого поведения.

Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии [11]. Первые предполагают рациональный анализ проблемы, при котором человек самостоятельно строит план её решения, при этом может обратиться за помощью к другим, искать дополнительную информацию. Эмоционально-фокусированные стратегии не предполагают конкретных действий, так как человек старается не думать о проблеме. Сон, еда, алкоголь, музыка, вовлечение других людей в свои переживания помогают ему в этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.